Распространенные образы библиотекарей в отечественном кино. Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.


У студентов 1 курса специальности «Библиотековедение» заочного отделения ТОККиИ прошла дискуссия на тему «Образ библиотекаря и библиотеки в художественной литературе» (дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»).

В центре внимания оказались весьма интересные и противоречивые образы библиотекарей русской и зарубежной художественной литературы.

Для разбора студенты взяли следующие произведения отечественных авторов, советского и постсоветского времени: Бабель И.Э. «Публичная библиотека» (Золотых К.С.), Лиханов А.А. «Детская библиотека» (Саморукова Е.С.), Георгиевская С.М. «Серебряное слово» (Берестова В.П.), Елизаров М.Ю. «Библиотекарь» (Петина Ю.Н.), Улицкая Л.Е. «Сонечка» (Подщеколдина И.В.).

Жанровым разнообразием отличались произведения зарубежных авторов, охарактеризованные студентами: Майрон, В. Дьюи. «Кот из библиотеки, который потряс весь мир» (Голодок Е.С.), Белл Логан «Библиотекарша» (Котухова А.С.), Терри Пратчетт «Посох и Шляпа» (Татарникова Ж.Е.) Ларри Бейнхарт. «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло» (Печникова О.В.), Ион Колфер «Очень страшная мисс Мерфи» (Котова А.Д.) Здесь и политический детектив, и женский роман, и детское фэнтези. Одни из авторов дают конкретную характеристику героини - библиотекаря, другие открывают внутренний мир библиотекаря через действие, зачастую на отвлеченную тему.

Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы, позволяющие несведущему человеку представить место и роль библиотечной профессии в обществе.

Очень часто образ библиотекаря никак не соответствует нашему представлению о себе. Как показывают примеры из художественной литературы, библиотекарь – весьма неадекватный человек в глазах писателей, журналистов, то есть тех, кто озвучивает и одновременно предопределяет общественное мнение.

Тем не менее надо читать художественную литературу о людях своей профессии: здесь описаны и разобраны все психологические типы и ситуации. И нельзя говорить о развитии нашего профессионального сознания, пока мы не будем знать о себе достаточно.

Характер изображения книги, библиотеки и библиотекаря в художе­ственной литературе и киноискусстве предстает сколком отношения к ним общества. А произведения литературы и кино позволяют объемнее осмыс­лить место библиотеки в жизни общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке и ее сотрудникам за­висит не столько от статуса учреждения, количественных показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в обществе представлений и стереотипов .

Книга и библиотека предстают объектами множества литературно-художественных и кинопостроений. Библиотека и библиотекари обильно и разнообразно представлены в мировой литературе и в кино - в самых раз­ных жанрах - повести, романе, иронической сказке, детективе, мистиче­ской прозе. Название профессии фигурирует в заглавиях, явно позициони­руя главную роль ее представителей в развитии сюжета: в пьесе А. Галина, рассказах А. Никитина, А. Пака, с. Антонова, романе М. Елизарова, филь­ме П. Уинзера. Однако в ряде их изображение библиотекаря далеко от практики библиотечного дела, его современного состояния.

Образ библиотеки и ее служащих в литературе и искусстве кино не­однозначны. образцом создания модели, структуры мироустройства. М. де Унамуно полагал, что цель науки - каталогизация Вселенной для возврата ее Господу в полном порядке. В романе М. Павича « Хазарский словарь» каталог выступает как своеобразная матрица Вселен­ной. Подобные построения отражают взгляд на библиотечное дело как на систематизацию знания. Х. - Л. Борхес в романе «Вавилонская библиоте­ка» создал образ беспредельной, неиссякаемой библиотеки как модели ми­ра, его метафоры . В его видении, библиотека - это и Вселенная, и бесконечная книга, а человек - неискушенный библиотекарь.
При этом изображаемая библиотека - обычно архитектурно сложное, многоуровневое сооружение с секретными камерами и ходами - может представлять и фундаментальное, классического стиля, здание с колонна­ми и портиками, и сумрачное храмово-монастырское сооружение, а может занимать подвал - низ городского пространства и социального «пода».

Библиотека часто становится местом действия в кино и литературе (повесть А. Лиханова «Детская библиотека»): в сказке В. Шукшина «До третьих петухов» она предстает полем острых духовно-интеллектуальных дискуссий. Библиотека активно включена в художественное действие фильмов «Живет такой парень», «Влюблен по собственному желанию», «Ранетки». В картине С. Герасимова «У озера» библиотека - площадка ду­ховно-поэтического общения и даже любовного соперничества.

В библиотеке происходят знаковые встречи («Сонечка» Л. Улицкой, «Бесконечная книга» М. Энде, фильм «Живет такой парень» В. Шукшина). Книга и библиотека в литературе нередко наделяются загадочностью. Сложность и закрытость библиотечной работы прочно окутывает это уч­реждение ореолом тайны, диктует детективный сюжет. Книжные коллек­ции служат ключом для отыскания вневременного коридора, портала в па­раллельный мир, источником подсказки судьбоносного решения и потому становятся объектом поиска, изощренной охоты и ожесточенной борьбы, от исхода которой зависит судьба мироздания. Так, библиотека Ивана Грозного образует зерно сюжетной интриги, предмет разысканий в романе Б. Акунина «Алтын Толобас».

Библиотеке и книге нередко угрожает беда - причем в самые разные эпохи, что подчеркивает уязвимость этого социального института и хруп­кость самого книжного знания. В романе У. Эко «Имя розы» библиотека предстает как аналог пути познания, структуры губительной для человека истины. Неистребимая жажда запретного знания одних и фанатичное стремление других его ограничить провоцируют ее гибель.

Эпи­центром схватки полярных начал - добра и зла, двух миров - реального и потустороннего, подчас - плацдармом прямых боев (фильм «Исаев»).

Многие фигуры героев - отзвуки размышлений об идеальном биб­лиотекаре. В их действиях проступает стремление упорядочить, системно организовать пространство, зафиксировать, сохранить для будущего. При­роду библиотекаря часто составляет фанатическая любовь к книге, истовая преданность ей. Подобный энтузиаст способен постичь глубины книжных смыслов и духовных посылов. Такое начало в героях запечатлели И. Бу­нин, Х. - Л. Борхес, К. Чапек, В. Шаламов, Л. Улицкая.

В советской литературе фигура библиотекаря была знаковой. В 1940-1960-е гг. герой-библиотекарь объединял исполнение своих профес­сиональных функций и интеллектуально-духовное подвижничество. В оте­чественной литературе нашла особенное отражение такая присущая биб­лиотекарю функция, как Хранителя. Проза военных лет эту функцию уси­лила: многие персонажи-библиотекари самоотверженно спасали книги и отстаивали библиотеки как оплоты человеческой культуры - в противовес демонстративному уничтожению книг фашистами (В. Лидин).

Библиотекарь нередко мыслился типичным представителем русской интеллигенции. В ряду сущностных для него черт - благородство, досто­инство, моральный ригоризм и неизбежное одиночество. Часто образ чест­ного, но неимущего библиотекаря подавался как этический императив.

Библиотечная профессия нередко становилась формой внутренней эмиграции, духовного подполья, эскапизма. В послесталинской литературе формируется образ данной профессии именно как «ловушки» для интелли­генции . Авторы наделяют библиотекаря функцией сопротивле­ния обстоятельствам, несправедливости, политическому диктату и функ­цией самопожертвования, что демонстрирует пьеса А. Галина «Библиоте­карь». Служителю книги приписывается внутреннее диссидентство. Таков ученый Шулубин в повести А. Солженицына «Раковый корпус». В книгах А. Солженицына и В. Шаламова библиотека в нечеловеческих условиях ГУЛАГа выступает как спасительная для личности инстанция. Жизнь сре­ди книг позволяет затеряться, спрятаться от невзгод мира, избежать уже­сточения приговора, смерти. Убежищем от катаклизмов эпохи стала биб­лиотека для «Сонечки» Улицкой.

Современное кино опровергает представление о профессии библио­текаря как о тихой и спокойной. Библиотека становится местом схватки белых и красных в фильме «Исаев» (по роману Ю. Семенова). Так, смот­ритель народной библиотеки Владимиров - отец разведчика Исаева -в разгар гражданской войны отстаивает библиотеку как оплот культуры, духовности, знания. Белого генерала, знатока семи языков, от сожжения книжного хранилища уберегло понимание «презумпции» культуры, гене­тически заложенное сознание невозможности варварского поступка по от­ношению к библиотеке. Вызревает сознание ценности книжного мира и у красных, и под пулемет вместо фолиантов они все-таки догадываются подложить кирпичи. Но сберегший книги от тех и других, Владимиров гибнет от рук вандала, уверовавшего в лозунг «сейчас все можно».

Причастность профессия к тайнам, опасностям и приключениям подтверждают фильмы П. Уинзера «Библиотекарь. В поисках Копья судь­бы», «Библиотекарь-2. Возвращение в копи царя Соломона», «Библиоте-карь-3. Проклятие Иудовой чаши». Опорой сюжетной коллизии в них слу­жат стереотипные фабульные ходы и детальные трюизмы. Так, библиоте­карь Флинн Карсен вместе со смелой и опытной телохранительницей Николь прошел экстремальные испытания. В фильмах проступает архетип библиотеки как таинственного пространства - места свершения сакраль­ных действий. Монументальное, овеянное мистическим ореолом, здание столичной библиотеки напоминает храм. Библиотека предстает хранитель­ницей магических артефактов, книга - предметом сокровенного знания, а библиотечная стезя - избранничеством. В этом мире возможны самые фантастические события - невероятные встречи, столкновения, происше­ствия, преступления . В библиотеке, куда «призван» вечный сту­дент Флинн Карсен, течет тайная для непосвященных жизнь. Секретные залы хранят древние артефакты и бесценные культурные сокровища - меч Экскалибура, оригинал «Моны Лизы» да Винчи.

Флинну выпадает «квест» - особо важное жизненное задание. Он из­бран стать хранителем сокровищ. Эта ответственная миссия переворачива­ет жизнь незадачливого студиозуса. В центре интриги - чудаковатый кни­гочей-недотепа, далекий от мира мечтатель, имеющий 26 (а в третьем фильме 32) высших образований. Флинн - знаток редких языков, туземных обычаев, экзотических обрядов - кладези, казалось бы, малоактуальной, чрезмерной информации. Он традиционно смешон внешне - в нелепой одежде и неизменных очках - в качестве типичного признака «ботаника». Флинн часто ведет себя как завзятый неудачник, что проявляет стереотип­ное представление о библиотечном работнике. В целом видение библиоте­каря, библиотеки в фильмах Уинзера традиционно и архаично.

Флинн, страшащийся реальной жизни, должен наконец выйти из спасительного кокона прилежного студента и вступить в поединок с чле­нами злобного Братства Змеи, выкравшими часть Копья судьбы. Совме­щенные воедино, фрагменты волшебного разящего орудия даруют его вла­дельцу абсолютную власть над мирозданием. Недотепе Флинну противо­стоит сильный, хитроумный враг - профессор, оказавшийся похитителем рокового артефакта. Злодей жаждет проникнуть во Врата вечной жизни, чтобы овладеть даром управлять жизнью и смертью. От исхода их борьбы зависят судьбы мира. Дабы пресечь чудовищные помыслы, Флинн вынуж­ден отправиться на поиски других частей копья. Никто, кроме истинного библиотекаря, не сможет справиться с миссией избавления мира от зла. Библиотекарь предстает не только знатоком-энциклопедистом, хранителем и транслятором книжного знания, но и активным борцом со злом и нечи­стью, защитником и спасителем мира; а храбрая Николь призвана выпол­нить миссию его охраны.

Согласно жанру, выполнение библиотекарем его миссии осложняет череда тайн. Поиски предваряют мрачные предсказания, которые неизмен­но сбываются. Путь героя - нескончаемая цепь препятствий к достижению цели. Флинн вместе со спутницей пересекает непроходимые джунгли, пре­одолевает мрачные бездны и бурную реку между скалистыми обрывами, перебирается по полуразрушенному висячему мосту, минует снежные бу­раны, ловушки-зеркала, проникает в племя дикарей, посещает храм майя, буддистский храм, покоряет гору Хайме в Гималаях, причем ведет себя адекватно предписанной типажу роли, ошибочно сокрушая жемчужину культуры. Путь героев сопровождают неожиданные находки и вполне ожидаемые открытия: «Бог внутри каждого из нас».

Поначалу феноменальные знания героя являются своеобразным спо­собом защиты от реальности. Не случайно Флинна напутствуют фразой «Рискни, герой!», призывая приступить, наконец, к постижению живой жизни. В ходе испытаний недавний отшельник познает мир во всей его полноте. При этом мир выручают и самому библиотекарю-избраннику да­руют победу его обширные и якобы бесполезные познания. Спасительные знания актуализируются в самый нужный момент, обеспечивая выход из безнадежных ситуаций. Знание дает ключ к задаче, позволяя расшифро­вать древние письмена и тайные коды, разгадать метафоры (Сколько вре­мени надо, чтобы снова стать птицей?). Ум и знания не просто уравнены с храбростью и силой - в сюжете они явно предпочтительны. Образованность Флинна гармонично дополняет физическую сноровку Николь.

Героя всюду сопровождает характерная примета - фолиант - как знак принадлежности к профессии и традиционной книжной культуре. В этой де­тали проступает отзвук восприятия книги как сакрального предмета.

В отношении режиссера к герою проступает заметная ироничность. Но градус иронии постепенно снижается. Постоянно декларируется высо­кое звание библиотекаря: «Никто не смеет так говорить о библиотекаре, даже он сам!»; «Нельзя ронять свое звание библиотекаря». Название про­фессии звучит почтительно. Принадлежность антипода к библиотечной среде («Я тоже был библиотекарем») усложняет исход боя героя-Добро и героя-Зло. Пародийное звучание не претит симпатии к герою-биб­лиотекарю.

Нешуточное ристалище между силами добра и зла разворачивается в фильмах С. Соммерса «Мумия». Его героиня - библиотекарь Эвелин обла­дает экзотическими для нынешней поры, но эффективными знаниями: вла­дение древнеегипетским языком позволяет ей прочесть «Книгу Мертвых» и внести свою лепту в поединок с потусторонним злом.

Таинственный текст, открывающий трагическое, но необходимое че­ловечеству знание, фигурирует и в экранизации «Кода да Винчи» Д. Брау­на. Инкунабул является объектом почти культового поклонения. В «Багро­вых реках - 2» это оригинал Апокалипсиса руки самого Бога. Древней книге отводится прикладная роль - как необходимого для выполнения миссии инструмента, ключа к разгадыванию тайны, иногда источника про­дуцирования спасительной идеи.

Деяния «супербиблиотекарей» убеждают, что их профессия -«почетна». Американские фильмы явно отвечают пожеланиям общества и ожиданиям профессиональной среды в повышении статуса профессии библиотекаря. Отношению к книге возвращается давний мистический от­тенок. Характерно, что действие в этих кинофильмах строится вокруг ма­нускриптов сакрального плана, фундаментальных для человеческой ду­ховной культуры, «роковых» текстов . Из-за подобных раритетов устраиваются мировые заговоры, разворачиваются вселенские битвы.

Библиотекарей, героев отечественного кино 1970-1980-х гг., объединяет образованность, интеллигентность, высокая нравственность. Так, юная Лена Бармина из фильма «У озера» - олицетворение чистоты, интеллигентности, естественности, достоинства, женского очарования.

В фильме «Влюблен по собственному желанию» С. Микаэляна пред­стает привычный для обыденного сознания тип библиотекаря - скромной, непрактичной, внешне невыразительной, но доброй, отзывчивой, интелли­гентной, одухотворенной личности, способной построить женское счастье с помощью эмоциональных усилий, умения извлечь из-под спуда духовное начало своего избранника и укрепить его.

В сериале «Ранетки» С. Орланова эксплуатируется знакомый типаж. В образе Светы Уткиной проступают отзвуки былого стереотипа - чудако­ватой, наивной, трогательной библиотекарши, проглядывает желание под­черкнуть в ней романтичность, некоторую старомодность, бессребренни-чество, присутствие духовного начала. В ее облике ощутимы отголоски штампа о библиотекаре как незаметной персоне. Привлекательно в героине неистребимое желание обрести личное счастье. Вновь библиотекарь во­площен вне дела, вне профессиональных занятий, на фоне чахлых книж­ных стеллажей и старенького ПК, что не отвечает реальности.

Таким образом, библиотекарь - в числе популярных и даже знако­вых персонажей мировой литературы и кинематографа. Само его присут­ствие в различных произведениях - признак всеобщего интереса к этой профессии, знак доверия к неистощимым ресурсам библиотечного дела, знаний, отзвук представлений о безграничных, почти мистических воз­можностях книги.

Современные кино и словесность демонстрируют появление новых вариантов типажей библиотечных работников - от чудака до праведника. Однако в них сохраняются и прежние стереотипы, причем в свежей трак­товке. В «миксе» мистики и компьютерных технологий забавно доказыва­ется: качества, что приписываются в общественном сознании типичному библиотекарю, действенны и спасительны во все времена.

При этом характерно почти полное отсутствие книги и книжных кол­лекций в пространстве современного кино. В доперестроечных фильмах лич­ная библиотека была почти обязательным предметным фоном действия. Кни­га нередко становилась пружиной сюжетной интриги. Так, пушкинские стихи и роман «Евгений Онегин», служащие лейтмотивом трогательного фильма «Я вас любил», питают и обогащают нежное, негромкое чувство юного героя; строки поэмы А. Блока «Скифы», вдохновенно прочитанные Леной Барми-ной в стенах библиотеки, органично включаются в кинорассказ о духовных исканиях личности, ее взаимоотношениях с миром и природой.

В нынешнем кино, а тем более сериалах, книга отсутствует даже в качестве предмета интерьера. Как деталь вещественного мира она практи­чески исчезла из пространства современного дома, не обнаруживаясь даже в домашних и офисных кабинетах деловых людей. Как и в реальности, книга в кино и литературе перестала быть предметом духовного интереса, поводом для общения и взрослых, и детей. Крайне редко она становится источником для внутренних движений, почвой для самоисследования.

Опасность заключается в том, что в литературных произведениях и кино сохраняются и транслируются старые стереотипы и продуцируются, тиражируются и популяризируются новые . Образ библиотекаря в литературе и кино далек от современных реалий, от понимания его дея­тельности в контексте запросов общества, новейших мультимедийных технологий; наблюдается даже искажение, «ухудшение образа библиотеки и библиотечной профессии в литературе» . В образе биб­лиотекаря больше проступает связь с прошлым состоянием профессии, что окутывает его романтическим ореолом. В силу привычного доверия чита­телей к печатным текстам эти стереотипы, легко внедряясь в сознание, ис­кажают представление о сегодняшнем библиотекаре, затрудняют воспри­ятие реального облика современного специалиста, трудящегося в новом информационном пространстве, открытого технологическим новациям и одновременно хранящего верность профессиональным традициям и воз­ложенной на него обществом культурно-духовной миссии.

При этом роль книги как явления профессиональной деятельности библиотекаря и духовной практики читателя ослаблена. Кинематограф транслирует образ книги как далекого от современности, связанного ис­ключительно с минувшим духовным опытом человечества (а то и с мисти­чески-сакральным планом) и внезапно актуализированного артефакта. Ис­кусство также фиксирует доминирование знаниево-информационного под­хода над духовным в деятельности современной библиотеки. Социальное аутсайдерство библиотекарей повлекло утрату ими роли духовных автори­тетов. Налицо девальвация в литературе и кино идеи книжности как фено­мена культуры.

  • Логинова, Н. В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отече­ственной художественной литературе / Н. В. Логинова // Библиотековедение. - 2007. -№ 1. - С. 118-122.
  • Матвеев, М. «И не кончится никак век...» Образы библиотек и библиотекарей на экране в конце XX - начале XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2008. - № 21. - С. 29-32.
  • Матвеев, М. И не кончится никак век. Образы библиотек и библиотекарей на экране в конце XX - начале XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2008. - № 23. - С. 22-26.
  • Матвеев, М. И непременно. труп. Библиотеки и библиотекари в детектив­ных романах / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 9. - С. 36-41.
  • Матвеев, М. Как в кино!? Библиотеки и библиотекари в кинофильмах / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 4. - С. 36-39.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 10. - С. 36-37.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 12. - С. 40-43.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2004. - № 1. - С. 40-43.
  • Матвеев, М. Ю. Образ библиотеки в произведениях художественной лите­ратуры. Литературно-социологические очерки / М. Ю. Матвеев, Д. К. Равинский. -СПб., РНБ, 2003. - 136 с.
  • Матвеев, М. Тлетворное влияние постмодернизма? Образы библиотек и библиотекарей в художественных произведениях второй половины ХХ - начала XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2010. - № 12. - С. 36-42.

Источник : Духовно-нравственная культура России: : материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Пра­вославие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - , 2011. - 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8

Слайд 1
Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве.
Быть библиотекарем – то же, что ехать на велосипеде:

если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед,

вы падаете.

Д. Шумахер.
Я получил образование в библиотеке.

Причем, совершенно бесплатно.

Р. Бредбери.
Библиотечная профессия не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

В самом деле, отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко замкнутых, интровертных, не от мира сего личностях, - с этим приходится мириться и существовать или бороться профессиональным объединениям библиотекарей не только в нашей стране, но и по всему миру. Специфика библиотечной работы, как в древние времена, так и в наши дни, остается загадкой для большинства.
Слайд 2
Интересно то, что совершенно невозможно определить все разнообразие деятельности библиотекаря, используя для этого один единственный глагол, тогда как врач – лечит, учитель – учит, повар – готовит еду и т.д.

В энциклопедических словарях слово «библиотекарь» часто отсутствует. Слово «библиотека» есть, а слова «библиотекарь» нет. Толкование слова, обозначающего нашу с вами профессию, чаще звучит так: библиотекарь - работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю.

Во французском энциклопедическом словаре Larousse 1980 года издания есть такое определение: библиотекарь - лицо, которому поручили управление библиотекой или присмотр за оной.

Остановиться я решила на следующем определении, понравившемся мне больше других своей многогранностью.

Библиотекарь - работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом.
Слайд 3
Одной из многочисленных задач современного библиотекаря является создание условий, организация информационной среды библиотеки, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя информация интериоризировалась (т.е. была бы глубинно усвоена) им.
Слайд 4
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, ежедневно возникают разные неповторимые ситуации.

На своей странице в Facebookе Российская государственная библиотека открыла интересную рубрику "Историческая жалоба". Здесь публикуются наиболее выдающиеся заметки, поступившие в жалобную книгу библиотеки.

Вот некоторые из них:
Слайд 5
"Очень просим вас, чтобы в вечерние часы библиотекари-консультанты удваивались или утраивались на рабочих местах, особенно в зале каталогов. Демченко И.В. 5 мая 1936 года".
«На вопрос, где бы читателям выпить воды с сиропом, библиотекарша ответила: «нигде». Мне, советскому человеку, такое отношение непонятно. Рядом с гардеробом иногда стоит самовар, но только в качестве издевательства, потому что при нём нет стакана! Неужели нельзя чем-нибудь заполнить этот пробел?» - негодовал 12 июля 1937 г. некто Черных Н.В.
Слайд 6
"Я считаю, что культурный человек не должен наблюдать за тем, как читают другие, даже если этот человек и сотрудник библиотеки! Нужно же всё-таки доверять людям и понимать особенности их настроения! А сотрудница Розенталь нагло продолжала оставаться в пределах читального зала и иногда бросать в мою сторону косые, подозрительные взгляды пока я сам оттуда не вышел. Считаю, что всё это было проделано с её стороны грубо, стыдно и нетактично", - возмущается неизвестный читатель в жалобной книге 21 июня 1937 г.
Слайд 7
Мы работаем для нашего читателя, каким бы он ни был. Профессиональной чертой библиотекаря должно быть высокое педагогическое мастерство. Нужно прежде всего любить людей, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывая особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, объясняя доходчиво и терпеливо. Помимо эрудированности, мы должны быть чуткими и отзывчивыми, всегда неизменно вежливыми и внимательными.

Контакт с читателем должен быть доверительным. Ведь положительное отношение к специалисту возникает не только и не столько потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседу, охотно помогать в выборе книг. Настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, эмпатия к другому человеку.

Общение с читателем – это обмен информацией. Помните ли вы, что 40% информации усваивается благодаря интонации речи, что помимо текста существует подтекст? К сожалению, «открытие» этих истин происходит порой в конфликтных ситуациях.
Слайд 8
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при постановке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Личное обаяние и приятная внешность также необходимы библиотекарю. А хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность и чувство юмора ее сотрудников.
Слайд 9
Сегодня профессия библиотекаря рассматривается в широком социальном контексте. В нашей нынешней, весьма напряженной жизни люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения, для обретения душевного комфорта и равновесия.

В условиях глобальной информатизации все изменяется: меняются интерьеры, фонды, материально-техническая база, оснащенность библиотек. Но готовы ли к переменам сами библиотекари?..

Я не очень давно работаю в библиотеке. Но изучив эту проблему, мне стало интересно, почему до сих пор отечественный библиотекарь в глазах других предстаёт в образе серой мышки, почему выглядит не самым лучшим образом?

Характер изображения библиотекаря в художественной литературе и киноискусстве предстает отражением отношения к ним (то есть к нам, уважаемые коллеги) общества.
В отечественном кинематографе и литературе можно выделить следующие характерные образы библиотекарей:
1. Подвижник или святой. Это тип библиотекаря-праведника, думающего только о благополучии библиотеки, в которой он работает. Такие библиотекари видят цель своей жизни и счастье в том, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Они безвозмездно и бескорыстно помогают людям, предоставляя им знания и информацию.

2. Идеалист, мечтающий приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному». Библиотекари данного типа мечтают перевоспитать своих читателей посредством серьезной литературы, заставляющей думать.

3. Бунтарь, революционер, не согласный с политической системой, взглядами и порядками, существующими в обществе. К сожалению, очень часто такие библиотекари рассматривают библиотеку лишь как вынужденное и временное пристанище.

4. Честный и бедный труженик. Самый распространенный тип отечественного библиотекаря.
В зарубежной литературе и кино образы библиотекарей несколько ярче и заметней. Тем не менее, писатели и режиссеры зачастую изображали и изображают библиотеку как символ крушения жизненных планов. (Ниже падать уже некуда.) Такие стереотипы сохраняются вплоть до 2000-х годов.

Сегодня в зарубежном искусстве образ библиотекаря стал гораздо интереснее. Нашего коллегу можно «повстречать» и в фантастике, и в любовных романах, и в остросюжетных фильмах, детективах, в мистике и даже в ужастиках…
Я хочу представить вашему вниманию подборку произведений отечественных и зарубежных писателей и режиссеров на данную тему.
Итак, ПРО КИНО.

Открывает нашу подборку фильм

«Библиотекарь» США, 2004 г. Режиссер Питер Уинзер.
Слайд 10

Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент-ботаник Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предложили ему работодатели, сильно отличается от будничной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки может быть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей…
Слайд 11
«Брак по расчету». Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова, Е. Стычкин.

Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя…
«Багровые реки». Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.

Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Однако выясняется, что именно сотрудник библиотеки был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял свою роль, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме…
Слайд 12
«Блюз опадающих листьев». Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг.

Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множества тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни ничего не бывает просто так…
«Влюблен по собственному желанию». СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян. В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.

Героиня фильма – молодая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, герои приходят к выводу, что влюбиться можно по желанию, в человека, которого просто наметишь. И они решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении…
Слайд 13
«Живет такой парень». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова.

История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, Пашка любит пофорсить. Ему нравится Настя, местный библиотекарь, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает.
«У озера». СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов. В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.

Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 40 лет назад на всю страну кинофильма. «У озера» - это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми, родной природой и окружающим нас миром. А еще это история любви.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1971 году.
Слайд 14
«Пистолет в сумочке Бетти Лу». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. роли: Пенелопа Энн Миллер.

Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем начинаются невероятные приключения.

В этом фильме показан бунт библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования, монотонной работы и всеобщего равнодушия идут на рискованные действия.
Слайд 15
«Как пройти в библиотеку?» Россия, 2011. Режиссер Е. Малков. В ролях: Т. Бибич, Т. Черкасова.

Владелец сети ночных клубов Олег Баринов по пути на работу заезжает в районную библиотеку, чтобы отдать ненужные книги, которых дома у него накопилось много, а выбрасывать их на помойку ему не позволяет воспитание. В библиотеке он знакомится с Аллой - невзрачной, незаметной девушкой-библиотекарем, которая сначала не производит на него ни малейшего впечатления…
«Мумия» США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс. В ролях: Р. Вайс, Б. Фрейзер.

Конечно, я не могла пропустить этот фильм, ведь его главная героиня Эвелин говорит: «Я горжусь тем, кто я есть… Я – библиотекарь!».

Эвелин не только библиотекарь, она еще и историк, лингвист, и она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. Именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Фильмы фильмами, но наша профессиональная судьба (а для многих она неотделима от личной) заключена все же в книге. Судьба библиотекаря – смотря в книгу, видеть в ней собственное отражение. Это накладывает определенный отпечаток и формирует особый образ, далеко не всегда однозначный.
Итак, далее – ОБРАЗ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 16
Василий Шукшин «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Это сказка-притча. Здесь ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгаритэ». Содержание телефонного разговора, который ведет героиня, не привлекает к ней поклонников, а совсем наоборот, делает образ женщины-библиотекаря примитивным и пошлым.

Лилия Беляева «Семь лет не в счет»

Библиотекарь в книге – честный и бедный труженик. Главный герой на семь лет уезжает зарабатывать деньги на Сахалин. За это время его жена Лариса превращается в типичную (по мнению автора) библиотекаршу с узлом волос на затылке и в бесформенном свитере: «Одна... утром, днем, вечером... Дома, в библиотеке. Книги, полки, книги...». В повести описываются и другие библиотекари. Это принципиальная заведующая читальным залом, а также две подруги Ларисы, для которых увидеть мир обеспеченных людей - все равно, что «слетать на Марс».
Слайд 17
Александр Володин «Идеалистка»

Автор не называет даже ее имени. Она – библиотекарь по профессии и идеалистка по жизни. Она изо всех сил верит в чистую и светлую любовь на всю жизнь, хотя знает, что многие легко сходятся всего лишь на неделю. В ее голове перемешаны истории любви - Офелии, Агафьи Тихоновны, Бедной Лизы, Анны Карениной и даже Дульсинеи Тобосской. И ни возраст, ни жизненные невзгоды никогда не изменят ее романтического восприятия мира. Потому что, как сказано в пьесе, «стыдно быть несчастливой».
Н.К. Горбунов «Доклад»

«Святость» библиотекаря приводит к трагикомическим ситуациям. Так, в рассказе библиотекарь искренне радуется за профессора, беззастенчиво использующего в своем выступлении редкие материалы, которые она собирала по крупицам в течение долгого времени.
Слайд 18
Илья Эренбург. «День второй».

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»
Ларри Бейнхарт «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло»

Университетский библиотекарь Дэвид Голдберг работает на эксцентричного пожилого миллиардера, последнее желание которого - оставить потомкам мемориальную библиотеку о себе и своих достижениях. Впрочем, самая запоминающаяся вещь в его деятельности, как случайно обнаруживает Голдберг - тайна большой политики, которая никогда не должна выплыть наружу. Это заговор по фальсификации президентских выборов! За главным героем, библиотекарем, систематизирующим архивную информацию, начинается настоящая охота.
Слайд 19
Роман Сенчин «Елтышевы»

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается.
Александр Солженицын «Раковый корпус»

Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь. Профессия библиотекаря в романе оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека, сделав его несчастным, сломленным полностью.
Слайд 20
Людмила Улицкая «Сонечка»

Людмила Улицкая написала яркий, удивительный образ библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...» .

О повести «Сонечка» когда-то напечатали в одном из наших профессиональных изданий. Автор статьи писала: «Сонечка» – это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава, …главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Мое мнение по поводу характера главной героини расходится с мнением автора этой статьи, и я думаю, что далеко не каждая из нас увидит в Сонечке образец для подражания и в профессиональном, и в личном плане.
Вера Калашникова «Ностальгия»

Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал для своей диссертации; надо только в немецких архивах немного порыться... Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря), очень начитанная.

Ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция. Разочарованная отечественной действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения… Повесть необычна и привлекает внимание тем, что в ней, в одной из первых в российской современной литературе, простой библиотекарь приравнивается к академикам, наделен большим интеллектуальным потенциалом.
И именно на этой высокой ноте мне хотелось бы закончить. Конечно, есть и другие образы, и множество других персонажей. Регламент нашего мероприятия не позволяет продемонстрировать все примеры образа библиотекаря, которые возможно обнаружить в художественной литературе и кино (приятно удивляет то, что их немало).

Как это ни странно, но социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет весьма спокойные профессии (например, библиотекарь), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, спасатели). Первые это делают из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а эмоции, между тем, рвутся наружу; а у вторых склонность к риску превращается в привычку.

Я не призываю вас играть в азартные игры, но хочу пожелать привнести этот азарт, огонь в душе, в нашу профессиональную деятельность; сохраняя традиции, постоянно желать нового. И тогда уже в скором будущем в кино и литературе появятся совсем иные образы российских библиотекарей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Существование и развитие профессии библиотекаря по работе с детьми: профессиональная квалификация и кадровые проблемы. Исследование роли детского библиотекаря в приобщении к чтению. Образование, профессиональные компетенции, профессиограмма библиотекаря.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Теоретические основы имиджа: понятие, структура, функции. Гендерные аспекты имиджа. Современный имидж женщины-министра. Имидж российских министров сельского хозяйства Елены Скрынник, соцразвития Татьяны Голиковой, экономразвития Эльвиры Набиуллиной.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2008