Роль мистецтва в произведении слепой музыкант. Нравственный выбор на примере повести В

Утебаева Жания Конисбаевна

учитель русского языка и литературы г. Актобе, основная школа № 52

Цели урока:

На примере главного героя повести помочь учащимся осознать остроту

проблемы нравственного выбора человека; показать духовное обновление

героя повести;

Развивать аналитико — синтетические способности учащихся; отрабатывать навыки коллективной работы; активизировать устную речь учащихся;

Прививать любовь к жизни, чувство собственного достоинства

Тип урока: урок — размышление

Форма урока: групповая, индивидуальная

Метод урока: «Ротация»

Оборудование: учебник — хрестоматия для 8 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения, «Литература» З.И.Боранбаева, Р.С.Сверчкова, Алматы «Білім» 2014 год, портрет В.Г.Короленко, ватманы, маркеры, интерактивная доска, слайды, видеозаписи, выставка книг В.Г.Короленко

Ход урока:

Эпиграф урока: Твой взгляд — да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.

I.Организационный момент. Психологический настрой класса.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

II. Сообщение темы, знакомство с целью урока и формами его проведения.

III. Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы проведем необычный урок по повести писателя — гуманиста В. Г.Короленко «Слепой музыкант». Цель нашего урока — попытаться понять для чего рождается человек, в чем смысл его жизни, какова была цель В.Г.Короленко, написавшего столь бесценное произведение. Чтобы достичь цели урока мы с вами будем работать в группах, отвечать на вопросы, рассуждать, делиться размышлениями. Обратите внимание на эпиграф нашего урока, на два высказывания на доске, которые помогут вам при рассуждении, используйте их в речи: «Счастье — только в жизни, а жизнь вся стремление, достижение, новое стремление». В.Г.Короленко

«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле».

Бертольд Брехт

IV.Класс делится на группы. Ученикам предлагаются жетоны красного, зеленого и желтого цветов. Выбрав свой цвет, ученики рассаживаются за столы.

V. Постановка вопросов. Учащимся раздаются пронумерованные (№ 1,2,3) ватманы с вопросами. Каждая группа в течение 5-6 минут на ватманах маркерами своего цвета отвечает на свой вопрос. Вопросы:

1. Благодаря кому и чему Петр Попельский одержал победу над своим

горем и выбрал правильный жизненный путь?

2.Знаете ли вы случаи, когда искусство играло неоценимую роль в судьбе

слепого человека? (Назвать фамилии, имена)

3. Как вы думаете, какие нравственные заповеди оставил В.Г. Короленко

подрастающему поколению в своей повести?
VI. Стадия размышления, осмысления. Ученики отвечают на вопросы, затем по сигналу учителя меняются ватманами, дополняют ответ другой группы. Когда каждая группа получает свой ватман со своим вопросом обратно, начинается обсуждение всех ответов на вопросы и презентация окончательного ответа на вопрос с учетом мнений всех групп.

VII. Примерные ответы учащихся на ватманах.

Вопрос: 1. Благодаря кому и чему Петр Попельский одержал победу над

своим горем и выбрал правильный жизненный путь?

Ответ: Благодаря родителям, настойчивости Максима Яценко, взаимной

любви к Эвелин, волшебству музыки.

Вопрос: 2. Знаете ли вы случаи, когда искусство играло неоценимую роль в

судьбе человека?

Ответ: Людвиг ван Бетховен — композитор, Диана Гурская — певица,

казахская группа «Сәт».

Вопрос: 3.Как вы думаете, какие нравственные заповеди оставил

В.Г. Короленко подрастающему поколению в своей повести?
Ответ: Счастье — только в жизни, а жизнь вся стремление, достижение,

новое стремление.

VII. Стадия осмысления, размышления. Ученики каждой группы поочередно читают свои ответы, дополняя устно написанное. Выступает вся группа. Во время их выступления на интерактивной доске демонстрируются

слайды, видеозаписи.

Презентация ответов на вопросы всех трех групп.

Вывод по первому вопросу: Петр Попельский был погружен в мир тьмы и личного горя. Разумеется, родители своей безграничной любовью оказывали огромную моральную поддержку сыну. Неоценима трепетная, бескорыстная любовь Эвелины. Но роль дяди, Максима Яценко, в прозрении, перерождении Петра достойна высокого признания.

Безусловно, природный талант, страсть к музыке сыграли немаловажную роль в победе героя над разъедающей болью (видеозапись «Музыка, расколовшая темноту»).

Вывод по второму вопросу: Сила искусства бесценна. Благодаря музыке Петр Попельский, преодолев свое личное горе, выразил всю глубину общенародного горя. «Он побеждал души этой толпы глубиной и ужасом жизненной правды», — пишет В.Г.Короленко

Примером преодоления тьмы в себе и обретения света служат:

1. Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 — 1827) В 1796 году, в 26 лет, Бетховен начинает терять слух. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Вершиной творчества Бетховена справедливо считается Девятая симфония, законченная в 1824 году. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь (видеозапись «Бетховен, фрагмент финала 9-ой симфонии…»).

2.Диа́на Гуда́евна Гурцка́я (2 июля 1978 года, Сухуми) - российская эстрадная певица и общественный деятель. Заслуженная артистка России. Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства (видеозапись «Диана Гурцкая — Ты знаешь, мама»).

3. Группа «Сәт». Группа существует 6 лет. Немного о членах группы.

Тұрар Тұрмысов родился в 1996 году. Все трое уроженцы Южно — Казахстанской области (видеозапись «Упорство группы «Сәт»)

Вывод по третьему вопросу: Каждый человек рано или поздно стоит перед трудным жизненным выбором, испытывает минуты счастья и несчастья. В.Г.Короленко писал своей читательнице следующие строки, которые можно назвать нравственными заповедями писателя подрастающему поколению:

«Такого времени, когда все без исключения люди будут вполне довольны и счастливы, — я полагаю, не будет вовсе. Самое большее, на что можно надеяться, это — чтобы у людей становилось все больше силы желать, стремиться, достигать и опять стремиться. Потому что счастье в жизни, а жизнь вся — стремление, достижение, новое стремление».

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

— Урок подошел к концу, скажите ребята, какое впечатление у вас сложилось?

— Какой вывод для себя вы сделали?

IX. Выставление оценок учащимся. К доске прикреплены смайлики: 1.Улыбающееся, радостное лицо (Оценка-5); 2. Спокойное, слегка

задумчивое лицо (Оценка-4); 3.Лицо грустное, с опущенными бровями

(Оценка-3) Ученики прикрепляют свои жетоны, справедливо оценивая

степень своей активности на уроке.

X. Домашнее задание: напишите обращение к людям от имени Петра

Попельского, которые стоят перед нравственным выбором.

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»

Проблема
Аргумент

Нравственные проблемы

1
Талант

- Его герой слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой.
-Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.
- А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

2
Что такое счастье?
1) В.Короленко. Слепой музыкант
"Человек создан для счастья, как птица для полета"; «дорогу осилит идущий»
-Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.
-Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.
- проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье
- Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?
- Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, - “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

3
Проблема формирования характера человека
1) В.Короленко. Слепой музыкант
- Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.
- Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека
- На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг
- Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

4
Сила духа
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.
- человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.
-Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

5
Роль искусства в жизни человека
1) В.Короленко. Слепой музыкант
- Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.
- Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима
- Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о
несчастных...”.

6
Проблема выбора
1) В.Короленко. Слепой музыкант
-"Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!"
Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.
-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.
- Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?
- Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.
-Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
- Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

7
Сострадание
1) В.Короленко. Слепой музыкант
-Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.
- После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.
- Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

8
Смыл жизни, человеческого существования
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.
Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.
- Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. Понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

9
Становление личности
1) В.Короленко. Слепой музыкант
- Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

10
Познание окружающего мира
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

11
Искренняя, самоотверженная любовь
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.

Тема урока . Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Тип урока : совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение усвоения.
Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Цель урока: Познакомить обучающихся с повестью В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.
Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.
Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.
Оборудование: презентация,

рисунки учащихся к различным эпизодам, музыкальное сопровождение,

Ход урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного восприятия нового материала.

I. Организационный момент Психологический настрой учащихся.

(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка)

Учитель. Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

2. Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите!Что еще? (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо! Нам понадобится учебник, ручка, карандаш. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! Комментарий: Дети проверяют наличие необходимых принадлежностей на рабочем месте. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Этап 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Учитель: Чтобы продолжить работу на д повестью, надо определить, что обозначают такие понятия, как тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения.

Комментарий: Предварительно детям было дано задание по группам. Обобщив всю собранную информацию, представители каждой группы готовили выступление и подбирали слайды по темам.

1 группа(2 об-ся) – (работа с литературоведческим словарем)теоритический материал проецируется на экране.

2 группа(5 об-ся)- определяет и называет тему, идею, жанр, композицию повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея: показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция:

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия: Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка: Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

Комментарий: Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;
– познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы; самостоятельно делать выводы;

Этап 3. Практикум

Слово учителя:

1. Формулирование темы урока

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому? Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Комментарий: на экране проецируется портрет писателя.

Тема урока - нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Сообщение целей урока

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

3. Постановка учебной задачи

Главный вопрос, который поставил в повести автор таков: «Для чего, собственно, создан человек?» («Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа: « … только счастье не всегда создано для него».)
Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные:

учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

– познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);

– регулятивные:

принимать, сохранять и ставить учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

2.Дискуссия.

Учитель: Вопросам о том, что такое счастье, где его границы, в чем его смысл, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году. Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Рождение слепого ребенка – это трагедия. Что с ним будет? Как сложится его жизнь?

Рассмотрим этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап: Пути познания мира.
/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души.

Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны : (работа с текстом- 1 гл., подзагл.6: « Звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней.)

Вывод : мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали главными формами его мысли.

- Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Учитель : Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матер и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод: Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - нет зрения.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди? /Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Назовите их, какова роль этих людей. О дяде уже сказали. (Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя).

Учитель: Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих

Какой талант открылся в мальчике? (Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим)/.
Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимать чувства других людей и сопереживать им.

Познавательные 6

освоение способов решения проблем поискового характера (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять главную мысль текста; понимать информацию, представленную в неявном виде);

понимание основы смыслового чтения художественного текста, умение выделять существенную информацию из текста;

проводить сравнение по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

устанавливать аналогии;

– регулятивные:

выполнять учебные действия в умственной форме;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

формулировать собственное мнение и позицию.
2-й этап Работа по группам

Казалось, что все хорошо. Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

1-я группа рассказывает о встрече с семьей Ставрученков, зачитывая описания из текста

2-я группа рассказывает о встрече со слепыми нищими-бандуристами, зачитывая описания из текста

Петрусь узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

3-я группа отвечает на вопрос: - Почему обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем?Что он почувствовал?/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Почему?

Урок внеклассного чтения по повести

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет В.Г.Короленко,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

    Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема : о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

« Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,

Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т.К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Подведение итогов.

Внеклассное чтение в 8 классе

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести В.Г.Короленко

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

-Отношение окружающих к главному герою.

-Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Проблемы:

Проблема нравственного и гражданского выбора.

Самое знаменитое творение В.Г. Короленко - повесть "Слепой музыкант: этюд", которая пережила 15 прижизненных переизданий (уникальный случай, свидетельствующий о популярности этого произведения). Первое издание вышло уже в 1886 г. (через год после того, как писатель вернулся из ссылки и начал активно печататься). Повесть перерабатывалась автором, каноническим считается текст шестого издания (1898).

В "Слепом музыканте" наиболее полно реализована нравственно-философская и эстетическая программа Короленко. Если извлечь притчево-символическую основу сюжета повести, речь идёт о господстве светлого начала в человеке, об инстинктивном, врожденном движении к свету, даже если человек его никогда не видел, а именно это характерно для главного героя, слепого от рождения. Путь героя был не простым, но именно свет, уже знакомые нам "огоньки" из одноименной прозаической миниатюры ждут нас в конце пути. Таково убеждение писателя.

Нравственная коллизия строится на основе природной ущемлен- ности, ущербности героя (слепота), которая отделяет его от других людей, озлобляет по отношению к остальным. Возвращение к людям, преодоление эгоизма страдания стали возможны после того, как главный герой, Петрок, смог почувствовать страдания других людей. Именно всеобщая солидарность, разделение со всеми своей боли (на основе народной духовности) становится дорогой торжества света, а значит, собственно человеческого, по Короленко. Подлинная сущность человека восторжествовала, когда главный герой осознал, что нужно не винить всех, а служить людям: в малом круге - жене и сыну, в большом - всем страждущим. Только так можно обрести достойное место в мире, свою нужность, полноценность - это правило действительно для любого человека.

Повесть "Слепой музыкант" воплощает стремление Короленко к синтезу реализма и романтизма. Здесь легко увидеть и задачи этого соединения (сочетание правды жизни и меры идеала), и его основные приёмы. Укажем в первую очередь приметы проникновения романтической эстетики в реалистическую ткань мира Короленко. В их числе, во-первых, романтическая поэтика редкого, необычного: перед нами история слепорождённого мальчика; именно на этом из ряда вон выходящем - а не типичном - материале раскрывается общечеловеческая проблематика. Во-вторых, интерес к иррациональному, подсознательному - как, например, это проявляется в кульминационный момент, когда Петр впервые взял на руки своего сына и будто бы увидел свет его глазами (это, впрочем, объясняется и материалистически - через биологическую память поколений, дремлющую в герое). В-третьих, специфическая импрессионистическая, суггестивная стилистика повести, лирическая ритмика речи. В-четвертых, романтическая топика синэстезии, смешения или замещения видов чувственного восприятия (как это происходит при восприятии мира слепым мальчиком). В-пятых, в основе повести сугубо романтическое понимание музыки, что формирует и тематический уровень произведения (модель искусства, концепцию духовной стороны человеческого бытия), и вышеупомянутую импрессионистическую, ритмизованную стилистику.

В основе сюжета повести - торжество человеческого духа над материей. В этой связи определяющее значение приобретает проблема искусства: это как раз то духовное, межчеловеческое, что объединяет вопреки горю, ведёт к счастью, идеалу. Особую роль в становлении эстетического чувства героя сыграло мифопоэтическое начало народного творчества. В народном творчестве в самой основе заложено то, что становится спасительным для героя, - преодоление индивидуального горя сообща (современное искусство может быть эгоистическим).

Нравственно-философская концепция повести связана также с проблемой воспитания, которая, в свою очередь, вращается вокруг вопроса о свободе выбора: не нужно держать ребенка в тепличных условиях, стараясь уберечь от боли и трудностей (как это делает мать героя Анна Михайловна), нужно поставить его лицом к лицу с большой, драматичной жизнью (этот путь для Петра открывает его дядя Максим, который тоже является инвалидом, но в его случае это было результатом яркой, насыщенной жизни, а не врожденной биологической ущемлённости). От боли уберечь ребёнка не удастся, а эгоизм страдания преодолевается только в большом мире. Нужно дать человеку возможность собственного выбора, собственного поиска. Вновь мы сталкиваемся со специфическим авторским доверием человеку. Мир Короленко - мир надежды на торжество светлого начала и - напряженного движения к этому свету, бескровной, но предельно активной борьбы за него.