Русский художник никитин краткая биография. Иван никитин - первый русский портретист

Иван Никитич Никитин (около 1690(?1680) - 1742) - сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина. О ранних годах обучения художника ничего не известно.Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I."Персонных дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости русского царя перед иностранцами , "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.Его творчество - начало русской живописи нового времени. Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни? Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однакодаже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью. Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки. К ранним работам можно отнести такие следующие его портреты

Парсуна

ПАРСУ́НА (др.-русск. парсуна, через польск. persona, от лат. persona - "личность, лицо, маска") - разновидность картины , характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI-XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета . Парсуна - уже не икона, но еще не портрет.

Парсу́на (искажённое лат.persona - личность , особа ) - название ранних русских портретов, находившихся под сильным влиянием иконописи. (Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты).

Никитин Иван Никитич. Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-13 г

Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени

И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Грм

Прасковья Ивановна (1694-1731) - царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «...младшая - Прасковья Иоанновна, „хроменькая", болезненная и слабенькая, „тихая и скромная", как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Она облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Фон портрета нейтральный, темный. Как написан художником этот портрет?... В портрете Никитина нарушены многие из общепринятых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Это прежде всего сказывается в отходе от анатомической правильности, прямой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Очевидно лишь тонкое чувство фактуры - мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность шелковистого горностая , -которое, не забудем, хорошо знакомо живописцам и прошлого столетия. В живописной манере ощущаются старые приемы высветления („вохрение по санкирю") от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым - в тенях. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. - как художник „знает", а не как „видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. И складки - ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. На этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели.Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, - конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они - „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. „Прекрасное должно быть величаво"» (Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999. С. 65-66.).

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

Наталья Алексеевна (1673-1716) - дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713-1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5-6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза - весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году - ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения - около 1714-1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. - СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

И.Н.Никитин (Середина 1680-х – не ранее 1742) - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
>

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Никитин Иван, знаменитый русский художник - портретист, один из первых получивший европейское образование. Родился в Москве в семье священника. Был певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири», то есть арифметики, в артиллерийской школе. В 1716 году, путешествуя по Европе, Петр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине. Живопись еще только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи. Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Петр не усомнился в успехе своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.

Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда еще попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного. Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени - то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты. Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений. Любимец Петра I и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска - такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.

Заметив склонность юноши к искусству, Петр I определил его сначала в учение к иностранному художнику (вероятно, к Таннауеру). Первые работы относятся к 1712-14, когда художник создал портрет Елизаветы, дочери Петра (1712), и портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1714) - племянницы Петра. Уже в этих ранних портретах чувствовалось стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. Сложность в том, что нам почти неизвестны его петровские портреты. Документы из месяца в месяц повторяют, что художник работает над изображениями Петра, Екатерины, их дочерей, герцога Голштинского. О том же говорят современники. Нартов, сын известного механика и постоянного сотрудника царя, подтверждает, что Никитин писал Петра много, если не бесчисленное множество раз. С его слов, царь рекомендовал всем придворным приобретать свои портреты только у персонных дел мастера и назначил при этом фантастическую цену в сто рублей за портрет. По-видимому, это был способ компенсировать ту слишком ощутимую разницу, которая существовала между окладами иностранцев и русского художника. Никитин до последних дней своего пребывания при дворе получал то же жалование, что и в Италии - 200 рублей в год. Тан-науеру полагался 641 рубль, архитектору Микетти пять тысяч рублей, самому заурядному строителю Зингеру - тысяча. Утверждение Нартова вряд ли было вымыслом. Таким образом, в иконографии должен был возникнуть никитинский тип, повторяемый и варьируемый последующими поколениями художников. Однако такого типа искусствоведческая наука еще не установила.

На круглом портрете Русского музея Петр - воплощение властной силы, спокойной, уравновешенной, умудренной житейским опытом. Уверенный и чуть усталый взгляд равнодушных глаз, твердая посадка откинутой головы - император. В гатчинском полотне того же музея все иначе. Нервное, в мелких отечных мешочках лицо, готовое перекоситься тиком, взорваться безудержным гневом, бурным восторгом. Подвижные, будто подрагивающие губы. Разлет напряженно поднятых бровей. Взгляд выжидающе-настороженный, недоверчивый, почти враждебный в нетерпеливом повороте головы. Таким Петра представить себе трудно, даже теперь. И вместе с тем в портрете столько личного отношения художника, столько безошибочно переданной жизненности, которые сами по себе говорят, как близко знал живописец свою модель. Для первого портрета не надо лично знать, достаточно видеть и представлять - разница для художника существенная и решающая. И еще почерк. Никитин остался верен некоторым приемам, которыми пользовался до поездки. По-прежнему он изображает модель сидящей, подчеркивая ее значительность, все также плосковаты у него фоны - характерная черта всех русских художников тех лет, еще активнее живописная манера. Но скульптурность объема первых портретов исчезает. Если раньше художник лепил грубоватую, тяжелую форму и потом заливал ее светом, то теперь форма лепится им сразу в свету. Она становится мягче, податливее. В круглом портрете - наоборот, свет используется как резец, высекающий все подробности лица и тела с той неумолимой ясностью, которой никогда не знал Никитин. Этот метод, говорящий о знакомстве с так называемым голландским брюинизмом, но к нему «персональных дел мастер» в других холстах не прибегал.

В 1716 Петр послал Никитина в Италию. Художник работал в Венеции и Флоренции. В 1720 Никитин вернулся в Россию зрелым мастером, обладающим своим собственным почерком. Первый же портрет, который был ему заказан, - портрет Петра I (1721). Он радикально отличался от работ западноевропейских мастеров. В нем не было помпезности и дорогих декораций. Художник сумел изобразить силу, целеустремленность и властность самодержца, не прибегая к эффектам, свойственным парадному портрету. Петр I очень ценил художника и неоднократно позировал ему. Художник не льстил модели. Им же был создан портрет Петра I на смертном одре (1725). Петр удивительно человечен и в том последнем изображении, которое пишет Никитин. Тема усопшего на ложе смерти решалась многими художниками - для потомков, не представляла ничего особенного, нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясенное сознание воспринимает только что умершего: подушка, лицо, взгляд живого на ушедшего - с высоты роста вниз, на постель и ощущение заслоняющего собой все, будто поднимающегося перед глазами образа. А ведь и здесь никитинское имя рождено верой в образ: таким должен, мог представлять себе Петра его любимец, единомышленник, соратник. Свидетельство искусства о человеческом чувстве - никакого другого свидетельства авторства нет. Слово Никитина было словом о Петре-человеке. После смерти Петра Никитин переехал в Москву. Продолжал работать, отчасти вернувшись к иконописной традиции. Примером тому может служить картина «Древо дома Романовых».

1714-1729 годы. Царевна Прасковья Иоанновна и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Между двумя полотнами - Италия, пенсионерство, впечатления от западных художников, чудо превращения русского ученика в европейского мастера, и какого мастера! Так пишут все биографы Никитина, так принято писать. И вот перед глазами тугие складки парчового платья царевны с мерцающими вспышками золотых нитей и кажущаяся жестяной орденская лента фельдмаршала с грубо расчерченными переливами муара. Тяжелый, трудно мнущийся бархат горностаевой мантии Прасковьи и размашисто, без намека на особенности ткани проложенный плащ Шереметева. Искрящийся огонек бриллиантовой серьги у царевны и плотные, раскрашенные камни и жемчуга ордена Белого Орла фельдмаршала. Наконец, настойчиво приковывающий глаз перелив лат, соперничащий со светлым пятном лица немолодого мужчины, тогда как у Прасковьи все мелочи куда более затейливого костюма кажутся притушенными, не отвлекая внимания от очень простого, открытого девичьего лица. Нет, здесь чуда нет, и не потому ли заговор молчания вокруг портрета Шереметева никогда никем из исследователей не был нарушен. Упоминаний о нем не найти нигде, кроме музейного каталога, при всем том, что подпись на холсте подлинная. Достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться. Сделана она в основном красочном слое, «в тесте», не позже, уверенной, привычной рукой. Только почему 1729 год? Для художника он вполне возможен - биографы утверждают, что Никитин был арестован в 1732 году, для модели - нет.

«Петербургский некрополь» В. Саитова, мрачный справочник всех покояшцхся на кладбищах новой столицы, сообщает, что Б. П. Шереметев умер 10 февраля 1719 года в Москве и похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Десять лет разницы. Портрет не мог быть написан с натуры. Перед нами копия, авторское повторение - что угодно, только не документ о живом человеке, только не непосредственное свидетельство о нем. Надпись в этом смысле ни о чем не говорила. В XVIII веке, особенно во второй его половине, практика подписывания копий существовала, причем не именем автора оригинала, а именем копииста. До сих пор имеют хождение в специальной литературе портреты царевича Алексея и его жены Шарлотты кисти Григория Молчанова, хотя художник жил пятьюдесятью годами позже своих моделей и всего лишь повторял старые изображения. Неизмеримо более важным здесь представлялось другое: что повторял Никитин - свою же более раннюю работу или чужой оригинал. О дальнейшей жизни художника известно очень мало. После смерти Петра I он примкнул к оппозиции правлению Анны Иоанновны. В 1732 вместе с братом Романом был арестован, бит плетьми и отправлен в Тобольск. Вызван из ссылки обратно только в 1741, но было поздно. Художник не доехал.

Выставка-продажа произведений искусства, где также можно купить картину, инсталляцию , декоративные тарелки. Все это имеется в наличии постоянно.


Никитин Иван Никитич (1680-1742)

Иван Никитич Никитин - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Картины художника

Петр I на смертном ложе


Портрет Анны Петровны, дочери Петра

Портрет Елизаветы Петровны ребенком


Портрет Марии Яковлевны Строгановой


Портрет Петра I.

Портрет Петра I

Портрет графа С.Г.Строганова

Портрет императрицы Екатерины I

Мастерская «Наследие» основана в 1990 году

С момента основания мастерской, мы сосредоточились на копировании живописи и накопили большой опыт в этом направлении.

Нашу мастерскую отличает профессиональный подход, мастерство исполнителей, ответственное и добросовестное отношение к каждому заказу.

Мы имеем опыт работы как с государственными музеями, так и с крупными корпоративными заказчиками. Мы беремся за самые сложные задачи и успешно их выполняем.

У всех наших художников академическое образование

В нашей мастерской работают только художники окончившие Академию Художеств – старейшее и наиболее уважаемое учебное заведение данного профиля в стране.

Академическое образование – необходимая база для любого художника, профессионально занимающегося копированием живописи.

Примечательно, что именно в России сохранилась старая академическая школа живописи, которая в настоящее время во многом утрачена на Западе, именно по этой причине в Академии имени Репина в Санкт-Петербурге обучается большое количество иностранных студентов.

Каждый художник специализируется на копировании определенного направления

Все наши художники имеют опыт практической работы в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволяет нам профессионально решать задачи по написанию копий картин на заказ.

Каждая картина индивидуальна – мы всегда выбираем исполнителя, который лучше всего справится именно с вашим заказом – ведь ни один художник не может одинаково хорошо копировать картины всех направлений. Кому-то лучше удаются копии импрессионистов, кому-то копии классической живописи, а кто-то специализируется на написании копий портретов на заказ.

Собственное производство деревянного багета

Для наших картин мы можем вручную изготовить из дерева раму на заказ по технологиям мастеров XVII века. Наши рамы отличаются высокой прочностью, качеством обработки стыков багета, изысканным внешним видом.

Рамы могут быть различной формы – прямоугольной, овальной, круглой и пр., а также окрашены в любой цвет по вашему выбору. Мы можем не только написать копию картины на заказ, но и воспроизвести раму в которую оформлена оригинальная работа

Доставляем наши копии картин по всему миру

Мы стараемся помочь вам во всех вопросах, связанных с выполнением заказа: от оформления картины в багет, до получения документов на ее вывоз за границу.

Благодаря большому опыту, мы подберем для вас наиболее оптимальный способ доставки картины по России или за рубеж.

Своя электронная база фоторепродукций, насчитывающая 65 000 картин

При копировании любой картины, очень важно иметь под рукой файл высокого разрешения с ее изображением, на котором можно рассмотреть все детали оригинала. Особенно такие файлы необходимы в случае, если ознакомиться с оригинальным произведением в музее не представляется возможным.

За длительное время мы накопили большое количество подобных файлов, а также получили доступ к закрытым фотобанкам в которых они хранятся. По этой причине мы широко их используем в своей работе даже при копировании малоизвестных картин.