Секретные правила автостопа. Зачем ездить автостопом? Автостоп – секреты и правила

Как вы знаете, с недавних пор я перешел на новый уровень путешествия самостоятельно – автостоп. И в этом году с 1 июня мы с Милой отправились в . Кроме этого условия наша поездка была еще бессрочной, а за плечами имелась палатка. Это не значит, что теперь я буду колесить по миру только таким образом, однако, как любой развивающийся человек, нужно повышать уровень сложности, чтобы расти. Я знаю, что не многие путешественники могут позволить себе такую проверку нервов. А ведь это действительно проверка, прежде всего самого себя и своих сил. Я бы сказал, что путешествуя автостопом, человек начинает по настоящему жить (для кого-то, может, и выживать), а именно при таких условиях законы жизни (аксиомы) начинают более явно проявляться. Я могу утверждать, что они работают для всех людей и в привычном мире, но заметны они становятся только когда остается больше места для внезапности, случайности, неизвестности, не запланированности, называйте как хотите. И сегодня я хочу осветить 10 аксиом (именно аксиом, потому что они просто работают без доказательств и причин), с которыми мы столкнулись в пути, путешествуя по миру автостопом с палаткой .

Запомнить нужно одно – аксиомы действуют при любых обстоятельствах, хотите вы этого или нет, все зависит от времени. Но, если вы добавите хотя бы капельку веры, то работать они будут чуть быстрее, вы уж поверьте.

Правило №1. Если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас подвезет бесплатно.

Это правило включает в себя сразу две аксиомы:

  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас увезет,
  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который подвезет бесплатно.

Давайте рассмотрим первый случай. Бывало такое, что стоишь в какой-нибудь глуши уже несколько часов, а дорога настолько безжизненная, что кажется, мы отсюда не уедем никогда. Такая ситуация была с нами в Турции, когда нам очень хотелось попасть на , что располагается на вершине горы. Населенных пунктов по близости раз-два и обчелся, транспорта почти нет. Одна автостопщица рассказывала, что они с группой добирались до Немрут Дага пару дней, ночуя по дороге на обочине, так как совершенно не было попуток. Место на тот момент было еще не очень туристическим, а автобусы туда не ходят, поэтому мы не знали, уедем ли вообще. И что вы думаете, уехали. В тот же день на маршрутке с рабочим, который как раз приводил в порядок эту достопримечательность. Обратно спустились по счастливой случайности с тем же дядькой.

Теперь второй случай – широкая автострада с огромным количеством машин, которые просто не останавливаются, а те единицы, которые притормозили просят денег. Такая ситуация была с нами в Азербайджане, где в туристических местах встретить сердобольного водителя просто нереально, там все подрабатывают таксистами, даже если перед вами остановился крутой белый лексус – это тоже такси. А если вы решите отойти пешком на пару километров, то таксисты, которые вас увидят, будут специально “тащиться” за вами, вдруг передумаете. Это хорошо в Азербайджане еще русский язык знают, а в странах, где у вас проблемы с языком нужно обязательно выучить фразу на местном “нет денег”, чтобы избежать возможных проблем. В итоге мы потратили кучу времени на смену позиций и на ловлю нормальной машины, но все равно уехали.

Правило №2. Если долго не можешь поймать машину, смени позицию.

На первый взгляд, кажется, что это и так понятно любому автостопщику, зачем об этом писать. Однако, есть нюансы. Это правило применяется даже в спецефических случаях, когда кажется место выбрано идеально, машин ходит нормально, автостоп в стране хороший, проблем не должно быть. Но блин! Никто не останавливается, хоть тресни, даже пресловутые таксисты, сидя в салоне в гордом одиночестве, проезжают мимо и в ус не дуют. А нужно всего лишь сменить позицию, можно просто пройти вперед или назад буквально на несколько шагов. Смешно?! Проверьте сами! По началу и мне было смешно, а потом начал этим пользоваться.

Правило №3. Закон подлости.

Кстати, одни законы можно использовать, чтобы сократить время работы других законов. К примеру, всем известный закон подлости. Если среди вас есть те, кто курит (я себя к таким не отношу, но видел как это работает по факту), то наверняка они знают, что если долго стоять на остановке, а автобуса все нет и нет, то достаточно только достать сигарету и прикурить, как по закону подлости подойдет нужный автобус. Причем чем сильнее вы хотите курить, тем быстрее и точнее сработает этот закон.

В нашем случае часто точно так же срабатывало с едой. К примеру, мы долго находимся в дороге, сменяя одну машину другой, не находя времени даже на перекус. И вот, когда наконец выдалась свободная минутка, я полез в рюкзак (расстегивая крышку, развязывая узел, доставая пакет со съестным), как неожиданно перед нами тормозит автомобиль с предложением подвезти. Даже руку поднимать не надо.

Так вот, как я уже говорил, этот закон можно легко пробовать использовать, совмещая с первыми двумя правилами, чтобы быстрее поймать машину.

Правило №4. Дают — бери!

В дороге частенько что-то предлагают совершенно безвозмездно, от души. Когда мы с Милой только-только начали путешествие автостопом, то как “воспитанные” люди отказывались от предложенного, стесняясь или думая, что это “не прилично”. Пока не наступал тот момент, когда предложенная ранее вещь (услуга) реально была нужна.

В Казахстане, будучи уже на выезде из страны, и замерзая от наступивших сентябрьских холодов, мы потратили последние местные деньги, думая что осталось нам недолго. Тут вдруг очередной водитель предложил нам 1000 “тугриков”. Это не так много, буквально на обед на двоих. Мы сначала отказывались, думая, что до границы дотянем, но водитель настоял, и я их взял. В итоге автостоп в тот день был совершенно плохой, а в рюкзаке кроме полбулки хлеба ничего съестного. Вот и пригодились деньги на восстановление энергии в холодную погоду.

Еще один пример: в дороге у Милы случилась небольшая проблема с зубом. Прибыв в Догубаязит (Турция), мы познакомились с ребятами-курдами, среди которых была девочка-стоматолог. Она предложила Миле совершенно бесплатно “отремонтировать” зуб. Договорились на прием после , но потом девушка забыла, а Мила не стала настаивать из-за типичной “скромности”. В итоге запустила зуб, теперь его лечение вышло в два раза дороже.

Поэтому, дорогие друзья, если вам окружающие что-то предлагают от чистого сердца, не отказывайтесь, потому что мир считает, что на данный момент вам это нужно. Только не надо путать с такими понятиями, как “наглость”, “попрошайничество” и “обязанность”, эти качества с данным правилом не работают.

Правило №5. Если в пути вам кто-то что-либо пообещал и не выполнил, то за него это сделает другой.

А вот это очень интересная аксиома. Если об остальных я еще где-то слышал или интуитивно догадывался, то этот закон всплыл совершенно случайно. И началось это в Азербайджане. Вообще азербайджанцы очень добрый и гостеприимный народ, но есть у них в менталитете такая штуковина, как “словесная показуха”. Не раз сталкивались с примерно следующим азербайджанским поведением.

Вы познакомились, подружились, вас пригласили в гости, рассчитывая как раз на вашу природную “скромность” и отказ. А вы берете и соглашаетесь. Опа! И после этого неожиданно ваш новый знакомый испаряется в неизвестном направлении. С таким мы сталкивались не только в этой стране, но там больше всего. Очень обидно было по-первости, рассчитывал на человека, доверился, а он… Однако, не стоит отчаиваться раньше времени, потому что если человек вам пообещал “в гости”, и вы ему поверили, ожидая выполнения обещанного, то мир вам это даст, только с помощью кого-то другого.

Клянусь, так и есть! Пример, в Грузии на границе нас подвозил азербайджанец, ехавший на свадьбу к родственникам. И по привычному менталитету пригласил нас туда же в гости, рассчитывая что мы откажемся. Но, мы то уже на тот момент знали, что не стоит отказываться, если предлагают, взяли и согласились. Азербайджанец не ожидал, и до места назначения нас так и не довез. Высадил где-то на середине пути, сказав, подождите 5 минут, я спрошу у своих родственников насчет вас, а потом вернусь в любом случае. Мы час простояли, так он и не вернулся. За это время стоянки мы познакомились с грузином, который после 5 минутного разговора с нами, увез к себе домой.

Еще один пример в Узбекистане мы двигались в сторону Самарканда. Один паренек, подобравший нас, и ехавший совсем не туда, решил помочь. Он позвонил своему другу, который тоже собирался в Самарканд, но через час, и договорился с ним о том, чтобы тот забрал двух туристов в указанном месте. Мы прождали этого товарища полтора часа, собираясь вновь выходить на дорогу голосовать, как вдруг к нам подошли трое незнакомых узбеков и спросили, куда мы направляемся. Оказывается ребята тоже ехали в Самарканд и решили нас подбросить.

Как видите, закон в нашем случае срабатывал в тот же день.

Правило №6. Земля-то она круглая!

Или я бы еще назвал так: “Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Не нужно беспричинно обижать людей, которые встречаются вам на пути, потому что эти же самые люди могут встретиться вам вновь и оказать помощь.

Такой случай у нас был в . Мы с Милой шли по одной из тропинок, разговаривая между собой, как вдруг, проходящий мимо молодой турок, услышав нашу речь, на чисто русском спросил “откуда?”. Мила, уставшая от чрезмерного внимания горячих турков решила, что он хочет выпендриться и хотела уже ответить ему в грубой форме, однако, вовремя передумала. И что же? На выходе из долины, когда мы не знали, на чем же выбраться с того места, мы случайно столкнулись с тем самым парнишкой, который предложил подвезти на своей машине. Как вы думаете, захотел бы он помочь, если бы ситуация изначально сложилась иначе?

Правило №7. В любом заборе есть дыра.

Этот закон действует в основном на достопримечательности, которые имеют очень большую территорию, и зачастую расположены под открытым небом. Но даже в закрытые помещения можно найти “черный ход”. Такие ходы находились, к примеру в собор или в . Лично я нашел дыру даже в обычном заборе в Элисте. Так что если у вас есть какое-либо ограждение, советую пройтись по его периметру, там наверняка найдется “секретный лаз” ;).

Правило №8. Чем хуже отзываются о какой-либо стране (нации), тем гостеприимнее и добрее там люди.

А эта аксиома выявлена уже не первым автостопщиком. Люди такие существа, которые любят всякие байки, особенно о тех местах, где сами не бывали. Что поделать, жить-то скучно, приходится себя развлекать историями, благо воображение развитое.

Очень часто можно услышать негативные или компрометирующие отзывы о соседних народах. К примеру в Узбекистане таджики плохие, а в Таджикистане – узбеки. В Турции курдов боятся и смакуют . Армяне азербайджанцев не жалуют понятно по каким причинам, а азербайджанцы армян. Вот только многим невдомек, что я, как турист, не отношусь ни к тем ни к другим, я не террорист, не убийца, не вор, не взяточник, и даже не гастарбайтер. Почему ко мне в той стране должны относиться плохо? Я еду в гости, страну посмотреть, с людьми познакомиться, у меня самые добрые намерения.

А смешнее всего, что самые страшные истории рассказывают те, кто сам никогда не был в в той стране, о которой нелестно отзывается и не общался с ее местными представителями. Или еще распространенный шаблон: многие фурщики по ходу поездки общаются только с определенными “органами”, а потом делают вывод, что весь народ такой. О чем тут еще можно рассуждать?

Правило №9. Чем больше вкладываешь (материально, физически, морально), тем больше получаешь.

Об этой аксиоме вам расскажет любой успешный миллиардер или бизнесмен. И работает она не только с деньгами. Как вы думаете, почему многие богатые люди мира занимаются благотворительностью? Или являются спонсорами крупных проектов? Да потому что они знают, как работает этот закон (аксиома) жизни.

Мы тоже с наглядным примером столкнулись только в путешествии автостопом. И вкладывали мы не только деньги, убедиться в этом достаточно, если посмотреть . Но всегда лучше рассматривать ситуацию на примере. Заметил, что если мы потратим в день на билеты, еду, транспорт, больше, чем рассчитывалось, то в это же день нас могут угостить бесплатно обедом, пригласить в гости, или на ужин. Да даже вспомним ужасный физически затратный спуск в каньоне Ихлара, совсем не ожидал, что после такого у меня руки и ноги ходуном ходить будут. И в тот же вечер мы попадаем (что случилось единственный раз в Западной части Турции).

Или в Узбекистане от местной еды заработали расстройство желудка, так в этой стране мы вообще палаткой не пользовались, ночуя у кого-то в гостях. Конечно, в гостеприимных странах все намного легче получается, чем к примеру в той же Боснии и Герцеговине. Однако не стоит забывать, что любое правило действует лучше и быстрее только в определенном состоянии, о чем я расскажу ниже.

Правило №10. Будь оптимистом и все получится!

Думаю, нет смысла говорить о том, что позитив притягивает позитив, а негатив – соответственно, сто раз писал об этом на блоге. Сколько раз бывало, выйдем с Милой на дорогу не в духе, так ни одна машина останавливаться не хочет. А если и останавливается, то не везет с водителем. Попадается какой-нибудь “шумахер” в лучшем случае, а в худшем – товарищ, с которым проблем не оберешься. Поэтому прежде, чем “стопить”, мы с Милой стараемся разобраться в конфликте между нами, а уже потом с чистыми мыслями идем навстречу судьбе.

Если вы занимаетесь своим личным развитием, то данное правило должно быть для вас первостепенным. Об этом говорят все эзотерические и духовные учения: трансерфинг, симорон, эзотерические практики, йога и т.д. По идее это правило надо ставить на первое место, потому что оно является на мой взгляд основой для всех остальных. Но, уж очень хотелось завершить список чем-нибудь позитивным. Так что будьте оптимистами, друзья, и все у вас получится вне зависимости от того, чем вы занимаетесь в этой жизни.

Несмотря на свою популярность, женский автостоп плотно оброс мифами. Чтобы развеять некоторые из них, беларусские путешественницы рассказывают о своем опыте в дороге, о том, насколько безопасно ездить одной и как защитить себя, если водитель распускает руки.

Автостоп набирает популярность: всё больше людей собирают рюкзаки и отправляются в безвременное путешествие по городам и странам. Автостоп - это не только самый дешёвый способ объездить мир, но и попытка убежать от повседневности, разобраться в себе и почувствовать жизнь во всех её проявлениях. И если к мужскому автостопу общество понемногу привыкло, то женские странствия многими воспринимаются неоднозначно.

Помню, у моего старшего брата была девушка-путешественница, и моя мама её недолюбливала, объясняя мне это фразой: «Ну как девушка, которая ездит автостопом, может быть порядочной?! Ты же знаешь, чем они рассчитаются в дороге…» Тогда мне было 14, я не знала ничего про автостоп, ровно как и моя мама, но после этого стала поглядывать на девушку брата подозрительно.

И даже сейчас, когда прошло много лет и я сама проехала уже около 20 000 км на попутках, я всё равно не могу признаться в этом маме. Для нее, как и для многих, женский автостоп остается темой, о которой в «приличном обществе» говорить не принято.

Я попросила беларусских путешественниц самим рассказать о том, почему они выбирают автостоп и что нужно делать, чтобы обезопасить себя в дороге.

Вероника
25 лет, маркетолог, Могилёв - Минск

Активно автостопом я путешествую всего год. Успела покататься пока только по Польше и Грузии. Первая моя самостоятельная (одиночная) поездка случилась в Польше. Я тогда опоздала на все автобусы, было уже темно и очень нужно добраться до места тренинга. Меня подобрал поляк, который, как потом оказалось, учился в Минске. Выходить на трассу в темноте было страшновато, но остановилась первая же машина, и водитель оказался очень дружелюбным.

Мне кажется, автостоп люди выбирают осознанно. Если путешествуешь с палаткой, смысла ехать поездами-автобусами нет никакого. Именно местные водители показали нам самые красивые места: мы ночевали на поляне с коровами в Польше, возле огромного озера в Словакии, на недостроенном курорте в Грузии. Думаю, если бы мы ехали общественным транспортом, никогда бы там не побывали.

Я себя чувствую спокойнее, если еду автостопом в паре с хорошо знакомым, проверенным парнем, ведь водитель, подбирая парочку, вряд ли думает о приставаниях. Когда я ездила с парнем, он был «менеджером по безопасности», а я - «менеджером по коммуникации». Угрозы безопасности ни разу не было, а вот болтать приходилось постоянно! По моему опыту, девочки меньше ждут машину, получают больше комплиментов и улыбок от водителей.

«Безопасность женского одиночного автостопа зависит во многом от страны, в которую едешь. А вообще в любой одиночной поездке особо не расслабишься. Нужно постоянно следить за водителем и дорогой»

Таня
27 лет, путешественница, Брест

Я проехала автостопом около 70 000 км. Была в Африке, Непале, Республике Тыва, Грузии, Крыму, России, Молдове и странах Западной Европы. Первый раз на большое расстояние автостопом, как ни странно, я поехала одна - это был тур по России на 28 дней. Я ехала на Грушинский фестиваль и попутно заезжала к своим друзьям в разные города. Хотелось свободы действий, не хотелось зависеть от попутчиков. Это оказалось не так страшно, как я думала. Но уже тогда я поняла, что это не совсем моё: я могу ездить одна, но мне не так интересно, как в паре с кем-то. Я всё-таки существо социальное, мне хочется делиться впечатлениями не только с водителями.

Кататься, мне нравится как с парнями, так и с девушками. Но если я путешествую в регион, где широко распространены фундаменталистские убеждения и женщину «предпочтут» видеть с мужчиной, то выбираю парня-попутчика.

«Одиночный женский автостоп я считаю опасным и не советовала бы девушкам ездить одним. Тёмная сторона автостопа существует»

Я знаю девочек, которых и в лес завозили, и электрошокером ударяли. К сожалению, такое бывает не только в автостопе - психа можно встретить и в городе, и в тёмном переулке.

Сейчас появилось много информации, популяризирующей женский автостоп: я часто вижу статьи и воодушевлённые посты в социальных сетях о том, что это безопасно и не страшно. Мне кажется, к этому нельзя относиться легкомысленно. Надо чётко понимать, какие могут быть риски у поездки, подумать о стратегиях поведения и экипировке, которые помогут себя обезопасить. Я стараюсь выбирать спортивные туристические наряды для поездок, не использую косметику или парфюмерию в дороге, собираю волосы.

А в первую очередь обезопасят, а может, и спасут вашу жизнь пристёгнутые ремни безопасности, потому что вероятность аварии на дороге гораздо выше вероятности любых других неприятностей.



Женя

Лично я считаю, что в теме автостопа не может быть никаких тенденций - ни положительных, ни отрицательных. Одни ездят всю жизнь, и ничего негативного с ними не происходит, вне зависимости от внешнего вида и поведения. Другим случается нарваться на неприятности, единственный раз в жизни подняв большой палец. Это всего лишь дело случая. Мне кажется, если неадекватный водила вдруг решит поразвлечься, он найдет себе жертву, и её внешний вид будет для него неважен.

Мой личный опыт: как-то мы с подругой стопили по очереди, и я, одетая несколько вызывающе (с точки зрения обвинителей), не смогла поймать машину за полчаса. Подруга, одетая более чем целомудренно, выйдя на обочину, начала крутить в воздухе светодиодные приспособления - целое шоу устроила. Машину словила меньше чем за минуту. Креатив никогда не помешает, проверено. Мне кажется, главное в путешествии автостопом - не бояться и настроиться на нужную волну: позитива, готовности и принятия. Иначе удовольствия от автостопа не получить, факт. Ну и, конечно, иметь на случай опасности минимальный алгоритм действий и способов защиты.

К сожалению, при посадке в машину никогда нет достаточно времени для оценки. При выборе попутчика у девушки предположительно есть больше времени хотя бы на уровне интуиции понять, насколько безопасное впечатление он производит, чтобы при малейшем подозрении во внутренней чистоплотности дать заднего. Думаю, этим временным зазором и объясняется большее доверие к попутчикам. С этой точки зрения, если и давать советы в выборе попутчика - то пусть вся имеющаяся интуиция используется по полной.

От девушек-попутчиц, как правило, ждут вполне конкретного поведения. Сговорчивая, услужливая и веселая - такой обобщенный образ идеальной попутчицы с доски почёта дорожно-боевых подруг. И желательно красивая - тогда и бонусов от водителей, глядишь, обломится каких. Чтобы не разочароваться в очередном путешествии с парнем-попутчиком, девушке придется проговорить нюансы заранее, чтобы взаимные ожидания не стали друг для друга сюрпризом.

Иногда, когда читаешь истории об автостопе и проблемах, с которыми сталкиваются девушки в дороге, в том числе и со стороны попутчиков, просто убивает обилие стереотипов и ярлыков, причем у девчонок тоже. Сообщество стопперов - это мини-модель общества в целом. К сожалению, правила везде одинаковые: «оправдывай ожидания и не имей проблем». В такой модели, если парень оказался, к примеру, вором или бросил её одну в лесу, дождаться сочувствия и понимания девушка сможет только если ей поверят, а не заподозрят в желании свести личные счеты. А комментариями к жалобам на типичное поведение парня-попутчика, возжелавшего нежности и тепла, чаще всего становятся советы вроде «радуйся, глупая, пользуйся моментом и поднимай самооценку».

Оля

Не только в среде любителей автостопа можно услышать про провокацию насильников, но и они не исключение. Вера в «справедливый мир» очень характерна для автостопщиков. Признать, что насилие бессмысленно и непредсказуемо, что оно может случиться с каждой, - значит признать, что мир устроен не очень справедливо. И тогда проще найти причину насилия в самой пострадавшей: «это произошло потому что… а я буду вести себя как «прокачанная стопщица», и со мной такого не произойдет».

«Грустно, что миф о «провокации» подпитывают девушки, чьё мнение авторитетно среди других стопперов»

Некоторые из них утверждают, что изнасилований на дороге мало, что обычно это происходит из-за нечеткого невнятного поведения самой девушки: либо она была не так одета, либо не так вела себя, что сексуальные приставания на дороге - норма и не надо этого бояться, а если драйвер при тебе подрочит, то ничего в этом страшного нет и т.д. Следуя логике советов на таких сайтах, как Академия Вольных Путешествий, нужно не париться, расслабиться и получать удовольствие, раз уж сама_дура_виновата и в такую ситуацию попала.

Огорчает также, что для многих людей сексуальное насилие сводится непосредственно к изнасилованию, а все остальные формы насилия - домогательства, принуждение, оскорбления, угрозы, сальные пошлые шуточки, нежелательные прикосновения и т.д. - это вроде как допустимое поведение. С таким же представлением ездят и водители, и попутчики.


Тем более не стоит замалчивать и обесценивать такую проблему. Надо говорить об этом, а для драйверов разработать инструкции вроде «если вы не уверены, что не нападете на девушку, чтобы ее изнасиловать - не подбирайте ее на дороге», «используйте систему друзей! если вы опасаетесь, что не удержитесь от нападения на других людей, попросите вашего друга сопровождать вас в машине», «если вы не спросили разрешения или не проявили уважения к первому ответу, то вы совершаете уголовное преступление и неважно, если кажется, что "все так делают"» и т.д.

Миф про безопасность путешествий с попутчиком исходит из того, что общество нас учит, будто женщины должны остерегаться незнакомцев, темного времени суток, парков, подъездов, при этом умалчивая, что 80% изнасилований по всему миру совершают люди, которых девушки знают: это друзья, коллеги, парни, мужья, соседи, родственники и т.д.

Мне кажется, что вера в «справедливый мир» - это хорошее качество, именно оно позволило мне покататься стопом по Беларуси и близлежащим странам, обычно в девичьей компании или иногда одной. Но важно иметь план безопасности, который просто своим существованием придаст тебе немного уверенности (хоть иногда и иллюзорной), что всё под контролем.

«Например, однажды, когда мне пришлось отделиться от подруг на трассе и поехать одной в машине, я прислала им смс с описанием машины на всякий пожарный»

И, конечно же, сообщила об этом водителю, когда он начал приставать: что у меня есть такая договоренность с моими близкими, что я выслала им номер и описание машины, в которой я еду, для их и моего спокойствия. Это его немного привело в чувство)))

Возить с собой личное средство защиты (отвертка, баллончик, ножик) тоже помогает почувствовать уверенность. Стоит продумать, конечно, готовы ли вы будете им воспользоваться или, например, выйти из машины на ходу (это можно сделать, когда машина сбрасывает скорость, что бы свернуть с трассы на проселочную дорогу). Продумать, как можно привлечь внимание водителей других машин, если дверцы заблокированы, и т.д.

Если едете с незнакомцем-попутчиком, скиньте его данные из соцсетей - фамилию имя, телефон и т.д. - своим близким. Можно вести в инстаграме дневник путешествия либо, если не пользуешься соцсетями, просто отписываться подруге, где ты, в какой город направляешься и т.д. Хорошо договориться с близкими про кодовое слово/фразу - иногда это может очень сильно выручить: если вы пришлете смс или во время звонка скажете пароль, ваши близкие начнут вас искать.

Стоит ещё сказать про другие виды насилия, которые не так очевидны, - тут нужна смелость и уверенность. Например, четко и конкретно заранее обсудить с попутчиком правила совместного перемещения, вопросы с прикосновениями, возможными сексуальными отношениями. При малейшем нарушении сообщать об этом. В сексистском и насильственном поведении водителя или попутчика нет ничего нормального - ты не должна таким образом «платить» за возможность ехать или развлекать кого-то. Спокойных и безопасных вам дорог.

У каждого, кто ездит автостопом складываются свои правила, как ездить. В большинстве своем они повторяют то, что написано в книгах на эту тему, но какие-то моменты для каждого человека индивидуальны, или больше нравятся. Я для себя тоже выявил такие правила. Правда, они иногда напоминают «танцы с бубнами»…

А если вы еще сомневаетесь в этом способе передвижения, то рекомендую прочесть мой пост .

Некоторые моменты автостопа

Прежде всего, я путешествую автостопом в случае, когда у меня большой запас времени, и я никуда не тороплюсь, иначе автостоп из удовольствия превращается в гонку. И каждый даже небольшой 20-ти минутный простой кажется вечностью. Также, автостоп желательно рассматривать как приключение, а не просто способ перемещения.

Залог хорошего автостопа — хорошее настроение. Ну кто захочет везти хмурое грустное создание, поэтому бесполезно и даже вредно злиться на проезжающие мимо машины. Они просто не ваши. Лучше всего стопить в состоянии некого ража, веселого задора. Иногда, таким образом можно поднять себе настроение.

Необходимо понимать, что никто не обязан вас подвозить, поэтому отблагодарите человека интересным разговором, яблоком, или хотя бы мысленно. Поднимите человеку настроение! И в следующий раз он снова захочет взять попутчика. Даешь автостоп в массы!

Правила, как стопить

Сначала выбираем место, очень желательно такое, где водителю будет удобно остановиться. Например, если нет обочины, и остановка влечет за собой торможение всех кто сзади, то это плохое место. Тем, кто водит машину, легко понять будет, что за место. Также, надо, чтобы вас издалека было видно, а то могут просто проскочить, заметив только тень боковым зрением. Хорошее место через 100-200 метров после подъема, с широкой обочиной, как раз водитель сбросил скорость и вас увидел. Я принял для себя правило, если не стопится больше 20 минут, то меняю место, так как либо выбрал плохо, либо оно заколдованно злыми феями анти автостопа.

Часто я использую мыслеобразы и визуализацию. Пытаюсь представить, что подъезжает машина и останавливается, а в ней клевый дядька. Можно еще представлять прибытие в конечную точку пути для ускорения процесса. Научно, данные способы не доказуемы, но работают для тех, кто в них верит. И я верю. Других то способов не знаю… Кстати, гуру автостопа материализуют машинки вплоть до цвета или марки, сам ездил однажды с таким человеком. Развлечение такое, просто так ехать уже не интересно, подавай нам Вселенная зеленую иномарку с кондишеном.

Важный момент, когда стоплю, стараюсь смотреть на водителя, ну или если его не видно, то туда, где он предположительно должен быть. Устанавливаю ментальный контакт! Знайте, если вы долго стоите, и на вас никто не обращает внимания, то значит точно, делаете что-то не так. Обычно в ответ машут руками, головами, показывают всякие диковинные знаки, например, скоро сворачиваю, или другие, о значении которых можно только догадываться.

Еще заметил особенность (возможно, только мою), что перед тем как застопить машину, надо удовлетворить свои потребности. И не смешно ни фига. Пока хотел в туалет не смог застопить никого. И, помню как-то, мысль о яблоке в рюкзаке покоя не давала, пока не съел, фиг.

Удачного автостопа!

P.S. Попутчиков имеет смысл искать на разных форумах туристических, а если готовы деньги заплатить за поездку, то есть хороший (приложения: , ).

Путешествие автостопом — это нечто большее, чем просто возможность съездить куда-то с минимальными затратами, это целая культура, которая позволяет по-новому взглянуть на мир, расширить свой пространственный диапазон, ощутить всю красочность и полноту жизни, завести неожиданные знакомства и испытать собственную выносливость и изобретательность.

Интересно, когда люди додумались до такого способа передвижения?

Ломоносов и автостоп

Говорят, что путешествие автостопом по России имеет историю длиной в 300 лет. Первым счастье на этом поприще испытал Михаил Ломоносов, которого в шутку называют первым автостопщиком. Ведь, действительно, чтобы получить образование, он преодолел расстояние почти в 1000 километров, добираясь из Холмогор (Архангельская область) до Москвы то пешком, то на чьей-то телеге. Вот какая сильная у человека была жажда знаний.

Автостоп: зачем это нужно

Современную же традицию таких путешествий тоже завели студенты — народ взбалмошный и готовый на всякого рода экстрим. Но это было продиктовано не так безденежьем (хотя невысокие стипендии — тоже двигатель всяких безумных идей), как желанием "оторваться по полной" с помощью массы новых впечатлений.

Ни к чему отрицать, денежный аспект все равно является одним из стимулов в таких поездках. Кто же откажется от экстремального отдыха, который возможен не вопреки, а именно благодаря такому дешевому способу передвижения?

Хотя крайне неразумно начинать без какой-либо подготовки собственное путешествие автостопом; плюсы и минусы следует все же обдумать заранее. На одном энтузиазме далеко не уедешь и в прямом, и в переносном смысле.

Также навыки автостопа пригодятся, когда нет билетов до нужного пункта в разгар сезона, когда расписание транспорта крайне неудобное, когда хочется исследовать какую-то местность или страну и погрузиться в реальность происходящего. Кажется, что каждый человек хотя бы раз в жизни должен вкусить этот запах пыльных дорог, чтобы прочувствовать, что это такое. А для кого-то он может стать и стилем жизни.

Плюсы путешествия автостопом: экономия средств

Когда слышим, что кто-то умудрился объехать полмира со 100 долларами в кармане, то сразу возникает мыслишка: "А мне слабо?"

Это правда, что водители денег с автостопщиков в основном не берут. Если учесть немалую стоимость проезда в то это существенный плюс. Своеобразной платой за услугу является простое человеческое общение. Обычно попутчиков берут к себе в кабину дальнобойщики, которые много часов просиживают за баранкой, и им попросту хочется выключить радио и послушать живого человека. Вот такая взаимовыручка.

Это не значит, что денег в поездку брать не надо, ведь в дороге все что угодно может случится (к примеру, придется обратиться в больницу), просто нужно хорошо экономить. Крупные купюры лучше разменять на более мелкие.

Эмоциональный аспект

Итак, из всего вышесказанного понятно, что отсутствие средств и уйма свободного времени — отнюдь не основная причина того, что заставляет человека тормозить незнакомые машины. Настоящим автостопщиком руководит желание увидеть страну как бы изнутри, познакомиться с местными жителями, послушать байки разговорчивых дальнобойщиков.

Конечно же, есть негласные правила путешествия автостопом относительно того, каким собеседником надо быть. Водитель в основном берет попутчика для собственной потехи, и если он начинает разговор, то лучше его поддерживать и отвечать не односложно, а давая больше подробностей.

Зависеть от своего везения или чужого произвола не всегда удобно, потому что никогда не знаешь, сколько придется ждать следующую попутку, застанет ли дождь в дороге, найдется ли ночлег в новом городе или вообще нужно будет ночевать в поле под кустом.

Но именно этот, на первый взгляд, недостаток путешествий автостопом так манит своих приверженцев. Если утрировать суть таких поездок, то можно сказать, что человек сам создает себе экстремальную ситуацию, сам героически находит из нее выход, одновременно повышая чувство собственного достоинства, — и вуаля: потом есть чем похвастаться друзьям.

Свобода передвижения

Приятно ощущать, что не зависишь от наличия билетов, расписания автобусов и т. д. Это состояние называется "сам себе хозяин". Путешествие автостопом дает возможность следовать своим неожиданным импульсам, к примеру, увидев интересную картину за окном, можно без зазрения совести поддаться внутреннему порыву и выйти, чтобы рассмотреть все вблизи. А можно спонтанно изменить маршрут или даже задержаться где-то на денек-другой.

Безопасность

Нельзя отрицать, что путешествие автостопом несет в собе немалую долю риска. Это самый существенный недостаток такого вида передвижения. Что касается девушек и женщин, то им в одиночку делать это крайне опасно. Лицам сильного пола попроще, но им тоже надо быть предельно внимательными и не садиться в подозрительные машины. При возможности никогда не нужно брать в дорогу дорогие мобильные или планшеты, не держать на виду кошелек.

Конечно же, есть еще опасность попасть в ДТП. Печально, но факт, что автостопщик становится жертвой аварии в среднем один раз на 100 тысяч километров. Хотя такая опасность равным образом касается и тех, кто ездит за деньги. Но береженого Бог бережет, поэтому бывалый автостопщик не тормозит те машины, которые несутся на бешеной скорости.

Знание языка

Без этого никак. Пантомима и жесты выручат не всегда. Пообщаться по существу с водителем точно не получится, а ведь это сводит на нет почти весь смысл автостопа. Конечно же, не значит, что нужно знать язык в совершенстве, достаточно разговорного уровня. Нелишним будет прихватить разговорник или гаджет с онлайн-переводчиком, а также карту местности на языке той страны, по которой планируется ездить.

Польза от этого существенная: местные жители могут дать очень дельные рекомендации относительно того, где лучше остановится, где недорого можно поесть, чего такого еще посмотреть и прочее.

Табличка

Известный почти во всех странах жест автостопа — это вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем.

Как правило, если водитель берет такого пассажира, это подразумевает, что он согласен на бесплатный проезд и готов подкинуть новоиспеченного попутчика по своему маршруту. Правда, в отдельных странах (Россия, Украина) лучше уточнить этот щекотливый момент, а то можно оказаться в неловкой ситуации, если шофер ни сном ни духом не знает ни про какой автостоп или знает, но хочет денежное вознаграждение за свою услугу.

Плюс ко всему желательно иметь в руках табличку. Это главный помощник на дороге для путешествия автостопом по миру. Одно дело стоять с поднятой рукой (особенно на разветвленных международных трасах, ведущих во многих направлениях: водителям бывает просто лень остановиться, чтобы уточнять), а совсем другое — с конкретным указателем пункта назначения.

На всякий случай можно писать две-три таблички (одну с конечным пунктом назначения, куда надо попасть, а другие — с промежуточными), ведь не всегда машина едет прямо до нужного нам места, иногда приходится делать пересадки. Маркер и то, на чем писать (картон, листы бумаги), лучше взять из дома, а то где-то посреди поля на дороге они не появятся сами собой.

Изучение маршрута

Это залог успеха. Надо собрать как можно больше информации про возможные места ночлега, рассчитать километраж, прикинуть, какое расстояние реально преодолевать в день, перелопатить кучу отзывов от себе подобных про конкретный участок дороги (ведь везде есть такие точки, где можно застрять на целый день, и это лучше учесть заранее).

Навигатор будет хорошим подспорьем во всей этой затее. Также желательно узнать прогноз погоды или поинтересоваться о средних температурных показателях для конкретного времени года, от этого зависит, что взять в путешествие автостопом, а что будет лишним.


Если оценивать возможности для автостопа в Европе, то говорят, что самые отзывчивые водители — в Германии, а самые равнодушные — в Испании. Так что если планируется турне по странам Запада, то лучше добраться поездом до Берлина, а уже там начинать ловить попутки.

Намного больше шансов словить машину у автостопщиков возрастом до 25 лет (так сказать, социально приемлемый возраст; считается, что людям постарше останавливать машины несолидно).

Одеваться надо всегда аккуратно, чисто, но желательно с учетом некоторых особенностей: нужно иметь яркие элементы гардероба, чтобы настроить водителей доброжелательно и подходить по внешнему виду под образ чудака-студента, а ни в коем случае не напоминать потенциального террориста.

В компании ловить машину веселее, да и надежней, но это весьма утрудняет все мероприятие; автостопщик-одиночка в любую точку доберется быстрее, чем парочка влюбленных (хотя они вряд ли сильно огорчатся).

И если некоторые недостатки такого вида туризма не стали преградой и принято решение все-таки попробовать путешествие автостопом, что нужно в первую очередь — так это дух авантюризма.

Автостоп – это состояние души любого путешественника. Перед тобой открывается масса возможностей побывать в самых отдаленных уголках мира, познакомиться с интересными людьми, лучше узнать себя и своих попутчиков. Автостоп непредсказуем, несколько рискован, но он как ничто другое помогает вырваться из рутины повседневности и начать путешествовать при ограниченном бюджете. Это самый интересный вид путешествий.

Я путешествовала автостопом в Европе, Центральной и Южной Америке. Сегодня расскажу, как путешествовать автостопом безопасно и интересно.

1. Составьте маршрут поездки

Как только вы решили путешествовать автостопом, для начала нужно определиться, куда поехать. Автостопщик со стажем всегда в первую очередь определяется с маршрутом. Лучше всего заранее наметить маршрут, приобрести карту автомобильных дорог, внимательно изучить населенные пункты, которые будут попадаться на пути. В конечном итоге все это будет иметь существенное значение.

Личный опыт: Мои путешествия зачастую носят стихийный характер: планы могут поменяться в последнюю минуту. Узнав о каком-нибудь «секретном» недоступном для многих путешественников месте, могу легко сойти с назначенного маршрута. Но к автостопу это мало относится: остаться ночевать на трассе – не лучшее, что может произойти, особенно когда нет палатки. Поэтому все передвижения я рассчитываю так, чтобы приехать в новое место к вечеру.

2. Девушкам лучше ехать в паре с представителем мужского пола

Есть три вещи, которые я обязательно делаю в компании с кем-то:

Хожу в горы;
- занимаюсь серфингом;
- езжу автостопом.


Личный опыт: Из-за неприятных историй путешествия автостопом одной или с подругой я старалась передвигаться так только в крайнем случае, пока не встретила попутчика в Южной Америке. Вместе мы проехали автостопом весь Эквадор, увидели удивительно красивые места, которые большинство путешественников пропускают.

3. Выглядите прилично

Первое впечатление всегда важно. И от того как вы выглядите и позиционируйте себя зависит остановится водитель или нет. Ведь водителю зачастую тяжело понять, что на обочине голосуют путешественники, а не бомжи-скитальцы 🙂 особенно в ночное время.

Думаю, не нужно говорить, что девушкам стоит одеваться прилично, чтобы не вызвать никому не нужные ассоциации. Если вы голосуете в ночное время, позаботьтесь о том, чтобы на одежде были светоотражающие элементы.

Личный опыт: За длительное время путешествий я встретила много бэкпэкеров. Я люблю раста-стайл, путешественников с дредами, гитарой, песнями в духе Боба Марли. Но порой весь романтизм улетучивается, когда чувствуешь, что кому-то не помешало принять душ:). К нашим путешественникам это не относится. Все, кого я встречала, выглядят очень опрятно.

4. Правильно выбирайте местность

Опытные автостопщики начинают путешествие за городской чертой. В границах города вы сможете поймать только такси. Постарайтесь выбирать места для голосования там, где водителю будет легче остановиться и быстро обсудить с вами детали маршрута.

Помните, что в Европе запрещено останавливать машины на автобане. А автобаны там везде. В Италии запрещен автостоп, там вас еще и оштрафуют. В такой ситуации лучше всего отойти от поста ГАИ. Не стоит стоять на склонах и под холмами, голосовать возле знака «Остановка запрещена» или стопить на объездной дороге. Лучше всего остановится в нескольких метрах после заправки или придорожного кафе.

Личный опыт: На юге Бельгии я была волонтером в лагере для беженцев от Красного Креста. Лагерь был изолирован, поэтому до ближайшего города нас либо довозили на служебной машине либо надо было стопить. Доехать из центра проблем не было, трасса проходила в нескольких метрах. А чтобы вернуться, мы выходили за черту города, останавливались у развилки и… сразу кто-нибудь останавливался.

5. Сразу договоритесь, что проезд будет бесплатным

Важно еще до того, как сесть в машину, договориться, что вы не будите платить за поездку. Главный аргумент – нет денег. Нет и не будет. Можно сказать, что студенты, надо срочно добраться до города.

Личный опыт: У меня спросили про оплату всего лишь один раз, когда надо было преодолеть небольшое расстояние из маленькой деревушки до Гидроэлектрика, откуда следовало ночное «покорение» Мачу-Пикчу. Скорее наоборот, мне возвращали деньги за проезд. Как было в Гватемале. Мне надо было доехать от границы до ближайшего города. Водитель шаттла не только довез, но помог найти дешевый хостел и даже вернул деньги за проезд, когда узнал, что я еду волонтером в местную больницу в Антигуа. Было очень неожиданно и приятно.

6. Поддерживайте беседу

Самый главный стереотип, для тех, кто думает путешествовать автостопом, что это халява. Так вот: халявы не будет. Водитель, который подбирает автостопщика, тоже рассчитывает получить свою плату: только в виде интересного общения или чтобы развеять скуку, не дремать за рулем, а иногда и просто выговориться.


Личный опыт: Для меня автостоп еще и прекрасная возможность потренировать иностранные языки. Когда я начинала путешествовать по Латинской Америке, мой словарный запас на испанском был небольшим. Но каждый раз, когда приходилось рассказывать о себе, стране, путешествиях, учебе, работе, я учила все новые и новые слова, подмечала особенности испанского в разных странах – как для лингвиста – бесценный опыт!

7. Табу

Умение общаться, слушать и не вступать в спор с водителем важно для каждого автостопщика. Здесь, как и везде: надо понимать, что не на все темы можно говорить. Особенно это касается, когда вы автостопите в других странах. Обходите стороной темы, касающиеся политики, религии, денег. Часто водители имеют достаточно резкую точку зрению. Что ж, придется на некоторое время стать аналитиком, слушать с вниманием и пониманием.

8. Если у водителя возникла непредвиденная ситуация, помогите

В дороге все случается: ломаются машины, кому-то может понадобится медицинская помощь, заканчивается бензин… Если произошла непредвиденная ситуация, то не стоит бросать водителя и искать новую попутку. Лучшее, что можно сделать, предложить помощь и помочь.

Личный опыт: В Коста-Рике, возвращаясь из парка кетцалей, меня и моего знакомого до Сан-Хосе согласился подвезти дальнобольщик. Всю дорогу был туман, потом пошел сильный дождь. Из-за ливня сломалась машина друга водителя и надо было перетащить часть груза в нашу машину. Так под дождем мы дружно перегружали ананасы. Зато водитель был благодарен.

9 Доверяйте интуиции

Путешествие автостопом не бывает простым, не всегда встречаются порядочные люди, поэтому не стоит пренебрегать общепринятыми правилами безопасности. Умейте доверять своей интуиции. Уж лучше простоять лишних полчаса в ожидании машины, чем попасть в неприятную ситуацию.

Личный опыт: Далеко не все понимают суть автостопа. Водитель в Гватемале на мой вопрос, автостопят ли в стране, резко сказал, что для девушек это небезопасно. Водители либо потребуют денег, либо будут рассчитывать «на интерес». И это касается не только стран Латинской Америки. Для себя я четко решила: не автостопить одной и даже в компании с другой девушкой. Если меня что-то настораживает, я всегда могу придумать причину и отказаться от поездки.

10. Будьте позитивны

Иногда придется довольно долго простоять на трассе в ожидании машины. Будьте позитивны, оптимистичны и обязательно вам встретится хороший водитель и попутчики.


Личный опыт: Возвращаясь с осмотра панамского канала в город, я попала под дождь. Тропические ливни на экваторе могут идти несколько часов, не оставляя ни одного сухого места. Я шла с другом по дороге. Мокрые, нам хотелось быстрее добраться до хостела. Как остановилась машина, и нас предложили довезти до самого города. Через полчаса мы уже были у входа в метро.