Сообщение о моцарте почему он умер. Загадка смерти вольфганга амадея моцарта

От чего умер Вольфганг Амадей Моцарт?

Вечер 15 июля 1791 года в Вене не предвещал никакой беды. После чрезвычайно солнечного и жаркого дня все здесь радостно ожидало предстоящей прохлады. Настроение было хорошее, много говорили, перемывали кому-то косточки и смеялись, ведь Австрия и ее столица сияли в таком великолепии, какому остальная Европа могла только завидовать. Однако у дома № 970 по Рауэнштейнгассе началось некое таинственное представление. Из подъехавшей кареты вышел человек, глубоко закутанный в черный плащ с капюшоном так, чтобы нельзя было увидеть его лица. Он вошел в дом и поднялся на второй этаж, где жил Вольфганг Амадей Моцарт. Человек в черном сообщил композитору, что один видный господин хотел бы заказать ему реквием. Имя заказчика он умолчал, но сообщил, что у того «умер человек, который был и всегда будет ему очень дорог. Он хотел бы каждый год тихо, но достойно отмечать день этой смерти, и просит вас сочинить ему для этого Реквием».

Моцарт был сбит с толку не только просьбой человека, но и всем его внешним видом, той торжественностью, которая заключалась в его словах. Он принял заказ, хотя эта встреча и укрепила в нем страх за свою жизнь и уверенность в близости конца. Не прошло и пяти месяцев, как композитор действительно скончался - и с тех пор не перестают множиться бесчисленные легенды о его смерти и о том отношении, которое имел к ней черный вестник.

В наше время уже известно, что этот посланец приходил не для того, чтобы возвестить Моцарту о его собственной смерти. Посетитель не был ни соперником Моцарта Антонио Сальери, ни чиновником, как показано в фильме Милоша Формана «Амадеус». Напротив, это был человек, заказавший реквием по поручению графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха в память об усопшей жене. Трагическое музыкальное произведение было действительно позже исполнено.

В любом случае, ни Черный человек, ни кто-либо другой не приблизил конец Моцарта. Композитор сам мог на многие годы продлить свою жизнь - если бы он больше заботился о своем здоровье, выборе врачей и лекарств.

Уже маленьким ребенком Вольфганг познакомился с диагнозами и методами лечения того времени. Он и его сестра Наннерль преподносились публике их отцом, Георгом Леопольдом Моцартом, как редкие юные музыкальные дарования. Ради этого он удалил от них все радости беззаботного детства и наложил тяжелое бремя постоянных разъездов. Семья Моцартов совершала, по большей части в коляске, турне по всей Европе, что подрывало и без того некрепкое здоровье Вольфганга. Уже осенью 1762 года - он был шести лет от роду - по пути в Вену мальчик серьезно заболел. Его отец отмечал: «Он кричал от боли… Когда он лежал в постели, я пытался понять, что именно у него болит; я находил какие-то пятна величиной с крейцер {1} , красные и несколько выпуклые… У него был жар, и мы лечили его „черным порохом“ и еще маркграфским порошком…»

Оба этих средства были обычными лекарствами Леопольда, который все медицинское обеспечение семьи держал в своих руках. Наставления он, однако, получал у именитых врачей и аптекарей.

«Черный порох», pulvis epilepticus niger, был тогда, как позволяет понять его латинское название, средством для лечения эпилепсии. Он также считался, как сейчас аспирин, препаратом против простуды и общего недомогания. Лекарство состояло из перемолотых частей липового древесного угля, раковин устриц, слоновой кости, оленьего рога и янтаря. В 1774 году он был вычеркнут из врачебных пособий как бесполезное средство. Однако Леопольд (а позже и Вольфганг Амадей) Моцарт по-прежнему выписывал его в аптеках.

Маркграфский порошок был особенно любим в среде аптекарей и докторов. Он приготовлялся из смеси девяти или десяти различных компонентов, среди которых числились корень пиона, выкопанный при убывающей луне, слоновая кость, омела, кораллы и нарост папоротника. Особенно примечателен был способ его применения. Порошок заворачивался в кусочек золотой фольги и потом проглатывался как позолоченная пилюля. Этим надеялись усилить действие лекарственных трав. Золотая фольга по крайней мере не причиняла никакого вреда, но из-за способа применения снадобье сильно прибавляло в цене.

При лечении юного Моцарта ни одно из лекарственных средств не привело к ожидаемому результату, ребенку становилось только хуже. Был вызван доктор графини фон Цинцендорф, который диагностировал у мальчика скарлатину, что, по оценке современных историков медицины, было достаточно близко к истине. Очевидно, юный музыкант страдал от erythema nodosum, воспаления подкожной жировой прослойки: она вызывается аллергией в сочетании с инфекцией. Об этом врач, однако, еще ничего не знал. Он вновь назначил маркграфский порошок, хотя тот до сих пор не возымел никакого действия. Вдобавок он предписал использовать разные другие средства, среди которых был сок из разбитых маковых головок, богатый опиатами. Так маленький Вольфганг пережил свое первое опьянение.

Он долго не мог прийти в себя, но каким-то образом лечение позволило ему вновь встать на ноги. Его отец восклицал: «Болезнь мальчика отбросила нас на четыре недели назад». Кроме того, врачи стоили слишком дорого, чтобы поездка могла окупиться. Когда Моцарты в январе 1763 года вновь вернулись в Зальцбург, Вольфганг страдал уже от ревматической лихорадки, возможно, бывшей следствием недолеченной erythema nodosum. Она осталась навсегда его верной жизненной спутницей и позже рассматривалась как одна из причин его смерти.

Пусть и ослабленные болезнью, оба чудо-ребенка продвигались далее. Путь лежал через крупные города Европы. В феврале 1764 Вольфганг перенес такую тяжелую форму ангины, что отец говорил о состоянии сына: «Лишь от милости Господней зависит, поднимет ли Он это чудо природы с постели или заберет к себе». В июле 1765 года оба ребенка заразились тифом, от которого сестра похудела так, что остались только кожа да кости. Около года спустя Вольфгангу предстояло перенести еще одно обострение своего ревматизма суставов. Но отец гнал своих детей дальше. В сентябре 1767 года он опять приехал в Вену, где в это самое время свирепствовала оспа. Брат и сестра немедленно заболели смертельно опасной инфекцией. Лекарствами были «черный порох» и маркграфский порошок. Вольфганг от этого по целым дням бредил - но они с сестрой пережили и это мучение.

В начале 1769 года Леопольд Моцарт понял, что ему больше нет смысла путешествовать с обоими детьми. Наннерли к тому времени исполнилось уже восемнадцать лет, и ее нельзя было выставлять «чудо-ребенком». Но тринадцатилетний Вольфганг был еще в новинку в тех странах, где его до сих пор не видели. Итак, отец и сын отправились в итальянскую поездку одни. Это турне, как и ожидалось, стало наиболее успешным, поэтому двумя годами позже они его повторили. Во время путешествия у Вольфганга проявилось заболевание, которое среди прочих его недугов было особенно сильно заметно. Наннерль писала в одном своем письме, что ее брат когда-то был «прекрасным ребенком», но после недавнего пребывания в Италии его шрамы от оспы приобрели «чужеземную желтую окраску», которая окончательно его изуродовала. Это было похоже на воспаление печени, хотя, по всей видимости, им не являлось. Леопольд и Вольфганг умалчивали о болезни.

В сентябре 1777 года отец и сын собирались в новое турне, но зальцбургский работодатель Леопольда, архиепископ Иероним граф фон Коллоредо, запретил поездку. Вольфганг должен был отправиться с матерью на отдых. Анна Мария Моцарт страдала от одышки и ожирения; а тот факт, что она произвела на свет семерых детей, из которых только двое достигли взрослого возраста, повлиял на нее и душевно и физически.

Путешествие стало для Моцарта глотком свежего воздуха. Анна Мария не могла больше удерживать своего склонного к праздности и мотовству сына. Поездка закончилась уже в Мангейме, где Вольфганг влюбился в неизвестную певицу, в связи с чем забыл все свои музыкальные амбиции. Однако не все складывалось так благополучно, как ему хотелось бы, ибо, во-первых, у него недоставало денег, а во-вторых, он вновь захворал. У него начались кашель, насморк, головная боль и ангина, против которых он - как того и следовало ожидать - прописал себе «черный порох».

После того как ему с грехом пополам удалось поправиться, они с матерью отправились в Париж. Это было последним путешествием Анны Марии: у нее открылась лихорадка (возможно, тиф), и она умерла. Вольфганг вернулся в Мангейм, к своей великой любви, но та не желала больше о нем знать, и остаться там он не смог. Разочарованному гению не оставалось ничего другого, кроме как отправиться обратно в Зальцбург, к отцу. Но и тут он долго не задержался. Он уехал в Вену, где надеялся найти больше возможностей для выражения своих идей. Работу он не нашел, зато встретил новую любовь. Его бывшая ненаглядная из Мангейма вместе с семьей приехала по рабочему приглашению в австрийскую столицу. У нее была сестра по имени Констанца, на которой Вольфганг тотчас постановил жениться. Они обвенчались против воли Леопольда 4 августа 1782 года.

И тут к музыканту пришел успех. Все в Вене хотели его слышать, все жаждали его сочинений. Денежные дела пошли в гору, и Вольфганг с женой могли себе позволить снимать квартиру в самой дорогой и красивой части города.

Но этап материального благополучия оказался кратким. Уже шесть лет спустя экономическое положение Моцарта было безнадежно расшатано. На то имелось две причины: венская публика была непредсказуема в своих музыкальных предпочтениях, а Вольфганг и Констанца были непредсказуемы в способах прожигания денежных средств. Здоровье музыканта также стало ухудшаться. Он предполагал, что его кто-то отравил, однако никаких конкретных соображений по поводу личности отравителя не высказывал. Признаки его недуга были непонятны: слабость, депрессии, полное отсутствие сил, пугливость и духовная апатия. К концу 1791 года он все чаще вынужден был оставаться в кровати. Врач предписал ему полный покой и запретил работать, что ужасало музыканта - у него не было денег, а нужно было содержать семью.

С 20 ноября Моцарт уже не мог более покидать свою постель. Руки и ноги распухли, вдобавок по всему телу появились отеки. С ними пытались бороться с помощью тугой ночной рубашки. За музыкантом теперь ухаживали два врача: Томас Франц Клоссет и Матиас фон Саллаба. Последний был экспертом по лечению отравлений, но не стоит считать это конкретным указанием на причину смерти композитора. Ведь Саллаба был, во-первых, вызван не Моцартом, а своим коллегой, и, во-вторых, в своем диагнозе говорил не об отравлении, а о «горячечной лихорадке с сыпью». Этим понятием тогда с одинаковым успехом обозначалась любая лихорадка, хотя сочетание «горячечная лихорадка» есть с медицинской точки зрения плеоназм - а это прозрачный намек на то, что врачи Моцарта не могли даже примерно классифицировать причину его страданий. Софи, золовка Моцарта, которая прилежно заботилась о больном, утверждала позднее, что медики не могли прийти к согласию о способе лечения.

Вечером 4 декабря 1791 года у пациента начались сильнейшая лихорадка и непереносимые головные боли. Послали за доктором Клоссетом, но он был в театре и приказал передать, что прибудет сразу после представления. Он явился чуть позже часа пополуночи. Доктор приказал золовке Моцарта обмывать виски и лоб пациента уксусом и холодной водой. Софи возразила, что холод может повредить такому тяжелому больному. Но доктор Клоссет и слышать об этом не хотел: в конце концов, это он был лечащим врачом! Тогда Софи положила на лоб Моцарту влажный платок. Здесь мы с полным правом можем спросить себя, почему медик не сделал этого сам, если так был уверен в своих методах лечения. В любом случае, как рассказывала Софи, после холодного прикосновения дрожь пробежала по телу Моцарта - и он умер. Творцу «Волшебной флейты» не исполнилось и тридцати шести лет.

С тех пор не утихают сплетни и споры о том, что же стало причиной смерти Моцарта. Существует более восьмидесяти теорий его смерти. Это свидетельствует о том, как сложно получить точные сведения о способе лечения, когда пациент умер так давно. Много предположений возникло относительно методов доктора Клоссета и доктора Саллаба, ведь они не оставили после себя никаких заметок по этому поводу. С учетом славы их пациента это выглядит серьезным упущением. Впервые медицински освидетельствовать смерть Моцарта было поручено венскому медику доктору Эдуарду Винценту Гульднеру фон Лобесу. Он пришел к заключению, что музыкант не был отравлен, а умер от ревматической воспалительной лихорадки и страдал от типичных симптомов воспаления мозговой оболочки. «Эти диагнозы не соответствуют тому, что мы сегодня под ними понимаем, и их значение остается расплывчатым», - заявляет терапевт и исследователь жизни Моцарта доктор Каспар Францен из университетской клиники Регенсбурга. Кроме того, Гульднер никогда не видел объекта своей экспертизы лично; его заключение основывалось скорее на устных показаниях врачей Моцарта и не было абсолютно точным.

Тем не менее воспаление мозговой оболочки и ревматическая лихорадка являются основой для разных теорий отравления, выдвинутых в последние годы. В них в качестве отравителей, помимо Сальери, Франца фон Вальзегг-Штуппаха и жены композитора Констанцы, которая предположительно состояла в связи с одним из учеников Моцарта, называются также и некоторые его кредиторы. Под подозрение попали даже франкмасоны, к которым Моцарт принадлежал с 1784 года и чей ритуал композитор изобразил в «Волшебной флейте». Для всех этих теорий существуют как подтверждающие улики, так и трудные для ответа вопросы. Также отсутствуют серьезные мотивы. Действительно, Моцарт уже не был так любим в Вене, миг славы оказался кратким, после чего звезда его стала закатываться плавно и неудержимо. К концу своей жизни он был слишком незначителен и неопасен, чтобы кому-либо понадобилось его убивать.

Если же это действительно было отравление, то скорее не из низменных побуждений, а из желания помочь больному Моцарту, то есть по недосмотру или ошибке. Ведь композитор долгое время думал, что заразился сифилисом. Скорее всего, страх был безосновательным, но в те времена сифилис был одним из самых распространенных и горячо обсуждаемых заболеваний. В число друзей Моцарта входил некто Готфрид ван Свитен, чей отец, врач по профессии, лечил своих пациентов вином с примесью ртути - Liquor mercurii Swietenii - вполне действенным, но также и очень рискованным средством против пресловутой инфекции. Вполне возможно, что ван Свитен рекомендовал это лекарство и для Моцарта, который принимал его, видимо, с таким же усердием, с которым до этого лечился своими порошками, и поэтому сильно превышал положенную дозу. Проверить это не представляется возможным, потому что от тела Моцарта не осталось и следа. После смерти он был погребен «по третьему классу», и когда его вдова через семнадцать (!) лет стала разыскивать его могилу, она узнала, что кладбище было перекопано.

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Похоронен ли Гоголь заживо? От чего умер Достоевский? Николай Васильевич Гоголь… Легенда, связанная с его смертью, заставляет содрогнуться: похороненный заживо… Чтобы сразу развеять миф, скажем, что такая версия не нашла документальных подтверждений.Николай Зенькович,

автора Вяземский Юрий Павлович

Моцарт (1756–1791) Вопрос 4.16Моцарт родился в воскресенье, а именно 27 января 1756 года.О чем это говорило, если верить приметам?Вопрос 4.17Почему, когда при австрийском дворе играл маленький Моцарт, император Франц I Стефан всегда приглашал известных композиторов

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Моцарт Ответ 4.16По народным приметам, родившегося в воскресенье ребенка ожидала необычная судьба.Ответ 4.17В их отсутствие малыш либо играл всякую чепуху, либо вовсе отказывался играть. «Зачем играть для тех, кто ничего не смыслит в музыке», – говорил Моцарт.Ответ

автора

Амадей VIII - Амадей III 1383 Рождение Амадея 1095 Рождение Амадея 288 1391 Амадей становится графом Савойи 1103 Амадей становится графом

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Амадей VI - Бонифаций 1334 Рождение Амадея 1244 Рождение Бонифация 90 1343 Амадей становится графом Савойи 1253 Бонифаций становится графом

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл I - Амадей VII 1468 Рождение Карла 1360 Рождение Амадея 108 1482 Карл становится графом Савойи 1383 Амадей становится графом Савойи 99 1490 Смерть Карла 1391 Смерть

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Виктор Амадей II - Диниш 1666 Рождение Виктора Амадея 1261 Рождение Диниша 405 1675 Виктор Амадей становится герцогом Савойи 1279 Диниш становится королем Португалии 396 1730 Конец правления Виктора Амадея 1325 Конец правления

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Виктор Амадей II - Филипп III 1720 Виктор Амадей становится королем Сардинии 1621 Филипп становится королем Португалии 99 1729 Женитьба на Анне 1649 Женитьба на Анне Марии 81 1730 Свержение Виктора Амадея с трона 1640 Свержение Филиппа с

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Виктор Амадей III - Педро II 1773 Виктор Амадей становится королем Сардинии 1683 Педро становится королем Португалии 90 1729 Рождение у Филиппа Испанского дочери Марии, будущей жены Виктора Амадея 1666 Рождение у Филиппа Ней–бургского дочери Марии, будущей жены

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Моцарт Вольфганг Амадей Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.) Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие

Из книги Русская троица ХХ века: Ленин,Троцкий,Сталин автора Глобачев Михаил

Моцарт революции Троцкий моложе Ленина на неполный десяток лет, а начала их революционной деятельности разделяет и того меньший срок.С семнадцатилетнего возраста у Левы Бронштейна - кружки, дискуссии, штудирование Маркса и присных. В отличие от Ульянова он не сидит на

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.3. Любимец богов и гениальный реформатор музыки Вольфганг Амадей Моцарт Музыку Моцарта трудно не узнать. Она звучит уже более двухсот лет и вряд ли когда перестанет. Превзойти Моцарта не удастся никому.Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился в 1756 г. в

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Вольфганг Амадей Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт Имя Моцарта известно всем, в том числе и людям, далеким от занятий музыкой. Несмотря на то что композитор жил и работал два столетия назад, его произведения имеют огромный успех и в наши дни. Однако его личная жизнь была

автора

Из книги Стратегии гениальных мужчин автора Бадрак Валентин Владимирович

Из книги Полное собрание сочинений. Том 11. Июль-октябрь 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа? У нас в России политическое воспитание народа и интеллигенции совсем еще ничтожно. У нас ясные политические убеждения и твердые партийные воззрения совсем еще почти не выработаны. У нас слишком легко берут на веру любой

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

5 декабря 1791 г. в 0:55, не дожив двух месяцев до своего 36-летия, скончался великий композитор и музыкант Вольфганг Амадей Моцарт. Данная статья представляет собой попытку рассмотреть доступные нам факты и гипотезы о смерти композитора с точки зрения современной медицины.

Вольфганг Амадей Моцарт

Анамнез жизни

Пациент М., возраст 35 лет, пол мужской, рост 154 см, телосложение нормостеническое, профессия - музыкант и композитор, скончался от заболевания неясной этиологии.

Семейный анамнез

Отец пациента умер в 67 лет, предположительно от сердечно-сосудистой патологии, мать - в 58 лет, предположительно от острой кишечной инфекции.

Медицинский анамнез

В возрасте 10 лет пациент перенёс несколько тяжёлых эпизодов острой инфекции верхних дыхательных путей, сопровождавшихся выраженным повышением температуры тела, болями в горле и суставным синдромом. В 11 лет пациент перенёс натуральную оспу, в 16 лет - эпизод желтухи. В последующем пациент неоднократно отмечал рецидивирующие суставные и абдоминальные боли.

Пациент курил трубку (периодически), в отдельные периоды жизни злоупотреблял алкоголем.

Анамнез заболевания

За несколько недель до смерти у пациента отмечалась депрессия, головные боли и потеря веса. В последние 2 недели он жаловался на общую слабость, повышение температуры тела, боли в животе, рвоту, жидкий стул и распространённые отёки. Пациент находился в сознании вплоть до последних часов, когда он впал в кому. Посмертное обследование тела не выявило каких-либо следов насилия. Вскрытие не производилось.

Зафиксированная причина смерти

Диагноз, поставленный Моцарту, звучал как «острая потница». Уильям Ослер в 1892 г. характеризовал данное заболевание как инфекцию неясной этиологии, проявляющуюся повышением температуры тела, обильным потоотделением и появлением на коже распространённой везикулярной сыпи. В тяжёлых случаях инфекция могла сопровождаться нарушением сознания, лихорадкой и геморрагиями. Всё вышеописанное соответствует клинической симптоматике, отмечавшейся у Моцарта, однако подобный диагноз в наше время может рассматриваться лишь как описание определённого симптома (распространённая везикулярная сыпь) и не проливает свет на истинную причину смерти композитора.

Несмотря на огромное количество исследований и публикаций, причина смерти Моцарта до сих пор остаётся неясной. Несовершенство диагностических средств тех лет, не позволившее поставить точный диагноз, усугубляется отсутствием данных аутопсии. В то же время, целым рядом исследователей, включая современных, предпринимались попытки определить причину смерти великого композитора. Ниже изложены наиболее обоснованные и общепризнанные гипотезы.

Ревматизм

По свидетельствам современников, Моцарт был болезненным ребёнком. В детском возрасте он неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, сопровождавшиеся повышением температуры тела, болями в горле и суставах, что соответствует симптоматике стрептококковой инфекции. В подобных условиях вероятным представляется развитие у композитора ревматизма, который мог в дальнейшем привести к поражению почек и возникновению почечной недостаточности. Данная гипотеза поддерживается многими исследователями, однако, она не объясняет хронической персистирующей симптоматики, отмечавшейся у Моцарта в течение последнего года жизни.

Согласно другой теории, причиной смерти композитора стал геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха), развившийся в результате перенесённой стрептококковой инфекции. По мнению специалистов, частота поражения почек при указанном заболевании у взрослых достигает 61%, причём до 30% пациентов, у которых развился нефрит, умирают, преимущественно от почечной недостаточности. Основным возражением данному диагнозу служит отсутствие каких-либо упоминаний о появлении у Моцарта геморрагических высыпаний, типичных для болезни Шенлейн-Геноха.

Отравление

Умирая, Моцарт говорил, что его отравили. Вдова композитора, Констанция, также верила в эту теорию. Кому было нужно убивать Моцарта?

Основным подозреваемым считается Сальери, популярный в то время композитор. Его талант явно уступал таланту Моцарта, и между композиторами существовало своего рода соперничество, обыгранное во многих художественных книгах и кинофильмах. Ещё одним фактом в поддержку этой гипотезы считается признание Сальери, сделанное им перед смертью в клинике для душевнобольных.

В числе других возможных причин убийства Моцарта ряд исследователей называют раскрытие им секретов масонов, к числу которых он относился, в опере «Волшебная флейта».

Однако, если принять гипотезу об отравлении, какой яд мог вызвать подобную симптоматику? Отравление ртутью, широко использовавшейся в то время в лечении венерических заболеваний, действительно, могло привести к развитию почечной недостаточности и отёков, отмечавшихся у Моцарта перед смертью. В то же время нет доказательств как перенесённых Моцартом венерических заболеваний, так и его лечения данным веществом. Кроме того, отравление ртутью сопровождается развитием выраженного тремора, который также отсутствовал у композитора.

Острая эпидемическая инфекция

По свидетельствам современников, во время смерти Моцарта в Вене бушевала эпидемия высококонтагиозной и летальной инфекции, этиология которой до сих пор остаётся неизвестной.

Трихинеллез

Отдельные исследователи считают причиной смерти Моцарта трихинеллёз, симптоматика которого (повышение температуры тела, отёки и боли в конечностях) близка к отмечавшейся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за 6 недель до смерти Моцарт упоминает, что ел свиные котлеты, которые и могли стать источником инфекции. Интервал времени в 6 недель соответствует инкубационному периоду трихинеллёза. В то же время, патогномоничный симптом данной инфекции - миалгии - у Моцарта отсутствовал.

Субдуральная гематома в результате перелома костей черепа

Одной из наиболее шокирующих стала гипотеза о смерти Моцарта в результате перелома костей черепа, осложнившегося развитием хронической субдуральной гематомы. Какие факты легли в основу данной теории?

После смерти в 1791 г. Моцарт был похоронен в общей могиле. Существует легенда, что одни из могильщиков, знавший композитора, пометил его тело, обвив вокруг шеи веревку. Спустя десятилетие он выкопал и увёз череп, предположительно принадлежавший Моцарту. Дальнейшая судьба черепа остаётся неясной, однако в 1902 г. череп, предположительно принадлежавший композитору, был помещён в экспозицию музея Моцарта в Зальцбурге.

Интерес к черепу Моцарта возобновился в 1991 г., после выявления французским антропологом P.-F. Puech следов частично зажившего пролома, который мог привести к возникновению субдуральной гематомы. Хотя прямых свидетельств перенесённой композитором травмы нет, подобный вариант нельзя исключить.

Однако, действительно ли данный череп принадлежит Моцарту? Исследователям из Института патологии вооруженных сил США удалось выделить фрагмент ДНК из тканей черепа и 2 фрагмента из предположительных костных останков племянницы и бабушки Моцарта. Хотя исследование ДНК показало, что череп принадлежал мужчине, родственная связь между лицами, у которых были взяты образцы, не подтвердилась, таким образом, принадлежность черепа Моцарту остаётся под вопросом. Не исключено, что череп всё же принадлежал композитору, однако для подтверждения данной теории необходимо ДНК близких кровных родственников композитора.

Помимо вышеизложенных теорий и гипотез, существует множество других, называющих в числе возможных причин смерти Моцарта сифилис, тиф, инсульт и др., однако после более 200 лет, прошедших с момента смерти композитора, как подтвердить, так и опровергнуть большинство из них не представляется возможным.

The Death of a Male Musician With a Mysterious Malady

Версий причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта существует чуть ли не больше, чем лет, прожитых этим гениальным композитором. По новейшей гипотезе, 35-летний Моцарт скончался из-за дефицита в его организме ультрафиолета. Состояние здоровья, точнее, нездоровья Моцарта во многом было вызвано нехваткой витамина D, синтез которого происходит только на солнце.

Профессор Уильям Грант (William Grant) из исследовательского центра SUNARC в Сан-Франциско (США) и эндокринолог профессор Штефан Пильц (Stefan Pilz) из Медицинского университета Граца (Австрия) опубликовали в Medical Problems of Performing Artists (специализированный медицинский журнал, посвященный заболеваниям профессиональных музыкантов) комментарий к статье, в котором критически рассмотрели версии преждевременной смерти Моцарта.

Исследователи уверены, что именно нехватка витамина D послужила решающей причиной для развития болезни, сведшей композитора в могилу, а вовсе не отравление, подстроенное Сальери, как принято считать. У Моцарта был целый букет вредных привычек: работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Композитор возвращался домой на рассвете и затем спал весь или большую часть светового дня. С годами он все реже видел солнце.

Недостаток витамина D повышает вероятность развития многочисленных заболеваний множества органов и систем организма: от болезней сердечно-сосудистой и нервной систем до диабета и даже рака. Дефицит витамина D ослабляет иммунитет. Кроме того, Моцарт вырос в северных широтах. Вена расположена на 48-м градусе северной широты, где в период с октября по март солнце не настолько активное, чтобы синтезировать витамин D с помощью ультрафиолета. Свою теорию о недостатке солнца для Моцарта ученые мужи обосновывают тщательным изучением анамнеза жизни великого композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. В детстве он отличался крепким для своего возраста телосложением, поэтому безболезненно перенес вскармливание не материнским молоком, а водой. Подобное кормление было широко распространено в XVIII столетии. Младенцу давали медовую воду и немного ячменной или овсяной каши. В дальнейшем и жена Моцарта этим же способом вскармливала их малышей.

У восьмилетнего музыканта биографы отмечали заболевание стрептококковой ангиной. Недомогание продолжалось десять дней, что помешало Моцарту выступить перед английской публикой. В десять лет Моцарт перенес несколько острых инфекций верхних дыхательных путей, протекание которых сопровождалась повышенной температурой и болями в горле. Часто повторяющиеся ангины повлияли на физическое развитие ребенка. Одиннадцатилетний пианист переболел оспой, а в 16 лет подхватил желтуху. Периодически он курил трубку и время от времени злоупотреблял алкоголем.

Некоторые исследователи считали причиной смерти Моцарта трихинеллез, поскольку симптомы этого заболевания (повышение температуры, отеки и боли в конечностях) близки к отмечавшимся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за шесть недель до смерти композитор упоминает, что ел свиные котлеты. Они и могли стать источником инфекции. Шесть недель соответствуют инкубационному периоду трихинеллеза. В то же время патогномоничный симптом данной инфекции — миалгии — у Моцарта отсутствовал.

В детском возрасте Моцарт часто болел и неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, симптомы которых соответствуют стрептококковой инфекции, что, вероятно, привело к развитию ревматизма, а он мог в дальнейшем поспособствовать поражению почек и возникновению почечной недостаточности. Надо сказать, что во всех документах о состоянии его здоровья отмечается, что после перенесенных легких и тяжелых форм болезней Моцарт чувствовал себя полностью здоровым.

Согласно другой теории, причиной смерти композитора стал геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха), развившийся в результате перенесенной стрептококковой инфекции. Но о появлении у Моцарта геморрагических высыпаний, типичных для болезни Шенлейн-Геноха, источники не сообщают.

Профессора Грант и Пильц не развеяли туман, а лишь увеличили количество версий. Очередная гипотеза звучит довольно красиво: "Дайте больше солнца Моцарту!". Исследователи отмечают, что в основном музыкант болел в период с октября по март, когда ему так недоставало солнечного тепла и света. И умер он 5 декабря 1791 года — в ненастный зимний день.

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.

Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен , ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайера дописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель , чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина , в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен , Шуберт , Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.

В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвис на основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.