Споры отцы и дети поколений вместе и врозь. Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.

В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.

Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.

Спор поколений: вместе и врозь

Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

Урок №1

Цели.

1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

2. Развить навыки работы с текстом.

3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.

Метод.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

Ход урока.

1. Запись темы и эпиграфов:

«Чти отца своего и матерь свою,

и благо тебе будет,

и долголетен будешь на земле»

(Библейская заповедь)

«Порвалась связь времен»

(В. Шекспир)

«Сегодня российское общество

испытывает дефицит

духовных скреп»

(В.В. Путин)

2. Слово учителя о целях и задачах урока

Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:

Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

Как вы понимаете эпиграфы?

Вступительное слово учителя.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)

В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:

– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?

Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

4. Поведение итогов беседы

Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.

Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

Учитель

И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

Учащиеся пересказывают

Эпизод казни защитников Белогорской крепости.

В штабе Пугачева.

В Бердской слободе.

Делаем вывод

Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?

Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.

Урок №2 Урок развития речи.

Написание сочинений по теме урока №1.

Фрагменты сочинений.

Сочинение 1

Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.

Сочинение №2

Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».

Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.

Сочинение №3

Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.

«Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.

«Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.

Сочинение №4

В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.

Сочинение №5

Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия-

хозяину, где доведется жить,

начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платье,

швейцару, дворнику для избегания зла,

собаке дворника, чтоб ласкова была.

Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.

Заключительное слово учителя.

Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.

Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.

Вечной проблемой, перед которой часто бессильными оказываются люди разных поколений, является конфликты отцов и детей. Считавшиеся ранее основой людского существования жизненные принципы старших, имеют свойство уходить в прошлое, и сменяться новыми жизненными идеалами, в которые верит молодое поколение. При этом поколение “отцов” не желает уступать и осуществляет попытки к сохранению всего того, что в него вселяло веру, и чем оно жило всю жизнь.

Зачастую представители старшего поколения не хотят считаться с новыми убеждениями

молодых людей, выражая стремление к покою. Они желают все оставить, как было. Но “дети” отличаются более прогрессивными взглядами на жизнь, находятся в постоянном движении, стремлении все подвергнуть перестройке, изменениям, не понимая пассивности старших.

Столкновение, происходящее между “отцами” и “детьми” имело место быть всегда, оно и сегодня остается актуальным, и будет тревожить жизнь будущих поколений. Это стало отражением мыслей многих русских писателей. Каждому свойственно по-разному разрешать данную проблему в своем творчестве. В число таких классиков литературы входит И. С. Тургенев,

написавший произведение “Отцы и дети”, заслуживающее на особое внимание. В романе описываются главные противники и антагонисты – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Перед читателем разворачивается конфликт, рассматриваемый, как возникновение проблемы “отцов и детей”. Здесь имеются в виду социальные, политические и общественные разногласия. Важно отметить факт отличия между Базаровым и Кирсановым с точки зрения их социального происхождения, что, нашло, конечно, свое отражение на формировании взглядов данных личностей.

Прародители Базарова были крепостными крестьянами. Для того чтобы добиться в жизни поставленных целей, ему потребовалось много думать и трудиться. Евгения привлекало изучение медицинских и естественных наук, проведение опытов, коллекционирование жуков и насекомых. В отличие от него Павел Петрович вырос в благополучной атмосфере достатка, даже поселившись в деревне у брата, Кирсанов умудрялся соблюдать светские приличия. Внешнему виду данный персонаж придавал огромное значение. Увлечением Кирсанова Павла Петровича являлась поэзия. Соблюдение дворянского уклада жизни он считал своим долгом.


(1 оценок, среднее: 2.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к...
  2. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” до сих...
  3. Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший… А. Грибоедов. Горе от ума В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев сумел отобразить...
  4. Конфликт поколений является проблемой вне времени. Столкновение мировоззрений отцов и детей происходило и будет происходить, потому что в его основе лежит один из законов диалектики...
  5. План Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего” Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина. “Век нынешний” в пьесе ” Горе от ума...
  6. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Спор поколений: отцы и дети” Спор поколений: отцы и дети Отечественная, а тем более мировая литература имеет достаточно много...
  7. Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Еще в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих...

Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как быотцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

Сочинение-рассуждение

Вечен ли конфликт отцов и детей?


Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей» , конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего "Енюшеньку", не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова "одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался". А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - "люди отставные, и их песенка спета", что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: " Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать..." Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

Акопова Леля, Калюта

1. Сочинение- рассуждение "Спор поколений: вместе и врозь"

2. Сочинение-рассуждение"Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Спор поколений: вместе и врозь.

Предложенная для сочинения тема является актуальной во все времена, так как у каждого поколения есть свои ценности, приоритеты. Многие мои друзья жалуются на то, что родители не понимают их и, главное, не хотят понять. Родители ругают нас за желание самовыражаться: нельзя делать на теле татуировки, нельзя сделать пирсинг, нельзя ярко красить волосы. Но ведь было время, когда девушек ругали за короткие юбки, за яркий макияж на лице, так как считалось это вульгарным. Хотя наше поколение не видит в этом ничего непристойного.

Попробуем разобраться в нравственных ценностях. Я считаю, что понятие нравственности у поколения моих родителей развито на высоком уровне: они проявляют заботу о старшем поколении, всегда внимательны к тем, кто нуждается в помощи. Например, могут помочь перейти дорогу старикам.

К сожалению, ребятам моего поколения это кажется нелепым и смешным, что говорит о черствости души. Но ведь не все же люди такие! Просто злые поступки всегда запоминаются лучше, чем добрые. Сколько молодых волонтеров помогали на олимпиаде в Сочи -2014?! Сколько ребят принимали участие в благотворительных акциях, посвященных сбору средств для жертв наводнений, для беженцев с Украины?! Значит, наше поколение тоже имеет нравственные ценности и стремится совершать добро.

Проблема спора поколений встречается и в художественной литературе. Тему взаимоотношения между родителями и детьми поднимает известный русский писатель XIХ века И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Евгений Базаров назван «нигилистом». Аркадий Кирсанов так объясняет это слово: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Нигилизм Евгения проявляется с Павлом Петровичем Кирсановым, человеком придерживающимся аристократических принципов. Без принципов, по его понятию, могут жить только безнравственные и пустые люди. Что же отрицает Базаров? Он отрицает существующий строй, все его прядки, отрицает искусство и природу («Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта»), Пушкина не знает и отрицает. Отрицание Базарова не бесцельное; он отрицает, потому что считает это полезным. На замечание Николая Петровича, что надо же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Базаров отрицает и любовь. Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Но на протяжении романа Базаров раскрывается как натура страстная, сильная, глубокая. Показательными являются сцены, когда Базаров приезжает к родителям. Он не может показать своих чувств к ним, и от этого страдают его родители и он сам. Вот и получается, что находясь вместе, они живут врозь, отчего мучаются и страдают.

Совсем другие отношения мы видим в романе Толстого «Война и мир» между членами семьи Ростовых. В их доме царит веселье, гостеприимство, объяснения в любви. Мир Ростовых – это мир, нормы которого утверждается Толстым за их простоту и естественность, чистоту и сердечность.

Таким образом, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», -заметил в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой. Я абсолютно согласна с этим высказыванием. Там, где люди друг друга любят и понимают - живут дружно, а где нет понимания, там раздор. (482 слова)

Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей?

Что мы понимаем под словом «поколение»? Поколение – это группа людей, близких по возрасту и, как правило, имеющих сходные представления по основным вопросам бытия. Попробуем разобраться в вопросе «спор поколений», ведь «спор» - это столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Предложенная для сочинения тема «Спор поколений: как возможно решить конфликт отцов и детей?» - является актуальной во все времена, так как у каждого поколения есть свои ценности.

Молодому поколению не нравится старый порядок, уклад жизни старших. Молодежь чаще всего недовольна сложившимся положением вещей и ищет способы переустройства, отбрасывает все косное, устаревшее в ее представлении и пытается внести нечто новое, прогрессивное. Так возникает конфликт поколений.

Ярким примером таких отношений стала комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой противопоставлены две эпохи: «век нынешний», выступающий за решительные перемены, и «век минувший» защищающий старые устои.

Представителями «века минувшего» являются Фамусов и лица его круга. Они живут по старинке, поддерживают старые порядки. Фамусов считает службу главным доходом, а еще нужно иметь звание и чин. И не важно, каким образом ты это получишь. Нужно уметь «прислуживать», тем более, что угодничество и низкопоклонство в фамусовском обществе считается почетным. Неслучайно он ставит в пример Максима Петровича, который имел ордена и почет за то, что «подслуживался» перед государыней.

Чацкий как представитель молодого поколения поддерживает изменение порядка и не боится говорить правду в лицо. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», в котором он осуждает чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, а главное, их крепостнические взгляды: …И честь, и жизнь не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Однако Чацкий пал жертвой сплетен. Каламбур, сказанный Софьей: «Вот нехотя с ума свела», - общество понимает дословно: Чацкий – сумасшедший. Чацкий вынужден уехать из Москвы, но он «всполошил» спокойную жизнь фамусовского общества.

Совсем другой спор поколений мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров назван «нигилистом». Аркадий Кирсанов так объясняет это слово: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким вы уважением не был окружен этот принцип». Основным идейным противником Базарова выступает Павел Петрович Кирсанов. Базаров отрицает все ценности аристократа Кирсанова: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Базаров не может удовлетвориться критикой отдельных недостатков строя, он считает необходимым «место расчистить», освободив общество от бесполезных, но его мнению, устоев.

Однако в мировой литературе есть примеры решения спора отцов и детей. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого раскрывается «мысль семейная». Мир Ростовых – это мир, нормы которого утверждается Толстым за их простоту и естественность, чистоту и сердечность. Отсюда мы понимаем важную тему – глубокой, неразрывной связи поколений, которая не может осуществляется без принятия и усвоения опыта и знаний о жизни наших предшественников, выработанного ими в сфере социальных и нравственных идеалов, моральных принципов, духовных исканий. (471 слово)