Стендаль биография самое главное. Стендаль - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

«Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе картины мира» (Краткая Российская энциклопедия, 2003, с.645). При этом наука является основной формой человеческого познания. Она не только вырабатывает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Очень важна ее роль и как социального института в решении глобальных проблем на Земле, например экологии, изменении климата, освоении космического пространства.

Наука занимается сбором, анализом, обобщением и объяснением фактов, выявлением закономерностей и законов, объясняющих сущность процессов или природных явлений, делает прогнозы, особенно в экономике, социологии и вероятных природных катаклизмах.

Роль науки в современном обществе неуклонно возрастает. Если XX в. был веком научно-технической революции, то начало XXI в. связывают с бурным развитием нанотехнологий. Широкое распространение получили информационные технологии. Примерами научных разработок могут служить вошедшие в нашу жизнь различные средства связи (Интернет, сотовые телефоны, современное телевидение, ГЛОНАС, GPS и др.). В ближайшем будущем науке предстоит решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом, связанные с истощением в ряде мест полезных ископаемых, дефицитом воды, продовольствия, изменением климата, участившимися природными катаклизмами.

Наука выполняет несколько функций:

Познавательную (познание природы, общества, человека);

Мировоззренческую – разработка научного мировоззрения, научной картины мира;

Производственную – внедрение в производство новых технологий, инноваций и пр.;

Культурную, образовательную.

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

О природе – естественные;

Об обществе – гуманитарные и социальные;

О познании, мышлении – логика и др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

Естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

Гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

Технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

Сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство , рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.


В справочной литературе встречается деление науки на академическую, отраслевую, вузовскую, заводскую (производственную). В публикациях попадается термин «вневедомственная наука», когда научные исследования выполняются учеными разных ведомств, профессий, а их работа осуществляется чаще всего в небольших группах, научных кооперативах, центрах экспертиз и др.

Научные исследования лесов в России стали зарождаться в конце XVII в. Во времена царствования Петра I было заложено государственное управление лесами. Впервые по вопросам леса было издано около 200 различных документов – царских указов, указаний и распоряжений.

В 1798 г. императором Павлом I был учрежден Лесной департамент для управления лесами страны. В 1800 г. в департаменте, охватывавшем учетом леса 40 губерний, были образованы отделения. В каждой губернии были созданы местные лесные управления. По Н.В. Шелгунову, «правительство решительно хотело дать лесному управлению научный характер и водворить науку в целом сословии новых лесничих» (Столетие…, 1898, с. 25).

В 1826 г. был учрежден Ученый комитет по лесной части с обязанностью в том числе «заниматься теми делами по ученой и практической части лесоводства», чтобы «начать правильное лесоводство по губерниям» (Двухсотлетие…, 1998, с.69).

В 1893 г. по инициативе Лесного департамента для организации научных исследований были созданы опытные участки. Позднее они были преобразованы в опытные лесничества. Научную работу в них организовывала Постоянная комиссия департамента (с 1906 г.) во главе с М.М. Орловым – профессором Лесного института (ныне Санкт-Петербургская лесотехническая академия). Многие организаторы и руководители опытных лесничеств впоследствии стали известными учеными в различных областях лесного хозяйства (С.В. Алексеев, В.Е. Граф, Г.Н. Высоцкий, Д.М. Кравчинский, А.А. Молчанов, Г.Ф. Морозов, А.В. Тюрин, В.П. Тимофеев и др.).

Как, напр., рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая , формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как и экономическая . Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни , ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное , отношение «вероятнее, чем» и т.п.).
В социальных наук входят экономическая наука, социология, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., ), другие - сочетают с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как , не сравнительные, а абсолютные (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.
Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика , эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.
К формальным наукам относятся и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: « - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы … Большой Энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель,… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; имеет важное значение для… … Энциклопедический словарь

    Лестница наук это образное представление иерархии основных наук при их классификации. Предложена Огюстом Контом. Социология Биология Химия Физика Математика Эта «лестница» отражает: переход от простых и общих явлений к сложным и частным;… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - англ. classification of sciences; нем. Wissenschaftsklassifikation. 1. Раскрытие взаимосвязи и группировка наук на основе определенных принципов (напр., науки фундаментальные и прикладные; естественные, техн., обществ, и т. п. 2. По О. Конту… … Толковый словарь по социологии

    Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для… … Педагогический терминологический словарь

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    классификация - и, ж. 1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п. Классификация языков. Классификация… … Популярный словарь русского языка

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Фредерика Стендаля

Фредерик Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа. Свои работы писатель издавал под различными псевдонимами, но самые важные из них подписывал именем Стендаль. Родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. Воспитанием мальчика занимались его тетка и отец, так как он рано лишился матери. Больше всего он любил своего деда Анри Ганьона. Тот в свою очередь увлекался творчеством просветителей, с которым познакомил своего внука. Стендаль с детства знал работы Гельвеция, Вальтера, Дидро.

Образование мальчик получал в гренобльской школе. Там его особенно увлекали философия, логика, математика и история искусства. В 1799 году он отправился в Париж, где поступил на службу в армию Наполеона. Вскоре юноша был направлен на север Италии. В эту страну он сразу же влюбился и навсегда. В 1802 году он покинул армию, но через три года снова примкнул к ней. В чине военного чиновника он посещал многие страны Европы. Во время этих поездок он записывал все свои наблюдения и размышления в толстые тетради, часть которых не сохранилась.

Стендаль принимал участие в русской кампании Наполеона и был свидетелем Бородинского сражения. После войны он подал в отставку и перебрался в Италию. Именно в этот период он всерьез занялся литературной деятельностью. Его первые произведения были связаны с историей и искусством Италии. В связи с тяжелой политической ситуацией в стране и гонениями республиканцев, он был вынужден покинуть страну и вернуться во Францию. С 1830 года он снова находился в Италии в качестве французского консула.

В 1820-е годы Стендаль всерьез увлекся реализмом. Сначала появился роман «Арманс» (1827), затем повесть «Ванина Ванини» (1829), а самая знаменитая книга писателя «Красное и черное» вышла в свет в 1830 году. В последние годы своей жизни Анри Бейль очень плохо себя чувствовал. Он умер 22 марта 1842 года прямо на улице от аневризмы аорты.

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.