Теория леонардо да винчи. Как думать и видеть мир как леонардо да винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да В. создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да В. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Л. да В. работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Л. да В. не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л. да В. искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

Как учёный и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Л. да В. уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводвигателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью-символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.

В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Леонардо – художник

Леонардо - разносторонний гений. Из семьи нотариуса и крестьянки. Он был блестящим художником, выдающимся инженером, опередившим свое время, конструктором различных машин, знатоком анатомии и физики, скульптором и архитектором, глубоким мыслителем и литератором. Леонардо – это воплощение всесторонне развитой личности, ее гуманистического идеала. Ум Леонардо да Винчи стремился к новаторству, пересмотру области естественных наук, к их симбиозу с искусством.

Многие из его грандиозных проектов и начинаний не были завершены по причине высокой требовательности к собственному творчеству и из-за неблагоприятных обстоятельств разного рода. Так неоконченной осталась работа «Поклонение волхвов»; погибла конная статуя миланского правителя Лодовика Сфорца в начале Итальянских войн, которую Леонардо создал в глине и планировал отлить затем в бронзе; практически разрушена фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария в Милане. От многочисленных научных трудов остались только разрозненные заметки, в которых зафиксированы главные идеи, наблюдения , обрывки мыслей и поразительные рисунки, отразившие размышления и гениальные догадки ученого.

Наследие Леонардо положило начало искусству Высокого Возрождения , к нему относятся «Мадонна в скалах», изображение Моны Лизы - знаменитая картина «Джоконда», «Битва при Ангьяри», «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и другие полотна, а также макеты механизмов

Осталось много рисунков Леонардо, которые сделаны сангиной, цветными мелками и пастелью, а также серебряным карандашом и мелом. Леонардо считается изобретателем пастели.

Леонардо начал писать «Трактат о живописи», работал над ним всю жизнь, но так и не закончил. В данном справочнике из нескольких томов Леонардо описывал как художнику воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективах, пропорциях, анатомии и геометрии, механике и оптике, о взаимодействии цветов и рефлексах.

Леонардо – философ

Леонардо в свои молодые годы не получил гуманистического образования. Он был чужд книжного знания. Его больше привлекали художники, скульпторы, ученые естественных наук. Не будучи философом Леонардо пытался осмыслить многие теоретические вопросы, проявляя повышенный интерес к проблемам познания. Он считал опыт главным источником представлений о человеке и мире. Мудрость он называл дочерью опыта.

Взглядам Леонардо присуща пантеистическая тенденция. Согласно его представлениям, разумное, божественное начало природы открыто человеку, так как он сам является неотъемлемой ее частью. Он верил в силу человеческого разума и знания, в созидательную силу человека. Леонардо считал, что человек-творец может не просто сравниться с природой, а превзойти ее.

Особенно значимыми Леонардо считал творческие возможности живописца, который силой своего воображения, но на базе научных знаний создает на полотне новые формы и облики. Леонардо сумел разглядеть в художнике ученого. Глаз живописца он рассматривал как тонкий инструмент научного познания и на основе этого создал апологию возможностей глаза.

Леонардо - ученый

Для современников Леонардо был человеком безумно смелым в своих оригинальных суждениях, практически еретиком, отрицавшим любые авторитеты, включая церковные, доверяющим только мысли, истинность которой подтверждена человеческой практикой.

Ученый по призванию Леонардо провел в свое время исследования в сфере конструирования летательных аппаратов. В процессе исследований он изучал полет и планирование птиц, разбирал строение их крыльев, и на этой основе разработал орнитоптер - летательный аппарат с машущими крыльями, но данный проект так и не был притворен в жизнь. Леонардо да Винчи создал парашют пирамидальной формы, модель спирального пропеллера, являющегося вариантом современного пропеллера.

Постоянные наблюдения за природой сделали его истинным знатоком в области ботаники. Леонардо первым сформулировал законы филлотаксии об управление расположением листьев на стебле, а также законы влияния гравитации и солнца на растения, открыл методику определения возраста деревьев по их годовым кольцам.

Леонардо был знатоком и в области анатомии. Он первый описал клапан правого желудочка сердца, проводил анатомирование, создал систему изображения внутренних органов и тела в поперечном разрезе.

Замечание 2

Особый интерес представляют его исследования в области геологии. Именно Леонардо сделал описание осадочных пород и объяснил морские отложения в итальянских горах.

Леонардо да Винчи конструировал каналы, плотины и шлюзы. Он изобрел башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, похожий на современный скафандр, перепончатые перчатки для плавания, машину для производства веревки, шлифовальную машину.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Леонардо да Винчи - один из самых многозадачных и талантливых героев эпохи Возрождения. От «Витрувианского человека» и «Моны Лизы» до научных открытий в анатомии, геологии и механике - его наследие продолжают исследовать до сих пор. При этом да Винчи сложно назвать сумрачным гением: он любил общаться с людьми, легко отвлекался от работы и бросал начатое на полпути. Как художник справлялся с дедлайнами, составлял списки дел и писал резюме - T&P собрали самые полезные уроки эффективности от «универсального человека».

Будьте любопытны

Да Винчи интересовало все на свете: как летают птицы, возникает сияние восходящей луны, работают мускулы человеческого лица и устроена челюсть крокодила. В процессе постоянного наблюдения он формулировал для себя новые задания и вопросы (например, «описать язык дятла») и записывал их в своеобразный список дел. Да Винчи не довольствовался очевидными объяснениями и пытался разобраться в причинах даже самых повседневных явлений.

Многие из этих вопросов не имели прямого отношения к его работам и напоминали скорее детское любопытство. «Для Леонардо простое наблюдение было главным способом познания мира. Он признавал ценность книг, но всегда называл себя адептом опыта», - отмечает Мартин Кемп, заслуженный профессор истории искусств Оксфордского университета. Любопытство не часто приводило его к великим открытиям напрямую, но обогащало представление о мире и помогало смотреть на привычные вещи с разных сторон.

Пересматривайте границы

Сегодня сферу интересов да Винчи назвали бы «междисциплинарной», но он никогда не разделял знания на важные и побочные. Наука и искусство, анатомия и инженерия составляли для мыслителя единое поле, где идеи из одной сферы дополняли другую. Его знание о том, как свет взаимодействует с сетчаткой глаза, определило перспективу фрески «Тайная вечеря», а среди анатомических набросков да Винчи обнаружили первый эскиз улыбки Моны Лизы.

«Хорошие идеи появляются во взаимодействии. Сегодня мы достигли такой степени специализации знания, что чувствуем необходимость вернуться к обмену идеями между наукой и искусством», - считает Франческа Фиорани, декан факультета искусства и гуманитарных наук в Университете Вирджинии. Автор биографии да Винчи Уолтер Айзексон в интервью Bloomberg отмечает, что его герой похож на современного гения Стива Джобса, потому что оба верили в глубокую связь науки и искусства: «Красота, дизайн и технические разработки представлялись им частью одного целого».

Играйте в команде

Да Винчи долгое время жил и работал во Флоренции - рыночном и интеллектуальном хабе эпохи Возрождения. Под покровительством Медичи Флоренция стала домом для людей разного происхождения и всевозможных идей. «Молодого Леонардо окружали ювелиры, портные, химики, архитекторы, художники - все они работали вместе, набираясь опыта друг от друга», - пишет Уолтер Айзексон. Да Винчи - незаконнорожденный, немного неуклюжий и открытый гей - влился в городскую среду, где осели самые разные люди - от математиков с Востока до ремесленников из Африки.

Переехав в Милан, да Винчи продолжает искать собеседников уже среди королевского двора. Художника сложно назвать одиноким гением - например, его «Витрувианский человек» вдохновлен многочисленными обсуждениями с друзьями и единомышленниками.

Не зацикливайтесь на дедлайнах

Да Винчи не доводил большинство своих задумок до конца. Одни говорят, что он просто отвлекался, другие считают, что его амбиции опередили время. Некоторые из проектов оказались просто невыполнимы - например, летающий аппарат. Но от этого он не прекращал придумывать и узнавать новое. «Иногда неплохо ошибаться, чтобы узнать пределы своих возможностей или проанализировать, почему какая-то задумка не сработала. Как говорится, я готов ошибиться, но дайте узнать почему», - пишет Айзексон.

По разным подсчетам , художник работал над «Моной Лизой» от 10 до 14 лет и, вероятно, не считал ее законченной. Часть исследователей утверждает, что, судя по техникам, использованным в некоторых частях картины, да Винчи дорисовывал ее до самой смерти. Некоторые решения и проекты заслуживают постоянного улучшения.

Прокрастинируйте с умом

Когда да Винчи работал над «Тайной вечерей», один из его друзей написал другому: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску. Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии», - пишет Росс Кинг в книге «The Fantasia of Leonardo da Vinci».

Да Винчи прокрастинировал, но особенным образом. В это время он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное. Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи». Работая над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.

Продавайте себя

Пишите заметки

После да Винчи сохранилось 7200 страниц дневников. Эксперты полагают, что это одна четвертая от всех его записок. В них нашли самые разные заметки - от рецепта средства от седины и рассуждений об отношениях с единомышленниками до вопросов о том, как возникают круги на воде и почему на вершинах гор можно найти ракушки и остатки кораллов. В дневниках да Винчи делал расчеты (порой с арифметическими ошибками), рисовал своих любовников, создавал чертежи, готовил тезисы для научных работ, составлял списки дел и интересующих его вопросов.

Несмотря на то что в заметках мелькают темы из самых разных областей знания, исследователи отмечают их своеобразную структурированность. Он часто иллюстрировал свои размышления на полях, придумав что-то вроде предтечи . Художник не расставался с записной книжкой, хотя бумага в то время была довольно дорогой. Можно только догадываться, как сложилась бы его судьба без такой привычки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Философские воззрения Леонардо, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега - мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками - учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Ненасытно-любознательный подход к жизни и неистребимая жажда учения -- это начало всех начал, первый шаг на пути познания. Потому что желание знать, учиться и расти -- это своего рода электростанция всякого знания, мудрости и новых открытий.

Научиться мыслить самостоятельно и высвободить свой ум из-под гнета довлеющих над ним ограничений -- а таковыми являются наши заскорузлые привычки и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione Леонардо применял именно для того, чтобы подчеркнуть, сколь важно для каждого из нас учиться самому, опираясь на свой собственный, сугубо практический опыт.

Умение видеть, слышать, чувствовать. А теперь ненадолго углубитесь в себя и постарайтесь припомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы ощущали себя подлинными -- живыми и настоящими? Возможно, в эти минуты ваши чувства как-то особенно обострились. Третий принцип -- Sensazione -- заключается именно в том, чтобы сознательно и систематически утончать, шлифовать и оттачивать пять чувств, данных вам от природы. Леонардо полагал, что совершенствование нашего сенсорного сознания -- умения видеть и слышать окружающий мир -- дает нам в руки самый надежный ключ к обогащению нашего чувственного опыта.

По мере того, как в вашей душе будет пробуждаться живое, ребяческое любопытство и неуемная жажда задавать «детские» вопросы, -- вам все чаще и чаще придется побеждать неуверенность, сражаясь с вашими злейшими врагами -- замешательством, неопределенностью и внутренней раздвоенностью. Принцип номер четыре -- Sfumato -- послужит вам надежным компасом в вашем стремлении получше освоиться с неизвестным и подружиться с парадоксом.

Дабы из неуверенности и смутной неопределенности родилась гармония и творчество, нужно применить принцип номер пять, Arte-Scienza, или то, что мы теперь именуем целостным мышлением. Как полагал Леонардо, становление нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться одной лишь сферой нашей психики.

Нам нужно стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума.

Именно Connessione связывает все воедино.Это способность:

выстраивать схему событий

улавливать системные взаимосвязи и глубинное родство между различными вещами и явлениями.

Это стремление уяснить, каким образом ваши мечты, ваши цели и ценности, самые возвышенные идеалы и устремления могут сплестись в единую, прочную ткань вашей будничной жизни.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

1 Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное. философский винчи художник ренессансный

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины -- опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить -- значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Мудрость есть дочь опыта.

Счастье достается тому, кто много трудится.

Живописец спорит и соревнуется с природой.

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.

Опыт есть истинный учитель.

Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.

Полюбить можно лишь то, что знаешь.

Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.

Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.

Где кончается надежда, там возникает пустота.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Философия эпохи Возрождения, ее общая характеристика, основные черты. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Проблема рациональности как одна из центральных в современной философии. Типы рациональности.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций. Становление национального самосознания. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении духовной идеи народа.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.