Великие пианисты прошлого и настоящего. Современные пианисты: список лучших пианистов современности, произведения Биография пианиста

Фортепиано и подобные ему музыкальные инструменты существуют уже не одно столетие, но вот пианизму - искусству игры на них - как отдельной науке насчитывается лишь чуть более двух столетий. И все долгие годы, прошедшие с момента его зарождения, самые лучшие пианисты, многие из которых были еще и композиторами, создавали теоретические основы и основные приемы данного мастерства, совершенствовали его и радовали окружающих собственной бесподобной игрой.

Если вести речь о том, кто были лучшие пианисты мира с момента зарождения самого искусства фортепианной игры, то здесь найдется место не для одного десятка фамилий из разных государств и школ. В нынешнее время оценить степень владения инструментом множеством из них уже в силу объективных причин невозможно: в пору, когда творили некоторые из этих выдающихся музыкантов, композиторов и исполнителей, попросту не существовало еще звукозаписи. Однако это не означает, будто заслуги таких людей стоит нивелировать в сравнении с теми, кто родился значительно позже и столь же виртуозно умел обращаться с клавишными инструментами, - ведь можно полагаться на свидетельства их современников.

В числе тех великих пианистов прежних веков стоит, несомненно, назвать гениального австрийца Вольфганга Амадея Моцарта, с малолетства демонстрировавшего чудеса исполнительского мастерства и уже тогда, в свои четыре-пять лет отроду, считавшегося гением. Не менее выдающимся был его живший и творивший немного позже - уже в 19-м столетии - соотечественник, но венгерского происхождения Ференц Лист, который, по утверждениям специалистов, является родоначальником мастер-класса как способа совершенствования своих навыков.

Примерно в то же время, на излете 18-го и первой половине 19-го веков, в разных европейских государствах, преимущественно Австрийской империи и Германии, появилась целая плеяда поистине выдающихся пианистов, также бывших еще и композиторами. Немцы Иоганнес Брамс и Роберт Шуман, поляк Фредерик Шопен, австрийцы Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт, француз Шарль Валантен Алькан - каждый из них создал массу гениальных произведений и запомнился неповторимой исполнительской манерой. К слову, в ту пору в пианизме превалировала тенденция к импровизированию, созданию чего-то своего, непременному внесению даже в произведения прежних веков и эпох интересной аранжировки, оригинальной трактовки.

Безусловно, нельзя не упомянуть в числе наиболее выдающихся мастеров пианизма и Сергея Рахманинова, чье неповторимое, ни с кем несравнимое исполнительское мастерство и узнаваемые произведения повлияли на множество его современников и тех, кто жил и вторил позже.

Достойны внимания и лучшие пианисты современности и те, кто жил в начале-середине прошлого, двадцатого, столетия: Игнаций Падеревский, Йозеф Гофман, Святослав Рихтер, Альфред Корто, Артур Рубинштейн, Харви Ливен Ван Клиберн, Вильгельм Кемпфф, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази и др.

Таким образом, действительно выдающихся мастеров фортепианного исполнения действительно было немало, и наверняка и в будущие годы родятся те, кому суждено будет поразить музыкальных критиков и современников своей невероятной игрой.

Специализирующиеся на фортепианном исполнении музыкальных произведений.

Интересен тот факт, что для профессии пианиста особенно важно начать заниматься музыкой в очень раннем возрасте, около трех-четырех лет. Тогда формируется «широкая» форма ладони, которая в будущем помогает виртуозно играть.

В зависимости от эпохи развития фортепианной музыки к пианистам выдвигались порой диаметрально противоположные требования. Кроме того, профессия музыканта неизбежно пересекается с . Большинство пианистов сами сочиняют музыкальные произведения для фортепиано. И только редким виртуозам удалось прославиться, исполняя исключительно чужие мелодии.

В любом случае, как любому музыканту, пианисту важно быть искренним и эмоциональным, уметь раствориться в исполняемой им музыке. По словам Гарольда Шонберга, известного музыкального критика, - это не просто инструмент, это образ жизни, а значит, смысл жизни пианиста - не просто музыка, а музыка ради фортепиано.

Моцарт, Лист и Рахманинов - классики фортепианного искусства

История фортепианной музыки довольно интересна. В ней выделяют несколько этапов, каждому из которых свойственны свои традиции. Зачастую каноны эпохи задавались одним (реже несколькими) , которые виртуозно владели игрой на инструменте (вначале это был клавесин, а уже позже фортепиано).

Поэтому выделяя три эпохи в истории пианизма, их называют именами известнейших композиторов - Моцарта, Листа и Рахманинова. Если оперировать традиционной терминологией историков, это были эпохи классицизма, затем романтизма и раннего модернизма, соответственно.

Известные пианисты 18-19 века

В каждый из названных периодов творили и другие пианисты, многие из которых параллельно были сочинителями музыкальных произведений и оставили неизгладимый след в истории фортепианной музыки. Это два из трех «венских классиков» Шуберт и Бетховен, немцы Брамс и Шуман, поляк Шопен и француз Шарль Валантен Алькан.


Иоганнес Брамс

В этот период к пианистам в первую очередь предъявлялось требование уметь импровизировать. Профессия пианиста была тесно связана с композиторством. И даже при исполнении чужих произведений считалась правильной его собственная трактовка, вольная интерпретация. Сегодня такое исполнение посчитали бы безвкусным, неправильным, даже неумелым.

Известные пианисты 20 и 21 века

20 век - период расцвета фортепианного искусства. Этот период необычайно богат исключительно талантливыми, выдающимися пианистами.

В начале 20-го века прославились Гофман и Корто, Шнабель и Падеревский. И естественно, Рахманинов, гений Серебряного века, ознаменовавший новую эпоху не только в фортепианной музыке, но и в мировой культуре в целом.

Вторая половина 20-го века - это эпоха таких известных пианистов, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф…


Святослав Рихтер

Продолжают свое музыкальное творчество в начале 21 века такие выдающиеся пианисты, как американец Ван Клиберн, ставший в далеком 1958 году первым лауреатом Международного конкурса Чайковского. Стоит упомянуть музыканта, победившего в этом же конкурсе в следующем году - популярнейшего эстрадного пианиста Владимира Ашкенази.

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -

Каждый любитель классической музыки может назвать своего фаворита.


Альфред Брендель не был вундеркиндом, а его родители не имели никакого отношения к музыке. Его карьера началась без особого шума и развивалась не спеша. Быть может, именно в этом секрет его доголетия? В начале нынешнего года Бренделю исполнилось 77, тем не менее его концертное расписание включает в себя иной раз по 8-10 выступлений в месяц.

На 30 июня объявлено сольное выступление Альфреда Бренделя в концертном зале Мариинского театра. На официальном сайте пианиста этого концерта обнаружить не удалось. Зато есть дата предстоящего московского концерта, который состоится 14 ноября. Впрочем, Гергиев отличается умением решать неразрешимые проблемы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Еще один претендент на первое место в импровизированном рейтинге -Григорий Соколов. По крайней мере, так скажут в Петербурге. Как правило, раз в году Соколов приезжает в родной город и дает концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (последний был в марте нынешнего года), Москву столь же регулярно игнорирует. Нынешним летом Соколов играет в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Португалии и Польше. В программе - сонаты Моцарта и прелюдии Шопена. Ближними к России точками маршрута станут Краков и Варшава, куда Соколов доберется в августе.
Стоит назвать Марту Аргерих лучшей пианисткой среди женщин, непременно кто-нибудь возразит: и среди мужчин тоже. Поклонников темпераментной чилийки не смущают ни резкие перепады настроения пианистки, ни частые отмены концертов. Фраза «концерт запланирован, но не гарантирован» - это как раз о ней.

Нынешний июнь Марта Аргерих проведет, как обычно, в швейцарском городе Лугано, где состоится ее собственный музыкальный фестиваль. Меняются программы и участники, неизменным остается одно: каждый вечер в исполнении одного из произведений участвует сама Аргерих. В июле Аргерих также выступает в Европе: на Кипре, в Германии и Швейцарии.


Канадца Марка-Андре Амлена часто именуют наследником Глена Гульда. Сравнение хромает на обе ноги: Гульд был затворником, Амлен активно гастролирует, Гульд знаменит своими математически просчитанными интерпретациями Баха, Амлен знаменует возвращение романтического виртуозного стиля.

В Москве Марк-Андре Амлен выступал не далее как в марте нынешнего года в рамках того же абонемента, что и Маурицио Поллини. В июне Амлен гастролирует в Европе. Его расписание включает в себя сольные концерты в Копенгагене и Бонне и выступление на фестивале в Норвегии.


Если кто-то увидит Михаила Плетнева играющим на фортепиано, срочно сообщите в информационные агентства, и вы станете автором мировой сенсации. Причину, по которой один из лучших пианистов России закончил исполнительскую карьеру, обычным умом не понять - его последние концерты были столь же великолепны, как обычно. Сегодня имя Плетнева можно встретить на афишах только в качестве дирижера. Но мы все-таки будем надеяться.
Не по годам серьезный мальчик в пионерском галстуке - таким Евгений Кисин помнится до сих пор, хотя ни пионеров, ни того мальчика давно нет в помине. Сегодня он один из самых популярных классических музыкантов мира. Именно его Поллини как-то назвал самым ярким из музыкантов нового поколения. Его техника великолепна, но часто холодна - словно вместе с детством музыкант потерял и никак не найдет что-то очень важное.

В июне Евгений Кисин гастролирует по Швейцарии, Австрии и Германии с оркестром «Кремерата Балтика», играя 20-й и 27-й концерты Моцарта. Следующая гастрольная поездка намечена на октябрь: во Франкфурте, Мюнхене, Париже и Лондоне Кисин будет аккомпанировать Дмитрию Хворостовскому.


Аркадий Володось - еще один из тех «рассерженных молодых людей» нынешнего пианизма, который принципиально отвергает конкурсы. Он настоящий гражданин мира: родился в Петербурге, учился в родном городе, затем в Москве, Париже и Мадриде. Сначала в Москву пришли записи молодого пианиста, выпущенные компанией Sony, и лишь затем появился он сам. Кажется, его ежегодные концерты в столице становятся правилом.

Июнь Аркадий Володось начал выступлением в Париже, летом его можно будет услышать в Зальцбурге, Рейнгау, Бад-Киссингене и Осло, а также в небольшом польском городке Душники на традиционном шопеновском фестивале.


Иво Погорелич побеждал на международных конкурсах, однако мировую славу ему принесло поражение: в 1980 году пианиста из Югославии не пропустили на третий тур конкурса имени Шопена в Варшаве. В результате Марта Аргерих вышла из состава жюри, а на молодого пианиста обрушилась слава.

В 1999 году Погорелич прекратил выступления. Говорят, что причиной тому стала обструкция, которой подвергли пианиста в Филадельфии и Лондоне недовольные слушатели. По другой версии, причиной депрессии музыканта стала смерть жены. Недавно Погорелич вернулся на концертную сцену, но выступает мало.

Последнюю позицию в списке заполнить труднее всего. Ведь осталось еще так много превосходных пианистов: уроженец Польши Кристиан Циммерман, амерканец Мюррей Перайя, японка Мицуко Ушида, кореец Кун Ву Пек или китаец Ланг Ланг. Продолжают карьеру Владимир Ашкенази и Даниэль Баренбойм. Любой любитель музыки назовет своего фаворита. Так что пусть одно место в десятке останется вакантным.

Самый известный пианист - не Моцарт

Если провести опрос, кто самый известный пианист в истории, большинство людей наверняка ответят - Моцарт. Впрочем, Вольфганг Амадей не только в совершенстве владел инструментом, но также был одаренным композитором.

Известно, что уникальная память, невероятная способность к импровизации и талант великого пианиста развились только благодаря отцу маленького гения. В результате ежедневных занятий под угрозой запирания в чулане ребенок уже в 4 года легко исполнял достаточно сложные произведения, удивляя окружающих. Не меньшей известностью пользуется и лишенный искры гениальности Сальери, вечный оппонент Моцарта, несправедливо обвиненный потомками в его умышленном убийстве.

Кстати, в большинстве случаев музыкант становится композитором и, таким образом, добивается известности. Поэтому не стоит удивляться, что фактически любой гениальный музыкант становится не менее известным сочинителем. Очень редко кому удается добиться известности только в качестве исполнителя.

Отечественные пианисты

История музыки знает немало примеров, когда известный пианист в большей степени становился популярен из-за невероятного успеха своих творений. Приятно осознавать, что немало подобных гениев родилось в России. Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Стравинский, Шостакович – лишь малая часть плеяды великих российских музыкантов. Среди современных известных исполнителей особо можно отметить Дениса Мацуева - достойного продолжателя традиций русской музыкальной школы.

Тот, кто родился в Советском Союзе, наверняка помнит, какой успех обрел в годы Холодной Войны известный и виртуозный исполнитель Ван Клиберн. Победитель первого Международного конкурса имени Чайковского, молодой американский пианист не побоялся приехать в страну, закрытую для западного общества. Первый концерт для фортепиано Чайковского в его исполнении стал и первым платиновым альбомом среди классических музыкантов.

Между прочим, в истории пианизма выделяют три эпохи, которые названы в честь великих пианистов: Моцарта, Листа и Рахманинова. Эпоха Моцарта представляет собой классицизм, эпоха Листа характеризуется утонченным романтизмом, а эпоха Рахманинова, соответственно, стала началом модернизма. Не стоит забывать, что одновременно с этими известнейшими музыкантами творили такие величайшие пианисты, как Шуберт, Бах, Бетховен, Брамс, Шопен.

Современные пианисты

Кое-кто считает, что расцвет пианизма уже завершен, и современным исполнителям и композиторам практически нечего представить на суд избалованной публики. Однако гениальный Святослав Рихтер творил в конце прошлого века. Вообще, 20 век среди специалистов считается временем расцвета фортепианного искусства. Начало столетия ознаменовалось появлением таких великолепных пианистов, как Шнабель, Гофман, Падеревский, Карто и, конечно, Рахманинов. Во второй половине 20-го века зазвучали такие имена, как Рихтер, Горовиц, Гилельс, Кемпфф, Рубинштейн.

Владимир Ашкенази и Денис Мацуев, виртуозы фортепиано, радуют своим талантом поклонников и сегодня. Вряд ли 21 век окажется бедным на музыкальные дарования и в дальнейшем.