Виктор проскурин - биография, информация, личная жизнь. Пётр Лукич Проскурин: биография Виктор Проскурин в фильме "12 стульев"

СССР
Россия Россия Род деятельности: Направление: Жанр: Язык произведений: Премии: Награды:

Пётр Луки́ч Проску́рин (22 января 1928 , с Косицы, Севского р-на, Брянской области-26 октября 2001, Москва) - советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (). Лауреат Государственной премии СССР (). Член КПСС с 1971 года .

Биография

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви» , которая появилась в печати уже после его смерти.

Семья

Отец - Лука Захарович Проскурин в 1928 году выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича. Потом взялся за раскулачивание соседей. Односельчане ему этого не простили. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань . Там он стал главбухом мукомольного комбината и попал в номенклатуру. Но при первой же ревизии у бывшего брянского крестьянина обнаружили недостачу. Его арестовали. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов.

«Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена , был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть - таких в народе зовут сухорукими. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севским гортопом - Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Отец вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами».

Пётр Проскурин, Чёрные птицы. «Роман-газета», 2005, № 22.

Будучи старостой, отец проявил рвение, позже отступил с немцами. После освобождения Брянщины советские солдаты поторопились повести мать Проскурина вместе с детьми на расстрел. Спас их от гибели невзначай проезжавший мимо глава района.

Жена - Лилиана Рустамовна Проскурина (творческий псевдоним Анна Гвоздева ; 1935-2011), советская и российская журналистка, мемуаристка. Дочь советского журналиста и писателя Рустама Агишева . Автор мемуаров «Вселенная летит со скоростью любви» (2011). Похоронена рядом с мужем на Центральном кладбище Брянска.

Дети:

  • Сын Алексей - главный редактор «Экономической и философской газеты », член Союза журналистов России.
  • Дочь Екатерина - журналистка.

Библиография

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 11 томах. М.: Голос; Русский архив., 1993-1994 (вышли тома 1-3)
  • Собрание сочинений в пяти томах. М., Современник, 1981-1983.
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1976. - 100 000 экз.

Повести и рассказы:

  • «Цена хлеба», 1961;
  • «Любовь человеческая», 1965,
  • День смятения, М., 1971
  • «Азъ воздам, Господи»

Романы:

Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широ­ты охвата, изображающее несколько десяти­летий советской истории (1 часть: 1929-1944, 2 часть: до наших дней), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населе­ния, и лично Сталин, и общественная крити­ка, и пропаганда русского великодержавия. В сво­ём творчестве Проскурин приспосабливает пережи­тое на личном опыте к некоей тогда не со­всем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии. Он пишет широкими мазками, не проявляя особого интереса к форме произведения .

Изданный в 1987 году роман «Отречение» является продолжением романов «Судьба» и «Имя твоё», образуя с ними трилогию. Публикация произошла во времена перестройки, и роман отличается резкой критикой позднесоветской действительности от предыдущих частей.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (21.1.1988)
  • орден Ленина (21.1.1988)
  • орден Трудового Красного Знамени (23.1.1978)
  • медали
  • Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
  • Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
  • Почётный гражданин города Орёл (2000)
  • Почётный гражданин Брянской области

Напишите отзыв о статье "Проскурин, Пётр Лукич"

Примечания

Литература

  • В. В. Сорокин . / Обида и боль.
  • Мария Солнцева.
  • Алексей Проскурин.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Проскурин, Пётр Лукич

– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.

Пётр Луки́ч Проску́рин (1928-2001) - советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член КПСС с 1971 года.

Биография

П. Л. Проскурин родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье. До 1950 года работал в колхозе. После службы в СА (1950-1953) он остался на Дальнем Востоке, ра­ботал - среди прочего - на лесоповале и лесосплаве, там начал и литературную деятельность. Печатается с 1958 года. В 1957-1962 годах жил в Хабаровске, в 1962-1964 годах - в Москве, в 1964-1968 годах - в Орле, затем окончательно посе­лился в Москве. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького (1964). В 1980-ых годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви», которая появилась в печати уже после его смерти.

Семья

Отец - Лука Захарович Проскурин в 1928 году выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича. Потом взялся за раскулачивание соседей. Односельчане ему этого не простили. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань. Там он стал главбухом мукомольного комбината и попал в номенклатуру. Но при первой же ревизии у бывшего брянского крестьянина обнаружили недостачу. Его арестовали. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов.

«Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена, был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть - таких в народе зовут сухорукими. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севским гортопом - Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Отец вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами.»
- Пётр Проскурин, Чёрные птицы. «Роман-газета», 2005, № 22.

Будучи старостой, отец проявил рвение, позже отступил совместно с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились матушку Проскурина совместно с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели невзначай проезжавший мимо глава района.

Жена - Лилиана Рустамовна Проскурина

Дети:

  • Сын Алексей - главный редактор «Экономической и философской газеты», член Союза журналистов России.
  • Дочь Екатерина - журналистка.

Творчество

Повести и рассказы:

  • «Цена хлеба», 1961;
  • «Любовь человеческая», 1965,

Романы:

  • «Глубокие раны», 1960;
  • «Горькие травы», 1964;
  • «Исход», 1966;
  • «Корни обнажают­ся в бурю», 1962
  • «Камень сердолик», 1968
  • «Черта», 1972
  • «Судьба», 1973
  • «Имя твоё», 1978
  • «Словом не убий». Главы из автобиографической книги // «Наш современник», 1982, № 6
  • «Чёрные птицы», «Роман-газета», 1983
  • «Полуден­ные сны», 1985
  • «Порог любви». Повесть встреч и дорог, 1986
  • «Отречение» // «Москва», 1987, № 9-12, 1990, № 7-9 (кн.2)
  • «Число зверя»
Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широ­ты охвата, изображающее несколько десяти­летий советской истории (1 часть: 1929-1944, 2 часть: до наших дней), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населе­ния, и лично Сталин, и общественная крити­ка, и пропаганда русского великодержавия. В сво­ём творчестве Проскурин приспосабливает пережи­тое на личном опыте к некоей тогда не со­всем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии. Он пишет широкими мазками, не проявляя особого интереса к форме произведения.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (21.1.1988)
  • орден Ленина (21.1.1988)
  • орден Трудового Красного Знамени (23.1.1978)
  • орден «Знак Почёта»
  • медали
  • Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
  • Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
  • Почётный гражданин города Орёл (2000)
  • Почётный гражданин Брянской области

22 января 1928, посёлок Косицы, Севский уезд, Брянская губерния, РСФСР, СССР - 26 октября 2001, Москва, РФ.

Русский писатель.
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (1964).

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990).
В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января).
В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Похоронен в Брянске.

Вячеслав ОГРЫЗКО

призы и награды

Герой Социалистического Труда (21.01.1988)
орден Ленина (21.01.1988)
орден Трудового Красного Знамени (23.01.1978)
орден «Знак Почёта»
медали
Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
Государственная премия РСФСР имени Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
Почётный гражданин города Орёл (2000)
Почётный гражданин Брянской области

Которые пришли в большую литературу в середине XX века. В силу юного возраста многие из них не принимали участия в боевых действиях. Долгие дни оккупации, виселицы и расстрелы, голод, ненависть и надежда - такие недетские воспоминания они сохранили в своей памяти. К поколению писателей, которые родились перед войной (1941-1945), принадлежит и Проскурин. Петр появился на свет в маленькой деревушке неподалеку от города Севска (Брянская область) 22 января 1928 года.

Родом из детства

Косицы - ничем не примечательное село неподалеку от границы с Украиной. 1928-й запомнился сельчанам особо - Советская власть ускоренными темпами проводила коллективизацию. При активном участии отца писателя, Луки Проскурина, в Косицах образовался колхоз. Детская память фотографически запечатлела неброскую красоту природы родных мест: луговые травы и прохладный ручей, безмерная ширь полей и сухая звонкость соснового леса. А еще запомнились старая изба и жутковатые стоны ветра в печной трубе. В произведения Петра Проскурина всегда органично вписывались первые детские впечатления.

В 1934 году семья переехала в Севск. Провинциальный городок с богатым историческим прошлым стал для писателя малой родиной. Утренняя рыбалка на реке Сев, таинственный древний Городок (исторический центр Севска) и развалины старинной церкви Знамения. Любознательные ребятишки поспевали повсюду. В эти годы у мальчика пробудилась любовь к чтению. Этому способствовала педагог А. М. Андрианова, в классе которой учился Проскурин. Петр абсолютно забросил домашние дела и позабыл об уличных развлечениях. Вскоре в городской библиотеке не осталось непрочитанных книг.

Война

Вторжение гитлеровцев прервало мирное течение жизни в тихом Севске. Спустя два месяца после начала войны город был захвачен немецкими войсками - начался период оккупации. От ужасов войны его спасали книги, вспоминал Проскурин. Петр продолжал неистово читать. Мать считала это блажью и не одобряла. Но учительница Александра Митрофановна тайком передавала своему ученику литературу из домашней библиотеки.

В это же время будущий литератор начал сочинять стихи. Писал на всем, что попадалось под руку - на обрывках немецких газет, на безжалостно вырванной из бабушкиной Библии странице. Это стало какой-то неосознанной жизненной потребностью. Среди кошмаров войны и страха перед завтрашним днем возникла душевная потребность поэтического самовыражения. Любовь к поэзии сохранилась на всю жизнь.

Поиск пути

После окончания школы Петр трудился в колхозе. Позднее он вспоминал, что работал каменщиком и плотником, сеял хлеб и пахал. В тяжелое послевоенное время жизнь в селе была трудной. В 1950 году Петр был призван в Советскую армию - служил в войсках ПВО под Москвой (г. Реутово). К этому времени относится и первая публикация стихов в газете «Красный воин». Они были напечатаны под псевдонимом П. Росин.

В стране поднимались большие стройки, и Проскурин Петр после демобилизации в 1953 г. на родину возвращаться не стал, а поехал к тете в Грозный. Позднее завербовался по оргнабору и отправился осваивать Дальний Восток. На Камчатке рубил и сплавлял лес, был шофером и плотогоном. В эти годы произошел и литературный дебют. В Хабаровске состоялось знакомство с журналистом С. Рослым. Он прочитал некоторые работы начинающего писателя и помог ему с организацией первых публикаций.

В 1958 году областная газета напечатала рассказ «Цена хлеба», а в большую литературу пришел молодой автор Проскурин. Петр Лукич к этому времени уже переехал в Хабаровск (1957).

Становление

Спустя два года местным книжным издательством был напечатан роман «Глубокие раны» (1960) - первое большое произведение начинающего писателя. В центре сюжета судьбы брянских партизан и подпольщиков. Герои - простые советские люди, для которых военное лихолетье стало проверкой на мужественность, отвагу, патриотизм. Книга понравилась читателям. Спустя четыре года состоялось второе издание этого романа. Небольшая книжка «Таежная песня» (сборник рассказов) в 1960 году вышла в издательстве «Советская Россия». Позднее эти произведения вошли во все собрания сочинений автора как образец его раннего творчества.

60-е годы были очень плодотворными для писателя. Он создал несколько романов. Один из них - «Корни обнажаются в бурю» (1962), повествующий о жизни дальневосточных лесорубов. Роман «Горькие травы» увидел свет в новосибирском издании («Сибирские огни», 1964). Московские издательства его печатать побоялись, так как в них Проскурин подверг критическому осмыслению состояние послевоенного восстановления экономики страны.

Книжка за книжкой

После окончания Высших литературных курсов в Москве (1962-1964) Петр Лукич уезжает в Орел. В этот период из-под его пера выходит несколько крупных произведений - «Исход» (1966) и «Камень сердолик» (1968). Судьба маленького сироты Кольки трагически прорисована в центре небольшого рассказа «Любовь человеческая» (1965). Потерявший на войне отца мальчишка - серьезный, ответственный и с большим сыновним чувством любви к своей Родине.

В Орле писатель задумал трилогию, которая должна была охватить большой временной отрезок советского периода русской истории. Переезд в Москву (1968), работа спецкором «Правды» и литературное сотрудничество со многими изданиями («Огонек», «Наш современник», «Москва» и др.) не отвлекли автора от этого замысла. Первая книга трилогии - роман «Судьба» (1972). Работа над этим произведением была отмечена премией им. М. Горького. Позднее были написаны следующие части - романы «Имя твое» (1978) и «Отречение» (1987). Трилогия войдет во все собрания сочинений П. Л. Проскурина. В 1974 году полюбившиеся читателям герои трилогии шагнули на большой экран.

Захар Дерюгин и другие

Великолепная проза Проскурина буквально вытолкнула на вершину зрительского успеха экранизацию романа «Судьба» - художественный фильм «Любовь земная». Простая история: коммунист, руководитель колхоза и отец троих детей Захар Дерюгин полюбил молодую женщину Маню Поливанову. Правдивый, узнаваемый сюжет и звездный состав артистов принесли картине колоссальный успех.

По итогам проката в 1975 году эта картина заняла 5-е место в списке наиболее кассовых фильмов. При этом мысли, которые высказал автор через героев фильма, содержали критические оценки советской действительности и не потеряли актуальности до наших дней. Может быть, такая смелость и стала залогом стойкого успеха романа и его экранизации у зрителей и читателей. В составе съемочной группы картины «Любовь земная» Петр Лукич получил Госпремию в области литературы и искусства (1979).

Живой классик

80-е годы - бурный период в жизни Советского Союза. Проскурин входит в редакционную коллегию популярного издания «Роман-газета» и много пишет. В это время издательство «Современник» печатает пятитомное собрание сочинений автора (1981-1983) - своеобразный литературный отчет писателя. За творческие достижения Петр Лукич был удостоен высшей награды - звания Героя Социалистического Труда (1988).

Четкая гражданская позиция Проскурина выразилась в 1990 году. В «Письме 74-х», которое он подписал вместе с другими деятелями культуры, выражался протест против шельмования русского народа и Последний роман автора - «Число зверя». Он был опубликован в «Роман-газете» в 1999 году. 26 октября 2001 года П. Л. Проскурин скончался.

Супруга писателя, Л. Р. Проскурина, приложила много сил для сохранения творческого наследия Петра Лукича и памяти о великом писателе. Его именем названы библиотека и сквер в г. Брянске. Дети - Алексей и Екатерина - продолжили литературную династию и стали журналистами.

Как-то на одном из творческих вечеров он сказал: «Родину и родителей не выбирают. Это судьба. Лучших людей, чем на Брянщине - Орловщине, не видел. ..» Отсюда, из народных глубин, пошли и герои его книг. Впечатления детства огромны. Не всегда человек может вспомнить все, что промелькнуло в череде прожитых лет, но что случилось на заре юности - запоминается, врезается в память, четко и надолго. «Детство и юность как бы неиссякающий колодец с прохладной целительной водой, из него ты пьешь всю жизнь...» - напишет Петр Лукич. Художественный мир, созданный академиком Международной славянской академии, лауреатом Государственных премий Советского Союза, Российской Федерации и лауреатом премии Льва Толстого, Героем Социалис¬тического Труда П.Л. Проскуриным велик и разнообразен. Он был и романист, и публицист, и поэт, и общественный деятель.
Петр Лукич родился в январе 1928 года в поселке Косицы, что в Севском районе Брянщины. Сложна и многогранна его жизнь. Ему шел тринадцатый год, когда грянула Великая Отечественная война. Оккупация. Трудная послевоенная жизнь. Пахал, сеял, косил. После службы в армии уехал на Камчатку. Был сплавщиком, лесорубом, шофером в леспромхозе. Работал и писал. Писал и работал.
В 1960 году в Хабаровском книжном издательстве вышел первый его роман «Глубокие раны», а в издательстве «Советская Россия» сборник рассказов «Таежная песня». Не менее плодотворными оказались последующие годы. Один за другим выходят сборники рассказов и повестей «Цена хлеба», «Роса на рельсах», «Шес¬тая ночь», «День смятения, «Снова дома», «Черта» и роман «Корни обнажаются в бурю». После учебы на Литературных курсах при Институте имени А.М. Горького он ненадолго переезжает жить в Орел. Потом снова Москва. В свет выходят его романы «Горькие травы», «Исход», «Камень-сердолик», сборник повестей и рассказов «Любовь человеческая»... Одним из крупных литературных полотен Петра Проскурина является трилогия «Судьба», «Имя твое», «Отречение». Она завоевала широкий и заслуженный успех у читателей. Когда в 1975 году была экранизирована первая книга под названием «Любовь земная», а через два года вышел двухсерийный фильм «Судьба», они вызвали у зрителей огромный интерес. «В старых ракитах», «Порог любви», «Зов вершин» и многие другие книги созданы писателем в последующие годы. В них немало строк посвящено также земле Брянской. К его произведениям обращался Брянский областной драматический театр.
Звание почетного гражданина Брянской области присвоено в январе 1998 года. Позже он стал почетным гражданином города Орла.
Умер Петр Лукич в Москве в ноябре 2001 года. Похоронен в Брянске. Его имя присвоено Центральной городской библиотеке Брянска и скверу на улице Красноармейской, средней школе № 1 в Севске, где установлена памятная доска. В литературном музее г. Брянска открыта мемориальная комната писателя.

Проскурин (в центре) с земляками в Красном Роге. 1990-е годы.

Мемориальная квартира писателя Петра Лукича Проскурина. Экспозиция Брянского областного музея.