Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни. Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни Маг на покое

Тайна сама защищает себя. Раскрыть её можно лишь в духе и практике Делания.
(Идрис Шах)

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на ритуальном саркофаге, в котором, по-видимому, происходил ритуал «нового рождения» шотландских рыцарей-тамплиеров в Рослине.
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О нём вспоминают нечасто. Да и, вспоминая, по большей части отдают ему должное как поэту и реформатору стихотворного языка. А вот о работах, где он заявил о себе как учёный, говорят лишь в узких кругах. Неудивительно: специалисты до сих пор не могут обосновать феномен Велимира Хлебникова. Этот человек предвидел то, о чём его современники и не догадывались.

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

Вьетнам в последние годы превращается в популярную и доступную страну для пляжного отдыха. Уже и не представить, что 50 лет назад здесь бушевала сначала гражданская война, а потом американская интервенция. Вообще, Вьетнам большую часть своей истории находился под чьим-либо влиянием - китайским, французским, американо-советским. Мы в данном материале расскажем о последнем, точнее, о том, какую роль в помощи индокитайским братушкам сыграл Советский Союз.

В 1909 году на поэтическом небосклоне Санкт-Петербурга вспыхнула новая яркая звёздочка с экзотическим именем - Черубина де Габриак. Её стихами, опубликованными в гламурном журнале «Аполлон», зачитывались романтичные юноши и девушки. Её несомненный талант признали такие корифеи, как Иннокентий Анненский и Вячеслав Иванов. Светские львы мечтали о свидании с загадочной испанской аристократкой. Вот только наяву эту красавицу никто не видел.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что резервации индейцев в США - это своего рода потёмкинские деревни. Магазины индейских сувениров, чересчур чистые одеяния, гламурные постройки, лишь похожие на древние индейские хижины… Но индейцы там живут настоящие, и вообще-то интересно наблюдать за их приукрашенным бытом. Однако думается, что индеец со стройки небоскрёба в Нью-Йорке (а там их обычно хватает) более натурален и живёт более естественной и природной жизнью, чем эти неработающие индейцы из гостевых резерваций.

Женщина каменного века, кем она была? Запуганным чумазым существом в звериной шкуре, поддерживающим огонь в пещере, с ребёнком на руках, или своеобразной амазонкой, участвующей в охоте наравне с мужчинами? Исследуя загадочные женские статуэтки, обнаруженные на стоянках первобытных людей, учёные попытались ответить на этот вопрос.

Есть в Крыму удивительный по красоте уголок, которого не найти в туристических справочниках и даже на карте отыскать трудно. Всё потому, что это место было строго засекречено. Десятилетиями из обычных «штатских» людей об урочище Кизилташ знали только жители близлежащих деревень, да и тем путь сюда был заказан.

Каков был внешний облик Иисуса Христа? Любопытно, что в Евангелиях по поводу его внешности не сказано ни слова, несмотря на то что галилейский пророк - центральная фигура притч и сказаний.

Так окрестила его народная молва. Ну а кем он был на самом деле, обрусевший шотландец, верой и правдой служивший российскому престолу? Парадокс, но известно о нем не так уж много… Но и те сведения, что удалось собрать, рисуют нам человека весьма разностороннего.

Яков Брюс


…Говорят, своих гостей, приезжавших к нему по весне в подмосковную усадьбу, расположенную в районе нынешней станции Монино, сей незаурядный человек любил ошеломить таким фокусом.

В мае месяце, как известно, лед на реках и прудах в Подмосковье уж не держится, он тает еще в марте – апреле. Но вот Брюс в сумерках в сопровождении гостей выходил в приусадебный парк, взмахивал белым платочком, и на глазах изумленных гостей его пруд, словно по волшебству, покрывался льдом.

Теперь вы понимаете, почему Якова Брюса звали порой колдуном. Но славен сей муж был вовсе не забавами подобного рода.


Когда юный царь Петр начал собирать свое «потешное войско», под его знамена одними из первых встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы.

Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, командуя псковским полком, и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим пошел по стопам отца и погиб под Азовом в чине полковника.

Таким образом, Якову Вилимовичу Брюсу, считай от рождения, была уготована судьба человека военного. А поскольку он был на два с лишним года старше царя Петра, то, вступая в «потешное войско», успел уже вполне познать трудности и опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В.В. Голицыным.

И когда вернулся в Москву, то нашел столицу затаившейся в ожидании, кто победит: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Яков Брюс колебался недолго, и когда Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников, присоединился к нему вместе с другими «потешными».

С этого момента его судьба оказалась тесно связанной с русским царем. Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам и привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии для печатания.

Об отношении к нему Петра в тот момент красноречиво говорит такой факт. Перед отъездом из Москвы Брюс получил сильный ожог руки в доме князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: «Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр».

Правда, грозный глава Тайного приказа угроз не побоялся, ответил с невозмутимым достоинством: «В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким: и то, господине, неправда… Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня».

Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: «Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье».

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 оду передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название «Брюсова календаря». На самом деле составителем календаря был В.А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу.

Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он-то и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. По его гадательным таблицам можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Сам же Брюс по указанию царя в 1711 году отправился в Берлин «для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны». Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг– и Мануфактур-коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий.

Обрадованный Петр отвечал: «Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую».

В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А.И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.

Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга. Они с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова.

Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был весьма доволен, сказав, что «николи наша Россия такого полезного мира не получала».

Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга его была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины.

А в следующем году именно Яков Брюс был главным распорядителем на похоронах Петра.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но, увидев, как «птенцы гнезда Петрова» начали жестокую вражду, деля почести при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году благоразумно удалился в отставку в чине генерал-фельдмаршала.

В 1727 году он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил там парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно жил там, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав.

Умер Брюс в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: «Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».


Однако в памяти народной почему-то упрочился иной образ Брюса – колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений он сам подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф.Я. Лефорт собирал «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек, и среди них – сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Говорят, Яков Брюс возглавил «Нептуново общество» после смерти Лефорта. Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация «звездочета» и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды.

Как рассказывал П.И. Богатырев в книге «Московская старина», москвичи уверились, «будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано»…

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» – так обозначено в описи.

Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему – могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге.

Даже саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

В частности, крестьяне из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу, рассказывали, что хозяин был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: «Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел…»

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать «живой водой». Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего «арихметчика». Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина.

«Глядят – тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице». Однако возмутился православный царь, сказал с гневом: «Это нечистое дело!» И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских писателей – в частности, в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра» и незавершенном романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».


Новая реальность XX века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья – сжечь.

В судьбе Брюса и в самом деле есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки. Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении.

«Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума, – пишет по этому поводу кандидат филологических наук И. Грачева. – По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному». И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни…»

Но, по иронии судьбы, само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале XX века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию известного антрополога М.М. Герасимова для восстановления его облика. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они – в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещающем свой загородный дом.

Не так давно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его работники, будем надеяться, помогут прояснить «белые пятна» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра. Ведь разгадали же они фокус с «волшебно» замерзающим прудом…


| |

Тайны окружают Якова Брюса с самого его рождения: где и когда это произошло достоверно не известно, как и обстоятельства, приведшие его в Москву. По одним данным (Валишевский) он был шведом, по другим - шотландцем, выходцем из королевского рода. В 14 лет он свободно говорил на трех языках, знал математику и астрономию, а в 16 записался в «потешные войска». Именно здесь начался его стремительный взлёт по карьерной лестнице. К тридцати годам Брюс возглавил всю русскую артиллерию и получил чин генерал-фельдцейхмейстера. Пётр доверял Брюсу важнейшие дипломатические переговоры, а впоследствии пожаловал ему титул графа и ввёл в состав «правительствующего » Сената. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды Империи - ордена Андрея Первозванного.



Государственную деятельность Брюс успешно сочетал с научной. Например, несмотря на «тяготы и лишения военной службы», во время Азовского похода он умудрился начертить карту юга России от Москвы до Крыма.


В рамках «Великого посольства» именно Брюсу Пётр поручил вербовать для работы в России учёных и преподавателей, закупать книги и инструменты. Брюс не только справился с поставленной задачей, но и, по возвращении, сам с энтузиазмом включился в преподавательскую деятельность.

В 1699 г. в Москве по указу царя начала работать Школа математических и навигацких наук - первое в России учебное заведение, где в числе других дисциплин стала преподаваться астрономия. Для неё в 1692-1695 гг. была специально
выстроена Сухарева башня. Брюс организовал в ней обсерваторию и стал лично обучать будущих мореходов наблюдениям. В это время он издал карту звёздного неба и стал выпускать знаменитые «Брюсовы календари». Брюс
также перевёл книгу Христиана Гюйгенса «Космотеорос», излагавшую систему Коперника и теорию тяготения Ньютона. В русском переводе она называлась «Книгой мирозрения» и долго служила учебником как в школах, так и в
университетах.

При дворе Брюса считали учёным, астрономом и инженером, а в простонародье - колдуном и чернокнижником. Обе точки зрения, по-своему, правы. Для своего времени был достаточно эрудирован, но где почерпнул он свои разносторонние знания - неизвестно. Исследователи научного наследия Брюса его изыскания объявили поверхностными. Мотивировалось это ссылками на чрезмерное увлечение Брюса астрологией. Например, тем, что все его наблюдения за небесными телами использовались исключительно для составления астрологических прогнозов, а упомянутые выше «Брюсовы
календари» напоминали более волшебные сказки, чем научные отчеты. В вину Брюсу ставилось даже то, что, составив неплохую геолого-этнографическую карту Москвы (исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук ), он тут же дополнил ее астрологической.

Механические опыты Брюса современники, вообще, считали сумасбродством: механический человек (робот, по-нашему )… Или летательный аппарат, который существовал не только на бумаге, но и в виде действующей металлической модели (это в те времена, когда самыми смелыми мечтами остальных первопроходцев пятого океана было поднять в воздух пузырь, надутый дымом! ). К слову, чертежи самолета пропали таинственным образом перед Великой Отечественной. Поговаривали, что их похитила немецкая разведка (еще один привет вам от «Аненэрбе» ) и идеи Брюса были использованы специалистами фирмы «Мессершмидт».

Интересовался наследием Брюса и товарищ Сталин. Упомянутую Сухареву башню он приказал не взорвать, как, допустим, Храм Христа-Спасителя, а разбирать по кирпичику и все находки доставлять лично ему. И есть все основания полагать, что он нашел то, что искал… но не будем забегать вперед!

Петербург Брюс невзлюбил. Он был сторонником концентрической градостроительной схемы, однако, Пётр, как и последующие Романовы, будучи любителем прямых линий, повелел возводить город по образцу Амстердама - с прямыми, перпендикулярно пересекающимися, улицами. Не сумев до конца реализовать себя в Северной Пальмире, Брюс обосновался в Москве, благо, здесь для него как раз подвернулось подходящее поле деятельности.

Возведение Петербурга затмило другой исторический факт - реконструкцию Москвы. Именно при Петре её градостроительная концепция приобрела окончательный вариант, согласно которому город развивается и поныне: несколько транспортных колец и радиальные магистрали, лучами разбегающиеся от центра.


Замысел петровских времен на современных картах, после многочисленных лужковских модификаций, разглядеть достаточно сложно. Чтобы упростить себе задачу возьмите «скелет» Москвы - карту метро и вглядитесь повнимательнее в знакомого «паука» по имени «Схема линий московского метрополитена».

Схема линий московского метрополитена - модель гороскопа?


Ничего не напоминает? Одна кольцевая с двенадцатью радиальными отростками… Окружность, разделённая на 12 частей… Циферблат часов… а еще гороскоп, вернее, Зодиакальный круг (но, кажется, мы уже где-то это встречали! ).
Сохранились свидетельства, согласно которым товарищ Сталин рекомендовал, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как знаков Зодиака, а 13-ю «Площадь Суворова» по разным причинам не удается ввести в эксплуатацию до сих пор.

Ошибки нет: во времена Петра Москва подверглась реконструкции и её градостроительный план был выполнен в виде зодиакальной карты звёздного неба. Автором этого плана являлся Яков Брюс - последний архитектор, строивший города по звёздам.

Пасьянс сложился! Я не сомневаюсь, что специалисты в узких областях при желании найдут в моём повествовании какие-нибудь неточности, к которым можно будет придраться. Кроме того, за бортом моего исследования осталась масса сооружений, не вписывающихся в выявленные мною закономерности, например, Карнак во Франции, не говоря, уж, об
астрономически ориентированных постройках Центральной Америки или фигурах острова Пасхи. В отличие от целой массы бездоказательных, но «общепринятых» теорий, которым мы почему-то слепо верим, вообще, без аргументов, я привел в своём исследовании только факты. Факты, известные всем. Факты, которые любой мой читатель может проверить при помощи карты Мира из первого попавшегося учебника географии. Факты, уже 5000 лет торчащие из земли у всех на виду. Факты, описанные до меня сотнями профессиональных исследователей. И - как ни больно это признавать - я и нового-то ничего не открыл. Я всего лишь систематизировал то, что собрали до меня другие и по-новому взглянул на результаты их трудов. Жаль, если вы не увидели того, что увидел я…

Орлов В.В., к.м.н., энтузиаст науки Код Петра Великого

Весной 1723 г. Пётр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряжённых лошадьми. Кампредон рассказывал: «Царь ехал на 30-пушечном фрегате, вполне оснащённом и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс». В 1724 г. во время коронации Екатерины Брюс нёс перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу — он был главным распорядителем на похоронах Петра I.
Колдун Петра Великого

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградила его орденом Александра Невского. Но увидев, как «птенцы гнезда Петрова», прежде дружно служившие русскому государству, начали враждовать, делить почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 г. предпочёл удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 г. он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлёкся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нём:
«Одарённый большими способностями, он хорошо знал своё дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чём поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».


Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса — колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал ещё в молодости. В конце XVII в. в Москве была построена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни мерцал таинственно свет. Это друг царя Ф.Я. Лефорт собирал «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили ещё восемь человек и среди них — сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.
Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV в. основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил «Нептуново общество». Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация «звездочёта» и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П.И. Богатырёв в очерках «Московская старина», москвичи уверились, «будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано… Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не даётся и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти».
Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» — так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал её в стене Сухаревой башни. А после того как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему — могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.
Во второй половине XIX в. М.Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звёзд на небе и сколько раз колесо повернётся, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: «Да мало ль ещё, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвёл…»
Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать «живой водой». Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего «арихметчика». Пришлось слуге во всём сознаться и показать тело господина: «Глядят — тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице». Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: «Это нечистое дело!» И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.
В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра», в незавершённом романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
Новая реальность XX в. вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нём неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать в Сухаревой башне, а все снадобья — сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.
В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведённые почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению.
«Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума, — пишет по этому поводу кандидат филологических наук И. Грачёва. — По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному». И когда Пётр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни…»
Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале XX в. кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М.М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они — в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.
Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыли музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало «белых пятен» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Под этим названием известен календарь, составление которого приписывается Брюсу. Самый календарь, ставший образцом для всех
позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в Публ. библиотеке. На первом листе календаря читаем заглавие:
"Ново сия таблица издана, в ней же предложено вступление Солнца в 12
зодий приближно, такожде восхождения и захождения Солнца, яко на оризонт сей,тако и со оризонта; еще же величество дней и нощей в царствующем граде Москве, яже имеет широту 55 градусов 45 минут; вычтена и тиснению предана обще, яко на едино лето, тако и на прочие годы непременно, повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 г.".

Первый лист дает сведения исключительно астрономического характера; во втором же, выпущенном через шесть месяцев (1 ноября 1709), помещены святцы, собственно календарь и церковные справки: "Неисходимая пасхалиа по ключевым пасхалным литерам. О празницех яже каждого лета преходят". На третьем листе, создавшем знаменитость всему произведению Киприянова и его ближайшего сотрудника Алексея Ростовцова, читаем: "Презднаменование времени по всякой год по планетам; еще же не точно знаменование времени, но и многих расположенных избранных вещей, которые
деются от каждой сильнейшие и господствующие планеты, через кийждо год по вся четыре времени всего лета. Переведена с латинского диалекта из книги Иоанна Заган; чином же учрежденная и тиснению предана повелением его царского величества во гражданской типографии, в Москве 1710 г., под надзрением его превосходительства господина генерала лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". А внизу помещено: "Употребление всея таблицы с кругом
солнечным и вруцелетием по 112 лет (то есть с 1710 по 1821 г.), по которым осмотря лето желаемое и круг солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год яже изъявлены под каждой планетой. Трудом и
тщанием библиотекаря Василия Киприянова".


По материалам Вяткина. Текст частично отсюда: