Жизненные девизы героев романа два капитана. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века.

Дорогие читатели! "АиФ-Петербург" объявляет о запуске нового масштабного проекта, посвящённого 170-летию Русского географического общества, -"Два капитана ". Название выбрано не случайно, ведь именно девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться», провозглашённому героями одноимённого романа Вениамина Каверина, человечество обязано всеми самыми великими открытиями. Своим проектом мы перекинем мостик между прошлым, настоящим и даже будущим. На страницах нашего еженедельника вы сможете прочесть не только малоизвестные и уникальные факты о знаменитых путешественниках и исследователях, чьё имя уже вписано в историю, но и о тех, кто живёт и "не сдаётся" рядом с нами.

Бороться и искать!

Было бы странно начать проект "Два капитана" не с рассказа о самом романе, судьба героев которого тесно переплелась и с Ленинградом, и с Русским географическим обществом. Для того, чтобы разгадать феномен произведения, которым вот уже 70 лет зачитывается поколение за поколением, редакция "АиФ-Петербург" отправилась в Псков, родной город Вениамина Каверина, в котором существует единственный в стране памятник книге "Два капитана" и даже её музей.

Как генетик стал лётчиком

Даже в современном Пскове поклонники романа легко узнают места, где проходило детство Сани Григорьева. В описании несуществующего города Энска В. Каверин на самом деле следует за своими воспоминаниями о Пскове начала XX века. Жил главный герой на знаменитой Золотой набережной (до 1949 г. – Американская набережная), ловил раков в реке Пскова (в романе – Песчанка) и давал знаменитую клятву в Соборном саду. Однако вовсе не с себя списывал Вениамин Александрович образ маленького Сани, хотя и признавался, что с первых сраниц романа он взял за правило ничего не выдумывать. Кто же стал прототипом главного героя?

В 1936 году Каверин едет отдыхать в санаторий под Ленинградом и там знакомится с Михаилом Лобашёвым, соседом писателя за столом во время обедов и ужинов, - рассказывает Галина Чернокожева, главный библиотекарь Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина, где и находится музей книги "Два капитана". – Каверин предлагает сыграть ему в карамболь, разновидность бильярда, в котором писатель был настоящим асом, и без труда обыгрывает соперника. Несколько следующих дней Лобашёв почему-то не приходит на обеды и ужины… Каково же было удивление Каверина, когда спустя неделю его сосед объявился, предложил снова соревноваться в карамболе и с лёгкостью выиграл у писателя партию за партией. Оказывается, все эти дни он упорно тренировался. Человек с такой силой воли не мог не заинтересовать Каверина. И на протяжении нескольких последующих вечеров он подробно записывал историю его жизни. Писатель практически ничего не меняет в жизни своего героя: немота мальчика и удивительное излечение от неё, арест отца и смерть матери, побег из дома и приют… Автор лишь переселяет его из Ташкента, где прошли школьные годы героя, в знакомый и родной Псков. А также меняет его род деятельности – ведь тогда генетики были никому не интересны. То было время челюскинцев и освоения Севера. Поэтому вторым прототипом Сани Григорьева стал полярный лётчик Самуил Клебанов, который героически погиб в 1943 году.

История двух экспедиций

Однако роман связал судьбы сразу двух капитанов – Сани Григорьева и Ивана Татаринова, командовавшего шхуной "Святая Мария". Для образа второго главного героя Каверин также использовал прототипы двух реальных людей, исследователей Крайнего Севера – Седова и Брусилова, экспедиции под руководством которых ушли из Санкт-Петербурга в 1912 году. Ну а дневник штурмана Климова из романа целиком основан на дневнике полярного штурмана Валериана Альбанова.

Экспедиции Георгия Седова было отказано в господдержке, поэтому она финансировалась из частных пожертвований, - продолжает Г. Чернокожева. – Было арендовано довольно ветхое судно. Некий архангельский купец Вышомирский (в книге – Вышемирский) продаёт капитану 85 ездовых собак, большая часть которых оказались обычными дворнягами и погибли в первую же зиму. Другой купец поставил на судно мясо в бочках якобы высшего качества, но на деле в них оказались лишь кости и шкуры убитых животных. По сути, команда уходила, чтобы погибнуть…

В это же время из Санкт-Петербурга отправляется шхуна "Святая Анна" под командованием Георгия Брусилова, идея которого – впервые в истории России пройти Северным морским путём.

Но уже через несколько недель судно оказалось закованным во льдах Карского моря. До того времени географы всего мира считали, что северные моря никак не связаны с Северным Ледовитым океаном. То есть если судно замёрзло, оно может спокойно перезимовать, а после продолжить свой путь. Благодары Брусилову весь мир узнаёт, что это не так - моря связаны с океаном глубинными течениями. Начинается медленный дрейф "Святой Анны" к Северному полюсу.

Оказывается, что шхуна не приспособлена к зимовке в таких условиях - слишком тонкие стены. Весь экипаж перебирается в две каюты, только они и отапливаются. В ход идут части корабля, шкуры и жир животных... Штурман Альбанов писал в дневнике: "Температура в каюте редко достигает 4 градусов, стоит туман, вода стекает по потолку и стенам. На них - несколько десятков сантиметров копоти".

На судне начинаются конфликты. Брусилов считает, что надо просто ждать. Альбанов - необходимо что-то предпринять. Тогда капитан принимает беспецендентное решение – увольняет штурмана. В апреле 1914 года Альбанов с ещё 13-ю членами команды уходит со шхуны.

С этого момента начинается история из романа "Два капитана". 4,5 месяца в снегах. Голод, холод, предательство, гибель товарищей. Как вспоминал Альбанов, шли гуськом. Вперёд смотрел только первый, остальные продвигались, закрыв глаза. "Слёзы текли из наших глаз, боль от ослепительно белого снега была невыносимой. Случались дни, когда не видел никто. Мы ставили палатку и ждали, когда боль пройдёт".

В какой-то момент группе пришлось разбиться на две группы - одна пошла по суше налегке, другая, под руководством Альбанова - по воде со всем грузом. Но в точку предполагаемой встречи сухопутная группа так и не пришла. До лета 2010 года о судьбе пропавших путешественников не было известно ничего. И только пять лет назад экспедицией при поддержке РГО в этом месте были найдены человеческие останки и предметы: карманные часы, ложка с инициалами "П. С." (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.

До цели экспедиции, брошенной зимовке Джексона на мысе Флора, добираются лишь двое – сам штурман и матрос Конрад. Здесь их и спасает экипаж Седова, судно которого также оказывается зажатым во льдах. Но капитан, одержимый идеей достигнуть Северного полюса, принимает решение продолжать путь на собаках. Два моряка сопровождают Седова, они же и похоронят капитана, который не дотянет до цели всего 400 вёрст. После экипаж решает зайти на мыс Флоры, чтобы разобрать несколько домиков для отопления и таким образом спасают Альбанова и Конрада. Удивительное стечение обстоятельств.

До последней капли

Интересно, что Саня Григорьев стал едва ли не национальным героем задолго до того, как писатель закончил свой роман. Дело в том, что первая часть книги была издана в 1940 году, а после её написание Каверин отложил аж на 4 года – помешала война.

Во время ленинградской блокады… Ленинградский радиокомитет обратился ко мне с просьбой выступить от имени Сани Григорьева с обращением к комсомольцам Балтии, - вспоминал Вениамин Александрович. – Я возразил, что хотя в лице Сани Григорьева выведен определённый человек, лётчик-бомбардировщик, действовавший в то время на Центральном фронте, тем не менее это всё-таки литературный герой. "Это ничему не мешает, - был ответ. - Говорите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонной книжке". Я согласился. От имени Сани Григорьева я написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики – и в ответ на имя "литературного героя" посыпались письма, содержавшие обещание бороться до последней капли крови.

Кстати, роман "Два капитана" очень понравился Сталину, именно это спасло Каверина от репрессий, которым подверглись многие его родные. Писатель даже был удостоен звания лауреата Госпремии СССР. Правда, только лишь второй степени. Всё дело в том, что имя Верховного главнокомандующего упоминается в книге всего один раз. Что и стало поводом "занизить" оценку.

Невероятно, но факт

Один из самых удивительных экспонатов музея - книга В.А. Каверина "Два капитана", изданная в 1940 году. Но дело не в возрасте издания. 68 она пролежала в болоте Новгородской области, на глубине 6 метров в сбитом в конце апреля 1942 года самолёте ИЛ-2 в набедренном кармане лётного комбинезона пилота Михаила Гаврилова, останки которого нашли лишь в 2010 году во время поисковой экспедиции.

таков был знаменитый девиз Саньки Григорьева, героя произведения Вениамина Каверина "Два капитана", он же стал девизом огромного поколения людей.

Академик Николай Каверин рассказал "Российской Газете" о своем отце и его легендарном романе.
Это роман Вениамина Каверина "Два капитана".

Российская газета: В прошлом году на Земле Франца-Иосифа были найдены следы пропавшей береговой партии группы Альбанова, в том числе дневники, в которых описывался дрейф шхуны "Св. Анна", этим замкнулась тема дневников штурмана Климова из "Двух капитанов". А на протяжении всего советского ХХ века пропавшую экспедицию даже не искали. Что побудило Вениамина Каверина взяться за этот сюжет?

Николай Каверин: В романе ведь описана не просто экспедиция Брусилова. У капитана Татаринова было сразу несколько прототипов. Сам он похож, пожалуй, больше на Седова, а приписанное ему открытие Северной Земли на самом деле было сделано экспедицией Вилькицкого, которая никаких бедствий не терпела. Вот из трех разных экспедиций и сложился замысел. "Два капитана" в одном томе вышли еще до войны, в 39-м году, и задуман роман был в тридцатые годы.

РГ: Какая книга отца вам больше нравится? Вы любили в детстве его сказки?

Каверин: Трудно ответить на этот вопрос. У него были разные периоды - настолько, что казалось, будто работают разные писатели. "Скандалист", "Два капитана" и "Перед зеркалом" - все хороши по-своему. Что касается сказок, то он только сказку "О Мите и Маше..." написал, когда я был в том возрасте, для которого она создавалась. Потом я уже был старшим школьником, студентом.

РГ: Вы узнаете в ком-нибудь из героев "Двух капитанов" себя, своих сверстников, друзей?

Каверин: В "Двух капитанах" - нет, это, все-таки, другая эпоха. В основу биографии Сани Григорьева положена биография генетика Лобашева. Это он был "слухонемой", как Саня: слышал, но не мог говорить. Кроме того, был летчик Самуил Клебанов - погиб во время войны, его биография тоже отчасти была заимствована. Но моих знакомых в "Двух капитанах" нет. Вот фамилия Татьяны Власенковой в "Открытой книге" - это фамилия мальчика, с которым я учился в одном классе. Прототип Дмитрия Львова оттуда же - это, конечно, Лев Александрович Зильбер, старший брат В.А. Каверина.

РГ: Роман "Два капитана" был громогласно популярен, я не знаю ни одного человека, которому он не нравился бы. Вениамин Александрович получал письма от читателей?

Каверин: Да, он получал письма и отвечал на них. Но в действительности, когда книга вышла, она подверглась серьезной критике.

РГ: Но книга ведь получила Сталинскую премию? Получение премии каким-то образом изменило жизнь вашей семьи?

Каверин: Вениамин Александрович на эти деньги купил разборный щитовой финский домик. В то время мы жили в Ленинграде, и он не мог получить в Переделкино литфондовскую дачу, ее тогда давали только московским писателям. А он хотел жить в Переделкино летом, поэтому взял у сельсовета в аренду участок земли и, вот, купил этот домик. Потом уже надстроил второй этаж, пристроил веранду, гараж. И получилась наша дача. Там и сегодня сохраняется его кабинет.

РГ: Книги Вениамина Александровича довольно часто экранизировались. Какая экранизация по душе вам? Какое участие принимал В. А. в этих постановках?

Каверин: Он часто сам писал сценарий, с ним консультировались режиссеры. Не могу сказать, что какая-либо из экранизаций мне очень нравится. Хотя актерский состав и в первой, и во второй экранизации "Двух капитанов" хороший. Тут ведь нет обязательной корреляции. Среднее произведение может стать основой для великого фильма. И, наоборот, сплошь и рядом мы видим слабые экранизации замечательных книг.

РГ: В идели вы на сцене мюзикл "Норд-Ост"? Нравился ли он вам? Как бы вы отнеслись к возможности его восстановления?

Каверин: Конечно, видел. Я на премьере был. Мне, в общем, понравилось. Хотя Вениамин Александрович этого не любил. Если он мог пресечь попытку сделать из "Двух капитанов" оперу, он ее пресекал. Но мы с сестрой посмотрели, и нас ничего особенно не резануло. Против восстановления я бы, во всяком случае, не возражал.

РГ: Каким вы помните Юрия Николаевича Тынянова?

Каверин: Он умер в 1943 году, мне было десять. Я его помню очень хорошо, он был мягкий, добрый человек. Но он был человек очень больной, я никогда не видел его здоровым - всегда с палочкой, ходил с трудом. Во время войны мы вместе были в эвакуации, в Перми. Отец был военным корреспондентом "Известий", сначала на Ленинградском фронте, потом - на Северном флоте. Вернувшись в Москву, Юрий Николаевич очень быстро умер. Вениамин Александрович его очень любил и как писателя ставил намного выше, чем себя.

РГ: Как возник девиз Сани Григорьева: Бороться и искать, найти и не сдаваться?

Каверин: Это фраза из стихотворения Альфреда Теннисона, эпитафия на могиле исследователя Антарктики Роберта Скотта, который дошел до Южного полюса, но на обратном пути погиб.
Полная версия здесь:

Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урожденной Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства, писателя и филолога Ю. Н. Тынянова.

Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли еще трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890-й, после 1988-го - жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929-м защитил диссертацию "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского".

Псевдоним "Каверин" взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в "Евгении Онегине"). "Уж тёмно: в санки он садится. / "Пади, пади!" - раздался крик; / Морозной пылью серебрится / Его бобровый воротник. / К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин. / Вошел: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток, / Пред ним roast-beef окровавленный, / И трюфли, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет, / И Стразбурга пирог нетленный / Меж сыром Лимбургским живым / И ананасом золотым".

Первый рассказ Вениамина Каверина "Хроника города Лейпцига за 18... год" был опубликован в 1922 г.
В начале 1920-х годов входил в литературную группу "Серапионовы братья". Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе "Девять десятых судьбы" (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонек".

Роман "Исполнение желаний" (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия "Открытая книга" (1949-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман "Два капитана" (2 кн., 1938-1944, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы "Открытая книга" и "Два капитана" были неоднократно экранизированы.
Подписал обращение в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского.

Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь "Насущные вопросы литературы", которую ему запретили зачитывать. В 1968-м он в "Открытом письме" объявил о разрыве с Константином Фединым, когда тот не допустил до читателя "Раковый корпус" Солженицына.
Скончался 2 мая 1989 года в Москве.

А. Теннисон

Бороться и искать, найти и не сдаваться — последняя строчка опубликованного в 1842 году стихотворения «Уллис» английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892)

It may be that the gulfs will wash us down:
It may be we shall touch the Happy Isles,
And see the great Achilles, whom we knew.
Tho" much is taken, much abides; and tho"
We are not now that strength which in old days
Moved earth and heaven; that which we are, we are;
One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will
To strive, to seek, to find, and not to yield.

Увидим там великого Ахилла,
Которого мы знали. Многих нет,
Но многие доныне пребывают.
И нет в нас прежней силы давних дней,
Что колебала над землей и небо,
Но мы есть мы. Закал сердец бесстрашных,
Ослабленных и временем и роком,
Но сильных неослабленною волей
Искать, найти, дерзать, не уступать. (Перевод К. Д. Бальмонта)

До Островов Блаженных и увидим
Великого Ахилла (меж других
Знакомцев наших). Нет, не все ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам,
Мы – это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал все тот же,
И тот же в сердце мужественный пыл –
Дерзать, искать, найти и не сдаваться! (Перевод Г. Кружкова)

В России фраза «бороться и искать, найти и не сдаваться» стала известна благодаря писателю В. Каверину, включившую её свой роман «Два капитана».

« Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.
На высоте человеческого роста высечены следующие слова:
«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться! »

Правда, в последней строке стихотворения To strive, to seek, to find, and not to yield глагола «бороться» нет, To strive — значит «стремиться», а «стремиться» и «бороться» не одно и тоже. Но борьба была символом жизни Советского Союза и его граждан, которые постоянно с чем-то, за что-то и против чего-то боролись: борьба за мир, за урожай, за качество, с врагами народа, с империализмом, с буржуями, космополитами, бездорожьем, разгильдяйством и бюрократизмом. Так что Каверина понять и простить можно.

«Уллис»

Стихотворению посвящено Одиссею, чьё имя в латинизированной форме звучит как Уллис. Одиссей — персонаж древнегреческой мифологии, участник Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», отважный, хитроумный, непоседливый, удачливый путешественник.

Автор слов «бороться и искать, найти и не сдаваться»

Альфред Теннисон происходил из семьи священника. Получил домашнее образование, учился в Оксфорде, первый стихотворный сборник издал в 18 лет, в 21 год опубликовал второй… в Англии его стихотворения и поэмы были очень популярны. В 1884 году Теннисон из рук королевы Виктории принял рыцарский титул. Умер поэт 6 октября 1892 года, захоронен в Вестминстерском Аббатстве .

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилия — Зильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин

Саня Григорьев и капитан Татаринов… Что связывает этих двух людей, совершенно разных по возрасту и положению? Безусловно, их характеры, смелые, честные, открытые и совершенно по-детски наивные; безусловно, их строгие моральные принципы, не допускающие ни капли лжи или фальши; безусловно, их высокие цели и судьбы, странным образом так сильно переплевшиеся. Потому, наверное, и назвал Каверин свой роман «Два капитана», как бы подчеркивая сходства этих двух разных людей, как бы давая читателю возможность сравнить и сопоставить две человеческие жизни, отдаленные друг от друга временным пространством и, в то же время, никак не отделимые друг от друга. Два капитана…

Но все же я не могу полностью согласиться с автором насчет названия этой замечательной книги. Да, я бы тоже выделила лишь самое главное и самое важное, то, что объединяет наших двух героев. Но это не их родственные связи, не их общественные отношения и даже не их сильные характеры, а их формула жизни, содержащая всего лишь в четырех словах и задачу, и цель, и смысл жизни; это девиз, сформулированный самим героем книги, которого оба капитана и придерживались, с помощью которого и пришли к такой развязке, счастливой развязке.

Так что же это за четыре слова, впервые произнесенные маленьким мальчиком во время детской, наивной и, в то же время, твердой и серьезной клятвы в самом начале этого длинного пути и ставшие потом последними словами на надгробии бессмертного памятника великого человека! «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот те слова (да и не просто слова, а слова, ведущие за собой бессмертные дела), которые и стали жизненным принципом этих каверинских героев; вот те слова, которые звучат в сердцах всех деятельных людей, чья жизнь наполнена трудностями и опасностями, которые надо преодолеть; неразрешимыми задачами, которые надо решить; высокими целями, к которым они, несмотря ни на что, приходят; вот те слова, означающие вечное противостояние человека-созидателя - природе, человека будущего - судьбе. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

«Бороться» – самая первая и самая главная задача любого человека. Бороться с жизнью, бороться со смертью, бороться с судьбой, но, пожалуй, самое трудное – это бороться с собственными слабостями. Это понимает и Саня Григорьев, победивший в себе эгоизм, но столкнувшийся с жестокостью холодного, расчетливого и лживого мира. Также бороться приходится и капитану Татаринову: бороться с людьми, бороться со стихиями и, в конце концов, бороться с самим собой.

«Искать». Что можно понять под этим словом? Каждый ищет свое, у каждого своя задача, которую надо решить, свой смысл жизни. Вот то-то здесь и имеется в виду, что каждый из нас должен иметь впереди высокую и четкую цель и стремиться к ней наперекор судьбе, наперекор неудачам и другим трудностям, наперекор всему. Каждый из нас… а иначе человек и не будет иметь право называться человеком, если он будет «плыть по течению», проживать (а не жить!) свою жизнь так, как угодно природе, подчиняясь обстоятельствам.

«Найти», обязательно найти, ведь просто поиски никогда не оправдывают ни жизнь, ни поступки. Ведь всякое дело нужно довести до конца, всякое стремление должно завершиться успехом, всякая цель должна быть достигнута. И только по-настоящему стойкий человек с сильной волей может добраться до этого конца. Может увенчать свой долгий путь победой. Пусть даже и придется ему потратить на это много времени, и, может быть, всю жизнь, как это сделали два капитана.

И последнее. Никогда и нигде, достигнув или не достигнув своей цели, выполнив или не выполнив свою задачу, исполнив или не исполнив мечту, никогда и ни где не нужно сдаваться, нельзя сдаваться. Ведь и после осуществления своей цели будут новые и новые препятствия и трудности, ведь время идет, а вместе с ним и жизнь, а соответственно, и все дела, и мысли не могут остановиться и замереть. Жизнь будет идти вперед и приносить нам все новые и новые перемены, а уже от нас зависит, изменится ли все в лучшую или в худшую сторону.
Вот они четыре слова, заключающие весь смысл данного произведения и его главный урок; четыре слова, лишающие человека права на какую-либо слабость, где любое отступление от принципа – шаг в сторону зла. Четыре слова – бороться, искать, найти и не сдаваться – которые я бы и написала на обложке книги Каверина. Вот так:

«Два капитана. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»