Жюль шере humber cycles. Биография жюль шере

"Отцом" рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст "на ходу", лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это реклама кафе-шантанов, маскарадов, выставок. Его веселые персонажи нравились как широкой публике, так и профессионалам-дизайнерам. Часто он работал в манере, напоминавшей импрессионистов. В Париже в 1889 и 1890 гг. прошли две его персональные выставки.

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. «В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи цветов, сочинением и рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и т. п. а затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал еще там, по заказу разных предпринимателей и крупных торговцев, изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных плакатов и анонсов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах».

С 1866 г., после возвращения в Париж, он посвятил себя исключительно работам этого рода. Известность пришла к нему очень быстро. Благодаря ему уличные объявления, назначенные лишь для кратковременного существования, превратились в истинно художественные произведения, часто высокого достоинства, которые теперь усердно собираются и берегутся многими любителями искусства во всех странах.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторский рекламный плакат достиг уровня искусства.

«До появления художественных плакатов афиши представляли собой текст, который лишь иногда сопровождался рисунками. Взамен традиционной формы плаката с максимумом буквенной информации Жюль Шере предложил яркий, бросающийся в глаза рисунок и очень скупой текст. Большую роль стала играть линия, контур предметов».

Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов плакаты легко воспринимались на расстоянии. «На рекламном плакате сигаретной бумаги «Джоб» обаятельная девушка кокетливо смотрит на зрителя и явно старается привлечь внимание. Ее платье соответствует моде того времени. Объемные рукава и узкая талия - характерные черты стиля модерн. Необычный ракурс фигуры, демонстрирующей себя, был бы неуместен в живописи, а в плакате, главная задача которого - привлечь и запомниться, оказывается необходимым выразительным средством».

Другой пример его творчества является реклама американского аперитива «Кэнкэн Дюбонэ», где художник изображает веселую даму, сидящую в непринужденной позе. Эта женщина сама являет собой декорацию, она слегка пьяна, раскованна, весела и задорна и в силу всего этого необычайно привлекательна.

Жюль Шере создал более тысячи различных плакатов. Он рисовал афиши для карнавалов, выставок, кабаре, казино, театров. Художник оставил после себя множество плакатов, рекламирующих парфюмерию и косметику, мыло, керосиновые лампы, фармацевтическую продукцию, автомобили и многое другое.

В знак признания и почитания этого мастера в 1928 году в Ницце, где Жюль Шере жил и работал в последние годы своей жизни, был открыт Музей в честь его имени.

Работы Жюля Шере:

Недосягаемыми образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 90-х годах XIX века. Старший сын старинного рода графов Тулуз-ских, очень красивый ребенок, "маленькое сокровище", как звали его в семье, был обречен с самого рождения. Редкая генетическая аномалия развития костей проявилась только в 15 лет, перестали расти руки и ноги, деформировался рот, непропорционально выросли кисти рук, он невнятно говорил, с трудом ходил, утомлялся, ломал шейку бедра. Утвердить себя в своих собственных глазах и в глазах окружающих помогла живопись. Особенно этот сильный духом, талантливый человек любил рисовать движение - танцовщиц, бегущих животных. Не меньшее значение имел для него спорт ("плаваю я быстро и хорошо, но зато некрасиво, как жаба"). Уехав в Париж, он стал завсегдатаем самых жизнелюбивых мест-кабаре, кафе, борделей, скачек. Именно их герои и стали героями его картин и плакатов. Афиши "Мулен Руж", "Японского дивана", других парижских кабаре и кафешантанов вошли не просто в историю рекламы, а в историю мирового искусства.

Известным широкой публике Тулуз-Лотрек стал именно благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы на парижских тротуарах. Первый же из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор. Прохожие толпились около мест расклейки, пытаясь расшифровать подпись художника. Плакаты срывали, чтобы отнести к себе домой. Скажем попутно, что судьба самой "Ла Гулю" - Луизы Вебер - сложилась трагически. Получая фантастические средства от великосветских щеголей во время выступлений в кабаре, она, постарев, быстро их растратила, пыталась работать в цирке, потом стала прислугой в публичном доме и, наконец, побирушкой на парижских улицах. От прошлого у нее до смерти сохранилась только белая юбка из Мулен Руж, в которой ее изобразил когда-то Тулуз-Лотрек. Из нее она сделала занавеску на окно своей лачужки, где и умерла.

Считаем необходимым остановиться на личности художника, ведь именно ей определялось основное направление его творчества. Итак, родился Анри в аристократической семье, всю жизнь был близок с матерью (она, собственно, и стала главным человеком в его жизни). В юношеском возрасте Анри при стечении трагичких обстоятельств ломает обе ноги, после чего они прекращают свой рост и мальчик становится калекой. То ли из склонности, то ли из-за невозможности (искусствоведы теряются в догадках:-)) Анри начинает рисовать, и, как и многие молодые художники, попадает "в окружение Монмартра". В конце XIX века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства. Здесь жили и творили ярчайшие представители творческой богемы: Ренуар, Ван Гог, Утрилло. Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж», «Проворный кролик», «Мирлитон». Исключительно в этой среде вырабатывался стиль Лотрека...

Итак, мир Парижского полусвета: и благородные дамы - "Фиалки Монмартра", и уставшие от жизни куртизанки-либертины, зазывные афиши, отталкивающие и одновременно привлекающие уродством изображения. И несмотря на такое уродство этот мир манит, ловишь себя на мысли – хочется быть там. И все же, Анри Тулуз-Лотрек – кто это? – художник, безумный, пропойца? На выставке мы получаем ответ, что к этому феномену нельзя подойти с какой-то определенной рамкой, меркой, какой-то одной гранью. Это гений сродни Достоевскому и Мопассану. Мы намеренно не увязываем его с импрессионистами.. нет-нет.. Ван Гог, Моне, и др. – ни шли своей дорогой, они показывали красоту и прелесть жизни, то неуловимое, что нельзя увидеть невооруженным глазом. Лотрек же как и Ф.М. Достоевский акцентирует наше внимание на социальных язвах, уродстве и калечности всего сущего. Мир уродлив и люди в нем, прячась за красивыми масками – "животные, уродливые в своем животном". Здесь Тулуз-Лотрек очень перекликается, если воспринимать его именно с такой подачи, с учением З. Фрейда в части превалирования над нашим разумом животного, либидо, мортидо, похоти, плотской власти.

"Вначале было уродство." Маленький красивый мальчик, выходец из благородной семьи (тогда мировые состояния и имена что-то значили в обществе), "маленькое сокровище" – так звала его мать. Казалось бы – куда ни протяни руку – все ему доступно: высокие посты, выгодный брак, одна из тех жизней по прошествии которой, ложась в постель помирать так и не поймешь, зачем жил. Сложись бы так, и жизнь Тулуз-Лотрека могла бы интересовать разве что Флобера, миру он остался бы неведом.

Несчастный случай, роковая случайность толкает Тулуз-Лотрека на другой путь, родовые болезни связанные с вырождением, переломы ног, полтора метра роста неизгладимым образом повлияли на "маленькое сокровище", и здесь опять-таки по З. Фрейду "в качестве компенсации внешнего, физического уродства получают стимул внутренние способности, те составляющие, из которых складывается талант."

18 лет отроду, юный Анри берет уроки художественного мастерства. Его рисунок ярок, он выхватывает своих персонажей их жизни, но какие грязные краски, каких же уродов он рисует: танцовщиц, дам полусвета, распорядителей зрелищ. Профессор, у которого он осваивал художественное ремесло весьма прохладно отзывается о своем ученике, "скажем так не без таланта, не без способности", но нужно встать на "путь истинный" - рисовать-то что положено: все, что вмещалось во вкусы тогдашней буржуазии. Тулуз-Лотрек пускается в самостоятельное плавание - снимает квартиру на Монмартре, открывает там студию, с головой окунается в мир парижской жизни. Жизнь и характер, чем-то напоминающие существование Веселой Вдовы Ганны Главари Франсуа Легара: «Париж, милый Париж…» «огни Монмартра и вино… »

Но тем не менее, не стоит скрывать очевидного, откроем и неприглядную жизнь художника. Запои, самые низкопробные девки, блуд, люди сомнительного поведения и занятий и, при всем при этом, творчество, творчество... ... Он постоянно рисует, выхватывает жизненную грязь, переносит своих девок на афиши и плакаты, бьется над новыми красками, оттачивает технику рисунка. "Рисовать, рисовать. и заглушать гудящую от творческой работы голову вином. Пить, гулять и рисовать – этими тремя словами можно охарактеризовать Тулуз-Лотрека того периода.

Как льет дождь, как светит солнце, так и творчество должно хоть в чем-то реализоваться… Тулуз-Лотрек завязывает отношения с алчным, эгоистичным, наглым и хамоватым распорядителем зрелищ Брюантом, согласно которым Тулуз-Лотрек рисует афиши к выступлениям, проходящим в кабаре. Так появляются несколько афиш, которые и составили славу художника как мастера рекламного плаката. Это совсем другой взгляд на развлечения. Давайте посмотрим: девушки, танцующие Кан-Кан... Не очень-то радостные эти девушки: мы видим за яркими красками и озорными движениями танца смертельную устлалось, отрешенность, духовную пустоту и обреченность жизни танцовщиц социального дна. Нет, это уже не Париж Франсуа Легара, да и "красотками кабаре" их не назовешь: «Вы созданы лишь для развлечения, изящно и беспечно, красотки кабаре, вам непонятны любви мучения». Прототипы рекламных плакатов Тулуз-Лотрека поддпются аналогии с произведениями Ф. М. Достоевского, например с судьбой героини "Преступления и наказания" Сони Мармеладовой, - это судьбы одного типа Работы Анри - это взгляд на те же вещи и события, но под другим углом.

А вторая афиша? Кабачный зазывала /его роль играет Брюант/ с кружкой в руке спиной к зрителям.. Какой натуризм и уродство, затхлость всех кабацких развлечений. С изображением такой жизни столицы с Тулуз-Лотреком мог поспорить разве что Мопассан в части новелл о гризетках и опустившихся портовых проститутках. В "гризетте " Лотека нет изящества и щегольства, нет всего того, что мы ассоциируем с Парижем. Усталые девки "уже без чувств тянущие свою лямку". В отличие от Ф.М. Достоевского Тулуз-Лотрек не оправдывает их, не открывает нам социально-экономических последствий маргинализации, в результате которых они докатились до такой жизни. «Эти девушки живые, я просто рисую и все...».

Жизнь идет своим чередом и к 30 годам художник переезжает в публичный дом и снимает там комнату, его лучшей подругой становится куртизанка Ша-Ю-Као -женщина сомнительной репутации клоуна, не скрывающая своих сексуальных предпочтений. На одном из рисунков она предстает нам пьяная, сидящая в костюме клоуна. Сильная, решительная женщина, но при этом очень усталая. По ней видно, она пошла сложный путь.

Как день отличается от ночи, так и отличается от Ша-Ю-Као вторая подруга художника Джейн Авриль. Хоть она гризетка и танцовщица, но при этом – луч света в темном царстве - она не запятнала себя, не потерялась, прошла через всю грязь, но так и осталась легкой и изящной. «Кружится, кружится юла, рада ли она, что я кружу ее, я же так рада…» Вместе с Тулуз-Лотреком они проделывают подготовительную работу к его последней, так и не состоявшейся выставке: собраны работы, упорядочены записи к ним, заслуга этой девушки неоценима, но так и не дождавшись результатов своего труда художник углубляется в очередной запой., закончившийся кровоизлиянием в мозг или инсультом.

Непомнящего себя, находящегося в полусне и полубреду, парализованного на одну сторону привезли его в родовое имение, где он умирает, не дожив двух месяцев до своего 37-летия, умирает на руках матери.

"Ну что вы, мой сын совсем не художник", уверяет мать. При жизни Анри Тулуз-Лотрек не получает ни креста ни короны, лишь посмертно с годами, все нарастая, получает развитие его творчество. И он уже посмертно уходит в когорту постимпрессионистов. И наряду с Ван-Гогом, Мопассаном, Достоевским входит в созвездие гениев той эпохи. Гениев, закончивших так печально.

Многие критики искусства того времени считали жизнь Анри слишком публичной. Говорили, что жизнь его пестра, как наряды танцовщиц кабаре "Мулен Руж". Тулуз-Лотрек никогда не питал иллюзий к жизни, покинув ее в возрасте 36 лет. Но за короткий срок творчества он оставил гигантский вклад в истории мирового искусства как представитель направления «постимпрессионизм». Его работы предельно откровенны, за показным блеском богемной жизни вскрывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Некоторые работы художника:

Мастер плаката. 1836–1932.

‘Quinquina Dubonnet’. Жюль Шере.

Жюль Шере

Жюль Шере (1836–1932) родился в Париже в семье ремесленника. Из-за отсутствия средств образование Шере завершил в возрасте 13 лет. Однако те зачатки знаний об искусстве и дизайне, которые удалось приобрести в семье, позволили ему сделать успешную карьеру художника-плакатиста. Оставив школу, Шере в течение трех лет работал подмастерьем у литографа, который был знакомым его отца, а также брал уроки рисования в парижской Национальной школе изящных искусств у Ораса Лекока де Буабодрана (1802–1897).

Как раз в это время в прессе и в академических публикациях обсуждаются различные цветовые теории, и особое внимание в них обращается на взаимодействие дополнительных цветов. Шере в курсе всех этих дискуссий, и его собственный плакатный дизайн восхищает рекламодателей. Азарт художника, оплаченный Риммелем, приносит Шере успех и внимание всего Парижа. Его карьера удачно продолжается, и он создает свой уникальный стиль.

Биография Жюль Шере обновлено: Май 11, 2018 автором: Глеб

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть такая группа людей - непримиримые и категоричные максималисты, считающие, что истинный художник никогда не замарает рук изготовлением плаката, меню, вывески или афиши для сомнительного шоу.

Сальвадор Дали

Казимир Малевич

Казимир Малевич - это не только "Черный квадрат". Художник засветился и как автор киноафиш и оформления презентаций. Например, сценарий премьеры киноленты «Броненосец "Потемкин"», где на сцену Большого театра СССР после заключительных кадров, разрезая занавес, выдвигался нос легендарного корабля, принадлежал Малевичу. Художник внес вклад и в продвижение нового искусства в массы: Малевич - автор концептуальной афиши к киноленте Фрица Ланга «Доктор Мабузе - игрок».

Жоан Миро

Ведь всем знаком логотип Испании? В общем, придумал его выдающийся художник-сюрреалист Жоан Миро в 1983 году. Логотип понадобился министерству туризма Испании, чтобы улучшить имидж страны. В отличие от своих товарищей по цеху Миро сделал логотип абсолютно бесплатно. Назвал его "El Sol de Miró" ("Солнце Миро"). Неформальное его название, придуманное завистниками, - "Жареное яйцо" / "Яичница Миро".

Нико Пиросмани

Кто-нибудь помнит песню "Миллион алых роз»? Думаете, в ней поется про Аллу Пугачеву? Ошибаетесь. Это эпизод из истории любви Нико Пиросманишвили к певичке Маргарите де Севр. Сегодня картины Пиросмани украшают мировые художественные галереи. Но становление Нико Пиросмани как художника произошло не сразу. По шутливым свидетельствам современников, галереей художника считаются привокзальные кварталы Тифлиса, большинство вывесок в которых было изготовлено в мастерской Пиросмани.

Анри де Тулуз-Лотрек

Довольно дерзкая в композиционном плане афиша кабаре Divan Japonais написана Анри де Тулуз-Лотреком в 1892 году. Главную героиню – певицу Иветт Гильбер - Тулуз-Лотрек поместил в угол плаката и лишил головы. На передний план художник выдвинул в качестве зрительницы танцовщицу Джейн Авриль. Роль фата на плакате сыграл критик и поэт Эдмон Дюжарден.

Альфонс Муха

Михаил Врубель

Пабло Пикассо

Те, кто посещал Барселону, наверняка бывали в легендарном El Quatre Gats. Если, конечно, смогли найти кафе в лабиринте узких улочек. Именно здесь более 100 лет назад за бурными спорами между художниками, музыкантами, писателями рождались идеи, направления и стили искусства ХХ века. Первым коммерческим заказом молодого Пабло Пикассо была разработка обложки меню El Quatre Gats. А спустя год здесь состоялась персональная выставка начинающего художника.

Жюль Шере

Валентин Серов

Афиша-плакат «Русских сезонов» в Париже, 1909 г.

Пьер Боннар

Есть легенда, что почти все работы художник Пьер Боннар писал не с натуры, а по памяти. Это подтверждает и история, согласно которой Боннар не взял с собой в Италию на этюды ни мольберта, ни кистей. Изумленным спутникам художник объяснил, что приехал наблюдать. Его плакат «Французское шампанское» не оставил французское арт-сообщество равнодушным и открыл художнику дорогу в большое искусство. Но отношение к Боннару оставалось неоднозначным. Пабло Пикассо вообще не считал картины Боннара живописью, а Тулуз-Лотрек и Анри Матисс, напротив, восхищались его стилем.

Статистика ЮНЕСКО утверждает, что книги классика приключенческого жанра, французского писателя и географа Жюля Габриэля Верна на втором месте по количеству переводов после сочинений «бабушки детектива» .

Жюль Верн родился в 1828 году в городе Нант, расположившемся в устье Луары и в полусотне километров от Атлантического океана.

Жюль Габриэль – первенец в семействе Вернов. Через год после его рождения в семье появился второй сын Поль, а спустя 6 лет с разницей в 2-3 года родились сестры Анна, Матильда и Мари. Глава семейства – адвокат во втором поколении Пьер Верн. Предки мамы Жюля Верна – кельты и шотландцы, переселившиеся во Францию в XVIII веке.

В детские годы определился круг увлечений Жюля Верна: мальчик запоем читал художественную литературу, отдавая предпочтение приключенческим повестям и романам, и знал все о кораблях, яхтах и плотах. Увлечение Жюля разделял младший брат Поль. Любовь к морю мальчикам привил дед-судовладелец.

В 9 лет Жюля Верна отправили в закрытый лицей. После окончания пансиона глава семейства настоял на поступлении старшего сына в юридический вуз. Парню не нравилась юриспруденция, но он уступил отцу и сдал экзамены в Парижский институт. Юношеская любовь к литературе и новое увлечение – театр – здорово отвлекали начинающего юриста от лекций по праву. Жюль Верн пропадал в театральном закулисье, не пропускал ни одной премьеры и начал писать пьесы и либретто для опер.

Отец, оплачивавший учебу сына, рассердился и перестал финансировать Жюля. Молодой писатель очутился на грани нищеты. Поддержал начинающего коллегу . На сцене своего театра он поставил спектакль по пьесе 22-летнего коллеги «Сломанные соломинки».


Чтобы выжить, молодой литератор трудился секретарем в издательстве и репетиторствовал.

Литература

Новая страница в творческой биографии Жюля Верна появилась в 1851 году: 23-летний литератор написал и опубликовал в журнале первый рассказ «Драма в Мексике». Начинание оказалось успешным, и окрыленный писатель в том же ключе создал десяток новых приключенческих рассказов, герои которых попадают в круговорот удивительных событий в разных уголках планеты.


С 1852 по 1854 годы Жюль Верн работал в «Лирическом театре» Дюма, затем устроился биржевым маклером, но писать не прекращал. От написания коротких рассказов, комедий и либретто он перешел к созданию романов.

Успех пришел в начале 1860-х: Жюль Верн задумал написание цикла романов, объединенных названием «Необыкновенные путешествия». Первый роман «Пять недель на воздушном шаре» появился в 1863 году. Произведение опубликовал издатель Пьер-Жюль Этцель в своем «Журнале для образования и отдыха». В том же году роман перевели на английский.


В России переведенный из французского языка роман вышел в 1864 году под названием «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».

Спустя год появился второй роман цикла, названный «Путешествие к центру земли», рассказывающий о профессоре минералогии, нашедшем старинный манускрипт исландского алхимика. В зашифрованном документе рассказано, как попасть в земное ядро через ход в вулкане. Научно-фантастическая фабула произведения Жюля Верна основана на не полностью отвергнутой в 19 веке гипотезе, что земля – полая.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "С Земли на Луну"

В первом романе рассказывается об экспедиции на Северный полюс. В годы написания романа полюс не был открыт и писатель представлял его действующим вулканом, расположившимся в центре моря. Во втором произведении говорится о первом «Лунном» путешествии человека и сделан ряд сбывшихся предсказаний. Литератор-фантаст описывает аппараты, позволявшие его героям дышать в космосе. Принцип их действия тот же, что и в современных аппаратах: очистка воздуха.

Еще два предсказания, воплотившихся в жизнь – использование алюминия в аэрокосмической сфере и место прототипа космодрома («Пушечного клуба»). По замыслу писателя вагон-снаряд, с которого отправились на Луну герои, расположен во Флориде.


В 1867 году Жюль Верн подарил поклонникам роман «Дети капитана Гранта», экранизированный в Советском Союзе дважды. Первый раз в 1936 году режиссером Владимиром Вайнштоком, второй – в 1986 году .

«Дети капитана Гранта» – первая часть трилогии. Через 3 года опубликован роман «Двадцать тысяч лье под водой» и в 1874 году – «Таинственный остров», роман-робинзонада. В первом произведении рассказана история капитана Немо, погрузившегося в водные пучины на субмарине «Наутилус». Идею романа Жюлю Верну подсказала писательница , поклонница его творчества. Роман лег в основу восьми фильмов, один из них – «Капитан Немо» – снят в СССР.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "Дети капитана Гранта"

В 1869 году, перед написанием двух частей трилогии, Жюль Верн издал продолжение научно-фантастического романа «С Земли на Луну» – «Вокруг Луны», герои которого - все те же два американца и француз.

Приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн презентовал в 1872-м. Его герои, британец-аристократ Фогг и предприимчивый и смекалистый слуга Паспарту, так понравились читателям, что история о путешествии героев трижды экранизирована и по ней снято пять мульт-сериалов в Австралии, Польше, Испании и Японии. В Советском Союзе известен мультфильм производства Австралии режиссера Лэйфа Грэма, премьера которого состоялась в период школьных зимних каникул в 1981 году.

В 1878-м Жюль Верн презентовал историю «Пятнадцатилетний капитан» о младшем матросе Дике Сэнде, вынужденно принявшем командование китобойным судном «Пилигрим», команда которого погибла в схватке с китом.

В Советском Союзе по роману сняли два фильма: в 1945 году появилась черно-белая картина режиссера Василия Журавлева «Пятнадцатилетний капитан» и в 1986 году «Капитан «Пилигрима»» Андрея Праченко, в котором снялись , и .


В поздних романах Жюля Верна поклонники творчества увидели подспудный страх писателя перед стремительным прогрессом науки и предостережение от использования открытий в негуманных целях. Это роман 1869 года «Флаг родины» и два романа, написанных в начале 1900-ых: «Властелин мира» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Последнее произведение дописал сын Жюля Верна – Мишель Верн.

Поздние романы французского литератора менее известны, чем ранние и написанные в 60-70-х. Жюль Верн вдохновлялся на произведения не в тиши кабинета, а в путешествиях. На яхте «Сен-Мишель» (так назывались три судна романиста) он плавал по Средиземному морю, побывал в Лиссабоне, Англии и Скандинавии. На пароходе «Грейт-Истерн» совершил трансатлантический круиз в Америку.


В 1884 году Жюль Верн побывал в странах Средиземноморья. Это путешествие – последнее в жизни французского литератора.

Романист написал 66 романов, больше 20 повестей и 30 пьес. После его смерти родственники, разбирая архивы, нашли множество рукописей, которые Жюль Верн планировал использовать в написании будущих произведений. Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели в 1994 году.

Личная жизнь

Свою будущую супругу – Онорину де Виан – Жюль Верн встретил весной 1856 года в Амьене на свадьбе друга. Вспыхнувшему чувству не стали помехой двое детей Онорины от прежнего брака (первый муж де Виан умер).


В январе следующего года влюбленные поженились. Онорина с детьми перебралась в Париж, где обосновался и работал Жюль Верн. Спустя 4 года у пары родился сын Мишель. Мальчик появился, когда отец на «Сен-Мишеле» путешествовал по Средиземному морю.


Мишель Жан Пьер Верн в 1912 году создал кинокомпанию, на базе которой экранизировал пять романов отца.

Внук романиста – Жан-Жюль Верн – в 1970-х опубликовал монографию о знаменитом деде, которую писал 40 лет. В Советском Союзе она появилась в 1978 году.

Смерть

Двадцать последних лет жизни Жюль Верн жил в Амьенском доме, где диктовал романы родным. Весной 1886 года писателя ранил в ногу психически больной племянник – сын Поля Верна. О путешествиях пришлось забыть. К ранению подключился сахарный диабет и в последние два года – слепота.


Жюль Верн умер в марте 1905 года. В архиве любимого миллионами прозаика осталось 20 тысяч тетрадей, в которых он записывал сведения из всех отраслей науки.

На могиле романиста установили памятник, на котором написано: «К бессмертию и вечной юности ».

  • В 11 лет Жюль Верн нанялся на корабль юнгой и едва не сбежал в Индию.
  • В романе «Париж в ХХ веке» Жюль Верн предсказал появление факса, видеосвязи, электрического стула и телевидения. Но издатель вернул Верну рукопись, обозвав "идиотом".
  • Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели благодаря правнуку Жюля Верна – Жану Верну. Половину столетия произведение считалось семейным мифом, но Жан – оперный тенор – отыскал рукопись в семейном архиве.
  • В романе «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» Жюль Верн предугадал переменный вектор тяги в самолетах.

  • В «Найденыше с погибшей «Цинтии»» писатель обосновал необходимость судоходной проходимости Северного морского пути за одну навигацию.
  • Жюль Верн не предсказывал появление подводной лодки – в его время она уже существовала. Но «Наутилус», управляемый капитаном Немо, превосходил даже субмарины XXI века.
  • Прозаик ошибся, считая ядро земли холодным.
  • В девяти романах Жюль Верн описал события, которые разворачиваются в России, ни разу не побывав в стране.

Цитаты Верна

  • «Он знал, что в жизни поневоле приходится, как говорят, тереться между людьми, а так как трение замедляет движение, то он держался в стороне ото всех».
  • «Лучше тигр на равнине, чем змея в высокой траве».
  • «Не правда ли, ведь если у меня не будет ни одного недостатка, то я стану заурядным человеком!».
  • «Настоящий англичанин никогда не шутит, когда дело идет о столь серьезной вещи, как пари».
  • «Запах - душа цветка».
  • «Новозеландцы едят людей только в жареном или копченом виде. Они люди благовоспитанные и большие гурманы».
  • «Необходимость – лучший учитель во всех случаях жизни».
  • «Чем меньше удобств, тем меньше потребностей, а чем меньше потребностей, тем счастливее человек».

Библиография

  • 1863 «Пять недель на воздушном шаре»
  • 1864 «Путешествие к центру Земли»
  • 1865 «Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
  • 1867 «Дети капитана Гранта. Путешествие вокруг света»
  • 1869 «Вокруг Луны»
  • 1869 «Двадцать тысяч лье под водой»
  • 1872 «Вокруг света за восемьдесят дней»
  • 1874 «Таинственный остров»
  • 1878 «Пятнадцатилетний капитан»
  • 1885 «Найденыш с погибшей «Цинтии»
  • 1892 «Замок в Карпатах»
  • 1904 «Властелин мира»
  • 1909 «Кораблекрушение «Джонатана»

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи, рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и тому подобное. Затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных афиш и плакатов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах.

Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году, когда он основал во французской столице небольшую литографию. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения, к "ударности" цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного предприятия. "В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое со всем рисунком".

Приоритет в обретении самых характерных признаков нового жанра историки искусства единодушно отдают Жюлю Шере потому, что им выявлено и реализовано самое главное для успешного восприятия изображения "на лету" людьми, спешащими по своим делам. Это - лаконизм, композиционная компактность и красочная контрастность. "Их динамика линий и пятен словно продолжает динамику самой улицы, а воздушная вибрация их палитры словно сливается с вибрацией городской туманной атмосферы, пронизывая ее в то же время яркой праздничной нотой", - писал о своих впечатлениях от рекламного творчества Ж. Шере, Я.А. Тугендхольд.

Дополнительную эффектность этим произведениям давали и сами объекты рекламирования. Чаще всего это были зрелища, гуляния, маскарады, катки, кафе-шантаны, художественные выставки.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторская афиша достигла уровня искусства. Всего Жюлем Шере создано около тысячи подписных плакатов. Из них лучшие были представлены на его персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Жюль Шере так же известен тем, что он сформулировал основные принципы плаката. Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов афиши легко воспринимались на расстоянии.

Такова, например, одна из первых его афиш, объявлявшая об открытии "Мулен Руж" (Приложение 1).

Анри де Тулуз - Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа - французский живописец, рисовальщик, литограф. Родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. В 1882 Тулуз-Лотрек учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона, но оба учителя не оказали сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884-1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы ("Диван Жапоне", "Мулен де ла Галетт" и особенно "Мулен Руж"); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана (Джейн) Авриль, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш, в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Тулуз - Лотрека считают последователем Ж. Шере. Известно, что Лотрек, так же как и Шере, работал над созданием афиш для кабаре "Мулен Руж". На одной из них мы можем увидеть оригинальную манеру художника (Приложение 4).

Еще одной известнейшей афишей Лотрека является "Диван Жапоне" ("Японский диван") (Приложение 5). На ее примере видно, как он использует обрезание кадра, что помогает зрителю почувствовать себя в той обстановке, которая изображена на афише. Интересно так же композиция данной афиши. В углу изображен лишь силуэт певицы Иветт Гильбер, а центральное место занимает подруга и муза Лотрека Джейн Авриль.