А де сент экзюпери годы жизни. Антуан де Сент-Экзюпери: биография, фото и интересные факты

Антуан Де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель первой половины ХХ века. Будучи выходцем из аристократической семьи, он сумел порвать с богемным образом жизни богачей, стал профессиональным летчиком и всегда следовал своим философским убеждениям.

Сент-Экс говорил: «Человек должен сбыться… Действие спасает от смерти… страха, от всех слабостей и болезней». И он сбылся. Сбылся как пилот – профессионал своего дела, как литератор, подаривший миру бессмертные произведения искусства, как человек – носитель высоких моральных качеств.

За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: он возит почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работает в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и экзотичной Сахары, в качестве политического корреспондента посещает Испанию и СССР. Многочасовые перелеты располагают к размышлению. Все надуманное и пережитое Сент-Экс выкладывает на бумагу. Так создавалась его тонкая философская проза – романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель», рассказы «Летчик» и «Военный летчик», многочисленные эссе, статьи, рассуждения и, конечно же, не по-детски глубокая и грустная сказка «Маленький принц».

Детство (1900–1917)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство»

Антуан Де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 года в Лионе в аристократической семье. Его мать – Мария Де Фонколомб – была представительницей старинного провансальского рода, отец – граф Жан Де Сент-Экзюпери – из еще более древнего лимузенского семейства, члены которого были рыцарями Святого Грааля.

Отцовской ласки Антуан не знал – родитель умер, когда юному Экзюпери было всего четыре года. Мать с пятью малолетними детьми (Марией-Мадлен, Симоной, Антуаном, Франсуа и Габриэль) остается со звучным именем, но без средств для существования. Семейство тут же берут под свое покровительство состоятельные бабки, владелицы замков Ла-Моль и Сен-Морис де Реманс. В живописных окрестностях второго проходит счастливое детство Тонио (домашнее прозвище Антуана).

Он с теплотой вспоминает сказочную «верхнюю комнату», где обитали дети. У каждого там был свой уголок, обставленный в соответствии со вкусами маленького хозяина. С самого юного возраста у Тонио две страсти – изобретательство и сочинительство. Так, в колледже Антуан демонстрирует хорошие результаты по французской словесности (до сих пор сохранились его школьное сочинение о жизни Цилиндра и стихотворения).

Юный Экзюпери был склонен к размышлениям, мог задумываться, подолгу глядя куда-то в небо. За эту особенность ему дали шуточное прозвище «Лунатик», но называли так за глаза – Тонио был мальчиком не робкого десятка и мог постоять за себя с кулаками. Это объясняет, что по поведению у Экзюпери всегда был самый низкий балл.

В 12 лет Антуан совершает свой первый полет. За штурвалом прославленный летчик – Габриэль Враблевски. Юный Экзюпери в кабине пилота. Это событие ошибочно считают определяющим в выборе дальнейшей карьеры, якобы с первого полета Антуан «заболел небом». На самом деле в 12 лет представления о будущем у юного Экзюпери были более чем расплывчатыми. К полету он отнесся равнодушно – написал стихотворение и благополучно забыл.

Когда Тонио исполняется 17 лет, умирает его младший брат Франсуа, с которым они были неразлучны. Трагическое событие стало тяжелым потрясением для подростка. Он впервые сталкивается с суровостью жизни, от которой его все эти годы старательно ограждали. Так заканчивается светлое детство. Тонио превращается в Антуана.

Выбор карьеры. Первые шаги в литературе (1919–1929)

«Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Окончив колледж, Антуан Экзюпери сталкивается с первым серьезным выбором. Он мучительно пытается наметить свой путь в жизни. Поступает в Военно-морское училище, но проваливает экзамены. Посещает Академию художеств (архитектурное отделение), но пресытившись бесцельной богемной жизнью, бросает обучение. Наконец, в 1921 году, Антуан записывается в авиационный полк Страсбурга. Он вновь-таки действует наугад, не подозревая, что эта авантюра станет любимым делом жизни.

1927 год. За плечами 27-летнего Антуана Сент-Экзюпери успешно выдержанные экзамены, звание гражданского летчика, десятки полетов, серьезное крушение, знакомство с экзотичными Касабланкой и Дакаром.

Экзюпери всегда чувствовал в себе литературные наклонности, но не брался за перо из-за недостатка опыта. «Прежде чем писать, – говорил Сент-Экс, – нужно жить». Семилетний летный стаж дает ему моральное право представить миру свой первый литературный труд – роман «Южный почтовый», или «Почта–Юг».

В 1929 году независимый издательский дом Гастона Галлимара («Галлимар») публикует «Южного почтового». К удивлению самого автора, критики встретили его труд очень тепло, отметив новый круг проблем, затронутых начинающим писателем, динамичный стиль, емкость повествования, музыкальную ритмику авторского слога.

Получив должность технического директора, дипломированный пилот Экзюпери отправляется за океан в Южную Америку.

Консуэло. Другие публикации. Экзюпери-корреспондент (1930–1939)

«Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – это значит смотреть в одном направлении»

Итогом американского периода в жизни Экзюпери стал роман «Ночной полет» и знакомство с будущей женой Консуэлло Сунсин Сандоваль. Экспрессивная аргентинка стала впоследствии прообразом Розы из «Маленького принца». Жизнь с ней была очень сложной, порой невыносимой, но и без Консуэлло Экзюпери не представлял своего существования. «Никогда не видел, – иронизировал Сент-Экс, – чтобы такое маленькое существо производило столько шума».

Вернувшись во Францию, Экзюпери сдает «Ночной полет» в печать. На этот раз Антуан доволен проделанной работой. Второй роман – это не проба пера начинающего незрелого литератора, а тщательно продуманное художественное произведение. Теперь о писателе Экзюпери заговорили. К нему пришла известность.

Награда и экранизация книги

За роман «Ночной полет» Экзюпери был удостоен престижной литературной премии «Фемина». В 1933 году США выпустили одноименную экранизацию книги. Проект режиссировал Кларенс Браун.

Сент-Экс продолжает летать: он доставляет почту из Марселя в Алжир, обслуживает частные внутренние рейсы, зарабатывает на свой первый самолет «Симун» и едва не разбивается на нем, потерпев крушение в Ливийской пустыне.

Все это время Экзюпери не прекращает писать, проявляя себя как талантливого публициста. В 1935 году, по заданию газеты «Пари-Суар», французский корреспондент посещает СССР. Итогом поездки стала серия любопытных статей о таинственной державе, что находилась за «железным занавесом». Европа традиционно писала о Стране Советов в негативном ключе, однако Экзюпери старательно избегает подобной категоричности и пытается разобраться, как живет этот необычный мир. В следующем году писатель вновь попробует себя на поприще политического корреспондента, отправившись в охваченную гражданской войной Испанию.

В 1938–39 годах Сент-Экс летает в Америку, там он работает над третьим романом «Планета людей», ставшим одним из наиболее биографичных произведений писателя. Все герои романа – реальные лица, а центральный персонаж – сам Экзюпери.

«Маленький принц» (1940–1943)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Мир охвачен войной. Фашисты занимают Париж, все больше стран оказываются втянутыми в кровопролитную войну. В это время, на обломках человечества, создается добрая, до боли щемящая повесть-аллегория «Маленький принц». Она вышла в свет в 1943 году в США, так что сперва главные герои произведения обратились к читателям на английском и только потом на языке-оригинале (французском). Классический русский перевод сделан Норой Галь. Советский читатель познакомился с «Маленьким принцем» в 1959 году на страницах журнала «Москва».

Сегодня это одно из самых читаемых произведений в мире (книга переведена на 180 языков), интерес к которому не ослабевает. Многие цитаты из повести стали афоризмами, а визуальный образ Принца, созданный самим автором, мифологизировался и превратился в наиболее узнаваемого персонажа мировой культуры.

Последний год (1944)

«И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то…»

Друзья и знакомые настоятельно отговаривали Экзюпери от участия в войне. На этот момент его литературный талант уже не вызывает ни у кого сомнений. Все уверены – Сент-Экс принесет стране куда больше пользы, оставшись в тылу. Вполне вероятно, что писатель-Экзюпери принял бы такую позицию, но летчик-Экзюпери, гражданин-Экзюпери, человек-Экзюпери не может сидеть сложа руки. Он с большим трудом выбивает себе место в ВВС Франции. В исключительном порядке Экзюпери разрешают вылететь пять раз. Но он правдами и неправдами выпрашивает новые задания.

31 июля состоялся девятый полет военного разведчика Антуана Экзюпери. Вылетев ранним утром с корсиканского аэродрома Борго, пилот больше не вернулся. Его признали пропавшим без вести.

Существует множество версий о гибели Сент-Экса: отказ двигателя, обстрел вражескими самолетами, даже классическое для писателей самоубийство. На сегодняшний день ни одна из версий окончательно не обоснована. Спустя полвека, на марсельском побережье местный рыбак Жан-Клод Бьянко нашел браслет. На нем были выгравированы имена Сент-Экзюпери и его Розы – Консуэлло Сунсин.

Антуан де Сент-Экзюпери ― выдающийся французский писатель и летчик. Автору удалось объединить в творчестве и жизни полет фантазии и полет авиатора, отобразить в своих произведениях художественные детали обычной романтики неба. Философ и гуманист, он настаивал на том, что писать и летать ― это одно и то же.


Особенности творчества

Творчество Антуана де Сент-Экзюпери связано с биографией, в большинстве его книг рассказывается про полеты, небо, летчиков и самолеты. Однако главной темой любого повествования все же остается философская проблематика человеческой личности, вопросы жизни и смерти. Автор хотел понять, осмыслить и передать аудитории читателей свое виденье «человека при выборе жизненного пути».

Самой известной книгой Экзюпери является «Маленький принц». Многие называют ее сказкой, и вправду, писатель с помощью аллегорий подает основные законы общества. «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этой фразе можно увидеть помощь, сочувствие, поддержку, сострадание.

Читать книги Экзюпери легко, писатель демонстрирует философию действия и жизни, пытается найти ответы на вопросы, мучащие многих людей: «как правильно жить?», «что делать?». Книги Антуана де Сент-Экзюпери онлайн:

  • «Планета людей».


Краткая биография Антуана де Сент-Экзюпери

Родился будущий писатель в 1900 году в Лионе. В четыре года потерял отца и воспитывался матерью. Первое образование получил в иезуитской школе Ла-Мана, потом учился в католическом пансионе в Швейцарии, в 1917 году закончил Школу изящных искусств в Париже.

Важным периодом в его жизни стал 1921 год, когда Экзюпери призвали в армию и отправили на курсы пилотов. Спустя год усердных тренировок получил удостоверение пилота и переехал в Париж, где увлекся литературой. Поначалу его произведение не снискали себе лавров. Экзюпери приходилось постоянно менять профессии, браться за любую работу.

Удача улыбнулась только в 1925 году, Экзюпери стал пилотом «Аэропосталь», компании доставляющей почту на север Африки. Спустя несколько лет стал начальником аэропорта небольшого городка в Африке. В 1929 году его перевели в Буэнос-Айрес.

Вернувшись в Европу, недолгое время работал на почтовых авиалиниях, пробовал себя как летчик-испытатель. С середины 1930-х годов занимался журналистикой, в 1935 году в роли корреспондента побывал в Москве. Посвятил этому событию пять небезынтересных очерков. В качестве корреспондента отправился на военные действия в Испанию, активно сражался против нацистов. В 1944 году отправился в острова Сардиния на разведку и не вернулся.

Подробности гибели Экзюпери были неизвестны. Только в 1998 году недалеко от Марселя один рыбак обнаружил браслет, принадлежавший писателю, а годом спустя были найдены обломки самолета.

В одном из писем к матери Сент-Экзюпери признался: “Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать”. Ему, романтику неба, не чуравшемуся земных радостей, любившему, по свидетельству друзей, “писать, говорить, петь, играть, докапываться до сути вещей, есть, обращать на себя внимание, ухаживать за женщинами”, человеку проницательного ума со своими достоинствами и недостатками, но всегда стоявшему на защите общечеловеческих ценностей, было “что сказать”. И он это сделал: написал сказку “Маленький принц”, о самом важном в этой жизни, жизни на планете Земля, все чаще такой неласковой, но любимой и единственной.

Перед вами поистине уникальная книга - это сборник публицистики Антуана де Сент-Экзюпери, который был составлен французским издателем Клодом Рейналем и издан на родине писателя более полувека назад. Отдельные произведения публикуются впервые на русском языке, некоторые выходили в других изданиях, но в оригинальном составе эта книга выходит в России в первый раз.

Очерки, выступления, статьи и письма, собранные здесь, представляют истинную ценность не только для поклонников творчества Сент-Экзюпери и позволяют помимо привычного героического образа писателя-летчика увидеть в авторе этих текстов журналиста, наставника, оратора, солдата, а также выдающегося человека, посвятившего себя поиску смысла жизни, определению в ней места и роли людей.

Антуан де Сент-Экзюпери - писатель, ставший «золотым классиком» французской и мировой литературы, автор «Маленького принца», знакомого многим с самого детства, создатель лучших из лучших романов о войне и ее вольных и невольных героях и жертвах. Писатель, чьи книги обладают поразительным свойством оставаться современными в любую эпоху и приковывать внимание читателей любого возраста.

«Цитадель» - самое своеобразное и, возможно, самое гениальное произведение Экзюпери. Книга, в которой по-новому заиграли грани таланта этого писателя. Книга, в которой причудливо переплелись мотивы причин и военной прозы, мемуары и литературные легенды, размышления о смысле жизни и духовные искания великого француза.

1927-1929 годы Сент-Экзюпери провел в Африке, работая начальником промежуточного аэродрома Кап-Джуби на южной границе Марокко (этот аэродром описан в «Южном почтовом»); там он и закончил свою первую книгу, начатую еще несколькими годами раньше. Впервые она была издана в 1929 году.

Первая повесть Сент-Экзюпери во многом еще несовершенна. В частности, неорганичной для творчества этого писателя оказалась любовная линия ее сюжета; вообще, сюжетное построение книги скорее препятствует свободному выражению идей и проблем, волновавших ее автора. Тем не менее здесь уже звучат многие важные содержательные мотивы – мотив человеческих связей, соединяющих рассказчика с его другом Жаком Бернисом, мысль о порядке, который человек вносит в мир своей деятельностью. Напряженная (порой еще недостаточно ясная) стилистика повести предвещает стиль зрелой философской прозы Сент-Экзюпери.

Центральное место в этой книге занимают две новеллы: «Манон, танцовщица» - первое законченное произведение Экзюпери, к сожалению не изданное при жизни автора, и «Авиатор» - новелла, ставшая первой публикацией писателя, а также отправной точкой на пути создания его вечных творений. Эти ранние произведения, безусловно, являются крайне значимыми в творчестве Сент-Экзюпери, в них в полной мере чувствуются те художественные достоинства, высокое мастерство и глубина мысли, которые так ценят в нем читатели.

Кроме этого, в сборник вошли ранее неизвестные очерки писателя, неизданные главы и фрагменты романов «Южный почтовый» и «Ночной полет», а также в точности воспроизведенные письма и документы, представляющие уникальные свидетельства жизни и истории создания его бессмертных произведений. Большой интерес вызовут у читателя любовные письма к внучке царя Александра II, актрисе и светской львице Натали Палей, полные пронзительного лиризма и откровения.

Тексты публикуются впервые на русском языке.

Предисловие

Манон, танцовщица

Вокруг романов «Южный почтовый» и «Ночной полет»

Этим летом я ходил посмотреть на свой самолет. Пилот. Можно верить в людей

Письма Натали Палей

Перед вами - легендарные произведения Антуана де Сент-Экзюпери, писателя - и летчика. Произведения, в которых талант писателя служит лишь средством и формой выразить ощущения летчика.

Некогда мудрый Жан Кокто называл Экзюпери «летящей душой». Теперьвам предстоит окунуться в полет этой души - и вместе с Экзюпери «уйти в небо»...

«Военный летчик» – это книга о поражении и о людях, перенесших его во имя будущей победы. В ней Сент-Экзюпери возвращает читателя к начальному периоду войны, к майским дням 1940 года, когда «отступление французских войск было в полном разгаре». По своей форме «Военный летчик» представляет собой репортаж о событиях одного дня. Он рассказывает о полете французского самолета-разведчика к городу Аррасу, оказавшемуся в немецком тылу. Книга напоминает газетные отчеты Сент-Экзюпери о событиях в Испании, но написана она на ином, более высоком уровне. Сент-Экзюпери писал «Военного летчика», обращаясь к побежденной Франции, и его задачей было выяснить прежде всего для себя, а затем уже для всех, потерпевших поражение основную проблему: что может сделать человек, попавший в неволю, где и в чем он должен искать опору, откуда черпать надежду на спасение. Поэтому в репортаж о войне неотъемлемой частью входят воспоминания о его детстве, о няне из Тироля – Пауле, о годах учебы в коллеже.

Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 г., в Лионе, во Франции. Когда Антуану было 4 года, его отец скончался от внутримозгового кровоизлияния.

Начальное образование он получил в школе братьев-христиан св. Варфоломея. С 1908 по 1914 гг. обучался в иезуитском колледже Сент-Круа.

В воздух впервые поднялся в 1912 г. Машиной управлял выдающийся летчик Г. Вроблевски. В 1919 г. будущий писатель записался вольнослушателем в Национальную высшую школу изящных искусств, на архитектурное отделение.

В небе

После успешной сдачи экзамена, он получил права военного летчика. В 1922 г. он получил звание младшего лейтенанта. Год спустя он попал в первую в своей жизни авиакатастрофу, результатом которой стала черепно-мозговая травма.

После комиссования, он перебрался в Париж и посвятил себя литературному творчеству. Но тосковать по небу он не перестал. В 1926 г. Экзюпери получил должность пилота в компании “Аэропосталь”.

В этом же году, получив должность начальника промежуточной станции на краю Сахары, он создал роман “Южный почтовый”.

Летчик-корреспондент

В 1931 г. Экзюпери написал и выпустил роман “Ночной полет”, получивший престижную литературную премию “Фемина”.

Весной 1935 г., являясь корреспондентом газеты “Лари Суар”, Экзюпери посетил Советский Союз. Свои впечатления писатель подробно описал в пяти небольших рассказах. По сути, он был первым западным писателем, пытавшимся в письменной форме постичь суть сталинизма.

В 1938 г. выпустил роман “Планета людей”, которую многие критики обозначили, как “оду гуманизму”. В 1939 г. этот роман получил престижную награду – Большую премию Французской академии. В этом же году роман получил Национальную премию США.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны Экзюпери летал на самолете “Блок-174”. Он совершил несколько боевых вылетов. Выполнил немало задач по аэрофоторазведке, за что был в итоге представлен к награде “Военный крест”.

Когда Франция потерпела поражение от гитлеровской Германии, Экзюпери перебрался в Соединенные Штаты. Там он написал роман-сказку для детей и взрослых, “Маленький принц”. Книга увидела свет в 1943 г.

В этом же году Экзюпери вернулся на фронт и успешно освоил пилотирование “Лайтинг P-38”, новейшего скоростного самолета.

31 июля 1944 г. Экзюпери отправился в разведывательный полет. Назад он уже не вернулся. Обстоятельства его гибели до сих пор остаются невыясненными. Обломки самолета, на котором, как предполагается, разбился писатель, сейчас находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Другие варианты биографии

  • В жизни Антуана де Сент-Экзюпери было немало интересных фактов.За всю свою карьеру пилота он потерпел пятнадцать авиакатастроф. Во время командировки в Советский Союз, он летал на борту самолета АНТ-20 “Максим Горький”.
  • Писатель любил показывать карточные фокусы и в совершенстве владел многими приемами.
  • Экзюпери внес свой вклад не только в литературу. Он является автором нескольких изобретений в авиационной сфере. На эти изобретения у писателя имеются патенты.
  • В основе самого яркого романа писателя, “Планета людей”, находится реальный факт из его жизни. За некоторое время до его создания, Экзюпери попал в очередную авиакатастрофу при перелете Париж-Сайгон.
  • Экзюпери является прототипом героя С. Лукьяненко. Этот персонаж, летчик и писатель, фигурирует в романе “Искатели неба”. Зовут героя Антуан Лионский.
  • В честь писателя назван аэропорт в Лионе. Также его именем называется астероид 2578, который был открыт Т. Смирновой в 1975 г. А в 2003 г. именем Маленького принца была названа луна астероида.
  • Также славное имя выдающегося писателя было дано горной вершине в Патагонии.
  • посмотреть все

Антуан де Сент-Экзюпери – писатель, имя которого знает каждый, кто знаком с книгой «Маленький принц». Биография автора незабвенного произведения полна невероятных событий и совпадений, ведь его основная деятельность была связана с авиацией.

Детство и юность

Полное имя литератора – Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. В детстве мальчика звали Тони. Он родился 29 июня 1900 года в Лионе, в семье дворянина, и был 3-м ребенком из 5 детей. Глава семейства скончался, когда маленькому Тони было 4 года. Семья осталась без средств и переехала к тетушке, проживавшей на площади Белькур. Денег катастрофически не хватало, но это компенсировалось дружбой между братьями и сестрами. Особенно близок Антуан был с братом Франсуа.

Мать привила ребенку любовь к книгам и литературе, рассказывая о ценности искусства. О ее нежной дружбе с сыном напоминают опубликованные письма. Заинтересованный уроками матери, мальчик также увлекался техникой и выбирал, чему же хочет себя посвятить.

Антуан де Сент-Экзюпери учился в христианской школе в Лионе, а затем в иезуитской в Монтрё. В 14 лет стараниями матери был отправлен в швейцарский католический пансион. В 1917 году Антуан поступил на факультет архитектуры в парижскую Школу изящных искусств. Бакалавр с дипломом на руках готовился к поступлению в военно-морской лицей, но провалился на конкурсном отборе. Тяжелой утратой для Антуана стала гибель брата от суставного ревматизма. Потерю близкого человека он переживал, замкнувшись в себе.

Авиация

Антуан грезил небом с детства. Впервые он побывал в полете в 12 лет благодаря известному летчику Габриэлю Вроблевски, увезшего его ради забавы на авиадром в Амберье. Полученных впечатлений юноше хватило, чтобы понять, что станет целью всей жизни.


Антуан де Сент-Экзюпери

1921 год многое изменил в жизни Антуана. После призыва в армию он окончил курсы пилотажа и стал членом авиационного полка в Страсбурге. Сначала молодой человек был нелетным солдатом мастерской при аэродроме, но вскоре стал обладателем удостоверения гражданского летчика. Позднее Экзюпери повысил квалификацию до военного летчика.

Завершив обучение на офицерских курсах, Антуан совершал полеты в звании младшего лейтенанта и служил в 34 полку. После неудачного рейса в 1923 году Экзюпери, получив травму головы, оставил авиацию. Летчик поселился в Париже и решил попробовать себя в литературной сфере. Успех не приходил. Чтобы зарабатывать на жизнь, Экзюпери вынужден был продавать автомобили, работать на черепичном заводе и даже торговать книгами.


Вскоре стало ясно, что вести такой образ жизни дальше Антуан не способен. Его выручило случайное знакомство. В 1926 году молодой летчик получил должность механика в авиакомпании «Аэропошталь», а позднее стал пилотом авиасудна, доставлявшего почту. В этот период времени был написан «Южный почтовый». Вслед за новым повышением последовал еще один перевод. Став начальником аэропорта в Кап-Джуби, находившегося в Сахаре, Антуан занялся творчеством.

В 1929 году талантливого специалиста перевели на должность директора филиала «Аэропошталь», и Экзюпери перебрался в Буэнос-Айрес, чтобы руководить вверенным отделением. Он выполнял регулярные рейсы над Касабланкой. Компания, на благо которой трудился писатель, вскоре разорилась, поэтому с 1931 года Антуан снова работал в Европе.


Сначала трудился на почтовых авиалиниях, а затем начал совмещать основную работу с параллельным направлением, став летчиком-испытателем. На одном из испытаний произошло крушение самолета. Экзюпери остался жив благодаря оперативной работе водолазов.

Жизнь писателя была связана с экстримом, и он не боялся рисковать. Участвуя в разработке проекта по скоростному перелету, Антуан приобрел самолет для эксплуатации на линии Париж-Сайгон. Судно попало в аварию в пустыне. Экзюпери выжил благодаря случайности. Его вместе с механиком, находившихся на последнем издыхании от жажды, спасли бедуины.


Страшнейшей аварией, в которой побывал писатель, было крушение самолета при перелете из Нью-Йорка на территорию Огненной Земли. После него пилот несколько суток находился в коме, получив травму головы и плеча.

В 1930-е Антуан заинтересовался журналистикой и стал корреспондентом газеты «Пари Суар». В статусе представителя газеты «Энтрансижен» Экзюпери был на войне в Испании. Он также участвовал в битвах с нацистами во Второй мировой войне.

Книги

Первое произведение Экзюпери написал в колледже в 1914 году. Им стала сказка «Одиссея цилиндра». Талант автора оценили по достоинству, присудив 1 место на литературном конкурсе. В 1925 году в доме кузины Антуан познакомился с популярными авторами и издателями того времени. Они оказались в восторге от дарования молодого человека и предлагали сотрудничество. Уже в следующем году на страницах журнала «Серебряный корабль» опубликовали рассказ «Летчик».


Произведения Экзюпери связаны с небом и авиацией. У писателя было два призвания, и он делился с публикой восприятием мира глазами пилота. Автор рассказывал о своей философии, позволявшей читателю иначе взглянуть на жизнь. Именно поэтому высказывания Экзюпери на страницах произведений сегодня используют как цитаты.

Будучи пилотом «Аэропоштале», летчик не думал прекращать литературную деятельность. Вернувшись в родную Францию, он заключил контракт с издательством Гастона Галлимара на создание и публикацию 7 романов. Экзюпери-писатель существовал в тесном сотворчестве с Экзюпери-пилотом.


В 1931 году автор получил премию «Фемина» за «Ночной полет», а в 1932 году по произведению сняли кинокартину. Авария в Ливийской пустыне и приключения, которые пилот пережил, странствуя по ней, он описал в романе «Земля людей» («Планета людей»). В основу произведения легли и эмоции от знакомства со сталинским режимом в Советском Союзе.

Роман «Военный летчик» стал автобиографичным произведением. На автора повлияли переживания, связанные с участием во Второй мировой войне. Запрещенная во Франции книга имела невероятный успех в США. Представители американского издательства заказали Экзюпери сказку. Так свет увидел «Маленький принц», сопровождаемый авторскими иллюстрациями. Он принес писателю мировую известность.

Личная жизнь

В 18 лет Антуан влюбился в Луизу Вильморн. Дочь богатых родителей не обращала внимания на ухаживания пылкого юноши. После авиакатастрофы девушка вычеркнула его из своей жизни. Летчик воспринял романтическую неудачу как настоящую трагедию. Безответная любовь мучила его. Даже слава и успех не изменили отношения Луизы, остававшейся беспристрастной.


Экзюпери пользовался вниманием дам, очаровывая привлекательной внешностью и обаянием, но не торопился строить личную жизнь. Подход к мужчине удалось найти Консуэло Сунсин. По одной из версий, Консуэло и Антуан встретились в Буэнос-Айресе благодаря общему знакомому. Бывший супруг женщины, писатель Гомес Карилло, скончался. Она нашла утешение в романе с пилотом.

Пышная свадьба состоялась в 1931 году. Брак был нелегким. Консуэло постоянно закатывала скандалы. Она обладала дурным характером, но интеллигентность и образованность супруги радовали Антуана. Писатель, обожая жену, терпел происходящее.

Смерть

Гибель Антуана де Сент-Экзюпери была окутана завесой тайны. Во время Второй мировой войны он счел долгом отстаивать честь страны. По состоянию здоровья пилота определили в наземный полк, но Антуан подключил связи и попал в летный разведотряд.


31 июля 1944 года он не вернулся из полета и был внесен в списки пропавших без вести. В 1988 году вблизи Марселя нашли браслет писателя с выгравированным именем супруги, а в 2000 году – части самолета, которым он управлял. В 2008 году стало известно, что причиной смерти писателя оказалась атака немецкого летчика. Пилот вражеского авиасудна спустя годы публично признался в этом. Через 60 лет после крушения были опубликованы фото с места столкновения.


Библиография писателя невелика, но в ней таится описание яркой и насыщенной приключениями жизни. Смелый летчик и добрый писатель 20 столетия жил и погиб, сохраняя достоинство. В память о нем был назван Лионский аэропорт.

Библиография

  • 1929 – «Южный почтовый»
  • 1931 – «Почта – на юг»
  • 1938 – «Ночной полет»
  • 1938 – «Планета людей»
  • 1942 – «Военный летчик»
  • 1943 – «Письмо заложнику»
  • 1943 – «Маленький принц»
  • 1948 – «Цитадель»

Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери (родился 29 июня 1900, Лион, Франция - без вести пропал 31 июля 1944) - французский писатель и профессиональный лётчик.

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.

Ведь когда краснеешь, это значит «да», не так ли?
(Маленький принц)

Сент-Экзюпери Антуан де

Поворотным в его судьбе стал 1921 год - тогда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.

Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары, и там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги.

В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом отправился он и на войну в Испании.

Будь то дом, звезды или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
(Маленький принц)

Сент-Экзюпери Антуан де

В начале Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде («Военный крест» (Croix de Guerre)). В июне 1941 г. он переехал к сестре в неоккупированную фашистами зону, а позже переехал в США. Жил в Нью Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт - и не вернулся.

Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери.

Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.

Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир.
(Планета людей)

Сент-Экзюпери Антуан де

Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота.

Согласно публикациям прессы от марта 2008 г., немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери. Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска.

Антуан де Сент-Экзюпери - фото

Антуан де Сент-Экзюпери - цитаты

Земля помогает нам понять самих себя.

Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своем обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе, ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты - человек. Нет, ты не житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на которые нет ответа: ты просто-напросто обыватель города Тулузы. Никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь уже слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то.