Бальные танцы список. Виды бальных танцев

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы - на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х - 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно .

Танго - бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец - эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот - относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля .

Главная особенность фокстрота - это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс - один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза - шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием - это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее - так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю - она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба - очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы - это QQS или SQQ (от английского S - «slow» - «медленно» и Q - «quick» - «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка - только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» - популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва - прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.

Бальные танцы – это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.

Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца.

На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»). Итак, какие существуют виды бальных танцев – начнем по порядку.

Король танцев – вальс

Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой.

Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.

Другие элементы европейской программы

Наполненный дыханием аргентинской страсти танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.

Также в программу стандарта входят медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличающийся умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному, и квикстеп. Последний – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.

Танцы под зажигательные латино-американские ритмы

Виды бальных танцев латинской программы – это, во-первых, не менее волнующий, чем танго, но, в то же время, очень нежный танец – румба.

Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли. Во-вторых, полная противоположность румбе – джайв, невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.

Беззаботный латино-американский танец ча-ча-ча – удивительнейшая придумка человечества, для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).

Сродни зажигательному ча-ча-ча – танец самба, которая может быт как достаточно медленной, так и невероятно быстрой, настолько, что танцорам приходится проявлять высочайший уровень мастерства.

Самба базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами. И конечно, и самба, и другие виды бальных танцев латинской программы – это четкий ритм и бешеная энергетика, которая распространяется на самих танцоров и зрителей, даже если танец исполняют не профессионалы.

Когда-то, когда я искала кружки для дочки, мы пришли на день открытых дверей в местный ДК и не смогли оторвать глаз от пары на паркете. Арина сразу мне сказала (а ей тогда было 5 лет): "Мама, я хочу танцевать в таком платье!" Пришлось записаться на бальные танцы. Тогда я совершенно ничего о них не знала. Я и сейчас опираюсь лишь на наш 4-х летний опыт, но все же теперь у нас за плечами есть хоть какой-то багаж наших собственных ошибок и побед. Есть чужие истории, которые происходят на глазах. И я, образца 2013 года, с удовольствием бы послушала советы тех, кто разбирается в теме, прежде чем делать выбор.

А для чего оно надо?

Про самого главного

Каждому человеку хочется быть успешным. Бальные танцы не подарят удовольствия, если у ребенка не будет результатов на паркете в виде баллов от судей (а мотивация просто танцевать для души у бальников пропадает довольно быстро). Танцевать может каждый, но, конечно, есть те, кому это будет даваться легче. Обратите внимание на своего ребенка. Вот что мне кажется хорошими предпосылками к успешному танцеванию (не говорю, что это полный набор качеств, и что если ребенок ими не обладает, то ему не стОит идти в бальные танцы!):

Физические данные. Гибкость, подвижность, форма, легкость: то, что дается природой и совершенствуется в тренировках!

Трудолюбие, целеустремленность. Если ребенок привык добиваться результата, а не увиливает при любой возможности от дела, это во многом определяет успех.

Харизма. Хорошо выступает тот ребенок, которого можно назвать ярким. Робким или не выражающим эмоций детям сложно рассчитывать на признание судей. Внешность при этом является важным фактором только с того момента, когда речь заходит о гармоничности пары (главное, чтобы партнеры друг другу подходили; по отдельности их внешность не имеет большого значения).

Лидерские качества. На паркете ребенок столкнется с конкуренцией. Важно, чтобы он относился к этому без страха, принимая определенный вызов, правильно себя настраивая на танец среди других танцоров. Психологически бывает сложно настроиться на борьбу. Одного толкнули в спину - и он пошел танцевать дальше, другого толкнули - он расстроился и еле дотанцевал программу.

Неконфликтность. Бальные танцы - парные танцы. Они подойдут ребенку, которому интересно танцевать с кем-то, чувствовать партнера.

Танцевальный фанатизм. Любить танцевать - самое главное в бальных танцах. Обычно мамы таких детей видят склонности к танцеванию с самого раннего возраста. Не бывает бальников, которым не нравится их дело, поверьте. Если ребенок не хочет танцевать, лучше заберите его, отдайте в другое направление или вообще не мучайте танцами. Слишком большие нагрузки в бальных танцах отсеивают детей (как через решето) довольно рано, остаются реальные фанатики.

Родители

Обычно дети начинают заниматься танцами в раннем возрасте. Соответственно, в первую очередь, начать танцевать - это ваше решение. Чем младше ребенок, тем больше роль взрослого в его занятиях танцами. Родителям нужно обладать практически теми же качествами, что и маленькому танцору:

Чуткость. Учтите, только вы можете заметить склонность ребенка к танцам. А когда начнется ваше совместное путешествие в мир бальных танцев, вы будете разделять все сложности и радоваться большим и маленьким успехам своего ребенка. Вам предстоит быть помощником и на изнуряющих турнирах: подсказывать заходы, в которых участвует пара, и в рутинных тренировках: от перекусов до сопровождения к месту занятий.

Трудолюбие и целеустремленность. Во-первых, дети "зеркалят" взрослых, ведут себя так же - подавайте им пример. Во-вторых, несдвигаемое интенсивное расписание очень изнуряет. "Иногда можно и пропускать тренировки", - скажут некоторые... Но на турнире вы неожиданно поймете, что пропуски сразу же сильно сказываются на качестве танца. К тому же ответственный родитель будет помнить о том, что его ребенок танцует не один. Не пришел один из партнеров - занятие прошло вполсилы для пары.

- Неконфликтность. Взаимоотношения между родителями имеют не меньшее значение, чем между партнерами. Очень часто пары расстаются по желанию родственников. Если вы смогли найти общий язык со "стороной" партнера/партнерши - это уже полдела! Сразу стОит честно поговорить о том, как вы видите ближайшее будущее. Важно сверить ваши взгляды на цели, тренировочный процесс, частоту выступлений и т.д. Наиболее успешны пары, где родители работают в тандеме, мыслят похоже и сохраняют теплые дружеские отношения.

Pre-School

Если бы я сейчас могла что-то изменить, то, прежде чем отдать ребенка в бальные танцы, отвела бы ее на классическую хореографию для детей. Коврик, купальник, станок и зеркала, лягушки, лодочки и мостики - то, что будет интересно ребенку 3-5 лет. И только после этого лет в 6-7 отдала бы в бальные танцы. Основы классического танца нужны в любом направлении. Это, на мой взгляд, базис, как буквы для чтения.

Клуб

Ключевое решение - выбор клуба. Что нужно принимать во внимание:

Расположение. Занятий много, поэтому удобнее, если дорога до места не будет очень долгой. Хотя я слышала много историй о том, как танцоры приезжают из другого города, да и мы сами так делаем. :)

Тренер. Главный человек для вашего ребенка, как учитель в школе, закладывает технику и прививает любовь к танцу. Естественно, он должен нравиться Вам и вашему маленькому танцору - это залог успеха. Вы должны доверять тренеру, он должен уважительно относиться к своим подопечным, быть в меру требовательным и любить свое дело (как танцы, так и преподавание!). Говорят, что класс у тренера должен быть как минимум на 2 класса выше, чем у танцора (о классах расскажу ниже). Если тренер является судьей - это дополнительный немаловажный плюс: (здесь и далее речь идет об СТСР - см. объяснение ниже). В клубе может быть несколько тренеров, и это хорошо, - у каждого свой стиль; получается в результате более разнообразное преподавание. Иногда есть основной тренер, и он периодически приглашает дополнительных тренеров, чтобы дети воспринимали материал, поданный в другой манере.

Действующие пары. Поинтересуйтесь, сколько и какие пары есть в клубе. Если есть возможность, посмотрите, как они выступают. Хорошо, когда есть пары разного возраста и класса, когда в клубе занимается умеренное количество танцоров. Например, отсутствие пар или 2-3 пары должно насторожить, как и предложение заниматься с 20 парами в группе. Все это можно проверить самостоятельно, если по названию или на карте. Все действующие пары будут показаны в таблице - поизучайте ее. Успешные пары выступают регулярно и получают квалификационные очки.

Важное дополнение. В России существует 2 федерации бальных танцев - Союз Танцевального Спорта России (СТСР) и Российский Танцевальный Союз (РТС). У них даже на международном уровне свои турниры, и спортсмены двух федераций никогда не встречаются на паркете. Любой клуб, в который вы поведете ребенка, будет являться членом региональной организации (например, в Москве существует Московская Федерация Танцевального Спорта - МФТС), которая, в свою очередь, будет принадлежать к одной или другой федерации (МФТС является членской организацией СТСР). Если нет - то вы пришли просто в кружок, там и нагрузка будет маленькая, и результат соответствующий: для души. Насколько я поняла, в СТСР больше клубов, есть своя база данных спортсменов (можете найти своего танцора в разделе ), выдаются спортивные книжки. В целом СТСР является более спортивной федерацией, тогда как в РТС к танцам относятся больше как к искусству. Немаловажный момент: если вы захотите сменить федерацию, то все результаты обнуляются!

И еще одно отступление. Клуб - это вторая семья. Дети очень много времени проводят вместе, с тренером, устраивают совместные праздники. Родители образуют свое "сообщество". Хорошо, когда подбирается хороший коллектив, без одиозных личностей. :)

Программа обучения, классы мастерства и возраста

Ваши дети придут в бальные танцы, чтобы научиться танцевать 10 танцев двух направлений:

Стандарт (W - медленный вальс, T - танго, V - венский вальс, F - медленный фокстрот, Q - квикстеп)

Латина (S - самба, Ch - ча-ча-ча, R - румба, Pd - пасодобль, J - джайв)

На самом начальном этапе маленьких детей учат танцевать польку и иногда диско, но это тупиковые ветви эволюции. Эти танцы разучиваются вместе с медленным вальсом и ча-ча-ча - первыми настоящими бальными танцами. Как только маленькому танцору удается выучить три танца, про польку забывают навсегда. К вальсу и ча-ча-ча добавляют квикстеп и джайв. И, наконец, к этой четверке подключают самбу и венский вальс.

Основы этих 6 танцев разучиваются на первой ступени обучения: в школе бального танца (ШБТ) по программе "Массовый спорт". Это пока еще только подготовка к серьезным танцам. Чаще всего дети начинают танцевать по-одному, как говорят, соло. Постепенно тренер формирует пары. Но турниры по классу ШБТ всегда проходят и для одиночных танцоров, и для пар. Все танцоры ШБТ имеют специальный класс мастерства - H (новичок).

Как только дети будут уверенно танцевать первую шестерку танцев и состоять в паре, тренер, своим решением, переводит их в категорию "Спорт высших достижений". С этого момента можно сказать, что Ваш ребенок занимается профессиональными бальными танцами. Вместе с опытом растет класс мастерства спортсмена-бальника: начинают танцевать в E классе (6 танцев), затем последовательно переходят в D (8 танцев - добавляется танго и румба), С (с этого класса танцуют 10 танцев - добавляется медленный фокстрот и пасодобль), B, A, S, M классы. Кроме самих танцев, классы отличаются разрешенными фигурами и поддержками. Переход из класса в класс происходит на основании результатов участия в турнирах, где пары зарабатывают очки. Очки сохраняются в общей базе данных и вклеиваются в спортивную книжку. По достижении определенного количества баллов происходит переход в следующий класс).

Помимо классов мастерства среди бальников существует строгая возрастная градация:

6 лет и младше - Дети-0,

7 - 9 лет - Дети-1,

10-11 лет - Дети-2,

12-13 лет - Юниоры-1,

14-15 лет - Юниоры-2,

16-18 лет - Молодежь,

19-20 - Молодежь-2,

19-34 - Взрослые,

35 и старше - Сеньоры.

"Возраст" пары определяется по году рождения старшего партнера (если партнер родился 25 июля 2005 года, а партнерша - 10 декабря 2006, то в 2016 году пара должна танцевать в категории Дети-2, а с 1 января 2017 - перейти в категорию Юниоры-1, так как партнеру в этом году исполняется 12 лет). Это условие во многом ограничивает возможности создания пары.

Часто турниры проходят строго по своему возрастному классу. Паре, где один из партнеров заметно младше, будет сложнее перетанцевать более опытных партнеров-ровесников в другой паре. Разница по возрасту в паре не может составлять более 2 лет.

Таким образом, ваш ребенок неизбежно переходит по возрасту в новую категорию каждые 2 года, а по классам мастерства двигается в зависимости от успешности выступления на турнирах. Можно встретить пары в Детях-2 С-класса, а бывают пары Молодежь Е-класса. По моим наблюдениям, при одном и том же классе мастерства, пары младшего возраста танцуют лучше своих старших "коллег". Собственно за баллы и переходы в новые классы мастерства и соревнуются бальники. :)


Пара

Когда ваш ребенок приходит в школу бального танца, он какое-то время будет танцевать один, соло, даже на турнирах. Так может продолжаться довольно долго, например, 1 год. Но одиночеству в конце-концов придет конец и образуется пара. Если этого не происходит, значит, нет подходящего партнера или уровень танцевания не позволяет тренеру поставить ребенка в пару. Вообще пара в бальном танце - ключевое явление. Если в массовом спорте можно танцевать без пары, то в спорте высших достижений - нет. Собственно, проблема отсутствия партнера заставляет многих закончить карьеру в бальных танцах, иногда очень неожиданно.

Создать гармоничную успешную пару - целая история. Первоначально это делает тренер. Он обращает внимание на уровень танцевания, внешнюю гармоничность пары, учитывает характеры детей и амбиции родителей. Если выбор партнера происходит уже не в первый раз, родители также могут принимать участие в этом процессе. Как правило, первые пары составляются из партнеров одного клуба. Но не всегда все бывает удачно, иногда приходится искать нового партнера "на стороне". Это довольно сложно. По моим наблюдениям, чуть проще найти партнершу, потому что их больше. :) Поэтому обычно девочки переходят в клуб к мальчикам, иногда после конкурсного просмотра - все это долгий и творческий процесс.

В паре очень важны взаимопонимание и симпатия. Бывают случаи, когда дети специально наступают друг другу на ноги, давят на косточки пальцев рук, - в общем взаимодействуют не только посредством танца. Опытные родители обращают внимание на то, как их дети общаются. Настоящая дружба может стать залогом успеха, поэтому здорово, если есть возможность каких-то совместных активностей помимо работы на паркете - кино, пикники, общие походы в музеи. Если дети не хотят танцевать вместе, вряд ли выйдет что-то результативное - надо задумываться о смене партнеров.

После создания пары приходит осознание того, что партнеры сильно зависят друг от друга, что у них есть общая цель. Заболел один партнер - турнир пропускают оба спортсмена; кто-то был в плохом настроении - проиграла пара. Зато если партнеры постарались, то результат может быть лучше, чем у каждого по отдельности, включаются законы синергии. Так что пара - это очень-очень важно. Танцуешь уже не за себя и ответственность пополам.

Пара обычно создается на продолжительное время: на несколько лет при удачном раскладе. Иногда для создания движения, для открытия новых потенциальных возможностей, рекомендуют менять партнера. Когда - подскажет тренер. Но надо понимать, что новой паре снова нужно время, чтобы станцеваться, она не сразу станет блистать на паркете...

Одежда и прическа

В тренировочном зале поначалу можно обойтись спортивным купальником с юбкой для девочек и спортивными брюками с футболкой для мальчиков. А вот туфли придется приобрести практически сразу. В будущем вам захочется порадовать своего танцора специальной тренировочной одеждой - она удобная и не маркая. Для девочек специальные костюмы: юбки и топы (или платья), для мальчиков - брюки и футболки. Обычно это форма однотонного черного цвета, которую можно найти в специализированных магазинах или на просторах интернета. С прической все просто - чтобы волосы не мешали.

Турниры - другая история. В самой младшей возрастной категории "Дети" (как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений) все девочки танцуют в рейтинговых однотонных платьях, а мальчики - в белых рубашках-боди и черных брюках. Костюмы в Детях универсальные для всех танцев. Наше первое платье было очень похоже на простой купальник с юбкой, - этого было достаточно, - в нем можно было танцевать и на тренировках, и на турнирах. Постепенно пришло желание взять такое платье, в котором уже не будешь сидеть на полу в спортивном зале, хотя оно тоже отвечает всем критериям рейтингового. Моделей очень много, хотя они ограничены определенным набором фасонов рукавов, горловин, юбок, - можно найти в магазине или заказать индивидуальный пошив. Первый вариант для начальных этапов мне кажется более рациональным, только важно подобрать то, что действительно идет именно вашему ребенку. Костюм, особенно у девочки, должен выделяться на паркете, подчеркивать особенности внешности ребенка.

Сложности начинаются с категории Юниоры-1, т.е. с 12 лет. С этого момента вы поймете, что костюм вполне может стоить половину зарплаты, что его, скорее всего, надо шить под заказ и как-то согласовывать с партнером. На стандарт и латину нужны разные костюмы, в том числе туфли. Дети вынуждены быстро переодеваться между программами, поэтому к юношескому возрасту автоматически перестают стесняться друг друга (наблюдала сама, как они вперемежку в раздевалке быстро хватают платья, брюки и переодеваются на скорость). Чем старше танцор, тем меньше ограничений по нарядам и внешнему виду. В дальнейшем разрешаются стразы, макияж, украшения, высокий каблук. Но до 14 лет все довольно сдержанно.

Прическа. Чем быстрее вы сами научитесь ее творить, тем лучше для вас. Сначала можно делать просто пучок шпильками, а мальчикам расчёсывать аккуратно волосы. Потом вы поймете, что лохматые дети на паркете - это то еще зрелище и захотите использовать немного лака, чтобы зафиксировать волосы. Потом заметите девочку с завитушками на гладкой голове, и, когда у вас появится партнер и стимул выглядеть лучше других, будете стремиться сделать какую-то специальную прическу. Опять отправляю всех в интернет, так как создание прически - это отдельная большая тема. Основное: прическа должна быть очень аккуратной, пара должна смотреться ухожено и опрятно.

У меня дома целый парикмахерский набор: шпильки, сетки, лаки-гели, блестки, зажимы и специальные расчески... На прическу у меня уходит дома около 1 часа и 0 рублей (не считая стоимости расходников), на турнире имидж студии предлагают неопытным родителям прически от 1000-2000 руб. и часто также около 1 часа по времени.

Тренировки

Тренировки - залог успеха и основное, на что уйдет время при занятиях бальными танцами. Будьте готовы к серьезным нагрузкам:

Групповые занятия. Тренеры обычно устраивают 2 групповых занятия в неделю, где дети учат и повторяют хореографию, чаще всего по отдельности. Как правило, эти тренировки либо отдельно по стандарту, либо по латине (но поначалу, пока танцев мало, они могут быть смешанными). Продолжительность устанавливает тренер (например 1,5 часа).

Прогон. На тренировке-прогоне дети учатся двигаться на паркете в условиях, приближенных к турнирным. Если у ребенка есть партнер, то отрабатывается техника движений в паре. По длительности обычно 1 час.

ОФП. Силовые упражнения и растяжка, элементы классической хореографии - это необходимые условия высокого качества танца, легкости на паркете. Так что как бы это ни казалось лишней тратой времени вам, дальновидный тренер будет проводить такие занятия, хотя бы 1 час в неделю.

Мастер-классы по актерскому мастерству. Хорошо, когда есть возможность совершенствовать психологические аспекты танцевания. Оно у бальников специфическое, многое приходит с опытом, но советы профессионалов многим помогают.

Тренировки в других клубах. Хорошо, если есть возможность иногда попадать на тренировки в другие клубы (иногда об этом договариваются тренеры), это позволяет научиться чему-то новому. Но все это актуально не на первых этапах обучения. :)

Индивидуальные занятия. При создании пары встает вопрос об индивидуальных занятиях. Это специальное время (45 мин. - 1 час), когда тренер может поставить паре программу, поработать над их собственными ошибками, уделить паре максимум внимания. Количество этих занятий зависит только от возможностей тренера и желания родителей (которое, в свою очередь, зависит от финансовых ограничений). Обычно предлагается от 1 до 5 занятий в неделю, как я себе это представляю. Мы ходим на 2-3 занятия в неделю.

Итого в неделю получается около 7-8 часов занятий... Конечно, на начальных этапах такой нагрузки не будет и, вполне возможно, что для 6-7 лет вам предложат около 1.5-2 часов в неделю групповых тренировок. Но через год вы почувствуете, как обрастаете часами танцев. :)

Турниры

Турниры - это мотивация бальников. На турнирах можно показать себя и заработать очки для перехода в следующий класс. Как правило, они проходят по воскресеньям, реже по субботам, так что для танцоров воскресенье - целиком зарезервированный день. Очень часто турниры для начинающих танцоров проводятся с самого утра (а дальше выступают более старшие и опытные). Регистрация на турнир открывается за 1.5 часа до турнира и заканчивается за 30 минут, происходит по спортивным книжкам (а для начинающих спортсменов по свидетельствам о рождении). Все турниры платные, как для участников, так и для зрителей. Оплачивается участие в каждом виде программы, так что для участника обычно покупается несколько билетов. Каждому сольному участнику или паре выдается номер (в паре он прикрепляется только на спине у мальчика). Для начинающих турниры проходят несколько иначе, чем для тех, кто выступает в Е-классе и выше. Маленькие спортсмены выступают сольно или в парах в категориях Н-3 (т.е. танцуют 3 танца), Н-4, Н-5, Н-6 (т.е. танцуют все 6 танцев) и ВСЕ получают дипломы I-III степени в зависимости от результата. Кроме этого устраиваются соревнования по отдельным танцам (например, кубок медленного вальса) и суперкубок по всем танцам, где все происходит примерно как у взрослых: распределяются места между участниками, а победитель/пара победителей получает кубок в награду.

Танцы оцениваются жюри. Системы судейства сейчас касаться сильно не буду. Специальных жестких критериев оценки нет, поэтому объективность судейства достигается за счет количества судей (но и это не всегда помогает). Ходит много разговоров о нечестности судей, предвзятости и т.д. Иногда даже устраивают независимые соревнования "судьи без своих пар". Мне сложно это комментировать, так как я не специалист и заинтересованное лицо, поэтому просто промолчу. Главное помнить, что яркую сильную пару засудить сложнее, чем непримечательную, танцующую не очень чисто. В случае квалификационных выступлений в категориях Н3-Н6 каждому танцору/паре судьи присуждают 1-3 уровень, затем считается среднее. В кубках система 1/16, 1/8, 1/4, 1/2 финала (смотря сколько пар участвует). На промежуточных этапах судьям достаточно ставить кресты понравившемся танцорам, а в финале распределить первые 6 мест. Когда участников много, то их разделяют по заходам. При этом, если для начинающих танцоров объявляют номера участников, то начиная с Е-класса за сменой заходов должны следить сами спортсмены или родители! Всю информацию развешивают на информационной доске или показывают на специальных дисплеях. И вот тут самые волнительные моменты: можно увидеть, прошел ваш ребенок в следующий тур или нет.

График турниров известен заранее. Он выкладывается, как правило, на сайте региональной организации. Следите за обновлениями, турниры могут добавляться за несколько месяцев, а иногда за 2-3 недели. Их расписание и другие подробности могут меняться!

Важный момент: прикрепление номера на спину танцора. Это надо делать быстро, так как бывают случаи, что выдаются разные номера для каждой категории танцев, а между заходами нет больших промежутков. Есть несколько способов это сделать:

Взять распечатанный на бумаге номер и приколоть 4 булавками. Быстро, дешево, но ненадежно, так как бумага может порваться, помяться и номер будет выглядеть неопрятно, а в худшем случае не доживет до конца турнира.

Организаторы всегда предлагают опцию заламинировать номер, прилагают к нему булавки. Надежно, но дорого (ламинация одного номера - 100 руб., иногда нужно 6-9 разных номеров на крупный турнир).

Вставить бумажный номер в обычный файл для бумаг А4, лишнюю часть файла загнуть, закрепить защищенный номер булавками. Получается практически легкая ламинация. Бесплатно, но не всегда быстро можно поменять номер.

Использовать специальный держатель для номера. Он состоит из кнопок, которые пришиваются на рубашку и пластикового конверта, который закрепляется конпками на спине. Надежно, быстро, но его надо найти, а это не очень просто (можно посмотреть в выездных магазинах на турнирах), и отшивать кнопки от рубашки не будешь уже, т.е. 4 кнопки будут на спине даже тогда, когда они не нужны, например в показательных номерах.

На турнир не забудьте взять деньги, спортивную книжку, костюм, еду и воду, теплую одежду, держатель для номера (или булавки для номера), файлик для грамот.


Сборы

После первого года обучения (а может быть даже на зимних каникулах), профессиональные клубы предлагают летние/зимние танцевальные сборы. Считайте, что детский лагерь тематической направленности. Вы можете игнорировать это предложение, но если стоите в паре, то лучше этот вопрос обсуждать сообща. На сборах дети интенсивно тренируются по 5-7 часов в день, проходят те же занятия, но в сжатые сроки и обычно с бОльшим количеством индивидуальных тренировок. Цель сборов: подготовить спортсменов к новому сезону после каникул. Если произошли перестановки в парах (а это обычно происходит в начале года), - сборы помогают детям быстрее станцеваться. Обычно сборы - целое приключение и детям очень нравятся. Для маленьких детей, не привыкших отлучаться от родителей, может быть сложновато, но терпимо, так как рядом очень знакомые люди (все-таки не лагерь, где в смену попадают незнакомые дети). Иногда сборы проводятся сразу для нескольких клубов (если клубы небольшие). Поэтому с вашими детьми будут заниматься разные тренеры - обычно целая команда.

Цена

Ну и о цене. Расходы растут постепенно.

С самого начала придется раскошелиться на групповые занятия и туфли - это минимальные расходы. Цены по Подмосковью на групповые занятия около 2000-4000 руб. 2-3 занятия в неделю. Учтите, что обуви больше, чем на сезон, вряд ли хватит: обувь у бальников специальная, с мягкой кожаной подошвой. Цена от 2000-2500 руб.

Как только предстоит выступать на турнире (вряд ли в первые полгода), надо будет приобрести костюм для выступлений. Но пока простой, а значит, бюджетный. Думаю, в Н-классе можно даже б/у взять. На Avito полно предложений, да и новое не очень дорого. Простое платье можно взять от 1000 руб., потолок не ограничен, можно найти рейтинговое платье и за 6000 руб. :) Приготовьтесь, что на турнире надо будет оплачивать участие, это около 400-600 руб. за один конкурс (постепенно ребенок захочет соревноваться и будет участвовать в Кубках) и билет зрителя. Не забудьте про ламинацию номера (если вы не подготовили другие варианты - см. выше). Плюс расходы на еду, так как турнир - мероприятие долгое. Обычно в Н-классе это выливается в 2000-3500 руб. за один раз.

Далее добавятся расходы на индивидуальные занятия (индивы) уже в паре. Расходы на индивы зависят от их количества. Приблизительно одна индива будет стоить 20% стоимости групповых занятий в месяц. Можно начать с 1-й индивы в неделю. Для нас оптимальны 2-3 индивы, но есть те, кто занимается каждый день. Это статья расходов, которая зависит от вас и родителей партнера. Договаривайтесь между собой.

Тренировочные сборы на 2 недели обойдутся в 30000-35000 руб. Но все зависит от цены на проживание и количества индивидуальных занятий.

При получении квалификационной книжки спортсмена взимается сбор (единоразово), также как и за членство в клубе (ежегодно). Точные суммы не помню, но не более 400-700 руб. в каждом случае.

На крупных соревнованиях нужна спортивная страховка (стоимость от 450 руб.) - вряд ли это будет актуально в первое время.

По каждому разделу можно еще много чего написать, но перед собой я ставила задачу лишь приблизительно описать, что ждет вас и ваших детей, если вдруг решите отдать их в бальные танцы, и на что надо обратить внимание. И все же если вы серьезно настроены, то вникнуть в тему придется самим.

Которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, но есть исключения, так как в Англии уже принято танцевать в однополых составах.(то есть соло)

Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ , «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например: «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта».

В настоящее время к бальным танцам относят 10 различных танцев, разбитых на две программы. Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standard, Modern или Ballroom), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев. В 1960-х гг. в СССР была создана своя «народная программа», в которую вошли исторические танцы , исполнявшиеся на балах, а соревнования проводились как по 2 основным, так и по трем программам, соответственно . Еще два танца - полька и модный рок - образуют четвертую, дополнительную программу, которую сейчас исполняют начинающие танцоры.

В европейскую программу входят: медленный вальс (Бостон), квикстеп (быстрый фокстрот), венский вальс , танго , медленный фокстрот .

История и определение

Юная принцесса Мария-Антуанетта на занятии

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные танцы являются парными . Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

Европейская программа

В Европейскую программу (Modern или Standard) входят 5 танцев: квикстеп (темп-50-52 тактов в минуту), медленный вальс (темп-28-29 тактов в минуту), танго (темп-30-32 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп-27-29 тактов в минуту), и венский вальс (темп-58-60 тактов в минуту). В эту программу должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

Латиноамериканская программа

В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп - 50-52 такта в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 такта в минуту), румба (темп - 21-25 тактов в минуту), пасодобль (темп - 58-62 такта в минуту) и джайв (темп - 40-44 такта в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела.

Классификация танцоров

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах нельзя танцевать все танцы и все элементы. У каждой группы есть правило по движениям, где не всё можно исполнять. Чем выше класс, тем больше танцев и движений исполняется на соревнованиях. Высший класс мастерства у танцоров М класса.

Классификация танцоров по уровню подготовки (Правила СТСР)

Н класс :в этом классе танцуют медленный вальс , квикстеп , самба, ча-ча-ча.

E класс : Спортивный класс, который тоже может быть стартовым. В этом классе исполняется 6 танцев: медленный вальс , венский вальс, квикстеп , самба, ча-ча-ча и джайв . Для перехода в следующий класс необходимо набрать 16 - 26 очков на соревнованиях (количество очков может быть различно в различных танцевальных организациях).

D класс : В этом классе исполняются все танцы Е класса и добавляется 2 танца: танго и румба. Для перехода в следующий класс необходимо набрать 16 очков по одной из программ или 24 очка в общем зачете на соревнованиях.

C класс : Разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. А также добавляются танцы: пасодобль и медленный фокстрот.

B класс : Спортсмены этого класса получают возможность исполнять позы, поддержки. Спортсмены получают возможность танцевать одну программу: Европейскую или Латино-американскую.

A класс : Класс профессионалов.

S класс : От Зондер - «особый» - присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства.

M класс : Международный, мастер класс - высший в танцевальном спорте.

Классификация танцоров по возрастным группам

  • Дети 1 -4-5 лет. По возрасту старшего
  • Дети 2 - 5-7 лет. По возрасту старшего
  • Ювеналы 1 - 7-9 лет. По возрасту старшего
  • Ювеналы 2 - 9-11 лет. По возрасту старшего
  • Юниоры 1 - 12-13 лет. По возрасту старшего
  • Юниоры 2 -14-15 лет. По возрасту старшего
  • Молодёжь 1 - 16-18 лет. По возрасту старшего
  • Молодежь 2 - 18-21 лет. По возрасту старшего
  • Взрослые - 21-31 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 1 -31-41 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 2 - 41-51 лет. По возрасту старшего
  • Сеньоры 3 - 51-61 лет. По возрасту старшего
  • Гранд Сеньоры - от 61 бессрочно.

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в дети 2, Юниоры 1 , Юниоры 2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые - максимум на пять лет.

Мы постарались сделать классификацию видов танца с возможностью описания каждого танцевального направления (ссылки с названием танцев кликабельны). Данная классификация видов танца будет обновляться и дополняться с течением времени и добавлением новых стилей и видов танца.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

Балет

● классический;

● романтический;

● современный.

Этнические (народные) танцы, отражающие сущность и ритуалы, традиции и обряды определенных народов. Среди них выделяют следующие группы:

● европейские;

● азиатские (восточные);

● африканские;

● латиноамериканские.

В каждой из них присутствуют различные виды народных танцев: групповые, индивидуальные, парные и другие.

Исторические танцы

Это танцы популярные в прошлые эпохи и исполняемые сегодня, например, балло, контраданс, полонез и другие.

Бальные танцы

Включают две основные программы: европейскую и латиноамериканскую .

Вот название видов танцев, включенных в программу латина:

В стандартной европейской программе исполняют следующие виды танцев:

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Модерн

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе. Так же как и свободный танец, модерн отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот танец, как вид искусства, предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Буто

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

● уличные;

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах.

В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных.

Вот наиболее популярные и распространенные направления:

● Ragga (рагга) и многие другие

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы - это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается.

Сегодня основные виды спортивных танцев – это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях бальные спортивные танцы состоят из европейской и латиноамериканской программы, а также двоеборья (соревнования по 10 танцам).

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка.