Братья карамазовы главные герои характеристика. Братья карамазовы

Прежде всего, хочу еще раз извиниться за задержку поста.

Итак, Федор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы" - последний роман одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Я не большой знаток творчества Достоевского, - из прочитанного: в школе "Преступление и наказание" - ничего не помню, кроме идеи, и лет 5-6 назад был с большим удовольствием прочитан "Идиот" — наслаждалась чтением и особенно языком, - но могу предположить, что "Братья Карамазовы" - одна из самых значительных его работ. Вообще, мне кажется, перед прочтением столь серьезных работ, надо бы конечно сперва ознакомиться с дневниками и письмами автора, чтобы лучше понять произведение. Обязательно почитаю что-нибудь в ближайшее время, так сказать, по свежим следам.

Роман дался мне очень непросто. Первую треть книги приходилось буквально придираться через дебри языка. Длиннющие предложения, чуть ли не на пол страницы, начинаешь читать, а к концу предложения уже и не помнишь что было в начале.:) Некоторые главы приходилось читать даже вслух, совсем ничего в голове не укладывалось. Потом стало легче.

Конечно, произведение монументальное. Можно бесконечно долго говорить о вопросах, проблемах которые поднимает автор. Любовь абсолютная и любовь к ближнему своему, идея вседозволенности, страдания невинных детей, преступление и наказание, извечная борьба "божеского" и"дьявольского". Я лишь хочу высказаться в общих чертах о том, что затронуло меня больше всего, а все остальное, надеюсь, обсудим в комментариях.



Вот говорят, иностранцы до сих пор изучают эту книгу, чтобы лучше понять русскую натуру. А мне кажется, что книга в этом отношении немного устарела, вернее, я хотела бы на это надеяться. Герои ведут себя совсем не по-взрослому, а как какие-то подростки. Это в подростковом возрасте хочется рвать на себе рубаху, грозиться убийством (самоубийством), закатывать скандалы, устраивать сцены, биться в истериках. Нет, конечно, все это случается и более взрослом возрасте, но не в таких же количествах, как мы видим это в романе. Может, для XIX века такое поведение было нормой, но сейчас, мне кажется, люди стали менее чувствительны, более циничны. Читала и думала: "ну вот, хоть один Иван трезво мыслящий", а оказалось, что и у того "не все дома":))

Хотя все-таки есть один герой, который мог бы претендовать на звание любимого - это Коля Красоткин. Очень умный для своих лет мальчик. И все сцены с ним такие чистые и светлые. Замечательный персонаж. Я думаю, Достоевский воплотил в нем свои мечты и надежды о молодом здоровом поколении, преходящем на смену старому.

Но самое большое впечатление на меня произвела поэма "Великий Инквизитор". В ней автор обнажил всю природу человека. Да так все точно, верно. Человек слаб, и в большинстве своем предпочтет хлеб насущный пище духовной. И не нужна ему свобода, он ее боится. Ему надо обязательно идти за кем то, и желательно толпой. Страшная правда. Гениально написано. Браво, Федор Михайлович!

Идея создать «психологическую драму» о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели в характерах персонажей из разных произведений автора: Алеши Карамазова и Грушеньки с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной («Идиот»), Ивана Карамазова с Раскольниковым («Преступление и наказание»), старца Зосимы со святителем Тихоном («Бесы»).

Сюжетная линия произведения более четко оформилась после знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца. В первых черновиках романа Дмитрий также носит фамилию Ильинский.

«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Роман имеет сложную, многоплановую структуру, его жанр трудно поддается определению. События происходят в течение двух недель, но в это короткое время вмещается столько историй, споров, конфликтов, идейных столкновений, что хватило бы на несколько произведений детективной, философской и семейно-бытовой драмы.

Действие романа заключено между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и криминальным судом над Дмитрием Карамазовым. И такая последовательность символична . Достоевский достоверно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.

Роман состоит из двенадцати частей (книг). Первые две – вступительные. В третьей книге представлены отрицательные персонажи – отец семейства Федор Павлович и лакей Павел Смердяков. В четвертой книге читатель знакомится с теми, кто ведет «приличный» образ жизни (Катерина, Снегиревы, отец Ферапонт), но их «праведность» продиктована не глубокими убеждениями, а выгодой соблюдать приличия. Только в пятой и шестой книгах появляются главные герои – Иван, Дмитрий, Алеша, Зосима. Затем Достоевский подвергает братьев испытаниям, в которых проверяется жизненное кредо каждого. В книге седьмой – Алексея, восьмой и девятой – Дмитрия, в одиннадцатой – Ивана. В заключительной двенадцатой книге суждения и нравственные устои героев оценивает общество.

Достоевский стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Достигает он этого при помощи широкой амплитуды выразительных средств: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.

Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем» , одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

Характерная для Дмитрия, Ивана, Смердякова и Федора Павловича социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.

Виновен отставной офицер Дмитрий, человек истово верующий. Но это не мешает ему избивать отца и грозиться убить его. Митя не совершил столь страшное преступление, но допустил его в своем сознании, замышлял против родного человека. И этого он не может себе простить. Дмитрий принимает несправедливый приговор суда, стремясь через раскаяние и страдание очистить свою душу.

Виновен и средний брат – интеллигент, атеист и философ Иван. Именно его проповедь об отсутствии Бога, о неистребимости зла в человеке и вседозволенности направляет руку Смердякова. Иван осознает себя главным убийцей. Его образ является предостережением для русской интеллигенции, у которой в эпоху Достоевского и в более поздние времена была чрезвычайно популярна идея развития человека на новый лад, путем освобождения от религиозных оков. Внедрение этой идеи в малограмотные, духовно неразвитые умы привело мир к величайшим разрушительным теориям.

Младший из братьев Алеша – тип нового религиозного правдоискателя. В самом начале произведения Достоевский подчеркивает исключительность этого образа, его значение. Раньше положительные герои противопоставляли себя негативной среде, стремились с ней бороться и уничтожать идейно, а то и физически. Алексей Карамазов не противопоставляет себя миру. Напротив, он идет к людям, напутствуемый духовным наставником старцем Зосимой.

Алеша стремится понять и простить каждого: хитрого развратного отца, вспыльчивого Дмитрия, богоборца Ивана. Он чувствует, что нужен всем им. Без его любви и поддержки семья Карамазовых обречена на гибель, а души близких на вечное странствие во тьме заблуждений.

Алексей всем сердцем верит, что в людях много хорошего. Будущее человечества, вслед за Зосимой, он видит в духовном совершенствовании личности: «Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами… психически повернулись на другую сторону» .

Виновен ли Алеша в смерти отца? Косвенно да, поскольку знал о намерениях Дмитрия, о настроениях Ивана, но не предпринял ничего, чтобы остановить беду.

В образах трех братьев писатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. Символично, что у них общий корень – загнивающее и отмирающее барство 60-х годов (образ отца ), а также общая вина. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» - одноклассники Илюши. Это новая, зарождающаяся Россия. Не зря «Братья Карамазовы» заканчиваются сценой, где 12 мальчиков, собравшись вокруг Алеши, дают клятву служить добру.

Центральный персонаж романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень «кара», что на тюркско-татарских языках означает «черный» (по мнению исследователей, Достоевский познакомился с тюркско-татарскими словами в Сибири). В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в окончательной редакции, а называется просто помещиком.

В романе - истории прошедшего, настоящего и будущего России - Фёдор Павлович представляет «отцов» как тип, уходящий в прошлое. Сущность «отцов», воплощенная в образе Фёдор Павлович - безличная природная стихия жизни, страшная сила земли и пола. В старике Карамазове «карамазовская земляная сила» представлена как биологическая данность. Ф.П. брызгает слюной, когда говорит, и имеет «отвратительно-сладострастный вид». Сладострастие Фёдор Павлович выражается двумя «внешними знаками»: римским носом и длинным кадыком. В его натуре явно видны черты фавна и 427 сатира. Вожделение его ненасытно, его отношения с женщинами - это страсть, жажда, похоть. «Старый шут» - так именует Ф.П. писатель. Добровольное шутовство, которое принял на себя Ф.П., является отличительной чертой его натуры. Однако состав этого шутовства достаточно сложен: стыд, мнительность, уязвленное достоинство, мстительность и упоение собственным позором.

Существует мнение, ничем, однако, не доказанное, об отце Достоевского как прототипе Фёдор Павлович (оно высказано дочерью писателя Л.Ф.Достоевской). В творчестве писателя у Ф.П. есть предшественники: Ежевикин, Фома Фомич Опискин, Лебедев («Идиот»). В самом романе присутствует своего рода двойник Ф.П. - купец Самсонов, на содержании которого живет Грушенька.

«Что такое Карамазов - это не человек, а оборотень; это нечистое животное, которому горькая случайность дала возможность восхитить человеческий образ» (Щедрин). В критике и литературоведении получило широкое распространение сравнение Ф.П. с Иудушкой Голавлевым М.Е.Салтыкова-Щедрина (см. работы В.Я. Кирпотина, А.С. Бушмина, Е.И. П-кусаева и др.). Л.Н.Толстой в письме к И.Е.Репину сравнил образ Ф.П. с образом Ивана Грозного в картине художника: «У нас была геморроидальная полоумная приживалка старуха, а еще есть Карамазов-отец - и Иоанн ваш - это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть…» Ф.Кафка записал в своем дневнике о Фёдор Павлович «…отец братьев Карамазовых отнюдь не дурак, он очень умный, почти равный по уму Ивану, но злой человек».

    «сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…». История семейства Карамазовых - отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана,...

    «Последний, самый грандиозный по замыслу роман Достоевского «Братья Карамазовы» был задуман как широкая социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, преломленных сквозь призму «истории одной семейки» и судьбы нескольких ее представителей....

    C образом Федора Карамазова - эгоиста, развратника и циника - связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются...

    Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества...

Прочитав произведение, которое стало фундаментальным в творчестве Федора Достоевского, а именно роман "Братья Карамазовы", возникает вопрос, какие цели ставил перед собой автор и что хотел сказать читателям. Если рассмотреть характеристику главных образов романа "Братья Карамазовы", легче ответить на эти вопросы.

Достоевский хорошо смог нарисовать портрет русской души, раскрыть характеры и обозначить главные нравственные проблемы общества. Многие знают, что в русский язык вошло понятие "карамазовщины", в которое включается деградация или падение в социальном и нравственном отношении таких героев романа, как: Дмитрий, Иван, Смердяков и Федор Павлович.

Дмитрий и Иван Карамазовы - их образы в романе

Автор романа осудил такие проявления слабости личности и хотел сказать, что русский народ встанет на путь нравственного возрождения, если сможет исцелиться от "карамазовщины". Однако если это явление будет продолжать развиваться в обществе, то вседозволенность, жестокость и эгоизм неминуемо приведут к преступлению. Причем виноваты будут в этом не отдельные люди, а все. Разберем некоторые характеристики образов романа "Братья Карамазовы" более детально.

У отставного офицера Дмитрия фанатичная вера. Однако она не препятствует ему постоянно бить отца и угрожать ему физической расправой. Да, Дмитрий не встал на путь тяжкого греха, но замыслил его в сердце и вынашивал долгое время. Не в силах дать прощение самому себе Митя не сопротивляется несправедливому приговору суда, надеясь, что раскается и через страдания очистится.

А что можно сказать о среднем брате - интеллигенте, атеисте и философе Иване? Он проповедует отсутствие Бога и неистребимость злого начала в людях. В итоге рука Смердякова направлена никем иным, как Иваном, который понимает, что он - главный убийца. Образ Ивана в романе "Братья Карамазовы" был создан как предостережение всей интеллигенции, ведь именно в этой среде развилась мысль о том, что через освобождение от религии человек будет развиваться по-новому. Эта идея стала активно внедряться среди неразвитых и малограмотных умов, последствием чего стало появление невероятно разрушительных теорий.

Алексей Карамазов - яркий образ

Образ Алеши в произведении "Братья Карамазовы" очень ярок. Это младший брат, и сам Достоевский сделал этот образ исключительным, очень значимым. Он принадлежит к новому типу религиозных правдоискателей. Если ранее негативная среда противопостовлялась положительным героям, которые боролись с ней и уничтожали на уровне идеи, то здесь мир не противопоставлен Алексею Карамазову. Старец Зосима его духовно напутствует, и Алеша идет к народу.

У Алеши необычное стремление: он хочет с пониманием отнестить к поступкам любого и простить его. Он считает, что в каждом человека есть хорошее и доброе. И богоборец Иван, и хитрый развратный отец прощены Алексеем, который желает быть нужным в трудный час. Если бы не его любовь и поддержка, всей семье Карамазовых грозила бы погибель и духовная тьма.

У многих читателей, особенно при рассмотрении образа Алексея Карамазова, возникнет вопрос, можно ли Алешу считать виновным в смерти отца? Конечно, он понимал, что задумал Дмитрий и на что настроен Иван, но ничего не сделал. В косвенном смысле да, он виноват.

Заключение при рассмотрении образов романа

Итак, мы рассмотрели три образа произведения "Братья Карамазовы". Достоевский нарисовал их, чтобы показать в каких трех основных тенденциях развивается русской общество. Каждому приходится расплачиваться за свою вину. Федора Павловича убивают. Смердяков сводит счеты с жизнью, сумасшедствием заканчивает Иван, а Дмитрия отправляют на каторгу. Алексей тоже не остается без наказания, ведь тяжкий груз всего этого будет лежать на его плечах всю жизнь.

Трех поколений смог представить в романе Достоевский: отцов, детей и "мальчиков" - одноклассников Илюши. Они стали новой, зарождающейся Россией. Заметьте, что роман "Братья Карамазовы" завершает сцена, где мальчики (их двенадцать) собрались кругом у Алеши и клянуться быть на службе добра.

В этой статье мы представили вам характеристику главных образов романа "Братья Карамазовы" Достоевского, и надеемся, что этот материал будет полезен вам. Возможно, вас также заинтересуют статьи

Возвращается Иван, он уверен, что убийца его брат Дмитрий. Алеша убежден, что Дмитрий не виновен. Сам Дмитрий уверен, что убил Смердяков, который был в доме в ночь убийства, но Смердяков в этот день симулирует эпилептический припадок и его «алиби» подтверждают врачи. Тем временем Ивана мучает совесть, ему кажется, что виноват в содеянном он, так как желал смерти отцу, возможно повлиял на Смердякова (Иван не мог определиться во мнении, кто убил). Иван идет к Смердякову, который находится в больнице вследствие длительного припадка эпилепсии; разговаривает с Иваном нагло, смеется. Иван ходит снова и снова. В конце концов Смердяков говорит, что это он убил барина, но истинный убийца - Иван, потому что научил Смердякова («все дозволено», «что из того, что одна гадина сожрет другую?») и не препятствовал преступлению, хотя догадывался, что оно свершится. Отдает деньги (3 тысячи). Иван в ужасе кричит, что завтра (в день суда) выдаст Смердякова. Дома у Ивана начинается горячка (в продолжении нервных припадков с галлюцинациями), Смердяков вешается.

На суде Катерина Ивановна, бывшая невеста Дмитрия, предъявляет суду письмо, написанное Дмитрием в пьяном виде, где он обещает найти деньги, которые взял в долг. Отдаст обязательно, даже если придётся убить отца, он это сделает. Катерина Ивановна делает это, чтобы спасти Ивана, которого она любит. Врывается Иван, кричит, что убийца - Смердяков, но Иван к этому времени уже сходит с ума, ему никто не верит. Однако, казалось бы, присяжные верят в невиновность Дмитрия, все ждут помилования, но присяжные выносят приговор «виновен». Дмитрия приговаривают к 20 годам каторги.

Роман заканчивается тем, что Алёша помогает в разработке плана побега Дмитрия, считая приговор несправедливым.

Персонажи

  • Фёдор Павлович Карамазов
  • Дмитрий Карамазов
  • Иван Карамазов
  • Алёша Карамазов
  • Старец Зосима (Зиновий)
  • Великий инквизитор
  • Аграфена Александровна Светлова (Грушенька)
  • Катерина Ивановна Верховцева
  • Павел Смердяков
  • Михаил Ракитин

Инсценировки

  • Братья Карамазовы (опера Еремиаша) (1932) - опера чешского композитора Отакара Еремиаша.
  • Карамазовы и ад (театр Современник) (1996) - композиция и режиссура Валерия Фокина, пьеса Николая Климонтовича, действующие лица и исполнители: Папаша Карамазов - Игорь Кваша, Старший брат - Сергей Гармаш, Средний брат - Евгений Миронов.
  • Братья Карамазовы (опера Смелкова) (2008) - опера русского композитора Александра Смелкова.
  • Карамазовы (балет) (1995) - балет русского хореографа Бориса Эйфмана.
  • Братья Карамазовы (мюзикл) (2008) - японский мюзикл, режиссёр Saitou Yoshimasa, композитор - Terashima Tamiya.

Переводы

  • В Японии, на сегодняшний день, создано восемь переводов романа «Братья Карамазовы», последний перевод осуществил в 2007 году профессор Икуо Камэяма, данное пятитомное издание издательства "Кобунся" (Kobunsha Co.), стало в Японии бестселлер ом.
  • На японском телеканале "ТВ Фудзи" сняли стильный сериал о жизни современной японской семьи. История такая: некий Бундзо Куросава найден убитым. Подозрение падает на его старшего сына Мицуру, у которого с отцом были нелады: они оба неравнодушны к некой красавице - любовный треугольник. Напоминает "Братьев Карамазовых"? Не просто похоже - они и есть!

Для японских телевизионщиков последний роман Федора Достоевского - не что-то из русской классики, а что-то из классики европейской. Об этом свидетельствует музыка: здесь и Сен-Санс, и Равель, и Pink Floyd, Led Zeppelin и Nirvana. В одной из серий звучит песня The Rolling Stones - Paint it Black - про фамилию Карамазов. Едва ли Достоевский догадывался о такой трактовке: сам он собирался писать про юность террориста Каракозова.

Суммарный тираж всех изданных в Японии переводов романа превышает миллион экземпляров.

Экранизация

Экранизации романа производятся с 1915 года.

Среди них:

  • Братья Карамазовы (1915) (Россия, режиссёр Виктор Турянский)
  • Братья Карамазовы (Die Brüder Karamasoff, 1921) (Германия, режиссёры Карл Фрелих, Дмитрий Буховецкий)
  • Братья Карамазовы (I fratelli Karamazoff, 1947) (Италия, режиссёр Джакомо Джентильомо)
  • Братья Карамазовы (The Brothers Karamazov, 1958) (США, режиссёр Ричард Брукс)
  • Братья Карамазовы (телевизионный фильм, 1969) (Франция, режиссёр Марсель Блюваль / Marcel Bluwal)
  • Братья Карамазовы (сериал, 1969) (Италия, режиссёр Сандро Больки) (I Fratelli Karamazov, Bolchi, 1969) - онлайн
  • Братья Карамазовы (фильм, 1969) (СССР, режиссёры