«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Крылатые фразы из романа

Конечно, лучше носить то, что идет. Но вот только если все так ходят, то, может быть, лучше носить то, что носят все, но только от лучших модельеров. Ведь именно так одеваются сейчас будущие председатели и директора компаний.
В. Берг, предприниматель
То, как человек выглядит, скорее всего, его личное дело, нежели вопрос публичной дискуссии. Но, несмотря на всю тонкость и деликатность темы, встречают нас все-таки «по одежке» и лишь «провожают по уму». Эту тему, кстати, редко обсуждают в книгах по менеджменту, тренингах по управлению, деловых семинарах и конференциях.
В каждом из нас хранится бриллиант талантов, индивидуальности и неповторимости. Но для того чтобы этот бриллиант заиграл своими гранями, надо его повернуть к свету, покрутить, чтобы все увидели и оценили его блеск и чистоту. К сожалению, трудно рассчитывать на то, что люди будут проявлять пытливость и «докапываться» до наших драгоценных камней. «Театр начинается с вешалки», и если нас не устроил «гардероб», то можно так и не попасть в «зрительный зал» на спектакль.
‘ Хотим мы этого или нет, нам приходится задумываться, какое впечатление мы производим. Буквально в первые несколько секунд неосознанно мы фиксируем «картинку» - человек подтянут, бодр, со вкусом одет, дорогие часы, галстук в тон. Или наоборот - вял, апатичен, неопрятен, пиджак мятый, стоптанные
ботинки. В дальнейшем сознание работает избирательно, старательно «подтасовывая» реальные факты, подгоняя под заранее известный ответ.
Некоторые компании разрабатывают свой офисный «код одежды» - принятые стандарты того, как следует одеваться на работу, официальный ужин или корпоративную вечеринку.
Код «бизнес» означает строгий (лучше черный, серый или темно-синий) деловой костюм для мужчин и женщин, однотонную сорочку или блузку светлых гонов, темные ботинки для мужчин и закрытые туфли-лодочки для женщин. Галстук для мужчин и шейный платок для женщин допускается разноцветный, но не кричащих расцветок и подходящий к костюму. Особый «шик» - нисходящая от светлой к темной гамма, например, серый костюм, более темные серые носки и черные ботинки. Недопустимы белые носки к темному костюму и черным ботинкам.
Код «повседневный бизнес» допускает некоторые «вольности»: костюмы в клетку или полоску, сорочки и блузки более ярких тонов с рисунком, деловые платья для женщин.
Код «вольный», обычно используемый летом, в жаркую погоду, или по пятницам, означает отсутствие пиджаков и галстуков у мужчин, яркие «в цветочек» платья у женщин, если в течение дня не предусмотрено деловых встреч.
Код «коктейль» означает смокинги для мужчин. Для женщин - длинные, декольтированные платья для коктейля.
В любом случае на работе исключены спортивный и пляжный стиль одежды: джинсы любых цветов, кроссовки, шлепанцы, шорты, рубашки-поло, майки и футболки. Женщинам в любую погоду лучше надевать на работу колготки и носить туфли с закрытыми мысами, а мужчинам - сорочки с длинными рукавами.
Если в вашей компании нет формальных правил «формы одежды», полагайтесь на свой здравый смысл.
Обратите внимание на одежду коллег. Одеждой вы можете подчеркнуть свои амбиции, которые вы хотите негласно донести до окружающих. Помните о том, что офис - место работы. Даже при большом соблазне продемонстрировать наряды и достоинства фигуры избегайте излишне облегающей, откры
той или прозрачной одежды. Оптимальная длина юбки - не более 2-3 пальцев выше колена (вспомните несчастного Бубликова из фильма «Служебный роман»). Если вам хочется выглядеть более раскованно вне работы, можете иметь «джентльменский набор» для переодевания в офисе, и по окончании рабочего дня вы наденете то, что вам по душе.
Неуместными на работе выглядят слишком яркие макияж и маникюр, неумеренное использование украшений, резкие запахи духов и одеколонов. Далеко не все ароматы приемлемы для офисной атмосферы. Тяжелые, сладкие, терпкие запахи, оставляющие стойкий шлейф аромата, лучше приберечь на вечер, а днем лучше пользоваться легкими, нейтральными духами. Пусть лучшими советчиками в этих вопросах для вас станут вкус и чувство меры.
Не последнюю роль играют и аксессуары - часы, ручки, очки, ремни, портмоне, портсигары, зажигалки, «визитницы», носовые платки. Если позволяют средства, то эти «мелочи» лучше покупать в магазинах известных фирм, которые как бы заявляют о «принадлежности к клубу».
Следите за прической. Нет более негармоничного дополнения к образу делового человека, чем неухоженные волосы и небрежно уложенная прическа и небритость. Ныне модные длинные волосы у мужчин уместны для людей творческих профессий, а вот офисному сотруднику лучше остановить свой выбор на классической мужской стрижке. Женщинам с длинными волосами следует собирать их в женственный пучок, а роскошные локоны оставить для вечеринки. Стильные стрижки прекрасно дополняют имидж современной бизнес-леди.
Каким бы ни был ваш выбор, не упустите шанс заработать несколько дополнительных «очков» за продуманный внешний вид, неповторимый стиль и возможность «вписаться» в гласный или негласный кодекс внешнего вида вашей компании.
Порядок на рабочем месте. Очень многое о человеке может рассказать его кабинет или рабочее место. Беспорядок на столе, куча разбросанных бумаг создает образ неряшливого, безалаберного человека.

Приучите себя поддерживать порядок на столе. Если необходимо, то сначала проведите «субботник», определите места для файлов, текущих документов. В дальнейшем вам придется только поддерживать порядок.
Если у вас отдельный кабинет, то можно продумать, что повесить на стены. Обрамив в багетной мастерской дипломы, сертификаты об окончании тренингов, грамоты, их можно вывесить на всеобщее обозрение. Также эффектно выглядят картины или хорошие репродукции, но обязательно в рамках и подходящей тематики.
Фото ваших близких расскажет о том, что ничто человеческое вам не чуждо, вы - человек, умело сочетающий личную жизнь с работой. Допустимы два-три милых сувенира, напоминающие об интересных поездках или встречах.
Тонус. Нередко можно встретить уставших, измотанных и измученных людей. Потухший взгляд, вялые движения, бесконечные жалобы на жизнь, «вселенская скорбь» никак не вяжутся с образом успешного человека. Гораздо приятнее общаться с человеком, который несет положительный заряд энергии и оптимизма.
Многие наши внешние проявления зависят от темперамента, которым наградила нас природа. Известно, что флегматик никогда не станет холериком, но любой человек может позаботиться о том, чтобы в большинстве случаев у него было ровное, хорошее настроение.
Старайтесь не обременять сослуживцев подробным изложением личных проблем.
Все мы живые люди и имеем право на плохое настроение. Но лучше всего определить для себя «средства», которые могут вернуть вас в спокойное расположение духа: разговор с другом, музыка, любимый рассказ, короткая прогулка.
Разумно планируйте свой отдых, обязательно используйте ежегодный отпуск. Чаще улыбайтесь, когда приветствуете людей или интересуетесь тем, как идут дела.
Речь. Совсем не обязательно владеть 18 иностранными языками, но своим родным - непременно. Иногда случается: как

только человек начинает говорить, хорошее впечатление о нем рассеивается как дым.
Люди, которые умеют грамотно и четко формулировать свои мысли, ярко и образно донося их до слушателей, всегда являются центром внимания и легко «держат в руках» аудиторию.
Постарайтесь применять следующие советы. Сосредотачивайтесь не только на том, что вы говорите, но и на том, как вы говорите. Внимательно слушайте себя, следите за собой «со стороны». Определите, насколько слушатели владеют информацией по обсуждаемому вопросу. Избегайте жаргонных слов, в том числе профессиональных. Не увлекайтесь паузами типа «э-э-э-э», «м-м-м-м». Не перескакивайте с темы на тему. Сначала закончите одну, зад^ем перейдите к другой. Работайте над тем, чтобы сделать свою речь разнообразной, больше читайте книг, написанных хорошим русским языком, избегайте тавтологий; не упрощайте свою речь, но и не слишком увлекайтесь длинными, сложными предложениями. Пользуйтесь словарями и справочниками, уточняя, как произносится слово, где следует ставить ударение. Говорите только то, что знаете наверняка, чтобы не попасть в глупое положение. Следите за логико й изложения. Если вы не уверены в непреложности фактов, разнообразьте свою речь вводными фразами «Мне кажется», «По моему мнению». Не увлекайтесь деталями: недостаток деталей ведет к сухости изложения, а избыток - к занудности. Не жестикулируйте слишком активно, но и не впадайте в другую крайность - излишняя скованность создает на-
¦ пряжение в разговоре. Используйте позитивную лексику. Вместо того чтобы сказать: «Здесь ты ни за что не купишь нужную тебе книгу», скажите: «Ты найдешь эту книгу только в крупных магазинах». Чаще шутите и улыбайтесь!

Чувство юмора. Словосочетание «деловая среда» настраивает на серьезный, порою слишком серьезный лад. А ведь юмор может помочь снять лишнее напряжение и разрядить натянутость. Он объединяет людей, делает их более гибкими и адаптивными, позволяет чувствовать себя «своим» в коллективе, выражает солидарность, а также это прекрасный способ расслабиться и «спасти лицо» в непредвиденных ситуациях.
Двое сотрудников, между которыми всегда были теплые, приятельские отношения, работали над совместным проектом. Сроки «поджимали», времени на завершение проекта почти не оставалось, напряжение достигло максимума, когда один из них предложил обратиться за помощью к сторонним консультантам. Его коллега с раздражением и в сердцах сказал: «Не давай идиотских советов». Трудно было не обидеться на такой выпад. Чтобы поставить на место грубияна, наш герой решил обратиться к начальнику. Тот вызвал обидчика и потребовал принести извинения своему коллеге за непозволительный тон. Он вернулся в отдел, подошел к своему приятелю и сказал: «Извини меня, пожалуйста, за то, что ты даешь идиотские советы». Оба рассмеялись, и инцидент был исчерпан.

Стандарты мужской красоты бывают ничуть не менее строгими, чем женской. И если в XVII веке и начале XVIII в моде были напудренные красавцы в париках и с жабо, то к концу XVIII и началу XIX века в моду входит байронический тип - юноша с буклями и распахнутым воротом рубашки. Меж тем задумчивые глаза прекрасно сочетались с щегольскими фраками и напомаженными бакенбардами. О том, как наряжались и следили за собой мужчины начала XIX века, и кто из друзей Пушкина считался идеалом красоты, расскажет Екатерина Астафьева.

Щеголяем по-пушкински

XIX век принес с собой в Россию моду на два, казалось бы, несовместимых стиля. Военная кампания 1805 и Отечественная война 1812 сделала популярным образ бравого гусара, этакого кутилы и ловеласа. Прекрасный пример красавца-военного - Евграф Давыдов с портрета Кипренского. Завитые волосы, густые бакенбарды, усы, вышитая золотом куртка-доломан, узкие рейтузы-чикчиры - о таком молодце мечтала любая барышня.

Евграф Владимирович Давыдов, портрет работы Кипренского, 1809

В противовес «милитари» в моду вошел стиль «денди». Здесь нам, конечно, вспоминается Евгений Онегин, который «как dandy лондонский одет». Как же выглядел российский модник английского покроя?

Фрак в начале XIX века был универсальной одеждой

Сперва ему нужно было надеть белоснежную рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, поверх нее полагался галстук - платок, который повязывали красивым узлом или бантом. Концы платка прятали под жилет, который мог быть однобортным или двубортным, в полоску или в крапинку. По принципу «все лучшее надену сразу» некоторые щеголи носили несколько жилетов. Ноги облекали в узкие рейтузы до колен. По праздникам мужчины принаряжались в чулки и туфли, а к «луку» на каждый день прилагались высокие сапоги. В 30-е годы появились брюки, напоминающие современные. Фрак собирал костюм в единое целое - он стал по-настоящему универсальной одеждой, которую надевали и в пир, и в мир, и в добрые люди. Из-за дороговизны для торжественных приемов фраки часто брали напрокат. Завершали наряд цилиндр-боливар и трость.

Костюм франта XIX века

Мыться, стричься и кутить

Первым европейским денди считают Джорджа Браммела. Этого сибарита и кутилу прозвали «красавчиком Браммелом». Кроме моды на рубашки и сюртуки он сделал популярными новые элементы ухода за собой. Браммел регулярно мылся и растирал тело грубой щеткой из конского волоса.

Первым европейским денди считают Джорджа Браммела

От него перенял новый стиль Георг IV, которому бросились подражать все оставшиеся модники Европы. Лорд Байрон, еще один знаменитый денди, по-настоящему культовая личность для российских аристократов пушкинских времен, называл среди современников всего 3 великих людей: Наполеона, Браммела и себя.

Джордж Браммел

О красе ногтей

Особой популярностью у мужчин во времена Пушкина пользовался уход за ногтями. «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов», - таким внушительным арсеналом обладал Евгений Онегин.

Пушкин старательно отращивал ноготь на мизинце

У самого поэта были красивые длинные ногти, которые можно увидеть, например, на портрете Кипренского. При этом один ноготь на мизинце был длиннее остальных. Пушкин так боялся его сломать, что часто надевал перед сном специальный наперсток. Эта мода на длинный ноготь на мизинце была связана с популярностью в России масонских лож, в одной из которых недолго состоял и сам Пушкин. Никакого особого смысла в длинном ногте не было - скорее всего, вольные каменщики просто узнавали по нему друг друга. И иногда распечатывали письма, когда под рукой не было ножа.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина работы Кипренского, 1827

Духи и помада в мужском арсенале

В несессере (или попросту косметичке) каждого уважающего себя денди обязательно было место для помады. Само собой, ей красили вовсе не губы, а «помадили» волосы, укладывая их лихими завитками и придавая блеск. В то время помады часто делали из медвежьего жира. К средству для укладки прилагались духи, которые в начале XIX века еще не делили на мужские и женские.

Духи наносили не на кожу, а на перчатки или платок

В начале столетия едва ли не самым популярным ароматом были пачули, которые ассоциировались с восточной экзотикой. Правда, духи наносили не на кожу, а на перчатки и платки. В моде была и «Кёльнская вода», которую особенно любил Наполеон.

Иван Иванович Пущин, лицейский друг Пушкина

Как видно, Евгений Онегин был эталоном настоящего щеголя. Среди лицейских друзей Пушкина прозвище «франт» носил Александр Горчаков, будущий «российский железный канцлер». Настоящим красавцем считался близкий друг поэта Иван Пущин. Блестящий кавалерист, человек исключительных нравственных качеств - Пущин был любимцем женщин. Самого же поэта красавцем никогда не считали, но многие отмечали оригинальность его черт лица и жгучее выражение глаз.

Сегодня, 1 октября, на 94-м году жизни ушёл великий певец, композитор и актёр Шарль Азнавур. Он написал более 1300 песен и мелодий. Его концертный график расписан до конца 2019 года. Несколько недель назад он был с гастролями в Японии, собирал полные залы. Но сегодня, во Всемирный день музыки, Азнавура не стало. Звёзды российской эстрады поделились переживаниями и воспоминаниями о лучшем французском шансонье.

Лев Лещенко, певец

Мы радовались, когда он приезжал в Москву, потому что его голос озвучил целую эпоху. Кинофильм "Тегеран", когда мы с ним познакомились. "Вечная любовь" - это бесконечно дорогая всем песня. Одна из самых популярных, наверное, песен нашего времени. Царствие ему небесное, что ещё можно сказать. Он сохранил свой голос до преклонных лет, был во здравии и благополучии, прожил счастливую жизнь. Думаю, что его там примут с такой же радостью, как принимали здесь, на земле, - рассказал Лещенко в интервью НСН.

Валерий Сюткин, певец, композитор

Вечная любовь", которая прозвучала в советском фильме "Тегеран-43", и великолепные мелодии, которые написал он, но исполняли по всему миру другие артисты: Хулио Иглесиас, Фрэнк Синатра и многие другие. Он - главное французское достояние. Сегодня - День музыки. Азнавур ушёл как настоящий рыцарь музыки именно сегодня, хотя ещё месяц назад он давал концерты в свои 94 года. Кроме аплодисментов, восхищения и уважения при упоминании Шарля Азнавура мне больше нечего добавить.

Иосиф Пригожин, продюсер

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="

Фото: ©РИА Новости/Михаил Воскресенский

">

Шарль Азнавур для меня - как Чарли Чаплин. Когда я родился, он уже пел. Замечательный Шарль Азнавур, любимый, обожаемый, ну что? Ну 94 года. Дай бог каждому.

Сергей Соседов, музыкальный критик

У моей тёти были виниловые пластинки с песнями Шарля Азнавура. И где-то в середине 70-х я впервые услышал его голос. Этот его французский шансон: La Bohema, эталонный дуэт с Мирей Матьё. Гениальный артист. 94 года, и 85 лет из них провести на сцене - это рекорд. Он беседовал с людьми посредством песен, музыки, слов. Каждый концерт - это откровение. Он не пел заученно, в отличие от других артистов. И каждое его выступление было неповторимо, поскольку он задавал тон песням, отталкиваясь от своего состояния в данную минуту. Азнавуру досталась великая и счастливая судьба. Мы должны быть счастливы, что в нашей жизни был такой гений. А как он помог в 1988 году пострадавшим от землетрясения в Армении! Он как гражданин мира отдал огромную сумму бедным жителям страны, откуда родом были его родители. Я считаю, что на такого человека должны равняться все. Особенно современные артисты.

Из романа в стихах А. С. Пушкина можно по тому или иному поводу цитировать чуть ли не каждую строку.

А счастье было так возможно,

Так близко! – строки из XLVII строфы восьмой главы. О несостоявшемся счастье, успехе, удаче.

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить – строки из XXXIX строфы второй главы. О желании остаться в памяти потомков своими делами и произведениями.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей – строки из XXV строфы первой главы. О том, что деловые качества не зависят от внешнего вида и бытовых привычек.

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя! – последние строки I строфы первой главы цитируют как полушутливое проклятье.

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда – из расшифрованных строк десятой главы. Об императоре Александре I.

Во дни веселий и желаний – строка из XXIX строфы первой главы. О юности.

Друзья мои, что ж толку в этом? – строка из XIII строфы третьей главы. Риторический вопрос по любому поводу.

Его пример – другим наука – строка из I строфы первой главы. О поучительном примере.

Забавы взрослых шалунов – из расшифрованных строк десятой главы. О подготовке государственного переворота декабристов в 1825 году.

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет – строки из IV строфы первой главы. О вступлении в светское общество. Денди (dandy) – английский франт, щеголь из так называемой «золотой молодежи».

Иных уж нет, а те далече – строка из LI строфы восьмой главы. О близких друзьях, часть которых уже умерла, а часть разъехалась.

И рогоносец величавый – строка из XII строфы первой главы. О муже, не подозревающем об изменах своей жены.

И сердце рвется пополам – строка из XIII строфы седьмой главы. О переживаниях в связи с разлукой.

Итак, она звалась Татьяной – строка из XXV строфы второй главы. Представляя главную героиню, которой предстоит сыграть важную роль в дальнейших событиях.

К беде неопытность ведет – строка из XVI строфы четвертой главы. Предупреждение об опасности для молодой девушки в общении с тем, кого она полюбила.

Кого ж любить? Кому же верить? – Строка из XXII строфы четвертой главы. Риторический вопрос о доверии в любви.

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать люде й – строки из XLVI строфы первой главы. О разочаровании в людях и человеческом обществе.

Лета к суровой прозе клонят – строка из XLIII строфы шестой главы. О необходимости в зрелые годы более серьезного отношения к жизни.

Любви все возрасты покорны – строка из XXIX строфы восьмой главы.

Любовью шутит сатана – строка из XXI строфы четвертой главы. О сложности любовных отношений.

Мечтам и годам нет возврата – строка из XVI строфы четвертой главы. О невозвратности времени и мечтаний юности.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? – Строка из XLIV строфы шестой главы. Сожаление о несбывшихся мечтах.

Мой дядя самых честных правил – первая строка I строфы первой главы романа. Иногда цитируют все четверостишие: «Мой дядя самых честных правил, / Когда не в шутку занемог, / Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог». Третью и четвертую строки этой строфы цитируют, когда хотят охарактеризовать чье-либо поведение, соответствующее их прямому смыслу. Некоторые комментаторы считают, что первая строка – «Мой дядя самых честных правил» – пародирует строку из басни И. А. Крылова «Осел и Мужик»: «Осел был самых честных правил».

Мораль на нас наводит сон – строка из XII строфы третьей главы. О скуке моральных нравоучений.

Мы все глядим в Наполеоны – строка из XIV строфы второй главы. О человеческих амбициях.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь – строки из V строфы первой главы. Ироничное описание обучения.

…наука страсти нежной – строка из VIII строфы первой главы. Поэтическое определение любви, восходящее к названию поэмы древнеримского поэта Овидия (Назона Публия) «Наука любви» (в других переводах «Искусство любви»).

Небрежный плод моих забав – строка из посвящения к роману. О плодах поэтического творчества.

Не мысля гордый свет забавить… – строка из посвящения к роману. Предваряя подарок, иногда цитируют все четверостишие:

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя.

Обычай деспот меж людей – строки из XXV строфы первой главы. О большом значении обычаев и традиций в жизни людей.

О много, много рок отъял! – строка из LI строфы восьмой главы. Об утратах из-за житейских невзгод и о неблагоприятностях судьбы.

От делать нечего друзья – строка из XIII строфы второй главы. О людях, которые дружат от скуки, не по общности интересов, а потому, что обоим нечем заняться.

Пора надежд и грусти нежной… – строка из IV строфы первой главы, образное определение юности и времени первых любовных чувств («грусти нежной» – то есть любви).

Пора пришла, она влюбилась – строка из VII строфы третьей главы. О первой любви юной девушки.

Поэзии священный бред – строка из LVIII строфы первой главы. О поэзии как результате священного вдохновения свыше.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она – строки из XXXI строфы второй главы. О большом значении привычки в жизни человека.

Придет, придет и наше время – строка из XXXVIII строфы второй главы. О неотвратимости времени.

Раскаяться во мне нет силы – строка из XXIX строфы третьей главы. О нежелании побороть соблазны и слабости, к которым привык.

…славы дань

Кривые толки, шум и брань – строки из LX строфы первой главы. Ирония по поводу славы и известности.

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил – последние строки III строфы первой главы, шутливое описание воспитателя.

С ученым видом знатока – строка из V строфы первой главы. Ироничная оценка чьей-либо претензии на ученость.

Томясь душевной пустотой – строка из XLIV строфы первой главы. О скуке и безделии.

Театр уж полон; ложи блещут – строка из XX строфы первой главы. О начале театрального представления. В образном, переносном значении о начале чего-нибудь торжественного.

Уж не пародия ли он? – строка из XLIV строфы седьмой главы. О разочаровании в ком-либо. Так подумала Татьяна об Онегине, когда ознакомилась с пометками в его книгах.

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет – строки из посвящения к роману. О наблюдениях и философских размышлениях о жизни.

Умен и очень мил… – слова из последней строки IV строфы первой главы. Ироничное определение молодого человека, снисходительно-приветливо принимаемого в обществе за его хорошие манеры и приятный вид.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей – строки из VII строфы четвертой главы. Вторая строка часто цитируется ошибочно «Тем больше нравимся мы ей». О психологическом эффекте, в результате которого влюбленные на первых порах проявляют больший интерес к тому, кто не обращает внимания на них.

Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана

Я буду век ему верна – строки из XLVII строфы восьмой главы. О супружеской верности. Последние слова, сказанные Татьяной Онегину.