Чьего мнения более всего боится фамусов. Фамусов и жизненная философия отцов в комедии А

Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала нелегких взаимоотношений с цензурой, поскольку на то время пьеса несла в себе достаточно острый характер и смелое содержание.

В комедии автор затрагивает насущные проблемы социума, которые назрели ещё к началу XIX века. Однако нравственный, основополагающий конфликт, который определяется взаимосвязью с назревшим расколом слоя общества дворян, соотнесён к проблеме восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественный устрой.

В грибоедовской пьесе выявлены такие феномены как «век нынешний» и «век минувший». Между ними и возникает недопонимание, разрешить которое невозможно. Фамусов Павел Афанасьевич - первостепенный проповедник «века минувшего», выступающий его главным защитником.

Характеристика героя

Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» - Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы - главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов - более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя - Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.

(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени )

Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.

У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель - обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.

Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.

Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.

Образ героя в произведении

В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль подлинного противника просветительской деятельности, выступает против всяческих нововведений, поскольку, по его мнению, это влечёт за собой угрозу его спокойной и благополучной жизни.

Распущенное поведение взрослой дочери Софьи он мотивирует постоянным чтением книг. Однако чтение - не единственная причина, способствующая такому поведению.

Фамусов с уверенностью утверждает, что и зарубежные преподаватели, и интерес к изучению искусств - все это лишь навредит дворянским детям, получение образования им вовсе не нужно, так как семейная жизнь не вынуждает и не предполагает его наличие.

Самым лучшим примером своей дочери Фамусов считает её же отца, как бы тщеславно это ни звучало.

Изображению Павла Фамусова и его обществу Грибоедов старался придать максимально застарелых помещичьих взглядов и мнений, их несостоятельности, а также подчеркнуть закоренелые привычки, которые так глубоко осели в их сознании.

Именно в таком ключе поставлена роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Меню статьи:

В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

Семейная жизнь Фамусова

В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

Государственная служба Фамусова

С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

Личностные качества и привычки Фамусова


В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

Конфликт Чацкого и Фамусова

Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…

Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.


/ / / Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смелое для своей эпохи произведение – комедия Александра Сергеевича Грибоедова прошла нелегкий путь, прежде чем стала известна широкому кругу читателей. Цензура сначала не пропустила его ни в печать, ни на сцену.

Острые проблемы, назревшие в обществе, а на первом месте – раскол в среде дворянства – легли в основу .

Грибоедов отразил в своем произведении и главное противоречие 19 века – конфликт старых укладов и новых взглядов. На защите идей «минувшего века» стоит один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов.

Это не просто рядовой дворянин, он занимает высокое положение в Москве и имеет влияние. Должность Фамусова – управляющий в казенном доме. Его семья – семнадцатилетняя дочь , которую он воспитывает один, так как жена умерла.

Фамусов настроен против перемен, даже правильнее было бы сказать, что он их попросту боится, ведь непонятно как они обернутся и повлияют на устроенную и приятную жизнь, которая есть на данный момент.

Образ Фамусова не сложен и легко прорисовывается с первых же явлений комедии «Горе от ума». Следует подчеркнуть тот важный момент, что мнение этого героя – это обобщенное представление всех дворян того времени.

Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой .

Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.

Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. – противник таких взглядов - называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.

Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.

Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

Его фамилию производили от слова «фама», что по-латыни значит «молва»; указывалось, что этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения. Производят фамилию «Фамусов» и от латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Павел Афанасьевич Фамусов - богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Это подчёркивается и его фамилией Фамусов - родовитый дворянин: он в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем и титулованными дворянами, посещающими его дом.

Фамусов - реалистически созданный образ. Он раскрыт всесторонне - и как помещик, и как чиновник, и как отец.

По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны во всех областях политической и общественной жизни. Фамусов - поклонник дворянской Москвы, её обычаев, образа жизни московского дворянства. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишён практического, житейского ума, добродушия, но в то же время и ворчлив, вспыльчив, льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.

Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в его языке. Его речь типична для московского барина.

По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи встречаются народные слова и выражения: зелье, невзначай, подитка, откудова, против будущей недели, давно полковники, бьют баклуши, в ус никого не дуют и т. п. Попадаются и иноязычные слова: симфония, квартал, куртаг, карбонарий. Но характерно, что в языке Фамусова, прекрасно владеющего речью, нет слов, выражающих сложные душевные переживания, научные понятия, - это указывает на его невысокий культурный уровень. Фамусов говорит житейским языком. Оттого в его синтаксисе много разговорных выражений и простонародных оборотов речи: «Ну, выкинул ж ты штуку!», «Чуть из постели прыг!» Своей речью, её словарём и синтаксисом Фамусов как бы желает подчеркнуть, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи. Это несколько отличает его от других представителей его общества.

Но натура Фамусова ярче проявляется в интонациях в тех оттенках, которые приобретает его речь в зависимости от того, с кем он говорит.

Начальнически высокомерный с мелким чиновником Молчалиным, к которому он всё время обращается на «ты», Фамусов держится с Чацким, как с - человеком своего круга. Льстиво, заискивающе говорит Фамусов с влиятельным Скалозубом: «Сергей Сергеич, дорогой!», «Прошу покорно», «позвольте», «помилуйте»; прибавляет в разговоре с ним к словам частицу - с: «к нам сюда-с», «вот-с, Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок» и т. п.

Со слугами он груб, кричит на них: «Ослы! сто раз вам повторять?»

Образ Фамусова-отца ярко раскрывается в его обращении с Софьей. Он и журит её", и ласкает, и упрекает, и заботится о ней. Он и обращается к ней по-разному: Софья, Софьюшка, Софья Павловна, мой друг, дочка, сударыня.

Так речевой манерой Грибоедов делает ещё более ярким правдивый образ Фамусова, этого типичного представителя московского дворянства начала XIX века.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Фамусов и его окружение. (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от Його прізвище робили від слова «фама», що по-латинському значить «поголоска»; вказувалося, що цим Грибоєдов хотів підкреслити, що Фамусов боїться поголоски, Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (2) В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии «Горе от Грибоедов А. С.Сочинение по произведению на тему: Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова. А. С. Грибоедов написал комедию "Горе от
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца. ...Прошедшего житья подлейшие черты. А. С. Грибоедов Павел Афанасьевич Фамусов - один из главных героев комедии «Горе от ума», идеолог старой барской Москвы - появляется перед читателем и зрителем в тот мо­мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо­ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по­явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением. Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов - знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра­фини Хрюмины, «не нынче - завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон­ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве? Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До­стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет: Будь плохонький, а если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених. Отношение к службе у него тоже своеобразное: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано - так с плеч долой! О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова - только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника - умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться. Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи. Воспитание молодого поколения - одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений... Заканчивает свою мысль он категорическим требованием: ...уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь. Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», - внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам. Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников. К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство - вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра­стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва­ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до­статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» - это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка­чеством силы свежей» (И. А. Гончаров). Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре­мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России - декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис­кивания, яркой, колоритной речью, незабываем. детская стоматология