Денис иванович фонвизин как умер. Фонвизин, денис иванович

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. Его фамилия происходит от Лифляндского древнего рода. Немецкий барон Петр Фон Висин ещё при царствовании Иоанна Грозного покинул родину и переехал в Россию. После середины XIX века фамилия Фон Висин стала писаться слитно – Фонвизин.

В семье Дениса Ивановича было восемь детей. Отец сам занимался их обучением. Как только в Москве открылась дворянская школа, Иван Фонвизин отдал туда своих старших сыновей – Павла и Дениса.

Вконтакте

Университетские годы

Денис отлично учился в гимназии. Как лучшего ученика его представили императрице Елизавете Петровне и меценату Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. Великолепие Петербурга, шик и роскошь царского дворца, спектакли в театре – все это произвело на Дениса огромное впечатление. К окончанию гимназии Фонвизин участвовал в публичных выступлениях как на русском, так и на немецком языке. В 1759 году он стал студентом университета и с блеском закончил его через 3 года, не достигнув восемнадцати лет.

Московский университет был первым университетом Российской империи с тремя факультетами: права, медицины и философии. Его особенностью было наличие гимназии, состоящей из двух отделений – для дворян и разночинцев. В то время университет только начал своё развитие, но Фонвизин вышел из него с довольно обширными знаниями, культурной заинтересованностью и владением иностранными языками.

В то время университет был средоточием культурной жизни всего города. Асессор Михаил Херасков (эта должность предполагала вести контроль над студентами) стал руководить университетским театром, тогда же взял попечительство над типографией и выпустил журнал «Полезное Увеселение». Основная тема журнала – это оды, элегии, проза философского характера. Увлечение литературой захватило и Фонвизина. В «Полезном Увеселении» был напечатан его перевод повествования «Правосудный Юпитер». Денис Иванович стал заниматься переводом с немецкого языка:

  • Перевод сказок датчанина Гольберга.
  • Несколько переводных статей были изданы в журнале «Собрание лучших сочинений».
  • Перевод Овидия «Метаморфозы».
  • Перевод произведения «Геройская добродетель» Террасона
  • Перевод стихами трагедии Вольтера «Альзира».

Карьера

После окончания университета он пошёл на военную службу, но как только появилась возможность, перевёлся в коллегию иностранных дел на должность переводчика. Вскоре он переехал в Петербург, где за короткое время сделал успешную карьеру. Такой стремительный успех по службе объясняется тем, что Денис был очень грамотным и светским человеком . А литература и переводы помогали ему завести полезных друзей и покровителей.

С возрастом у Фонвизина развилось большое острословие и ирония. Он подмечал все недостатки общества и остроумно их высмеивал, чем нажил себе немало врагов. Одним из них был драматург Владимир Игнатьевич Лукин, секретарь министра Елагина. Лукин признавал таланты Фонвизина, но вражда между ними не прекращалась, вплоть до увольнения Лукина.

Несмотря на государственную службу, Денис Иванович продолжал заниматься литературной деятельностью. Он увлёкся учением французских философов-атеистов, что отразилось в некоторых его произведениях. Отказ от веры был недолгим, и литератор снова стал глубоко религиозным человеком.

Самое главное произведение

После написания знаменитой комедии «Бригадир», автор стал знаменит на весь Петербург. Фонвизина приглашали читать своё произведение в известные дворянские дома и даже во дворец к императрице. Позже «Бригадир» был поставлен на сцене театра и долгое время имел необыкновенный успех.

Помимо комедии, Денис Иванович продолжал заниматься переводами в прозаической форме. В 1769 году, Фонвизин перешёл на службу к графу Никите Ивановичу Панину в коллегию по иностранным делам. Здесь он быстро пошёл вверх по карьерной лестнице, очень много работал, вёл переписку и помогал Панину во всём. За усердную службу Панин щедро наградил своего подчинённого. Он подарил ему больше тысячи крепостных крестьян в Витебской области.

Семья Фонвизина

В 1774 году Денис Иванович Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой (Хлоповой). Со своей женой он прожил счастливую жизнь, построенную на уважении и доверии друг к другу. Хотя всю жизнь он любил только одну женщину Анну Приклонскую. Приклонская была замужем , не обладала сверхъестественной красотой, но считалась очень умной и образованной женщиной. Она отвечала Фонвизину взаимностью, но расстояние и замужество Анны помешало им создать союз.

После отставки своего начальника Панина , Фонвизин не покинул его. Они продолжали совместную работу над государственными реформами. В 782 году Денис Иванович вышел в отставку с пожизненной пенсией, пожалованной ему императрицей.

Получив в своё распоряжение много свободного времени, литератор занялся постановкой на сцене ещё одного своего знаменитого произведения «Недоросль» . Пьеса стала настолько популярной, что была переведена на немецкий язык и поставлена в европейских театрах.

В пожилом возрасте Фонвизин страдал от серьёзных заболеваний. Но даже в таком положении он не переставал работать над литературными трудами. После смерти Денис Ивановича прошло уже больше двухсот лет, а его сатира, литературные идеи и произведения до сих пор не потеряли свою актуальность.

«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» - всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.

Потомок рыцарского рода

По стопам предков-военных Фонвизин не пошел. Он с четырех лет начал изучать грамоту, а с десяти поступил в дворянскую гимназию при Московском университете .

Во время учебы на философском факультете в журнале «Полезное увеселение» Михаила Хераскова юноша публиковал первые сатирические произведения. Там же вышла и переводная статья «Правосудный Юпитер».

В 1760 году Дениса Фонвизина и его младшего брата Павла как лучших студентов направили в Санкт-Петербург , чтобы представить основателю Московского университета графу Ивану Шувалову. В столице начинающий писатель познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Александром Сумароковым. Тогда Фонвизин впервые увидел спектакль - пьесу «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга. «Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие» , - написал он позже.

Знание латинского и немецкого, а позднее французского позволило Денису Фонвизину проявить себя профессиональным переводчиком. В этот период он перевел на русский более 200 басен Хольберга, «Метаморфозы» Овидия, произведения Террасона и Вольтера.

Секретарь «для некоторых дел»

После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.

Тогда же поставили первую комедию Фонвизина «Корион» - перевод повести французского писателя Жан-Батиста-Луи Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяния и благодарность». Первую оригинальную комедию - «Бригадир» - Фонвизин закончил в 1769 году. Пьеса так понравилась публике, что писателя сравнивали с Мольером, основателем классической комедии. Издатель Николай Новиков писал: «...Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» Дениса Фонвизина даже пригласили в Петергоф , чтобы он лично прочитал произведение императрице Екатерине II .

В 1769 году Фонвизин оставил службу у Елагина и стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах, под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.

Путешествие по Европе

В конце 1774 года Денис Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой, дочери богатого купца. Свадьбу сыграли в Москве, а жить молодожены вернулись в Петербург, в дом на Галерной улице. Через три года жена Фонвизина заболела. Чтобы поправить здоровье, они поехали во Францию - это было первое заграничное путешествие писателя. По пути супруги побывали в Варшаве и Дрездене, Лейпциге и Лионе, Страсбурге и Мангейме. Когда жене стало лучше, они посетили южные французские провинции.

Во время путешествия Фонвизин писал письма сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. Он описывал им французскую действительность, культуру, рассказывал про достижения в науке и литературе.

Через 6 лет Фонвизины снова побывали в Европе - они отправились в Германию. Фонвизин посетил Лейпциг, Мемель, Франкфурт, Нюрнберг. Писатель гулял по городу, ходил в музеи и картинные галереи.

Главная комедия Фонвизина

Денис Фонвизин прослужил у Никиты Панина до 1782 года, был одним из его доверенных лиц и близким помощником, разделял его оппозиционные взгляды по отношению к императрице России. На основании идей Панина Фонвизин создал одно из лучших произведений русской публицистики - «Рассуждение о непременных государственных законах». Этот трактат написан для будущего императора Павла Петровича . Долгое время «Рассуждение» оставалось популярным, но под другим названием - «Мысли покойного Дениса Ивановича Фонвизина о необходимой нужде в непременном законоположении для Российской империи».

В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию - «Недоросль» . Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу - они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса - московской.

Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина - артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.

Борьба с недугом

В 1784 году Фонвизины уехали в Италию. Там писатель успевал посещать древние церкви и соборы, рассматривал картины в музеях и частных коллекциях. «Множество молодых живописцев упражняются тут (в галерее во Флоренции. - Прим. ред.) в копировании славных картин. Словом, тут видишь и галерею, и школу. Мы с женою бываем в ней очень часто, а особливо я почти всякий день» , - писал Фонвизин матери. Однако в Италии писателю понравилось меньше, чем в Германии. Итальянцы показались ему шумными, умных собеседников нет, по-французски не говорят, в карты не играют, а кормят так, что Фонвизину приходилось краснеть за хозяина.

В августе 1785 года писатель вернулся в Россию. В Москве у Фонвизина случился первый инсульт, и он надолго был прикован к постели. «В тусклых глазах его засветился луч радости, когда я подошел к его постели: он хотел, но не мог обнять меня, силился приветствовать меня словами, но язык не слушался и произносил невнятные звуки... Правая рука у него совсем отнялась, так что он и двигать ею не мог» , - писал его друг Герман Клостерман. Врачи отправили больного писателя на лечение в Карлсбад.

Когда Фонвизину стало лучше, он стал готовить к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако Екатерина II его запретила. Она также не одобрила и полное собрание сочинений писателя.

В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Денис Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище

Сатирик и драматург Фонвизин (Фон-Визин) Денис Иванович родился 3(14).IV.1744 или 1745 г. в Москве в дворянской семье, умер 1(12).XII.1792 г. в Петербурге . Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дворян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимназического курса был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и определился на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего театрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в особенности дружит с выдающимся актером И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Панине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777-78 совершил путешествие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энциклопедистом Д"Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «триумфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.

В 1784-85 ездил лечиться за границу - в Италию, а в 1786-87 в Австрию, но поездки эти не принесли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру пробудился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас литературных опытов писателя является перевод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдельным изданием - в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к получению удовольствия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1-4 ч., 1762 -1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассуждение Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Метаморфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, - писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. - Острые слова мои носились по Москве ... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе людей, отгонял их от себя и словами и пером. Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли...» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихотворные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Петербург. В «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворений». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпиграмма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не послание, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бытия. Большого мастерства достиг он в обрисовке слуг, ответы которых на заданный им вопрос выявляют индивидуальные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «вольтерьянство» Петрушки не выдуманы сатириком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и настроениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего колоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Однако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталистических отношений в России сопровождалось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно поэтому, что Фонвизин, наряду с резким сатирическим изображением русского крепостнического уклада, с большой остротой показывает в своем «Послании к слугам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоотношения. Жизненная сила и обличительная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оценку Белинского , утверждавшего, что «забавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», поставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин , И. П. Елагин, Б. Е. Ельчанинов), - задачу создания русской национально-бытовой комедии путем «склонения на паши правы», т. е. переделки, произведений западноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила комедия французского поэта Грессе «Сидней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутствовавшее во французском тексте действующее лицо - крепостного крестьянина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия - «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792-1795). По справедливому выражению современника, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в наших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей русской драматургии XVIII века явилась комедия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содержащееся в этой пьесе обличение «злонравия» помещиков-крепостников, благодаря остроте художественно-сатирического обобщения, с невиданной ранее выразительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недоросле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства» (М.Горький, История русской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению комедия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обузданию крепостников. «Недоросль» -комедия социально-политическая, поскольку заключенный в ней подтекст направлен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления крепостничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки воспринимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только посредством декларативных сентенций, произносимых положительными персонажами, но и в живых, запоминающихся образах. Одни из них заострены до гротеска, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в почти животную, примитивную и безрассудную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно неминуемо превратить его в тирана-крепостника, подобного матери. Отрицательным персонажам, согласно законам драматургии классицизма, противопоставлены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремился избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отражение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Недоросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С особенным мастерством индивидуализирована опять-таки речь сатирических действующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках драматургических правил классицизма. Однако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мотив сочувствия «страждущему человечеству») и реалистические тенденции вели к преодолению условностей классического комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии - «Бригадир» и в особенности «Недоросль» - оказали исключительно большое влияние на дальнейшее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедов а, называя их «истинно общественными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние... выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Недоросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначавшийся для наследника русского престола, трактат этот должен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаворитизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идейной направленностью «Недоросля». Впоследствии, сокращенный и переработанный применительно к условиям общественной борьбы конца 10-х - 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей творческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатирических в своей основе. Таковы:

«Опыт российского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-российского языка»),

«Челобитная российской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой общественный резонанс получили «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады против внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раздражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати первую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, - «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой благочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестящих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века - «Всеобщая придворная грамматика». Материалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати только в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатирические произведения, но и письма - замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, является басня «Лисица-казнодей» (напечатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монархам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это время своего наивысшего общественно-политического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глубокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в русской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В суждениях А. Бестужев а, Пушкин а, Гоголя, Герцен а подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драматургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гончаров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щедрин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По определению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» («История русской литературы», с. 25).

«Недоросль» - единственная русская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Наверное, наиболее точный пример российской словесности периода Просвещения - Д.И. Фонвизин, биография этого человека яркое тому свидетельство. Своим оружием Фонвизин избрал комедию, его острые сатирические произведения отражают состояние дел в Российской империи того периода. Взгляды Фонвизина существенно повлияли на умы молодого поколения XIX века, в частности А.С. Пушкина, считавшего Фонвизина «другом свободы».

Детство и юность

В апреле 1745 года родился Д.И.Фонвизин, биография выдающегося писателя началась в городе Москве. Фамилия Фонвизин происходила из древнего рыцарского рода. Предок Дениса Ивановича имел немецкие корни и был рыцарем, попавшим в русский плен во время Отец будущего писателя был человеком чести и не терпел лжи и невежества. Первоначальное домашнее воспитание сыну дал именно отец, относившийся к этому весьма серьезно.

В возрасте десяти лет Денис Фонвизин поступает в дворянскую гимназию, а затем в недавно открытый М.В.Ломоносовым Московский университет. В эти годы Д.И.Фонвизин, биография молодого человека имеет такие сведенья, увлекался переводами с иностранных языков и театром. Эти увлечения скажутся в дальнейшем на всей жизни писателя. Вместе с переводами Фонвизин впитал в себя идеи европейского Просвещения, а театр пробудил в юноше писательский дар.

В возрасте 17 лет Фонвизин переезжает в Петербург и поступает на службу в иностранную коллегию переводчиком. Поскольку теперь он стал придворным служащим, то согласно со своим статусом был обязан посещать все увеселительные мероприятия, как то: Это обязанность сильно тяготила молодого человека, о чем свидетельствуют многочисленные письма.

На службе у графа Панина

В 1769 году Фонвизин переходит на службу к выполняющему функции министра иностранных дел и воспитателю наследника В то время граф слыл демократом и прикладывал массу усилий для смягчения самодержавной деспотии. Екатерина II на словах выступала за «просвещенную» монархию, однако на деле ее поступки свидетельствовали о

обратном. Попав в опалу, граф Панин скончался в 1783 году, оставив по себе свое «политическое завещание», записанное секретарем, единомышленником и другом Д.И.Фонвизиным.

Конфликт с Екатериной II

Оставив после смерти графа службу, Д.И.Фонвизин занялся работой над созданием словаря русского языка, а именно его частью, связанной с синонимами. Выполняя эту работу, Д.И.Фонвизин, биография об этом факте говорит однозначно, не мог удержаться, чтобы не отпустить остроты по поводу государством, а также шутки о придворных. Эти статьи были напечатаны в журнале «Собеседник любителей российского слова», где печаталась под псевдонимом и императрица. Между ней и Фонвизиным возник спор, результатом которого стал запрет печатать любые

Последние годы жизни

Все несчастья обрушились на голову Д.И. Фонвизина в одночасье. Лишенный возможности публиковать свои работы, испытавший горечь поражения в политической борьбе, разоренный и тяжело больной Фонвизин медленно угасал. Умер, как свидетельствует краткая биография, Д.И.Фонвизин 1 декабря 1792 года в Петербурге.

Род деятельности:

знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии

Направление:

классицизм

в Викитеке.

Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон-Визин, фон Ви́зен 3 апреля , Москва - 1 декабря , Санкт-Петербург) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Биография

Фамилия Фон-Визен или, с русифицированным окончанием, Фон-Визин (нем. von Wiesen ) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века . Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина П. А. Вяземский . Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX в. Н. С. Тихонравовым , хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русской».

Денис Иванович Фонвизин происходил из рыцарского рода , вышедшего из Ливонии при Иване Грозном , давшего России несколько поколений служилых дворян. Сын Ивана Андреевича Фонвизина , образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в своём произведении «Недоросль ».

В 1755-1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете , затем в течение года - на философском факультете университета. В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург . Здесь он познакомился с Ломоносовым , с основателем русского театра А. П. Сумароковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга . Всего Фонвизин перевёл 228 басен. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака » Фенелона , трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия , в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо . Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство » в 1933 году. Её персонажи - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция . Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского .

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице, автор был приглашён в Петергоф , после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича , графом Никитой Ивановичем Паниным . В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение…» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции . Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову . Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана , занимает центральное место.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений - комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре. Накануне смерти он познакомился с И. И. Дмитриевым , оставившим воспоминания о последнем вечере Фонвизина.

Значение

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал А. И. Герцен .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Библиография

  • Издания произведений Фонвизина:
    • «Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина» (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова , с биографией, составленной А. П. Пятковским);
    • «Первое полное собрание сочинений Фонвизина» (М., 1888);
  • Материалы к биографии и творчеству:
    • Кн. П. А. Вяземский , «Фонвизин» (СПб., 1848; «Полн. Собр Соч. кн. Вяземского», т. V, Факсимильное воспроизведение в pdf);
    • Н. С. Тихонравов , «Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова» (СПб., 1894);
    • A. И. Незелёнов, «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (СПб., 1889);
    • С. А. Венгеров , «Русская поэзия» (т. 1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чортик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Фонвизину);
    • И. Н. Жданов , «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная библиография).
    • А. Л. Штейн , «Д. И. Фонвизин: 1745-1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).
    • Станислав Рассадин . Умри, Денис, или Неугодный собеседник императрицы. (История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина). М., «Текст» , Серия «Коллекция», 2008.

Адреса в Санкт-Петербурге

Лето 1773 - 11.1774 года - Большая Садовая улица, 26.

Увековечивание памяти

  • В Москве имеется улица Фонвизина , названная так в честь драматурга. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Образ Фонвизина в литературе

  • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством »:
- ... Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего!

Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена ! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.

  • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин » в строфе о русском театре:
  • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь .
  • Старообрядцы полностью включили в свое сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 43).

Примечания

Ссылки

  • Растягаев А. В. Чистосердечный Фонвизин // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 5 - Филология .
  • Тексты дневника Д. И. Фонвизина с его впечатлениями о европейских странах
  • Клостерман Г. И. Фонвизин. Из неизданных записок Клостермана / Прим. П. И. Бартенева // Русский архив, 1881. - Кн. 3. - Вып. 6. - С. 291-299.
  • Фонвизин, Денис Иванович в библиотеке Максима Мошкова
  • Шпаргалка по творчеству Фонвизина Д. И.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 апреля
  • Родившиеся в 1745 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 12 декабря
  • Умершие в 1792 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Денис Фонвизин
  • Обучавшиеся в МГУ
  • Писатели России XVIII века
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Русские писатели XVIII века
  • Драматурги России
  • Переводчики прозы и драматургии на русский язык
  • Публицисты России
  • Баснописцы
  • Члены Академии Российской
  • Фонвизины
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фонвизин, Денис Иванович" в других словарях:

    Денис Фонвизин Дата рождения: 3 (14) апреля 1745 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 1 (12) декабря 1792 Место смерти: Санкт Петербург, Российская империя Род деят … Википедия

    Русский писатель. Родился в богатой дворянской семье. В 1755√62 учился в гимназии при Московском университете. В 1762 определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в… … Большая советская энциклопедия

    Фонвизин (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII веке в два слова: это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как … Биографический словарь

    - (1745 или 1744 92), рус. писатель, основоположник рус. бытовой сатирич. комедии. «Недоросль» Ф. не сходил со сцены до 1840 х гг.; интерес к Ф. усилился после выхода Полн. собр. соч. (1830) и разысканий П. А. Вяземского (печатались с 1830).… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1744 или 1745 1792) русский писатель, просветитель. В комедии Бригадир (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии Недоросль (постановка 1782), этапном произведении русской … Большой Энциклопедический словарь

    - (1744/1745 1792 гг.) писатель, драматург А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Фонвизин, Денис Иванович - ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: “Бригадир” (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; “Недоросль” (постановка 1782) этапное произведение,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род. в Москве 3 апр. 1745 г., умер в С. Петербурге 1 дек. 1792 г. Родословные росписи рода Фонвизиных начинаются именем Петра Володимерова, титулуемого бароном. "В царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1744/1745 1792), русский писатель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы … Энциклопедический словарь

    - (1744, Москва — 1792, Петербург), писатель, драматург, публицист. Брат. Детство Фонвизина прошло в д. 15 по. Первоначальное образование получил под руководством отца — Ивана Андреевича в духе уважения к старине и христианским обычаям … Москва (энциклопедия)