Древнеславянские обереги наших предков. Праздник для учащихся начальной школы на тему: Сказки

В Российской Федерации внезапно обнаружились русские. Об этом неопровержимо свидетельствует новая редакция концепции Государственной национальной политики, которая будет предложена президенту, не так давно назвавшему себя самым эффективным националистом страны.

«Российское государство складывалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ, – говорится в новом документе. – Объединяет современное российское общество единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России».

В нем же ставится задача по «этнокультурному развитию русского народа» и «укреплению статуса русского языка как государственного». Среди значимых угроз называются такие, как «гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, в том числе за счет поддержки из-за рубежа», незаконная миграция и несовершенство системы адаптации мигрантов, формирование замкнутых этнических анклавов, отток русского населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.

Можно только надеяться, что данный проект по пути к президентской подписи не растеряет эти формулировки, наоборот, они будут заточены для лучшего понимания всеми (и прежде всего чиновниками, проводящими нацполитику на местах) простой истины: без русских никакой России не будет. Чтобы была Россия, нужны русские, нужно, чтобы русских было больше и чтобы мы становились все более русскими – народом с глубоким и гордым историческим самосознанием и уверенностью в собственных силах. Необходимо, как выражался некогда министр просвещения граф Уваров, «развить русскую национальность на истинных ее началах и тем поставить ее центром государственного быта и нравственной образованности».

Напротив, путь к гибели страны – делать так, чтобы русские ощущали себя гонимым и угнетаемым меньшинством, испытывали желание сесть на трактор и «сбежать из России», причем не в Хабаровск, а гораздо дальше.

В том, что у части русских граждан появились соответствующие настроения, виноваты и власть, десятилетия сводившая единство России к тому, чтобы «не обижать гордые народы», и многие русские националисты, которые вцепились в психологию меньшинства и начали ее культивировать, и медиа, с яростью отрицавшие само существование русских – все-то у нас чужое, все-то у нас некузявое, и даже русских как таковых нет, русский – это не существительное, а прилагательное.

Иногда эту несусветную дичь в приступе национального самоедства повторяли даже некоторые мыслители-патриоты. «Одной из черт русского характера является способность к самой жесткой самокритике. В этом отношении мы, пожалуй, превосходим кого угодно», – отмечал известный литературовед-евразиец В. В. Кожинов. Он объяснил это тем, что «русские называют себя именем прилагательным, т. е. есть определенная неуверенность, поскольку русские предстают не столько как нация, сколько как некое скрепляющее огромный субконтинент начало». Тем самым публицист (впрочем, не он первый и не он последний) дал наглядный урок той самой неуверенности и чрезмерной национальной самопривередливости и самокритики, о которых говорил.

Их первопричина, конечно, не в мнимой «прилагательности», а стало быть, и расплывчатости русской национальной идентичности.

На пути к существительному

Именем народа, создавшего Русское государство, первые несколько столетий его истории было «русь» (правильное единственное число – «русин»). Прилагательное же «руский» использовалось как определение при том или ином существительном – «язык» (в смысле народ, gens), «земля», «князь», «люди», «послы», «закон», «власть», «род», «волость», «сторона/страна», «град», «митрополия», «море», «ладьи», «имя», «челядин», «сыны», «вои», «полки», «праздник», «познание», «устремление» – все это в древнерусской словесности XI века определяется как «руское» (второе «с» появилось под западным влиянием лишь в XVII веке).

Это словоупотребление было единственной нормой русского литературного языка до петровских реформ, распространяясь и на любые другие этнонимы – «немецкие люди», «литовские люди», «персидские люди», «турецкие люди». «Эллипсис», как выражаются лингвисты, то есть опущение слова «люди» и субстантивация прилагательного «русский», начинает намечаться лишь в середине XVII века, и первоначально его можно объяснить усталостью писца от тавтологий.

По всей видимости, первый случай употребления субстантивированного прилагательного «русский» находится в Соборном уложении 1649 года:

«Полонянки, которые выданы замуж за русских... велено жить им на воле, где кто похочет». Однако настоящий лингвистический сдвиг относится к петровской эпохе, когда русский язык подвергается мощнейшему воздействию западноевропейских (прежде всего немецкого) языков. Тогда-то вместо существительных с определением «русский» и форм «русь», «русин» и т. д. начинает употребляться в качестве этнонима субстантивированное прилагательное «русский», причем до начала ХIХ века в качестве явления низкого штиля оно соперничает со славянизмом высокого штиля «россиянин».

Характерно, что в статье «О любви к отечеству и народной гордости» Карамзин последовательно пользуется словом «русский» как субстантивом, а в «Записке о древней и новой России» и «Истории» все больше места занимают «россияне», но до конца «русских» все же не вытесняют.

Невозможно объяснять стародавнюю русскую склонность к самоедству таким относительного новым языковым явлением, как употребление в качестве этнонима «прилагательного». Напротив, напористое «русский» становится в XIX–XX веках знаменем именно национального образа мысли, символом националистического направления, обозначающего само себя как «русское воззрение», «русское направление», «истинно русские», «русская партия».

Если уж в чем и искать причины въедливой русской самокритики, так это в русской интеллигенции, которая единственная и является ее носителем (в простом народе, если считать выражением его воззрений пословицы, былины и исторические песни, никакого национального самоедства мы не заметим). И связана эта черта прежде всего с тем, что наша интеллигенция не считает и не хотела бы считать прилагательное «русский» себя определяющим. Часть нашей интеллигенции хотела и хочет быть иностранной – общечеловечески-космополитической или же связанной с тем или иным конкретным (но не русским) народом.

Есть в чем упрекнуть не только либералов, но и некоторых националистов. Они зачастую хотели бы возвести себя в положение «конструирующей» нации, а потому иногда отрицают историческое бытие русской нации, чтобы такая «мелочь», как тысячелетнее здание русской народности, государственности и веры, не мешало бы на площадке «нацбилдинга».

Парадоксальным образом тысячелетняя русская нация и более чем двухсотлетняя история сознательного русского национализма «современного» образца остаются среди этого праздника самопоедания убогим сиротой. Поэтому следует еще раз повторить некоторые вещи, которые мне лично представляются самоочевидными.

Русская нация существует

Русская нация входит в число старейших наций Европы, перечисляемых в любом мало-мальски серьезном исследовании истории наций и национализма. «Старыми нациями Европы в 1789 году были на западе – англичане, шотландцы, французы, голландцы, кастильцы и португальцы; на севере – датчане и шведы; и на востоке – венгры, поляки и русские», – писал в 1977 году британский исследователь Хью Сетон-Уотсон.

Русская националистическая мысль как минимум не младше немецкой. Ее первый развернутый манифест, упомянутая выше статья Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости» с ее знаменитым «русский должен знать цену свою», относится к 1802 году, не будучи, разумеется, первым выражением сознательного русского национального чувства. Традиция русского интеллектуального национализма насчитывает десятки имен крупнейших мыслителей, писателей, поэтов.

Понятие «русские» обозначает обширное уже в древности (тем более сегодня) сообщество людей, связанных общностью происхождения, языка, самосознания и долговременным единством политической судьбы (если не всегда актуальным, то всегда чаемым этой общностью).

Понятием русской нации охватывается не только этнографическая группа великороссов, но все восточные славяне. Группы малороссов и белорусов имели особенности в своем политическом и языковом развитии, но до начала эпохи политического конструирования наций в ХХ веке не порывали с самосознанием русского единства (или, по крайней мере, триединства), да и сейчас этот разрыв является во многом искусственным и насильственным.

Слово «Русь» появляется в исторических источниках IX века, а уже в середине XI века относится к обширной надплеменной исторической, культурной и политической общности, к которой прилагаются понятия «земля», «люди», «язык», «власть». Нет никаких оснований отказывать этой общности в имени «нации», по крайней мере в том смысле, который вкладывается в него авторами, говорящими о «нациях до национализма».

«Россия является старейшим национальным государством Европы», – отмечал выдающийся русский публицист и политический мыслитель И. Л. Солоневич.

Русская нация появляется на историческом поприще одновременно с большинством других христианских наций Европы. Если посмотреть на карту континента X–XI веков, в большинстве своем мы увидим на ней те же страны и народы, что и сегодня, за очень и очень немногими исключениями. Англия, Франция, Польша, Чехия, Венгрия, Дания, Швеция, Норвегия, Сербия, Хорватия, Болгария, Португалия появились на карте именно в этот период. В составе Священной Римской империи оформились королевства Германия и Италия, хотя и не достигавшие настоящего политического единства. На севере Иберийского полуострова христиане Леона и Кастилии вели реконкисту у мавров, подготавливая появление Испании. Это был период «великого происхождения народов», и русская нация явилась на свет именно в этот момент.

Ни в один из периодов своей истории русские не теряли память о своей общности и не забывали ее имя. Ни в период так называемой раздробленности, ни в эпоху монгольского завоевания представления о русской земле, русском единстве и общерусском деле не исчезали полностью. «Да устроится русская земля и да будет в ней справедливость», – высказывает свою сокровенную мечту тверской купец Афанасий сын Никитин, затерявшийся за тремя морями, в песках и горах Востока.

Успешное формирование в XV–XVI веках централизованного государства – России – было связано с тем, что оно с самого начала выступало в качестве раннего национального государства, соединяющего национальную общность под единой властью и формирующего ее политические, культурные и экономические институты.

Когда Иван III требовал земли Западной Руси, захваченные Литвой (в частности, Киев), он подчеркивал, что требует назад русскую землю по праву русского государя: «Русская земля вся с Божьей волею из старины от наших прародителей наша отчина; и нам ныне своей отчины жаль, а их отчина Лятская земля да Литовская».

Русское самосознание при строительстве государства было чрезвычайно важным фактором. Францию столетиями приходилось собирать из разнородных кусков, а Иван III и Василий III за полвека собрали все русские земли за пределами Литвы – и в них не обнаружилось никакого сепаратизма. Всего 70 лет спустя после присоединения к Московскому государству Псков выдерживает осаду Стефаном Баторием, ощущая себя как органичная часть единого Русского государства. Ни в ходе Ливонской войны, ни в ходе Смуты Новгород не пытается воспользоваться возможностью для сепаратистских поползновений – новгородская измена очевидно коренится лишь в воспаленном тираническом мозгу Ивана IV. Нередкие в этих городах городские восстания никогда не носят сепаратистской окраски, свидетельствуя, что полисное начало в них укоренилось куда глубже, чем сепаратно-государственное.

В начале XVII века русская нация доказала, что не только существует, но и способна к самостоятельным организованным действиям даже в отсутствие монарха-суверена. Русские общины смогли восстановить государственность и монархию в условиях политического распада, и эта борьба осознавалась как борьба за национальное, а не только за государственное начало. Как писали в 1611 году в Москву из осажденного Смоленска:

«В то время на Москве русские люди возрадовались и стали меж себя говорить, как бы во всей земле всем людям соединитись и стати против литовских людей, чтобы литовские люди из всее земли Московские вышли все до одново».

Русской нации, синтезировав славянские бытовые и византийские религиозно-гуманитарные начала, удалось выработать оригинальную культуру и достаточно развитую цивилизацию, занявшую место среди других цивилизаций, подвергаясь их интенсивному влиянию, но не поглощаясь ими.

Проблемы развитию русской нации создала культурная псевдоморфоза XVII–XVIII веков, связанная с церковным расколом, принятием русской монархией и дворянством западной культуры и фактическим порабощением русского крестьянства. Нация оказалась культурно расколота.

В то же время не следует преувеличивать степень этого раскола – абсолютизм XVIII века во всех без исключения странах Европы создавал тенденции, противоречившие национализму. В XIX же веке и самодержавие, и дворянство, и все образованные слои стремительно национализировались, создав в короткий срок одну из самых высокоразвитых национальных культур Европы. Из раннего национального государства Россия трансформировалась в империю, которая, однако, все более приобретала характер национальной империи.

Граф Уваров, один из творцов русской национальной политики, писал императору Николаю I, подводя итоги 16 годам управления министерством народного просвещения:

«Новое поколение лучше знает русское и по-русски, чем поколение наше».

Не следует поддаваться пропагандистским штампам антимонархической публицистики, которая представляла династию Романовых как «немцев на престоле». Даже самый космополитичный из русских царей XIX века Александр I в конечном счете закончил жизнь простым русским мужиком – святым старцем (в чем не сомневается почти никто из серьезных исследователей александровской эпохи).

Зачастую чтобы представить Романовых немцами, приходится идти на откровенный подлог, такой как якобы сказанная Николаем I фраза: «Русские дворяне служат государству, немецкие служат нам». Нет никаких документальных источников этой фразы старше советской публицистической брошюры историка А. Е. Преснякова, изданной в 1925 году. На самом деле император говорил прямо противоположное: «Я сам служу не себе, а вам всем». Если Николай I за что и гневался на публициста Юрия Самарина, писавшего против засилия немцев, то за создаваемое у читателей впечатление, что монархия недостаточно верна национальным интересам русского народа, с чем император был категорически не согласен. А внук его, Александр III, и вовсе получил прозвание «русификатора всея Руси».

«Я предлагаю Минина расплавить»

Социальный кризис ХХ века нанес русской нации катастрофический ущерб, уничтожив или изгнав значительную часть национальной интеллигенции, обладавшей наиболее развитым национальным самосознанием. В течение длительного времени русское во всех его проявлениях подвергалось преследованию или искажению.

«Я предлагаю Минина расплавить», – писал один пролетарский поэт. Тем временем другие безродные чиновники приказывали разрушать монументы на Бородинском поле как не имеющие художественной ценности, а в Севастополе демонтировали адмирала Нахимова за то, что его вид оскорблял турецких моряков.

Большевистский нарком Чичерин гордился усилиями в деле расчленения России: «Мы отдали Эстонии чисто русский кусочек, мы отдали Финляндии Печенгу, где население этого упорно не хотело, мы не спрашивали Латгалию при передаче ее Латвии, мы отдали чисто белорусские земли Польше. Это все связано с тем, что при нынешнем общем положении, при борьбе Советской Республики с капиталистическим окружением верховным принципом является самосохранение Советской Республики как цитадели революции... Мы руководствуемся не национализмом, но интересами мировой революции».

Самые ужасные последствия имело внутреннее расчленение России на республики и автономии, сопровождавшееся украинизацией, белорусизацией и превращением русских в как бы «гостей» в Казахстане, Татарстане, Башкирии, Якутии и т. д. Все хорошо знают, какие последствия это имело в 1991 году (а могло бы иметь еще худшие, если бы ГКЧП не сорвал принятие союзного договора, возводившего автономии на статус союзных республик).

Несмотря на все это, русское национальное сознание продолжало развиваться даже в советский период, сохранив более высокий тонус, чем национальное сознание многих наций Запада. Очень помогла война, в которой власть вынуждена была обратиться к русскому патриотизму. Свою роль сыграли ранние брежневские годы, когда власть разрешила некоторые формы национального культурного возрождения.

Ввиду запрета на имперское русское начало убежищем национального самосознания стала Древняя Русь. Люди с небывалым прилежанием изучали древнерусскую литературу и иконы, ездили по Золотому кольцу. Фотография храма Покрова на Нерли появилась едва ли не в каждом русском доме как символ русского этнического начала.

Именно поэтому, когда обвал начала 1990-х сотряс все и вся, русские все-таки выжили как целое, хотя разгул русофобии в СМИ был таким, что, казалось, нация должна умереть от бессилия и стыда – или распасться на части. Многие тогда подбрасывали такую идею, что никаких русских нет, это «прилагательное», а надо быть казаками, поморами, сибиряками – и так вплоть до вятичей и мери.

По счастью, этот период самопоедания и саморастворения мы, кажется, пережили. Но радоваться пока что особо нечему.

На сегодняшний момент русские оказались в трагическом положении расколотой нации. Расколотой не только административными границами советских республик, которые вдруг стали международными, но и в смысле этнополитологической номенклатуры. Во многих нацреспубликах в составе РФ русские (притом что составляют либо большинство, либо вторую по численности этническую группу) фактически на положении гостей – непрерывно дискриминируемых, третируемых, принуждаемых к изучению чужих для себя языков. А когда прорывается возмущение, нам говорят: «Не смейте обижать гордые народы» (получается, русских обижать в этой логике можно, мы не гордые). Все это грозило большой бедой.

Теперь мы явно начинаем приходить в себя. Во-первых, внешнее давление заставляет сплачиваться.

Во-вторых, внешний пример показывает, до какого ужаса доходят страны (самые демократичные и с самым прекрасным уровнем жизни), если утрачивают национальное начало. Вспомним недавний случай, когда в Марселе отказались назвать улицу в честь погибшего при теракте полицейского-француза, так как это может «обидеть новых граждан страны».

В-третьих, в современном мире антиглобализм, национализм, «идентитаризм» (новомодное слово, означающее приверженность собственной цивилизационной идентичности) все-таки входят в силу. Сегодня быть всетолерантным общечеловеком уже малость немодно. Вопрос состоит только в том, станет ли человек приверженцем своей традиции или какой-то чужой (например, уедет воевать под черным знаменем в песках).

Быть собой для современного государства и современной нации – это единственная возможность выжить, не прекратить существование вовсе. И очень хорошо, что понимание этого просыпается.

Егор Холмогоров

«Нас много! Мы вместе! И нам по колено!»

Молодые люди, готовые из года в год, из лета в лето ехать «вожатить» хоть на край вселенной. Вожатые! Мы встречаем их первыми в лагере, мы доверяем им своё чадо, мы пытаемся сделать из них настоящую команду и устроить детям незабываемый отдых. Кто они?! Какие они?! Откуда они?! Дети помладше часто говорят, что их вожатый «похож на дядю, тётю, актёра, любимого героя…» Давайте пофантазируем (иногда это очень полезно) и представим, что наши вожатые – это герои русских сказок.

Итак, типология вожатых на основе собственного «сказочного» опыта работы в лагерях по всей России. Никакого желания кого-то обидеть! Никаких имён! Только субъективное мнение!

«Мой курносый вожатёнок, ты сама еще ребёнок…»

«Красная шапочка»

Девочка – беда! Даже при выполнении обычных дел нацепляет на себя по пути репей дополнительных проблем. Любое занятие с ней – увлекательнейший квест, при выполнении которого то ли в конце ждут пирожки, то ли попадёшь в лапы к волку. Разлить воду с краской по всей игровой, заблудиться в трёх соснах, сломать аппаратуру просто приблизившись… Она еще не то может! При всём этом – это мой любимый тип. Самые лучшие воспоминания именно от смен в напарничестве с «Красной шапочкой»! Здесь главное — уравновесить беду рассудительным дровосеком или мудрой бабушкой.

«Богатырша Синеглазка»

Редко кто помнит такого персонажа русского фольклора из сказки «О молодильных яблоках…», но именно она билась с Иваном-Царевичем на равных целых три дня, а в итоге стала его женой! Кто на вожатстве собаку съел?! У кого сумка с вещами стоит у входной двери как «тревожный чемоданчик»?! С кем можно поговорить о том, что есть интересная смена, а через час уже встречать на вокзале?! Это палочка-выручалочка любого руководителя! Может вслух говорить, что дети – зло, но любого порвёт за свой отряд. Таких богатырш нужно холить и лелеять (хоть сами они этого и не любят). Она будет ездить на смены, несмотря на долги по учёбе, цунами и собственную свадьбу. За внешней жёсткостью кроется нежное сердце Марьи-искусницы, о которой далее.

«Марья-искусница»

Она – Богиня детских душ! Всеобщая любимица и лицо лагеря. Пять раз становилась лучшей вожатой смены и еще два – лауреатом конкурса красоты (просто для коллекции). Подготовить творческий номер за 30 минут, сделать костюм единорога из шишек и мешка или макет болида «Формулы 1» из остова кровати – спроси её как! Выведет свой отряд в лидеры, нарисует декорации для сцены и станцует так, что все прослезятся. Для таких результатов необходимо работать ночами?! Что ж, по пути она приготовит сюрпризы всем детям на утро и принесет завтрак к кровати напарника. Чтобы не допустить срывов, создайте ей условия для самореализации, и она вас не подведёт, ведь это «Марья-Искусница»! Она призвана очаровывать, а не разочаровывать.

«Скоро сказка сказывается…»

«Красно Солнышко»

Наш список не был бы полным без «героев в масках». Красно Солнышко — как раз такой герой! Как ни крути, а самая ближайшая звезда! Всегда на сцене. Готов вести всё и везде. Станет героем телепередачи или диджеем на радио. Его знают поголовно все дети, даже если лагерь на тысячу душ. Девочки пишут ему записки, а с мальчиками у него своё приветствие из десяти движений. Оставляет после себя двойственное впечатление. Вроде бы и поговорил с ним, как Царевич Елисей, но толку никакого! Всё дело в том, что Солнышко заботится только о своем благополучии. Лагерь для него – это очередной способ удовлетворить жажду тщеславия, а потому и для детей там нет места. Хуже всего приходится напарникам такого персонажа, ведь «Скоро сказка сказывается», а дело у него вообще не делается!».

«Иван – (далеко не всегда) Царевич»

Исследователи фэнтези называют таких «типичными попаданцами» в другой мир. Для нас же это обычный Иван-Дурак. Увалень, готовый лишь лежать на печи да есть калачи. В лагерь попал за компанию, либо на практику, либо по объявлению (нужное подчеркнуть). Любое дело с ним пойдёт через пень колоду. Любое задание будет выполняться очень долго и крайне непродуктивно. Проведение отбоя в отряде у него может затянуться на всю ночь, а репетиция вожатского номера будет удлиняться его бесконечным нытьём или ненужными уточнениями. Короче, если с вами Ванюша – ловите в список отряда ещё одного ребёнка! Но, по правде говоря, мне встречались и чудесные превращения из Ивана-Дурака в Ивана-Царевича прямо на летней смене.

В каждой сказке хватает и отрицательных персонажей в виде нечистой силы. Эти оборотни в галстуках, домовые, впервые оторвавшиеся от маминой юбки, и сладкоголосые русалки с интеллектом рыбок тоже наверняка встречались вам. Но не будем забывать, что мы создаём добрую сказку, а потому таких необходимо отсеивать ещё на стадии первых инструктивных сборов и за порог не подпускать к детям. А ведь мы – сказочники! Мы справимся!

«Чтобы зажечь ребячьи души, огня не жалей, огня не жалей»

Нашли знакомых?! А какие вожатые встречались Вам?! К какому типу Вы могли бы отнести себя любимого?! На последний вопрос я так и не нашел для себя ответа, поэтому наша типология, как мне думается, нуждается в доработке.

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ

СКАЗЫВАТЬ, сказать что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать. Сказывай правду. Он сказки сказывает. Что есть, того (о том) никому не. сказывай. Он сказывал житья бытья посох да суму. Ищи, не сказывай, а найдешь, не показывай. Есть, сказывают, за морем зверь единорог. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Скажи нужду свою. Скажешь мне спасибо, послушайся. Что скажешь? что нового, или с чем пришел? Скажи ему дурака. Он хорошую проповедь сказал. Не скажу этого, не могу сказать, не знаю. Сказал, что топором отрубил. Не всяку правду жене сказывай. Слово скажешь, рублем не воротишь. Умей сказать, умей и смолчать. Бог видать, да нам не сказывает. Бог и слышит, да нескоро скажет. Проси Николу, а он Спасу скажет. Всяк правду хвалит (или: любит), да не всяк ее сказывает. Без вина правды не скажешь. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Не всяку правду муж жене, сказывает: а ино сказывает, так обманывает. Как сказано, тако и сделано. Сказано, сделано. По сказанному, что по писанному. По писанному, что по сказанному. Сама болезнь скажет, чего хочет. Говори, говори да сказывай. Умную взять - не даст слова сказать. Не при вас сказать. Не при вас будь сказано. Сказывает на вербе грушу. Сказывает журавля на сосне, на дубу грушу. Девятый месяц все скажет.

| Приказывать. Поход сказан. Сказано, сделано. Сказано не рассказано, надо делать. -ся, быть сказываему;

| объявлять, извещать о себе, спрашиваться. Сказывайся, коли со двора уходишь, да и воротясь скажись, доложись.

| Обнаружить себя, бытность свою, объявиться, выдать самого себя. Неприятель сказался, открыт, показался. Гниль в бревне сказалась. Ударь обухом, дупло скажется, по звуку. Зима сказалась, снег выпал. Петрово владычество сказывается всюду и поныне. В людях тороватым казался, а никому дома не сказался. Наш Ерема не сказался дома (либо от гостей, либо от дела). Кого нет, тот и не скажется. Что знается, то и скажется. Боль без языка, а сказывается. Придет пора, что правда скажется (или: перетянет). Нужда придет. сама скажется. Скажись другом, либо недругом. Дурак сам скажется. Дураку только волю дай: скажется. Умный одно слово вымолвит, и то скажется. Бог на помочь добрым женам и гулливым! -а гулливая и скажется. Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

| Сказываться чем, называться. Он сказывается отставным чиновником. Я скажусь больным, не пойду. Сказался груздем, ин полезай в кузов. Всходы сказываются. Он дома не сказывается, не пускает или не принимает. От беды дома б не сказался. Сказыванье муж. сказанье ·окончат. сказ муж. сказка жен., ·об. действие по гл. От сказыванья да пересказыванья - смутки да баламуты.

| Сказанье, рассказ, повесть, преданье. Сказанье об осаде Троицкого монастыря.

| церк. толкованье; речь или проповедь, слово.

| приказанье, приказ;

| сказка, ·стар. объявленье, весть, оглашенье. В 1672 году, января 15, была сказана у посольского приказа сказка о поражении Стеньки Разина. Полн. Собр. Зкн.

| Всякое деловое показанье, объясненье, ответ подсудимого, речи свидетелей, отчет о случае, о происшествии. Отобрать сказку. Заручить сказку. Свидетели в сказках своих поразноречили. Сказка о женихе и невесте, удостоверенье в неродстве их.

| Ривизские сказки, сказки народной переписи, именные списки всего наличного населенья. Полно чужим коз считать: ведь не сказку писать (не перепись)) Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр. Докучная, докучливая сказка, коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же; докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку. Жил был царь Тофута-а сказка вся тута! Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи! ты скажи... и пр.)Жила была старица одна в сельце, поставила старица зарод сенца, а шло буде неладно - опять с конца!/ Жил был журавль сь журавлихой, поставила она стожек спица-не сказать ли опять с конца? Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Накосил мужичок сенца, поставил стожек среда польца, не сказать ли опять с конца? Не верь, это сказки. вздор, сплетни. Из песни, из сказки слово не выкидывается, вместо с позволения сказать, не при вас будь сказано. Либо дело делать, либо сказки сказывать. В Москву за сказками ушел. Сказка складка, а песня быль. Девичьи сны да бабьи сказки. Рассказывай сказки, ври больше. Дети до сказок, что мухи до браги. Сказывала и мы сказки. Не за былью и сказка гоняется. Сказка складом, песня ладом красна. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером написать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала на(по)чинается, до конца читается, а в (по)середке не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка! Сказочное преданье. Сказочный слог. Это сказочные вести, вздорные. Сказуемое, в логике, что говорится о подлежащем. Сказыватель, сказатель, -ница, скащик, -щица, сказываюший что подробно, расскащик, повествователь; говорящий речь, проповедь, передающий события, предания, летописец. Сказитель олон. расскащик былин, дум, песен и пр. Сказочник, -ница, кто сказывает сказки, знает их много. Сказея жен., влад. то же, сказочница. Сказовати и -ся, церк. сказывать, -ся, ·в·знач. извещать, открывать, объявлять, повествовать. Сказкописатель, -составитель, -податель муж. о сказке судебной или по народной переписи.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬ, сказываю, сказываешь, несовер. (прост., устар.), что. Говорить, рассказывать. «Стану сказывать я сказки, песенку спою.» Лермонтов. «У тебя грешки есть; мне уже в клубе сказывали, что есть.» Сухово Кобылин. «Сказывай скорей, чем вы… … Толковый словарь Ушакова

    Аю, аешь; нсв. что. Устар. и Разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют). * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов). // только прош.: сказывал, ла, ло; Многокр. Много раз, неоднократно рассказывать … Энциклопедический словарь

    сказывать - аю, аешь; нсв. см. тж. сказываться а) что устар. и разг. Рассказывать. Народные певцы сказывают былины речитативом (исполняют, поют) * Стану сказывать я сказки, Песенку спою (Лермонтов) б) отт., только прош.: ск … Словарь многих выражений

    Несов. перех. и неперех.; устар. Говорить, рассказывать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    сказывать - ск азывать, аю, ает … Русский орфографический словарь

    сказывать - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказывать - говорить, произносить … Cловарь архаизмов русского языка

    сказывать(ся) - сказ/ыва/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь

    Народн. Шутл. Рассказывать небылицы, говорить вздор. ДП, 206, 734; Жиг. 1969, 212 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Тысяча и одна минута. книга первая. собрание русских сказок, писанных Иваном Ваненко , Ваненко. Стать починать, стать сказывать (Кирша Данилов). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1843 года (издательство "издание Ю. М."…

СКАЗЫВАТЬСЯ

СКАЗЫВАТЬСЯ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬСЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер. 1. см. сказаться. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Произноситься, рассказываться (устар. и обл.). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (посл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    I несов. страд. к гл. сказывать II несов. Проявляться, обнаруживаться, давать о себе знать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сказываться, сказываюсь, сказываемся, сказываешься, сказываетесь, сказывается, сказываются, сказываясь, сказывался, сказывалась, сказывалось, сказывались, сказывайся, сказывайтесь, сказывающийся, сказывающаяся, сказывающееся, сказывающиеся,… … Формы слов

    сказываться - ск азываться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

    сказываться - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказываться - Syn: влиять, воздействовать (кн.), действовать, отражаться, отзываться, оставлять след, накладывать отпечаток Ant: не отражаться, не оказывать влияния … Тезаурус русской деловой лексики

    См. Сказаться и Сказывать … Энциклопедический словарь

    сказываться - сказывается влияние субъект, демонстрация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Немецкая скульптура 1900-1950 гг. , Ю. П. Маркин. В русской научной литературе тема изобразительного искусства Германии конца XIX - первой половины XX века остается фактически не освещенной, хотя интерес к немецкойхудожественной культуре…
  • Судьба и грехи России (комплект из 2 книг) , Г. П. Федотов. В сборнике статей выдающегося русского философа, историка и исследователя русской православной культуры Г. П. Федотова (1886 - 1951) исследуются причины чудовищной революции, последствия…