Дюма сын александр. Александр Дюма-сын: биография, личная жизнь и творчество

французский драматург и прозаик

Краткая биография

Алекса́ндр Дюма́ (сын) (фр. Alexandre Dumas fils, 27 июля 1824, Париж - 27 ноября 1895, Марли-ле-Руа) - французский драматург и прозаик, член Французской академии (с 11.02.1875), сын Александра Дюма.

Поскольку отец Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма младшего часто добавляют уточнение «-сын ».

Раннее творчество

Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе - простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. 17 марта 1831 года Дюма-отец официально узаконил своего сына, отняв у матери через суд, и дал ему хорошее воспитание.

С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник: «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца.

«Дама с камелиями»

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

А. Дюма-сын
Портрет кисти Месонье

За первой драмой последовали:

«Диана де Лис / Diane de Lys» (1851),
«Полусвет / Demi-Monde» (1855),
«Денежный вопрос / Question d’argent» (1857),
«Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858),
«Блудный отец / Père Prodigue» (1859),
«Друг женщин / Ami des femmes» (1864),
«Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867),
«Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871),
«Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873),
«Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873),
«L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Александр Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим.

Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:

«Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881),
«Дениза / Denise» (1885),
«Франсийон / Francillon» (1887);

кроме того, он написал

«Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin),
«Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky),
«Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд, уступил ей права).

«Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville; 1872), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно.

Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).

Другие произведения

  • Сборник стихов «Грехи молодости» (1847).
  • Повесть «Приключения 4 женщин и одного попугая» (1847)
  • Исторический роман «Тристан Рыжий»
  • Повесть «Регент Мюстель».
  • Роман «Дама с жемчугами» (1852).
  • Роман «Дело Клемансо» (1866).
  • «Доктор Серван» (Le Docteur Servans)
  • «Роман одной женщины» (Le Roman d’une femme)

Личная жизнь

От добрачной связи с 1851 года с Надеждой Ивановной Нарышкиной (19.11.1825 - 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860-17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867-1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864-1934), с которой он поддерживал связь с 13 апреля 1887 года.

Любовницы

  • Луиза Прадье (1843)
  • Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45)
  • Анаис Льевенн (1845)
  • мадам Дальвэн (1849).
  • Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
  • Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Дюма-сын увлекался хиромантией с использованием карт Таро, о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier ) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, - «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф. ».


Александр Дюма-отец - великий французский романист. Родился в 1802 году, умер в 1870. Автор бесчисленных пьес и романов, общим числом насчитывающих сейчас около 1200 томов. Но наиболее прославившим его романом были и остаются знаменитые "Три мушкетера".

Александр Дюма-сын - известный французский драматург (1824-1895). Автор нескольких романов, повестей, драм, среди которых самым прославленным произведением является роман "Дама с камелиями", за одну неделю переделанный в одноименную пьесу, доставившую писателю всемирную известность


Дюма-отец - сын наполеоновского генерала, мать которого (бабушка писателя) была негритянкой. От отца унаследовал Дюма исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое сложение. Мать его была простая женщина, дочь содержателя гостиницы. Дюма вырос в эпоху наполеоновской эпопеи и надолго пережившей ее наполеоновской легенды, полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве и своей жизни. После смерти генерала Дюма, попавшего в немилость к Наполеону за республиканские взгляды, вдова с двумя детьми осталась без средств к существованию и не смогла дать сыну приличное образование. Будущий писатель восполнил этот пробел чтением. Он рано стал увлекаться немецкими романтиками, Вальтером Скоттом и Шекспиром, хотя и в плохих на то время французских переводах и переделках. Рано и муза заговорила в нем, он стал писать для сцены пьесы, занимая скромное место клерка в нотариальной конторе. В 1822 году Дюма переселился в Париж, получил место в канцелярии герцога Орлеанского, познакомился с знаменитым актером Тальма и все душой отдался театру. Начало славы Дюма положила пьеса "Генрих Третий", имевшая огромный успех и знаменовавшая торжество романтизма на французской сцене. Она принесла автору 50000 франков, и Дюма стал вести широкий, шумный и веселый образ жизни. Так велики были и позднее его заработки, что только легендарная его расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.

Чудовищная плодовитость Дюма в драматургии и литературе со временем навлекли на писателя многочисленные процессы его бесчисленных сотрудников, оспаривавших авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона было генералов. Однако каковы бы ни были отношения между писателем и его сотрудниками, сколько бы они не работали на него, только Дюма, благодаря своей пылкой фантазии и своей чуткости к духу времени, мог объединить все выходившее в свет под его именем в стройное целое, отмеченное его индивидуальностью.

Огромное количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) выдвигает со временем в еще более острой форме вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 года доказано было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма, романы его имеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер торжествующего индивидуализма, удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого автора. В героической эпопеи о похождениях мушкетеров Дюма создал (почти единственный среди его произведениях) вполне определенный тип д(Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и, вместе с тем, прекрасно охраняющий свои интересы. Любимые герои Дюма - доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу, при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские фигуры под рукой писателя слабы и бледны так же, как и в его драмах. "Исторические" романы столь же фантастичны у Дюма, как и авантюрные романы; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.

В своих мемуарах Дюма с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма была печальна, он сделался беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда, уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.

Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец Дюма-сына привязан был к сыну нежной любовью, превратившуюся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием среды, окружавшей отца, Дюма стал жить веселой, светской жизнью, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру - работать для расплаты по обязательствам.

В 1848 году появился прославивший Дюма роман "Дама с камелиями", переделанный им самим - очень быстро, в одну неделю - во всемирно-известную драму. Прообразом для героини Маргариты Готье, послужила актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны с натуры. Дюма задумал "Даму с камелиями" не как оправдание "падшей женщины" в том смысле, как понимают и проповедуют "жалость к падшим" русские романисты. Дюма относился критически к "жрицам любви", и самоотверженная Маргарита Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим ислючением. "Даме с камелиями" пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу "безнравственной". Она попала на сцену только в 1852 году.

После ошеломительного успеха Дюма сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отголоском его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладет "оздоровление семьи". Он сторонник развода, как средства искоренить ложь в семейных отношениях; он стоит за охрану прав жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требует уважение к женщине и стоит за супружескую верность мужа. В то же время он суровый обличителем женской измены, своим знаменитым ("Убей ее!") Дюма дает жестокий совет опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало содействовали успеху его пьес, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей. Дюма был дважды женат, его первой женой была русская - Наталья Нарышкина.

Был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь (1802-1870 гг.) он подарил миру свыше полутысячи томов. Вклад в литературу этого человека воистину достоин восхищения.

Список произведений Александра Дюма - отца настолько велик, что завистники поговаривали о том, что для автора старается целая бригада «литературных рабов». Однако подтверждений этому никогда не было. А современники отзывались о нем как о невероятно работоспособном человеке.

Кроме количества изданных произведений, Дюма-отец сильно опередил большинство писателей и по качеству своих творений. А множество жанров, в которых работал автор, по-настоящему впечатляет.

Список произведений Александра Дюма-отца можно разбить на несколько основных: циклы, исторические романы, путевые заметки, пьесы. Основное внимание автора было сосредоточено на написании исторических и приключенческих романов.

Циклы

Пожалуй, самым известным из списка произведений Дюма-отца можно по праву считать цикл «Три мушкетера» . Кто не зачитывался приключениями храбрых друзей Д"артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

Первая книга вышла в свет в 1844 году, а последняя - в 1847 году. Цикл состоит из трех произведений:

    1844 год - роман о приключениях друзей «Три мушкетера»;

    1845 год - продолжение романа «Двадцать лет спустя»;

    1847 год - последнее произведение Дюма-отца о храброй четверке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

История о Генрихе Наваррском является классической трилогией и включает:

    1845 год - первый роман «Королева Марго»;

    1846 год - вторая часть трилогии «Графиня де Монсоро»;

    1847 год - заключительная часть цикла «Сорок пять».

Цикл, который поклонники окрестили «Регентство» , состоит из двух романов:

    1842 год - «Шевалье Д"Арманталь;

    1845 год - «Дочь регента».

Список произведений Дюма продолжается циклом «Французская революция» , или как его еще называют, «Воспоминания лекаря» . Он состоит из следующих романов:

    «Жозеф Бальзамо», выходил в свет в 1846-48 гг.;

    «Ожерелье для королевы» (предположительно 1849-50 гг.);

    «Графиня де Шарни» (выходил с 1853 по 1855 гг.);

    «Анж Питу» (увидел мир в 1853 году);

    «Шевалье де Мезон-Руж» вышел в 1845 году и является заключительным в цикле.

    роман «Паж герцога Савойского» появился в 1852 году;

    произведение «Две Дианы» вышло в свет в далеком 1846 году;

    «Предсказание» оканчивает список произведений Дюма-отца из цикла «16 век».

Серия о Великой французской революции была начата автором как историческая. Дюма питал слабость к великим свершениям и людям, и просто не мог обойти своим вниманием революционное движение.

    1867 год - «Белые и синие»;

    1863 год - «Волонтер девяносто второго года»;

    1858 год - «Заговор»;

    1859 год - «Волчицы из Машкуля».

Историко-приключенческие романы

Каждое из произведений Дюма - это литературная жемчужина. Наиболее известные:

  • "Актея";
  • "Ашборнский пастор";
  • "Блэк";
  • "Последний платеж";
  • "Бог располагает";
  • "Голубка";
  • "Сильвандир";
  • "Графиня Солсбери";
  • "Карл Великий";
  • "Джованна Неаполитанская";
  • "Княгиня Монако";
  • "Капитан Поль";
  • "Дон Бернардо де Суньига";
  • "Дочь маркиза";
  • "Женитьбы папаши Олифуса";
  • "Женская война";
  • "Габриэль Ламбер";
  • "Замок Эпштейнов";
  • "Яков Безухий";
  • "Изабелла Баварская";
  • "Царица сладострастия";
  • "Исаак Лакедем";
  • "Две королевы";
  • "Исповедь фаворитки";
  • "Воды Экса";
  • "Капитан Арена";
  • "Ночь во Флоренции";
  • "Капитан Ла Жонкьер";
  • "Таинственный врач";
  • "Капитан Памфил";
  • "Записки полицейского";
  • "Катилина";
  • "Черный тюльпан";
  • "Луиза Сан-Феличе";
  • "История моих животных";
  • "Инженю";
  • "Мадам де Шамбле";
  • "Монсеньер Гастон Феб";
  • "Могикане из Парижа";
  • "Последней умирает надежда";
  • "Огненный остров";
  • "Яд ревности";
  • "Олимпия Клевская";
  • "Мадам Лафарг";
  • "Отон-лучник";
  • "Предводитель волков";
  • "Охотник на водоплавающую дичь";
  • "Красный сфинкс";
  • "Паскаль Бруно";
  • "Исповедь маркизы";
  • "Эмма Лионна";
  • "Приглашение на вальс";
  • "Тысячи";
  • "Приключения капитана Мариона";
  • "Полина";
  • "Пьер де Жиак";
  • "Парижане и провинциалы";
  • "Молодые мушкетеры";
  • "Сесиль";
  • "Консьянс Блаженный";
  • "Сын каторжника";
  • "Маркиза д"Эскоман";
  • "Пипин Короткий";
  • "Фернанда";
  • "Роман о Виолетте";
  • "Папаша";
  • "Эдуард Третий";
  • "Корсиканские братья";
  • "Прусский террор";
  • "Ричард Дарлингтон";
  • "Бастард де Молеон";
  • и Ришелье";
  • "Приключения Лидерика";
  • "Гарибальдийцы";
  • "Робин Гуд — Король разбойников".

Хронологические работы

Список произведений Дюма-отца богат хронологическими работами об исторических событиях Франции. Автор увлеченно исследовал историю и роль человека в ней. Особенно его увлекали важные политические деятели.

Среди работ можно найти научные исследования, такие как:

  • "Карл Смелый";
  • "Последний король французов";
  • "Галлия и Франция";
  • "Людовик XIV и его век";
  • "Генрих IV";
  • "Дорога в Варенн";
  • "Драма 93-го года";
  • "Жанна д"Арк";
  • и революция";
  • "Медичи";
  • "Робин Гуд в изгнании";
  • "Стюарты";
  • "Цезарь";
  • "Робин Гуд";
  • "Наполеон";
  • "Людовик XV и его двор";
  • "Регентство".

Путевые заметки

В списке произведений Дюма читатели часто игнорируют великолепные произведения автора о путешествиях. Но именно эти истории кажутся особенно живыми, ведь написаны они автором под впечатлением от собственных странствий.

Произведения из серии путевых заметок представлены ниже:

  • «В России»;
  • «Счастливая Аравия»;
  • «Пятнадцать дней на Синае»;
  • «Быстрый»;
  • «Из Парижа в Кадис»;
  • «Корриколо»;
  • «Сперонара»;
  • «В Швейцарии»;
  • «Юг Франции»;
  • «Валахия»;
  • «Вила Пальмьери»;
  • «Кавказ»;
  • «Год во Флоренции»;
  • «Прогулки по берегу Рейна».

Как упоминалось ранее, автор не останавливался на конкретном жанре. Из воспоминаний современников становится понятно, что писатель находился в непрерывном творческом поиске. Достойное место в списке произведений Дюма занимают пьесы:

  • "Анжела";
  • "Антони";
  • "Воспитанницы дома Сен-Сир";
  • "Кин, гений и беспутство";
  • "Лесничие";
  • "Мушкетеры";
  • "Наполеон, или 30 лет истории Франции";
  • "Нельская башня";
  • "Охота и любовь";
  • "Кристина";
  • "Тереза Teresa";
  • "Калигула".

Александр Дюма-сын

Список произведений Дюма-сына несколько меньше его знаменитого предка. Однако стоит заметить, что он не менее ценен своим вкладом в мировую, и в особенности французскую литературу.

Младший Александр Дюма в раннем возрасте начинает свою писательскую карьеру, и уже в 18 лет в свет выходит его знаменитый сборник стихов, получивший название «Грехи юности». В начале карьеры он хотел отличаться от отца. Но позже он возвращается к его творчеству, и это влияние прослеживается в прозе.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Известные произведения

После ошеломительного успеха «Дамы с камелиями» в свет выходят не менее известные и популярные пьесы Александра Дюма-сына:

  • «Диана де Лис»;
  • «Полусвет»;
  • «Денежный вопрос»;
  • «Внебрачный сын»;
  • «Блудный отец»;
  • «Друг женщин»;
  • «Взгляды госпожи Обрэ»;
  • «Княгиня Жорж»;
  • «Жена Клавдия»;
  • «Господин Альфонс»;
  • «Багдадская принцесса»;
  • «Дениза»;
  • «Маркиз де Вильмер».

Две пьесы А. Дюма, к великому сожалению многочисленных поклонников, не успел дописать, и они остались неоконченными.

Публицистика

Также Александра Дюма-сына сильно увлекала область публицистики и социальные проблемы в обществе. Под впечатлением от происходящего вокруг он издает свои знаменитые брошюры и памфлеты:

  • «Развод»;
  • «Письма на злобу дня»;
  • «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» и другие.

Так, широкую огласку получил памфлет, в котором Дюма поддерживал молодого аристократа, избившего свою жену после того, как она изменила ему с любовником. Автор выразил позицию о необходимости наказания неверных супруг.

Раннее творчество

Его мать, Катрина Лабе, была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов , на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.

«Дама с камелиями »

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам . В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias » (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси .

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата ».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville ; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно .

Семья, дети

Внебрачная дочь от связи с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1827 - 2.04.1895) (урождённой Кнорринг):

Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860-1934) - удочерена 31.12.1864 г.

Брак с Нарышкиной (31.12.1864) был заключён после смерти её первого мужа:

Дочь Жаннина (03.05.1867-1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье).

Примечания

Литература

  • А. Моруа. Три Дюма // Собр. соч., тт. 1 - 2. - М.: Пресса, 1992. - ISBN 5-253-00560-9

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 июля
  • Родившиеся в 1824 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 27 ноября
  • Умершие в 1895 году
  • Умершие в Иль-де-Франс
  • Умершие в Марли-ле-Руе
  • Александр Дюма-сын
  • Александр Дюма
  • Драматурги Франции
  • Члены Французской академии
  • Выпускники лицея Шапталя
  • Внебрачное потомство французских аристократов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Алебастр
  • BPEL

Смотреть что такое "Дюма, Александр (сын)" в других словарях:

    ДЮМА Александр (сын) - ДЮМА Александр (1824 95), французский писатель (Дюма сын). Роман (1848) и одноименная пьеса (1852) «Дама с камелиями» (опера Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) «Травиата»). Семейно бытовые пьесы («Незаконный сын», 1858; «Жена Клода», 1873) отмечены… … Энциклопедический словарь

    Дюма Александр (сын) - (Alexandre Dumas fils) сын Александра Д. (см.), знаменитый французский драматург, член французской академии. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так… …

    Дюма, Александр (сын) - I (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый французский драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дюма Александр (сын) (дополнение к статье) - (Alexandre Dumas fils) французский драматург; умер 27 ноября 1895 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дюма А. сын - ДЮМА Александр, младший (Дюма сын) (Alexandre Dumas, dit Dumas fils, 1824 1895) сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма отца). Начал свою лит ую деятельность томиком стихов «Peches de jeunesse» (1847). Автор ряда романов: «Histoire … Литературная энциклопедия

    Дюма А. (сын) - ДЮМÁ Александр (1824–95), франц. писатель (Д. сын). Роман (1848) и одноим. пьеса (1852) Дама с камелиями (опера Дж. Верди Травиата). Семейно бытовые пьесы (Незаконный сын, 1858; Жена Клода, 1873) отмечены морализаторством … Биографический словарь

Дюма-отец — сын наполеоновского генерала, мать которого была негритянкой. От отца Дюма унаследовал исключительную энергию, пылкий темперамент и атлетическое телосложение. Мать его была простой женщиной, дочерью содержателя гостиницы. Дюма полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма, сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в своем творчестве.

После смерти генерала Дюма, снискавшего немилость Наполеона за республиканские взгляды, вдова, оставшаяся без средств к существованию, не смогла дать образование своим детям. Будущий писатель восполнил этот пробел чтением. Он рано стал увлекаться немецкими романтиками, Вальтером Скоттом и Шекспиром, хотя и в плохих на то время французских переводах.

Сильное влияние на Дюма-отца произвела наполеоновская легенда

Рано началось творчество писателя: он стал писать пьесы, занимая скромное место клерка в нотариальной конторе. В 1822 году Дюма переселился в Париж, получил место в канцелярии герцога Орлеанского, познакомился со знаменитым актером Тальма и всей душой отдался театру. Известность к Дюма пришла после выхода пьесы «Генрих Третий», имевшей огромный успех на французской сцене. Она принесла автору баснословный гонорар, и Дюма стал вести шумный и веселый образ жизни. К сожалению, его легендарная расточительность, необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели его в конце жизни до разорения и нужды.


Александр Дюма с дочерью Мари

Шокирующая плодовитость Дюма в драматургии и литературе со временем навлекла на писателя многочисленные судебные процессы от его бесчисленных сотрудников, оспаривавших авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона было генералов.

Огромное количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) ставит вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 года доказано было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма, романы его имеют несомненное «фамильное сходство». Помимо смены вечно новых и разнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер торжествующего индивидуализма, удали, веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого автора.

В героической эпопеи о похождениях мушкетеров Дюма создал (почти единственный среди его произведений) вполне определенный тип д’Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьям и, вместе с тем, прекрасно охраняющего свои интересы. Любимые герои Дюма — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу при каждом удобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские образы блекнут. Исторические романы столь же фантастичны у Дюма, как и авантюрные; исторический сюжет служит ему только, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.

В мемуарах Дюма с большой откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма была печальна: он был беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда, уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.

Александр Дюма умер в бедности и одиночестве

Еще одним, но нелитературным произведением Александра Дюма-отца явился Александр Дюма-сын. Мать его была простой работницей, ей он обязан практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали. Отец привязан был к сыну нежной любовью, превратившейся со временем в духовную близость и дружбу. Под влиянием окружения отца Дюма-сын вел светскую жизнь, которую потом описывал и обличал в своих пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец дал ему совет последовать его примеру — работать для расплаты по обязательствам.


Александр Дюма-сын

В 1848 году появился прославивший Дюма роман «Дама с камелиями», переделанный им самим во всемирно известную драму. Прообразом героини Маргариты Готье была актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны с натуры. Дюма задумал «Даму с камелиями» не как оправдание «падшей женщины» в том смысле, как понимают и проповедуют «жалость к падшим» русские романисты. Дюма относился критически к «жрицам любви», и самоотверженная Маргарита Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим исключением. «Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу «безнравственной». Она попала на сцену только в 1852 году.

«Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой

После ошеломительного успеха Дюма-сын сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были отражением его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедует систему общественной морали, в основу которой он кладет оздоровление семьи. Он одобряет развод как средство искоренить ложь в семейных отношениях; он стоит за охрану прав жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требует уважения к женщине и стоит за супружескую верность мужа. В то же время он суровый обличитель женской измены, своим знаменитым «Убей ее!» Дюма-сын дает жестокий совет опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало содействовали успеху его пьес, обнаруживая глубокое понимание жизни и людей.