Электрогитары – как они работают? Из чего состоит гитара: основные части акустических и электрогитар.


Перевод: Оксана Константинова

«Свою» гитару приятно держать в руках она становится с Вами одним целым, воспринимается как часть тела. Ее тайны и секреты полностью доступны только Вам - неважно, насколько Вы разделяете ее уникальное звучание с другими.

Неудивительно, что гитара определила ход мировой музыкальной истории последних 60-ти лет. День за днем, она вносит огромный вклад в мир музыки и сегодня.

Гитара обозначает «класс» априори. Если же копнуть глубже, во многом это заслуга применяемых для ее изготовления технологий.
Принцип работы электрогитары не так сложен для понимания. Тем, кто влюблен в гитару, несомненно, будет интересно узнать об устройстве инструмента.

Корпус электрогитары бывает двух видов: пустой и полупустой.

Пустой корпус: название говорит само за себя. Корпус этой электрогитары внутри пуст, в точности как у акустической. Пустой корпус сам по себе является хорошим акустическим резонатором и позволяет получить громкий, гулкий, протяжный звук..

Полупустой корпус: очевидно, что в нем больше заполнений, которые делают звук плотным. Электрогитара не предназначена для того, чтобы полностью копировать звучание акустической. Фактически, полупустой корпус позволяет получить более насыщенный, теплый, и, при этом, чистый звук.

Электрогитары «выдают» звук посредством звукоснимателей: системы из нескольких магнитов, и катушки проволоки, намотанной рядом или вокруг них. Визуально - это металлические пластинки на корпусе гитары; впрочем, в некоторых моделях они скрыты от глаз.

Звукосниматели преобразуют колебания струн в электрический сигнал переменного тока. Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Когда гитара подключена, но не используется, магнитное поле, взаимодействующее со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Как только Вы прикоснетесь к струнам (возникнет колебание струны в поле, создаваемом магнитами датчика), внутри катушки проволоки возникнет электрический ток, который через провода подается в усилитель.

На головке грифа гитары расположен колковый механизм. На него крепятся струны. Закручивая колки туже, увеличивая натяжение струн, Вы получаете более высокий звук. Поворачивая колок в противоположную сторону и уменьшая натяжение - более низкий и глубокий. Таким образом, осуществляется настройка инструмента. Этот принцип применим также к виолончели и скрипке.

Гриф гитары разделен на отрезки, которые размечены линиями или небольшими выступами (порожками). Эти отрезки называются лады. Прижимая струну к определенному ладу, гитарист вызывает сокращение ее рабочей поверхности. Таким образом, извлекаются нужные ноты. К примеру, сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву. Разумеется, знание музыкальной теории станет здесь хорошим подспорьем.

Регуляторы, которые обычно располагаются на корпусе электрической гитары, изменяют яркость тона при использовании простого фильтра, который понижает или поднимает частоту звукоснимателя.

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Они подключены к звукоснимателям.

Таким образом, магия гитары и ее уникальный звук обеспечиваются простым набором из магнитов, проводов, дерева и стали.

Качество, простота в использовании и надежность инструмента, однако, зависят от марки, изготовителя и используемой электроники. Впрочем, располагая знаниями о внутреннем устройстве гитары своей мечты, найти таковую нетрудно.


Устройство электрогитары на примере Fender Stratocaster

1-Гриф. 2-Корпус. 3-Головка грифа. 4-Верхний порожек. 5-Порожек лада. 6-Колки. 7-Бридж (с тремоло). 8-Звукосниматель хамбакер. 9-Звукосниматель сингл. 10-Рычаг. 11-Переключатель звукоснимателей. 12-Регулятор тембра. 13-Регулятор громкости. 14-Гнездо подключения шнура. 15-Отверстие для регулировки анкера. 16-Крепление ремня. 17-Маркер лада.

Гриф электрогитары (1) практически ничем не отличается от акустики и состоит из двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепленные клеем. Напомним, что накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. На головке грифа (3) также находятся колки (6), а внутри грифа имеется анкер , задача которого по-прежнему та же - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов (это одно из отличий от акустики).

Как и у акустической гитары, у электрогитары имеются гриф, корпус, струны, колки... Но корпус электрогитары совсем не такой как у акустической, а плоский.

Корпус электрогитары (2) может быть полностью сделан из дерева, либо полым.

Гитары с полым корпусом обладают теплым, насыщенным звуком и обычно используются в джазе, блюзе и кантри. Недостатками этих гитар является быстрое угасание звука, и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости.

Корпус у цельнокорпусных гитар выполнен либо из одного, либо из нескольких кусков дерева, как правило, одного сорта, которые склеены друг с другом. Чем больше мест склейки корпуса, тем хуже будет звук, из-за потери резонанса древесины в этих местах. Исключение составляют некоторые модели гитар, корпус которых намерено сделан из разных пород дерева для улучшения звучания. Такие гитары имеют более резкий и агрессивный звук, что наиболее подходит для исполнения тяжелой музыки.

Теперь о том, что кардинально отличает акустическую гитару от электрогитары.

Бридж или машинка (7) — это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке. Существует две разновидности бриджей: с тремоло и без (на рисунке бридж с тремоло). У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Бриджи с системой тремоло - это подвижная подставка, которая приводится в движение при помощи рычага (10), что позволяет изменять натяжение всех струн и создавать эффект вибрато даже с отрытыми струнами. Обычно такие машинки ставятся на стратокастерах и подобных им инструментах. Такие машинки позволяют изменять высоту звука на полтора-два тона, что здорово разнообразит звук.

Бриджи без тремоло ставятся на гитары типа телекастер и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму, за счет чего гитары, оснащенные такими бриджами лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем, когда нужно быстро поменять струны.

Для новичков лучше выбирать гитары оснащенные машинкой с простым тремоло (когда машинка работает только на понижение звука) или вовсе без него.

Под струнами на корпусе электрогитары расположены датчики - звукосниматели, которые преобразуют колебания струны в электрический сигнал. Звукосниматель - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.

Звукосниматели бывают двух типов: синглы (single) (9) и хамбакеры (hambucker) (8). Синглы обладают чистым и прозрачным звуком. Этими звукоснимателями пользуются при игре в стилях блюз и кантри. Недостаток, связанный с конструкцией таких датчиков - это множество посторонних шумов и сильный фон при игре с дисторшн. Хотя сейчас выпускают разделенные синглы, у которых значительно снижен шум.

Хамбакеры подавляют посторонние шумы и более приспособлены для игры через гитарные эффекты. Эти датчики обладают более мощным и насыщенным звуком. За счет этих качеств хамбекеры больше подходят для тяжелых направлений музыки.

Производители комбинируют датчики обоих типов в разных последовательностях и таким образом добиваются разнообразия звучания инструмента. В описании электрогитары можно увидеть что-то вроде S-S-H или H-S-H - таким образом, обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

Звукосниматели могут быть пассивными и активными. У активных датчиков более широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал. Для его усиления в гитару встраивается предусилитель, работающий от кроны. Активные датчики, как и пассивные, бывают как синглы, так и хамбакеры.

Для переключения между звукоснимателей на гитаре установлен переключатель (11), делающий активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. Часто устанавливаются переключатели, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают новые звучания.

Также на корпусе электрогитары, как правило, располагаются регуляторы громкости (13) и тембра (12) звука.


В различных типах гитар есть компоненты, которые могут не встречаться в других видах. Но есть части, которые встречаются во всех видах электрогитар. Так давайте рассмотрим строение электрогитары . В этом нам поможет рисунок ниже.

1. Колки. Шесть механизмов, которые обеспечивают (увеличение или уменьшение степени их натяжения). В англоязычных изданиях — Machine Heads.

2. Головка грифа (Headstock/Head). Конечная часть грифа гитары, на которой крепятся колки. Именно здесь большинство форм-производителей гитар размещает свои логотипы. Головку грифа иногда называют «пером грифа».

3. Анкерный стержень (анкер) с регулировочным болтом. Анкером называют металлический стержень, который располагается внутри грифа и служит для того, чтобы под тяжестью металлических струн деревянный гриф не прогибался. Американцы называют анкер длинным словосочетанием Truss Rod Adjustment Bolt.

4. Верхний порожек (Nut). Планка с прорезями, сквозь которую проходят струны и идут к колкам. Служит для того, чтобы гасит вибрацию струн за пределами грифа. Струны на гитаре должны колебаться только от порожка до подставки.

5. Порожки (Frets) . Металлические пластинки, врезанные в гриф электрогитары пер-пендикулярно струнам. Прижимая струны перед разными порожками, гитарист может извлекать звуки различной высоты. Иногда порожки называют «ладовыми перегородками» или просто «ладами». Также ладом называют расстояние от одного порожка до следующего. Вот как запутанно!

6. Position Markers. По нашему «точки» . Служат для удобства ориентирования на грифе гитары. Точки на электрогитарах бывают разной формы. Встречаются звезды, прямоугольники, кресты, треугольники, полумесяцы и прочие знаки. Как пример, приведу фотографию Тони Айомми с гитарой Gibson и «точками» на ее грифе в виде крестов.

Последний писк метал-моды от Тони Айомми. Гитара с «точками» в виде крестов

7. Fretboard/Fingerboard. Гриф (Fretboard). Длинный деревянный брусок, прикрепленный к корпусу, вдоль которого натягиваются струны. Поверхность грифа плоская. Ее называют накладкой (Fingerboard). В нее врезаны металлические порожки.

8. Лады . Расстояния между двумя смежными порожками. Не путайте эти «лады» с «ладами» в смысле «порожки». У гитар количество ладов бывает разное. От 19 до 24 и выше. Есть модели с 27-ладовым грифом. Количество ладов зависит и от конструкции конкретной электрогитары и от фирмы производителя.

9. Колки для ремня, они же - ремнедержатели (жаргонное — «пуговицы»). В американских изданиях встречается название Strap Holder Post (устройство для крепления ремня). Иногда стрепхолдер заменяют на другую комплектующую — стреплок (Strap Lock). Это такая часть, которая позволяет держать ремень на гитаре в любом положении последней. Очень нужная вещь для живых выступлений с дорогими гитарами.

10. Body или корпус . Часть электрогитары овальной формы, но есть модели с треугольным корпусом, корпусом в виде топора и проч. К корпусу крепятся гриф и подставка. Корпус обеспечивает возможность из-влекать звук правой рукой. Именно здесь размещаются звукосниматели и регуляторы тембра. Правая рука гитариста играет в большинстве случаев именно в районе корпуса.

11. Накладка на корпусе (Pickguard). Передняя часть корпуса электрогитары. Это в большей степени декоративный элемент, чем функциональный. Накладка придает корпусу эстетический вид и прячет электронику чудо-инструмента от посторонних глаз.

12. Pickups или звукосниматели. Звукосниматели — это электромагниты в плоских коробочках. Предназначены для генерации тока, который потом преобразуется усилителем в звук.

При желании звукосниматели на электрогитаре можно заменить

13. Переключатель звукоснимателей . Довольно часто на гитарах стоят несколько звукоснимателей. Смена активных звукоснимателей меняет тембр гитары. Ведь на гитару можно поставить звукосниматели разных марок и производителей. Да и место, где они снимают звук, также существенно влияет на звук инструмента на выходе из колонок. Звукосниматель, стоящий ближе к поставке делает звук электрогитары более сухим и резким. Напротив, звукосниматель у грифа придаст инструменту более мягкий, мечтательный звук.

14. Регуляторы громкости и тембра . Рукояти, при вращении которых изменяются сила звука и тембр звука гитары.

15. Подставка . Металлическая пластина, с помощью которой струны гитары крепятся к корпусу. Иногда на американский манер подставку называют «бриджем» (Bridge) или жаргонно «машинкой».

16. Разъем (Input Jack). Место подключения электрического кабеля, соединяющего электрогитару с усилителем или другим электронным устройством.

17. Рычаг . Металлическая рукоять, прикрепленная к машинке и предназначенная для изме-нения натяжения струн (а значит и высоты их звучания) путем небольшого колебания машинки. Другие названия устройства — рычаг тремоло (tremolobar), рычаг уамми (whammybar), рычаг вибратора (vibratobar) и рычаг уанг (wangbar).

Под конец статьи предлагаю просмотреть видео с участием российского гитариста-виртуоза Сергея Маврина, который укрощает советскую гитару «Урал» 1975 года выпуска.


В этой статье Вы узнаете устройство электрогитары, чтобы у Вас сложилось ясное представление об этом инструменте.

Давайте посмотрим внимательно на электрогитару:

1- гриф
2- корпус
3- звукосниматели (датчики)
4- головка грифа
5- колки
6- бридж (машинка)
7- ручки громкости и тембра
8- гнездо для подключения шнура
9- порожки и лады
10- переключатель звукоснимателей
11- струны
12- верхний порожек
13- рычаг

Давайте познакомимся поближе с устройством электрогитары.

Корпус (или дека)

Корпус (или дека) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины.

Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) дают больший сустейн (sustain - англ., длительность звучания нот). Но далеко не только вес древесины определяет звучание инструмента.

Послушайте гитары из клена или ольхи - пород средней плотности и веса - из этих пород фирма Fender делает большинство своих инструментов. Или, к примеру, очень легкие гитары из липы или болотного ясеня. Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале великих гитаристов мира.

Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет. Легкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Деки лучших электрогитар делаются из одного куска дерева. Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева, с большим количеством склеек. Чем их больше, тем вероятнее появление так называемых «волчков»- нот отличающихся по звуку от остальных. Оптимальное количество кусков дерева - три. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек.

Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней части деки и клен для верхней) для того, чтобы придать звучанию гитары нужную окраску.

Stratocaster

Les Paul

Итак, отметим для себя, что гитары из красного дерева дают более мягкий, низкий звук, больший сустейн (les Paul, PRS, Ibanez и ESP ).

А гитары из ольхи, американской липы, ясеня дают более звонкое, яркое звучание (например, Fender Stratocaster ).

Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.

Любители жесткой быстрой музыки - те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist , Ibanez RG , Washburn N series ).

Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson Les Paul ).

Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставятся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.

Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации.

Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть - над корпусом. И если корпус гитары в принципе может быть заменен, то некачественная накладка - это испорченный гриф, а значит и испорченная гитара.

Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Грифы делают, в основном, из клена или красного дерева.

Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов (которые используются в современной космической промышленности и других областях) - таких как "никогда не высыхающий" графит.

Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания. Однако заметим, что многие знаменитости, такие как Ван Хален (Van Halen) и Джо Сатриани (Joe Satriani), предпочитают играть на нелакированных грифах.

Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта: клен, черное дерево и палисандр.

Клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах типа Fender Telecaster ) мягок на ощупь и имеет яркое звучание.

Черное дерево, практически черного цвета, звучит гораздо плотнее и глубже.

Палисандр - это промежуточный вариант между плотным звучанием черного дерева и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым "теплым" и мягким звучанием.

Обычно фирмы-производители имеют в своем арсенале большое количество моделей, на части из которых стоят клен, на части - палисандр, а на самых дорогих - подписных моделях известных гитаристов - черное дерево.

При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других - эти три породы древесины звучат просто по-разному. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание.

Палисандр дороже, чем клен в обработке, и растет только в редких южных странах, поэтому стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре сделана из палисандра, хотя это дерево также нередко ставят на дорогие инструменты подписных серий, например модели Ibanez Joe Satriani и Frank Gambale, Fender Jeff Beck и Eric Clapton.

Черное дерево - самое плотное дерево. Его привозят в Европу и Америку с самых южных точек планеты. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из черного дерева на недорогом инструменте.

Можно сказать, что черное дерево - это элитное дерево, которое ставится только на дорогие подписные гитары. На гитарах с накладками из черного дерева играют Steve Vai, Nuno Bettencourt, George Benson и многие другие.

В целом можно сказать, что каждый гитарист сам выбирает для себя, на каком дереве его пальцам удобнее играть.

Запомните!

Гриф наряду с декой - самые важные части гитары. В основном они определяют ее стоимость. Вы можете поменять звукосниматели, машинку, колки- все что угодно, но замена грифа или деки, дело самое дорогое, а иногда и невозможное. Легче купить другую гитару!

Звукосниматели (датчики)

С чисто физической точки зрения звукосниматель (или датчик) - это приспособление, которое преобразует один вид энергии в другой. В случае магнитного датчика происходит преобразование колебания струны в магнитном поле в электрический сигнал переменного тока, который затем подаётся на усилитель.

Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который по проводам подается в усилитель.

Зачастую покупкой более дорогих датчиков можно улучшить звучание бюджетных инструментов, придать новую окраску дорогой гитаре, поэтому остановимся на этой теме подробнее.

Звукосниматели делятся на Single и Hambacker, пассивные и активные.

1.Single или Hambacker . Они отличаются даже визуально.

Hambecker

Синглы - датчики с одной катушкой (single- одиночный). Для них характерен яркий, «чистый» (не искаженный) звук. В основу их конструкции обычно входят 4 или 6 постоянных магнитов, вокруг которых навито от 7 до 10 тысяч витков медной проволоки, толщиной 0,06 мм. Благодаря высокому качеству звука эти датчики пользуются большой популярностью.

В результате, кроме звучания струн можно услышать и посторонний шум или фон. Особенно сильно это проявляется при игре с эффектами драйв или дисторшн.

Однако сейчас выпускают разделенные синглы с эффектом хамбакера. Две обмотки, каждая из которых окружает свою половину магнитов, соединены в противофазе. Магниты внутри каждой из них имеют противоположную полярность. В итоге решается проблема наводок и шумов, при этом датчики выдают традиционный сингловый звук.

Самая популярная гитара с синглами - Fender Stratocaster.

Хамбакеры (hambacking - шумоподавление) - звукосниматели с двумя катушками, которые соединены последовательно, но в противофазе, причем каждая из них обращена к струнам разными полюсами магнитов.

В результате посторонний шум или фон взаимовычитается, а полезный сигнал складывается, причем выходной уровень оказывается вдвое выше, чем у сингла.

Однако сам звук хамбакера получается более бедным, низким и лишенным «верхов». Причина этого в том, что разнесенные в пространстве катушки (15-17 мм) дают два разных сигнала, что приводит к вычитанию некоторых высокочастотных составляющих.

Извините - увлекся! Я просто технический ВУЗ закончил…J

В итоге на чистом звуке они выдают сглаженный округлый саунд, с перегрузом звучат агрессивно, отчетливо и без фона. Пример гитары с хамбакерами - Gibson Les Paul.

2.Пассивные и активные.

Принцип работы пассивных датчиков описан выше. У активных датчиков меньше витков в катушках, благодаря чему у них широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал.

Для его усиления в гитару крепится предусилитель, работающий от 9 вольтовой батарейки «кроны». Активные датчики бывают как синглы, так и хамбакеры.

Single EMG

Hambacker EMG

Критики активных датчиков говорят о том, что они дают стерильный, ненатуральный звук, который является результатом искусственно созданной частотной характеристики.

Противоположная сторона утверждает, что кроме низкого уровня шума, активные датчики расширяют возможности гитариста. Он может играть на нетрадиционном звуке, а потом переключиться на более привычный вариант звучания.

Наиболее известные производители «пассива»- Di Marzio , Seymour Duncan , Fender , Gibson ; «актива» - EMG .

Чуть не забыл: такие термины при описании звукоснимателей как «Hot», «Vintage», «Pro» очень субъективны и покупка датчика без его прослушивания (например, в магазине) это сплошная лотерея.

Бридж (машина, струнодержатель)

Бридж - это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке.
Существует две разновидности бриджей: с системой тремоло и без. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

1. Бриджи с системой тремоло.
Более распространенное название - машинка: Fender , Floyd Rose , Kahler , обычно ставятся на стратокастерах или стратоподобных инструментах. Их достоинство заключается в возможности понижать и, в некоторых моделях, повышать правой рукой высоту нот на гитаре. Для этого в ней существует рычаг.

Гитары с машинами Floyd Rose и Kahler оборудованы запирающимся порожком «прищепкой» и микроподстройкой. Благодаря этому, при активном использовании рычага, инструмент не расстраивается, и всегда имеется возможность скорректировать строй, не, откручивая винты «прищепки».

Такие машины позволяют качать струну вверх и вниз на 1.5 - 2 тона и выполнять некоторые забавные фишки в духе Stive Vai . Поэтому можно здорово разнообразить свою игру.

Главные недостатки следующие:

Если рвется струна, гитара немедленно расстраивается;
- чтобы заменить струну необходимо проделать множество манипуляций (лезть за ключом от «прищепки», откручивать, вставлять, закручивать и т. д.);
- гитара сложнее настраивается;
- гитару сложнее перестроить в другой строй;
- машины такого типа наиболее сильно «сжирают» сустэйн (длительность нот);
- из-за большого количества деталей эти машины чаще всего выходят из строя;

Гитары с машинами Fender избавлены от всех ухищрений:

Благодаря их более простой конструкции с ними меньше проблем, но все же:
- если рвется струна, гитара немедленно расстраивается, правда не так сильно;
- использовать рычаг надо аккуратнее, гитара может расстроиться;
- сустэйн все же уменьшается, хотя это вносит свой колорит;
- эти машины позволяют только понижать строй (качать рычаг вниз).

2. Бриджи без тремоло. Они ставятся на гитары типа Les Paul, Telecaster, некоторые Heavy Metal и полуакустики. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму:

Они лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем на концертах. Недостаток, как вы уже догадались, только один - нет тех возможностей, которые дает машина.

Какой бридж выбрать зависит от вас, но если вы начинающий, и денег на гитару немного, выбирайте с простым тремоло или вовсе без него. С дешевыми Floyd Rose гораздо больше проблем.

Электроника (ручки громкости и тембра, переключатель звукоснимателей, гнездо для подключения шнура).

Эти детали, за исключением гнезда, служат для изменения характера звучания гитары и регулировки ее громкости.

Переключатель звукоснимателей служит для выбора нужного звукоснимателя. В зависимости от схемы распайки и количества «звучков» каждое положение переключателя дает уникальное звучание гитары.

Гнездо служит для подключения гитары к усилителю при помощи шнура.

Порожки и лады.

Металлические вставки, врезанные в гриф перпендикулярно струнам, называются порожками. Участки грифа между порожками называются ладами. Прижимая струны у разных порожков, меняется длина струны, и таким образом извлекаются звуки различной высоты.

Верхний порожек.

Пластмассовая или деревянная пластинка с прорезями для струн, которая не дает колебаться струнам за пределами грифа.

Струны.

Струны проходят через прорези верхнего порожка и закрепляются на колках. Звучание любой гитары может быть ухудшено использованием старых или некачественных струн. Это расходная статья бюджета любого гитариста.

Самые распространенные производители струн: D"Addario, DR, Ernie Ball, GHS, Dean Markley, La Bella. Elixir.

Колки.

Шесть механизмов с червячными передачами, с помощью которых можно повысить или понизить звуки гитары, поворачивая колки и натягивая или ослабляя натяжение струны.

Главное не перестарайтесь, когда будете ставить новые струны!

Головка грифа.

Верхняя часть грифа, на которой крепятся колки.

Если Вы хотите также узнать

- как выбрать электрогитару в зависимости от ваших стилевых предпочтений.

Как купить действительно хороший инструмент, а не «фанеру».

- Какие бывают усилители, комбики, гитарные эффекты, процессоры и другие полезные для гитариста устройства .

Как подключить электрогитару и остальное оборудование.

- И еще много интересного и полезного для начинающего гитариста...