Гласные в суффиксах ущ ющ ащ ящ. Правописание суффиксов различных частей речи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов причастий.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выбор суффиксов причастий УЩ.ЮЩ.АЩ.ЯЩ.ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения бор Ю щийся оберега Е мый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения кле И мый слыш А щий

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бор о ться 1 кле и ть 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ бор Ю щийся кле И мый

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени ВШ Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ Стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И подчеркиваю гласную перед ТЬ стро И ть та Я ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ТОЙ ЖЕ ГЛАСНОЙ ПЕРЕД ВШ, ЧТО И В ИНФИНИТИВЕ стро И вший та Я вший

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глагола слыш А вший- слыш А ть, та Я вший – та Я ть, вид Е вший- вид Е ть, стро И вший- стро И ть А ВШ Ш Я Е И

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенч А нный - увенч А ть, увид Е нный – увид Е ть, вымен Я нный - вымен Я ть А Я Е НН Н И ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпил Е нный - подпил И ть

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч…нный постро…нный Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенч А ть постро И ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ГЛАСНОЙ А, Я, Е, КАК И В ИНФИНИТИВЕ, ПЕРЕД СУФФИКСОМ ПРИЧАСТИЙ НН или Н. Гласная И в инфинитиве становится суффиксом ЕН или ЕНН в причастии увенч А нный постро Е нный

Ключ к 1.3. Колыш У щийся на крыше, исследу Е мый объект, ран Я щий словом, грохоч У щий грузовик, та Ю щий на солнце, слабо дыш А щий, колебл Е мый ветром, ненавид И мый всеми, вполне разреша Е мый. дремл Ю щии на лекции, плохо вид И мый, завис Я щий от отца, ма Ю щийся зубами, больно жал Я щий, много знач А щий, всеми уважа Е мый, сжига Е мый страстью, стро Я щийся район, хол Я щий жеребенка.

Предварительный просмотр:

1. 1. Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия.

С помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ)

С помощью суффиксов -ем-, -им-

1. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.

Неж...щийся на солнце, часто организу…мый, слыш...мый шорох, сыпл...щийся с потолка, подгоня...мые, ветром, терп...щий боль, изгоняя…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч...щая хозяйка, кле...щии карандаш, хвал...щий спектакль, мол...щий о пощаде, бор...щийся с пургой, шепч...щий на ухо, плач...щий малыш, знач...мое событие, слав...щийся делами, реж...щий инструмент, ла...щая свора,

1. 3. Вставьте пропущенные буквы.

Колыш...щийся на крыше, исследу...мый объек,т ран...щий словом, грохоч...щий грузови,к та...щий на солнце, слабо дыш...щий, колебл...мый ветром, ненавид...мый всеми, вполне разреша…мый. двига...мый желанием, дремл...щии на лекции, плохо вид...мый, завис...щий от отца, ма...щийся зубами, больно жал...щий, много знач...щий, всеми уважа...мый, сжига...мый страстью, стро...щийся район, хол..,щий жеребенка.

Проверьте себя. Посчитайте количество правильных ответов.

18-20 балов – хороший результат.

17 и менее – сделайте следующее упражнение.

1. 4. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.

Буд...щий по утрам, аккуратно бре...мый, крас...щий волосы, всеми совету...мый, строга...мые доски, редактируемый мной, плещ...щиеся ребятишки, ре...щие знамена, знач..щийся в списках, поддержива…мый другом, бел...щий стены, пол...щий грядки, се...мый весной, точ...щий косу, расстила...мый на полу, незабыва...мое событие, ко л... щий дров,а ро...щие канаву, едва замеча,..мый, терп...щий бедствие.

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. См. 1.2.

Обид...вший друзей, наде...вшийся на чудо, кле...вший обои, полностью выздоров…вший,больно жал...вший, слабо слыш...вший, обессил..вший от голода, посе...вший подозрение, вид...вшая фильм, зате...вший ссору, та...вшии в сумке, раска...вшийся во зле, рано состар…вшийся, ненавид...вший ложь, рассе...вший сомнения, не ча...вший увидеть, ре...вший над крышей, леле...вший ребенка, забле...вший ягненок, опостыл...вшая работа.

2.2. Вставьте пропущенные буквы. Заброс...вший шайбу, замет.„вший опасность, выелуш...вший внимательн,о приумнОж..вший славу, завис...вший от погоды, забле...вший в тишине, выруб...вший кустарник, выполн...вший обещание, вып...вший квасу, ПОПОЛН...ВШИЙ припасы,

Постро..вший дом, засе...вший травой, муч...вшийся зубами, вспомн...вший о доме, застро..вшийся район. развес...вший по пакетам. обруш...вшийся на село.ИСПОЛН...ВШИЙ на рояле. вымен...вший марку. пропар...вшийся в бане.

3.1. Образуйте от данных глаголов причастия с помощью суффикса НН, обозначьте орфограмму.

инфинитив

причастие прош.вр. с суффиксом НН

Размерить, слышать, засеять, вычистить, сберечь, втащить, назначить, сделать, сорвать, разорвать

3.2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутренне поле. См. 1.2. затее…нный спор, обиж…нный ребенок, подков…ный конь, сильно зауж…нный, вылом…ный замок, втач…нный рукав, испеч…ный пирог, просмотр….ный фильм, сбереж…нный рубль, обсаж…нный деревцами, вычищ…нный до блеска, закопч…нная кастрюля, скро…нный костюм, ове…нный славой,

3.3. Вставьте пропущенные буквы.

Зате...нная уборка, задерж...нный в пути, посе...вший добро, стрел...ный воробей, раскро...нный материал, размеш...нный сахар, увид...вший свет, выкач...нная вода, незаслуженно обиж...нный, плохо втач...нный, наде...вшийся на успех, отча...вшийся, юноша, разве...вший скуку,

услыш...вшии шепот, искусно скле...нные, развеш...нные картины, высме...нный другом, обид...вший соседа, замеш...нное тесто, завеш...нное шторой, выкач...нная бочка, случайно подстрел...нный, скле...вший намертво, рассе...нные огнем,оконч..нная работа.

Подсчитайте баллы (каждое слово - 1 балл). Если вы набрали:

23-25 баллов - тема усвоена хорошо, можете смело переходить к следующей;

19-22 балла - повторите правописание слов, в которых допустили ошибки, отработайте их на внутренних полях;

менее 19 баллов -начинайте отрабатывать данную тему с самого начала, учитывая свои пробелы. Более внимательно отнеситесь к графике и работе на внутренних полях.


1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

— глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

2) Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом «Л» ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растая ть, значит, перед «Л» пишем букву «Я»

3. Причастия настоящего и прошедшего времени (правило)

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будь осторожны при определении инфинитива. Часто встречаются:

Ковры развеша ны во дворе (развешать ) – продукты в магазине развеше ны (развесить )

Обвеша нные лентами (обвешать ) – обвеше нные продавцом (обвесить )

Замеша нные в преступлении (замешать ) – замеше нное тесто (замесить )

Расстреля нные партизаны (расстрелять ) – подстреле нные охотниками (подстрелить )

Пристреля нное ружье (пристрелять ) – пристреле нный заяц (пристрелить )

Выкача нная из бака вода (выкачать ) – выкаче нная из подвала бочка (выкатить )

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Суффикс – морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание –ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса – образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Эта морфема настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и –ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово – деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.

  1. Формообразующие. Это те, которые участвуют в образовании форм одного и того же слова. Отличительная их особенность – эти морфемы наряду с окончанием слова не входят в его основу. Например, форма прошедшего времени имеет характерный суффикс -л-: протирала, готовила, читала. Кроме того, некоторые лингвисты считают -ть- в инфинитиве также формообразующим суффиксом. Напомним, что при изучении вопроса о том, какие бывают суффиксы в русском языке (3 класс), школьникам представляют его как окончание. Также если интерпретировать причастие и деепричастие как глагольные формы (у лингвистов нет однозначного ответа на этот вопрос), суффиксы этих слов выделяются как формообразующие и в основу не входят: думающий, думая, гонимый (морфемы действительного причастия -ющ-, деепричастия -я- и страдательного причастия -им-). К словоизменительным также относятся суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (сильнее, глубже).
  2. Словообразовательные. Эти морфемы более распространены: они используются при возникновении новых слов. Чаще всего они участвуют в образовании имен существительных и прилагательных. Причем с помощью данной морфемы может появляться слово как той же части речи, так и другой. К примеру, слова «лес», «лесник», «лесной.» Первое существительное образовалось при помощи суффикса -ник-, второе слово, прилагательное, при помощи суффикса -н-. Иногда суффиксальным способом образуются и глаголы: обдумать – обдумывать. Здесь в образовании глагола несовершенного вида был использован суффикс -ыва-.

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец – красавчик; ребенок – ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения. Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • «Радостная, она сообщила об этой новости». В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • «Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии». Обособленным определением является причастный оборот.
  • «Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости». Здесь прилагательное с зависимыми словами – это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • «Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку» — «Мама перенесла ребенка в его кроватку».
  • «Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену» — «Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену».

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным – с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением – с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным – дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием – в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • «Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление». Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • «Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя». Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • «Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр». Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное согласованное определение (примеры это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание – это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: «Он любит яйца (какие?) всмятку».
  2. Управление – это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: «девочка села на стул (какой?) из дерева».

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами – Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» – это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) – родить ребенка.
  • Сравнительная степень прилагательного с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами – дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений – дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже — тире (например, самая большая удача (какая?) – сорвать куш в лотерею).

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие (причастный оборот). Запятые при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс –ущ –ющ (думает – думающий, пишут – пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют –ащ-ящ (дымит – дымящий, жалят – жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса –вш (писал – писавший, говорил – говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов –нн-енн в прошедшем времени (придумал – придуманный, обидел – обиженный) и –ем, -ом-им и –т в настоящем (ведет – ведомый, любить – любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).
  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, «Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.
  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях обособленные определения несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

Большинство школьных учебников относит слово «должен» к кратким прилагательным.

(полная форма «должный»). При этом еще говорится, что некоторые прилагательные (в их числе упоминается и «должен») употребляются только в краткой форме.

Слово «должен» (должна, должны) часто причисляется к прилагательным, точнее к кратким прилагательным в роли модальных слов. Хотя модальные слова выражают необходимость действия, и по своим функциям они близки очень к глаголам.

Это же слово иногда причисляют и к наречиям, особенно когда оно употребляется с окончанием «-о» — «должно».

Приведу пример: он должен мне 50 рублей. Здесь слово «должен» по смыслу можно заменить глаголом «задолжал».

Пример 2: с этим не должно быть проблем. Опять-таки, слово «должно» это точно не прилагательное, по форме напоминает наречие, но по сути своей выражает действие и наречием не является.

Слово «ДОЛЖЕН» -это краткое прилагательное.Образовано от прилагательного полной формы «Должный».

Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.

Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.

Я сейчас должен делать письменную работу по русскому языку.

Мне больше верится, что слово «должен» относится к кратким прилагательным. Какой? — должный (полная форма), каков? — должен (краткая форма).

Отвечает свойству кратких прилагательных: не склоняется по падежам, имеет только род и число.

В «Большом толковом словаре» Кузнецова сказано, что слово «должен» является наречием.

Но я с этим не согласен, поскольку наречие является неизменной частью речи, а слово «должен» мы можем изменять по числам и родам.

В других словарях (к примеру, в словарях Ушакова и Ожегова) данный вопрос вообще обходят стороной.

А вот в школьных учебниках слово «должен» относят к кратким прилагательным. Ведь полная форма данного прилагательного: «должный».

Ни причастиями, ни глаголами «должный» и «должен» не могут быть: ведь глаголы обозначают действие, а у причастий есть свои специфические суффиксы: НН, Ш, АЩ, УЩ, ЕНН, ОМ, ЯЩ, ЁНН, ЮЩ, ИМ, ВШ, Т, ЕМ. Ничего подобного в слове «должный» мы не наблюдаем. К тому же причастия образуются из глаголов.

Следовательно, слово «должен» действительно является кратким прилагательным .

Окончания причастий

Причастия имеют те же падежные окончания, что и прилагательные. Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончаний причастий, следует их согласовать с существительными, к которым они относятся.

Например: Над колышущейся степью парили ястребы. Над степью какой ? - колышущей ся. В сверкающем блеске молнии было что-то угрожающее. В блеске каком ? - сверкающем . Этот звук называется шипящим. Звуком каким ? - шипящим .

Суффиксы причастий

1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

· -ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор ющ ийся (борются), клокоч ущ ий (клокочут), колыш ущ ийся (колышутся), мел ющ ий (мелют), пол ющ ий (полют), стел ющ ийся (стелются), та ющ ий (тают).

· -ащ- (-ящ-) дыш ащ ий (дышат), жал ящ ий (жалят), завис ящ ий (зависят), кле ящ ий (клеят), мол ящ ий (молят), хвал ящ ий (хвалят).

Исключения: Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся . От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.).

Обратите внимание! В слове буд ущ ий (по происхождению – причастии) суффикс-ющ- добавляется к основебуд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласнуюю (!).

2. В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

· -ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу ем ый (организуют), колебл ем ый (колеблют), проверя ем ый (проверяют), вед ом ый (ведут), влек ом ый (влекут), нес ом ый (несут);

· -им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения: вид им ый (видят), завис им ый (зависят), кле им ый (клеят), слыш им ый (слышат).

Примечание. Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

3. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в прошедшем времени (или перед суффиксом -ть в неопределенной форме): клеи вший (клеи л, клеи ть), лелея вший (лелея л, лелея ть), надея вшийся (надея лся, надея ться).

Причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными в, и перед суффиксом -вш -, сравните: обессиле вший (потерявший силы) и обессили вший (лишивший кого-нибудь силы).

В деепричастиях перед суффиксами -в-, -вш - также сохраняется та же гласная , которая стоит в прошедшем времени перед -л - (или в неопределенной форме перед -ть : выздорове в (выздорове л, выздорове ть), услыша в (услыша л, услыша ть), подбочени вшись (подбочени лся, подбочени ться).

4. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы:

1) -нн-, если в прошедшем времени перед суффиксом -л- есть гласные а, я, е : разрисова нный (разрисова л, разрисова ть), настоя нный (настоя л, настоя ть), вываля нный (вываля л, вываля ть), разменя нный (разменя л, разменя ть), обиже нный (обиде л, обиде ть);

2) -енн-, ённ-, если в прошедшем времени (или в неопределенной форме перед -ть) есть гласная и: выезженн ый (выезди л), выращенн ый (вырасти л, вырасти ть), выхоленн ый (выхоли л, выхоли ть), напоенн ый (напои л, напои ть); также если причастия образованы от глаголов на -чь : выпеченн ый (выпечь), сбереженн ый (сберечь), увлечённ ый (увлечь). изречённ ый (изречь); такие же суффиксы используются при образовании причастий от глаголов, у которых перед суффиксом в неопределенной форме -ти стоит согласная: привезённ ый (привезти), принесённ ый (принести), выметенн ый (вымести).

Различаются в написании причастия приставочных образований от глаголов весить - вешать, месить - мешать, катить - катать и им подобных. От глаголов на -ить образуются причастия с помощью суффикса -енн- , а от глаголов на -ать (-ять) - причастия с суффиксом -нн- (при этом глагольные суффиксы -а-, -я- сохраняются), например: завешенный, обвешенный, развешенный и подобные образованы от соответствующих глаголов на -ить : завесить «закрыть чем-либо повешенным» (Плотно завешенное окно не пропускало света ); навесить – «прикрепить, надеть на что-либо» (навешенная дверь ); обвесить - «обмануть при покупке, недовесить»; развесить - «разделить по весу».

Завешанный, навешанный, обвешанный, развешанный и подобные образования от глаголов на -ать: завешать – «повесить на всем пространстве, о котором идет речь» (Все стены в комнате были завешаны пучками трав ); навешать - «повесить в большом количестве» (На стене были навешаны разнообразные плакаты ); обвешать – «разместить со всех сторон» (Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками ); развешать - «повесить по разным местам» (Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет ). Причастия на -анный имеют значение «размещенный в большом количестве по всему пространству»; в остальных случаях причастия оканчиваются на –енный .

Замешенный, перемешенный, помешенный, смешенный месить - «мять, разминать, перемешивая какую-либо полужидкую массу» (месить тесто) - замесить, перемесить, помесить, смесить.

Замешанный, перемешанный, помешанный, смешанный и подобные - причастия от приставочных образований глагола мешать - «перемешивать, размешивать при помощи ложки, мешалки; соединить в одно что-либо однородное» (мешать ложечкой чай ). Сравните значение и употребление таких причастий в следующих примерах: Хорошо замешенный цементный раствор обладает высокой прочностью. В эту неприятную историю оказался замешанным мой друг.

Выкаченный, выкачанный - причастия от соответствующих глаголов выкатить (из сарая велосипед) и выкачать (из цистерны нефть);

Выстреленный, застреленный, пристреленный, подстреленный, простреленный и подобные - причастия от соответствующих глаголов на -ить: выстрелить, застрелить, пристрелить, подстрелить, прострелить; настрелянный, обстрелянный, отстрелянный, перестрелянный, пристрелянный (автомат), расстрелянный - причастия от соответствующих глаголов на -ять: настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять (настроить прицельно), расстрелять , Например: Внезапно обстрелянный противником десант кое-как выбрался на берег. Настрелянные вокруг гильзы свидетельствовали о жаркой схватке. Пристрелянное ружье не дает осечки. Но: Пристреленный хищник лежал с оскаленной пастью.

5. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий .

6. В суффиксах страдательных причастий после шипящих под ударением вместо о пишется ё (е): вооруж ё нный - вооруж ё н, лиш ё нный - лиш ё н, соверш ё нный (сделанный) - соверш ё н, улич ё нный - улич ё н, сокращ ё нный - сокращ ё н .

От глагола жечь и его производных образуются причастия с помощью суффикса -ённ- : жж ённ ый, зажж ённ ый, нажж ённ ый, обожж ённ ый, пожж ённ ый, подожж ённ ый, прижж ённ ый, разожж ённ ый, сожж ённ ый (но: выжж енн ый ).

Правописание деепричастий. Суффиксы деепричастий

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -я или (после шипящих): советовать - советуют - советуя , стоять - стоят - стоя , стучать - стучат - стуча , бороться -борются - боря сь.

Глаголы с суффиксом –ва-, который выпадает в настоящем времени, образуют деепричастие от неопределенной формы: признавать - признавая , отдавать - отдавая .

Запомните. 1) Многие глаголы несовершенного вида не имеют формы деепричастия, например глаголы на -чь (стеречь , беречь ), глаголы с суффиксами –ну- (вянуть , чахнуть ) и некоторые другие (писать и т.п.).

2) Некоторые деепричастия, потеряв признак времени (вида), перешли в наречия: молча, лежа, сидя, стоя.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов прошедшего времени совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (после гласного) и -ши (после согласного): взять - взял - взяв - взявши ; увлечь - увлек - увлекши ; слиться - слился - сливши сь.

Примечание. Перед суффиксами пишется та же гласная, что и перед суффиксом л в прошедшем времени: обиде л - обиде в, броси л - броси в, растая л - растая в, замешка лся - замешка вшись.

Некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия посредством суффиксов или от глаголов будущего времени: найти - найду - найдя , выйти - выйду - выйдя , услышать - услышу - услыша .

Помогите ответить на вопросы по русскому языку: 1. Дайте определение причастию. 2. В чем заключается разница между действительными

страдательными причастиями.

1) в чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

2) что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
3) какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах ущ, ющ;ащ,ящ;?в суффиксах ем, им?
4)в каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я) в каких е?
5)сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
6)когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных,образованных от глаголов?
7)напишите о правописании не с причастиями
8)что такое причастный оборот? когда он на письме выделяется запятыми?

Помогите ответить на вопросы по русскому языку:

1. Дайте определение причастию.

2. В чем заключается разница между действительными

Страдательными причастиями.
3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия.

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-.

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я),в каких- е?

6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий.

7.Когда пишется однв и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилпгптельных,образованных от глаголов?

8.Расскажите о правописании не с причастиями.

9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

1.Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
3.Что общего и чем различаются полные и краткие причастия?
4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-?
5.В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких- е?
6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
7.Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
8.Расскажите о правописании не с причастиями.
9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных

    от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .

    от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящий, видящий

Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

    1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,

    2-го спряжения - -им: любимый, видимый

Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем поднимаемый, люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

    с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,

    с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.

Выполняй задания

Задание из демоверсии ФИПИ 2015:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    преобразу...мый

    распущ...нный

    засмотр...шься

    сломл...нный

    омыва...мый

Выполнение:

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься - засмотреться.

2. Определи спряжение: засмотреться - глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотр и шься. Пропущена буква И.

4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .

1) преобразу...мый, омыва...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый - от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.

2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный - от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную е : распущенный, сломленный .