Харуки мураками охота на овец краткое содержание. Охота на овец

Харуки Мураками

Охота на овец

Часть первая

ПИКНИК СРЕДИ НЕДЕЛИ

О ее смерти сообщил мне по телефону старый приятель, наткнувшись на случайные строчки в газете. Единственный абзац скупой заметки он членораздельно зачитал прямо в трубку. Заурядная газетная хроника. Молоденький журналист, едва закончив университет, получил задание и опробовал перо.

Тогда-то и там-то такой-то, находясь за рулем грузовика, сбил такую-то.

Вероятность нарушения служебных обязанностей, повлекшего смерть, выясняется...

– Где будут похороны? – спросил я.

– Да откуда я знаю? – удивился он. – У нее, вообще, была семья-то?

* * *

Разумеется, семья у нее была.

Я позвонил в полицию, спросил адрес и номер телефона семьи, затем позвонил семье и узнал дату и время похорон. В наше время, как кто-то сказал, если хорошо постараться, можно узнать что угодно.

Семья ее жила в «старом городе», Ситамати. Я развернул карту Токио, отыскал адрес и обвел ее дом тонким красным фломастером. То был действительно очень старый район на самом краю столицы. Ветвистая паутина линий метро, электричек, автобусов давно утратила какую-либо вразумительную четкость и, вплетенная в сети узких улочек и сточных каналов, напоминала морщины на корке дыни. В назначенный день пригородной электричкой от станции Васэда я отправился на похороны. Не доезжая до конечной, я вышел, развернул карту токийских пригородов и обнаружил, что с равным успехом мог бы держать в руках карту мира. Добраться до ее дома стоило мне нескольких пачек сигарет, которые пришлось покупать одну за другой, каждый раз выспрашивая дорогу.

Дом ее оказался стареньким деревянным строением за частоколом из бурых досок. Нагнувшись, я через низенькие ворота пробрался во двор. Тесный садик по левую реку, похоже, был разбит без особой цели, «на всякий случай»; глиняную жаровню, брошенную в дальнем углу, на добрую пядь затопило водой давно прошедших дождей. Земля в саду почернела и блестела от сырости.

Она убежала из дома в шестнадцать; видно, еще и поэтому похороны прошли очень скромно, словно украдкой, в тесном домашнем кругу. Семья состояла сплошь из одних стариков, да то ли родной, то ли сводный брат, мужчина еле за тридцать, заправлял церемонией.

Отец, низкорослый, лет пятидесяти с небольшим, в черном костюме с траурной лентой на груди стоял, подпирая косяк двери, и не подавал ни малейших признаков жизни. Взглянув на него, я вдруг вспомнил, как выглядит дорожный асфальт после только что схлынувшего наводнения.

Уходя, я отвесил молчаливый поклон, и он так же молча поклонился в ответ.

Впервые я встретился с ней осенью 1969 года; мне было двадцать лет, ей – семнадцать. Неподалеку от университета была крохотная кофейня, где собиралась вся наша компания. Заведеньице так себе, но с гарантированным хард-роком – и на редкость паршивым кофе.

Она сидела всегда на одном и том же месте, уперев локти в стол, по уши в своих книгах. В очках, похожих на ортопедический прибор, с костлявыми запястьями – странное чувство близости вызывала она во мне. Ее кофе был вечно остывшим, пепельницы – неизменно полны окурков. Если что и менялось, то только названия книг. Сегодня это мог быть Мики Спиллэйн, завтра – Оэ Кэндзабуро, послезавтра – Аллен Гинзберг... В общем, было бы чтиво, а какое – неважно. Перетекавшая туда-сюда через кофейню студенческая братия то и дело оставляла ей что-нибудь почитать, и она трескала книги, точно жареную кукурузу, – от корки до корки, одну за другой. То были времена, когда люди запросто одалживали книги друг другу, и, думаю, ей ни разу не пришлось кого-то этим стеснить. То были времена «Дорз», «Роллинг Стоунз», «Бердз», «Дип Перпл», «Муди Блюз». Воздух чуть не дрожал от странного напряжения: казалось, не хватало лишь какого-нибудь пинка, чтобы все покатилось в пропасть. Дни прожигались за дешевым виски, не особо удачным сексом, ничего не менявшими спорами и книжками напрокат. Бестолковые, нескладные шестидесятые со скрипом опускали свой занавес.

Я забыл ее имя.

Можно бы, конечно, раскопать лишний раз ту газетную хронику с сообщением о ее смерти. Только как ее звали – мне сейчас совершенно не важно. Я не помню, как оно когда-то звучало. Вот и все.

Давным-давно жила-была Девчонка, Которая Спала С Кем Ни Попадя...

Вот как звали ее.

Конечно, если всерьез разобраться, спала она вовсе не с кем попало. Не сомневаюсь, для этого у нее были какие-то свои, никому не ведомые критерии. И все же, как показывала действительность любому пристальному наблюдателю – спала она с подавляющим большинством.

Только однажды, из чистого любопытства, я спросил у нее об этих критериях.

– Ну-у-у, как тебе сказать... – ответила она и задумалась секунд на тридцать. – Конечно, не все равно, с кем. Бывает, тошнит при одной мысли... Но знаешь – мне просто, наверное, хочется успеть узнать как можно больше разных людей. Может, так оно и приходит ко мне – понимание мира...

– Из чьих-то постелей?

Наступил мой черед задуматься.

– Ну и... Ну и как – стало тебе понятнее?

– Чуть-чуть, – сказала она.

* * *

С зимы 69-го до лета 70-го я почти не виделся с ней. Университет то и дело закрывали по разным причинам, да и меня самого порядком закрутило в водовороте неприятностей личного плана.

Когда же осенью 70-го я заглянул наконец в кофейню, то не обнаружил среди посетителей ни одного знакомого лица. Ни единого – кроме нее. Как и прежде, играл хард-рок, но неуловимое напряжение, наполнявшее воздух когда-то, испарилось бесследно. Только паршивый кофе, который мы снова пили, так и не изменился с прошлого года. Я сидел перед нею на стуле, и мы болтали о старых приятелях. Многие уже бросили университет, один покончил собой, еще один канул без вести... Так и поговорили.

– Ну а сам-то – как ты жил этот год? – спросила она у меня.

– По-разному, – ответил я.

– Стал мудрее?

– Чуть-чуть.

В эту ночь я спал с нею впервые.

Я ничего толком не знаю о ней, кроме того, что когда-то услышал – то ли от кого-то из общих знакомых, то ли от нее самой между делом в постели. То, что еще старшеклассницей она вдрызг разругалась с отцом и сбежала из дому (и, понятно, из школы), – это точно, была такая история. Но где жила и чем перебивалась – этого не знал никто.

Дни напролет просиживала она на стульчике в рок-кафе, поглощая кофе чашку за чашкой, выкуривая одну сигарету за другой и перелистывая страницу за страницей очередной книги в ожидании момента, когда, наконец, появится какой-нибудь собеседник, который заплатит за все эти кофе и сигареты (не ахти какие суммы для нас даже в те дни) и с которым она, скорее всего, и уляжется этой ночью в постель.

Вот и все, что я знал о ней.

Так и сложилось: с той самой осени и до прошлого лета раз в неделю, по вторникам, она приходила ко мне в квартирку на окраине Митака. Ела мою нехитрую стряпню, забивала окурками пепельницы и под хард-рок по «Радио FEN» на полную катушку занималась со мной любовью. Утром в среду, проснувшись, мы гуляли с ней в маленькой рощице, постепенно добредали до студенческого городка и обедали в местной столовой. И уже после обеда пили жиденький кофе на открытой площадке под тентами и, если погода была хорошей, валялись в траве на лужайке и разглядывали небеса.

«Пикник среди недели», – называла это она.

– Каждый раз, когда мы приходим сюда, я чувствую себя будто на пикнике.

– На пикнике?

– Ну да. Куда ни глянь – трава. У людей вокруг счастливые лица...

Стоя в траве на коленях, она испортила несколько спичек, прежде чем наконец прикурила.

– Солнце подымается, потом садится; люди появляются и исчезают... Время течет, как воздух, – все как на настоящем пикнике, ведь правда? Через две-три недели мне стукало двадцать два. Ни надежды в ближайшее время закончить университет, ни причины бросать его на полдороге. На распутье сомнений и разочарований уже несколько месяцев кряду я не решался сделать в жизни ни шага.

Мир вокруг продолжал вертеться – только я, казалось, совершенно не двигался с места. Что бы ни являлось моим глазам в ту осень 70-го – все окутывалось странной дымкой печали, все сразу и с катастрофической быстротой увядало, теряя цвет. Лучи солнца, запах травы, еле слышные звуки дождя – и те раздражали меня. Неотвязно меня преследовал сон о ночном поезде. Всегда один и тот же. Поезд, полный табачного дыма и туалетной вони, набитый людьми так, что не продохнуть. В вагоне, где яблоку негде упасть, заблеванные простыни липнут к телу. Не в силах терпеть, я подымаюсь с полки, протискиваюсь к дверям и схожу на случайной станции. Местность заброшена и пустынна – ни огонька. На станции не видать даже стрелочника. Ни часов, ни расписания – ничего... Такой вот сон.

В то время, мне кажется, я во многом подходил ей. Пусть нелепо и болезненно, но был нужен ей именно таким, каким был. В чем подходил, чем был нужен – сейчас уже не припомню. Может, я был нужен лишь себе самому – и не больше, но ее это ничуть не смущало. А может быть, она просто так развлекалась, – но чем именно? Как бы там ни было, вовсе не жажда ласки-нежности притягивала меня к ней. И сейчас еще, стоит вспомнить ее, возвращается ко мне то странное, неописуемое ощущение. Одиночества и печали – словно от прикосновения чьей-то руки, вдруг протянутой сквозь невидимую в воздухе стену.

С этой книги начался успех автора в России. Главный герой – повзрослевший хиппи (Альтер эго самого Мураками) мается в мелком рекламном бизнесе. От него ушла жена. Внезапно, его вызывают в могущественный рекламный концерн и требуют объяснить, откуда он взял фотографию одной странной овцы. Выясняется, что эта овца – некий психический монстр, вселяющийся в сознание человека, дабы его руками воплотить в жизнь некий план. Прежним хранителем овцы был создатель концерна, но та покинула его и теперь он при смерти. Верный секретарь готов на все, чтобы вернуть духа.

Герой, в сопровождении подруги с экстрасенсорными способностями (имя ее он не знает, называя просто “Подруга”) едет на поиски в японскую провинцию (фото прислал его лучший друг, по прозвищу Крыса). Он поселяется в зачуханном отеле “Дельфин” и знакомится с отцом хозяина, в мозг которого впервые и вселилась овца. Произошло это славное событие в Монголии, во время японской оккупации Китая. Здесь Мураками проводит параллель с монгольскими духами-хранителями, и, персонально – с духом Чингисхана.

Герой отправляется в дом друга, но Крыса уже мертв и является в виде духа. Он рассказывает, что овца вселилась в него, желая сделать своим новым орудием достижения мирового господства. Не желая, чтобы она окончательно закабалила его волю, Крыса покончил с собой.

Герой возвращается домой. Он лишился друга и возлюбленной (та покинула его, не выдержав приближения к проклятому месту).

Вариант 2

Данная книга принесла успех автору в России. Главным героем выступает достаточно взрослый хиппи, который пытается освоиться в мелком рекламном бизнесе. Его бросила жена, после он понадобился рекламному концерну, который срочно потребовал, чтобы тот попытался объяснить, откуда у него фотография, на которой была размещена овца.

Как выяснилось позже, в образе овцы выступает психический монстр, который ни кому не был известен. Он обладал способностью вселяться в сознание человека и держать его под полным контролем. Таким образом, он целенаправленно шел к реализации своего задуманного плана. С одной стороны человек и его сознание, с другой – черные дела психического монстра.

Как ни странно, но прежним руководителем, точнее сказать, обладателем овцы, был создатель концерна. По непонятным причинам овца его бросила и, теперь, он на грани смерти. Верный секретарь создателя готов пойти на крайние меры, лишь бы вернуть хозяину дух.

Герой, у которого есть подруга с экстрасенсорными способностями, отправляется с ней в японскую провинцию. Ведь, фотографию ему-то прислал его друг, которого звали Крыса. Почему герою неизвестно имя подруги – неизвестно.

Итак, он останавливается в непонятном отеле “Дельфин” и встречается с отцом хозяина. Ему становится известно, что в его мозге впервые и была эта овца. Это событие произошло в период японской оккупации Китая. Именно в Монголии Мураками и прослеживает некую параллель, которая напрямую связана с монгольскими духами-хранителями, включая личность – с духом Чингисхана.

Вскоре герой решает посетить дом друга, но Крысы уже нет в живых. Он приходит к нему в образе духа. Он рассказывает, что ему пришлось покончить с собой, потому что овца хотела завладеть его разумом и использовать в своих целях. Если бы он этого не сделал, то был бы орудием ее достижений.

Герой решает вернуться домой, однако, теперь у него нет ни друга, ни любимой женщины, которая ушла из жизни, не выдержав приближения к проклятому месту.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Охота на овец Мураками

Другие сочинения:

  1. Хроники Заводной Птицы Это произведение не имеет общих персонажей с предыдущими книгами Мураками, имея, однако сходные образы и сюжеты. В начале “Хроник” главный герой уходит из юридической фирмы, где он был “мальчиком на побегушках”. Он живет на какие-то сбережения, деньги, Read More ......
  2. Дэнс, дэнс, дэнс Прошло несколько лет. Герой работает для глянцевых журналов. Жизнь его пуста. Друзей нет, женщины приходят и уходят. Он вспоминает свою Подругу и решает ее отыскать. Для этого герой снова едет в отель “Дельфин”. Но там все изменилось, Read More ......
  3. Кафка на пляже Роман представляет собой чередование двух сюжетных линий по главам: нечетные – история Кафки Тамуры, рассказанная от первого лица, четные – история Сатору Накаты. По ходу повествования становится ясно, что обе линии взаимосвязаны. Первой и сорок седьмой главам Read More ......
  4. Норвежский лес Рассказчик, главный герой романа Ватанабэ Тоору, вспоминает, как в 37 лет он приземлился в самолете в Германии. Из бортовых репродукторов полилась битловская “Norwegian wood”, и у Ватанабэ закружилась голова от воспоминаний. “Даже теперь, спустя 18 лет, я могу Read More ......
  5. 1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре Книга I (апрель-июнь) Первый том представляет собой чередование глав об Аомамэ (нечетные) и Тэнго (четные). Молодая женщина 29-ти лет Аомамэ едет в такси по скоростной автостраде, слушая по радио “Симфониетту” Яначека. Впечатление Аомамэ производила довольно Read More ......
  6. Утиная охота Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с Read More ......
  7. Охота жить Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался по тайге” иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, Read More ......
  8. Царская охота Москва. Ранняя весна 1775 г. Дом графа Алексея Григорьевича Орлова. Граф Григорий Григорьевич Орлов благодаря тому, что находится в свите императрицы Екатерины, которая приезжает в Москву, получает возможность увидеться с братом. Он застает брата в пьянстве и всевозможных Read More ......
Краткое содержание Охота на овец Мураками

Охота на овец
Краткое содержание произведения
С этой книги начался успех автора в России. Главный герой – повзрослевший хиппи (Альтер эго самого Мураками) мается в мелком рекламном бизнесе. От него ушла жена. Внезапно, его вызывают в могущественный рекламный концерн и требуют объяснить, откуда он взял фотографию одной странной овцы. Выясняется, что эта овца – некий психический монстр, вселяющийся в сознание человека, дабы его руками воплотить в жизнь некий план. Прежним хранителем овцы был создатель концерна, но та покинула его

И теперь он при смерти. Верный секретарь готов на все, чтобы вернуть духа.
Герой, в сопровождении подруги с экстрасенсорными способностями (имя ее он не знает, называя просто “Подруга”) едет на поиски в японскую провинцию (фото прислал его лучший друг, по прозвищу Крыса). Он поселяется в зачуханном отеле “Дельфин” и знакомится с отцом хозяина, в мозг которого впервые и вселилась овца. Произошло это славное событие в Монголии, во время японской оккупации Китая. Здесь Мураками проводит параллель с монгольскими духами-хранителями, и, персонально – с духом Чингисхана.
Герой отправляется в дом друга, но Крыса уже мертв и является в виде духа. Он рассказывает, что овца вселилась в него, желая сделать своим новым орудием достижения мирового господства. Не желая, чтобы она окончательно закабалила его волю, Крыса покончил с собой.
Герой возвращается домой. Он лишился друга и возлюбленной (та покинула его, не выдержав приближения к проклятому месту).

С творчеством Харуки Мураками у меня сложились неоднозначные отношения, начиная с самой первой прочитанной мною книги. Большинством литературных ресурсов и порталов он преподносится, как один из немногих японских писателей (в отличии от того же ), который стирает все границы различий между западной и восточной культурой. Мне до сих пор трудно осознать такую идею, ведь я не нахожу абсолютно ничего существенно схожего в его произведениях и творчестве западных писателей ни на уровне художественного повествования, ни на уровне выбранной стилистики. Мураками в своем роде уникален! Разве что в умах западных читателей его может роднить обилие американской музыки, которая упоминается в каждой произведении, фильмов и выпивки; может быть в какой-то степени быт или стиль жизни. Признаюсь, что буду удивлен, если сам Харуки принимает эту точку зрения, выступая таким себе посланником востока в западной культуре.

Возможно, моя неспособность полностью проникнуться идеями автора в силу культурных различий или нахождения в разных весовых категориях философского восприятия жизни так сильно осложняет понимание его книг. Признаюсь еще раз, вряд ли мне удалось определить смысл книги «Охота на овец», и я ловлю себя на мысли, что со мной такое происходит уже не в первый раз. Я едва ли смогу по полочкам разложить весь вложенный смысл в книги «Кафка на пляже», «Норвежский лес» и «К югу от границы, на запад от солнца». После прочтения каждой из них я задавал себе много вопросов по сюжету и идее, находил объяснения и разные точки зрения в других источниках, но не находил понимания. И каждый раз я мысленно говорил себе, что вряд ли стану снова возвращаться к творчеству знаменитого японца, но какая-то неведомая сила опять и опять заставляет взять в руки его новую книгу. Что-то манящее все-таки присутствует в его романах!

Сюжет книги

И вот уже на этом этапе довольно трудно воедино собрать все впечатления о прочитанном и сформулировать основной посыл, ради которого была написана «Охота на овец». Наверное, скелетом сюжета служит древняя легенда об овце, которая вселяется в человека и использует его как оболочку для несения хаоса и анархии в мир. Если же смотреть на книгу фрагментарно, тогда в ее основе - одиночество человека. В этом плане Мураками не изменяет себе самому, ведь во всех его книгах прослеживается четкий типаж главного персонажа, которому он по сути никогда не изменяет: замкнутая и одинокая, асоциальная личность, склонная к алкоголизму и самокопанию. «Охота на овец» входит в некий цикл «Трилогии Крысы», но читается она легко даже как отдельное произведение. А все потому, что мы уже знаем практически все детали о главном персонаже, он буквально не меняется от романа к роману.

А во всем остальном Мураками конечно же неподражаем и бесподобен. Наверное не многие смогут три четверти книги посвятить простому описанию быта (что поел, когда почистил зубы и т. д.), обыденной работе, пьяным историям и даже китовому пенису, и лишь в последнюю четверть книги поместить собственно поиски и охоту на ту самую Овцу. Заметьте, что сказано это не с целью кинуть камень в огород творчества Мураками, а подчеркнуть его истинное мастерство. На самом деле его язык бесподобен, читается роман взахлеб, несмотря на порой жуткую депрессивность и мрачность.

С выходом этой книги в свет связывают одну любопытную историю. В одном из интервью журналистка спросила Харуки Мураками, о чем его книга «Охота на овец», сделав свое собственное предположение о том, что Овца - это воплощение матриархального начала в сугубо патриархальном мире, словно символ борьбы с многовековыми устоявшимися традициями мужского первенства и лидерства во многих сферах жизни. Мураками ответил ей примерно следующее: «Возможно, вы и правы, но я и сам не знаю о чем эта книга».

Понимайте это так, как считаете нужным. Я лишь могу сделать вывод, что японец оставляет абсолютно все на суждение читателя. Если мы опять вернемся к сюжету книги, ведь так и получается: писатель не поясняет, что случилось с главным персонажем, история Крысы абсолютно вырвана из контекста, неизвестно, что произошло с ушной моделью, и т. д. Таких загадок по книге сосредоточено огромное множество, но автор не делает даже намека на то, чтобы объяснить их появление. Это должен сделать для себя лично каждый читатель. И если книги Мураками читателя не затягивают в дальнейшем, наверное, он не расположен к подобному поиску; возможно у него возникает огромное противоречие с тем, что он видит перед собой, и той невозможностью получить ответ на возникающие вопросы, а в творчестве японца их более чем предостаточно. Но разве было бы так интересно, если бы Мураками выдавал лишь пресные традиционные «блюда»?

Другие книги «Трилогии Крысы».

Харуки Мураками являлся лидером в букмекерских конторах, вовсю делающих ставки на обладателя "Нобелевки".

"Охота на овец" - роман, написанный им более 30 лет назад, все еще будоражит умы современников. Сам писатель тоже ведет своеобразный образ жизни, умело подогревая тайну о своем житье-бытье.

Итак, "Охота на овец". Дословный перевод с японского - "Приключения вокруг овцы".

Во-первых, необходимо отдать должное главам романа. Чего стоят такие названия: "Китовый пенис и девочка на трех работах", "Разблокированные уши" и пр. Да и другие книги Мураками, мягко говоря, удивляют своим названием. Например, "Кафка на пляже" (может быть, стоит подумать о "Кафке в бане", звучит почти как "Ленин в разливе"). Но это лирика. Переходим к делу.

Как всегда и бывает у непростых японских писателей, речь, собственно, об овцах начинает идти ближе к середине. Сначала перед нами разворачивается атмосфера "скрипучих шестидесятых", как образно выразился автор. Безусловно, со своим героем он отождествляет, в первую очередь, себя. Создается ощущение неустроенности и недоговоренности тогдашней жизни в стране Восхода. Герой - бесшабашный головотяп и якшается он с себе подобными представителями "потерянного поколения". Например, в романе фигурирует Девочка, Которая Спала С Кем Ни Попадя. И вообще, у всех "фигурантов" нет имен. Они называются как угодно: приятелями, женщинами, бывшими женами...Или же просто автор величает сию гвардию "она", "он". От этого создается ощущение запутанности и даже нереальности, но смотрится это оригинально.

События развиваются плавно, и в первую очередь, автор рассматривает окружающих людей через призму непутевого главного героя - "Я". Например, "я" влюбился в ушную (!) модель, которая может блокировать уши или заставлять их сводить с ума всю округу так, что даже официанты в ресторанах проливают кофе на скатерть.

Умело переплетенное ощущение чего-то несуществующего, которое так обильно разбавлено деталями реального мира: описание кофе в паршивых забегаловках, студентов-шестидесятников, попытки героя обустроить свой быт, женщины, их уши, заспиртованные китовые пенисы...

А затем, когда читатель начинает мысленно задаваться вопросом о том, уж не попутал ли он чего и точно ли перед ним почти нобелевский роман о загадочных овцах, блея и мекая, чуть отбрасывает тень в сюжет главная героиня - загадочная овечка, она же поработитель человеческой воли. Нет, ее пока что не видно воочию, только намек на ее появление - фотография, которая попадает к главному герою. Он чувствует некую тревогу, но не может понять, в чем дело. Перед ним обычное овечье стадо, но что-то странное есть в нем.

Затем к герою приходят сильные мира сего, требуя немедленно объяснить, откуда у него взялось сие фото. Им нужно именно это загадочное животное со звездой на спине, оно - источник власти, дух и демон, Истинный правитель Мира, живущий в человеческом мозге и превращающий хозяина в биоробота или сверхчеловека.

Постепенно на непутевого "я" находит прозрение, о том, что таит в себе эта овечка. Он догадывается и о том, что "все в мире под контролем": простые смертные - букашки, не принадлежащие себе, и только те сверхлюди, почти боги, у которых в голове живет она, управляют ходом истории.

Овечка меняет хозяев, так как они, увы или к счастью, смертны. Вдруг она переселятся в мозг его товарища, который, однако, не захотел быть сверхчеловеком (до этого никто не отказывался). Он кончает жизнь самоубийством, надеясь избавиться от проклятого существа...

Но нигде в романе вы не увидите, что овечка - демон и тупо разрушает мир, как недалекие злодеи в комиксах. Наоборот, скорее, здесь действует принцип: "Будь счастлив или..умри". Почему некоторые выбирают второе? У мегазверюшки есть свои скрытые от читателя цели (догадайся, что ей надо от двуногих на самом деле - автор молчит). Она делает человека особенным, вот только...хорошо это или нет? Ответ завуалирован и каждый должен решить для себя сам.

Возможно Мураками переиначивает, то есть адаптирует на японский манер Ницше с его теорией о сверхчеловеке, которую, как известно, взяли на вооружение немецкие наци. Они ее поняли именно так: "Либо ты сверхчеловек, либо - недостойный жизни червь". Вот и нашу "овечку по-муракамовски" не раскусить с наскока. Этот роман каждый будет видеть по своему.

Я специально обрываю повествование на самом интересном месте, потому что дальше лучше не пересказывать, лучше читать и думать: "Тварь ты дрожащая или право имеешь"?

Не знаю, если честно, достойно ли это произведение быть в претендентах на Нобелевскую премию по литературе. Видимо,те, кто вносили его в шорт-лист, действительно были под каким-то овечкиным контролем. Наверное, "проблема" в том, что слишком много в мире хорошей качественной литературы. И выбрать по-настоящему достойную из всего книжного изобилия...хм, пожалуй, невозможно.