Как отпустить близкого человека который давно умер. Почему опасно не отпускать умерших

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают - он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

- Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, - он тоже знал мою маму, - я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», - и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно - это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

- А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань - это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва - это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом - это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает - это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

- Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней - это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

- А если он просто не может выйти из этого состояния?

Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера - это самое сильное и надежное лекарство.

- А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше - больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» - всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.


Вопрос психологу:

Здравствуйте. История началась в декабре 2015 года. Я находилась на то время более года в отношениях, все шло к свадьбе. Меня пригласили поучаствовать в конкурсе в одном из развлекательных центров города, там я и познакомилась с другим молодым человеком (вышло случайно, он был в компании со знакомыми). Он попросил мой номер телефона, и я не задумываясь дала, так как с моим молодым человеком мы немного повздорили, и я была зла.

Он мне так и не позвонил. Прошла зима и уже заканчивалась весна. В мае 2016 года мы с ним случайно списались в социальной сети, он пригласил прогуляться. Мы гуляли долго, но время летело, мне никогда и не с кем не было так легко. Я поняла, что человек просто часть меня. Он думает, делает, говорит как я. Он мне очень понравился, но я предложила ему дружбу, так как еще находилась в отношениях.

У моего молодого человека были проблемы, и я не хотела его оставлять, потому что была благодарна ему за все, хотя наши отношения давно уже развалились из-за непонимания и горы противоречий.

Я поставила себе установку, что сдам сессию, разберусь со всеми проблемами и признаюсь тому парню в чувствах. Ведь на тот момент у меня все мысли уже были заняты им, хоть и лгала всем, что это не так.

Моим планам не суждено было сбыться. В начале лета он разбился… на смерть…

Я не верила, я думала это заговор, я думала все выдумка, я плакала, впадала в депрессии, пила спиртное, умоляла его забрать меня с собой. И сейчас я каждый день думаю о нем и чувствую его присутствие. Я, кажется, сошла с ума.

Я неглупая девочка и знаю, что надо жить дальше. Вначале я вообще этого не хотела, а теперь мне стало просто наплевать на свою жизнь. Я стала очень холодной, расчетливой, злой и лицемерной. Я без проблем обижаю людей, говорю им гадости. Не думаю о будущем. Веду недостойный образ жизни, имею беспорядочные связи. Мне стало совершенно наплевать, что со мной будет, потому что моя душа воспринимает все нейтрально без эмоций. Я считаю, что все равно, что происходит с моим телом в этом мире, ведь я скоро уйду к нему, на небеса.

Мне страшно. Помогите хоть чем-нибудь…

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.

Екатерина, здравствуйте!

Я соболезную вашей потере и очень сочувствую вам. Смерть близкого человека - это суровое испытание в жизни, и чтобы пережить это требуется время и силы, ведь приходится проходить через боль, горе, гнев, страх, сожаление и др. сильные чувства.

Так получилось, что вы не успели осуществиться свои планы с этим мужчиной, вы только собирались соединиться с ним, мечтали о будущем, о счастье. И в один момент все перевернулось. И перед вами вместо светлого будущего разверзлась пропасть, бездна - пустая, холодная и безжизненная. Как будто пропал смысл жизни, цель жизни - все потеряло значение.

Екатерина, то, что с вами происходит - это процесс переживания потери, горевания. Это нормальный естественный процесс. Не пройдя его, очень сложно вновь научиться радоваться, любить, жить дальше.

И в том, что вы написали, меня беспокоит момент, что вы направляете весь гнев на себя и свое тело. Вы понимаете, что это не очень здорОво, вы об этом пишите, и не знаете как выйти из этого. Важно признать свои чувства, свою злость, и, скорее всего, свое чувство вины. Я могу быть не права, и мне кажется, что вы вините себя за то, что не сказали раньше о своих чувствах, что, как вам кажется, упустили свое счастье, что, возможно, если бы вы сделали что-то по-другому, то он остался бы жив. И сейчас вы как будто наказываете себя за это.

И мне хочется сказать, что вы сделали все, что от вас зависело в той ситуации, вы пишите вполне логично о том, что происходило. И у меня возникает вопрос. Как вам удается сердиться только на себя? Когда же нормально сердиться на других - на вашего любимого, за то, что оставил вас, на участников аварии, на других людей, на мир, и может на Бога.

То, что вам страшно, говорит вам о том, что вы хотите жить дальше, ведь вы еще молодая девушка, у которой вся жизнь впереди, вы умная, сильная, смелая. И я уверена, что ваш любимый человек хотел бы для вас всего самого хорошего, он хотел бы видеть вас счастливой и любимой, он знал бы, что вы ни в чем не виноваты.

Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.

Смерть близкого человека – это всегда большое горе. Не возможно принять факт страшной потери, не пережив этого состояния и не отстрадав в полной мере. Это может быть ощущение бессмысленности существования, опустошённости, тоски, а также чувство гнева и даже стыда (например, за способ ухода близкого человека). Но чаще всего, присутствует ощущение вины: « Почему я не …, ведь тогда бы, этого не случилось». Тут возможно множество вариаций.

Очень часто мы незаслуженно обижаем тех, кого больше всего любим. Можем в сердцах наговорить лишнего, обидеть словом, или же невниманием. А потом вспоминаем всё это и виним себя за то, что должным образом не ценили человека тогда, когда он был ещё жив.

Нельзя защититься от горя, если стараться (искусственно) всё забыть. Надо помнить о том, что «непроработанное» горе даже спустя годы может проявиться тяжелейшей депрессией, что приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем. Переживание горя – процесс довольно длительный. В целом, продолжается он от 6 до 12 месяцев. Смысл работы «печали» - оторвать вашу психическую энергию от утраченного навсегда любимого человека. Известны четыре этапа «горевания»:

До 9 дней – шок и оцепенение.

До 40 дней – отрицание.

До полугода – проживание боли, принятие потери.

До года – облегчение боли. Кажется, что в данный период человек уже в состоянии управлять своим горем. Но мягкое повторение всех этих этапов продолжается в течение всего второго года. В это время возможен ещё один (последний) всплеск чувства вины. Обычно «горевание» полностью завершается к концу второго года. Это не значит, что считается нормальным больше не вспоминать и не грустить об умершем человеке. Просто теперь мы научились жить без него, но храним о нём светлую и добрую память.

Все эти этапы «горевания» довольно условны. Кому-то в силу своей личности удастся справиться с этим быстрее, кому-то гораздо медленнее. Но, если «горевание» и не умение жить без умершего человека затянулось, то в этом случае нужно непременно обратиться к специалисту. Трудно давать какие-то общие рекомендации, надо рассматривать каждый случай отдельно. Специалист поможет вам сначала справиться со своими чувствами и осознать довольно важные вещи. Затем, поможет измениться на столько, чтобы даже сильная утрата не смогла послужить причиной того, что вы решите пустить СВОЮ жизнь под откос.

Оглянитесь, сколько вокруг вас ЖИВЫХ людей нуждающихся в вашем внимании и помощи. Они живы, и также как когда-то ваш близкий человек, испытывают чувство радости, печали, боли, тоски (от одиночества и безысходности) и т. д. Главное, что им-то ещё можно помочь, окружить их заботой и вниманием, чтобы потом не корить и не винить себя, когда будет уже поздно.

Попробуйте заняться медитацией о любви. Ведь узы любви не разрушаются никогда, а только перемещаются уже на другие уровни. Закройте глаза, подумайте о каком-либо дорогом вашему сердцу человеке (не умершем и не находящемся при смерти), с которым вы не можете всегда быть вместе. Это может быть человек, с которым вы уже давненько не виделись. Постарайтесь понять, как вы думаете о нём? Где мысленно вы можете представить этого человека? Что слышите? Ясную ли картинку вы видите? Далеко ли она находится?

Далее подумайте о ком-то (живом) или о чём-то из своего прошлого, кого или что вы ощущаете всегда рядом (даже, если это не так), например, ваш близкий друг или ваша любимая детская игрушка. Теперь обратите внимание на то, как вы мысленно видите и слышите этого человека или этот объект, так что они как будто постоянно с вами. Далее возьмите воспоминания о том дорогом вам человеке, с которым вы не можете быть рядом, и постарайтесь изменить качество этих воспоминаний так, чтобы они совпали с качеством воспоминаний о предмете или человеке, которые вы всегда ощущаете находящимися рядом с собой. Возможно, для этого понадобится приблизить этот образ или вместо того, чтобы видеть его слева, либо позади, нужно будет поместить его в своём сердце. А может быть, дело в каком-то определённом качестве темпа, тона или глубины голоса или же в качестве цвета и яркости, благодаря которым он и кажется вам реальнее и ближе. Позвольте воспоминанию об этом человеке найти своё местечко в вашем сознании, в ваших ценностях и убеждениях. Вспомните на какое-то мгновение о прекрасном чувстве любви, любви без меры и без границ. Обратите своё внимание на то, откуда же приходит эта любовь: откуда-то из глубины, из сердца, либо же она занимает абсолютно всё пространство вокруг вас. Постарайтесь увидеть эту любовь, как чистейший сияющий свет. Позвольте ему стать ещё ярче и сиять как внутри вас, так и вокруг вас. Далее возьмите этот яркий свет и превратите в серебряную сверкающую нить. Протяните её от своего сердца к сердцу близкого, дорогого вам человека. Необходимо осознавать, что данная нить может соединить ваши сердца, независимо от того, как далеко друг от друга вы находитесь. Эта нить никогда не рвётся, в ней никогда не потухнет свет, её можно протянуть к какому угодно количеству человек. Теперь почувствуйте эту нить, проходящую сквозь вас. Далее свет этой нити начнёт шириться и сиять и постепенно заполнит своим светом всё окружающее пространство. Помните, что этот свет может заполнить собой и всю Вселенную. По этим нитям к вам идёт любовь людей, к которым вы их протянули (эти нити можно протянуть ко всем, кто вам дорог и кого вы в своей жизни встречаете), и они в своё время тоже вам дают свою любовь. Благодаря этому, вы переполнены светом любви и вам есть, что дать другим людям. Убедитесь, что вы чувствуете эту светлую любовь к себе, прислушайтесь, как бьётся ваше сердце. Ощутите каждой клеточкой своего организма, что вы совершенное существо, совершенный человек, вам по силам быть самостоятельной личностью, индивидуумом. Почувствуйте свою незаурядность и неотразимость. Вы не можете себе позволить замыкаться в своём горе. Ведь вы находитесь в «связке» с другими людьми, дающими вам свою любовь и нуждающимися в вашей любви. Вы многое можете им дать, если не растеряете это многое. Этого ни в коем случае нельзя допустить, т. к тем самым вы можете нарушить гармонию любви. Ведь эти люди будут продолжать отдавать вам свою любовь, а вы им – нет. Не обрывайте эти светлые нити и в скором времени вы почувствуете, что станете обрастать всё новыми и новыми. Жизнь продолжается!

Теперь, по мере того, как ваши глаза будут открываться, полностью перенесите неординарную личность (себя) в этот реальный мир, и пусть по незримым нитям между вами и другими людьми идёт постоянный обмен светлым чувством любви. Дышите, живите, принимайте любовь и дарите свою любовь!

Ну а в заключение дам несколько заговоров.

Облегчить вашу боль поможет следующий заговор:

На утренней или вечерней заре нужно умыться тыльными сторонами своих ладоней (можно у реки, ручья, озера, но можно и под краном), произнося заговор:

Смывать тоску-кручинушку
(умойтесь и читайте дальше)
Ключева вода, царица-водица,
Возьми с меня, с рабы Божьей (имя),
Смой мою тоску-кручинушку в сине морюшко».

Тоску можно вывести на закатную зарю. Встать к зарнице левым плечом и проговорить:

«Как ты, вечерняя заря,
По заре утренней не горюешь,
О солнце и месяце не тоскуешь,
Так бы и (такая то) не тосковала,
По рабу (такому то) не горевала.
Будьте, все мои слова, крепки, лепки, неизменны.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».

Вот ещё один заговор от постоянных дум об умершем человеке:

Нужно выйти в поле и, не глядя собирать любую траву вокруг себя. Класть её надо себе за пазуху и туда, где она будет укрыта от посторонних глаз. Следует рвать траву и говорить:

«Никто тебя, травушка, не сеял, Бог тебя дал, ветер тебя раскидал. Так бы и мою тоску ветер взял, забрал и по полю вольному раскидал. Как по тебе, трава, ни одна душа не болит, ни у кого сердце не ноет, не щемит, так чтобы и мне, Божией рабе (имя), по рабу Божию (имя) не страдать, не плакать, не рыдать и с каждым днем Божиим забывать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем траву эту нужно бросить возле своего дома и душа ваша вскоре должна успокоиться.

Для верующих людей далеко не секрет то, что тело - это лишь физическая материя. Принято считать, что душа - это и есть сам человек, а остальное - "одёжка". Тело умирает, но душа живёт вечно. И так практически во всех религиях.

Когда-то давно учёные даже проводили эксперимент, в котором выяснили, что после смерти человек становится легче на определённое количество грамм. Тогда они решили, что столько и весит душа.

Вот уже много лет людей мучают вопросы о душе. О том, что с ней происходит "там", дальше, после смерти телесной. Есть множество легенд, мифов и суеверий. И так как душа - нечто неосязаемое, все предположения о ней так и останутся лишь предположениями.

Наиболее распространённый вопрос, который интересует многих людей - это то, как же отпустить душу своего близкого, родного, любимого?! Давайте для начала разберёмся в том, что значит "отпустить душу"?

Что значит "отпустить душу" человека?

Прежде всего - после смерти близкого нужно понять, что он не попал в какую-то беду и уже ничего не изменить. Его просто нет. Нет в этом мире и в данном пространстве. Поменялось лишь то, что он не может что-то сказать, сделать, обнять и так далее. Ну а душа жива. Остаётся только догадываться что происходит с ней и где она находится. Для нас, людей, это пока остаётся загадкой. Отпустить душу человека нужно внутри самого себя. Понять, что она уходит дальше в мир, неизведанный нами.

Как "отпустить душу" человека.

Здесь важно понимать, что это происходит больше на духовном уровне. Ведь физически мы не можем осязать душу. Духовно же мы зачастую "держим" других. Привязываемся друг к другу. Так же духовно, а не физически. Человек так устроен, что он всегда стремится к союзу. Ему необходимы связи с другими людьми. Мы зависимы друг от друга. А когда близкие "уходят" от нас, будь то в прямом смысле или в смысле смерти, мы продолжаем их "удерживать" рядом у себя в сердце, душе и в голове.

Чтобы дать душе близкого человека спокойно "уйти" в мир иной нужно провести именно работу над собой. Нужно понять, что душе уже не нужен наш физический мир и ей будет лучше не утопать в наших слезах и страданиях, а идти дальше, зная, что мы в порядке и что мы будем помнить по-хорошему. Всё, чем мы можем помочь душе близкого при переходе в другой мир - это молиться за него. В разных религиях есть свои правила и каноны, которые должны соблюдать люди, потерявшие близкого.

Если слегка коснуться мистической стороны, то первые 40 дней после смерти человека, его близкие должны накрывать все зеркала плотной тканью. Принято считать, что душа может заблудиться в зеркальном мире и не найти путь.

Как "отпустить душу" нерождённого ребёнка.

У каждого человека есть душа. И ребёнок, который был зачат и находился в утробе тоже уже имел свою душу. Это первое, что зарождается в человеке. И если случилась такая трагедия, что ребёнок не увидел мир - это огромное горе для родителей, которое не все могут пережить. Если же люди верующие, то они знают, что Господь забирает душу тогда, когда это нужно ему и, к сожалению, нам никак на это не повлиять. Такие несчастья случаются не просто так. Скорее всего это урок для несостоявшихся родителей. Или же Бог уберег так от чего-то ещё более страшного. За ребёнка нужно так же молиться. Нужно попрощаться с ним, дав ему жизнь "там" - в более совершенном мире. А когда придёт время - будет дан ещё один шанс стать родителями!

Отпустить душу абортированного ребёнка так же необходимо! Здесь очень важно просить прощение перед ним если этот выбор был сделан вами намеренно.

Возможно, станет немного легче если родители, потерявшие ребёнка, находящегося ещё в утробе, проведут что-то вроде обряда, который они сами себе могут придумать. Если срок беременности был мал и ребёнка не приходится хоронить, то можно это сделать самим для себя. Например, похоронить какую-то игрушку или то, что напоминает об этой трагедии. Часто женщины хранят тесты на беременность. Можно даже закопать его. Положить цветы, попрощаться. Это более психологический приём для того, чтобы хоть немножко облегчить своё душевное состояние.

Как "отпустить душу" умершего мужа или умершей жены.

Очень часто после смерти одного из супругов другой начинает впадать в настоящую затяжную депрессию, буквально делая из дома "склеп" или "алтари", где висит невероятное количество разных фотографий мужа или жены. Это очень мешает душе "уйти". Она мечется и везде видит себя. Она видит страдания и от этого ей очень тяжело уходить. Достаточно будет поставить одно фото с чёрной ленточкой и свечку рядом на 40 дней. После чего свечку можно отнести на могилу и зажечь там. Можно сохранить фото у себя на столе или на стене, но одно. Просто на память. И лучше всего, чтоб это фото было связано с каким-то приятным событием. Главное, чтоб, смотря на него, не возникало глубокого траура. Если возникает, то лучше убрать фото. Ведь поминать и помнить можно без всяких "атрибутов" и вспомогательных предметов.

Как "отпустить душу" умершего любимого человека.

Самое главное - любить! Здесь ситуации очень похожи с предыдущей, где мы говорили о супругах. Так же не стоит делать "алтари" из фотографий и подарков. Если есть какие-то памятные подарки, игрушки, то, конечно, их можно оставить и смотреть на них. Можно их хранить и вспоминать о любимом человеке, но если это причиняет больше боли, то лучше отнести их так же на могилу, сохранив что-то одно.

Как "отпускается душа" усопшего на 40 день.

На 40 день после смерти человека принято посетить церковь и заказать панихиду об усопшем. Можно так же заказать литургию. В церкви так же ставят свечки "за упокой", при этом читая молитву "об упокоении души".

40 день считается очень важным, как и 9. В эти дни душа проходит самые сложные испытания на пути в "новый мир". Все 40 дней родственники неустанно молятся об усопшем, помогая его душе. Затем принято делать поминальную трапезу, где за большим столом собираются близкие, читают молитву вначале трапезы, поминают и так же, завершая трапезу, читают молитву. И по-хорошему, алкоголя на столе должно быть или совсем мало, или не быть вообще.

У некоторых народов и религий принято на 40 день после смерти близкого человека устраивать какую-то благотворительную трапезу или помощь бездомным. Или просто делать какое-то доброе дело для нищего или бездомного человека.