Как отпустить человека из души. Не могу забыть умершего человека

Как отпустить близкого умершего человека, как смириться с его смертью.

Смерть близкого человека – это всегда большое горе. Не возможно принять факт страшной потери, не пережив этого состояния и не отстрадав в полной мере. Это может быть ощущение бессмысленности существования, опустошённости, тоски, а также чувство гнева и даже стыда (например, за способ ухода близкого человека). Но чаще всего, присутствует ощущение вины: « Почему я не …, ведь тогда бы, этого не случилось». Тут возможно множество вариаций.

Очень часто мы незаслуженно обижаем тех, кого больше всего любим. Можем в сердцах наговорить лишнего, обидеть словом, или же невниманием. А потом вспоминаем всё это и виним себя за то, что должным образом не ценили человека тогда, когда он был ещё жив.

Нельзя защититься от горя, если стараться (искусственно) всё забыть. Надо помнить о том, что «непроработанное» горе даже спустя годы может проявиться тяжелейшей депрессией, что приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем. Переживание горя – процесс довольно длительный. В целом, продолжается он от 6 до 12 месяцев. Смысл работы «печали» - оторвать вашу психическую энергию от утраченного навсегда любимого человека. Известны четыре этапа «горевания»:

До 9 дней – шок и оцепенение.

До 40 дней – отрицание.

До полугода – проживание боли, принятие потери.

До года – облегчение боли. Кажется, что в данный период человек уже в состоянии управлять своим горем. Но мягкое повторение всех этих этапов продолжается в течение всего второго года. В это время возможен ещё один (последний) всплеск чувства вины. Обычно «горевание» полностью завершается к концу второго года. Это не значит, что считается нормальным больше не вспоминать и не грустить об умершем человеке. Просто теперь мы научились жить без него, но храним о нём светлую и добрую память.

Все эти этапы «горевания» довольно условны. Кому-то в силу своей личности удастся справиться с этим быстрее, кому-то гораздо медленнее. Но, если «горевание» и не умение жить без умершего человека затянулось, то в этом случае нужно непременно обратиться к специалисту. Трудно давать какие-то общие рекомендации, надо рассматривать каждый случай отдельно. Специалист поможет вам сначала справиться со своими чувствами и осознать довольно важные вещи. Затем, поможет измениться на столько, чтобы даже сильная утрата не смогла послужить причиной того, что вы решите пустить СВОЮ жизнь под откос.

Оглянитесь, сколько вокруг вас ЖИВЫХ людей нуждающихся в вашем внимании и помощи. Они живы, и также как когда-то ваш близкий человек, испытывают чувство радости, печали, боли, тоски (от одиночества и безысходности) и т. д. Главное, что им-то ещё можно помочь, окружить их заботой и вниманием, чтобы потом не корить и не винить себя, когда будет уже поздно.

Попробуйте заняться медитацией о любви. Ведь узы любви не разрушаются никогда, а только перемещаются уже на другие уровни. Закройте глаза, подумайте о каком-либо дорогом вашему сердцу человеке (не умершем и не находящемся при смерти), с которым вы не можете всегда быть вместе. Это может быть человек, с которым вы уже давненько не виделись. Постарайтесь понять, как вы думаете о нём? Где мысленно вы можете представить этого человека? Что слышите? Ясную ли картинку вы видите? Далеко ли она находится?

Далее подумайте о ком-то (живом) или о чём-то из своего прошлого, кого или что вы ощущаете всегда рядом (даже, если это не так), например, ваш близкий друг или ваша любимая детская игрушка. Теперь обратите внимание на то, как вы мысленно видите и слышите этого человека или этот объект, так что они как будто постоянно с вами. Далее возьмите воспоминания о том дорогом вам человеке, с которым вы не можете быть рядом, и постарайтесь изменить качество этих воспоминаний так, чтобы они совпали с качеством воспоминаний о предмете или человеке, которые вы всегда ощущаете находящимися рядом с собой. Возможно, для этого понадобится приблизить этот образ или вместо того, чтобы видеть его слева, либо позади, нужно будет поместить его в своём сердце. А может быть, дело в каком-то определённом качестве темпа, тона или глубины голоса или же в качестве цвета и яркости, благодаря которым он и кажется вам реальнее и ближе. Позвольте воспоминанию об этом человеке найти своё местечко в вашем сознании, в ваших ценностях и убеждениях. Вспомните на какое-то мгновение о прекрасном чувстве любви, любви без меры и без границ. Обратите своё внимание на то, откуда же приходит эта любовь: откуда-то из глубины, из сердца, либо же она занимает абсолютно всё пространство вокруг вас. Постарайтесь увидеть эту любовь, как чистейший сияющий свет. Позвольте ему стать ещё ярче и сиять как внутри вас, так и вокруг вас. Далее возьмите этот яркий свет и превратите в серебряную сверкающую нить. Протяните её от своего сердца к сердцу близкого, дорогого вам человека. Необходимо осознавать, что данная нить может соединить ваши сердца, независимо от того, как далеко друг от друга вы находитесь. Эта нить никогда не рвётся, в ней никогда не потухнет свет, её можно протянуть к какому угодно количеству человек. Теперь почувствуйте эту нить, проходящую сквозь вас. Далее свет этой нити начнёт шириться и сиять и постепенно заполнит своим светом всё окружающее пространство. Помните, что этот свет может заполнить собой и всю Вселенную. По этим нитям к вам идёт любовь людей, к которым вы их протянули (эти нити можно протянуть ко всем, кто вам дорог и кого вы в своей жизни встречаете), и они в своё время тоже вам дают свою любовь. Благодаря этому, вы переполнены светом любви и вам есть, что дать другим людям. Убедитесь, что вы чувствуете эту светлую любовь к себе, прислушайтесь, как бьётся ваше сердце. Ощутите каждой клеточкой своего организма, что вы совершенное существо, совершенный человек, вам по силам быть самостоятельной личностью, индивидуумом. Почувствуйте свою незаурядность и неотразимость. Вы не можете себе позволить замыкаться в своём горе. Ведь вы находитесь в «связке» с другими людьми, дающими вам свою любовь и нуждающимися в вашей любви. Вы многое можете им дать, если не растеряете это многое. Этого ни в коем случае нельзя допустить, т. к тем самым вы можете нарушить гармонию любви. Ведь эти люди будут продолжать отдавать вам свою любовь, а вы им – нет. Не обрывайте эти светлые нити и в скором времени вы почувствуете, что станете обрастать всё новыми и новыми. Жизнь продолжается!

Теперь, по мере того, как ваши глаза будут открываться, полностью перенесите неординарную личность (себя) в этот реальный мир, и пусть по незримым нитям между вами и другими людьми идёт постоянный обмен светлым чувством любви. Дышите, живите, принимайте любовь и дарите свою любовь!

Ну а в заключение дам несколько заговоров.

Облегчить вашу боль поможет следующий заговор:

На утренней или вечерней заре нужно умыться тыльными сторонами своих ладоней (можно у реки, ручья, озера, но можно и под краном), произнося заговор:

Смывать тоску-кручинушку
(умойтесь и читайте дальше)
Ключева вода, царица-водица,
Возьми с меня, с рабы Божьей (имя),
Смой мою тоску-кручинушку в сине морюшко».

Тоску можно вывести на закатную зарю. Встать к зарнице левым плечом и проговорить:

«Как ты, вечерняя заря,
По заре утренней не горюешь,
О солнце и месяце не тоскуешь,
Так бы и (такая то) не тосковала,
По рабу (такому то) не горевала.
Будьте, все мои слова, крепки, лепки, неизменны.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь».

Вот ещё один заговор от постоянных дум об умершем человеке:

Нужно выйти в поле и, не глядя собирать любую траву вокруг себя. Класть её надо себе за пазуху и туда, где она будет укрыта от посторонних глаз. Следует рвать траву и говорить:

«Никто тебя, травушка, не сеял, Бог тебя дал, ветер тебя раскидал. Так бы и мою тоску ветер взял, забрал и по полю вольному раскидал. Как по тебе, трава, ни одна душа не болит, ни у кого сердце не ноет, не щемит, так чтобы и мне, Божией рабе (имя), по рабу Божию (имя) не страдать, не плакать, не рыдать и с каждым днем Божиим забывать. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем траву эту нужно бросить возле своего дома и душа ваша вскоре должна успокоиться.

Вопрос психологу:

Здравствуйте. История началась в декабре 2015 года. Я находилась на то время более года в отношениях, все шло к свадьбе. Меня пригласили поучаствовать в конкурсе в одном из развлекательных центров города, там я и познакомилась с другим молодым человеком (вышло случайно, он был в компании со знакомыми). Он попросил мой номер телефона, и я не задумываясь дала, так как с моим молодым человеком мы немного повздорили, и я была зла.

Он мне так и не позвонил. Прошла зима и уже заканчивалась весна. В мае 2016 года мы с ним случайно списались в социальной сети, он пригласил прогуляться. Мы гуляли долго, но время летело, мне никогда и не с кем не было так легко. Я поняла, что человек просто часть меня. Он думает, делает, говорит как я. Он мне очень понравился, но я предложила ему дружбу, так как еще находилась в отношениях.

У моего молодого человека были проблемы, и я не хотела его оставлять, потому что была благодарна ему за все, хотя наши отношения давно уже развалились из-за непонимания и горы противоречий.

Я поставила себе установку, что сдам сессию, разберусь со всеми проблемами и признаюсь тому парню в чувствах. Ведь на тот момент у меня все мысли уже были заняты им, хоть и лгала всем, что это не так.

Моим планам не суждено было сбыться. В начале лета он разбился… на смерть…

Я не верила, я думала это заговор, я думала все выдумка, я плакала, впадала в депрессии, пила спиртное, умоляла его забрать меня с собой. И сейчас я каждый день думаю о нем и чувствую его присутствие. Я, кажется, сошла с ума.

Я неглупая девочка и знаю, что надо жить дальше. Вначале я вообще этого не хотела, а теперь мне стало просто наплевать на свою жизнь. Я стала очень холодной, расчетливой, злой и лицемерной. Я без проблем обижаю людей, говорю им гадости. Не думаю о будущем. Веду недостойный образ жизни, имею беспорядочные связи. Мне стало совершенно наплевать, что со мной будет, потому что моя душа воспринимает все нейтрально без эмоций. Я считаю, что все равно, что происходит с моим телом в этом мире, ведь я скоро уйду к нему, на небеса.

Мне страшно. Помогите хоть чем-нибудь…

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.

Екатерина, здравствуйте!

Я соболезную вашей потере и очень сочувствую вам. Смерть близкого человека - это суровое испытание в жизни, и чтобы пережить это требуется время и силы, ведь приходится проходить через боль, горе, гнев, страх, сожаление и др. сильные чувства.

Так получилось, что вы не успели осуществиться свои планы с этим мужчиной, вы только собирались соединиться с ним, мечтали о будущем, о счастье. И в один момент все перевернулось. И перед вами вместо светлого будущего разверзлась пропасть, бездна - пустая, холодная и безжизненная. Как будто пропал смысл жизни, цель жизни - все потеряло значение.

Екатерина, то, что с вами происходит - это процесс переживания потери, горевания. Это нормальный естественный процесс. Не пройдя его, очень сложно вновь научиться радоваться, любить, жить дальше.

И в том, что вы написали, меня беспокоит момент, что вы направляете весь гнев на себя и свое тело. Вы понимаете, что это не очень здорОво, вы об этом пишите, и не знаете как выйти из этого. Важно признать свои чувства, свою злость, и, скорее всего, свое чувство вины. Я могу быть не права, и мне кажется, что вы вините себя за то, что не сказали раньше о своих чувствах, что, как вам кажется, упустили свое счастье, что, возможно, если бы вы сделали что-то по-другому, то он остался бы жив. И сейчас вы как будто наказываете себя за это.

И мне хочется сказать, что вы сделали все, что от вас зависело в той ситуации, вы пишите вполне логично о том, что происходило. И у меня возникает вопрос. Как вам удается сердиться только на себя? Когда же нормально сердиться на других - на вашего любимого, за то, что оставил вас, на участников аварии, на других людей, на мир, и может на Бога.

То, что вам страшно, говорит вам о том, что вы хотите жить дальше, ведь вы еще молодая девушка, у которой вся жизнь впереди, вы умная, сильная, смелая. И я уверена, что ваш любимый человек хотел бы для вас всего самого хорошего, он хотел бы видеть вас счастливой и любимой, он знал бы, что вы ни в чем не виноваты.

Прощение или отпускание умершего родственника, либо знакомого очень важная составляющая нашей жизни.

Отпускание необходимо как нам, живущим на Земле, так и им, ушедшим в другие Миры. Это надо делать, прежде всего, из любви к ним и к себе тоже. Сейчас, я попытаюсь объяснить доступно, почему это важно.

Мы все теряем родных и близких, их уход, особенно, если он был внезапным приводит нас в уныние. Весь белый свет становится не мил. Мы испытывает чувство потери, страдания. Плачем, ощущаем не справедливость по — отношению к себе и своим родным. Можем, в этот момент, даже гневаться на Бога. Этого делать нельзя, ни в коем случае, потому что, гневаясь на Бога, мы гневаемся на себя, так как, мы его частичка. Конечно, Бог нас любит, и он не будет обижаться на нас за гнев. А, напротив, пошлет нашим Ангелам — Хранителям поддержку, помощь, дополнительную Божественную энергию, чтобы нас поддержать в прохождении этого этапа в жизни. Наши страдания и слезы разрушают не только нас, но и всех людей, которые нас окружают. Об этом надо помнить, потеряв одного родного и продолжая, находится в унынии, вы неосознанно, на уровне энергий, притягиваете болезни, несчастья для себя и близких родных, увеличивая пропасть, в которую, при постоянных страданиях, попадает вся ваша Родовая линия. И самое важное, что вы, не отпускаете Душу умершего на покой.

Душа находится в заточении между небом и Землей, именно в заточении, как в клетке. И первый признак, что умерший родственник находится в заточении — это если он постоянно, либо часто снится вам. Помните, им трудно находится в заточении, отпускайте их с любовью и благодарностью, что они были в вашей жизни. Они, на самом деле и всегда остаются с нами, просто мы их не видим визуально, но энергетически мы их чувствуем. Отпускайте, благодарите и желайте им царствия небесного. Сейчас я опишу небольшой ритуал, который необходимо сделать, чтобы отпустить, как можно быстрее и легче умершего человека.

Вам необходимо, проехать в один день по четырем Храмам. В каждом храме заказать сорокоуст за упокоение умершего человека и себе сорокоуст за здравие — обязательно. Если в Вашей местности нет поблизости четырех Храмов, Вы можете 4 дня подряд прийти в одну и туже церковь и проделать этот ритуал. У вас может возникнуть вопрос, почему именно в Церковь, а не на кладбище сходить? Дорогие мои, прошу вас, не ходите часто на кладбище. На кладбище энергия смерти, горя и страдания людей. Если вы часто будете туда ходить, вы еще больше будете набирать этой негативной энергии и начнете заболевать сами. На кладбище нужно приходить только в дни поминания усопших, так называемые родительские субботы или в день смерти человека. В другие дни ходить на кладбище нельзя! Разговаривать с умершим человеком тоже нельзя. Вы постоянно, таким образом, вызываете его к себе, на Землю.

Он сделать этого не может, а вы не можете уйти к нему раньше срока, отведенного вам на Земле. Это происходит от нашей потери связи с Богом, от нашей безграмотности. Я, тоже по незнанию, к своему сожалению, прошла этот этап в жизни. Я полтора года не могла принять смерть мамы и отпустить ее. Каково же было мое удивление, когда я провела этот ритуал. Приехала домой после посещения четырех Храмов — на Душе, поверьте, была благодать и умиротворение. Я легла отдохнуть, и ко мне, в полусне, явился лик мамы в фиолетовом свечении и она мне сказала — спасибо доченька, что ты меня отпустила. И с той поры она больше мне не снилась. И об ее уходе я вспоминаю без слез и сожаления. Это наш жизненный путь и мы должны знать, что в жизни все есть — обмен, все есть — движение. Как во всей природе, из семечка вырастает растение, дает плоды. Затем оно умирает, а плод продолжает расти и давать новые плоды. В нашей жизни рождение — это Весна, затем рост — Лето, сбор плодов — Осень, и замирание жизни — это Зима. Берегите себя и своих близких, дарите им любовь, тепло и счастье при жизни. Не сожалейте, если чего- то не додали, как вам кажется. И поверьте, жизнь не умирает, она просто затухает на физическом плане и продолжается на энергетическом.

Храни Вас Господь!

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают - он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

- Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, - он тоже знал мою маму, - я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», - и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно - это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

- А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань - это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва - это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом - это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает - это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

- Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней - это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

- А если он просто не может выйти из этого состояния?

Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера - это самое сильное и надежное лекарство.

- А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше - больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» - всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.


Наши мертвые как часовые не потому, что им это зачем-нибудь нужно. А потому, что мы никак не можем с ними расстаться. Просто не умеем.

Когда-то умение правильно отпустить умершее существо было обыденным инструментом в руках любого: все охотились, и даже малые дети грамотно сворачивали головы птицам, попавшим в силки.

Сегодня охота как способ жизни есть у немногих. Чуть больше людей в деревнях обыденно убивает своих домашних животных ради еды. Остальные соприкасаются со смертью в двух ситуациях: когда уходят окружающие люди, и когда происходят случайные встречи с неожиданной смертью птицы, собаки, кошки. Кроме этого, смертью фонит от пищи или вещей, сделанных из умерших животных - если их никто не позаботился отпустить правильно.

Те, кто использует в магической практике части плоти других существ - от клыка медведя до козьей кожи для бубна, те обычно в курсе, что имеет смысл предварительно утрясти все вопросы с прежним хозяином. Иначе никто не гарантирует, что существо не явится и не предъявит законные претензии.

ФАМИЛЬНЫЕ ПРИВИДЕНИЯ

Гордость и краса фамильных английских замков, скорбные воющие призраки на самом деле являются не только ночью. Они круглосуточные. Но их силы не хватает, чтобы доораться до нас в светлое и бодрое время дня. Мы заняты другим и нам некогда обращать внимание на слабые звуки и бледные колыхания воздуха. Зато ночью, когда нам темно и тихо, любое выступление проходит с большим успехом. Являются страдальцы далеких дней, заглядывают давно умершие родственники... Довольно часто можно видеть животные сущности, лишившиеся телесной оболочки, но продолжающие болтаться в этом лучшем из миров. При этом они никому не сдались (разве что паре-тройке некромантов), и весьма усложняют жизнь тем, рядом с кем обретаются. Никому не скреблась в окно дохлая лисичка с воротника? Такой призрачный, но реальный в своей противности звук…

Пугаться их смысла нет. С эмоций они имеют свой дивиденд. Это остаточное явление не сможет вас ни сожрать, ни повредить. Зато оно будет очень радо, если вы впадете в панику или… совершите практику отпускания существа. Упокоите, в общем.

Мифы о сложных ритуалах и отважных героях, знавших секреты упокоения, есть у любого народа мира. Пересказывать я их не буду, они из первых рук куда прекраснее и страшнее.

В настоящее время священник любой конфессии вполне справляется с нужным ритуалом, да и светское погребение, несмотря на свою пародийность и гротескность, худо-бедно выполняет эту функцию.

Так что дальше стоит читать если у вас:
- оказалась в руках плоть неупокоенного существа, и у вас на нее планы. Например, сделать из лисьей косточки амулет. Или футляр для игл из птичьей лапы.
- возникли проблемы с неупокоенными людьми, и они вам постоянно являются в мыслях, во сне или в призрачном виде.
- случилась в диких условиях необходимость убить животное на еду и не ополчить на себя весь лес (степь, пустыню).
- случилась в диких условиях необходимость отдать последние почести найденным человеческим останкам (а любые останки тихо надеются, что тот, кто их найдет, их упокоит).

ПОКОЙСЯ С МИРОМ

Главное, что нужно сделать, если вам нужно отпустить умершее существо, - совершить ритуал погребения.
Это вовсе не значит, что вам придется, как готу, тащиться на кладбище домашних животных, и там выковыривать и перезахоранивать любимую кошку, если она по-прежнему попадается вам в квартире в виде шипящей тени.

Требуется перевести существо в другой мир и проследить, чтобы оно ничего неорганического не оставило здесь. Человек, который часто практикует встречи с чьей-то смертью, проводит такие ритуалы быстро и практически незаметно для чужого глаза. Любой удачливый охотник прощается с заваленным кабаном, предает земле кровь животного и подбирает все «хвосты», чтобы мохнатая харя не заглядывала в окошко. Но мы будем рассматривать, что происходит при таком ритуале, более подробно.

СНАРЯЖАЕМ В МИР ИНОЙ

Способов множество.
Символическое погребение может быть очень разным.
В некоторых местах это ритуальное сжигание и развеивание по ветру клочка волос или шерсти. В других - закапывание в землю малой косточки или зуба. Очень хорошо, когда есть возможность упокоить череп животного или человека. Главное - чтобы плоть любым способом коснулась земли, ушла в землю - прахом или костью.

Вместе с плотью существа весьма хорошо погребать дар. Обычно это то, что служило пищей (для птицы это горсть зерна, кусочек мяса, для других животных - то, что им полагалось есть при жизни).

Такие ритуалы лучше всего совершать в том месте, где обитало существо: в случае с диким животным - недалеко от леса или в самом лесу.

Скелет или то, что осталось от животного, укладывается так, чтобы он был «направлен» в сторону своего обитания. В данном случае, к лесу.

Погребая малую часть плоти, необходимо совершить некоторые действия, которые оберегут дух существа от превращения в блуждающий дух, и защитить самого себя от неконтролируемого влияния существа.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

1. Круг из нейтрального вещества. (мы не готы и не некроманты, так что собственной кровью поливать не надо:-)
Подойдет мел или веревка. Если ничего нет, ножом по земле.
2. В кругу или без круга, если таковой не применяется, должен гореть огонь. Любой - от свечки-таблетки до большого костра. Огнем проводят над плотью, если останки невелики, то их проносят над огнем трижды.
3. На теле или в руках проводящего ритуал должен быть металл.

ОТПУСКАЕМ ЖИВОТНОЕ

Зажечь огонь. Очистить плоть или вещь умершего существа огнем (см. выше).
Принести благодарность существу, за то, что оно появилось в твоей жизни, что Дух привел его к тебе.

Заявить существу, что его время завершено, и оно теперь свободно, и может отправляться в Великий лес (в случае с диким животным). Вы даете ему пищу для долгого пути и обещаете заботиться о тех остатках плоти, которые остаются в ваших руках (или на шее, если это лисий воротник).

Если нужен дух существа, вы можете призвать его оставаться в границах тех частей плоти, которые намерены использовать. В случае, когда вы планируете полное управление, в качестве дара применяется собственная кровь (пара капель). Но гораздо практичнее и полезнее не покупать на кровь, а предложить существу взаимное сотрудничество и право проявления в мире через ваши практики (например, в виде бубна из кожи животного).

Правда, не все животные заинтересованы в такой возможности. Большинство желает как можно быстрее уйти целиком и перевозродиться. Если препятствовать этому, вы можете огрести одержимость этим духом. Так что аккуратнее.

Если дух животного уходит полностью, то в остатках плоти, которые вы предполагаете использовать, будет все же сила животного и его ключевые свойства. Если дух отзывается и желает остаться в плоти и проявляться, бывает явный знак. Скорее всего, этот дух принадлежал не просто животному, а животному, которое когда-то имело высшую суть. В этом случае ему предлагается прямое сотрудничество. С такими духами надо держать ухо востро, потому что они имеют мощное намерение и свои цели.

ЗАВЕРШЕНИЕ СУДЬБЫ

Когда мы по-настоящему прощаемся с ушедшими людьми, мы завершаем не только их дела здесь, но и свои дела с ними. Если этого не сделать, мы обрастаем нитями, связывающими два мира. Это неплохо для тех, кто практикует в обоих мирах и способен осознавать такие связи, но энергозатратно. Особенно много сил сливается зря, если вы не договорили, не доиграли с ныне мертвым в какую-нибудь человечью игру. Мысленный диалог с умершим продолжается, обрастая новыми поворотами тем. На это вы тратите свое время и жизненную силу, не отпуская ушедшего.

Не стоит бояться, что, отпустив умершего, вы его забудете. Все воспоминания останутся при вас, правда, дергать и тянуть уже не будут. И, скорее всего, развяжутся те узелки, которые были им или ей завязаны. После ритуала отпускания умершего люди довольно часто освобождаются от травм и их последствий, если они были связаны с данной персоной.

Для того, чтобы все получилось, надо дать себе несколько дней на вспоминание. Будет здорово, если вы сможете записать краткими тезисами все, что вам помнится об этом человеке. Факты, оценки, эмоции.
Пусть эта запись вылежится некоторое время. За этот срок вам надо найти какую-то вещицу, которая связывала вас и ушедшего. Письмо от вас к нему (к ней) или наоборот. Совместная фотография (можно сделать копию). Прядь волос (ага, такое тоже бывает). Эта штука будет олицетворять умершее существо.

Теперь дело за даром. Чему обрадовался бы ушедший? Щепотка табака для курильщика-дедушки, «Календарик огородника» для бабушки, диск с любимой песней умершего знакомца… Даром может быть и то, что служило пищей духу ушедшего: амулеты, четки и пр. Часто умершие сами стараются указать на то, что требуется положить в землю или сжечь и развеять. Универсальный дар - хлеб или комочек каши.

Выбирайте свободный вечер. Садитесь за стол. И пишите прощальное письмо. Каким оно будет - зависит от вас. Можно выдать списком все обиды и благодарности. Можно передать приветы. Эффективнее всего, если в письме будет написано больше не об умершем, а о вас. И о том, что ВЫ о нем думаете, желаете ему, хотите ему досказать.
Когда письмо стоит закончить? Когда вы почувствуете облегчение.

Теперь пора выйти на улицу. Найдите безлюдный уголок с открытой землей. Если чувствуете, что правильнее отправиться к месту захоронения, поезжайте на кладбище. Но земля везде одна, а дух вашего умершего и подавно не связан географией.

Если вам близка идея погребения в земле, заверните в лоскут полотна ваше письмо, вещь-связного и прощальный дар, и закопайте все это под деревом. Можно также все сжечь и развеять по ветру, можно пустить прах по воде - это силы, разделяющие миры. Обратитесь к сущему (духу, богам, абсолюту), с прошением о свободе и радости для вашего умершего - и о вашей свободе от него. А потом идите домой и умойтесь холодной водой.

Все. Живым - живое.

Некеле, 2010.

P.S. Автора первой картинки я не знаю. Автор второй (здесь фрагмент) - Лиза Эванс.