Интересные факты про японию и аниме. Интересные факты об аниме и манге, которые вы не знали

Доброе утро, день или любое другое время, дорогие тоторики!

На просторах великого и могучего рунета любой заядлый анимешник может найти гигабайты аниме. Но что мы знаем об этом удивительно красочном и богатым на события (и филлеры, в том числе) мире?
Начнем с порции из шести самых вкусных фактов об аниме. Загибайте пальцы правой руки, если знали о факте, левой - не знали. Если пальцев собственной правой или левой руки не хватит, привлекайте друзей, младших братьев/сестер и других помощников, ведь выяснить ваш анимешный скил - главная задача этого вечера (или что там у вас сейчас?). Ну, что ж, начали!

1. Слово «Аниме » - это японская анимация. Само слово - это японизированное сокращение от английского слова «Animation» (воспроизведение мультфильма, воодушевление, живость). Английское слово старенькое, а вот термин «аниме», от него образовавшийся, появился совсем недавно. До этого использовали словосочетание «манга-эйга» («кино-комикс»), которое по сей день используют любители аниме старой школы.

2. Слово «Манга » придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай аж в 1814 году для серии своих гравюр. Этот художник был одним из самых известных на Западе японских гравёров, настоящий мастер японской ксилографии (слово-то какое, а ведь это всего лишь навсего рисуночки на дереве). Слово «манго» означает «странные (или весёлые) картинки» и используется только для названия японских комиксов.

3. И кто? Скажите, кто не знает великого режиссера аниме Хаяо Миядаки ? Найдите этого человека и вышлите его фотку! Мы придумаем, куда… кхм кхм… Миядзаки единственный режиссер аниме, который удостоился премии Оскар. На 62 фестивале в Венеции он даже получил «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство.

4. Еще один великий мультипликатор всех времен и народов оставил свое след в мире аниме. Не поверите - это Уолт Дисней ! Автор Микки Мауса, Бэмби и самых красивых принцесс сыграл почти самую важную роль в культуре аниме. Как рисовать волосы и тела своих героев японцы догадались сами, а стиль глаз был скопирован у героев Уолта Диснея. Кстати говоря, никто из жителей острова Японии не скрывает этого факты. Предлагаю заодно тряхнуть стариной и поугадывать диснеевских принцесс по глазам.

5. «Покемон » изначально был игрой для GameBoy (что-то вроде доисторического тетриса. Ну, тетрис-то вы знаете?). Еще интереснее тот факт, что «Покемон» стал второй в мире по популярности компьютерной игрой после Марио. Только позже из виртуального приключения сделали мангу и аниме. Хмм… А из какой игры вы бы сделали аниме?

6. Спросите своих мам и пап о простом советском мультфильме «Приключения пингвиненка Лоло », полного доброты и мимишности. Знали ли они, что советские приключения пингвинят сняты совместно с японскими анимационными студиями (в саааамом начале можно даже подглядеть - какими). Конечно, мультфильм-то русский, и все говорят на русском, и слов-то японских вовсе нет, но этот чудесный мультфильм можно вполне считать одним из первых российских аниме.

Сколько пальцев загнули на правой руке «Я знал/а»?

1. 60 процентов всей анимации, что существует на нашей планетке, - это японское аниме.

2. Первым аниме, которое прославилось за пределами Японии, был сериал Astro Boy 1963 года.

3. Первое аниме, которое показали в СССР, был "Летающий корабль-призрак".

4. Рисовку волос и тела в аниме придумали японцы, а стиль глаз был скопирован у Уолта Диснея, чего японцы, кстати, не отрицают.

5. По внегласному закону аниме, чем важнее герой, тем детальнее ему прорисовывают глаза.

6. В Японии на печать комиксов тратится больше бумаги, чем на производство туалетных рулонов.

7. В отличие от американских и европейских комиксов, которые читают в основном подростки и нёрды, манга создается для людей всех возрастов.

8. В Японии термин "отаку" используется в негативном ключе для описания людей, которые чем-то одержимы. Не только аниме, как это принято в России.

9. Существует правило, из которого еще не было исключений: если по манге выходит аниме, продажи первой возрастают как минимум на 10 процентов. В среднем - на 30-40, а в случае "Атаки Титанов" и вовсе на 70. То есть можно выпустить отстойненькую мангу, снять по ней отстойненький сериал и - профит! - купаться в золоте.

10. Цвет волос в аниме подбирается не рандомно. Тут все хитро и продуманно: цвет волос указывает на определенные черты личности героя. Есть даже определенная теория заговора.

Красный - любят приключения, страстные;
Зеленый - толерантные, тихие, мягкие, иногда завистливые, но не агрессивные;
Белый - самый знаковый, воплощает связь с космосом, зрелость, персонаж существует как бы вне мира людей;
Фиолетовый - часто означает угрозу, в основе своей - скрытные, замкнутые, нередко страдают нарциссизмом, скупы на проявления эмоций;
Голубой - интеллектуально развитые, разум доминирует над чувствами, вежливые, спокойные, застенчивые;
Розовый - всегда чем-то выделяются из толпы, горячи в бою, не слышали о правилах и условностях;
Рыжий - хитрые, темпераментные, бесоватые;
Коричневый - мягкие, трогательные, не способны обидеть, часто с трагическим прошлым;
Синий - железно дисциплинированные, стойкие, спокойные, сдерживают чувства.

11. "Призрак в доспехах" очень сильно повлиял на кинематограф. Он вдохновил Вачовски на создание "Матрицы", здорово подтолкнул в развитии сай-фай, а Кэмерон и Спилберг не скрывают, что не по-детски фанатеют от фильма и скорее пересмотрят его, чем потратят время на какой-то ожидаемый блокбастер.

12. "Покемон" первоначально были игрой для GameBoy (если не знаете, что это, не забудьте собрать портфель и сделать уроки на завтра). Только потом подтянулись манга и аниме.

13. "Евангелион" создавали, чтобы проверить, что приемлемо для аниме, а что нет. И все бы ок - но финал...

14. Самый длинный аниме-сериал - это "Садзаэ-сан", который выходит с 1969 года по сей день. В нем больше 7 тысяч серий. Хваленая "Санта-Барбара", для сравнения, почти в 3,5 раза короче.

15. Советские "Приключения пингвиненка Лоло" сняты совместно с японскими анимационными студиями. То есть технически этот мультфильм можно считать российским аниме.

16. "Тетрадь смерти" была запрещена в Китае, так как местные фанаты этого аниме начали массово покупать тетради и вписывать туда имена всех, кого ненавидели, в надежде, что они умрут.

18. Издатель "Большого куша" боялся, что серия не проживет и 5 лет. Тем временем за окном 2016 - 19й год существования манги.

19. Самое кассовое аниме ever - "Унесенные призраками" Хаяо Миядзаки. В мировом прокате фильм собрал $275 миллионов.

Одна из самых таинственных и обособленных культур в мире – японская. Несмотря на то что после Второй мировой войны Япония сделала гигантский скачок в технологическом развитии и интеграции в мировое сообщество, эта нация остается одной из самых загадочных в мире. Предлагаем вам подборку аниме, которое поможет понять историю и культуру этой страны.

Могила светлячков, 1988

«Могила светлячков» считается одним из лучших фильмов о войне. Он основан на автобиографическом романе Акиюки Носаки, который похоронил одну за другой двух сестер весной-летом 1945 года. По сюжету романа, мальчик и его младшая сестра в ослабленной войной , голодной Японии пытаются выжить.

Дети никому не нужны; четырехлетняя Сэцуко ест камни, пока ее старший брат Сэйта пытается достать хоть какой-нибудь еды. После смерти Сэцуко 14-летний Сэйта понимает, что ему незачем больше жить и вскоре умирает в Кобе от истощения. Роман, на котором основана «Могила светлячков» – важная попытка осмыслить японский милитаризм первой половины XX века и его тяжкие последствия для нации.

Могила светлячков: трейлер

Призрак в доспехах, 1995

В Японии снимается огромное количество аниме на антиутопические сюжеты о недалеком будущем – чего стоит хотя бы сериал «Аниматрица», связанный с блокбастером Ланы и Лилли Вачовски . Но классикой жанра заслуженно считается «Призрак в доспехах» 1995 года.


Фильм рассказывает о майоре Мотоко Кусанаги, которая работает в отделе по борьбе с кибертерроризмом и сомневается в своем человеческой природе. Редакция узнайвсё.рф отмечает также, что в 2017 году в киноэкранизации «Призрака в доспехах» роль Мотоко сыграла Скарлетт Йоханссон .

«Призрак в доспехах» экранизировали несколько раз

Весна и хаос, 1996

Этот фильм – анимационное признание в любви японскому детскому писателю Кэндзи Миядзава, которому в год выхода «Весны и хаоса» исполнилось бы 100 лет. Миядзава работал школьным учителем и писал стихи и рассказы. Он был последователем буддизма, рано умер от туберкулеза. Существенная часть его произведений была издана после его смерти.


В фильме «Весна и хаос», все герои представлены в виде котов, как и сам персонаж Миядзавы. В картине рассказана история чудаковатого учителя в маленьком японском городке, который старается привить ученикам буддийский взгляд на мир и научить их видеть красоту повсюду.

Трейлер мультфильма «Весна и хаос»

Мои соседи Ямада, 1999

Несмотря на то что комедия о японской семье наполнена специфически японским колоритом, ситуации узнаваемы и для людей, не знакомых с этой культурой. Ямада представлены четырьмя поколениями, и истории, которые рассказаны в мультфильме, дают более-менее полную картину того, как живет современная японская семья.


Интересно, что в «Моих соседях Ямада» встречаются отсылки к японской мифологии; к примеру, глава семьи находит сына в гигантском персике – это цитата из сказки о Момотаро, герое, который напоминает европейского Мальчика-с-пальчик; девочку отец Ямада находит в бамбуковом стебле – это из мифа о принцессе Кагуя.

«Мои соседи Ямада»: трейлер

Унесенные призраками, 2001

Редакция сайт считает, что в рассказе об аниме нельзя не упомянуть патриарха японской анимации, Хаяо Миядзаки . Основатель студии «Гибли» за годы работы сделал множество шедевров. «Унесенные призраками» – один из них, удостоенный «Оскара».


Существует мнение, что история Тихиро – это аллегорическая сатира на японскую индустрию секс-услуг, которая не брезгует и детским трудом. Не секрет, что японские мужчины обладают специфическими сексуальными вкусами, а большинство «фильмов для взрослых» в стране снимается недобровольно.

«Унесенные призраками» – одно из самых известных аниме в мире

Aoi Bungaku, 2009

Сериал Aoi Bungaku основан на произведениях японских писателей, среди которых есть тексты признанных классиков XX века – к примеру, романа «Сердце» 1914 года Нацумэ Сосэки. Это роман о взрослении юноши и его диалогах с неназванным Учителем. Есть в новелле, снятой по роману, и любовыный конфликт.


В Aoi Bungaku включены две новеллы, снятые по текстам Рюноскэ Акутагавы – сильнейшего японского автора, который довольно рано получил признание в стране, а затем и за границей, написал несколько десятков рассказов и новелл. Акутагава покончил с собой в возрасте 35 лет в 1927 году.

Aoi Bungaku: трейлер

Дом пяти листьев, 2010

Двадцатисерийный фильм посвящен концу эпохи Эдо (начало-середина XIX века), когда количество ронинов – самураев без сюзерена – в Японии резко выросло. Многие из них стали разбойниками или странниками.


В «Доме пяти листьев» рассказана история ронина Акицу Масаноцукэ, который не может наняться на службу и примыкает к полубандитской группировке. Этот сериал – один из необременительных и приятных способов познакомиться с историей Японии периода заката эпохи Эдо.

«Дом пяти листьев» – одно из самых необычных аниме

Сказание о принцессе Кагуя, 2013

Фильм основан на древнейшей национальной легенде X века о принцессе Луны, которую крестьяне нашли в стебле бамбука. «Сказание о принцессе Кагуя» получил номинацию на «Оскар» и было за что – это потрясающей красоты и убедительности мультфильм.


Лучшее в сказании – это ритм и смена манеры изображения в зависимости от настроения. В сцене, когда Кагуя в смятении бежит прочь из дворца, аккуратные акварельные мазки сменяются размашистыми угольными штрихами; кроме того, нельзя не отметить типично японский минимализм, когда под одним-двумя штрихами прячется огромная история.


Так, в эпизоде инициации (принцессу Кагуя хотят превратить в красавицу с чернёными зубами и без бровей) старшая женщина подносит пинцет к брови и вырывает первый волосок – и в кадре мы видим, как по щеке принцессы катится слеза.

«Сказание о принцессе Кагуя» – аниме изумительной красоты

Помимо того что Япония – одна из самых красивых стран в мире с внимательно культивируемым отношением к экологии и природе, это еще и удивительный уголок, где на нескольких островах сохранились заповедные места дивной красоты. Мы предлагаем вам прочесть о самых красивых островах в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно «гротески», «странные (или весёлые) картинки», поэтому термин «манга» относится исключительно к японским комиксам. А в 1917г стали выпускаться первые аниме-мультики.

«Аниме» — японская анимация. Само слово «аниме» есть не что иное, как японизированное сокращение от английского animation, причем сам термин появился сравнительно недавно. До этого использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс») которое до сих пор используют любители аниме старшего поколения.

Как известно, в Японии читают справа налево. Мангу справа налево читают во всем мире.

Использовать большие глаза персонажей для передачи эмоций придумали вовсе не в Японии. Осаму Тэдзука, человек считающийся основателем традиций аниме, не отрицал тот факт, что заимствовал этот прием у Уолта Диснея. Кстати, по канонам аниме считается, что чем значимее герой, тем лучше художники прорисовывают его глаза. Исключение составляют злодеи - иногда им могут приделать просто черные «ямки».

Актёры, озвучивающие роли в аниме, называются японским словом «сэйю». Профессия сэйю популярна и развита в Японии, благодаря чему озвучка аниме-сериалов выгодно отличается от аналогичных работ других стран. Многие сэйю по совместительству также являются эстрадными исполнителями.

Самый длинный аниме-сериал «Садзаэ-сан» начать выходить в 1969 году по мотивам манги Матико Хасэгавы и его показ не закончен до сих пор. уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи.

По возрасту зрительской аудитории аниме делятся на:

Кодомо — манга и аниме, предназначенные для детей (до 12 лет). Отличительная особенность этого жанра — в его «детскости», отсутствует (иногда просто сильно упрощено) идейное наполнение. Сюда же можно добавить характерный рисунок. Часто кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по рисунку, но и по построению сериала.

Сёнэн — аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстрое развитие и ярко выраженный динамизм сюжета (особенно в сравнении с сёдзё). Произведения содержат множество юмористических сцен, основываются на темах крепкой мужской дружбы, любого вида соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах.

Сёдзё — аниме и манга для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). В сюжете сёдзё аниме, как правило, присутствуют любовные отношения разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, большое внимание уделяется развитию образов персонажей.

Сэйнэн — аниме для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей.

Дзёсэй — аниме или манга для женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии.

По жанрам: кроме стандартных Комедия, Боевик, История, Единоборства, Драма, Детектив, Фантастика бывают еще...

Ме́ха — сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов. Обычно этим термином обозначают «гигантских боевых человекоподобных роботов», огромные человекоуправляемые боевые машины.

Киберпанк — мир будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.

Добуцу — аниме о человекоподобных «пушистых» существах. Происходит от японского слова «добуцу» (doubutsu), что означает «животное». К добуцу относится аниме с существами «нэко» (кошачьи), «кицунэ» (лисьи), «усаги» (заячьи) и пр.

Идолы — аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.

Хентай/Этти — порнографическое или эротическое аниме или манга соответственно. Произведения также могут находиться на стыке между хентаем и другими жанрами и иметь достаточно проработанный сюжет.

Яой — жанр аниме, описывающий мужские гомосексуальные отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.

Юри — жанр аниме, описывающий женские лесбийские отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.

Сётакон — жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют юноши младшего школьного и дошкольного возраста.

Лоликон — жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют маленькие девочки.

Сёдзё-ай — жанр аниме, описывающий любовь девушки к девушке. Отличается от юри отсутствием откровенных сцен.

Сёнэн-ай — жанр аниме, описывающий любовь юноши к юноше. Отличается от яоя отсутствием откровенных сцен.

Кто-то до сих пор продолжает думать, что аниме - это что-то не очень полезное детям, чуждое и лишённое нравственной ценности. Данная точка зрения возникает из-за недостатка информации, и редакция Тлум.Ру решила попытаться это исправить. Рассказываем в коротком и понятном родителям формате о том, что из себя представляет японская анимация, как появилась и развивалась, такая ли уж она чуждая и что стоит посмотреть перед тем, как делать любые утверждения на тему «аниме - это…».

Факт № 1: Не раньше, чем везде

Самый первый мультфильм в Японии датируется 1907-м годом. Короткая зарисовка про рисующего иероглифы мальчика вышла почти на десять лет позже американского кукольного мультика-первопроходца «Цирк лилипутов» (1898), и пусть в аниме вовсю используются древние народные мотивы, это жанр в целом развивался позже западной анимации.


Факт № 2: Не дальше, чем
Disney


Факт № 7: Миядзаки изначально такой крутой

И Исао Такахата - тоже. Великие мэтры создали «Принца Севера», очень экспериментальный мультфильм 1968-го года. С него и начались все великолепные полнометражные японские ленты, которые вы так любите. - это полное отчуждение от канонов Disney, чисто «анимешные» провокационные моменты и маленький скандинавский мальчик, победивший великого злого колдуна.


Факт № 8: «Золотой век аниме» давно закончился

Потому что пришёлся на 80-е годы. Этому предшествовали активные 70-е с их зарождением таких ключевых жанров, как меха (про роботов), сёдзе (для девочек) и началом скромного проникновения на запад. До этого японская анимация вообще границы почти не пересекала, а даже если и да - в очень кастрированном варианте.

Это кадр из американской адаптации «Роботеха», которого собрали из трёх абсолютно разных аниме и переработали все диалоги.


Ну, а «золотой век» - это по-настоящему революционная , с которой началась легендарная студия Ghibli, культовый «Акира» с крайне сложным сюжетом и 24-ю кадрами в секунду против обычных 8−12, прародитель жанра сёнен «Жемчуг дракона».

Здесь же стоит упомянуть появление культуры отаку, которые в Японии обозначают фанатов чего угодно, а во всём остальном мире фанатов аниме, и зарождение формата OVA, то есть того, что выходило сразу на видео. В обход цензуры, напрямую к жаждущим разного контента зрителям.

Факт № 9: Покемоны и Сейлор Мун вовсе не такие мегахиты, как принято у нас считать

Особенно это касается Сейлор Мун. Нет, конечно, это признанный представитель популярного жанра махо-сёдзе, но для японцев - не сильно более того, а для наших соотечественников - великое авангардное откровение, с которого началось шествие аниме по России. И «Покемоны» туда же, конечно, хотя они-то уверенно захватили весь мир.

А вот что реально считается бомбой, так это вышедший в 1995-м году «Евангелион». Икона жанра меха, «Библия» анимешников и невероятно обширный культурный феномен, про который наши предки лет через двести будут говорить как о чём-то решающем в развитии анимации.

Факт № 10: В аниме представлены все существующие жанры

На сегодняшний день вы можете вспомнить любое культурное (и не очень) направление и найти по нему аниме. Много. Отсюда следует очень простой и важный вывод: японская анимация является многообразным культурным пластом, в котором есть и чисто детские произведения, и сугубо взрослые материалы, и эпично-героические сериалы с невероятными цепляющими сюжетами, и незамысловатая лёгкая школьная романтика на задней парте. На любой вкус.

Отдельно перечислим основные специфичные жанры для детей и подростков:

Кодомо - аниме для зрителей до 12-ти лет обоих полов. Прекрасное, нежное и очень полезное.
Сёнен ­ - произведения для мальчиков 12−16 лет, с неизменным главным героем, наделённым особыми способностями и великой целью.
Сёзде - чисто для девочек 12−16. В последнем выделяется уже упомянутое махо-сёдзе, где в центре внимания оказывается девочка-волшебница. Ух, какой типичный и важный поджанр.

Что касается всех остальных направлений, то это комедии и детективы, постапокалиптика и киберпанк, боевики и спорт («спокон»), и так далее, всё что захотите. И не надо после прочтения этого абзаца считать, что аниме только «для кого-то». Для всех.

Факт № 11: Аниме можно смотреть с 0+

Да, некоторые японские мультики можно смотреть с пелёнок. Ниже мы составили список рекомендуемых к просмотру мультфильмов для разных возрастов. В том числе и для вас, дорогие родители.

Аниме для детей 0+

Также обратите внимание на следующие мультфильмы:

«Юнико» - запредельно добрая аниме-серия про волшебного единорога. Порция чистейшей невинности и невероятной доброты обеспечена.

«Ночная буря» -трогательная история дружбы козлёнка и волчонка с правильным концом. Воспитывает в зрителях ценности дружбы и верности с большой эффективностью.

«Кот в сапогах» - классическая сказка в воплощении классического, проверенного временем аниме. И продолжение.

«Рыбка Поньо на утёсе»



Аниме для детей 6+

Конечно, Миядзаки на новом уровне сложности: , та самая . Возможно, для некоторых детей планку лучше чуть поднять, но уж в 10 лет «Унесённые призраками» точно будут правильно поняты.

Также обратите внимание на эти мультфильмы:

«Волчьи дети Аме и Юки» - ценнейший опыт для детей и родителей по качественной сепарации и принятию себя. К тому же, интересно и очень жизненно исполненный.

«Твоё имя»


Аниме для взрослых

Без детей да с огоньком, интереснейшими сюжетами и полным раздольем для фантазии искусных японских аниматоров. Лучшее: «Тетрадь смерти» с невероятно захватывающим противостоянием двух интеллектов. Эпичнейший «Гуррен Лагган» . Смачно-кровавое «Вторжение титанов» . Лихой «Ковбой Бибоп» . Закрученный «Код Гиасс» . Знаковый «Призрак в доспехах» .

Опытные «анимешники» завершают этот список на свой вкус, но одно мы знаем точно: если вы втянетесь и отбросите предрассудки вроде «для детей» и «пустое», вы откроете для себя многосторонний и не перестающий поражать воображение мир.

Подписывайтесь на наш канал в , чтобы не пропускать самые интересные статьи про мультфильмы.