Иван сергеевич тургенев.

Сочинение

Рассказ «Бирюк», включённый писателем в цикл рассказов под общим названием «Записки охотника», написан И. С. Тургеневым. Повествование в рассказе идёт от лица автора. Один из главных героев рассказа — лесник Фома Кузьмич по прозвищу Бирюк.

Первое знакомство с Бирюком происходит на лесной дороге во время грозы, в кромешной темноте, неожиданно перед автором возникает подобно призраку силуэт, озаряемый сполохами молний. От такой неожиданности автор растерян, встревожен: «…как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек». После приглашения лесника переждать ненастье в его доме, волнение уступило место любопытству, которое перерастает, при ближайшем знакомстве с бытом Бирюка, в неподдельное сочувствие и глубокое сострадание. Это прослеживается в описании жилища — одна комната закоптелая низкая и пустая, без полатей и перегородок, изорванный тулуп на стене, в углу груда тряпок. «На лавке лежало одноствольное ружье,…» — т. е. всегда под рукой на случай самообороны от не прошеных визитёров. Всё это освещалось то вспыхивающей, то гаснущей лучиной. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу», вот оно то — неподдельное от которого хочется рыдать. Как можно в таких условиях жить?

Совсем другое отношение автора к леснику мы встречаем при описании героя: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С восхищением и уважением рисует рассказчик натуру Фомы Кузьмича. Разворачивающиеся в дальнейшем события только усиливают эти чувства.

Острый слух, знание наизусть охраняемой территории, принципиальность, атлетическое телосложение позволяют леснику выследить и поймать вора, самовольно занимающегося порубкой деревьев. А затем, несмотря на угрозы, Бирюк из-за сострадания, с чувством собственного достоинства отпускает вора, возвращает ему топор, лошадь и при этом проявляет заботу, нахлобучивая на голову крестьянина шапку. Фома Кузьмич сочувствует другим мужикам. Он понимает их. Жалеет. Но разрывается между принципами, долгом и этими чувствами. «Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый», — с этими словами барин прощается с лесником и они звучат, словно гимн русскому человеку из народа.

Несмотря на горе и страдания, унижения и обиды, в русском народе сохранились такие удивительные черты, как терпение и милосердие, сострадание и чувство долга за порученное задание, ответственность и достоинство, трудолюбие и бескорыстие, всеми этими качествами обладает Фома Кузьмич, что вызывает восхищение у Тургенева.

За то короткое время, проведённое в обществе лесника, автор испытал разный спектр чувств в отношении героя от настороженности и тревоги, до сочувствия и уважения. Такое неординарное отношение к личности является свидетельством талантливости самого автора

Другие сочинения по этому произведению

Анализ очерка И.С. Тургенева "Бирюк"

«Записки охотника» появились в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже 40-50-х годов XIX века. Толчком для начала работы над циклом была обращённая Тургеневу осенью 1846 года просьба дать материал для первого номера обновлённого журнала «Современник».

Так появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Практически все последующие рассказы и очерки «Записок охотника» И.С.Тургенев написал за границей: он уехал в 1847 году и пробыл там три с половиной года.

Давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

Докажите, что «Бирюк» — рассказ.

Это произведение небольшого объёма. Здесь говорится о Бирюке, о его жизни, встрече с мужиком. В произведении мало действующих лиц…

Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных И.С.Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упомянутые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне … »

— Ребята, а сколько рассказов включил писатель в цикл «Записки охотника»? (Дети вспоминают, что их 25.)

— «Записки охотника» — это своеобразная летопись русской крепостной деревни. Рассказы близки по тематике и идейному содержанию. Они разоблачают уродливые явления крепостничества.

Создавая картину русской действительности, Тургенев в «Записках охотника» применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика-охотника. А как вы думаете, зачем?

Читатель благодаря этому может вместе с охотником, наблюдательным, умным и знающим человеком, пройти по родным полям писателя, посетить с ним деревни и сёла. Он ценит красоту и правду. Его присутствие никого не стесняет и часто остаётся даже незамеченным. Образ охотника помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить увиденное им, понять душу народа. Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа — Бирюком.

Бирюк появляется неожиданно, автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол (белая молния озарила лесника с головы до ног», «я поднял голову и при свете молнии увидел небольшую избушку…»). В жизни героя, о которой мы узнаём, нет ничего
романтического, напротив, она обыденна и даже трагична.

Найдите описание избы лесника.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

— О чём говорит вам это описание? (Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой» говорит о бедности. Но среди этого бедности теплится жизнь маленьких детей героя. Безрадостная картина вызывает у читателей искреннее сочувствие Бирюку.)

— А как выглядит Бирюк? Что подчёркивает писатель в его портрете? (Высокий рост, могучие мышцы, чёрную курчавую бороду, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза.)

— Обратимся к портрету Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »

Как в этом портрете выразилось отношение рассказчика к Бирюку? (Видно, что ему нравится Бирюк своим сложением, силой, красивым, мужественным лицом, смелым взглядом, твёрдым характером, о чём говорят сросшиеся брови. Он называет его молодцом.)

— А как о нём говорят мужики? Дети приводят примеры из текста: «вязанки хворосту не даст утащить», « … нагрянет как снег на голову», -силён.. и ловок как бес … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

— Почему героя зовут Бирюком? Почему он так себя ведёт с мужиками? Его зовут Бирюком, потому что он одинокий и угрюмый.
— Тургенев подчёркивает, что лесник грозный и непреклонный не потому, что чужой своему брату — мужику, он человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему хозяйство: «Должность свою справляю … даром господский хлеб есть не приходится».

— Ему доверили охрану леса, и он охраняет лес хозяина, как солдат на посту.

Найдите и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком. В чём причина конфликта мужика с Бирюком? На фоне какого пейзажа разворачиваются события? Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, лесник?

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Читаем описание столкновения Бирюка с мужиками и выясняем причины конфликта мужика с Бирюком.

— Между какими героями происходит конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Дети должны понять, что сцена борьбы- сначала физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор
подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся
равными друг другу. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, измождённого полуголодным существованием.

Зачитаем описание мужика: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза … » Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Чтение по ролям разговора мужика с Бирюком.

— Как Тургенев показывает, что внешний облик и внутреннее состояние крестьянина меняется? Вновь обращаемся к тексту.

Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству — Фома Кузьмич, просит отпустить, но, когда чаша его терпения переполнена, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал «свирепым». Речь стала иной: вместо обрывистых фраз: «Отпусти … приказчик … разорены, во как … отпусти!» — зазвучали ясные и грозные слова: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё».

Рассказ «Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права. Поэтому гнев доведённого до отчаяния крестьянина обращён не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего добро хозяина. Однако гнев этот, ставший выражением протеста, не теряет от этого силы и смысла.

Олицетворением власти крепостничества является для мужика не помещик, а Бирюк, наделённый помещиком правом охранять лес от грабежа. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: в душе его идёт борьба между чувствами и принципами. Честный человек, он при всей своей правоте чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привела нищета: «Ей-богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится».

Средняя оценка: 4.3

Портрет Бирюка:
"Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза."
Бирюк характеристика:
Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели. Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности.

Автор "Записок" ехал вечером с охоты на дрожках. Разразилась гроза. "Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели".

В разгар ненастья появилась высокая фигура лесника, пригласившего охотника к себе. Они ехали довольно долго, наконец, в блеске молний показалась небольшая избушка среди двора, обнесенного плетнем. "Из одного окошка тускло светил огонек".

Изба "состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста". Девочка лет двенадцати, открывшая им дверь, присела на скамейку и стала качать люльку.

Лесник был "высок, плечист и сложен на славу... Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза".

Он сообщил, что имя его Фома, а прозвище - Бирюк. Это прозвище было известно автору "Записок". Все окрестные мужики боялись Бирюка: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет".

А как сам Бирюк объясняет свое рвение?

" - Должность свою справляю, отвечал он угрюмо: - даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.

Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.

Нет, - отвечал он и сильно махнул топором.

Умерла, знать?

Нет... да... умерла, - прибавил он и отвернулся.

Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.

С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке.

На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок.

Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.

Вы, чай, барин, - начал он: - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба...

Я не голоден.

Ну как знаете. Самовар я бы вам поставил, да чаю у меня нету...".

Гроза утихала. "Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. "Во... вот, - проговорил он вдруг и протянул руку: - вишь, какую ночку выбрал...

Я с тобой пойду... хочешь?

Ладно, - отвечал он... - мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте".

Сначала один только Бирюк различал в шуме листьев стук топора, потом слышнее стали мерные удары. "Глухой и продолжительный гул раздался...

Повалил... - пробормотал Бирюк.

Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть-чуть светлело". Лесник велел спутнику подождать и, подняв ружье кверху, исчез между кустами. Сквозь шум ветра доходили слабые звуки: "топор осторожно стучал по сучьям, колеса скрипели, лошадь фыркала...".

" - Куда? Стой! - загремел вдруг железный голос Бирюка.

Вре-шь, вре-шь, - твердил, задыхаясь Бирюк: - не уйдешь".

Он повалил вора, закрутил ему кушаком руки на спину. Мужик был мокрый, в лохмотьях.

" - Отпусти его, - шепнул я на ухо Бирюку: - я заплачу за дерево". Но лесник ничего не ответил. Опять стал накрапывать дождь и вскоре полил ручьями". С трудом добрались до избы. Лесник бросил пойманную лошаденку посреди своего двора, ввел мужика в комнату, посадил в угол. Тот сидел неподвижно на лавке, худой, морщинистый, с испитым лицом.

Чего тебе?

Отпусти.

Бирюк не отвечал.

Отпусти... с голодухи... отпусти.

Знаю я вас... вор на воре.

Отпусти, - твердил мужик: - прикашшик... разорены, во-как... отпусти!

Разорены!.. Воровать никому не след.

Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби.

Бирюк отвернулся. Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно.

Отпусти, - повторял он с унылым, отчаяньем... Ей богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во-как, приходится.

Лошаденку-то, хоть её-то... один живот и есть... отпусти!

Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.

Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того...

Э, да что с тобой толковать; сиди смирно...

Мужик внезапно выпрямился...

Ну, на, ешь, на, подавись, на... душегубец окаянный, пей христианскую кровь, пей...

Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? - заговорил с изумлением лесник.

Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

Ах ты... да я тебя!

А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети, - околевай все... А до тебя, погоди, доберемся!

Бирюк приподнялся.

Молчать! - загремел лесник и шагнул два раза.

Полно, полно Фома, закричал я: - оставь его...

Не стану я молчать, - продолжал несчастный. - Все едино - околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой!

Бирюк схватил его за плечо... Я бросился на помощь мужику...

Не троньте, барин! - крикнул на меня лесник.

Я бы не побоялся его угрозы и уже протянул было руку, но к крайнему моему изумлению, он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон.

Убирайся к черту со своею лошадью! - закричал он ему вслед: - да смотри в другой раз у меня...

Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.

Э, полноте, барин, - перебил он меня с досадой: - не извольте только сказывать. Да уж лучше я вас провожу, - прибавил он: - знать дождика-то вам не переждать...

Через полчала он простился со мной на опушке леса".

Коротенькая сравнительно зарисовка, но в ней все - и убожество жизни этих нищих мужиков, и смелая удаль, надежная честность лесного богатыря, и его внезапно вдруг проявившаяся щедрая незлобивость. Вряд ли он испугался угроз. Просто спас человека, сам находясь в нечеловеческих условиях. В таких условиях, при которых даже его достоинства чаще служат не на пользу страдающим, а во вред.


Annotation

«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», - восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847-1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.

Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

БИРЮК

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

А ты кто сам?

Я здешний лесник.

Я назвал себя.

А, знаю! Вы домой едете?

Домой. Да видишь, какая гроза…

Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

Не скоро пройдет, - продолжал лесник.

Что делать!

Я вас, пожалуй, в свою избу проведу, - отрывисто проговорил он.

Сделай одолжение.

Извольте сидеть.

Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. Мы тронулись. Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. Бедная моя кобыла тяжко шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо и налево, словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился: «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом. Калитка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» - раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.

Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю.

Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

Ты разве одна здесь? - спросил я девочку.

Одна, - произнесла она едва внятно.

Ты лесникова дочь?

Лесникова, - прошептала она.

Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню.

Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Я поблагодарил его и спросил его имя.

Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк.

А, ты Бирюк?

Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет - не дается».

Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

Так ты Бирюк, - повторил я, - я, брат, слыхал про тебя. Говорят, ты никому спуску не даешь.

Должность свою справляю, - отвечал он угрюмо, - даром господский хлеб есть не приходится.

Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.

Аль у тебя хозяйки нет? - спросил я его.

Нет, - отвечая он и сильно махнул топором.

Умерла, знать?

Нет… да… умерла, - прибавил он и отвернулся.

Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.

С прохожим мещанином сбежала, - произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девочка подошла к люльке. - На, дай ему, - проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. - Вот и его бросила, - продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.

Вы, чай, барин, - начал он, - нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…

Я не голоден.

Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.

Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

Как тебя зовут? - спросил я.

Улитой, - проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.

Лесник вошел и сел на лавку.

Гроза проходит, - заметил он после небольшого молчанья, - коли прикажете, я вас из лесу провожу.

Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.

Это зачем? - спросил я.

А в лесу шалят… У Кобыльего Верху дерево рубят, - прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.

Будто отсюда слышно?

Со двора слышно.

Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во… вот, - проговорил он вдруг и протянул руку, - вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, - прибавил он вслух, - и прозеваю его». - «Я с тобой пойду… хочешь?» - «Ладно, - отвечал он и попятил лошадь назад, - мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».

Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, - бормотал он сквозь зубы, - слышите? слышите?» - «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье - мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался.

Повалил… - пробормотал Бирюк.

Между тем небо продолжало расчищаться; в лесу чуть-чуть светлело. Мы выбрались наконец из оврага. Подождите здесь», - шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колеса скрыпели, лошадь фыркала… «Куда? стой!» - загремел вдруг железный голос Бирюка. Другой голос закричал жалобно, по-заячьи… Началась борьба. «Вре-ешь, вре-ешь, - тве...