Как голливудская экранизация радикально изменила «Инферно» Дэна Брауна. "Инферно": актеры и их роли: Том Хэнкс, Филисити Джонс, Бен Фостер и другие Что Данте Алигьери знал о конце света

Американский писатель Дэн Браун является авторов нескольких бестселлеров. Его всегда интересовали тайные общества, философия и криптография. Первый роман «Цифровая крепость» был опубликован в 1998 году. Следующий за ним детектив «Ангелы и демоны» принес автору мировую известность. Книгой «Код да Винчи» автор продолжил приключения доктора Лэнгдона. Роман занял первую строчку в списке бестселлеров и надолго там обосновался. Вскоре книга стала хитом №1 в стране. Полюбившийся читателям ученый-герой Дэна Брауна попадает в водоворот событий в 2013 году на страницах нового романа «Инферно».

Кто вы, доктор Лэнгдон?

Профессор символогии Роберт Лэнгдон из Гарвардского университета хотя и не был красив, но его проницательные голубые глаза и обворожительный голос заставили вздыхать не одну представительницу прекрасной половины человечества. Сорокапятилетний профессор никогда не был женат и предан был только науке. Даже в выходные его можно было увидеть в окружении студентов.

Со своими знаменитыми часами с Микки Маусом Лэнгдон не расставался с девяти лет. Он получил прекрасное образование. Его наставником стал Питер Соломон. Именно его лекции повлияли на решение Роберта посвятить свою жизнь символогии. Жил Лэнгдон в Массачусетсе, и полки его дома в викторианском стиле были заставлены масками, фигурками божеств, крестами со всего мира.

Роберт является автором множества книг по религиозной символике, которые пользуются большой популярностью. Ученый с мировым именем часто появляется на обложках журнала. Его часто приглашают читать лекции и просят незаменимого специалиста о консультации. Научные поездки Лэнгдона частенько заканчиваются приключениями.

Роберт также большой ценитель искусства. Он часто путешествует по Италии, и Флоренция - самый любимый город профессора. Именно там-то и приключилась с доктором история, которую рассказал на страницах романа «Инферно» Дэн Браун. Краткое содержание произведения в этой статье.

Больничная палата

Очнулся доктор в больнице. Воспоминания всплывали медленно, словно пузырьки на дне бездонного колодца. Странное видение, в котором таинственная женщина стояла у реки, полной крови, заставило профессора вскрикнуть. Роберт пришел в себя. Осмотрелся вокруг: в пустой комнате пахло спиртом, и горел свет. Сердце учащенно забилось, и кардиомонитор, находившийся рядом, запищал чаще. Лэнгдон попробовал пошевелиться, и затылок пронзила нестерпимая боль.

В дверь вошел бородач в белом халате. Лэнгдон поинтересовался, что с ним приключилось. Бородач выскочил в коридор и кого-то позвал. Через минуту он вошел в сопровождении женщины, которая поздоровалась и сказала, что ее зовут доктор Брукс. Доктор объяснила, что вчера он поступил к ним без документов. Осмотрев больного, она сказала, что он сейчас находится во Флоренции, а потеря памяти связана с ретроградной амнезией, которая вызвана черепно-мозговой травмой. А случилось это потому, что в профессора стреляли.

В романе «Инферно» профессор пытался вспомнить, что же произошло с ним в последние несколько дней. Вошли Брукс и бородач Маркони, объяснили, что Роберту крупно повезло, так как пуля ему оцарапала только затылок.

Дежурный администратор сообщила, что к Лэнгдону пришел посетитель, чему Брукс очень удивилась, так как в книге регистрации еще не сделали записи. Женщина, обтянутая в черную кожу, направилась прямиком к палате Роберта. Доктор Маркони попытался перегородить ей дорогу, посетительница выхватила пистолет и выстрелила ему в грудь.

Наемный убийца

Доктор Брукс быстро вскочила и закрыла железную дверь, пули градом застучали по обшивке. Брукс бесцеремонно втолкнула профессора в уборную и принесла его пиджак. Не теряя самообладания, докторша вывела его в соседнюю палату. Вскоре они оказались на улице. Брукс остановила такси, водитель обернулся и посмотрел на странную парочку. Из переулка выскочила обтянутая черной кожей фигура. Таксист спросил о том, куда ехать. Но когда заднее стекло разлетелось от выстрела вдребезги, он моментально нажал на педаль газа.

Действие следующей главы романа «Инферно» происходит в консорциуме, шеф которого связался не с теми людьми, и теперь им грозит уничтожение. Его компания специализируется на формировании ложного общественного мнения и фальсификации, а также скрывает от правосудия своих клиентов. Один из них, недавно сбросившийся с флорентийской башни, дал ему четкие указания. И он намерен их выполнить. Одно из них заключалось в том, чтобы разослать по TV-каналам видео, рассказывающее об Инферно. Следующее, что требовалось выполнить - это забрать из ячейки в банке костяной цилиндр. Но, увы, он похищен. На его поиски пришлось отправить агента.

Картина Боттичелли

Доктор Брукс привезла Лэнгдона к себе домой. Он нашел в ее квартире газетные вырезки о девочке-вундеркинде. По всему видно, что эта девочка и есть доктор Сиена Брукс. Она показывает Роберту капсулу для транспортировки опасных веществ, которая была вшита в подкладку его пиджака. Ее замок открывается отпечатком пальца Лэнгдона. Роберт звонит в американское консульство.

В продолжении романа «Инферно» Сиена увидела в окно женщину-агента. Это случилось вскоре после их звонка. Вывод очевиден: правительство Америки хочет убить профессора. Но за что? Возможно, ответ прячется в контейнере, и Роберт открывает его. Внутри оказался резной цилиндр - мини-проектор, проецирующий картину Боттичелли «Карта ада». Присмотревшись, Лэнгдон замечает, что на картине появилась надпись.

Старый город

К дому Брукс подъехал бронированный автомобиль, из которого вышли люди в форме. Это Служба помощи и реагирования ищет Роберта. Сиена снова спасла профессора. Женщина, стрелявшая в Лэнгдона, оказалась агентом консорциума. До нее дошли слухи, что шеф решил отстранить ее от работы. Чтобы вернуть доверие, она хочет завершить свое задание. Агент спряталась на крыше соседнего здания и не спускает глаз с убежища профессора.

Следующая глава романа «Инферно» рассказывает о том, что Лэнгдон направляется в Старый город, где родился и вырос Данте. Он уверен, что загадка на картине связана с поэтом. Агент неотступно следует за ними. Сиена и Роберт увидели, что у ворот Старого города полно полиции. Очевидно, что это ищут их. Они скрываются в огромных садах Медичи. Их ищет Профессор догадывается, что зашифровано на картине. Подсказка указывает на фреску, которая выставлена в музее Старого города.

Ученый-генетик

Действие романа «Инферно» переносит читателя в кабинет руководителя Всемирной организации здравоохранения. Брукс вспомнила недавнюю встречу с гениальным генетиком, предсказавшим, что перенаселение планеты приведет человечество к гибели. Он уверен: чтобы этого не произошло, человечество необходимо проредить с помощью чумы. Элизабет Сински понимает, что ресурсы планеты будут истощены, но с методами генетика она категорически не согласна.

Полиция окружила Сиену и Роберта. Благодаря эрудиции Лэнгдона, которому все известно об особенностях итальянской архитектуры, они выбираются из ловушки. Но агент неотступно следует за ними по пятам. Они добираются до фрески. Смотрительница музея говорит профессору, что он был здесь вчера и рассматривал Данте. Был не один, а с искусствоведом Бузони. Роберт понимает значение записи на проекции картины.

Собственность генетика Зобриста

Из романа «Инферно», его следующей главы, читатель узнает, что маска, которую ищет Роберт, была украдена. На камере наблюдения видно, что похитителями являются Лэнгдон и Бузони. Смотрительница рассказывает, что эта маска - собственность миллиардера Зобриста. Брукс, как оказалось, известно о его теории.

Смотрительница вынуждена обратиться в полицию. Но Роберт ничего не помнит и не может сказать, где маска. Тогда они звонят Бузони. Искусствовед скончался вчера от инфаркта, но успел перед смертью оставить послание, в котором Лэнгдон увидел намек на последнюю главу «Божественной комедии».

Музей окружают полицейские и люди Брюдера. Но профессору и Сиене снова удается скрыться. По дороге Брукс рассказывает о теории Зобриста, который использует свои знания не для исцеления людей, а для их уничтожения. После встречи с директором ВОЗ Сински, генетик стал изгоем и сбросился с флорентийской башни.

Маска

В следующей главе романа Брауна «Инферно» Лэнгдон отправляется в городскую крестильную, где Данте принимал крещение. Профессора привела туда подсказка Бузони. За Робертом и Сиеной следит какой-то человек. Главные ворота крестильной оказались открытыми. Но чтобы проникнуть туда, им пришлось отвлечь охранника.

В здании они нашли маску, внутренняя сторона которой была загрунтована. Очистив грунтовку, Роберт обнаружил стихи, где упоминается подземный дворец, вероломный дож и музей премудрости.

Профессора и Сиену настигает человек, который следил за ними. Он представляется сотрудником ВОЗ Джонатаном Феррисом и заявляет, что Лэнгдон работает на них. Сиена уверена, что ему можно доверять, Роберт же ничего не помнит. Стих указывает на Венецию. Туда они отправляются все вместе, сделав все возможное, чтобы запутать отряд ПНР, который следит за ними.

Видео Зобриста

В купе поезда Джонатан рассказывает спутникам, что Сински попросила профессора помочь в разгадке тайны. Элизабет показала ему и костяной цилиндр, который забрала из банковской ячейки Зобриста. Профессор Лэнгдон понимает, что от его догадливости зависит судьба человечества, так как ему предстоит найти источник чумы.

Следующая глава книги «Инферно», романа Д. Брауна, переносит читателя в кабинет шефа консорциума, который просматривает видео, оставленное ему Зобристом. Его пугает то, что он увидел на экране, и шеф связывается с агентом ФС-2080. Именно этот агент и порекомендовал генетику обратиться в консорциум.

Горькая правда

Лэнгдон решил встретиться с шефом и Сински. Они показали ему видео ученого, где видно мешок из пластика, опущенный в воду. Когда пластиковый мешок лопнет, в нее попадет вирус. В этой главе книги «Инферно», романа Дэна Брауна, Роберту Лэнгдону открывается страшная тайна. Ему становится известно, что Сиена была любовницей генетика и агентом консорциума.

Девушка росла вундеркиндом. Ей хотелось спасти мир, и как это сделать, она узнала, только встретившись с ученым-генетиком. Когда генетик прятался от ВОЗ, он забыл про Сиену. Она обратилась за помощью в консорциум, но слишком поздно. Возлюбленный покончил с жизнью у нее на глазах.

Травма Лэнгдона - это миф. Сотрудники консорциума спровоцировали потерю памяти лекарствами. Все было сделано для того, чтобы профессор доверился Сиене и вернул проектор. Девушка использовала его знания, чтобы найти источник чумы. Роберту девушка очень нравится, он с трудом приходит в себя от услышанного.

Подземное озеро

Продолжая читать роман «Инферно», читатель вместе с профессором отправится в Стамбул. В самолете Роберт встречает Ферриса, который оказался сотрудником консорциума. В Стамбуле Роберт находит подземный зал с древним городским водохранилищем. Догадливая Сиена следует за Робертом.

Но профессор не успел: мешок растворился, и заражение произошло. Увидев Сиену, Роберт бежит за ней. Ей деваться некуда, и девушка рассказывает профессору о письме генетика, которое она получила перед самым его исчезновением. Генетик написал ей о вирусе, который вызывает бесплодие, вторгаясь в генетический код человека. Но Зобрист любил человечество, поэтому придумал альтернативу чуме, чтобы не убить миллионы людей.

Не будет умирающих людей и гниющих трупов. Просто будет рождаться меньше детей. Девушка испугалась, что людям станет известен принцип, по которому создавался вирус, и изобретут бактериологическое оружие. Она решила вирус уничтожить, но опоздала. Дата, о которой сообщил Зобрист, оказалась не сроком, когда вирус вырвется на свободу, а днем, когда все человечество будет заражено.

Все впереди

Шеф консорциума понимает, что директор ВОЗ не отпустит его безнаказанным и, организовав очередную мистификацию, пытается бежать. Сински делает все возможное, чтобы не допустить паники, так как страх распространяется быстрее вируса. Профессор приводит Сиену к директору ВОЗ. Сиена рассказывает ей о вирусе, способном сделать треть населения земли бесплодными.

Письмо ученого-генетика уничтожено, но у Сиены и профессор советует Сински поговорить с девушкой. Глава ВОЗ соглашается сотрудничать с Сиеной. Они уезжают на медицинский форум в Женеву. Профессор их провожает. Сиена поцеловала Роберта на прощание, и он надеется, что у них еще все впереди.

, Дэн Браун Художники Питер Венхам , Бенце Эрдейи , Жужа Кисмарти-Лехнер , еще

Знаете ли вы, что

  • Первоначально, Рон Ховард не был заинтересован в постановке еще одной экранизации Дэна Брауна. Он решил, что предпочел бы остаться в качестве продюсера для фильма «Утраченный символ», продолжающего серию о профессоре Роберте Лэнгдоне, а режиссерское кресло должно было отойти Марку Романеку. Однако, когда Браун выпустил свой четвертый роман «Инферно», студия отложила проект «Утраченный символ» на неопределенный срок, якобы из-за сходства в теме с фильмом «Сокровище нации» (2004). Продюсеры решили адаптировать четвертый роман Брауна, а Говард вновь взял «бразды правления» проектом.
  • В период съемок проект носил название «Головная боль» («Headache»).
  • Омар Си и Ирфан Кхан ранее вместе снимались в фильме «Мир Юрского периода» (2015), где также снималась дочь режиссера Рона Ховарда – Брайс Даллас Ховард.
  • Это первый игровой фильм с Томом Хэнксом, снятый в 3D.
  • Более 70% сцен фильма снимались на реальных локациях в Венеции, Флоренции, Будапеште и Стамбуле.
  • Сцена, в которой Лэнгдон и Брукс обнаруживают исчезновение посмертной маски Данте в Палаццо Веккьо, на самом деле снималась в Этнографическом музее в Будапеште. Там же снималась сцена, в которой Лэнгдону и Брукс показывают видеоролик CCTV.
  • Сцены, в которых Лэнгдон и Брукс пытаются сбежать от погони в средневековой часовне при соборе Святого Марка в Венеции, на самом деле снимались в подвалах знаменитого Музея Кишцелли в Будапеште.
  • Сцены, выуженные из воспаленного сознания Лэнгдона, снимались на колоритной улочке, примыкающей к Венгерскому Государственному оперному театру.
  • В Стамбуле на протяжении одного уик-энда снималась сцена, в которой Лэнгдон, Сински и Симс встречаются в Соборе Святой Софии.
  • Смертоносный вирус Зобриста под названием «Инферно» был «разработан» реквизиторами. Он состоял на 40% из воды, на 30% из растительного масла и на 30% из кетчупа.
  • Чтобы создать реалистичный видеоролик, который Зобрист выложил на портал YouTube. режиссер Рон Ховард заручился помощью философа и футуриста Джейсона Силвера.
  • Для съемок было изготовлено 15 посмертных масок Данте.
  • Во время работы во Флоренции съемочная группа внесла пожертвование в копилку Палаццо Веккьо на восстановление зала с маской Данте.
  • Эпизодическую роль одного из чиновников сыграл мэр Флоренции Дарио Нарделла.
  • Костюмы и обувь для Лэнгдона и Брукс были пошиты итальянским дизайнером Сальваторе Феррагамо.
  • Рон Ховард был удостоен чести получить от мэра Ключи от Флоренции. В древние времена эта традиция была распространена в европейских городах и выражала доверие и уважение тем путникам, которые стремились войти в город с миром. Сегодня традиция сохранилась, но носит чисто формальный характер.
  • В одной из сцен за Лэгдоном и Брукс наблюдает беспилотный дрон, парящий над Садами Боболи. Съемочной группе пришлось запускать сразу два квадрокоптера – один находился в кадре, а другой снимал сцену.
  • Для съемок сцен видений Лэнгдона создатели спецэффектов закупили более 9000 литров фальшивой крови на основе сахара.

Больше фактов (+15)

Ошибки в фильме

  • Когда Сиенна ищет информацию о Зобристе, в результатах поиска отображается пять имен. Причем над двумя женскими именами размещены фотографии мужчин, а над одним из мужских имен фотография женщины.
  • По статистическим подсчетам население Земли к 2100 году превысит 11 миллиардов человек. В фильме же приводится неправдоподобная цифра в 32 миллиарда.
  • В одной из сцен фильма персонаж Ирфана Кхана говорит о том, что Лэнгдону был сделан укол бензодиазепина, чтобы вызвать у него амнезию. Бензодиазепины – это класс психоактивных веществ, которые используют для лечения депрессии и тревожности. У подобных препаратов амнезия является крайне редким побочным эффектом. Поэтому очень странно выглядит то, что именно этот препарат был выбран для таких целей.
  • В фильме гробница Энрико Дандоло показана стоящей отдельно на первом этаже собора Святой Софии в Стамбуле, прямо под гигантским куполом. Но на самом деле гробница Дандоло находится в Верхней восточной галерее, и надгробная плита лежит практически вровень с полом.
  • Когда Сиенна пребывает в Стамбуле, она надевает хиджаб. На самом деле женщины в Турции не обязаны его носить.
  • Перед тем, как Лэнгдона и Сиенну начинают искать в районе садов Боболи, на экране отображается время – 8:42 утра. В следующей сцене на экране с изображением с дрона видно время UTC (всемирное координированное время) – 8:43. Действие происходи в июне, а во Флоренции осуществляют переход на летнее время, которое на два часа опережает время UTC, поэтому у дрона должно было отображаться другое время – 6:43.
  • Во время полета в Стамбул Элизабет Сински подсчитывает, что 95 процентов населения планеты будет заражено в течение нескольких дней. Однако на самом деле нельзя сделать таких расчетов, не зная ничего о самом вирусе и о том, каким образом он будет выпущен в окружающую среду.

Больше ошибок (+4)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Профессор Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице во Флоренции. Он не помнит, что с ним происходило в последние несколько дней, и его преследуют кошмарные ведения. Ленгдона осматривает доктор Сиенна Брукс. Она рассказывает ему, что он поступил в больницу несколько часов назад с пулевым ранением головы. Вскоре в больницу приходит женщина карабинер, которая намеривается убить профессора. Сиенна помогает Роберту сбежать от нее и приводит в свою квартиру. Там он продолжает приходить в себя и узнавать о том, что с ним случилось.

Оказывается Ленгдон приехал в Италию, чтобы помочь найти смертоносный вирус, который создал безумный ученый Бертран Зобрист. Он намеревался заразить им население Земли, так как считал, что наша планета сильно перенаселена, и с этим нужно срочно что-то делать. Несколько дней назад Зобрист умер, но он оставил подсказки, которые должны были привести к вирусу. Ленгдон и Сиенна начинают разгадывать загадки Зобриста, при этом постоянно убегая от агентов Всемирной организации здравоохранения и Ваенты – женщины-агента сверхсекретной охранной организации, которая помогала Зобристу осуществить его план.

Когда Роберт и Сиенна узнают, что следующая подсказка находится в Венеции, их находит агент ВОЗ – Кристоф Брюдер. Он убеждает Ленгдона, что это именно он просил его помочь разгадать загадки Зобриста. Все трое отправляются в Венецию на поезде. Тем временем Гарри Симс, глава охранной организации, узнает, что помогал безумцу и пытается исправить ситуацию. Он выходит на Элизабет Сински – главу ВОЗ. Они объединяются и приступают к поискам Лэнгдона.

Лэнгдон и Сиена понимают, что агент Брюдер врет им и сбегают от него. В Венеции они узнают, что вирус находится в Стамбуле. Сиенна предает Лэнгдона. Оказывается, она была любовницей Зобриста и теперь намеревается завершить задуманное им. Профессор же попадает в руки Брюдера, который искал вирус для его перепродажи. Гарри Симс спасает Лэнгдона и приводит его к Элизабет Сински, которая является старой подругой профессора. Вместе они летят в Стамбул, где Сиенна уже нашла себе подручных среди единомышленников Зобриста.

События в Стамбуле разворачиваются в древнем водохранилище, который теперь переоборудован под концертный зал. Сиена хочет взорвать там две бомбы, которые высвободят вирус до того как агенты ВОЗ его нейтрализуют. Однако сделать это ей мешает Лэнгдон. Бомбы взрываются, но Сински успевает закрыть вирус в специальном устройстве. В итоге в водохранилище погибает Гарри Симс, Сиена и двое ее подручных.

Отзывы о фильме «Инферно»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на фильм «Инферно»

  • Артем Внуков 23 июня 2018 Оценка фильма 6 из 10

    Круг для фальсификаторов

    Фильм «Инферно» посмотрел после того как прочитал книгу, поэтому оценку фильму ставить не буду, но напишу что думаю о данной картине попутно сравнивая с книгой. Я давно привык, что фильмы, снятые по книгам и играм не так уж удачны в художественном плане, чем оригинал, но большинство таким произведениям мы прощаем их невежество… Нет комментариев 0
  • Alejandro 27 июня 2017 Оценка фильма 7 из 10

    Об "Инферно"

    Любое воплощение идеи хорошо лишь тогда… Когда оно доведено до ума. «Инферно» нельзя назвать неудавшимся фильмом. Нельзя назвать фильмом плохим или фильмом «не очень». В конце концов, это снова экранизации книг мирового Дэна Брауна, это снова «оскароносный» Том Хэнкс, это снова загадки, снова история, снова головоломки, и снова борьба за жизнь всего человечества, без участия его как такового… Нет комментариев
  • Konstantyn Osovoy 14 февраля 2017 Оценка фильма 4 из 10

    Хуже и хуже

    Сложно составить впечатление о фильме отдельно от книги. Волей-неволей сравниваешь события, сюжет, детали, образы героев. Но я всё же попытаюсь. Только сразу скажу, что Инферно-книга мне не очень понравилась. С каждым новым романом Браун теряет то, почему интересно читать его работы — мистичность, вплетение реальной истории и фактов в его выдуманные теории и составленные на их основе загадки… Нет комментариев -1

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» (с) «Божественная комедия» Данте

Загадки для домохозяек - где-то прочитала я оценку творчества Дэна Брауна. И почему-то все твердят, что «Код да Винчи» был плохим фильмом. С обоими определениями я не согласна, и это надо учитывать, чтобы дальше читать мою рецензию на новую экранизацию романа-головоломки «Инферно». Книга, кстати, первая, которую я прочитала у Брауна, показалась мне занятной. А первая посмотренная экранизация (я про «Код да Винчи») подарила мне наслаждение, сравнимое с просмотром «Индианы Джонса и последнего крестового похода». Значит ли это, что я не способна увидеть недочёты в фильме «Инферно»? Нет. Просто я не намерена разносить в пух и прах картину, которая создавалась с одной только целью - накормить изголодавшегося по приключенческому кино зрителя.

Жанр боевик, триллер, драма, криминал, детектив

Страна США, Япония, Турция, Венгрия

Режиссер Рон Ховард

Продюсер Майкл Де Лука, Андреа Джаннетти, Брайан Грейзер

В ролях Том Хэнкс, Бен Фостер, Сидсе Бабетт Кнудсен, Фелисити Джонс, Ирфан Кхан, Омар Си и др.

«Инферно» разительно отличается от предыдущих романов и фильмов тем, что не копается в сущности религии и не пытается развенчать вековые церковные мифы. Этот фильм наоборот укоренён в современность и даже замахивается на будущее. А следы прошлого в нём - лишь красивые жесты, которые может себе позволить очень состоятельный человек - Бертран Зобрист. Именно он разработал вирус «Инферно», который может уничтожить большую часть рода людского. Разработал, выбрал удобный момент для распространения, спрятал мешочек и… умер. А профессору Лэнгдону теперь это всё разыскивать. Вместе со своей памятью, которую ему отшибло. Потому что, как обычно, его способность к дешифровке культурных кодов нужна и плохим парням, и хорошим, и человечеству в целом.

Главный вопрос, которым я задалась после прочтения романа, хватит ли тяму у голливудских боссов оставить оригинальный книжный финал. В нём, несмотря на жвачное повествование, была провокация. И мне нужен этот спойлер, чтобы объяснить, чем фильм «Инферно» всё-таки плох. Финал не просто изменили, его переписали в боевик, который смотрится совсем неуместно в истории про рыхлого, хоть и вечно бегающего учёного. И трусливо с позиции продюсеров.

Динамика в этом фильме вообще как-то мало сочетается с состоянием профессора Лэнгдона, в которого то ли стреляли, то ли его били, то ли наркотиками накачали, но факт, что он не в порядке. То есть, даже если вы понимаете, что вся эта история выглядит не совсем правдоподобной, всё равно хочется сохранить хотя бы физическую связь с реальностью в виде усталости, боли, времени, которое люди тратят на то, чтобы из точки А добраться в точку Б. А ничего подобного в «Инферно» нет. Вот как на постере главные герои бежали, так они и будут бегать до самого финала в обуви разной степени удобства, костюмах, раненные или просто голодные. Ну, ведь надо же мир спасать!

В спасении мира, точнее, в поводе, по которому его надо спасти, и кроется великий (сейчас без сарказма) смысл фильма «Инферно». Он задаёт зрителям неприятный вопрос: а не слишком ли нас много расплодилось на Земле? Не слишком ли мы её загадили собой? И ответ-то очевиден. Тема, разумеется, не новая. Острая. Болезненная. Но вот в чём проблема: кассовое кино должно нести позитив в массы. И в этом смысле фильм проиграл книге просто потому, что максимально мягко прошёлся по причине создания вируса, по философии «убийцы» и по тому, что проблема перенаселения планеты, как ни крути, реальна.

Но зато вам больше не придётся читать «Инферно», разглядывая фотографии описываемых мест и произведений искусства на компьютере. Фильм довольно точно пересказывает основной сюжет, отмахивается от частностей и честно показывает зрителям Флоренцию, Венецию и Стамбул. А также посмертную маску Данте, разумеется, не подлинник, и гравюру Боттичелли «Карта Ада». Именно о гравюре хочется говорить отдельно. Если весь фильм - это пробежка галопом по Европам и вообще картина на потребу публике, то ожившая в галлюцинациях Лэнгдона картина - настоящее авторское произведение искусства. Такое впечатление, что Рон Ховард сбегал в этот Ад, когда уставал от этого излишне потребительского проекта. Стильный, чуть пугающий, накрывающий собой. Его хочется рассмотреть в деталях, но в то же время понимаешь, что его суть - в хаосе.

А в центре этого месива сидит и недоумевает нарочно обрюзгший Том Хэнкс. Пожалуй, он и надежда на интересное приключение - главные опоры «Инферно». Надежда тает, Хэнкс доигрывает партию до конца. Наверное, возьми Рон Ховард на роль профессора Лэнгдона кого-то другого 10 лет назад, мы бы съели, привыкли и простили. Но с другой стороны было важно поддержать развлекательное кино не просто кассовым актёром, а актёром, который умеет удерживать зрительское внимание. В романах Дэна Брауна всё же есть место драме. Даже в скорректированном боевом финале Хэнкс удерживается от соблазна скинуть костюмчик рохли и довольно неуклюже выполняет тот минимальный набор трюков, который требуется для накала действия.

Чего не скажешь о его партнёрах. Экранизации романов Дэна Брауна сами требовали интернационального актёрского состава. Вот и тут в списке значится британка, француз, индус, датчанка, румынка и турок. С одной стороны, лишённые всяческого национального колорита, с другой - чётко расставленные по своим местам. Как я уже сказала, герои практически лишены предысторий: режиссёр даёт небольшие сольные выступления Фелисити Джонс, Омару Си, Ирфану Кхану и Сидсе Бабетт Кнудсен, но лишь для того, чтобы уже побыстрее распутать клубок причинно-следственных связей, которые и без прочитанного романа не очень сложно просчитать. Это нормальное последствие, когда пытаешься ужать в сценарий 2-х часового фильма толстенький роман. Претензий особо нет, кроме, разве что, совсем топорной подачи персонажей. Как я уже сказала, «Код да Винчи» в этом смысле для меня остается образцовой экранизацией произведения Брауна. Там героев было интересно разглядывать. В «Инферно» хочется, чтобы они уже поскорее добежали до точки назначения и скрылись с глаз долой. Особенно надежда британского кинематографа Фелисити Джонс. Очевидно, что в проект актриса попала на волне своей внезапной популярности и ладно, что не соответствовала яркому прописанному в книге персонажу, она едва ли подходит под определение «загадочная». Или «отчаянная». Или «опасная». Наверное, проще сказать, что она в этом фильме не на своём месте.

«Пожилой университетский ученый вместе с привлекательной женщиной-врачом разгадывает загадки и странствует по миру, чтобы найти биологическое оружие, угрожающее человечеству». Таков сюжет изданного в 2013 году романа Дэна Брауна , автора «Кода да Винчи». На первый взгляд, в выходящей в российский прокат экранизации «Инферно » сюжет точно такой же. Но на деле сценарист Дэвид Кепп , режиссер Рон Ховард и другие создатели фильма радикально переосмыслили книгу Брауна. Что именно они с ней сделали? Об этом стоит порассуждать.

В отличие от некоторых своих коллег по триллерному бизнесу, Дэн Браун не сразу стал автором бестселлеров. Хотя он старательно раскручивал свои первые книги, продавались они слабо - по крайней мере, по американским меркам (в России их тиражи считались бы отличными). Большой успех пришел к Брауну лишь после выхода в 2003 году романа «Код да Винчи ». Продажи «Кода» были гигантскими, и автор в одночасье стал мультимиллионером.

Чем отличалась четвертая книга Брауна от трех предыдущих? Прежде всего тем, что она не только рассказывала занимательную историю, но и провоцировала бурные обсуждения, не связанные с литературой. «Код» доказывал, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи может быть частью древнего заговора, скрывающего от людей шокирующую правду об истоках христианства. Конечно, персонажи книги были вымышленными. Но их аргументы от этого не становились менее убедительными, поскольку они опирались на факты, существующие за пределами «Кода».

Дэн Браун и Рон Ховард на съемках фильма "Код да Винчи"

Другое дело, что, как большинство теорий заговора, теория «Кода» не выдерживала исторической и логической проверки. Но это не имело значения. Важно было лишь то, что она провоцировала бурные обсуждения и привлекала к книге колоссальное внимание. Вскоре начали выходить документальные исследования и фильмы, посвященные «откровениям» Брауна, и на время возникла целая мини-индустрия, зарабатывающая на интересе к связи Христа с да Винчи.

Свежеобретенная популярность Брауна сделала все его книги бестселлерами. Однако автор понимал, что для поддержания своих заработков он должен писать романы вроде «Кода», а не вроде предшествующих «Ангелов и демонов ». Он уже не мог просто развлекать. Он обязан был продолжать шокировать публику и включать в свои книги радикальные и провокационные идеи, порождающие жаркие дискуссии.

Этому принципу Браун последовал и в «Инферно». Четвертый роман о приключениях профессора символогии Роберта Лэнгдона не пытается вскрыть древний заговор, но он находит провокационную идею в современности. Ключевой персонаж книги, гениальный и состоятельный биотехнолог Бертранд Зобрист, считает, что мир превратится в ад «Божественной комедии» Данте, если человечество не остановит рост своей численности. А так как политики не внемлют его призывам, то Зобрист создает мощное биологическое оружие, которое должно насильственным путем исправить ситуацию. Указания на местонахождение бомбы Зобриста зашифрованы с помощью отсылок к эпохе Данте, и именно поэтому профессор Лэнгдон, никак не связанный с биооружием, оказывается в самой гуще событий. От него ждут, что он найдет бомбу до того, как она будет активирована.


В чем здесь шокирующая провокация? В том, что Браун, как и в «Коде да Винчи», вкладывает в уста вымышленных героев реальные научные и псевдонаучные выкладки. Зобрист и его единомышленники доказывают, что человечество обречено, если продолжит расти с той же стремительной скоростью, с которой оно росло в XX веке и с какой оно растет сейчас. Шутка ли - в 1927 году нас было два миллиарда, а в 2012 году нас стало семь миллиардов! В одном только Китае сейчас живет больше людей, чем жило на всей планете в начале XIX века. Уже сейчас перенаселение создает проблемы в некоторых регионах, а в будущем эти проблемы станут повсеместными, и земля может погрузиться в кровавый и голодный хаос.

Так это или не так, не суть важно. Важно, что Браун и в книге, и в интервью настаивает, что перенаселение не за горами и что на эту проблему нужно обратить внимание. Существенно, что если в начале романа Зобрист кажется безумным психопатом, то к концу «Инферно» некоторые персонажи нехотя соглашаются с его доводами. При этом бомба Зобриста оказывается не бубонной чумой XXI века, а генетическим вирусом, который заражает женщин, случайно активируется и с определенной вероятностью вызывает бесплодие. Таким образом, никто не умирает, но детей рождается меньше прежнего, и численность человечества стабилизируется.

Разумеется, это все равно страшное насилие над людьми и большое горе для многих семей. Особенно в культурах, где продолжение рода считается главной задачей человека. Но такая бомба - это не «ужас, ужас, ужас», а нечто, что может быть провокационной отправной точкой для серьезного обсуждения будущего.

Фото со съемочной площадки фильма "Инферно"


Что с этим сделала голливудская экранизация? Одновременно все и почти ничего. С одной стороны, существенные сюжетные отличия между книгой и фильмом начинаются лишь в самом конце постановки, и в основном они связаны с естественным для Голливуда желанием сделать финал динамичнее и напряженнее. С другой стороны, бомба Зобриста в фильме все-таки оказывается генетически модифицированной чумой, которая в течение нескольких месяцев должна сократить население земли вдвое.

Чувствуете разницу? Бомба Зобриста в книге провоцирует дискуссию, а бомба Зобриста в фильме вызывает мгновенное отторжение без размышлений. Реальная история, экранные триллеры и очевидные моральные выкладки приучили нас к тому, что массовое уничтожение невинных людей не может быть оправдано. Какие бы аргументы ни выдвигали палачи, их надо не слушать, а бить наотмашь, чтобы затем судить по всей строгости закона. Естественно, не может быть и речи о том, чтобы кто-то из положительных персонажей перешел на сторону Зобриста или согласился с его доводами. Злодеи фильма показаны либо как фанатичные террористы, либо как корыстолюбивые и беспринципные подонки.

Почему «Инферно» изменилось по пути на экран? Очевидно, насильственное сокращение рождаемости - куда более скользкая тема, чем личная жизнь Иисуса Христа, и создатели экранизации не решились ее пропагандировать в фильме, который будут показывать по всему миру. Кроме того, в Голливуде не терпят никакого насилия над личностью и почти всегда становятся на сторону личности, а не насильника. Каким бы «общим благом» он ни руководствовался. Так что экранизаторы сочли за лучшее упростить «Инферно» и свести его сюжет к обычной триллерной истории о поисках страшной «бяки». Правда, некоторые аргументы Зобриста в фильме излагаются, но картина ясно дает понять, что согласиться с ними может лишь безумец.

Плохо это или хорошо? С одной стороны, как и в «Коде да Винчи», аргументы Брауна в пользу отстаиваемой идеи не отличаются доскональной научностью, и фильм немного потерял от того, что не уделил этим аргументам так много внимания и уважения, как в книге. С другой стороны, жалко, что и без того не особенно глубокая и сложная книга на экране упростилась до полной тупости и банальности. Все-таки кино об интеллектуале (а профессор Лэнгдон, в отличие от Индианы Джонса, может только думать или не думать) должно быть хоть чуточку интеллектуальным.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

В третьей экранизации романа Дэна Брауна криптолог Роберт Лэнгдон снова разгадывает тайны, окутанные мраком, при помощи смекалки и знания истории. На кону в этот раз - спасение человечества. «360» разобрался, какие факты в книге соответствуют действительности, а какие – авторский вымысел.

В предыдущих сериях…

Заговоры, исторические загадки и мистификации - хлеб профессора Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс), главного героя серии романов, специалиста в области религиозной иконологии и символов. В «Коде да Винчи» к Лэнгдону обращаются за помощью в расследовании загадочных убийств, которые приводят его к тайне Второго пришествия. Во второй части он должен помешать ордену иллюминатов разнести в пух и прах Ватикан. Наконец, в «Инферно» уровень сложности и опасности миссии возрастает в несколько раз - профессору предстоит не допустить новый конец света.

Лэнгдон приходит в себя в больнице, пытаясь вспомнить, что с ним произошло. Доктор Сиена Брукс (Фелисити Джонс) помогает ему пролить свет на события последних дней. Вскоре они выходят на след сумасшедшего генетика Бертрана Зобриста (Бен Фостер), который хочет сократить население Земли на треть при помощи собственноручно выведенного вируса. Фильм «Инферно» обещает быть до жути захватывающим, крайне реалистичным и, как водится, страшно псевдонаучным.

Возможно ли создать стерилизующий вирус?

Миф: Зобрист изобретает вирус, вызывающий бесплодие у трети населения планеты. По книге, изменения происходят в генетическом коде инфицированного человека.

Факт: Существует множество инфекционных заболеваний, провоцирующих бесплодие. Половые заболевания вроде триппера способствуют нарушениям работы семявыносящего протока и маточной трубы. Однако ни одна из болезней не проходит бесследно, как это описано в «Инферно», к тому же вымышленный стерилизующий вирус навсегда закрепляет бесплодие в генах зараженного человека.

На самом деле это невозможно по той причине, что человек не обладает специальным геном плодородия - в теле мужчины и женщины за эту функцию отвечают разные гены. Все бы ничего, но Зобрист усложнил себе задачу: он хочет стерилизовать не все человечество, а только его треть. Соответственно, чтобы пострадала только часть всех людей, необходимо заразить всех, сделав вирус крайне избирательным. По крайней мере, в масштабах современной медицины это представляется невозможным.

Как быстро распространяется вирус?

Миф: Антагонист помещает очаг распространения болезни в подземный дворец в Стамбуле, который ежедневно посещают тысячи туристов. Спустя неделю исследователь в Атланте (США) обнаруживает вирус у себя в крови.

Факт: Разразившаяся по всему миру в 2014 году лихорадка Эбола заставила ученого Гленна Лойера задаться вопросом: какова скорость распространения смертельного заболевания? В разработанной им модели вирус расходится при максимально удобных для себя обстоятельствах: полный зараженными людьми самолет прибывает в аэропорт, откуда люди летят во все концы земного шара. Выходит, что идеальным очагом была бы воздушная гавань с большим количеством международных направлений, как, например, аэропорт Нарита в Токио. Тогда болезнь смогла бы «облететь» мир за несколько дней.

Однако это не представляется вероятным, поскольку болезнь должна быть чрезвычайно заразна и передаваться при любом контакте, что среди известных примеров массовых заболеваний пока не зафиксировано. По расчетам Лойера, даже если 40% людей в аэропорту Нарита будут заражены, болезнь распространится в основных крупных городах мира за 22 дня. За это время у многих должны появиться первые симптомы, что однозначно вызовет подозрение и своевременный карантин.

Может ли конец света произойти из-за перенаселения?

Миф: Основная причина, по которой Зобрист пытается «спасти мир» - грядущая перенаселенность. По примерным прогнозам ООН, в 2050 году на планете будет проживать около 9,5 миллиардов людей вместо современных 7,5.

Факт: Этот сценарий апокалипсиса предсказывается многими теоретиками уже на протяжении более чем 200 лет. Человечество не сможет обеспечивать себя необходимым количеством ресурсов, расточит природную богатства и спровоцирует непоправимую экологическую катастрофу.

В 1798 году англичанин Томас Роберт Мальтус наблюдал в британских колониях несдерживаемый рост населения и утверждал, что это когда-нибудь приведет к критическому уровню голода и бедности. Противоположную точку зрения высказывают оптимисты и сторонники прогресса. Более вероятно, что еще прежде, чем нам станет слишком тесно, мы изобретем новый способ обеспечения большего количества людей меньшими средствами, как это произошло в «зеленую революцию» 1970-х с появлением новых способов удобрения и выращивания.

Сейчас повсеместно ведутся работы над поисками альтернативных источников энергии. К тому же, если прирост населения планеты в 1960-х составлял 2,2%, то сегодня он едва переваливает за один процент. Делайте выводы.

Что Данте Алигьери знал о конце света?

Миф: В «Божественной комедии» и посвященных ей картинах Роберт Лэнгдон находит подсказки, которые приводят его к замыслу Зобриста. Сам Данте предстает в романе Дэна Брауна пророком, зашифровавшим в своем произведении тайну о закате человеческой цивилизации.

Факт: Сюжет «Божественной комедии» известен всем - герой спускается в ад, проходит через чистилище и оказывается в раю со своей возлюбленной. Успех произведения в Европе XIV века эксперты объясняют новаторской формой стиха, которым Данте описал человеческое страдание, покаяние и блаженство. Литературоведы не соглашаются с конспирологической интерпретацией «Ада», которую предлагает Дэн Браун. По мнению Стивена Боттерилла, профессора Калифорнийского университета и автора книги «Правда об “Инферно” Дэна Брауна», «произведение не столь таинственно и мрачно», как его рисует фантаст.

Браун пренебрег тем фактом, что «Ад» - только первая часть трилогии, которая заканчивается гармонией и блаженством героя. По мнению Боттерилла, целью итальянского поэта было вовсе не напугать читателя картинами грядущего, а заставить его задуматься над настоящим. Никаких предсказаний конца света в «Божественной комедии» нет.