Как раскрывается экологическая тема в рассказе кукла. Урок - рассуждение.Нравственные проблемы в рассказе Е

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:

    выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

    показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

    формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

    воспитывать у обучающихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

Ноутбук, проектор;

Презентация. Аудиозапись

ХОД УРОКА.

I стадия «Вызов»

Сегодня мы начнем наш урок со стихотворения, давайте внимательно послушаем его. (Кашутина Алена) (1 слайд)

(Чтение стихотворений в сопровождении фонозаписи «Русские колокола»)

1 мин.

Константин Случевский

«Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Ребята, о чем мы будем говорить на уроке? небрежном отношении людей к окружающим, о бездушии, о жестокости)

- А какие звуки вы услышали во время чтения стихотворения? (тревожная, набат)

(2 слайд)

(НАБАТ - удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

2) о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь).

А вот о каком призыве звучит колокол сегодня, мы ответим с вами в конце урока.

II стадия «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». (3 слайд)

Какие цели поставим перед собой?

2 мин.

(попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения)

И начнём с сообщения о жизни писателя.

(Выступление подготовленного ученика)

5 минут

II . Рассказ о писателе (сообщение подготовленного ученика)







III . Аналитическая работа по тексту.

Ребята, понравилось ли вам произведение Евгения Ивановича Носова «Кукла»? Какие чувства и эмоции вызвало?

Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено, прежде всего, тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых люде.

Ребята, на доске вы видите слова, которые вы встретили в тексте, смысл этих слов не совсем понятен. Послушаем Плотникову Елену.

(4 слайд)

2 мин.

Ыгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

1 мин.

И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.
(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом» ).

Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла».

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описание пейзажа. («Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 2 группы.

К

5 мин

ласс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

(Обучающиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.)

Карточка для 2 группы

(Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

О чем заставляет задуматься нас автор, сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? (Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое ее состояние).

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.)

V . Работа по тексту рассказа.

Давайте попробуем составить словесный портрет Акимыча. Каким вы его себе представляете.

(ответы детей)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно»)

Как вы думаете, что значат слова автора «ранен бескровно?

(То есть он был контужен. Это общее поражение организма взрывной волной. Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи, до сложнейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно, в моменты сильнейших переживаний стресса он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент встречает автор героя)

Найдите описание Акимыча в момент их встречи.

(С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило»)

Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает красоты природы вокруг? Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?

(«Шел молча и споро…», «сдавленно обронил»).

Прочитайте описание куклы.

Какое чувство вызвал у вас этот эпизод?

А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то, как вы относитесь к этому?

Носов описывает куклу как человека, докажите это примерами из текста.

(подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком «миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо.

Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной.

Именно об этом стихотворение В.Тушновой «Кукла». Я попросила Даниила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Послушаем.

(чтение стихотворения)

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого.

Что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. («А люди идут мимо… и заговорит он теперь не скоро»).

Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте .

(Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение. (слайд 5,6)

(слайд 7 Объяснение)

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его.

(«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…» Как вы понимаете эти слова?

(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

(слайд 8)

Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу.

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

(Жестокость, безответственность)

А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).

Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению. В подтверждение этих слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

(звук колокола)

Ответьте на вопрос: к чему призывает нас тревожный звук колокола?

(не быть равнодушными, быть добрее, бережнее относиться к природе)

У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол , принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами . Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

III . Рефлексия:

Закончите предложение.

Я понял(а), что…

Подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Домашнее задание:

написать письмо людям от имени куклы

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

План ответа группы:

Предложенная нам для анализа пейзажная зарисовка наполнена _________ __________________________________________________________________._______, _________ краски вызывают чувство ____________, ____________, пробуждают воспоминания __________, и лишь __________________________________________________________________напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.

__________________________________________________________________ довершают ___________ картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

План ответа группы:

Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски _____________, ___________, ______________. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: _______________ ___________________________________________________ ___________ и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – усиливают _____________, _________________ представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В.Тушнова «Кукла».

Много нынче в памяти потухло,

А живет безделица, пустяк:

Девочкой потерянная кукла

На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

Низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

И рвалась из материнских рук,-

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь,

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

И разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

Дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

Это не игрушка, не пустяк,-

Это, может быть, обломок детства

На железных скрещенных путях

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ. (4 слайд)

Родился 1 января 1925г в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.

ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО»

Кафедра филологии

Урок по рассказу

Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Залогина Оксана Валерьевна

2010

Цель и задачи урока:

Знакомство учащихся с творчеством Е. И. Носова;

Углубление навыков анализа текста;

Развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Дидактическое оснащение урока : выставка книг Е.И. Носова, портрет. Презентация.

Ход урока.

I Организация начала урока.

II Работа по теме урока

1)

Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ Е.И Носова «Кукла», но прежде чем мы приступим к анализу этого произведения, давайте познакомимся с биографией автора этого произведения.

См. Презентация

2) Беседа после просмотра презентации.

Расскажите, что нового вы узнали из жизни Евгения Носова.

Сколько примерно лет было Е.И. Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?

Где и кем работал писатель?

Какова главная тема его творчества?

3) Словарная работа

Внапашку - внакидку

Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться - злобно и оскорбительно издеваться.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист - просторечные названия сорняков

Избыть - избавиться от чего - либо

Картуз - мужской головной убор с жёстким козырьком.

Кирзачи - сапоги из кирзы (заменителя кожи, пропитанные специальным составом, предохраняющим от влаги)

Святотатство - поругание, оскорбление чего - либо святого.

Сижи - места рыбалки, насиженные места.

Споро - быстро, проворно.

4) Беседа по прочитанному произведению

Какое значение имеет начало рассказа? (писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, истории)

Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? С какой целью автор обращается к теме войны? (Война отзывается эхом и в мирной жизни. И у рассказчика и у Акимыча во многом сходная судьба.)

5) Сообщение учащегося

У писателя было особое отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен.

А что можно сказать о современных людях, прочитав рассказ «Кукла» ? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)

Только ли к природе равнодушен человек в рассказе? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)

Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)

Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)

Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.

Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

6) Сообщение учащегося

Значение куклы в древности.

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.

Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

III Закрепление

Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей.)

Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?

Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)

Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

IV Итог урока

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?

(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)

Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

V Домашнее задание

    Сделать иллюстрацию к любому рассказу Е.И. Носова.

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

Вот в этом рассказе перед нами предстает обыкновенный служивый человек Акимыч. Он идет по дороге и его внимание привлекает сломанная кукла в грязи. Показывая нам ее, автор рассказа заставляет нас задуматься о самом чисто и откровенном в жизни, что кукла здесь не просто игрушка, с которой играют, а потом кладут в долгий ящик для другого поколения, а является олицетворением человека. Кукла не просто сломанная, она изуродованная сигаретами, с выдавленными глазами, без ног, головы и частично волос.

Акимыч увидев ее и подняв, решается похоронить ее в земле как человека. Ведь для него кукла подобно живому существу, он воспринимает ее не как вещь, а как что-то живое и родное. Акимыч в рассказе кажется нам человеком, тяжело воспринимающий людские горести, а ведь он прошел войну, видел кровь, убийства и слёзы. Он видел мучения и издевательства надо людьми, и ему не понятно как и кому надо издеваться над столь дорогой некоторым людям вещью. Его сентиментальность и жалость к этой кукле заставляет задуматься не только об отношению к дорогим вещам, но так, же к людям, к животным и окружающей нас природе.

Проблема увядания природных ресурсов так же представлена в этом рассказе. Из-за халатности людей она погибает и исчезает. Высыхают реки, вырубают деревья, убивают животных. Жестокость здесь показана не только к людям, но и к родной природе и очень остра.

Прочитав рассказ, ты понимаешь, насколько рассказ груб и немилосерден, и понимаешь как же жесток этот мир. Насколько все быстротечно и не обратимо. О том как любые родные места погибают и никому об этом дела нет.

Ты начинаешь задумываться о правильности своих действий. Ведь только нам решать жить ли по совести или нет, творить добрые дела или портить окружающий нас мир.

Человек, который прошел войну, становится более человечным по отношению ко всему: к людям, животным, даже куклам. Кукла - не живое создание, у нее нет ни души, ни сердца. И уж конечно же, взрослый человек это понимает, но его душа настолько изранена войной, что он с чуткостью относится ко всему. Он повидал ужас и кошмар войны собственными глазами. Он не понимает, как люди могут быть настолько жестокими. И, конечно же, издеваются над куклой молодые люди, которые в будующем будут строить свои семьи, заводить детей. И также, наверное, они будут приобретать для своих детей кукол, но не смогут научить своих детей правильно с ними обращаться.

Литература 7 класс.

Тема: Е.И. Носов «Кукла».

Тип урока: интегрированный: литература, история, экология, музыка.

Цели: 1. Анализ рассказа.

2.Углубление сведений об охране природы, о войне.

3.Нравственное и патриотическое воспитание.

Оформление и наглядность:

1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир...»

2. Е.И. Носов (портрет).

3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»

4. Цитатный план рассказа на доске:

I. Вот, говорят, раньше реки были глубже...»

1.«Зачем же далеко в историю забираться?»

2.Перевозчик Акимыч

3.«Образовался у меня перерыв»

4.«Поехал и не узнал реки»

5.«Не трави душу»

II.«...мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии...»

1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»

2.«Уже не помер ли?»

3.«Здорово, друг, сердечный.»

4.«Заклинило»

5.«Вот, гляди...»

6.«Это чья же работа?»

7.«Может, со мной с войны такое?»

III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»

1. «Чему же ты научишь?»

2. «Опустил в сырую глубину ямы...»

3. «Все не закопать...»

Ход урока:

I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».

Слово учителя:

Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся в прочитанном, ответим на вопросы:

Б). Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.

II. Беседа по вопросам:

1. Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.
вопрос: кукла - герой рассказа?

2. Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор - одно и то же лицо?

3. Чем он озадачен, что его волнует?

4. Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после
перерыва?

5. Изменилась ли природа и в какую сторону?

6. Повинен ли человек в этом? Докажите.

Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают

цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)

III. Экологическое воспитание

1) А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какое
воздействие она оказывает на человека?

2) Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?



поле боя).

IV.Анализ II части рассказа.

Беседа по вопросам:

1) Что мы узнаём он Акимыче?

2) Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3) Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4) Кого он показал рассказчику?

5) Почему его снова заклинило?

6) Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7) Какая связь между войной и этим происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.

Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?

Ответы и рассуждения ребят.

V1. Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.

Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»

Беседа:

1. О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,

Нравственной.)

2. Находится ли на такой высоте человек, который глумился и
надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?

3. Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей, всех, кто притерпелся к худу)

4. Как Акимыч поступил с куклой?

Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)

5. Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».

6. Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом «Кукла».
Как вы думаете, какое название лучше, почему?

Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?

Прослушать ответы на эти вопросы.

V1I. Заключение:

1. Вот и разобрались мы в прочитанном.

а). Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?
(Экологические, патриотические, нравственные)

б). А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)
Оценки за урок.

VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение

«В чем я вижу истинную красоту человека»


Рассказ Носова “Кукла” заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. “В грязном придорожном кювете валялась кукла… Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой”.

Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?

Как он сам говорит своему собеседнику, кукла – это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног.

В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: “Всего не закопать…”

Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.

И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.

Также в рассказе “Кукла” затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: “Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта”… Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.

В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить – добрые или злые. И кукла, и погибающая природа – все это на совести человека.

(3 оценок, среднее: 2.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Тема войны не обошла русскую литературу. Немело рассказов, романов, стихотворений посвящено этому жестокому времени и послевоенному периоду. Один из таких...
  2. У меня есть собака по кличке Кукла. Это маленький пушистый пекинес. Кличку мы ей дали такую потому, что она и...