Музыкальные произведения вызывающие радость примеры. Использование музыки для вызова эмоций

Задание 48. Как ты понимаешь выражение «смех лечит»? Расскажи, были ли у тебя такие случаи.

Ответ. Смех, по данным научных исследований, впервые возник более 10 млн. лет назад, да и то не у людей, а у человекообразных обезьян. Но когда мы смеёмся, то вряд ли задумываемся о том, как бы выражали сейчас свою радость и удовольствие, не появись на свет однажды смех. Ведь умение улыбаться и, тем более, смеяться, дается нам от природы в наследство, причем даром. Сказав хорошую шутку, сразу же морально удовлетворяемся реакцией человека: чем шире улыбка и продолжительней смех, тем нам приятнее. А значит, приятней организму.

Так что же там, в организме происходит, когда мы смеемся? Происходит вот что: при смехе от мышц лица в организм идут «полезные» импульсы. Они не только благотворно влияют на нашу нервную систему, но и снимают напряжение. Даже ненастоящая, наигранная улыбка приносит человеку небольшое облегчение, что уже говорить об искренней? Весельчаки и смехолюбы гораздо реже страдают заболеваниями сердца, чем суровые нелюдимы. Все потому, что при смехе укрепляется сердечные клетки. Но, разумеется, мера нужна во всем.

Еще одна важная деталь: между интеллектом и юмором существует некоторая связь, хоть и косвенная - чем выше IQ, тем человек лучше понимает шутки и шутит сам.

Гормон радости, обладает удивительным свойством разглаживать морщины на лице. А еще - сглаживать острые углы. Ну и самое главное - разрешать любые конфликты, ведь юмор - самое грозное наше мирное «оружие».

Задание 49. Подготовьте сценки без слов на следующие темы: «Радость», «Огорчение», «Стыд».

Радость - при встрече друзей.

Огорчение - на тетрадь вылился стакан воды.

Стыд - мальчик нарисовал что-то в учебнике соседа по парте.

Задание 50. Расскажи: Что тебя огорчает? Когда ты радуешься? Какой день ты считаешь удачным? Когда человеку бывает стыдно? Когда он счастлив? Что означает выражение «болит душа»?

Меня огорчает, что ежедневно горят леса, в реки и озера сбрасываются отходы, у животных отнимают места их обитания.

Я радуюсь, когда получаю хорошие оценки, выигрываю в спортивных соревнованиях, когда приходят дедушка и бабушка.

Я считаю удачным тот день, когда в нашей семье всем хорошо.

Человеку бывает стыдно за свои поступки, которые кому-то приносят переживания и страдания.

Он счастлив, когда все ученики его класса на 4 и 5 сдали экзамены.

Душа болит - человек переживает по какому либо поводу. Переживает из за кого то или чего то. Это когда тебе сделали очень больно. Человек переживает по какому либо поводу. что то мешает тебе нормально жить, и не беспокоиться о чём-то или ком-то.

Задание 51. Приведите примеры музыкальных произведений, которые вызывают разные эмоции: радость, грусть, спокойствие.

Ответ. Спокойствие - "Лунная соната" - Бетховен, Гершвин "Голубая рапсодия" ("Рапсодия в блюзовых тонах"),

Радость -"Полёт шмеля" - Николай Римский, Моцарт "Лакримоза",

Грусть - " Сен-санс "Лебедь".

План рассказа эмоции человека:

1. Что такое эмоции

2. Виды эмоций

3. Влияние эмоций на здоровье человека

4. Как управлять эмоциями

Задание 52. Подчерки слова, обозначающие отрицательные эмоции человека.

Ответ. Тревога, огорчение, злость, ужас, отчаяние, досада, обида, страх.

Задание 53. Придумайте ситуации на любую из тем: «Мы порадовались…»; «Мы удивились…», «Мы обиделись…».

Ответ. Сегодня мы порадовались, когда узнали, что наша школа заняла первое место по итогам конкурса

Мы удивились, когда узнали, вода тоже может вызвать огонь.

Мы обиделись, когда нам сказали, что мы недостаточно хорошо работали на субботнике.

Задание 54. Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным.

Ненависть – любовь;

Отчаяние – восторг;

Скорбь – ликование;

Печаль – радость;

Разочарование – воодушевление.

Задание 55. Напиши, какие чувства испытывают герои сказок А.С. Пушкина. Объясни, какие слова в тексте помогают нам понять это.

1. Царь грустит, переживает, впадает в отчаяние. Помогает понять – слово «тужит».

2. Радость, восторг, ликование. Помогает понять слово «зарыдали».

3. Отчаяние, печаль. Помогает понять слово «съедает».

4. Неприязнь. Помогает понять слова «злится, завидуют».

Вопрос. Как выполнено задание 10? Отметь только одно высказывание.

Быстро, правильно, самостоятельно. (+)

Задание 56. Раскрась круги – передай эмоциональное состояние человека:

1) Плачет;

2) Пугается;

3) Болеет;

4) Получил пятерку;

5) Победил с соревновании;

6) Встретил друга;

7) Подрался;

8) Разбил чашку.

Вопрос. Запиши, что огорчит, а что порадует твоих родителей.

Ответ. Огорчит: получил двойку, подрался, сказал неправду.

Порадует: получил пятерку, победил в соревнованиях, сделал дома уборку.

Поработаем над проектом

Темы проектов

2. Чувства человека в произведениях живописи.

3. Эмоции животных в рисунках и фотографиях.

1. Может ли человек жить без чувств? Данный вопрос рано или поздно возникает у каждого человека. Стоит ли подменять эмоции разумом? В мире можно найти тысячи людей, которые считают, что жить стоит, включая здравый смысл, ведь так спокойней и стабильней. Другие, наоборот, не представляют своей жизни без постоянных ярких всплесков эмоций. Как всегда, истина находится где-то посередине. Давайте выясним, как же попытаться уравновесить эти две противоположности: рациональность и эмоциональность? Каждому человеку свойственно чего-то опасаться и в чем-то сомневаться. Холодный рассудок часто «выручает» нас: ограждает от трагедий, помогает осмыслить сложные ситуации и прийти к определенному выводу. Жизнь без чувств уберегает нас от разочарований, но и не позволяет искреннее радоваться. Может ли человек жить без чувств? Однозначно - не может. На то мы и люди, чтобы проявлять эмоции.

Может ли человек жить без чувств? Мы - не роботы, каждый из нас постоянно испытывает разнообразные эмоции. Разум на то и дан людям, чтобы они умели проявлять эмоции. Злость, радость, любовь, страх, печаль – кому не знакомы все эти чувства? Характеристика чувств человека очень широкая и многогранная. Просто люди проявляют их по-разному. Кто-то сразу же выплескивает всю свою радость или злость на окружающих, а кто-то прячет свои эмоции очень глубоко. Мы стали боятся проявлять свои чувства даже к самым близким людям. Очень часто в погоне за благополучной жизнью мы забываем о своем эмоциональном состоянии. Многие действительно пытаются спрятать свои чувства как можно дальше. В современном обществе считается, что умение проявлять эмоции – признак слабости. Человек, который испытывает чувства, всегда будет более уязвим, чем человек, у которого все построено на расчете. Но в тоже время эмоциональный человек может быть более счастливым, чем рационалист.

2. Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка» Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3.И. Айвазовский, «Девятый вал» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

3. Мы привыкли, что когда речь заходит об эмоциях, начиная от глубокой печали и до бескрайней радости, в виду имеют человека. Казалось бы, какое еще существо может так здорово отразить свои чувства внешне. Что ж, такой способностью действительно обладают не только люди – животные тоже ею наделены. Это кажется нереальным, но вы только посмотрите на самые разные выражения их «лиц».

Эмоции животных включают и удивление, и грусть, и радость, и переживание, и скромность, и вообще полный набор, такой похожий на наш с вами. Есть даже особенное отличие в пользу братьев наших меньших – их мордашки выглядят такими милыми, когда пытаются что-то изобразить.

Образы радости в музыке

  1. Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
  2. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов.
  3. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
  2. Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

В аттическую форму заключён
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жён
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживёшь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
«В прекрасном - правда, в правде - красота.
Вот знания земного смысл и суть…»

Дж. Китс (английский поэт)

Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.

Словно невидимыми токами пронизано бытие нашими чувствами, сокровенными, скрытыми от постороннего наблюдения, порой тщательно оберегаемыми. Но как же бывает иногда необходимо выбраться из самого себя, ощутить свою сопричастность с миром других людей, почувствовать себя частью этого мира!

Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,-

писала Анна Ахматова в стихотворении «Музыка».

И действительно, музыка, пробуждающая и понимающая нас, помогает хотя бы ненадолго преодолеть эти оковы одиночества, в которых мы пребываем наедине со своими восприятиями, волнениями и надеждами. В ней узнаём мы свои затаённые мысли, сны, фантазии, печали и радости, узнаём, что и другие люди во все времена думали и волновались о тех же вещах, что и мы.

Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или абстрактной «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!

Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то мы найдём здесь разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки - есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьёзного человека. «Ноги сами в пляс пустились» - это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания. Не случайно композиторы всех времён так охотно включали в свои произведения весёлые народные песни и пляски, не только оживляющие звучание их собственной музыки, но и создающие эффект подлинного, живого, достоверного веселья.

Самым известным симфоническим произведением Михаила Ивановича Глинки является его гениальная «Камаринская» - фантазия на две русские темы. Это сочинение стало новым словом в русской музыке. В ней композитор использовал песню для создания произведения, рисующего разные стороны народной жизни и народного характера. Но это не просто картинка русского деревенского быта. Здесь раскрыто богатство творческой фантазии народа.

«Камаринская» - это вариации на темы двух русских народных песен (эта форма называется двойными вариациями). Первая песня - напевная, задумчивая свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая - весёлая оживлённая плясовая «Камаринская».

Интересно использует здесь Глинка инструменты симфонического оркестра. Особенно струнные, которые звучат то как голоса невидимого хора, то лёгким пиццикато подражают балалайке. А духовые деревянные звучат как наигрыши свирели.

Родион Щедрин в «Озорных частушках» использовал подлинные мелодии частушек, записанных в разных уголках России - на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по очереди, очень подходит форма концерта-соревнования, где поочерёдно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор.

Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) - фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами, или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Искусство Садко-гусляра неотразимо воздействует даже на силы природы, которые он укрощает, подчиняет своей воле. Причём сам он поёт и играет на гуслях так, как искони века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка - яркая, красочная, очень близкая к народной. А иногда и подлинно народная…

Вопросы и задания:

  1. Что представляет собой «Камаринская» М. Глинки?
  2. Какие приёмы развития, идущие от народной музыки, использовал в «Камаринской» композитор?
  3. В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки, не востребованному серьёзными композиторами?
  4. В чём оригинальность этого произведения? Какие особенности симфонического письма вы можете отметить?
  5. Почему о музыке часто говорят, что это «язык человеческих чувств»?
  6. Помните ли вы случай, когда музыка оказывала на вас влияние помимо вашей воли? Какая это была музыка? Расскажите об этом.

Содержание которого раскрывает некую заложенную в него композитором словесную программу, очень часто поэтическую, - вот что такое программная музыка. Это явление придаёт ей специфические черты, отличающие ее от непрограммной, которые отображают настроения, чувства, душевные переживания человека. Программа может быть отражением каких угодно явлений действительности.

Конкретика и синтез

По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.

Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.

Размежевание

Постепенно бытовой уклад человечества совершенствовался, искусство становилось изощрённее, и появилась тенденция к разъединению его основных родов и видов. Действительность обогащалась, и отображение этого уже достигалось во всём многообразии, хотя синкретическим искусство навсегда осталось в обрядовых, духовных, вокально-инструментальных, драматических аспектах. Совместные действия музыки и слова, однако, определяющие программность, тоже никогда от музыки далеко не уходили.

Это могут быть названия, которые предусматривает программная музыка. Примеры - в сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского где у каждой пьесы есть не только "говорящее", но и "рассказывающее" название: "Утренняя молитва", "Нянина сказка", "Болезнь куклы" и все остальные маленькие произведения. Это его же сборник для детей постарше "Времена года", где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.

Музыка плюс литература

Программная музыка для детей особенно понятна, если у произведения есть и название, и сопроводительное слово, которое составляет сам композитор или писатель, вдохновивший его, как сделал Римский-Корсаков в симфонической сюите "Антар" по сказке Сенковского или Свиридов в музыке к повести

Тем не менее программа музыку лишь дополняет, не являясь точным разъяснением. Просто объект вдохновения один и тот же у писателя и композитора, а средства всё-таки разные.

Музыка минус литература

Если пьеса называется "Грустная песенка" (например, есть у Калинникова, Свиридова и многих других композиторов), это определяет только характер исполнения, но никак не конкретное содержание, тем и различны программная и непрограммная музыка. Конкретика - это "Собачка потерялась", "Клоуны", "Дедушкины часы" (которые потикают-потакают, а потом непременно будут бить). Такова практически вся программная музыка для детей, она глубже и быстрее понимается и лучше усваивается.

Музыкальный язык чаще всего сам конкретизирует программное содержание посредством своей изобразительности: звучание может имитировать пение птиц ("Жаровонок", "Кукушка"), нагнетание напряжённости, веселье народного гулянья, ярмарочные шумы ("Необычайное происшествие", "Масленица" и другие. Это так называемая звукопись, которая тоже проясняет, что такое программная музыка.

Определение

Любое снабжённое словесной характеристикой произведение обязательно содержит элементы программности, которая имеет множество видов. А что такое программная музыка, можно понять, даже слушая или разучивая этюды. Они сами по себе призваны развивать технические возможности музыканта в роли развёрнутых упражнений и могут не только программы не содержать, но и музыки как таковой, но всё равно зачастую носят в себе черты программности и даже бывают программны абсолютно. Но если в инструментальном произведении есть сюжет, и содержание последовательно раскрывается, это обязательно программная музыка. Примеры можно найти и в национальных народных, и в классических сочинениях.

"Три кита" и национальные черты в программе

Также помогают понять, что такое программная музыка, определённые черты прикладных ("Полюшко", например), марша во всём жанровом разнообразии ("Марш Черномора" и "Марш деревянных солдатиков"), а также танца - народного, классического, фантастического. Это, с лёгкой руки Д.Б. Кабалевского, в музыке - "три кита", определяющие жанровую принадлежность.

Характерные черты национальной музыки тоже обычно служат программности музыкального произведения, задавая общую концепцию, темп, ритм сочинения ("Танец с саблями" Хачатуряна, например, "Два еврея..." и "Гопак" Мусоргского).

Пейзажная и сюжетная программность

Отображение одного или ряда образов, которые на протяжении всего сочинения не претерпевают изменений, - тоже программная музыка. Примеры произведений можно найти повсеместно: "В полях" Глиэра, "По скалам и фьордам" Грига и так далее. Сюда же можно отнести картины праздников и битв, музыкальные изображения пейзажные и портретные.

Даже одни и те же литературные сюжеты композиторы воплощают в музыке по-разному: например, "Ромео и Джульетта" Шекспира у Чайковского вылилась в увертюру, где программность обобщённая, а у Берлиоза - последовательная. И то, и другое, разумеется, программная музыка. Название чаще всего может рассматриваться как сюжетная программа, например "Битва гуннов" Листа по одноимённой фреске Каульбаха или его же этюды "Хоровод гномов" и "Шум леса". Иногда произведения скульптуры, архитектуры, живописи помогают понять, что такое программная музыка, поскольку участвуют в выборе изобразительных средств для музыкальной картины.

Вывод

Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.

Поэтому многие композиторы от программности пытались отказываться (в том числе Малер, Чайковский, Штруаус и другие), но, несмотря на это, полностью непрограммной музыки ни у одного из них не получилось. Единство музыки и конкретики её содержания никогда не является нерасторжимым и абсолютным. И чем более обобщённо отражается содержание, тем лучше для слушателя. Что такое программная музыка - станет понятно по малейшим штрихам развития музыкальной мысли: имеющий уши, так сказать, услышит, несмотря на то что единое определение и даже одинаковое понимание этого явления в музыке в среде музыкальных теоретиков пока не появилось.

Влияние музыки на эмоциональную сферу человека

Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.

Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам. Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос - выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с достаточной полнотой не раскрыт.

Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано.

Из современных исследований следует отметить работы В.В. Медушевского, который указывает, что «принцип моделирования подразумевает наличие определенного соответствия между семантической структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями об эмоциях».

Эксперимент: Для выявления наиболее существенных параметров отражения эмоции в музыке группе пяти музыкантов-экспертов было предложено 40 музыкальных произведений с заданием разложить их по общности выражаемых в них эмоциональных состояний. Требовалось дифференцировать музыкальные произведения по параметрам «гнев», «радость», «печаль», «спокойствие». В результате эксперимента было отобрано 28 произведений, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. Предлагаемая модель категоризации эмоций на основе двух параметров (темпа и лада) подчиняется закону количественных изменений и переходу их в качественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль.

Как показывает практика педагогических наблюдений, приведенная категоризация эмоций на основе двух компонентов средств музыкальной выразительности достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Дальнейший анализ предложенной модели отражения эмоций в музыке показал, что в своих характеристиках она в некотором смысле изоморфна известной классификации темпераментов, предложенной Айзенком. Но вместо параметра «интроверсия-экстраверсия» в нашей модели берется темп - медленно-быстро, а вместо «стабильность-нестабильность» - параметр мажор - минор. В обеих моделях для характеристики как темперамента человека, так и настроения музыкального произведения оказывается достаточным располагать показателями двух переменных - темпа (либо психической активности, либо музыкального произведения) и качественной особенности эмоционального переживания, раскрываемого в одном случае в понятии «стабильность-нестабильность», а в другом - мажорного или минорного лада. Главное это то, что между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке - с другой, существуют определенные зависимости и связи,

Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики - более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.

В упоминаемой выше теории аффектов постулировалось положение о том, что слушателям более всего нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту. Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII-IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале - от -2 до +2 с градациями - «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.

Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия-нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента. Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравиться та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся. Однако нахождение более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащегося, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.

Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают :

    как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.

    как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;

    как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается :

    как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;

    как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;

    как способность эмоционального сопереживания музыке;

    как эмоциональный отклик на произведения искусства.

Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.

Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.

По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».

Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку ».

Что такое музыка?

Музыка — культурная практика и вид искусства, которая состоит из сочетания звуков и молчания различной длительности. Эти звуки и молчание по необходимости соблюдают ритм, который может меняться в зависимости от музыкального стиля. Благодаря своим произведениям, композиторы могут передавать аудитории различные послания и мысли. Это и превращает музыку в средство общения в полной мере.


Отличие музыкальных жанров

Чтобы отличать музыкальные жанры, необходимо учитывать несколько критериев.
Источник звука — наиважнейший критерий. В зависимости от инструментов, присутствующих в музыке, использования голоса или набора голосов и/или инструментов, может отличаться музыкальный жанр.

Место назначения музыки также помогает определить её музыкальный жанр. Например, церковные музыкальные произведения и военный марш отличаются в зависимости от места, в котором они сыграны.

Длительность песен — также важная специфическая характеристика. Национальный гимн не длится столько же времени, сколько длится классическое музыкальное произведение или музыка в опере.

Социальная роль музыки облегчает дифференциацию музыкальных жанров. Например, религиозные, похоронные, танцевальные музыкальные произведения, музыка для кино, компьютерных игр и т. д. имеют хорошо определённые социальные роли.

В зависимости от музыкального жанра и восприятия, слушатели испытывают абсолютно различные эмоции. Таким образом, мы собираемся посмотреть, как отличаются эти эмоции и как передаются с общей точки зрения.


Какие эмоции?

Эмоция — психологическая и физическая реакция на ситуацию, внутренний или внешний стимул. Как показал Рене Декарт, существуют различные типы эмоций. Согласно Декарту, имеется 6 первичных эмоций: восхищение, любовь, ненависть, грусть, желание и радость. Все другие существующие эмоции состоят из этих первичных эмоций или являются их некой изменённой формой. Между тем, интенсивность эмоций одного индивида может отличаться от интенсивности эмоций другого, потому что все люди не реагируют одинаково на одни и те же стимулы. Следовательно, мы рассмотрим несколько общих эмоций и моменты, в которые мы их испытываем.

Несколько эмоций

Радость — положительная эмоция. Обычно она означает удовлетворение ситуацией в данный момент, как например, радость употреблять своё любимое блюдо или когда удаётся преуспеть в чём-нибудь трудном. Физически люди испытывают радость, улыбаясь и/или смеясь. Радость обычно ассоциируется с надеждой и ликованием. Действительно, если мы достигаем цель, к которой идём уже годами, то мы счастливы и испытываем радость.

Грусть варьирует от лёгкого недомогания до глубокой депрессии, испытывая которую люди не имеют никаких желаний и кажутся утонувшими в своих эмоциях. Грусть связана с отчаянием, бессилием и меланхолией.

Восхищение — эмоция, испытываемая по отношению к тому, что является великим, красивым или актуализацией идеала. Мы восхищаемся кем-то, кого находим лучшим в определённой области или вообще.

Любовь — эмоция привязанности сентиментального и/или сексуального влечения между людьми. В более широком смысле, мы может также любить что-то абстрактное. Тогда мы пытаемся найти духовную, интеллектуальную, физическую или воображаемую близость с тем, что мы любим.

Ненависть — глубокая и жестокая неприязнь к кому-то или чему-то. Эта эмоция противоположна любви. Следовательно, мы не ищем никакой близости с человеком или предметом, к которым испытываем ненависть.

Желание — эмоция, которая подразумевает факт желать что-то. Мы всегда желаем получить то, чего у нас нет. Следовательно, когда мы получаем желаемое, мы заполняем эту нехватку.

Следовательно, интересно задать себе вопрос, каковы взаимоотношения между музыкой и эмоциями, и как музыкант передаёт точную эмоцию с помощью своего произведения.


Отношения между музыкой и эмоциями

Музыка всегда была одним их главных эмоциональных векторов. Как об этом сказал известный немецкий философ Эммануил Кант: «Музыка — язык эмоций».
Между тем, люди обладают различными характерами, чувствительны к различным вещам и по-разному реагируют на ситуации. Следовательно, и музыка пробуждает у каждого человека различные эмоции, воспоминания. То есть люди не одинаковы в отношении к музыке. Это объясняет, почему они не любят один и тот же музыкальный жанр, один и тот же тембр голоса, или почему одни предпочитают один инструмент быстрее, чем другой. Например, мужчина может любить музыкальное произведение, потому что танцевал под неё со своей женой первый раз. И наоборот, человек может ненавидеть и/или может быть охваченным грустью, потому что слышал эту музыку, когда узнал о смерти близкого. Эти эмоциональные ассоциации усиливают субъективную оценку индивидов и являются минимальной частицей нашего музыкального опыта.

Так и музыкальные произведения обладают сильной выразительной структурой, позволяющей предоставить эмоциональные состояния большому количеству индивидов. То, что позволяет получить силу значительной социальной сплоченности в различных культурах. Эта социальная сплоченность осуществляется, главным образом, во время юности. В течение этого периода музыка переводит эмоциональные состояния, переживаемые подростками. Также это легче обеспечивает группирование в соответствие с музыкальными предпочтениями, поэтому мы обнаруживаем группы рокеров, рэпперов, готов. Также это объясняет, почему в процессе знакомства подросток чаще всего спрашивает о музыкальных предпочтениях. Факт слушания определённого музыкального стиля позволяет подросткам принадлежать чему-то и иметь общие точки зрения с другими людьми. Эмоциональные ответы в музыке могут измениться по ходу жизни, но они останутся основным сосредоточием в подростковый период.

Музыка также отличается от других видов искусства, так как вопреки картине, например, где эмоции переданы видением, музыка передаёт эмоции только слухом. Следовательно, она требует наличие звуков, исключительных и оригинальных путей для того, чтобы каждое музыкальное произведение правильно передавало желаемые эмоции.

Кроме того, музыка — вид искусства и, как всякое искусство, индивиды могут ценить её добровольным образом. Следовательно, аудитория слушает музыку охотно, чтобы испытать удовольствие. Это удовольствие может принимать различные формы и зависит, главным образом, от того, что пережил слушающий, от его состояния во время слушания. Например, когда пара остаётся одна на ужине при свечах, она предпочтёт слушать скорее романтичные музыкальные произведения, чтобы усилить эмоции мгновения, чем тяжёлый металл с громкостью в 130 децибел.

Итак, можно прийти к выводу, что в музыке преобладают 4 большие категории эмоций музыки: радость, гнев (или страх), грусть и спокойствие. Интересен тот факт, что даже, если эмоции негативны, музыка, тем не менее, приятна для слушающего. Следовательно, интересно знать, как композиторы передают эмоции через их произведения.

Как передать точную эмоцию посредством музыки?

Как было сказано раньше, музыка обладает несколькими характеристиками, такими как: гаммы, ноты, тишина и многое другое. Следовательно, музыкант должен играть и изменять её характеристики по своему усмотрению, чтобы создать желаемое музыкальное произведение, а значит и эмоцию, которую он хочет передать.
Однако, существует несколько правил для соблюдения в зависимости от музыкального жанра, который музыкант хочет составить. Композитор должен тщательно выбирать, какие инструменты он хочет использовать и к кому он будет обращаться. Звучание каждого инструмента крайне значительно, чтобы получить общее соучастие с музыкой.

Также и темп может быстро определить жанр музыки. Медленный темп с мелодией пианино заставит почувствовать грусть или спокойствие. И наоборот, быстрый темп с соответствующими мелодиями будет сообщать некоторую радость. Луди счастливы слушать и хотят танцевать. Однако, только один темп не может передавать специфическую эмоцию. Следовательно, каждый инструмент является важным и может изменить всю музыку. Действительно, если темп остаётся быстрым, но имеется агрессивный контрабас, тяжёлая батарея с двойной педалью, эмоции будут совсем другие, как и танец. Здесь представлен довольно грубый пример, но также обстоят дела в зависимости от того, где поставлена нота. Эти маленькие ухищрения могут абсолютно изменить музыку.

Композитор может также использовать обычный слух большей части аудитории, чтобы усилить передачу эмоции. Например, звуки, напоминающие негативные события, передадут эмоции с отрицательной валентностью (гневом, страхом или грустью). И наоборот, звуки, напоминающие положительные события, передадут эмоции с положительной валентностью (радость, спокойствие).

Следовательно, довольно трудно в совершенстве манипулировать всеми звуками, чтобы передать желаемую эмоцию. Это требует большого опыта и, главным образом, слушания. Композитор должен вдохновиться всем тем, что его окружает, что существует музыкально для того, чтобы в итоге создать свою собственную музыку.