Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь

Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере. Она расположена на клочке суши длиной всего 120 метров. Здесь подвизались святые, жили предстоятели Русской Церкви и бывали государи.

Вологодский Афон

Широкая, почти бескрайняя водная гладь и постоянный шум волн, разбивающихся о камни. С незапамятных времен крошечный остров на Кубенском озере стал местом уединения и молитвы. В 1260 году, когда здесь нашел спасение от бури Белозерский князь Глеб Василькович, он встретил на берегу монахов-отшельников. В благодарность Богу князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи – так возник Спасо-Каменный монастырь, на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

Во времена великого князя Московского Дмитрия Донского игуменом обители стал пришелец из Царьграда (Константинополя) Дионисий Грек, постриженик горы Афонской. Он ввел здесь строгий афонский устав, а позднее стал епископом Ростовским. В его настоятельство на Спасе Каменном приняли постриг и некоторое время подвизались будущие основатели обителей Северной Фиваиды – преподобные Дионисий Глушицкий (прославившийся и как иконописец), Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.

Кельи на волнах

В разгар борьбы за великокняжеский престол на Спасе Каменном побывал Великий князь Василий Темный с семьей. По преданию, именно здесь он получил духовную поддержку и впоследствии одарил обитель землями. Его сын, вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой, в 1481 году построил на острове каменный двухэтажный пятиглавый собор в честь Преображения Господня – это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы. Жаловали монастырь и преемники Василия Темного Василий III и Иван Грозный – при них возвели каменный Успенский храм-колокольню, каменную трапезную и каменный храм Иоанна Предтечи.

В XVI веке братии стало так много, что деревянные кельи решили строить на сваях прямо в озере, вокруг острова. Паломнику еще с берега открывался сказочный вид на монастырь – он парил над волнами, словно огромный корабль с деревянными бортами из сплошного ряда бревенчатых изб, а вместо парусов – три белоснежных храма.

Князь-чудотворец

Главным небесным покровителем монастыря считают преподобного Иоасафа Каменского. Он был сыном удельного князя Заозерского Дмитрия Васильевича Меньшого, потомка князей Ярославских. Политической борьбе и междоусобным распрям он с юности предпочел монашеский путь в Спасо-Каменном монастыре. По преданию, постригал его игумен Кассиан, позднее причисленный к лику местночтимых святых. На острове Иоасаф прожил всего пять лет, успев заслужить любовь всей братии, и скончался совсем молодым, «преуспев в труде иноческом». Это было в сентябре 1453 года, день памяти святого – 23 сентября по новому стилю. Его мощи оставались нетленными, прославились многими чудесами и стали главной святыней монастыря. Позднее они пострадали от страшного пожара. В советские годы, когда монастырь закрыли, мощи спасли прихожане, и сейчас они находятся в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. Церковью прославлены и родители преподобного – святой благоверный князь Димитрий Заозерский и святая благоверная княгиня Мария Заозерская.

В 1876 году на Спасе Каменном открыли первую и единственную в губернии спасательную станцию. В наши дни жизнь местным рыбакам не раз спасали хранитель острова Александр Плигин и его сыновья Иван и Алексей.

На святой земле Спаса-Каменного под спудом находятся мощи местночтимых святых Петра чудотворца и Василия юродивого (Блаженного) Спасокаменского. Здесь похоронены и два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

Секретная служба

Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVII веке. На острове жили тогда около сотни человек, из них только треть монашествующих, а остальные – слуги и рабочие. Обители принадлежало около ста сел и деревень в окрестностях, два подворья в Вологде и соляные варницы в Тотьме.

В 1812 году на острове спасались от наполеоновского
нашествия монахи нескольких московских монастырей

Спас-Каменный, как и другие северные монастыри, нес и особую «службу» – был местом заточения опальных церковных деятелей. На острове был в ссылке один из лидеров старообрядцев Иван Неронов, вице-президет Синода Георгий Дашков. Позднее, уже в екатерининские времена, на остров стали привозить простых узников-колодников. Один из них стал виновником страшного пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен и находился в запустении несколько десятилетий.

Обитель возродили в начале следующего столетия, но под другим названием – как Белавинскую Спасопреображенскую пустынь. Монастырь назывался так почти сто лет. В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

Хранители острова

После революции монастырь закрыли и хотели разместить на острове колонию для малолетних преступников, да помешал пожар. В 30-х взорвали Спасо-Преображенский собор. От взрыва обрушились своды, но нижняя часть сохранилась – настолько прочной была кладка. После войны на острове недолго действовал пункт по переработке рыбы, а к 60-м годам здесь остались лишь руины – уцелел не только Успенский храм под колокольней. Еще немного, и она бы рухнула…

На рубеже 80–90-х Божий Промысел свел двух замечательных людей, московского архитектора и уроженца этих мест Александра Асафова и директора вологодского завода, инженера и мастера на все руки Александра Плигина. Вместе они взялись за возрождение Спаса, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Но вскоре начались испытания – в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове – поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей, которых с каждым годом у острова становилось все больше. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.

К началу 2000-х удалось восстановить гостиницу, создать музей монастыря и начать серьезную реставрацию колокольни. До полного ее восстановления Александр Николаевич не дожил – в 57 лет сердце полностью выработало свой ресурс… По благословению владыки Максимилиана хранителя острова похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

На «ветровой тяге»

Сейчас дело Александра Плигина продолжают его вдова, Надежда Александровна, и дети. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм – сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

Сбылась еще одна давняя мечта Александра Николаевича – с помощью благотворителей на острове установили ветрогенератор. На старом месте, как до революции, воссоздается здание спасательной станции. Недавно появилось новое судно для перевозки паломников и, заработал свой сайт. Полным ходом идут реставрационные работы, и как розовые лучи восхода над озером, засияла мечта о возрождении самого древнего храма – Преображения.

Озеро Кубенское одно из самых больших водоемов Вологодской области.
Посередине Кубенского озера на маленьком каменистом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь.

Монастырь этот возник около 1260 года. Его основатель – князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества.

Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.

Частые пожары преследовали монастырь. В 1476 пожар испепелил деревянное чудо Спасо-Каменного монастыря. Вместо сгоревшего, на средства вологодского князя Андрея Меньшого, в 1481 году был поставлен первый на Севере каменный храм - Спасо-Преображенский. Храм является уникальным сооружением, оказавшим огромное влияние на архитектуру края. Второе каменное сооружение - Успенская теплая церковь – колокольня с трапезной палатой. Ее строительство было закончено в 1549 году. Девять лет спустя, в монастыре была построена третья каменная церковь. Монастырь не имел крепостных стен, а был обнесен рядом деревянных келий, стоявших на «ряжах» прямо в воде.

В 30-е годы большевиками монастырь был разрушен. Долгие годы Успенская церковь одиноко и печально стояла посреди острова.

В настоящее время рядом церковью расположилась часовня в честь всех святых, выстроенная летом 1998 года.

В 1991 году трудами устьянского архитектора Александра Асафова и вологжанина Александра Плигина обитель начала возрождаться.
В январе 2004 года хранитель острова Спас Каменный А.Н. Плигин умер. Упокоен он на острове, около восточной стены часовни.

Возрождение Спасо-Каменного монастыря в настоящее время продолжает его семья.

Спас-Каменный хорошо просматривается с трассы Вологда – Медвежьегорск.

В летнее время попасть на остров можно со стороны Устья Кубенского по отмели (когда низкая вода), либо по воде на лодке. Зимой – по льду.

Туристы посещают монастырь преимущественно летом в период навигации
с мая по сентябрь. Предпочтительно прибытие группами до 20-25 человек единовременно в зависимости от вместимости судна. Время посещения: с 10.00 до 16.00 ежедневно. В связи с ограниченностью территории время посещения на острове-1,5-2 часа.
В программу посещения входит: прогулка на катере по озеру, экскурсия по территории монастыря, посещение храма Пресвятой Богородицы, древлехранилища, лавки. В лавке можно приобрести сувениры с символикой Спасо-Каменного монастыря, купить книги по истории обители, заказать требы.
Совершать прогулки по территории разрешается только в сопровождении экскурсовода.
Стоимость экскурсии для туристов -150 рублей.

На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

Решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял «острова спасения» на Кубенском озере.

В июльском номере Журнала Московской Патриархии был опубликован редакционный материал о Спасо-Каменном монастыре.

Спасо-Каменный Преображенский монастырь готовится принять насельников

Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком. Откуда ни кинь взгляд - повсюду рябь холодного северного озера, и временно оборудованная при гостиничной кухне трапезная кажется вытянутой кают-компанией, а скромный четверик Успенской церкви во втором ярусе колокольни - скупым на постороннее украшательство капитанским мостиком.

Буря в пустыни

Мал золотник, да дорог. Именно отсюда произросла целая ветвь русского монашества, увешанная полноценной гроздью с именами нескольких вологодских святых, а два предстоятеля Церкви Русской - Митрополиты Московские Зосима (1490-94) и Варлаам (1511-21) - в опале закончили здесь земные дни… Впрочем, обо всем по порядку.

Каменным остров издавна прозвали благодаря невероятно твердой и жесткой почве, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных некогда пропоровшим озерное ложе ледником. День зарождения монашеской жизни на острове теряется в седой древности. По церковному преданию, обитель основал в 1260 году по пути в Устюг застигнутый на Кубенском озере страшной бурей белозерский князь Глеб Василькович. В праздник Преображения Господня княжеские ладьи прибило ко спасительному острову, где правитель с немалым удивлением обнаружил 23 молившихся в часовне старца-пустынника. Посчитавший свое спасение чудесным князь повелел поставить на острове Преображенскую церковь и основал здесь полноценный монастырь, имя первоначальника которого - инока Феодора - дошло до нас.

Ряд исследователей, правда, сомневаются в исторической достоверности этого сказания. Как бы там ни было, рукописный сборник Кирилло-Белозерского монастыря первым игуменом Спасо-Каменной обители называет афонита Дионисия, прибывшего по великокняжескому указу на остров из Москвы 686 лет назад. Сам Дионисий в преклонном возрасте окажется на ростовской кафедре и по блаженной своей кончине войдет в Собор Ростовский святых. А во время его игуменства на Каменном острове начинается золотой век обители. Отсюда выходит плеяда его пострижеников - будущих основателей новых монастырей северных пределов Земли Русской: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолу цк ий и Евфимий Сянжемский.

Современные паломники могут видеть их на одной из святынь монастыря - старинной чтимой иконе Всемилостивого Спаса с припадающими избранными вологодскими святыми - на верхнем этаже отреставрированной Трапезной палаты, фактически превративше й ся в гигантский притвор Успенской церкви.

- Икона подписана, что вообще встречается довольно редко, - говорит настоятель архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» игумен Дионисий (Воздвиженский), - и происходит из храма Великомученика Георгия Победоносца на Корбанге, что в 60 километрах отсюда. Ее заказали иконописцу два тамошних крестьянина. А сюда подарил уже в наши дни один из местных предпринимателей. Закрашенная коричневой краской, под густым слоем темной олифы, с отпиленной частью икона служила… дверью в одном из деревенских домов. Но после кропотливой реставрации, на которую вологодский мастер Иван Фед ы шин потратил два с половиной года, обрела здесь свою вторую жизнь.

Освящение Успенской церкви (основана в 1549г.) в канун праздника Преображения Господня семь лет назад стало для обители торжеством поистине эпохальным. С этого радостного события на острове ведет отсчет возрожденная литургическая жизнь. Ведь все предыдущие годы существования архиерейского подворья богослужения здесь можно было проводить лишь в деревянной обыденной часовне в честь всех вологодских святых. Два года назад маленькая Успенская церковь превратилась во вместительный теплый монастырский храм: завершилось восстановление Трапезной палаты к западу от колокольни, и вторые ярусы соседних зданий связала просторная переходная арка.

- Прежде, еще в 19 веке , при одном из переустройств монастырских зданий иконостас установили по стене Трапезной палаты, и все помещение второго яруса колокольни стало тогда алтарем, - рассказывает игумен Дионисий. - Но теперь мы решили восстановить первоначальный облик памятника, благо в кирпичной кладке колокольни сохранились оригинальные гнезда обоих тябл первозданного иконостаса, а в архивах уцелели описания его местного и деисусного чинов .

Огонь, вода и некоммерческое партнерство

По иронии судьбы окруженную водой обитель трижды опустошали сокрушительные пожары: в 1472, в 1657 и в 1774 годах. После первого из них, когда в раке серьезно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского (+ 1453) - в миру княжича Андрея Дмитриевича Заозерского - по приказу младшего брата Иоанна III вологодского удельного князя Андрея Васильевича Меньшого на острове начинается интенсивное каменное строительство. В 1478-81гг. в центре обители воцаряется величественный четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный Преображенский собор - первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей Русской Фиваиды. По преданию, белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Причем это был не привычный по многочисленным дошедшим до нас постройкам XVI столетия большемерный фигурный кирпич, а его предшественник - плоская плинфа, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу.

Четыре с половиной столетия преображенская плинфа Каменного острова благодаря уникальным свойствам связующего раствора и плотной гидроизоляции на глиняной основе эффективно противостояла постоянной сырости, огню пожарищ и напору каменных глыб во время весенних ледоходов. Оказалась она бессильна только перед советской властью. В 1937 году собор варварски взорвали. Оставшиеся от него кирпичные груды и сейчас возвышаются посреди острова.

- К счастью, точные обмеры собора сохранились, так что воссоздать его вполне реально. Правда, дело это не быстрое: пока еще нет даже проекта, - замечает отец Дионисий.

Еще одна церковь сложившегося к середине XVI столетия монастырского ансамбля, воссоздание которой пока что не предполагается - надвратный Иоанно-Предтеченский храм. У восточного мыса он встал в 1558 году, но погиб в пожаре 1774 года и более не возобновлялся. На реставрацию остальных памятников комплекса, с 1960 года официально отнесенного к объектам культурного наследия федерального (всероссийского) значения, Центральными научно-ремонтными и проектными мастерскими Министерства культуры РФ чертежи подготовлены.

Комплексная научная реставрация на острове идет уже два десятка лет. Сначала ей на средства благотворителей занимался учрежденный вологодским энтузиастом предпринимателем Александром Плигиным Фонд некоммерческого партнерства «Спас-Камень». С кончиной Александра Николаевича в 2004 году эстафету принял и супруга Надежда Александровна и их сын Иван. А с передачей в 2006 году островных построек в пользование Русской Православной Церкви по инициативе епархиального священноначалия реставрационные работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (единственным исключением, когда Спасо-Каменному монастырю не удалось туда попасть, стал сезон-2016).

Географически общий реставрационный вектор направлен от восточной оконечности острова к западной. Сначала из руин восстало последнее из появившихся тут до революции капитальных зданий - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине горе-рыбаков (после войны тут некоторое время функционировало маленькое рыболовецкое предприятие, но с его закрытием сторож с острова уехал, и последние уцелевшие постройки оказались предоставлены сами себе). С восстановлением гостиницы на острове стало возможным размещать хотя бы небольшую бригаду строителей, чтобы использовать драгоценное время недлинного реставрационного сезона максимально эффективно. А в западном гостиничном крыле даже развернули небольшую, но емкую музейную экспозицию.

Затем привели в порядок пострадавшую от взрыва 1937 года колокольню (1543-49гг.) и разместили в ее третьем ярусе полноценный набор из десяти колоколов (восемь отлиты заново, в том числе 230-килограммовый благовестник). Задачи нынешнего сезона, на который федеральным бюджетом зарезервированы средства в объеме 7 миллионов рублей, - выход строителей на руинированные остатки трехэтажного Настоятельско-братского корпуса (кон. XIX в.) - он вместе с Трапезной палатой погиб в 1925 году, когда его поджег малолетний контингент воспитательной колонии. А своими силами монастырь планирует сделать внутренн юю чистов ую отделк у подклета Трапезной палаты (здесь оборудуют кухню и помещение для приема пищи насельников и паломников).

По словам о. Дионисия, работы по восстановлению Настоятельско-братского корпуса уже осметчены, и их вполне реально завершить за два-три летних сезона. После этого останется пробурить артезианскую скважину и устроить местную канализацию - и западное ядро можно будет принимать в эксплуатацию.

Надеемся, встанут тогда на острове и мемориальные кресты в память окончивших здесь земные дни двух московских митрополитов, а также других сосланных «исправления ради» в северную обитель клириков и мирян. И вернутся в свой родной монастырь мощи преподобного Иоасафа Каменского, почти век назад спасенные от большевиков верующими и с тех пор пребывающие в вологодском Богородице-Рождественском храме…

Косой на косе, монахи-спасатели плюс электрификация территории

Напрямую до острова от поселка Устье - четыре километра по протокам обширной дельты реки Кубены и примерно столько же по акватории самого Кубенского озера. Десять минут на моторке - и островной старожил ретривер Юстин снисходительно-уважительным лаем приветствует выходящих на берег гостей.

Однако путь этот не столь безопасен, как кажется на первый взгляд. Несмотря на символическую, трех-четырехметровую глубину, водоем продолжает собирать с рыбаков страшную дань даже в наши дни. Как размерами, так и вытянутой формой он поразительно напоминает Галилейское море. И хоть единожды бывавшему на тивериадских берегах паломнику сразу становится понятно: поднимающие со дна тучи песка волны в шторм здесь могут быть поистине сокрушающими, а накинутый на плечи спасжилет при отправлении от берега даже в ясную погоду отнюдь не пустая формальность.

Было бы непростительно не использовать давно обжитый монахами клочок земли для помощи терпящим бедствие корабелам. Первую спасательную станцию Вологодское окружное правление Общества спасания на водах открыло здесь 140 лет назад. Профессиональным спасателям до революции нередко помогали монахи, в частые на озере туманы с колокольни разносился «охранительный звон». После закрытия обители в советское время здание спасательной станции как и прочие деревянные строения быстро исчезло , и маяк ом служила лишь чудом сохранившаяся колокольня. С самым началом возрождения монастыря при А.Плигине остров восстановил эту свою функцию, иногда приходилось в прямом смысле слова спасать бедствующих рыбаков , а четыре года назад получилось воссоздать и спасательную станцию у восточного мыса. Но вот однажды довелось спасать непривычного даже для этих безлюдных мест страдальца.

- Весенним ледо ход ом на льдине принесло наполовину вылинявшего дрожащего от страха зайца, - вспоминает отец Дионисий. - Три месяца косой тут жил, прячась по углам, пока не открылась коса на Банный остров, а мы его подкармливать пытались…

В летний межень дойти до соседнего Банного острова можно посуху: на мелководье проступает пеший путь по песчаной отмели. Как полагают некоторые исследователи, топоним этот не случаен: на острове могли располагаться монастырские бани, нахождение которых в пределах обители запрещалось уставом. Теперь же со стороны Банного заходят гости из числа представителей местной фауны. По зимнему льду зачастил с той стороны хитромудрый лисовин, а однажды на берегу протоки отец Дионисий заметил медвежьи следы.

- Островному монастырю присуща своя специфика, - обращаюсь к настоятелю подворья. - Каким образом вы собираетесь учитывать ее при подборе будущей братии?

Очевидно, что жизнь на острове гораздо более уединенная и потому для монахов удобнее. Платить за это приходится некоторыми бытовыми затруднениями. Но после того как в 2013 году с «Большой земли» сюда проложили электрический кабель, на острове произошла «техническая революция». Дизель-генераторы остались в прошлом, даже отчасти отапливаемся электрическими котлами! Получается, правда, дороговато - но это мера вынужденная и временная. В Настоятельско-братском корпусе уже запроектирована общая монастырская котельная на дров ах . Несомненно, для человека внимательного к собственной внутренней жизни островная изолированность от мира - благо. Мне есть с чем сравнить: все-таки я 21 год прожил в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, который часто становился площадкой для церковно-общественных мероприятий епархиального уровня.

- Не за горами время, когда Спасо-Каменный монастырь примет насельников из числа монашествующей братии. Как вы готовитесь к этому моменту, приглашаете ли поработать трудников?

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, монастыри основываются Духом Святым. История большинства из них - это появление какого-то подвижника-пустынника, вокруг которого постепенно сплачивается небольшая братия, последующее прошение к архиерею благословить открытие обители и освящение первого храма. Подобный «алгоритм» мы встречаем практически в любом житии святого первоначальника какого-либо монастыря.

Не исключение и наши дни. Хотя мы и не равняем себя с древними пустынниками. Пока что на подворье постоянно проживает единственный послушник из числа трудников Спасо-Прилуцкого монастыря. У нас регулярно совершаются уставные богослужения (и это главное): полунощница - утреня - 1-й час, затем после перерыва 3-й и 6-й часы и Божественн ая Литурги я ; вечером соответственно - вечерня и повечерие.

Конечно, поскольку из священнослужителей я тут один, совершать такой круг богослужений ежедневно мы не в состоянии. Делаем это по субботам и воскресеньям, а также в двунадесятые праздники, когда ночью служится еще всенощное бдение. На клирос и на звонницу, Богу содействующу, иногда приплывают помочь братия из Прилук.

В монастыре все строится на молитве, а поскольку мы по мере наших скромных сил молимся и Богу служим, надеемся, что Господь нас не оставит в устроении полноценного монашеского общежития. Кого из монахов пришлет сюда Господь и пришлет ли кого-то вообще - в Его Божественной воле. Думаю, большая братия здесь не нужна.

Кельи в Настоятельско-братском корпусе запланированы на семь насельников. Если кто-то вырастет в монахов Спасо-Каменной обители из числа трудников - буду только рад. Сюда можно приехать, пожить и потрудиться во славу Божию. Но поскольку территория у нас маленькая и изолированная, трудников на нынешнем этапе принима ем исключительно с рекомендацией духовника. Ведь если в монастыре на «Большой земле» от случайного человека избавиться можно очень быстро , в наш небольшой коллектив, прежде чем его отправишь восвояси, он может внести серьезные нестроения. В личном же плане предпочитаю руководствоваться принципом, заповеданным нам Самим Господом Иисусом Христом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Дмитрий АНОХИН

Для человека светского понятие пустыни связано с обилием песка, жарким солнцем и караваном верблюдов сопровождаемым бедуинами. Иногда песок может быть заменен гористой местностью с острыми камнями и трудно проходимыми дорогами. И странно тогда звучит монашеское слово пýстынь, если монастырь находится в лесу, в пещерах, на островах или полуостровах. Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском Севере.

В аскетическом понятии пустынь - это место удаленное от людей, так получается, что даже находясь в городской черте, монастырь везде будет пустыней. Здесь свои законы, свои правила. Часто случалось, что монастыри становились основанием для постройки рядом с ними города: взять, например, Сергиев Посад, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, в Подмосковье, или Святогорск, рядом со Святогорской Лаврой, на Донбассе. Но часто монастыри строились в таких местах, где город не мог появиться.

Таков был монастырь на Кубенском озере в Вологодском крае. На островке размером 120 на 70 метров помещался один из древнейших монастырей на русском севере. По преданию, Белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку, там и был основан монастырь, как обещал князь.

Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.

Первый монастырь был деревянный. Как часто случалось в те года - пожар уничтожил практически все монастырские постройки. И в 1478 году было положено начало стройки каменного собора - первого на русском севере каменного храма: «Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

В 1528 году князь Василий 3 Иванович посещает монастырь и жертвует деньги на постройку теплого храма, который построили уже после его смерти. Это был Успенский храм с трапезной для братии. Кроме храмов на острове было еще 6 каменных зданий и деревянный ряж - укрепительное сооружение для защиты острова от половодья и весенних льдов, на ряже располагались кельи братии.

17 век - эпоха расцвета обители. На острове проживало 93 человека, из них 27 человек братии а остальные рабочий люд. Кроме того монастырь обладал обширными владениями вне острова. Но опять разрушительный пожар, и 26 лет, начиная с 1774 года, монастырь пребывал в запустении. «Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».

19 век в истории монастыря отобразился как век возрождения. Здесь во времена Отечественной войны 1812 года спасаются от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей. В конце 19 века, в 1876 году на острове строят первую в губернии спасательную станцию на водах, руководил станцией наместник монастыря. Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе, его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.

Судьба постигшая Российскую Империю не обошла и монастырь. Упразднение монархии, гражданская война, последовавшие за ней репрессии все отобразилось на Русской Церкви. Не исключением был и Спасо-Каменный монастырь. В 1925 году монастырь закрывают, а братию выгоняют с острова. В обители организовывают колонию для несовершеннолетних, но уже осенью, после пожара, малолетние преступники разбегаются.

В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены - нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.
С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.

Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители - это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.

Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря. Так в 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь - многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.

Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители - это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.

Как добраться до Спаса Каменного

Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.

В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.

Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых - Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри.



Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре.

В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью.

Основные строения монастыря к началу XX в.:

  • Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.
  • Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская?), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского.
  • Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.
  • Колокольня.
  • Настоятельско-братский корпус.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена.

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев.

Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.



Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это - оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли "иже под колоколы". Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение - на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь", настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.



Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь). Современное местоположение: остров Каменный на оз. Кубенском, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского. Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена. 10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами, при сильном ветре, размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007



Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 кв. км, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию, Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались.

В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» https://kubena35.ru/dostoprimechatelnosti/spaso-kamennyij-monastyir.html