Каска карандашом. Рисуем иконку строительной каски

Стекло во сне - символ обмана, испуга или огорчений.

Смотреть сквозь него во сне - знак ожидания. Увеличительное стекло во сне означает, что вы склонны к преувеличениям и панике.

Смотрите толкование: очки.

Если стекло во сне будет уменьшать предметы, то вы легкомысленны и не видите реальной опасности.

Разбивать во сне стекло или видеть трещины на нем предвещает опасность и препятствия в делах. Часто такой сон предвещает неудачи и разочарования и указывает на то, что задуманное вами не исполнится.

Пораниться о стекло во сне означает, что вы не сможете избежать потерь и волнений.

Чистые, прозрачные стекла во сне символизируют чистоту ваших намерений, искренность. Но стекла в пятнах, царапинах, мутные предвещают потери и разочарования.

Часто такие сны указывают на то, что вы принимаете неверное решение, которое может привести к краху ваших планов.

Смотрите толкование: полировать.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Используя это изображение, я попытаюсь создать эффект реалистичной крови с тенями, динамично стекающей с губ. Без плоских оттенков. Кровь будет струиться по коже от губ, заканчиваясь небольшой каплей на подбородке.

Основные инструменты/фильтры, необходимые для придания реалистичного вида крови:
Variations (Вариации);
History brush (Архивная кисть);
Blur (Размытие);
Sharpening (Резкость);
Smudge (Размазывание);
Spot Healing Brush (Лечащая кисть);
Burn (Затемнитель) и Dodge (Осветлитель).

Шаг 1. Выберите инструмент Lasso (Лассо) в Панели инструментов. Отмечу, что вам нужно уделить особое внимание кривым линиям участка, на котором вы будете использовать инструмент Lasso (Лассо) (ведь кровь все время меняет свое направление, становясь похожей на кривую). Создайте тонкое выделение (в данном случае от уголка рта к линии подбородка). Из Панели инструментов выберите инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), кликните правой кнопкой мыши и установите значение Feather (Растушевка) на 0,5. Feather (Растушевка) очень важна, поскольку она смягчает края участка, где будет кровь.

Шаг 2. Перейдите в меню Image > Adjustments > Variations (Изображение>Коррекция>Вариации). Здесь вы выберете цвет, насыщенность и яркость крови. Я предпочитаю кровь более темных и холодных оттенков, но на данном этапе вы можете выбрать настройки на свое усмотрение.

Переходим к смягчению: подходящим инструментом для этого будет инструмент History Brush (Архивная кисть) .

Шаг 3. После того, как вы установите подходящий цвет, выберите инструмент History Brush (Архивная кисть) в Панели инструментов (значения Opacity (Непрозрачности) и Flow (Интенсивности) не должны быть высокими), затем тщательно проведите ей только по краям крови (например, там, где естественная тень кожи смешивается с красным цветом). Ваша задача состоит не в том, чтобы стереть весь красный цвет, а в том, чтобы придать объем. Сглаживаемые края не должны быть прозрачными или слишком текстурированными.

Выберите инструмент Lasso (Лассо) и еще раз повторите процесс с Feather (Растушевкой) и Variations (Вариациями). Теперь, когда у вас получился такой насыщенный красный цвет, пришло время немного размыть цвет. Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу) и размойте выделенный участок, установив радиус около 2,6 px.

Шаг 4. Далее последует непрерывный процесс использования Lasso (Лассо), Variations (Вариаций), History Brush (Архивной кисти) и Blurring (Размытия). Опять же, оставляю на ваше усмотрение то, как будет течь кровь (много и в произвольном направлении или в виде ровной струи). Перед вами несколько выделений, которые я создал, где после каждого применения Variations (Вариаций) я применил немного blur (размытия ) и стер лишнее.

Шаг 5. Схитрите…
Реалистичная, объемная кровь требует реалистичности световых рефлексов. Это вполне выполнимо, но почему бы не упростить себе задачу и не воспользоваться тем, что уже есть? Губы являются отличным примером того, как здорово может выглядеть применение Variations (Вариаций) (в отличие от плоского красного цвета). Существующий свет на губах (как на этом изображении) может использоваться в качестве световых рефлексов крови. Текстура губ может играть ту же роль благодаря своим теням и светам. Тот же принцип применяется в случаях, когда вы хотите сделать эффект кровавых слез из глаз, обычно всегда в области нижнего края глаз есть участки с естественным светом.

Помните, я говорил о том, что собираюсь получить растекающуюся, темную, плотную струю крови с небольшими сгустками внизу и по краям. Как только вы достигли желаемого результата струи крови и все вроде бы примет необходимую форму, потребуется добавить дополнительных световых рефлексов, проходящих от более темных и более светлых теней, которые придадут ощущение большей реалистичности. Вам потребуется 6 специальных инструментов: Burn и Dodge (Затемнитель и осветлитель); Smudge (Размазывание/Палец); Sponge (Губка) (или функция Hue / Saturation (Цветовой тон/Насыщенность)); Sharpen (Резкость); Spot Healing (Лечащая кисть).

Шаг 6. Создание световых рефлексов.
Остановите свой взгляд на любом месте, где доминируют красные цветовые тона и любые похожие, которые кажутся слегка смешанными. Затем в панели инструментов выберите инструмент Dodge (Осветлитель). Установите radius (радиус) не более 8px (я обычно работаю с 3-5px), range (диапазон) установите на midtones (средние тона). Средние тона красного цвета станут ярче. Exposure (экспозицию) установите 20-25 (не нужно делать красный цвет слишком ярким). Используя инструмент Dodge (Осветлитель) , создайте в любом участке красного цвета маленькую точку. Вы заметите, что красный цвет начнет становиться ярче. Аккуратно продолжайте осветлять, но позаботьтесь о том, чтобы не потерять красный цвет (если вы слишком сильно осветлите участок, то красный цвет может превратиться в серо-коричневый или даже в серый).

Затем замените midtones (средние тона) на highlights (Света) (это позволит осветлить только очень яркий красный оттенок). Теперь вы можете установить кисть размером 10px для инструмента Dodge (Осветлитель) . Пройдитесь им не спеша по участкам, где только что были осветлены средние тона. Вы заметите, что начнет проявляться красный цвет. Если это произойдет, тогда продолжайте осветлять участок, используя время от времени инструмент Sponge (Губка) для уменьшения насыщенности. Не переставайте работать с инструментом Dodge (Осветлитель) до тех пор, пока осветляемый участок не станет совсем белым. Повторите этот процесс с другими участками красного цвета там, где вы посчитаете необходимым добавить бликов.

Шаг 7. Формирование светового рефлекса.
Эта часть оставляется полностью на ваше усмотрение и на то, как на ваш взгляд должны выглядеть световые рефлексы. Они могут быть больше, шире или меньше и более тонкие, могут быть зигзагообразные или абсолютно прямые. Дайте волю фантазии. Кровь сама по себе может иногда иметь очень необычные, абстрактные световые рефлексы… а иногда и не иметь их вообще. Но в художественной работе (особенно в коллажах) вы можете спокойно объяснить, что если очень яркие рефлексы - откуда-то падает яркий свет, или наоборот, если недостаточно яркие, то для определенного участка так просто смотрится лучше. Когда вы будете готовы приступить к работе, помните: никогда не перебарщивайте со световыми рефлексами, слишком переливающаяся кровь - не кровь.

Выберите инструмент Smudge (Размазывание/Палец) в панели инструментов, Strenght (интенсивность) 50%, Brush (Кисть) 10px (приблизительно). Медленно проводите им по ранее осветленному участку. Это действие должно задать направление для всего участка с кровью. Как только вы будете удовлетворены результатом, который у вас получится, уменьшите размер кисти приблизительно до 3px, установите Strenght (интенсивность) около 70-85%. Это позволит определить вид крови. Повторите указанный процесс столько раз, сколько необходимо, столько, сколько вам захочется или до тех пор, пока все это не начнет выглядеть, как реалистичные световые рефлексы на стекающем потоке крови… это всего лишь простой пример того, как легко изобразить световой рефлекс.

Шаг 8. Повышение резкости
Затем, естественно, почему бы не поиграть немного с резкостью крови и ее световых рефлексов… Она проявит их даже еще больше и сделает их ярче и четче. Но опять же, не переборщите. Если вы переборщите, результат может быть ужасающим.

Spot Healing Brush (Точечная восстанавливающая кисть) - это то, что я часто использую в своей работе, включая данный метод создания крови. Установите ее в режиме Proximity Match (Выбранный), это отличный корректирующий инструмент, который может клонировать окружающие детали с желаемой текстурой и другими эффектами. Комбинируйте ее с инструментом

Sharpen (Резкость), это также отличный способ достичь потрясающего эффекта на отдельных участках.

Шаг 9. Обесцвечивание и затемнение крови
Вы можете сделать это, используя инструменты Sponge (Губка) и Burn (Затемнитель), или перейдя к меню Hue \ Saturation (Цветовой тон \ Насыщенность) (Image \ Adjustments (Изображение \ Коррекция).
Sponge (Губка): Mode (Режим) Desaturate (Обесцвечивание)/ Flow (Интенсивность): приблизительно 40%.
Burn (Затемнитель): Range (Диапазон): Midtones (Средние тона)/ Exposure (Экспозиция): приблизительно 40%.
Hue \ Saturation (Цветовой тон \ Насыщенность) - Edit (Редактирование): Reds (Красные).
Это поможет снизить насыщенность и одновременно затемнить цвета. Чтобы уберечь от изменений другие красные тона в работе, выберите инструмент Lasso (Лассо), выделите участки ярко-красной крови, где вы бы хотели немного снизить тон.

Примечание: при добавлении насыщенности и затемнения красному, кровь становится более реалистичной.
… это все! Никаких слоев, никакой грязи. Не нужно никаких кистей или каких-нибудь дополнений. Но помните, это все делается с нуля, из ничего. Это всего лишь простой пример того, как можно нарисовать кровь. Успехов!

Инструкция

Шлем создан для того, чтобы защищать голову. Соответственно, его форма повторяет форму головы, то есть основой ее является круг или овал. Расположите лист так, как вам удобно, и нарисуйте круг. Проведите через его середину вертикальную осевую линию. Шлем, на который вы смотрите прямо, должен быть симметричным. Если голова воина находится в профиль к вам или под каким-нибудь углом, симметрии не получится. Но в любом случае строить форму нужно от круга.

Участок осевой, который находится внутри окружности, разделите пополам. Здесь будет кончаться налобная часть. Для шлема без забрала этого деления достаточно. Если же забрало есть, то разделите пополам еще и нижний отрезок осевой. В овале пропорции будут немного другими. Линия лба будет находиться чуть выше середины, а низ забрала - чуть ниже.

Разделите круг по вертикали. Можно провести перпендикуляр к центру осевой линии до его пересечения с окружностью. Сделайте это тонкими линиями или просто представьте. Для мотоциклетного шлема разделите каждую половинку перпендикуляра на 3 части и отложите от окружности примерно 1/3 с каждой стороны. Проведите вертикальные линии вверх до пересечения с низом налобной части. Продолжите их вниз до окружности. У боковые части чуть пошире, поэтому вертикальные линии проведите ближе к середине отрезков перпендикуляра.

Основа шлема у вас есть, теперь нужно придать ему окончательную форму. Прорисуйте более мягким вертикальные линии между налобником и окружностью. Низ налобника разделите на 3 части и соедините получившиеся точки дугами с верхней точкой пересечения осевой и окружности. Если у вас мотоциклетный или автомобильный шлем, вам осталось только украсить его боковые части, а это можно сделать на собственный вкус.

У рыцарского шлема есть еще разные детали в верхней части. Это может быть, например, гребень с перьями. Продолжите осевую вверх на небольшое расстояние. Низ налобной части разделите на 3 отрезка так, чтобы средний был поуже, а два боковых - одинаковыми. От концов средней части проведите 2 линии, параллельные осевой. Они должны заканчиваться на том же уровне. Соедините дугой, выпуклая часть которой «смотрит» вверх.

Верх шлема древнерусского воина сужается. Точно так же, как и в предыдущем случае, продолжите вверх осевую линию. Точки пересечения окружности и низа налобника соедините с верхней точкой осевой линии плавными симметричными дугами. Их выпуклые части направлены к середине .

Основой шлема, изображенного в профиль, тоже является круг или овал. Вертикальную ось проведите через центр окружности. Точно так же определите, где кончаются налобник и забрало. Обозначьте их тонкими линиями. Металлическая боковая часть будет чуть больше открытой, поэтому отступите немного от оси и проведите вертикальную линию от налобника или забрала до пересечения с окружностью в ее нижней части. Верхняя линия гребня в этом случае будет параллельна верхней части окружности. Начинается гребень чуть выше нижней линии налобника, а заканчивается с другой стороны примерно на уровне середины осевой линии.

Шаг 1. В качестве основы, мы будем использовать эту фотографию. Это не самая лучшая фотография, но ее можно использовать, чтобы определить основные формы будущей иконки шлема.

Шаг 2. Для начала, вырежьте изображение шлема с фона. Это можно сделать инструментом Pen Tool (Перо), Lasso (Лассо) или другим удобным для вас способом. Затем скопируйте эту фотографию в новый документ и измените размер изображения в соответствии с вашей будущей иконкой, например 128х128px. Вы можете создать, например, новый документ размером 128x128px и перенести на него изображение шлема, но я рекомендую использовать документ большего размера, чтобы было больше пространства для рисования.

Шаг 3. Выберем инструмент Pen Tool (Перо) и обведем каждую часть шлема. Начнем с козырька. Перед обводкой не забудьте выбрать на панели Опций инструмента Pen Tool (Перо) первый значок Shape Layer (Слой-фигура), чтобы в дальнейшем можно было редактировать этот слой.

Обратите внимание, что мы просто обводим края козырька, не обязательно его обводить очень точно (мы подкорректируем его после).

Шаг 4. Создайте вторую часть козырька, скопировав предыдущий слой командой (Ctrl + J). И переместите выбранные точки вверх инструментом Direct Selection Tool (Белая стрелка).

Шаг 5. Затем обведите основную часть шлема, как показано ниже.

Шаг 6. Не забудьте про выступ средней полосы (увеличение на следующем скриншоте). Вы можете не бояться сделать его больше, так как выступ придаст шлему объем.

Шаг 7. Нарисуйте боковую часть полосы на новом слое (смотрите скриншот). Начните с правой части - которая находится в тени.

Шаг 8 . Затем дублируем этот слой (Ctrl + J) и инструментом Direct Selection Tool (Белая стрелка) перемещаем точки справа налево. Таким образом, правая часть формы идеально состыкуется с левой частью предыдущего слоя.

Шаг 9. Мы готовы начать следующий этап. Скройте фотографию (или переместите ее в сторону), теперь вы можете увидеть, что основная форма нашей иконки сделана. У вас должно быть пять слоев-форм. Я буду обращаться к ним, в порядке их создания от 1 до 5.

Шаг 10. Скройте все слои кроме первого и заполните этот слой желтым цветом (#FFDF14). Далее создайте новый слой (Ctrl + Shift + Alt + N), и сгруппируйте его с предыдущим (Ctrl + Alt + G). На этом скриншоте, это слой (2). В этом слое сделаем несколько мазков большой мягкой кистью с более темным цветом (#D59D00), таким образом, слой будет более темным на правой стороне. Затем, загрузите выделение слоя (4), инвертируйте выбор (Ctrl + Shift + I), создайте новый слой (3) и снова используйте большую мягкую кисть, чтобы создать тень на правой стороне (#3B1C02).

Шаг 11. Сделайте видимым слой (4), и установите opacity (прозрачность) 50 %. Таким образом, вы можете увидеть тень от предыдущего слоя — слегка выраженную. На данном этапе козырек сделан, и мы можем продолжить работать с остальной частью шлема.

Шаг 12. Теперь, отобразите форму основной части и залейте ее в желтый цвет (# FDDB13). Снова, создайте новый слой, сгруппируйте его с предыдущим (Ctrl + Alt + G), и в отмеченных областях (смотрите скриншот), используйте большую мягкую кисть с более темным цветом, чтобы сделать очень большую тень...

Шаг 13. Отобразите слой со средней полосой, перекрасьте его в темно-желтый (# AA6F00) и добавьте маску слоя . В этой маске нарисуйте большой черной мягкой кистью (как показано ниже), эффект тени будет виден только по краям.

Шаг 14. Отобразите последний слой, основной части полосы. Перекрасьте его в желтый цвет (# FBD500). В этом шаге вы можете также затемнить главную часть шлема, чтобы соответствовать картинке.

Шаг 15. Чтобы сделать форму шлема более подчеркнутой, используйте этот простой метод: сделайте обводку каждой формы шлема в один пиксель.

Начните со второго слоя козырька. Загрузите выделение (Ctrl+клик на слое), создаем новый слой и в меню Edit (Правка) выберите функцию Обводка (Stroke). Установите ширину в 1px, цвет белый.

Шаг 16. Добавьте маску слоя и заполните его черным цветом. Затем выберите большую мягкую кисть и, находясь в маске слоя, проведите там, где должен сиять свет.

Шаг 17. Используйте тот же метод для других форм.

Шаг 18 . Нарисуйте тени в других частях шлема в местах, где контраст между частями шлема является слишком низким.

Шаг 19. Для того чтобы иконка была лучше, можно добавить подсветку с другим цветом.

Загрузите выбор всех слоев формы (Ctrl + Shift - нажмите на слоях). Создайте новый слой, выберите Select > Modify > Contract (Выбор - Модификация - Сжать) в 1рх, используйте большую мягкую кисть , чтобы нарисовать подсветку, как показывают стрелки. Используйте любой цвет, который вам нравится: голубой или фиолетовый хорошо подойдет.

Шаг 20. Создайте новый слой, выберите инструмент Pen Tool (Перо), на панели опций включите средний квадратик Paths (Контуры) и нарисуйте фигуры окон.

Шаг 21. Скопируйте этот слой (Ctrl + J) и размойте его фильтром Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу) и установите небольшой радиус.

Шаг 22. Теперь большой белой мягкой кистью сделайте несколько мазков (как показано ниже), чтобы придать свет окнам.

Шаг 23. Вот и все! Посмотрим на наш конечный вариант.

Как вы можете видеть на этой картинке, шлем более выражен на темном фоне, так что не бойтесь экспериментировать и пытаться создавать иконки из разных фотографий. Удачи вам в вашей работе!