Кнут Гамсун «Пан. Кнут гамсун

Последние дни мне все думается, думается о незакатном дне северного лета. Все не идут у меня из головы это лето и лесная сторожка, где я жил, и лес за сторожкой, и я решился кое-что записать, чтоб скоротать время и так просто, для собственного удовольствия. Время идет медленно, я никак не могу заставить его идти поскорей, хоть ничто не гнетет меня и я веду самую беззаботную жизнь. Я совершенно всем доволен, правда, мне уже тридцать лет, но не так уж это много. Несколько дней назад я получил по почте два птичьих пера, издалека, от человека, который вовсе не должен бы мне их присылать, но вот поди ж ты - два зеленых пера в гербовой бумаге, запечатанной облаткой. Любопытно было взглянуть на эти перья, до чего же они зеленые... А так ничто меня не мучит, разве что иногда ломит левую ногу из-за старой раны, впрочем, давно уже залеченной.

Помню, два года назад время бежало быстро, не то что теперь, не успел я оглянуться, как промчалось лето. Это было два года назад, в 1855 году, а сейчас я для собственного удовольствия решил написать обо всем, что мне тогда выпало на долю, а может быть, и просто приснилось. Теперь уж позабылись многие подробности тех событий, я ведь о них почти и не вспоминал; помню только, что ночи были очень светлые. И многое казалось мне странно: в году, как всегда, двенадцать месяцев, а ночь обратилась в день, и хоть бы одна звезда на небе. И люди там тоже особенные, никогда еще мне такие не встречались; иной раз одна всего ночь - и вчерашний ребенок становится взрослым, разумным и прекрасным созданьем. И не то чтобы это колдовство, просто никогда еще мне такое не встречалось. О, никогда, никогда не встречалось.

В большом белом доме у самого моря судьба свела меня с человеком, на короткое время занявшим мои мысли. Теперь этот человек уже не стоит неотступно у меня в голове, так только, изредка вспомню, да нет, совсем позабыл; я вспоминаю, напротив, совсем другое: крик морских птиц, охоту в лесах, мои ночи, каждый горячий час лета. Да и свел-то нас с нею случай, и ведь не будь этого случая, я бы и дня о ней не думал.

Из сторожки я видел сумятицу островков и шхер, кусочек моря, синие вершины, а за сторожкой лежал лес, бескрайний лес. Как я радовался запаху корней и листвы, запаху жирной сосновой смолы; только в лесу все во мне затихало, я чувствовал себя сильным, здоровым, и ничто не омрачало душу. Всякий день я шел в горы с Эзопом, и ничего-то мне больше не надо было - только вот так ходить в горы, хоть еще не сошел снег и местами чернела слякоть. Единственным товарищем моим был Эзоп; теперь у меня Кора, а тогда был Эзоп, мой пес, которого я потом застрелил.

Часто вечером, когда я подходил к своей сторожке, у меня уютно замирало сердце, пробирала радостная дрожь, и я говорил с Эзопом о том, как славно нам живется. «Ну вот, сейчас, мы разведем огонь и зажарим на очаге птицу, - говорил я ему, - что ты на это скажешь?» А когда мы отужинаем, Эзоп, бывало, забирался на свое место за очагом, а я зажигал трубку, и ложился на нары, и вслушивался в глухой шорох леса. Ветер дул в сторону нашего жилья, и я отчетливо слышал, как токуют тетерева далеко в горах. А то все было тихо.

И часто я так и засыпал, как был, во всей одежде, и просыпался лишь от утреннего крика морских птиц. Выглянув в окно, я видел большие белые строенья, лавку, где я брал хлеб, пристани Сирилунна, и потом еще лежал на нарах, дивясь, что я тут, на самом севере Норвегии, в Нурланне, в сторожке на краю леса.

Но вот Эзоп потягивался узким длинным телом, звенел ошейником, зевал, вилял хвостом, и я вскакивал после трех-четырехчасового сна, совершенно выспавшийся и всем, всем довольный.

Так прошло много ночей.

Бывает, и дождь-то льет, и буря-то воет, и в такой вот ненастный день найдет беспричинная радость, и ходишь, ходишь, боишься ее расплескать. Встанешь, бывает, смотришь прямо перед собой, потом вдруг тихонько засмеешься и оглядишься. О чем тогда думаешь? Да хоть о чистом стекле окна, о лучике на стекле, о ручье, что виден в это окно, а может, и о синей прорехе в облаках. И ничего-то больше не нужно.

А в другой раз даже и что-нибудь необычайное не выведет из тихого, угнетенного состояния духа, и в бальной зале можно сидеть уныло, не заражаясь общим весельем. Потому что источник и радостей наших, и печалей в нас же самих.

Вот помню я один день. Я спустился к берегу. Меня захватил дождь, и я спрятался в лодочном сарае. Я напевал, но без охоты, без удовольствия, так просто, чтобы убить время. Эзоп был со мной, он сел, прислушался. Я перестаю петь и тоже слушаю, я слышу голоса, ближе, ближе. Случай, чистейший случай! Два господина и девушка влетают ко мне в сарай. Они, хохоча, кричат друг дружке:

Скорее! Тут и переждем!

Один из мужчин был в белой некрахмаленой манишке, теперь она вдобавок совсем промокла и пузырилась; в этой мокрой манишке торчала брильянтовая булавка. На ногах у него были длинные, остроносые башмаки весьма щегольского вида. Я поклонился, это был господин Мак, торговец, я узнал его, я покупал хлеб у него в лавке. Он еще приглашал меня к себе домой, да я пока не собрался.

А, знакомые! - сказал он, разглядев меня. - Вот, пошли было на мельницу, и пришлось воротиться. Ну и погодка, а? Так когда же вы пожалуете в Сирилунн, господин лейтенант? - Он представил мне низкорослого господина с черной бородкой, доктора, жившего в соседнем приходе.

Девушка подняла вуаль на нос и принялась тихонько беседовать с Эзопом. Я заметил ее кофту, по изнанке и петлям видно было, что она перекрашена. Господин Мак представил и ее, это его дочь, зовут ее Эдвардой.

Эдварда быстро глянула на меня через вуаль и опять стала шептаться с Эзопом и разбирать надпись у него на ошейнике.

Тебя, оказывается, зовут Эзоп... Доктор, кто такой Эзоп? Я только и помню, что он сочинял басни. Фригиец, кажется? Нет, не знаю.

Ребенок, школьница. Я смотрел на нее. Высокая, но еще не развившаяся, лет пятнадцати-шестнадцати, длинные, темные руки без перчаток. Наверное, придя домой, она отыскала в лексиконе Эзопа, чтобы блеснуть при случае.

Господин Мак расспрашивал меня об охоте. Чего попадается больше? Я могу свободно располагать любой из его лодок, одно мое слово - и она в моем нераздельном пользовании. Доктор все время молчал. Когда они пошли, я заметил, что доктор прихрамывает и опирается на палку.

Я побрел домой; на душе у меня было по-прежнему пусто, я безразлично напевал. Встреча в лодочном сарае не произвела на меня ровным счетом никакого впечатления; больше всего запомнилась мокрая манишка господина Мака с брильянтовой булавкой, тоже мокрой и почти без блеска.

Неподалеку от моей сторожки стоял камень, высокий серый камень. У камня был такой приветливый вид, он словно смотрел на меня, когда я к нему подходил, и узнавал меня. По утрам, отправляясь на охоту, я приноровился ходить мимо камня, и меня словно бы поджидал дома добрый друг.

А в лесу начиналась охота. Иногда я подстрелю какую-нибудь дичь, иногда и нет...

За островами тяжело и покойно лежало море. Часто я забирался далеко в горы и глядел на него с вышины; в тихие дни суда почти не двигались с места, бывало, три дня кряду я видел все тот же парус, крошечный и белый, словно чайка на воде. Но вот налетал ветер и почти стирал горы вдалеке, поднималась буря, она налетала с юго-запада, у меня на глазах разыгрывалось интереснейшее представление. Все стояло в дыму. Земля и небо сливались, море взвихрялось в диком танце, выбрасывая из пучины всадников, коней, разодранные знамена. Я стоял, укрывшись за выступ скалы, и о чем только я тогда не думал! Бог знает, думал я, чему я сегодня свидетель и отчего море так открывается моим глазам? Быть может, мне дано в этот час увидеть мозг мирозданья, как кипит в нем работа! Эзоп нервничал, то и дело поднимал морду и принюхивался, у него тонко дрожали лапы; не дождавшись от меня ни слова, он жался к моим ногам и тоже смотрел на море. И ни голоса, ни вскрика - нигде ничего, только тяжкий, немолчный гул. Далеко в море лежал подводный камень, лежал себе, тихонько уединясь вдалеке, когда же над ним проносилась волна, он вздымался, словно безумец, нет, словно мокрый полубог, что поднялся из вод, и озирает мир, и фыркает так, что волосы и борода встают дыбом. И тотчас снова нырял в пену.

«Пан» - одно из наиболее известных произведений Кнута Гамсуна. Часто называется романом, хотя русская литературная традиция работы такого рода причисляет к повестям.

В этой небольшой истории прослеживается множество характерных для автора мотивов: умиротворение, злая любовь, отчуждённость.

Как никто другой, Гамсун умеет рисовать не пейзажи, а их воздействие на человека. На страницах не бросаются в глаза липы да одуванчики, но задним числом прорисовывается зелёное лиственное дребезжание, лесная неспешность, растительные запахи - и всё это движется с неспешным лиризмом, всюду рассеивая убаюкивающие читателя зёрна слов: «уют», «покой», «гладь», «легко», «счастлив», «красота»… Тут писатель может потягаться с матёрым прерафаэлитистом, отстаивая свой обширный взгляд на окружающий мир, отличный от другого, дробящего наблюдаемое на составляющие. Восприятие - внутри. Там же, от впечатления, рождается искусство.

В описаниях любви Гамсун не так позитивен, как в своих пейзажах. Нисколько не отрицая красоты самого чувства, его силы и очарования, автор, тем не менее, часто указывает на беспочвенность людских воздыханий, являющихся следствием самообмана, наития, направленных к совершенно недостойному объекту, не способному оценить, понять, ответить взаимностью. «Пан» - не исключение, и описанные здесь сердечные дела исполнены того же духа обречённости и обманутых надежд.

Отчуждённость - ещё один неизменный гость произведений Гамсуна, овивающий протагониста ежовым пальто, колючками внутрь и наружу, так что не найти герою, пленённому красотами природы, красот в мире людском, не декодировать язык окружающих в свой, не поболтать с кем-то на равных, оттого, что нет никого, способного чувствовать, как он.

О сюжете. В «Пане» рассказывается об охотнике из уютного мирка, куда внезапно вторгается чувство к девушке. Собственно, на этом спокойное бытие протагониста кончается. Следом уже спешат: ревность, социализация, насмешки, вражда, горе, беды. Медленно, но неуклонно медитативный флёр уединения перерастает в грубое разочарование в жизни, людях, себе. И тут честно поставить вопрос, кто виноват: окружение, не желающее принимать человека таким, какой он есть, либо сам человек, не знакомый с общественными порядками. Впору упомянуть о взаимной терпимости, но так же и привести пословицу «всяк сверчок знай свой шесток». В сущности, почти все главные персонажи романа хоть раз ведут себя чёрство и несправедливо к другим.

Протагонист - не исключение: иногда он туп, иногда жесток, иногда отвратителен. Гамсун не пытается расположить читателя к герою. Разве что открытым для обсуждения остаётся вопрос - сделало ли общество человека плохим, либо он сам, имея к тому задатки, лишь нуждался в поводе, чтобы проявить себя с худшей стороны. Как бы то ни было, показушничество до добра не доводит, и к концу романа грянут два ужасающих по драматизму события.

«А где “Пан”?» - справедливо возмутятся искатели мистики. Пан встретится, правда в виде статуэтки и побочной беседы, коей могло бы в произведении даже не быть - сюжет ничего бы не потерял, так что можно смело заявить - название тут для поверхностной увязки с тематикой лесов и влюблённости.

Среди положительных черт «Пана» - красота атмосферы, изящнейший слог, безукоризненный стиль. Поэтому роман в первую очередь - притягательная форма, услада для глаз и эстетических запросов. Сюжет нетривиален - но ради него читать не стоит, потому что если искать от данного произведения именно историю, пренебрегая другими сторонами работы Гамсуна, легко упустить ослепительный фейерверк достоинств прозы норвежского автора.

Стоит ли с «Пана» начинать знакомство с Гамсуном? Да. Вместе с тем, следует оговориться, что работы такого рода в первую очередь ориентированы на людей, чувственных к поэтичному описанию и имеющих сколько-нибудь развитый литературный вкус. Желающим просто что-то почитать, коротая время, с такими произведениями не по пути.

XX століття позначилося інтересом до міфу як з боку письменників, так і з боку читачів. Міф завжди вважався глибинною основою людського та історико-культурного буття, а письменники XX століття прагнули по-новому показати давній міф, використати його символьну спрямованість, аби показати його нові грані, що відкриваються у наш час. Одним з таких авторів був Кнут Гамсун — автор роману «Пан». Чому ж так назвав свій твір письменник? Герой роману лейтенант Глан спершу й сам нагадує цю міфічну істоту. Адже Пан — це бог лісів, отар, пастухів, покровитель природи у давньогрецьких міфах. Він так любив землю, що заради неї покинув Олімп. Так само й Глан жив відлюдником у лісовій сторожці, де його єдиним товаришем був пес Езоп. Цей чоловік був щасливим серед природи, насолоджуючись кожною миттю життя серед пташиного співу у сонячний чи хмарний день. Здається, більш нічого людині й не треба, бо вона сама — джерело радості й смутку.

Глан настільки відчував природу, що розумів навіть сірий камінь, який, здавалося, впізнавав його. Той камінь був частиною дивовижної природи, яка дарувала стільки радості. Коли ж з’являється інший Пан? Коли відбувається зустріч із Едвардою та її батьком. Відтоді Глана почала мучити самотність, так що він навіть клав до кишені два мідяки й дзвенів ними, щоб не було так самотньо. «Ночі не стало, сонце тільки пірнало у море і знов виходило на світ, ще більш свіже й червоне». І кожного разу Глан, прислухаючись до нічного шепотіння, ніби відчував, як Пан сміється над ним. Доки тривають його заплутані стосунки з Едвардою та Євою, час від часу Глан ніби чує голос Пана, відчуває на собі його погляд.

Душа його чує цей поклик. Про що каже бог лісів? Може, попереджає про те, що герой ніколи не зможе жити серед людей, серед їх пристрастей, бо й сам поринає у їх вир. Тоді й охоплює його та сама паніка, що жене героя лісами у марному пошуку спокою. За міфом, такий страх — паніку — здатен був наганяти саме Пан. Увесь роман сповнений алюзій з міфу про Пана. У самому творі багато аналогій з цим богом природи, який, за легендою, володів даром пророкувати. А за середніх віків Пана вже вважали злим духом. Усі ці риси втілено в характері головного героя роману, навіть ім’я якого співзвучне міфічному богу: Глан — Пан. Тому й називається твір саме так — «Пан».

Кнут Гамсун народився в сім’ї селянського кравця на півночі Норвегії. Дитинство було важким. З чотирнадцяти років вимушений був заробляти собі на хліб. Він перепробував багато професій, але мріяв вчитися. Читав усе, що потрапляло до рук. Писати почав з 1847 року. Особливо важким для нього був 1886 p., коли на порозі стояла голодна смерть. Повість «Голод» принесла йому славу. Відтоді він написав багато романів і повістей.

На уроках зарубіжної літератури ми вивчали роман Гамсуна «Пан». Головна тема роману — кохання. Твір пронизаний високою поезією, бо Гамсун підходить до людини, як до неподільної частини природи. Герой роману лейтенант Глан живе у лісі зі своїм мисливським собакою Езопом, якого він принесе у жертву своєму коханню до Едварди. Глан відчуває щиру волю, повноту щастя лише в повній самотності, наодинці з негаснучим днем північного літа, вслухаючись у дихання природи, яка тче вічну нитку буття. Глан згадує: «Безкраїй день північного літа… І я сиджу отут і думаю про його й про хатину, де я жив, і про той ліс за хатиною». У цивілізованому світі він почуває себе незатишно. Його натура є втіленням мужності й лицарства. Усім серцем відчуває Глан своє побратимство з природою, яка йому близька і зрозуміла. Думка про дисгармонію світу є для роману головною і надає йому своєрідної меланхолійності, яку не може побороти життєлюбство письменника.

У романі показана любов Глана до Єви і до Едварди. Це дуже різні жінки, і їхня любов до Глана різна. Єву любов перетворює з покірної жінки в особистість, яка стала самостійною. Едварда має зовсім інший характер. Це сильна натура, вона не може розчинитись у коханні, як Єва. Едварда чекає від кохання дива.

Роман, який почався як ідилія, як гімн красі світу, закінчився драматично, сумно; він не вирішив конфліктів, які побачив письменник.

Із новели «Смерть Глана», яка є майже епілогом роману, дізнаємося, що Глан поїхав на полювання у Індію, отримав там від Едварди, яка вийшла заміж за барона, запрошення повернутися на батьківщину. Та Глан не може знову зустрітися з жінкою, яку і зараз кохає, але і без неї не може жити. І він покидає це життя — він робить все, щоб викликати у свого супутника-мисливця ревнощі і гнів; той не стримується і вбиває Глана.

Я чула міф про Глана, що він син Гермеса, бога лісів, полів, що кохав і переслідував німф. Фігурка Пана, зображена на порохівниці, натякає на те, що мисливець Глан — теж під його покровительством. Автор показує схожість Пана з Гланом утому, що він, Глан, володіє тою ж безмежною владою над жінками. І вся ця схожість не підкреслила жодної важливої особливості його натури. Глан — сучасна нервова людина, яка більш за все цінує мрію і надію. Бездумне ставлення до цивілізації примушує його шукати порятунку в лісі, де він один і може поринути у своє «я». Герой знаходить там почуття волі, пориває з суспільством.

У назві роману є символічний зміст. Людина, як вважає Гамсун, — частина природи, що діє в романі в образі могутнього Пана, який живе у кожному з героїв і розпоряджається його долею. Роман Гамсуна «Пан», за словами О.І. Купріна, — «это восторженная молитва красоте мира, бесконечная благодарность от сердца за радость существования, но также гимн перед страшным и прекрасным лицом бога любви». Мені здається, що з цього роману ми розуміємо авторські особливості трактування любові. Цей твір вчить нас, що не можна бути впертим егоїстом, бо залишишся самотнім, без друзів, і тобі ніхто не зможе допомогти, якщо ти потрапиш у скруту. Адже в романі показано, як гордість Едварди вбила Глана. Але він теж був впертий. Якби хоч хтось із них переступив через свою впертість, усе закінчилося б щасливо.

Норвезький письменник Кнут Гамсун посiдає одне з почесних мiсць як поет кохання, митець, що вiдкрив i зобразив новi вiдтiнки цього почуття, показав його складний характер, суперечностi мiж його життєдайною i руйнiвною силами.

Вчинки героїв у романi К. Гамсуна «Пан» визначає через кохання. Головний герой роману лейтенант Глан живе вiдлюдником у лiсовiй сторожцi. Саме тут вiн почуває себе вiльним i щасливим. Серед людей йому незатишно, навiть задушливо. Вiн має душу вiдкриту красi i коханню, душу, яка цурається дрiб’язковостi, бо може осягнути вiчне: циклiчнiсть природи, її весняне вiдродження, лiтнiй розквiт, осiннiй сон. Вiн нудьгує серед товариства, що збирається у домi мiсцевого багатiя Мака. Розмови, що точаться тут про буденнi речi, не цiкавлять героя, адже вiн розумiє сутнiсть людей, розумiє iнстинктивно, як звiр. Невипадково в романi його погляд називають «звiрячим». Цей погляд допомагає йому вiдчути iлюзорнiсть багатьох цiнностей i прагнень людського суспiльства. Його iдеал — природа, а що може бути природнiшим за кохання?

Кохання в романi зображується як непереборна сила, що не пiдвладна нi розуму, нi моральним законам. Це стихiя, яка не вибирає шляхiв, яка неминуче приносить жертви.

Кохання єднає Єву, дружину сiльського коваля, i лейтенанта Глана. Воно перетворює покiрну й безталанну Єву в особистiсть. Кохання дає їй сили, позбавляє страху. Вона нiчого не очiкує вiд Глана, не знає, чим закiнчаться їхнi стосунки, вона просто про це не думає. Вона сповнена довiри i нiжностi до коханого. I Глан вiдчуває чарiвнiсть її доброти, що дає йому вiдчуття щастя, хоча серце i душа Глана належать Едвардi. Стихiя кохання захоплює Єву i робить її своєю першою жертвою. Єва гине пiд уламками скелi.

Все трагiчно переплiтається. Порох пiд скелю пiдклав Глан, бо хотiв зробити незвичайне видовище на честь вiд’їзду барона, нареченого Едварди. Запалив порох Мак, якого мучили ревнощi. Вiн розрахував час, коли Єва опиниться бiля скелi. Людськi пристрастi, жорстокiсть i непримиримiсть руйнують життя, природу.

Едварда — сильна натура, що неспроможна пiдкоритися коханому. Для неї кохання — це боротьба. Тому її стосунки з Гланом нагадують поєдинок, в якому не може бути переможця. К. Гамсун пояснює нелогiчнiсть їхнiх вчинкiв силою пристрастi. Цi вчинки часто не розумiють навiть самi герої, але вони сповненi глибокого внутрiшнього змiсту. Бажання Глана привернути до себе увагу Едварди зрозумiле, ось чому пiд час морської прогулянки вiн кидає її черевичок у воду. Шукаючи її спiвчуття, вiн навмисне прострiлює собi ногу. Ревнощi примушують Глана плюнути у вухо нареченому Едварди. Всi цi вчинки нелогiчнi, незрозумiлi сторонньому спостерiгачевi, але вони пояснюються iмпульсивнiстю кохання мiж Гланом i Едвардою. Але в цiй iсторiї не все зрозумiло навiть самому автору, напевне тому вiн не тлумачить причини цих вчинкiв. Читач розумiє лише те, що кохання не пiдвладне розуму, що це сила, яка може керувати людиною.

Сподобався твір? Збережи в закладках - » Сенс назви твору Кнута Гамсуна «Пан» . Це не складно, зате не втратиш!

Кнут Гамсун

Читается за 5–10 мин

Оригинал - за 130−140 мин

Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой - тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо - в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.

Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.

Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.

Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.

Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.

В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.

Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.

Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.

Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.

Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.

Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.

В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.

У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.

Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.

При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева - дочь кузнеца.

Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.

Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.

Два года прошло, а вот надо же - ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?

Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.

1. Смысл названия произведения Кнута Гамсуна «Господин»

XX столетие обозначилось интересом к мифу, как со стороны писателей, так и со стороны читателей. Миф всегда считался глубинной основой человеческого и историко-культурного бытия, а писатели XX столетия стремились по-новому показать древний миф, использовать его символьную направленность, чтобы показать его грани, которые приоткрываются в наше время. Одним из таких авторов был Кнут Гамсун автор романа «Господин».

Почему же так назвал свое произведение писатель? Герой романа лейтенант Глан сперва и сам напоминает это мифическое существо. Ведь Господин - это бог лесов, отар, пастухов, покровитель природы в древнегреческих мифах. Он так любил землю, что ради нее покинул Олимп. Так же и Глан жил нелюдимом в лесной сторожке, где его единственным товарищем был пес Эзоп. Этот мужчина был счастливым среди природы, наслаждаясь каждым мгновением жизнь среди птичьего пения в солнечный или облачный день. Кажется, больше ничего человеку и не нужно, так как он сам - источник радости и грусти.

Глан настолько ощущал природу, что понимал даже серый камень, который, казалось, узнавал его. Тот камень был частью удивительной природы, которая дарила столько радости.

Когда же появляется другой Господин? Когда происходит встреча с Эдвардой и ее отцом. С того времени Глана начало мучить одиночество, так что он даже клал в карман два медяка и звенел ими, чтобы не было так одиноко. «Ночи не стало, солнце только окуналось в море и снова выходило на снег, еще свежее и краснее». И каждый раз Глан, прислушиваясь к ночному шепоту, будто ощущал, как Господин смеется над ним. Пока длятся его запутанные отношения с Эдвардой и Евой, время от времени Глан будто слышит голос Господина, ощущает на себе его взгляд. Душа его слышит этот призыв. О чем говорит бог лесов? Может, предупреждает о том, что герой никогда не сможет жить среди людей, среди их страстей, так как и сам погружается в их водоворот. Тогда и охватывает его та самая Господиника, которая гонит героя по лесам в напрасном поиске покоя.

По мифу, такой страх - Господинику - способен был нагонять именно Господин. Весь роман преисполнен иллюзий из мифа о Господине. В самом произведении много аналогий с этим богом природы, который, по легенде, владел даром пророчить. А с средних веков Господина уже считали злым духом. Все эти черты воплощены в характере главного героя романа, имя которого созвучно мифическому богу: Глан - Господин. Поэтому и называется произведение именно так - «Господин».

Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX столетия, играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное повествование античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурного достояния человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени.

Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название «Господин».

По древнегреческой мифологии, Господин - это бог лесов, полей, отар, сын вестник богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жило на Олимпе, но олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу. Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам, будто молодой козел, и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В горах Господин чувствовал себя настоящим хозяином.

Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одного птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при лунном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и, молча, слушали музыку законного бога. И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей Господинику, без явных причин страх, который называли Господиническим страхом, Господиникой.

В эпоху Александра Македонского образ Господина приобрел наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркадии выдавалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая «счастливую» Аркадию, они начали напевать хвалу и Господину, как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средневековые же века Господина считали злым духом, а его образ стал образцом для первых известных изображений черта.

В романе Кнута Гамсуна, который назван именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, что живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы - в полном одиночестве, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к неторопливому дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко. Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом.

По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта «звериный взгляд». И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы разглядеть суетливые помыслы людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача - купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.

Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан - Господин. Он ощущает свое родство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, искренне радовался, обессилел от признательности. «Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!» - хотелось сказать ему. В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и небо, и даже своих врагов.

Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была нарушена, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко. В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана и сеяла в ней беспокойство. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха. Глана охватывал Господинический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя.

Мотив дисгармонии мира, который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнил произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.

2. Инструктивно-методические материалы

А Чехов назвал норвежского писателя Кнута Гамсуна «вдохновенным певцом любви\", который показал обаяние и драматизм бурных страстей Кнута Гамсуна всегда интересовали процессы, происходившие в чел ДСК души, поэтому своим лучшим романом \"Пан\" (1894) он начал психологическую прозу в норвежской литературе Этот роман стал образцом прозы раннего модернизма, который соединил в себе черты импрессионизм в, символизма и неоромантизма Углубившись в мир человеческих переживаний, писатель показал любви на фоне прекрасной природы, которая должна бы стать примером гармонии, однако люди, по его мнению, не прис луховуються к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой К Гамсун концентрировал внимание на психологическом стороне любви, на его трагичности, когда обвинения и обиды сделали немо жливим союз двух сердец Роман написан в то время, когда писатель, находясь в эмиграции, оказался в Париже Автор долго думал, как назвать роман начала дал ему название \"Эдварда\", по имени главной г ероини Но когда книга была уже готова к печати, Гамсун решил, что название \"Эдварда\" не соответствовала содержанию произведения и поэтому сообщил издателю новое название - \"Господинвору і тому повідомив видавцеві нову назву - "Пан".

В XX и в начале XXI века наблюдался повышенный интерес к мифу со стороны писателей, философов, психологов, социологов Я Полищук отметил, что миф - \"универсальный, культурный феномен, значе ения которого выходит за конкретные временные измерения (однако в каждую эпоху устанавливается в духовных координатах времени) как первоначальный код символов, смыслов, мировоззренческих представлений или, по общепринятым в науке термина ном, архитип \"Мифологический фактор в литературе обусловлен прежде всего процессами сознательной авторской мифотворчества Философско-мифологический аспект романа\" Пан \"ощутим уже в названии произведения, и это дало возможность автору синкрезуваты культуру и мифологизировать картины мирологізувати картини світу.

В классической мифологии Пан - сын Гермеса, бог лесов, стад, пастухов, который преследовал нимф в порыве влюбленности Пан, хотя и был одним из древнейших богов Греции, недостаточно весомая лицо Постепенно он потерял свой первоначальный характер и стал богом - покровителем всей природы Когда родился великий Пан, то его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе бросилась бежать, ибо имел козлиные ноги и рога и длинную бороду Но его отец, Гермес, обрадовался рождению ребенка, взял его на руки и поднял на светлый Олимп, где все боги громко приветствовали Пана и смеялись, глядя на негоього.

Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, играя на звонкой свирели Как только услышали нимфы ее замечательные звуки, сразу толпами спешили к нему, и вскоре веселый хоровод двигался с зеленой замкнутой долине под звуки музыки Пана, который и сам любил танцевать с нимфами Когда он розвеселявся, большой шум зчинявся в лесах, по склонам гор: весело играли нимфы и сатиры вместе с Шумлы ным цапоногим господином полдень он шел в чащу леса, чтобы отдохнуть Именно тогда опасно его беспокоить: Господин вспыльчив и мог в гневе наслать тяжелый давящий сон или панический страх Случалось, что бог ус ьому армии внушал такой страх и заставлял вовсю бежать Когда Пан не гневался, то он милостив и добродушнодушний.

Пан - воплощение стихийного жизненного начала, живущего в каждом из героев романа: в Глан, Эдварде, Еве Сходство Глана с Паном оказался в том, что он имел почти безграничную власть над женщинами, их сердцами и Тяжелый \"звериный\" взгляд привлекал к нему женщин На мифического Пана герой похож тем, что оба они слились в одно целое с природой Стремительные порывы души Глана часто нельзя было понять, и автор подчеркнул, что не только на его пороховницы, но и в нем самом как будто сидели неуемное божество - Па божество - Пан.

Ведущей темой в романе стала тема любви, появилась в произведении как непреодолимая сила, которая не поддавалась контролю разума, не знала преград и не признавала никаких ограничений

Идея произведения: люди не прислушиваются к голосу природы и разума и разрушают чувства и отношения между собой Роман сложный по проблематике Он нарушил философские и морально-этические проблемы: в чем смысл л человеческого бытия; что такое счастье, человек и природа Гамсун, известный в мировой литературе как поэт любви, изобразил новые оттенки любовного чувства Именно власть любви определила отношения и поступки героироїв.

Повествование в романе \"Господин\" шла от главного героя Это своеобразные записки о том, что произошло с ним несколько лет назад Описанное в романе и рассказано Гланом воспринималось как гимн красоте мира и большая человеческая а трагедия водночадія водночас.

Сюжет романа, на первый взгляд, несложный Лейтенанта Глана, живший отшельником в лесу, любили две женщины - Ева и Эдварда, он тоже любил их, не зная, кому отдать предпочтение Стихия любви захватило все их трех героев Как любая природная стихия, любовь стала опасным и, как мифический Пан, требовало жертртв.

Лейтенант находился в том возрасте, когда молодость прошла, на смену ей пришла зрелость Он жил вдали от людей со своим верным другом псом Эзопом Герою скучно среди людей, которые собирались для развлечений в бу удинку местного богача - торговца Мака Для Глана лес - не просто уголок природы Только в лесу он чувствовал себя сильным, здесь мог жить настоящей жизнью, чувствовать его красоту Природа заполонила душу но не преодолела его чувства к Эдварде Первая встреча с девушкой произошло во время бури Тогда ей было лет 16, и она сразу покорила сердце мужчины Его любовные истории не ограничивался отношениями с Эдвардом Во время встречи парохода он познакомился с Евой, молодой замужней красавицей Автор говорил, что было что-то особенное в тяжелом зверски \"взгляде\" Томаса, что, как магнитом, тянуло к себе жи нок, и искренняя душой Ева, как бабочка прилетела на свет, не ощущая опасности Для молодой женщины это было первое сильное, бурное чувство, которому она полностью отдала С покорной домашней рабыни она превратилась в личность, чувствовала свое достоинство и независимость, ее чувства безграничное, она ничего не требовала от любимого Плановые было приятно чувствовать ее заботу, его душа у Евы просто е дпочивала и набиралась сил Но все время думал о Эдвардас він думав про Едварду.

Обе женщины любили Томаса Глана, но каждая по-своему Глан часто встречал Еву с сельским кузнецом, думая, что это ее отец Лишь накануне смерти женщины узнал, что кузнец - то ее муж Ева загы инула при взрыве мины, которую заложил Глан, чтобы отметить отъезд Эдварде грандиозным фейерверком Мину взорвал господин Мак, надеясь, что погибнет ГлаГлан.

Эдварда также любил Глана Но объяснить их отношения сложно Она почти не бывала сама, ее все время кто-то сопровождал Это раздражало Томаса, а он, в свою очередь, раздражал Мака, который заметил, что между ни им и его дочерью возникли чувства Эдварда не так хороша, как Ева, Глан ее полюбил не за красоту, а за душу Девушка посещала его сторожку, и после расставания юноша чувствовал себя опустошенным и одиноким Ревность сопровождали его страстная любовь и толкали на невероятные поступки Эдварда тоже часто безрассудная Освидчившись Глан в любви, она решила выйти замуж за барона Непредсказуемость ихн их действий можно объяснить экспрессивностью характеров Даже в те минуты, когда души их готовы открыться друг другу, что-то сдерживало йимувало їх.

На первый взгляд, Эдварда слишком капризна, чопорная Но она ждала от любви чего-то необычного и поэтому не смогла оценить чувство Глана Доминирующая тема \"любовь - страдание\" достигла своего апогея в в эпизоде??прощания Эдварде и Гланарди і Глана.

Финал романа \"Господин\" открыт, но в новелле \"Смерть Глана\" (1893), своеобразном эпилоге произведения, автор логично завершил сюжетную линию Интересно, что новелла была написана раньше роман, то есть художник еще ст создания \"Пана\" знал, чем закончится жизнь его героевим закінчиться життя його героя.

Глан отправился на охоту в далекую Индию Там он получил письмо от Эдварде с просьбой вернуться к ней Но для него возврата назад нет Он сделал все возможное, чтобы вызвать у своего соперника ревностно ощи и ярость И тот убил героевероя.

\"Когда разрушаются любовные отношения, - рушится мир,\" - писал Кнут Гамсун в своих заметках к роману \"Господин\"

Пытаясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркнул, что все мы дети природы, а потому не можем пренебрегать вечными законами единства, мудрости, гармонии Именно и народ дина, осознавший ее причастности к необъятного океана природы, может быть и будет счастливой Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленили ее душу во время спилкув Ання с природой Именно поэтому писатель искал непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души Для Глана весь мир был сказкой Он умел слушать природу, улавливать ее тихую музыку, ус им сердцем чувствовать свое единство с ней Природа заполонила душу Томаса, а не преодолела его чувства Он только в лесу мог быть самим собой, жить полноценной жизнью, чувствовать его красоту, поэтому он изменил военную форму на \"одежду Робинзона\" и жил в хижине вместе со своей собакой Эзопом Мир цивилизации герой воспринял как несовершенное, искусственное отражения мира природы Он \"наслаждался запахом корни и листья запахом сосновой живицы \", и ничто не смущало его душі ніщо не бентежило його душу.

Импрессионистический психологизм - главная стилевая признак импрессионистической техники письма Исследователь Георг Брандес отмечал, что Кнут Гамсун \"воспроизвел душевный кинематограф\" благодаря неслыханному психологии ичной импрессионизма Не все события в произведении можно назвать мотивированными и логическими (убийство Томасом Гланом своего верного друга - собаку Эзопа) Мотивация поступка не лежала на поверхности текста, героев и действовал по внутреннему предчувствием, мгновенным впечатлениевим враженням.

В образе Глана находим черты неоромантического героя Это мужественный человек, которая противостояла обществу (отчужден от людей, одинок), шла на риск, попадала в необычные обстоятельства и пыталась преодолеть

Внутренние связи можно проследить между романом \"Пан\" Кнута Гамсуна и повести \"Тени забытых предков\" М Коцюбинского И для норвежского, и для украинских писателей Пан (Чугайстер) - это олицетворение сил природы Он воспринимался как символ единения человека с природой, научил человека видеть прекрасное, всегда помогал сохранить душевное равновесие Украинский писатель утверждал, что и человеческая песням я, и человеческий труд - все дышало первоначальной природой Отыскать мелодию, которая была бы созвучна с красотой горных пейзажей, Ивану Па-лийчуку долго не удавалось Но после встречи с богом лесов - Чу гайстром, - которая и удивила парня, мелодия пришла к нему легко и просто украинский писатель в своей повести стремился воссоздать оригинальное мифологическое мировосприятие гуцулов, показать их, ов ияне сказочностью, мифами и поверьями жизни Иван Палийчук стал частью природы, ведь с детства \"знал, что в мире господствует нечистая сила, аридник (злой дух) правит всем; что в лесах полно леших, я ки пасут там свою маржинку: оленей, зайцев и серн; что там бродит веселый чугайстрив, который сейчас просит встречного танец и раздирает нявки; живущий в лесу голос топора Мог бы рассказать и о русалках, что хорошего погоду выходят из воды на берег, поют, сочиняют басни и молитвы \"То есть, уже с раннего возраста сознание Ивана была\" настроена \"на восприятие мифологического опыта, произведено го гуцулами протяжении многих веков Он слышал голоса предков, рос в атмосфере мифа карпатских лесов и долин Отношение Ивана к мифологического мира изменилось после смерти Марички Страх перед демо ночными силами вытеснил благодаря большой силе любви, которое он потерял со смертью любимой Поэтому Иван спасал нявку-Маричку, играя чугайстрив песню, которую подслушал в лешийу-Марічку, граючи Чугайстрові пісню, яку підслухав у щезника.

украинский и норвежский художники в своих произведениях через внутренний мир человека воспроизвели карпатскую мифологию, которая соединила в себе языческие и христианские верования и античный миф о Господине неповторимых ного колорита произведениям предоставили \"фигуры мифологических существ - олицетворений сверхъестественной силы\", материализация которых в \"Тенях забытых предков\" выступила как \"Субъект общения в отношениях с героем\", а в \"Пан и \"- как\" объект наблюдения героя над этим миромuot;об"єкт спостереження героя над цим світом".

справедливо будет фраза, взятая из романа украинского писателя-современника Валерия Шевчука из его романа \"Горбунка Зоя\": \"Любовь между лицами разного пола - это не мир, а война, взаимное завоевания и поборюва Ання, именно поэтому на этом поле происходит столько трагедий: иногда такое соревнование ведется не на жизнь, а на смерть и такая война у некоторых людей становится смыслом их существования, то есть они на этом поле будто воины-профессионалы \"украинский писатель трактовал проблему любви подобно тому, как ее показал и норвежский романист Кнут Гамсун Общее у этих двух писателей, что они отразили прис Траст, в определенной степени агрессивность, бесконтрольность чувств, трагизм отношений между людьми, а все это присуще литературе модернизма Любовь в гнуть Гамсуна было любовью-страданием, любовью - \"общест ю \", войной между лицами разного пола, не похоже на борьбу за какие-то идеалы или предпочтения, это\" бегство \"от себя, поэтому Валерий Шевчук назвал эту ситуацию войной\" воинов-профессионаловзвав цю ситуацію війною "воїнів-професіоналів".

Много общего с Кнутом Гамсуном в трактовке проблемы любви можно найти у Леси Украинская, которая в своей известной поэме \"Лесная песня\" писала: \"Любовь - как вода, - плавке и Быстрое, рвет, играет, ласкай ить, привлекает и топитьатягає й топить.

Автор использует форму повествования от первого лица. Его герой - тридцатилетний лейтенант Томас Глан вспоминает события, произошедшие два года назад, в 1855 г. Толчком же послужило пришедшее по почте письмо - в пустом конверте лежали два зелёных птичьих пера. Глан решает для собственного удовольствия и дабы просто скоротать время написать о том, что ему довелось пережить. Тогда где-то около года он провёл на самом севере Норвегии, в Нурланне.

Глан живёт в лесной сторожке вместе со своим охотничьим псом Эзопом. Ему кажется, что только здесь, вдалеке от чуждой ему городской суеты, среди полного одиночества, наблюдая за неспешной жизнью природы, любуясь красками леса и моря, ощущая их запахи и звуки, он по-настоящему свободен и счастлив.

Однажды он пережидает дождь в лодочном сарае, где также укрываются от ливня местный богач купец Мак с дочерью Эдвардой и доктор из соседнего прихода. Случайный эпизод почти не оставляет следа в душе Глана.

Встречая на пристани почтовый пароход, он обращает внимание на молодую хорошенькую девушку Еву, которую принимает за дочь сельского кузнеца.

Глан добывает пропитание охотой, отправляясь в горы, берет сыр у лопарей-оленеводов. Любуясь величественной красотой природы, он ощущает себя неотделимой её частичкой, он сторонится общества людей, размышляя над суетностью их помыслов и поступков. Среди буйства весны он испытывает странное, будоражащее чувство, которое сладко тревожит и пьянит душу.

В гости к Глану наведываются Эдварда и доктор. Девушка в восхищении от того, как охотник обустроил свой быт, но все же лучше будет, если он станет обедать у них в доме. Доктор рассматривает охотничье снаряжение и замечает фигурку Пана на пороховнице, мужчины долго рассуждают о боге лесов и полей, полном страстной влюблённости.

Глан спохватывается, что всерьёз увлёкся Эдвардой, он ищет новой встречи с ней, а потому отправляется в дом Мака. Там он проводит скучнейший вечер в обществе гостей хозяина, занятых карточной игрой, а Эдварда совсем не обращает на него внимания. Возвращаясь в сторожку, он с удивлением отмечает, что Мак ночью пробирается в дом кузнеца. А сам Глан охотно принимает у себя повстречавшуюся пастушку.

Глан объясняет Эдварде, что занимается охотой не ради убийства, а чтобы прожить. Скоро отстрел птиц и зверей будет запрещён, тогда придётся рыбачить. Глан с таким упоением рассказывает о жизни леса, что это производит впечатление на купеческую дочь, ей ещё не приходилось слышать столь необычных речей.

Эдварда приглашает Глана на пикник и всячески подчёркивает на людях своё к нему расположение. Глан чувствует себя неловко, пытается сгладить опрометчивые выходки девушки. Когда же на следующий день Эдварда признается, что любит его, он теряет голову от счастья.

Любовь захватывает их, но отношения молодых людей складываются трудно, происходит борьба самолюбий. Эдварда капризна и своевольна, странность и нелогичность её поступков порой выводит Глана из себя. Однажды он в шутку дарит девушке на память два зелёных пера.

Сложные любовные переживания вконец изматывают Глана, и когда к нему в сторожку приходит влюблённая в него Ева, это приносит облегчение в его мятущуюся душу. Девушка простодушна и добросердечна, ему хорошо и спокойно с ней, ей он может высказывать наболевшее, пусть она даже и не способна понять его.

В крайне взвинченном состоянии возвращается Глан к себе в сторожку после бала, устроенного Эдвардой, сколько колкостей и неприятных моментов довелось ему претерпеть в тот вечер! А ещё он испытывает бешеную ревность к доктору, хромой соперник имеет явное преимущество. От досады Глан простреливает себе ногу.

У лечащего его доктора Глан допытывается, была ли у них с Эдвардой взаимная склонность? Доктор явно сочувствует Глану. У Эдварды сильный характер и несчастный нрав, поясняет он, она ожидает от любви чуда и надеется на появление сказочного принца. Властная и гордая, она привыкла во всем верховодить, и увлечения в сущности не затрагивают её сердца.

Мак привозит в дом гостя, барона, с которым Эдварда отныне проводит все время. Глан ищет утешения в обществе Евы, он счастлив с ней, однако же она не заполняет ни его сердца, ни его души. Мак узнает об их отношениях и мечтает только о том, как бы избавиться от соперника.

При встречах с Эдвардой Глан сдержанно холоден. Он решил, что не даст больше себя морочить своевольной девчонке, тёмной рыбачке. Эдварда уязвлена, узнав о связи Глана с Евой. Она не упускает случая съязвить на его счёт по поводу интрижки с чужой женой. Глан неприятно удивлён, узнав об истинном положении дел, он пребывал в уверенности, что Ева - дочь кузнеца.

Мстительный Мак поджигает его сторожку, и Глан вынужден перебраться в заброшенную рыбачью хибарку у пристани. Узнав об отъезде барона, он решает отметить это событие своеобразным салютом. Глан подкладывает порох под скалу, намереваясь в момент отплытия парохода поджечь фитиль и устроить необыкновенное зрелище. Но Мак догадывается о его замысле. Он подстраивает так, что в момент взрыва на берегу под скалой оказывается Ева, которая погибает под обвалом.

Глан приходит в дом Мака сообщить о своём отъезде. Эдварда абсолютно спокойно воспринимает его решение. Она просит только оставить ей на память Эзопа. Глану кажется, что она станет мучить собаку, то ласкать, то сечь плёткой. Он убивает пса и посылает Эдварде его труп.

Два года прошло, а вот надо же - ничего не забыто, ноет душа, холодно и тоскливо, размышляет Глан. Что, если уехать развеяться, поохотиться где-нибудь в Африке или Индии?

Эпилогом к роману служит новелла «Смерть Глана», события которой относятся к 1861 г. Это записки человека, который был с Гланом в Индии, где они вместе охотились. Именно он, спровоцированный Гланом, выстрелил ему прямо в лицо, представив случившееся как несчастный случай. Он нисколько не раскаивается в содеянном. Он ненавидел Глана, который, казалось, искал гибели и получил то, что хотел.