Когда родился киплинг. Краткая биография редьярда киплинга самое главное

Киплинг Joseph Rudyard Kipling Карьера: Писатель
Рождение: 30.12.1865
Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди; от нее же он услышал индийские сказки о животных, запомнившиеся ему на всю жизнь. В шесть лет его отправили в Англию получать образование.

КИПЛИНГ (Kipling), Редьярд

Джозеф Редьярд Киплинг, британский стихотворец, прозаик и новеллист, родился в Бомбее в семье Джона Локвуда Киплинга, ректора и профессора Бомбейской школы искусств, и Алисы (Макдональд) Киплинг. Отец поэта был скульптором и декоратором, мамаша печаталась в местных журналах.

В возрасте 6 лет, как это было принято в англоиндийских семьях, Редьярд и его младшая сестра были отправлены обучаться в Англию. Они жили в частном пансионе, а на праздники уезжали к родственникам матери, в семью художника прерафаэлитской школы Эдуарда Берн-Джонса. Переживания ребенка, которого преследовала жестокая хозяйка пансиона, нашли отображение в новелле К. Черная овечка ("Baa Baa, Black Sheep", 1888), а кроме того в романе Свет погас ("The Light That Failed", 1890) и в автобиографии (1937).

В 1878 г. К. был послан в Девонское училище, где сыновья офицеров готовились к поступлению в престижные военные академии. Директором училища был единственный из членов того эстетического кружка, в тот, что входили Берн-Джонс и Уильям Моррис. Хотя первое время мальчику изрядно доставалось от задир-однокашников, в конце концов он полюбил училище, описанное им в сборнике рассказов Сталки и К ("Stalky and Co", 1899). Поскольку училище не давало дипломов для поступления в Оксфорд или Кембридж, а близорукость не позволила юноше избрать военную карьеру, на этом образование К. закончилось. Его папа под впечатлением рассказов, написанных сыном в училище, подыскал ему работу в редакции англоязычной Гражданской и военной газеты ("Civil and Military Gazette"), выходившей в Лахоре (Индия), и в октябре 1882 г., прожив в Англии 11 лет, К. возвращается в Индию.

В работе К. использует знание языка хиндустани, тот, что он не забыл за время своего пребывания в Англии, а ещё знакомство с англо-индийским обществом для изображения той Индии, которая известна нам по его книгам. Для газеты, в которой он работает, К. постоянно пишет рассказы и стихотворения. Первый сборник стихотворений писателя Департаментские песни ("Departmental Ditties", 1886) был издан ограниченным тиражом и разошелся в такой степени скоро, что был переиздан в том же году. Сборник новелл Простые рассказы с гор ("Plain Tales From the Hills") появился двумя годами позже. С 1887 по 1889 г. К. написал шесть сборников коротких рассказов для серии Библиотека Индийской железной дороги, предназначенной для путешественников, что принесло ему широкую известность как в Индии, так и во всей Британской империи.

Стремясь приневолить изъясняться о себе в Англии, К. возвращается туда посредством Японию и Северную Америку. Перед отъездом он заключает в Аллахабаде контракт с местной газетой Пионер ("Pioner") на написание путевых очерков. В октябре 1889 г. литератор приезжает в Лондон, где он уже успел сделаться знаменитым и более того получить репутацию литературного наследника Чарлза Диккенса. Его сборники для серии Библиотека Индийской железной дороги были переизданы в Англии в 1890 г. и с восторгом приняты критикой.

В Лондоне К. знакомится с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, вкупе с которым работает над повестью Наулахка ("The Naulahka", 1892). Вскоре затем того, как Бейлстир умер от тифа в 1892 г., К. женился на его сестре Каролине. В опубликованный в том же году поэтический сборник Песни казармы ("Barrack-Room Ballads") вошли два наиболее известных стихотворения писателя Гунга Дин ("Gunga Din") и Мандалей ("Mandalay").

Молодая чета переехала в Браттльборо (штат Вермонт), где у них родились две дочери. В Вермонте К. пишет Множество затей ("Many Inventions", 1893), двухтомник рассказов и стихотворений Книга джунглей ("The Jungle Book, 1894) и Вторая книжка джунглей ("The Second Jungle Book", 1895), а ещё стихотворный сборник Семь морей ("The Seven Seas", 1896). Опубликованная в 1897 г. повесть Отважные мореплаватели ("Captains Courageous") посвящена рыбакам Новой Англии.

Недовольство жизнью в Вермонте и обстоятельный конфликт с шурином вынудили К. оставить Соединенные Штаты и возвратиться сообща с семьей в Англию, где ему вскоре удалось воссоздать прежние позиции в литературном мире. В газетах он публикует стихотворения, в том числе Последнее песнопение ("Recessional", 1897), где содержится предостережение супротив безответственного использования национального могущества. Лучшим романом К. считается Ким ("Kirn", 1901), в котором описываются похождения туземно-рожденного мальчика и странствующего по Индии буддистского монаха.

В 1898 г. во время пребывания К. с семьей (незадолго до этого у писателя родился сын) в Нью-Йорке он и его старшая дочка занедужили воспалением легких;

дочка умерла это стало утратой, нашедшей родное отображение во многих рассказах К. тех лет. После начала англобурской войны в 1899 г. К. провел немного месяцев в Южной Африке, редактируя армейскую газету и исполняя обязанности политического и военного консультанта.

В 1902 г. К. покупает загородный обитель в графстве Суссекс, где остается до конца жизни. В том же году он пишет Сказки нетрудно так ("Just So Stories"), Эльф с Холма Простаково ("Puck of Pook"s Hill"). Сборник детских рассказов из истории древней Англии выходит в 1906 г. В эти годы К. ведет ещё активную политическую дело, выступает в поддержку консерваторов и супротив феминизма и ирландского гомруля, пишет о грозящей войне с Германией.

В 1907 г. К. получает Нобелевскую премию по литературе за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся дар повествователя. Хотя в Стокгольм К. приехал, традиционной речи он проговаривать не стал.

К этому времени К. написал тринадцать томов рассказов, четыре романа, три книги рассказов для детей, немного сборников путевых заметок, очерков, газетных статей и сотни стихотворений. В 1907 г. он был удостоен кроме того почетных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов; помимо того, он получил награды от университетов Парижа, Страсбурга, Афин и Торонто.

Вскоре вслед за тем получения Нобелевской премии творческая активность К. начинает снижаться. Во время первой важный войны, на которой погиб его один отпрыск, К. с женой работает в Красном Кресте. В 1917 г. К. выпускает Самые разные существа ("A Diversity of Creatures") сборник стихотворений и рассказов. После войны беллетрист непочатый край путешествует, в том числе и как член Комиссии по военным захоронениям. Во время одного из таких путешествий по Франции в 1922 г. К. знакомится с английским королем Георгом V, с которым его непочатый край лет связывала большая приятельство. В тот самый отрезок времени литератор примыкает к правому крылу Консервативной партии, а в 1923 г. выпускает книгу Ирландские гвардейцы во время Великой войны ("The Irish Guards in the Great War"), посвященную полку, где служил его наследник.

В 1926 и 1932 гг. выходит ещё два сборника рассказов К. С 1915 г. сочинитель страдал от гастрита, тот, что в дальнейшем оказался язвой. Скончался К. в Лондоне от кишечного кровотечения в 1936 г., за два дня до своего друга, короля Георга V. Писатель был похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве. Его автобиография Кое-что о себе ("Something of Myself") появилась через год потом его смерти.

В 1890 г. Оскар Уайльд назвал К. гением, говорящим на кокни, а Генри Джеймс увидел в нем английского Бальзака. Впрочем, к 1907 г. заинтересованность критики к К. начинает спадать. Затмение его писательской славы, по-видимому, объясняется великодержавными и консервативными взглядами К., а кроме того общедоступностью его произведений модернисты считали, что К. сторонится тех тем и эстетических принципов, которые исповедуют они.

С начала 40-х гг. творчество К. переосмысляется критикой. В 1943 г., после этого того как Т.С. Элиот выпускает в издательстве Фейбер энд Фейбер сборник стихотворений К., заинтересованность к писателю возрождается. В пространном эссе, предваряющем вирши К., Элиот утверждает, что по мастеровитости К. превосходит классиков... Среди его стихотворений не найдется ни одного, в котором бы ему не удалось осуществить поставленную задачу. К. принято полагать автором популярным и развлекательным, поясняет Элиот, по той обычный причине, что его произведения постоянно популярны и развлекательны. По мнению Элиота, главным достоинством К. было его умение вынудить людей понять. Индийский критик Нираду К. Чаудхури считает, что автору Кима удалось сформировать не только что ни на есть оптимальный роман об Индии на английском языке, но и единственный из лучших английских романов вообще. В биографии К. Загадочные путешествия Редьярда Киплинга: его книги и жизнь (1977) британский сочинитель и критик Энгус Уилсон писал: Страстный заинтересованность К. к людям, их языку, делам и заботам составляет сущность магического очарования всех его произведений.

(Сэр) Джо́зеф Ре́дьярд Ки́плинг (англ. Sir Joseph Rudyard Kipling - /ˈrʌdjərd ˈkɪplɪŋ/ ; 30 декабря , Бомбей - 18 января , Лондон) - английский писатель, поэт и новеллист.

Его лучшими произведениями считаются [ ] «Книга джунглей » (The Jungle Book ), «Ким » (Kim ), а также многочисленные стихотворения. В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе . В этом же году он удостаивается наград от университетов Парижа , Страсбурга , Афин и Торонто ; удостоен также почётных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов.

Биография

Детство

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землёй на Страшный Господень Суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что - племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?

Эпоха путешествий

В середине 1880-х годов Киплинг начинает совершать поездки по Азии и США в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер» (Pioneer ), с которой он заключил контракт на написание путевых очерков. Популярность его произведений стремительно увеличивается, в и 1889 годах издаются 6 книг с его рассказами, которые принесли ему признание.

В этом же году он покупает загородный дом в графстве Сассекс (Англия), где остаётся до конца жизни. Здесь он пишет свои знаменитые книги «Пак с Холмов » (Puck of Pook’s Hill ) и «Награды и феи» (Rewards and Fairies ) - сказки Старой Англии, объединённые рассказчиком - эльфом Паком , взятым из пьес Шекспира. Одновременно с литературной деятельностью Киплинг начинает активную политическую деятельность. Он пишет о грозящей войне с Германией , выступает в поддержку консерваторов и против феминизма .

Время Первой мировой войны

Литературная деятельность становится всё менее насыщенной. Ещё одним ударом для писателя стала гибель старшего сына Джона в Первую мировую войну в 1915 году . Он погиб во время битвы при Лосе 27 сентября 1915 года, находясь в составе батальона ирландских гвардейцев. Тело Джона Киплинга так и не было обнаружено. Киплинг, вместе с женой работавший в военное время в Красном Кресте , потратил 4 года, пытаясь выяснить, что же случилось с сыном: у него все время теплилась надежда, что, возможно, сын попал в немецкий плен. В июне 1919 года , потеряв все надежды, Киплинг в письме военному командованию признал, что его сын скорее всего погиб. В одной из «Эпитафий войны» (1919) он написал: «Если кто-то спросит, почему мы погибли, Ответьте им, потому что наши отцы лгали нам» .

Об истории гибели сына Киплинга британские кинематографисты в 2007 году сняли телевизионный фильм «Мой мальчик Джек» (режиссёр Брайан Кирк , в главных ролях - Дэвид Хэйг и Дэниел Рэдклифф).

После войны Редьярд Киплинг становится членом Комиссии по военным захоронениям. Именно им была выбрана библейская фраза «Их имена будут жить вечно» на обелисках памяти. Во время одной поездки в 1922 году по Франции он знакомится с английским королём Георгом V , с которым потом завязывается большая дружба.

Последние дни писателя

Киплинг продолжал свою литературную деятельность до начала 1930-х годов, хотя успех сопутствовал ему всё меньше и меньше. С приходом к власти в Германии Гитлера Киплинг убрал с обложек своих книг свой логотип, разработанный его отцом на основе знака индийского торговца и представлявший собой свастику с головой слона, держащего в хоботе цветок лотоса . С 1915 года писатель страдал от гастрита , который впоследствии оказался язвой . Редьярд Киплинг умер от прободения язвы 18 января 1936 года в Лондоне , на 2 дня раньше Георга V . Тело Киплинга было кремировано в крематории Голдерс-Грин , прах захоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве .

В масонстве

По данным английского журнала «Масонские иллюстрации», Киплинг стал масоном примерно в 1885 году , за 6 месяцев до обычного минимального возраста (21 год) . Он был инициирован в ложе «Надежда и настойчивость» № 782, которая находилась в Лахоре . Позже он написал в лондонской «Таймс »:

Также он был членом французской ложи «Строители совершенного города» № 12, в Сан-Омер .

Список произведений

Переводы на русский

Сказки серии «Just so stories» впервые были изданы на русском языке уже в 1903 году и неоднократно переиздавались в оригинальных [прояснить ] переводах 11 раз, в том числе 4 раза до 1918 года и 7 раз после 1989 года

Первый сборник стихов Киплинга на русском вышел в 1922 году в переводе Ады Оношкович-Яцыны .

Экранизации

  • «Крошка Вилли Винки» (Wee Willie Winkie) - реж. Джон Форд (США, 1937)
  • Маленький погонщик слонов (Elephant Boy) - реж. Роберт Флаэрти , Золтан Корда (Великобритания, 1942)
  • «Отважные капитаны » (Captains Courageous) - реж. Виктор Флеминг (США, 1937)
  • «Ганга Дин» (Gunga Din) - реж. Джордж Стивенс (США, 1939)
  • Книга джунглей (Rudyard Kipling"s Jungle Book) реж. Золтан Корда (США, Великобритания, 1942)
  • «Ким» (Kim) - реж. Виктор Сэвилл (США, 1950)
  • Рикки-Тикки-Тави (мультфильм) (СССР, 1965)
  • Книга джунглей (мультфильм) (The Jungle Book) - реж. Wolfgang Reitherman «Walt Disney Productions»(США, 1967)
  • «Человек, который хотел быть королём» (The Man Who Would Be King) - реж. Джон Хьюстон (США-Великобритания, 1975)
  • Белый морской котик (мультфильм) (The White Seal) - реж. Чак Джонс (США, 1975)
  • Рикки-Тикки-Тави (мультфильм) (Rikki-Tikki-Tavi) - реж. Чак Джонс (США, 1975)
  • «Рикки-Тикки-Тави» - реж. Александр Згуриди (СССР-Индия, 1975)
  • Братья Маугли (мультфильм) (Mowgli"s Brothers) - реж. Чак Джонс (США, 1976)
  • «Ким» (Kim) - реж. Джон Ховард Дейвис (Великобритания, 1984)
  • Книга джунглей (аниме-сериал, 52 серии) (ジャングルブック 少年モーグリ Jungle Book: Shounen Mowgli) - реж. Фумио Курокава (Япония (TV Tokyo) 1989-1990)
  • «Книга джунглей» (The Jungle Book) - реж. Стивен Соммерс (США, 1994)
  • Книга джунглей: история Маугли (The Jungle Book: Mowgli"s Story) - реж. Ник Марк (США, 1998)
  • «Книга джунглей» (The Jungle Book) - реж. Джон Фавро (США, 2016)
  1. 1936 - Слонёнок - чёрно-белый
  2. 1936 - Отважный моряк - чёрно-белый
  3. 1938 - Почему у носорога шкура в складках - чёрно-белый
  4. 1967-1971 - Маугли

Влияние

  • Название сборника Just-so stories (1902) (в русском переводе получившего название «

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Редьярд Киплинг: биография, творчество, факты, видео» — о жизни английского писателя, поэта, новеллиста и лауреата Нобелевской премии по литературе. Годы жизни: 1865-1936.

Джозеф Редьярд Киплинг

Будущий известный писатель, которого по праву причислили к «великим сказочникам», появился на свет в таинственной и загадочной стране — Индии, в Бомбее. Его отец служил преподавателем в художественном училище. Мальчик рос на попечении слуг-индийцев и на хинди начал говорить раньше, чем по-английски.

Хотя большая часть его жизни прошла за пределами Индии, он всегда ощущал себя англоиндийцем. А это была совершенно особая категория людей. Сохраняя живую связь с Англией, своей страной они считали все-таки Индию.

Хорошо ее знали и по-особому любили и саму страну, и населяющие ее народы, не забывая, однако, что они – посланцы более высокой цивилизации. Такой взгляд на население английских колоний – понимающий, внимательный, даже уважительный, но все же свысока – писатель сохранит навсегда, и он многое определит в его творчестве.

Когда мальчик немного подрос, его отправили в Англию. Там он жил у чужих людей, как сам потом говорил – «в доме отчаяния». В своей семье он был балованным любимцем. Здесь его пытались воспитывать строгостью и унизительными наказаниями.

На нервной почве у Редьярда стало быстро ухудшаться зрение. Душевный опыт несвободы и унижения не забылся. «Дом отчаяния» он потом опишет в рассказе «Мэ-э, Паршивая овца» (1888 г.).

Творчество Киплинга

Получив хорошее образование, Джозеф возвратился в Индию. Здесь в одной из газет, которая выходила в городе Лахор, появляются его статьи и рассказы («Ворота Ста Печалей»). Эти рассказы впоследствии составили сборники «Простые рассказы с холмов» (1887 г.), «Вилли-Винки», «Под деодарами», «Три солдата» (все три – 1888 г.).

Для литературы Великобритании эти рассказы явились новым, непривычным жанром. Необычной была прежде всего их краткость: газетные площадки не позволяли развернуться. Но это внешнее обстоятельство мастер слова превратил в художественный прием. В его прозе каждое слово на виду, почти как в стихах.

Английская литература (в отличие от американской и французской) к такому не привыкла. «Киплинг ухватил холодную, ясную жестокость французского рассказа. Рассказы эти вроде уколов: и быстро, и очень больно», – писал Г. К. Честертон.

Язык Киплинга был приближен к повседневной речи англоиндийцев. В частности изобиловал заимствованиями из индийских языков (благодаря чему, многие из них впоследствии утвердились и в литературном английском).

Наконец, сюжеты свои он строил на материале, который для литературы тоже был нов, хотя его первым читателям отлично знаком, – на описаниях жизни колониальных чиновников. Пока известность Киплинга не вышла за пределы Индии, это воспринималось как реализм, причем иногда шокирующе грубый и жесткий.

Вскоре писателем заинтересовалась и английская публика. Бытовой фон его рассказов сразу превратился в экзотику. События и персонажи окутались романтической дымкой.

Поэзия Киплинга

В поэзии Редьярд Киплинг дебютировал еще раньше. Его сборник «Школьная лирика» вышел в 1881 г., когда Джозефу едва исполнилось шестнадцать лет. Его поэтический стиль очень своеобразен. Этот признанный классик стоит особняком в классической английской поэзии.

Редьярд Киплинг: биография и творчество →Потрясающее стихотворение «Если»

Ни язык, ни ритм, ни герои его стихов, кажется, не обращают никакого внимания на традиции.

Язык классической английской поэзии (как и русской) сохраняет многие устаревшие слова и обороты и тем самым обособлен от прозаической речи. Киплинг пишет не просто «прозаическим» языком, но часто языком нарочито неправильным.

Его излюбленный прием – вести рассказ от лица персонажа: солдата, моряка. А они говорят не совсем грамотно – перевирая плохо знакомые слова, употребляя просторечные и диалектные формы и профессиональные выражения. Русский читатель может вспомнить как аналогию песни Высоцкого и Галича.

Киплинг хотел, чтобы стихи звучали как подлинная речь персонажей. А в каком жанре солдат или матрос могут естественно говорить стихами? Конечно, в песне. Поэтому ритмы многих стихотворений будто диктуют мелодию.

Киплинг и впрямь был проповедником, но проповедовал он отнюдь не только империализм. Он пытался научить своих современников жить достойно – даже если не веришь в то, что за каждый поступок, злой или добрый, воздастся на небесах.

Дело и Закон

Киплинг на место Божьих заповедей поставил идею Закона. Его герои постигают и защищают законы своей страны, своего полка, своей «стаи». Иногда и в буквальном смысле, как в рассказах о Маугли.

Закон существует для тех, у кого есть общее Дело. Это – вторая важнейшая ценность для Киплинга. В одном из лучших своих стихотворений – «Томлинсон» – он с издевкой описывает загробную судьбу человека, у которого в жизни не было Дела.

Его не пускают в рай, но и у адских врат повторяется то же. В итоге сатана из жалости отправляет его на землю.

Человек без Дела – не человек. А Делом англичанина Киплинг считал Империю. Но те, кто сочтет его обычным шовинистом, ошибутся. Во-первых, Империя для него означала служение покоренным народам, то есть долг, а не привилегию.

А во-вторых, у Киплинга нет и следа неуважения к тем народам, которые сопротивлялись британской власти. Он понимал, что у них своя «стая», и если они следуют ее Закону, то они – хорошие люди, достойные уважения. Потому что две вещи на свете – Любовь и Война – древнее и выше любого Закона.

Лучшая книга об Индии

Долгое время писатель оставался мастером малой формы: читатели ценили его рассказы и стихотворения. И только в 1900 году вышел «Ким» – шедевр писателя и по общему мнению, лучшая книга об Индии.

В этом романе приключенческая интрига удивительным образом сочетается с философской глубиной, а яркие картины индийской жизни – с психологической четкостью.

Его герои – буддийский монах и мальчик-сирота, сын английского солдата, – одновременно и причастны Индии ( – религия индийского происхождения, а мальчишка вырос беспризорником в индийском городе и чувствует себя в этой стране как рыба в воде), и отделены от нее.

Их глазами и видит читатель все многоцветье языков, религий, народов и обычаев этой великой и прекрасной страны.

Киплинг достиг вершин славы на рубеже веков: она уже шла на убыль, когда в 1907 году писатель получил Нобелевскую премию. А после Первой мировой войны его творчество стало восприниматься в Англии только как назойливая и лживая пропаганда.

В России Киплингу повезло больше, – правда, здесь его знали главным образом как поэта и детского писателя. В наши дни, однако, и в англоязычных странах он становится признанным классиком. Вероятно, миру опять понадобились мужество и честь, певцом которых он был.

Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию в 42 года, он - самый моло­дой писатель-лауреат. Причину такого необычного успеха следует усматривать прежде всего в его поразительной даровитости.

«Киплинг совершенно самостоятелен. Он оригинален как никто другой в современной.литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, порази­тельная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль, или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя».

Для Киплинга не существовало неразрешимых задач. Он блестяще владел и разнообразной стихотворной формой, и новеллой, и рома ном, и сказкой, и очерком. Киплинг стал реформатором английского стиха, а его рассказы - энциклопедией сюжетов. Всего Киплингом выпущено 37 самостоятельных книг беллетристики, в том числе 24 сборника рассказов, 5 книг стихов, 4 романа, 2 книги путевых очерков, 1 пьеса и 1 критическое исследование, а также ряд брошюр на полити­ческую и социальную тематику.

Он много писал об Индии, и в его представлении местное населе­ние - великий народ с гордой душой. В мировой литературе именно у него это показано впервые. Вместе с тем чувствуется четкое понима­ние Киплингом различия между мироощущением и образом действий людей разных рас и народов. В «Балладе о Востоке и Западе» это выра­жено чеканными строками:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и с мест они не сойдут,

Пока не предстанут Небо с Землей

на Страшный Господень суд.

Перевод Е. Полонской

Преобладание восточной темы в его творчестве не случайно. Родился Киплинг в Бомбее, куда его отец, начинающий художник, от­правился с молодой женой в поисках надежного заработка и устойчи­вого положения в обществе. Мальчик рос в дружной семье, где его отчаянно баловали. Все изменилось, когда шестилетнего Редьярда вме­сте с младшей сестрой Беатрисой отправили в Англию для получения образования. Дети попали на попечение дальних родственников, которые держали нечто вроде частного пансиона. Здесь всем заправ­ляла жестокая и вздорная хозяйка. Она делала все, чтобы подавить волю мальчика, и довела его до нервного заболевания, сопровождав­шегося временной потерей зрения. Проведенные в этом аду шесть лет ставили в душе Редьярда травму на всю жизнь. В одном из рассказов он писал: «Когда детским губам довелось испить в полной мере горь­кую чашу Злобы, Подозрительности, Отчаяния, всей на свете Любви не хватит, чтобы однажды изведанное стерлось бесследно».

После этого мальчика на пять лет определили в закрытую школу в Лондоне, где растили будущих «строителей Империи». От воспитан­ников требовали не столько знаний, сколько подчинения полувоенной дисциплине. Пребывание в шкале оказало решающее влияние на фор­мирование мировоззрения будущего писателя. внушив ему преклоне­ние перед порядком, организованностью.

Первый сборник его стихов «Школьная лирика» был издан в Bндии, когда Киплингу исполнилось 16 лет. Этим был подведен итог отроческих опытов. Вернувшись в 1882 году в Лахор (ныне один из крупнейших городов Пакистана), где работал в то время его отец, Редьярд Киплинг деятельно принялся за журналистику и литературу. В течение пяти лет он работал штатным сотрудником, а затем соредактором «Гра­жданской и военной газеты» в Лахоре. В число его обязанностей вхо­дил выпуск еженедельного приложения к газете с занимательными очерками и рассказами. Поскольку известных авторов привлечь для этого не удалось, молодой журналист сам взялся за работу. Затем ему в таком же качестве довелось сотрудничать в другой газете, после чего он перебрался в Англию, предварительно совершив путешествие в Японию и США. Последний раз Киплинг побывал в Индии в 26 лет, до этого посетив Южную Африку (куда, кстати, ездил в дальнейшем ежегодно летом), Австралию и Новую Зеландию. Вскоре он женился на молодой американке, пробовал обосноваться в Америке, но жизнь в США омрачилась смертью старшей дочери, шестилетней Жозефины, и с 1902 года он поселился в одном из городков Англии, где и прожил до конца дней.

Для Киплинга характерно необычно раннее достижение творчес­кой зрелости. Уже в первой книге стихов «Департаментские песни», вышедшей, когда автору было всего 21 год, и в появившихся в последу­ющие два года нескольких сборниках новелл ощущалась твердая рука мастера.

Ко времени нобелевской славы Киплинг написал почти все из тех произведений, значение которых сохранилось до наших дней: роман «Свет погас», воспроизводящий историю трагической юношеской любви автора, повесть «Маугли » о живущем среди зверей мальчике, роман «Ким» о индийском подростке, состоящем на шпионской службе у англичан, книжку «Сказки просто так для маленьких детей», множе­ство рассказов и стихов.

Слава Киплинга была всемирной. И причиной тому не только его редчайший талант, но и то, что он смог предложить читателям свое, нестандартное видение мира, свое толкование общечеловеческих проблем и проблем личности. Ирландский поэт Уильям Баглер Йетс, ровесник Киплинга, получивший Нобелевскую премию 16-ю годами позже, назвал свое поколение трагическим. Именно этому поколению, первому в истории, довелось столкнуться с крахом религиозного миро­восприятия, итог которому Фридрих Ницше подвел формулой «Бог умер!». Вместе с этой потерей от людей ушло понимание высшего смы­сла мира, разрушились эталоны, с которыми человек мог сверять свои помыслы и поступки.

Выход из этой мировоззренческой катастрофы искали многие, в том числе и те, кто оказался в списке награжденных Нобелевской премией. Киплинг вместе со своим поколением испытал ужас перед опустевшей Вселенной и попытался сконструировать свое понимание нового мира. Единственное спасение от его бессмысленности он видел в действии, освященном высшей, надиндивидуальной целью. Отсюда родилась центральная идея Киплинга - идея высшего нравственного Закона, то есть господствующей над человеком и обществом системы запретов и разрешений, «правил игры», нарушение которых недопустимо. Если ты волк, утверждает он, ты обязан жить по Закону Стаи, если мат­рос - по Закону Команды, если офицер - по Закону Полка. Самым высшим для него стал Закон Британской Империи, в которой он хотел видеть законодателя и лидера, ведущего «избранные народы» к эсхато­логическому спасению.

Наиболее одаренный провидец бедствий XX века Джордж Оруэлл, которого не заподозришь в стремлении согласовать свою точку зрения с канонами узколобой материалистической критики, сказал: «Бессмы­сленно делать вид, будто киплинговский взгляд на вещи, взятый в целом, может быть приемлем или простителен для любого цивилизо­ванного человека...Да, Киплинг - оголтелый империалист». Осо бенно Киплингу доставалось за программное стихотворение «Бремя белого человека» (1898). Оно начинается словами:

Неси это гордое Бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли -

На каторгу радл угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

Перевод А. Сергеева

Недостаточность и даже тупиковость мировоззренческой докт­рины Киплинга проявилась сравнительно скоро. Первая мировая вой­на, на фронтах которой погиб его единственный сын, поставила точку под этим приговором времени. Творчество Киплинга перестало быть фактором культуры. Когда его хоронили в Вестминстерском аббатстве (честь, которой удостаиваются немногие), в церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Англии, не пожелал участвовать ни один мало-мальски значительный писатель.

И тем не менее книги Киплинга ценят и сейчас. И не только за их высочайшую художественность. Немаловажное значение имеет и его проповедь личной ответственности человека перед миром. Свое миро­ощущение он лучше всего выразил в блестящей «Заповеди» - стихо­творении, написанном в форме обращения к сыну. Из него взят эпи­граф к этому очерку, другим отрывком, характеризующим отношение «железного Редьярда» к жизни, его и закончим:

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Перевод М. Лозинского

ИЗДАНИЯ КИПЛИНГА

Лиспет: Рассказы. Л.: ХЛ, 1968. 487 с.

Стихотворения. Рассказы//БВЛ. Т. 118. М.: ХЛ, 1976. С. 339-732.

Избранное [роман «Свет погас», рассказы, стихотворения]. Л.: ХЛ, 1980.

Ким. Роман. М.: ВШ, 1990, 287 с.

ЛИТЕРАТУРА О КИПЛИНГЕ

Куприн А. Редиард Киплинг//Куприн А. Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Правда, 1964. С. 478-483.

Дьяконова Н., Долинин Л. О Редьярде Киплинге//Киплинг Р. Избранное. Л., 1980. С. 3-26.

Долинин А. Загадки Редьярда Киплинга//Киплинг P. I Ьбранное [на англ. яз.]. М.: Радуга , 1983. С. 9-32.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Джозеф Редьярд Киплинг - английский писатель, поэт и новеллист. Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей», «Ким», а также многочисленные стихотворения.

Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Бомбее (Британская Индия), в семье художника, профессора местной школы искусств Джона Локвуда. В 6-летнем возрасте родители отправляют Киплинга в частный пансион в Англии.

В 12 лет он поступает в училище для будущих военных в Девоне. Военным Киплинг стать не смог из-за близорукости, однако в училище он увлекся литературой и начал писать. Когда Киплингу исполнилось 17 лет, отец помог устроиться ему журналистом в «Гражданскую и военную газету», выходившую в Лахоре (Пенджаб, Британская Индия).

До 1889 года Киплинг работал в газетах колониальной Индии, в них также публиковались его стихи и рассказы. В 1886 году вышло первое самостоятельное издание его стихов («Департаментские песни»). В 1888 году опубликован первый сборник прозы («Простые рассказы с гор»). Издаются также некоторые другие его книги (сборник рассказов «Три солдата» и др.). С этого времени он начинает приобретать популярность как писатель.

В 1889 году направляясь в Сан-Франциско (США), Киплинг проезжает через Бирму, Сингапур, Гонконг, Японию, делая путевые заметки для аллахабадской газеты «Пионер» (они будут опубликованы отдельной книгой «От моря до моря» в 1899 г.). После поездки по США он возвращается в Лондон. В 1891 году недолго путешествует по Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии и Индии.

В 1892 году Киплинг женится, в том же году уезжает с женой в США, где живет до возвращения в Англию в 1896 году. В этот период он выпускает сборник стихов «Песни казармы» (1892), пишет «Книгу джунглей» (1894) и «Вторую книгу джунглей» (1895). У него рождается трое детей (старшая дочь умрет от воспаления легких в возрасте 4 лет во время визита в США в 1899 году).

В годы англо-бурской войны, а затем во время Первой мировой войны Киплинг работает военным корреспондентом.

В 1907 году Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей, мужественность стиля и выдающийся талант повествователя».
В 1915 году, на фронте Первой мировой войны погибает его сын. После войны Киплинг много писал на политические темы.