Композитор малер биография. Густав малер интересные факты и краткая биография

Классификация наук требует подробного рассмотрения. Именно этот вопрос и освещен в статье.

Наука - это изучение действительности, происходящее по определенной системе. Наука воспроизводит все закономерные и существенные стороны в логической форме, делая понимание многого проще с помощью введения понятий, законов, теорий и категорий.

Классификация наук - это способ разделения всех наук на категории по каким-либо принципам. Это раскрывает взаимную связь наук и выражение этой связи в виде организации научной деятельности.

Классификация наук может производиться по таким критериям, как:

1. Тип направленности науки.

2. Предметная группа науки.

Если брать классификацию, которая зависит от предметной группы, то можно получить два основных типа наук, которые выделяет современное естествознание.

1. Науки естественно-научного направления.

2. Науки гуманитарного направления.

Науки естественной направленности изучают природные свойства, природные отношения и природные связи вещей.

Объектом исследования у естественных наук является природа и ее составляющие, а у гуманитарных сам человек и общество, окружающее его. Главная естественной направленности - это открытие нового, доказательство истины. в свою очередь объясняют уже сформулированные факты, доводят их до логического понимания. Естественным наукам свойственно все обобщать, влияние ценностей в них малозаметно, а человеческая роль отрицается, превознося мать природу превыше всего. Гуманитарные науки любят рассматривать каждый вопрос сугубо индивидуально, ценности у них ярко выражаются, открыто пропагандируются, а роль человека неизбежно упоминается во всем. В том числе естественные науки обладают такими чертами, как нейтральное отношение к идеологии, очень строгое разделение взаимоотношений субъекта и объекта, где объект материален и устойчив, четкое превосходство оценок количественного характера и глобальное участие в построении фундамента методологии. В свою очередь, гуманитарные науки могут отличаться идеологической загруженностью, совпадением ролей субъекта и объекта, где объект чаще всего изменчив и идеален, явным преобладанием оценок качественного характера и практическим отказом от экпериментальных методов.

По мнению большинства ученых, именно из этой глобальной классификации наук, из разделения всех наук на две большие группы, произошли все более мелкие и узко специфические классификации. В каждую из этих больших групп можно включить более десятка классификаций, захватывающих определенные области наук.

1. Науки историко-правовой направленности.

2. Науки общетеоретической правовой направленности.

3. Науки юридических отраслей.

4. Науки специализированной направленности (криминалистика, статистика).

Классификация наук - это одна из самых важных областей объединения и систематизации научной деятельности.

Как, напр., рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая , формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как и экономическая . Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни , ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное , отношение «вероятнее, чем» и т.п.).
В социальных наук входят экономическая наука, социология, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., ), другие - сочетают с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как , не сравнительные, а абсолютные (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.
Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика , эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.
К формальным наукам относятся и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: « - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы … Большой Энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель,… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; имеет важное значение для… … Энциклопедический словарь

    Лестница наук это образное представление иерархии основных наук при их классификации. Предложена Огюстом Контом. Социология Биология Химия Физика Математика Эта «лестница» отражает: переход от простых и общих явлений к сложным и частным;… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - англ. classification of sciences; нем. Wissenschaftsklassifikation. 1. Раскрытие взаимосвязи и группировка наук на основе определенных принципов (напр., науки фундаментальные и прикладные; естественные, техн., обществ, и т. п. 2. По О. Конту… … Толковый словарь по социологии

    Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для… … Педагогический терминологический словарь

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    классификация - и, ж. 1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п. Классификация языков. Классификация… … Популярный словарь русского языка

Гу́став Малер - австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр.

Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 года в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Через несколько лет семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву в Южной Моравии. В детстве Малер брал уроки игры на фортепиано и аккордеоне, рано начал писать музыку, а в 10 лет он сыграл свой первый концерт.

В 15 лет поступил в Венскую консерваторию. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция).
Затем в 1880 году началась его карьера капельмейстера. Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. В 1891 году Малер стал главным дирижером Гамбургской оперы. Успех породил спрос на концерты Густава: с гастролями он побывал в Голландии, Италии, Франции и России.

В 1897 году Малера назначили директором Венской оперы. Но для этого композитору, урожденному еврею, пришлось стать католиком. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: начав свою деятельность в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров. В 1907 году в результате интриг его директорство закончилось. А год спустя музыкант принял предложение поработать в Метрополитен Опера, где провел один сезон.

В 1909 году Малер стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра и на этом посту оставался до конца жизни. Но несмотря на успех в Новом Свете, он часто бывал в Европе. После очередного возвращения в Нью-Йорк 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Вра обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и рекомендовал Малеру пока не выступать и не работать. Но композитор не считал это заболевания опасным. Но через некоторое время ангина дала осложнения на сердце. Малер несмотря на проблемы со здоровьем продолжал работать, пока не оказался в больнице. 18 мая 1911 года он скончался в Вене, где и был похоронен на Гринцингском кладбище.

Густав Малер интересные факты

Густав Малер был вторым из 14 детей , лишь шестерым из них было суждено достичь зрелого возраста. Отец Густава Бернхард Малер был торговцем и продавал спиртные напитки, сахар и домашние изделия, а мать Мария Герман происходила из семьи мелкого фабриканта, который изготавливал мыло.

Он любил далекие путешествия и купание в ледяной воде.

О себе Малер говорил: «Я трижды бездомный, – говорил Малер, – для австрийцев я чех, для немцев – австриец, для всего мира… – еврей».

Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик.

Грандиозная Восьмая симфония Малера, требует для исполнения около 1000 участников – около 150 участников оркестра и более 800 хоровых певцов.

Малер, как было известно, страдал от нервного напряжения, скептицизма и одержимости смертью.

Густав Малер сочинял рано утром, а позже днем ​​плавал, бегал и катался на велосипеде.

По рассказам, с Малером было трудно работать. У него был высокий носовой голос, он был авторитарным и склонным к гневу, и он обращал внимания даже на незначительные детали.

Густав Малер никогда не пользовался популярностью как композитор при жизни. Пока Малер был жив, он был больше известен как дирижер, а не композитор. Он считается одним из величайших дирижеров в истории музыки.

Симфония Густава Малера № 3 является одной из самых длинных симфоний, когда-либо созданных, и длится примерно 95 минут.

Во время пребывания в Вене Густава Малера окружали молодые композиторы, в том числе Шенберг, Берг, Веберн и Землинский. Он часто поддерживал и поощрял их работу.

Густав Малер личная жизнь

Он был безумно влюбчивым: в каждом новом городе Малер увлекался очередной красавицей. Конец этим похождениям положила Альма Шиндлер, приемная дочь известного австрийского художника Карла Молля. Встретив ее, Густав решил остепениться. Она была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой. Они обвенчались 9 марта 1902 года в Вене в церкви Карлскирхе. У супругов родились две дочери, одна из них Мария- Анна умерла от дифтерии в возрасте четырех лет, а вторая, Анна, впоследствии стала скульптором. Ветреной Альме в скором времени наскучила жизнь с Густавом, и она изменила ему с архитектором Гропиусом. Новость о неверности жены стала для Малера настоящим ударом.

Регулярная статья
Густав Малер
Gustav Mahler
Г. Малер
Род деятельности:

Композитор

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

Австро-Венгрия

Дата смерти:
Место смерти:

Малер, Густав (Mahler, Gustav; 1860, деревня Калишт, ныне Калиште, Чехия, – 1911, Вена) - композитор, дирижер и оперный режиссер.

Ранние годы

Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.

Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).

Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге . С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.

Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.

Работа в оркестрах

Дирижировал оперными оркестрами в Бад-Халль (1880), Любляне (1881–82), Касселе (1883–85), Праге (1885), Будапеште (1888–91), Гамбурге (1891–97). В 1897 г., 1902 г. и 1907 г. выезжал на гастроли в Россию.

В 1897–1907 гг. был художественным директором и главным дирижером Венской оперы, достигшей благодаря Малеру небывалого расцвета. Малер по-новому прочел и поставил оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Р. Вагнера , Дж. А. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Б. Сметаны, П. И. Чайковского (назвавшего Малера гениальным дирижером), добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства.

Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы (в том числе антисемитские) побудили Малера покинуть Вену . В 1908–1909 гг. он был дирижером «Метрополитен-опера», в 1909–11 гг. руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке .

Композиции

Сочинением Малер занимался главным образом в летние месяцы. Основное содержание произведений Малера - ожесточенная, чаще всего неравная борьба доброго, гуманного начала со всем низменным, лживым, лицемерным, уродливым. Малер писал: «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном - могу ли я быть счастливым, когда где-то еще страдает другое существо?». Как правило, в творчестве Малера выделяют три периода.

Художественными документами эпохи стали его потрясающие драматизмом и философской глубиной монументальные симфонии:

  • Первая (1884–88), навеянная идеей слияния человека с природой,
  • Вторая (1888–94) с ее программой «Жизнь-Смерть-Бессмертие»,
  • Третья (1895–96) - пантеистическая картина мира,
  • Четвертая (1899–1901) - горькое повествование о земных бедствиях,
  • Пятая (1901–1902) - попытка представить героя в «высшей точке жизни»,
  • Шестая («Трагическая», 1903–1904),
  • Седьмая (1904–1905),
  • Восьмая (1906), с текстом из «Фауста» Гете (так называемая симфония «тысячи участников»),
  • Девятая (1909), прозвучавшая как «прощание с жизнью», а также
  • симфония-кантата «Песня о земле» (1907–1908).

Десятую симфонию Малер не успел закончить.

Любимыми писателями Малера, повлиявшими на его мировоззрение и идеалы, были И. В. Гете, Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Ф. Достоевский , некоторое время Ф. Ницше .

Влияние Малера на мировую культуру

Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства, в том числе экспрессионизма так называемой Новой венской школы (А. Шёнберг и его последователи), для творчества А. Онеггера, Б. Бриттена и в еще большей мере - Д. Шостаковича .

Малер создал тип так называемой симфонии в песнях, с солистами-певцами, хором или несколькими хорами. Часто Малер использовал в симфониях свои песни (некоторые на собственные тексты). В некрологе на кончину Малера было отмечено, что он «преодолел противоречия между симфонией и драмой, между абсолютной и программной, вокальной и инструментальной музыкой».

Густав Малер (Mahler) (1860-1911) - австрийский композитор, дирижер, оперный режиссер . С 1880 года был дирижером различных оперных театров Австро-Венгрии, в том числе в 1897-1907-х годах - Венской придворной оперы; с 1907 - в США. С 1897 неоднократно выступал в России. В музыке Малера проявились тенденции позднего романтизма и черты экспрессионизма, обусловленные трагическим осознанием социальных противоречий эпохи. 10 симфоний, симфонии для солистов и оркестра «Песнь о Земле» (1908), вокальные циклы, в том числе для голоса с оркестром («Песни об умерших детях», 1904).

Малер Густав

Начало карьеры дирижера и композитора

Густав Малер родился 7 июля 1860 года, в Калиште, в Богемии, в Австро-Венгрии, ныне Чехия. Мальчик начал учиться игре на фортепиано и теории в Иглау (ныне Йиглава, Чехия), куда его семья переехала вскоре после его рождения. В 1875-1878-х годах он занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Ю. Эпштейн (фортепиано), Р. Фукс (гармония), Ф. Кренн (композиция). В 1878-1880-х годах посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой «Жалобная песнь»; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влияниями опер Карла Мария фон Вебера и Рихарда Вагнера, уже стал нести на себе печать малеровской индивидуальности.

В 1880-1883-х годах Малер работал оперным дирижером в Бад-Халле, Любляне и Оломоуце, а в 1883-1885-х гг. - вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма Малера нашла свое отражение в его первом шедевре - вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья» (на собственные слова композитора). Музыкальный материал этих песен несколько лет спустя вошел в Первую симфонию.

Если то, что композитор намеревается сказать, он способен сказать словами, ему не следует утруждать себя попытками сказать это в музыке.

Малер Густав

В оперных театрах Европы

В начале 1885 году Густав Малер был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Кристоф Виллибальда Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Вильгельма Рихарда Вагнера. В Лейпциге репертуар Малера поначалу ограничивался менее серьезными позициями, однако в январе 1887 он, заменив заболевшего венгерского дирижера Артура Никиша, принял на себя руководство исполнением вагнеровского «Кольца нибелунга». Вскоре Густав завершил неоконченную комическую оперу Вебера «Три Пинто». Ее премьера в 1888, восторженно встреченная публикой и критикой, сделала молодого композитора знаменитым. Тогда же у Малера завязался роман с женой внука К. М. Вебера. Не без влияния семьи Вебер Малер открыл для себя сборник немецкой народной поэзии «Волшебный рог мальчика», составленный и изданный в начале 19 века Людвигом Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано и служивший источником вдохновения едва ли не для всех австро-немецких романтиков. Почти все вокальные произведения Малера, созданные до начала 1900-х годов, были написаны на стихи из этого сборника.

В мае 1888 года Г. Малер из-за разногласий с коллегами покинул лейпцигский театр. По аналогичной причине он вскоре был отстранен от работы в Праге, куда его пригласили ставить «Три Пинто» и популярную в то время оперу Петера фон Корнелиуса «Багдадский цирюльник». Вскоре, однако, дирижер получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской Королевской оперы. Под руководством Малера будапештский театр вступил в полосу художественных и финансовых успехов. Тем не менее ситуация зависимости от административного директора (интенданта) становилась для Малера невыносимой, и в 1891 году он в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни Малера продлился до 1897. Несмотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Б. Поллини, Малер находил время и силы для сочинения музыки; во время летних каникул в Зальцкаммергуте он завершил Вторую и Третью симфонии.

Симфония должна походить на Вселенную. В ней должно быть все.

Малер Густав

1895 год, начало которого было омрачено самоубийством младшего брата Малера, завершился успешной премьерой Второй симфонии в Берлине. Имя Малера - теперь уже стало не только как дирижера, но и композитора, - приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось его еврейское происхождение. Весной 1897 Малер принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.

Венская опера. Майернигге

Десятилетие работы Густава Малера в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время он дирижировал 63 различными операми (чаще других - «Свадьбой Фигаро» Моцарта). Особенно плодотворными оказались 1903 по 1907 годы, когда в постановках опер под руководством Малера участвовал выдающийся художник-сценограф А. Роллер. В 1901 Малер построил себе виллу в Майернигге в Каринтии и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (1879-1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила Малера даже обратиться за консультацией к врачу-психиатру и психологу Зигмунду Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с Пятой по Восьмую и вокальный цикл «Песни об умерших детях» на слова немецкого поэта-романтика Фридрих Рюккерта в 1904 г. Этим произведением Малер словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у Малера была диагностирована тяжелая болезнь сердца (впоследствии именно она стала причиной его смерти).

Традиция - это лень

Малер Густав

Последние годы жизни

В Вене Малер был окружен молодыми композиторами «радикального» направления - такими, как А. фон Цемлински, Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон фон Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления Малера сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против Малера яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 году он был назначен дирижером нью-йоркской Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем «Тристан и Изольда»), а в 1909 - Нью-Йоркского Филармонического оркестра. В Нью-Йорке Г. Малер провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 Малер завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее «Песнь о земле». Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную Девятую симфонию и начал работать над Десятой, но успел завершить только ее первую часть.

Если полагаете, что аудитория заскучала, то продолжайте медленнее, а не быстрее.

Малер Густав

Вклад Малера в оперное искусство

Самые значительные достижения Густава Малера-дирижера были связаны с оперным театром; между тем творческие интересы Малера-композитора ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней «Жалобной песни» обнаруживаются такие характерные приемы зрелого малеровского стиля, как сочетание оркестров на сцене и за сценой, сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народно-песенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической «фабулы» произведения. Этот последний прием использован и в цикле «Песни странствующего подмастерья», тональный план которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений, через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической отрешенности. Для большинства симфоний Малера характерен «открытый» тональный план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.

Под влиянием «Волшебного рога мальчика»

В 1890-е годы Малер находился под сильным влиянием «Волшебного рога мальчика». Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром. Вокальные части на тексты из «Волшебного рога» фигурируют во Второй, Третьей и Четвертой симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и красноречиво «досказывая» то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто инструментальной музыки. В первых четырех симфониях Малера важную роль играет элемент юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным обликом. Если Первая и Четвертая симфонии построены по традиционной четырехчастной схеме, то Вторая симфония пятичастна (между скерцо и хоровым финалом в ней помещена песня «Изначальный свет» из «Волшебного рога»), а Третья шестичастна, причем первая часть по объему равна всем остальным, вместе взятым. Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний «снимается» в финалах, наделенных значительным философским смыслом (музыковед Пауль Беккер, имея в виду эту особенность симфонических циклов Малера, назвал их «симфониями финала» - в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести обычно приходится на первую часть). Финал Первой симфонии (известной также под неофициальным названием «Титан») - большое романтическое сонатное аллегро; финал Второй - торжественный духовный гимн; финал Третьей - возвышенное адажио с «божественными длиннотами»; финал Четвертой - идиллическая песня о райской жизни на слова из «Волшебного рога».

Малеровские симфонии

Пятая, Шестая и Седьмая симфонии чисто инструментальны. В пятичастной Пятой симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Предпоследняя часть этой симфонии (Adagietto), играющая роль лирического интермеццо перед финалом, часто исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная Шестая симфония глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель подразумеваемого «героя». В пятичастной Седьмой симфонии наиболее интересны три средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно растянутого финала оборачивается помпезностью и напыщенностью.

Самая монументальная из всех симфоний Малера - Восьмая, предназначенная для большого ансамбля солистов, трех хоров и огромного оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus («Приди, Дух животворящий»), служит развернутым вступлением ко второй, главной части, где использован текст последней сцены «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете. В этой части объединены жанровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла, хоровой симфонии в духе Ф. Листа и инструментальной симфонии. После Восьмой симфонии, обращенной к большим массам слушателей, Малер создал одно из своих самых интимных произведений - «Песнь о земле». В ней также сочетаются признаки разных жанров - вокального цикла (в шести частях «Песни о земле» солируют попеременно тенор и контральто или баритон) и «симфонии финала». Проявившаяся в «Песни о земле» тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло деревянных духовых обусловлена интересом позднего Малера к Иоганну Себастьяну Баху. В последней части цикла, «Прощание», господствует настроение покорности и смирения; оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной Девятой симфонии. По распространенному мнению, последняя, наряду с Шестой, является самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм Малера.

Малер и мировая музыка

Творчество Малера - связующее звено между романтизмом и экспрессионизмом. Внушительные масштабы его симфоний, грандиозный размах их кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем - все это давало основание считать Малера наследником Антона Брукнера. С другой стороны, пристрастие Малера к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям, тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на Арнольда Шенберга и Альбана Берга. Различные аспекты творчества Малера были восприняты и другими крупными композиторами 20 века, в том числе Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, Эдвардом Бенджамином Бриттеном, Альфредом Гарриевичем Шнитке.