Краткая биография евгения шварца. Добродетельный соблазнитель Евгений Шварц и его оксюморон Шварц евгений львович краткая биография

Советская литература

Евгений Львович Шварц

Биография

ШВАРЦ, ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ (1896−1958), русский драматург. Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г. Майкопе. Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К. И. Чуковского, а в 1923-1924 - журналистом различных изданий г. Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград».

В 1924 Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.

В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1929 Шварц написал свою первую пьесу Ундервуд. Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца - подобно Марусе из Ундервуда и девочке Птахе, героине пьесы Клад (1933).

В 1934 режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса Похождения Гогенштауфена - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина - доброй феей.

Пьеса Тень (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х. К. Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы Брат и сестра (о спасении детей со льдины) и Наше гостеприимство (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда Одна ночь (1942), в которой также не было элементов сказки.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой Дракон (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием.

Ознакомившись с режиссерской экспозицией Дракона, сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе… Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, - оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, - зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца Голый король (1934), Красная Шапочка (1936), Снежная королева (1938), Золушка (1946), Обыкновенное чудо (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров». После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом. В 1955-1956 Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки - уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубл. 1997) - это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т. п. Цель ведения Телефонной книжки Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут… Мне кажется, что любое живое лицо - это историческое лицо… Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц». И. Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В. Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству». Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы Первоклассница, Золушка, Дон-Кихот, в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др. Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958.

Русский драматург Евгений Львович Шварц (1896 – 1958) родом из Казани. Отец его был врачом. Увлечение актерством не дало возможности окончить юноше Московский университет. В 1920 году Шварц бросает сцену, где ему прочили великую карьеру, и начинает работать секретарем К.И.Чуковского. Дальше он журналист различных донецких изданий. Для газеты «Кочегарка» сочиняет фейлетоны, подписываясь Дед Сарай.

В 1924 Шварц возвращается в Ленинград для работы в детской редакции Госиздата, которой руководит С. Маршак. Шварц часто помогал новичкам, сочинял рассказы и стихи для детей. Первым драматическим произведением Шварца была пьеса « Ундервуд». В 1934 году создает пьесу «Похождения Гогенштауфена». По мотивам сказок Г.К. Андерсена создана пьеса «Тень»(1940). Перед ВОВ Шварц пишет пьесы «Брат и сестра» и «Наше гостеприимство». Во время войны написана пьеса «Одна ночь», рассказывающая о блокаде Ленинграда. Пьесу «Дракон» (1943) запретили.

Драматические произведения «Голый король»(1934), «Красная Шапочка» (1936), «Снежная королева» (1938), «Золушка» (1946), «Обыкновенное чудо» (1954) считаются антидидактичными. В своей «Автобиографии», созданной в 1949 году и изданной в Париже, Шварц объясняет трудность своего общественного послевоенного положения. Пока был жив Сталин, пьесы Шварца на сцене не ставились. Только в 1956 году издается первый сборник пьес писателя, по которым вновь ставятся представления. Дневниковые записи Шварца позже станут основой его сборника « Телефонная книжка».

Шварцем написано приблизительно 25 пьес, по его сценариям сняты популярные фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот.

Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.

Но так ли это плохо на самом деле? Ведь есть же в мировой истории примеры, когда отучившись по одной специальности, человек добивался значительных результатов на другом поприще. Взять, к примеру, Евгения Шварца…

Детство и юность

Родился будущий советский писатель и драматург 9 октября 1896 года. Произошло это в Казани. Родители маленького Жени были медиками: отец Лев Борисович – хирургом, а мать Мария Федоровна – акушеркой. По отцовской линии у мальчика были еврейские корни, от которых он отрекся в возрасте семи лет, после крещения в православной церкви.


Евгений Шварц с родителями и братом

После ареста Льва Борисовича в 1898 году по подозрению в тайной революционной деятельности семью подвергали гонениям, из-за чего Шварцам пришлось переезжать с одного места на другое.

Побывав в Дмитрове, Армавире, в Рязани (у родителей Марии Федоровны) и Ахтыри, семейство остановилось в Майкопе (ныне – столица Республики Адыгея), где прошли детство и юность Жени. Там же в 1902 году у него родился младший брат Валентин.


После школы мальчик поступает в местное училище. Окончив его в 1913 году, Евгений едет поступать в Московский народный университет имени Альфонса Леоновича Шанялавского (ныне – Российский государственный гуманитарный университет).

По наставлению родителей поступает на юридический факультет, позже переводится на юрфак Московского государственного университета имени . В это время его семья перебирается в Екатеринодар (ныне – Краснодар).


Осенним призывом 1916 года попадает на службу в армию, а весной следующего года был направлен из Царицыно (ныне – Волгоград) обратно в Москву, чтобы отучиться в военном училище. В том же году получает сначала звание юнкера, а после – прапорщика.

В 1918 году приехал к родным в Екатеринодар, где позже подался в Добровольческую армию. В ее составе участвовал в первом Кубанском походе под руководством генерал-лейтенанта Виктора Леонидовича Покровского, а также держал оборону Екатеринодара в марте того же года. Был контужен, что в качестве напоминания о себе оставило легкий тремор рук, усилившийся в последние годы из-за сильных волнений.


После восстановления в военном госпитале Евгений был демобилизован. Устраиваться работать по специальности Шварц не хочет, поэтому поступает в Ростовский университет, параллельно работая с «Театральной мастерской», на актрисе которого женится в 1920 году.

Так и недоучившись, в 1921 году Шварц вместе с женой и театральной труппой перебирается в Петроград (Санкт-Петербург). Там Евгений продолжает играть эпизодические роли в постановках. Чтобы было на что жить, устраивается работать сначала в книжный магазин, а после – личным литературным секретарем .

Литература

Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» - газеты «Забой».

Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.


Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.

В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок - дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.


С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».

В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.


Евгений Шварц на репетиции спектакля "Тень"

Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;

Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».


В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют , и . Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.


В 1953 году умирает , который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.

В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».


Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени . Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.

Личная жизнь

Евгений Львович был дважды женат. Первой женой стала актриса Гаянэ Холодова (1898-1983). С ней Шварц познакомился во время работы в ростовской «Театральной мастерской». Поженились они в 1920 году.


Евгений Шварц и его первая жена Гаянэ Холодова

Через год пара переехала в Петроград, где в 1929 году у них рождается дочь Наталья. В том же году Шварц бросает семью, чтобы жениться на другой женщине. Для Гаянэ это становится настоящей неожиданностью.


Второй женой Евгения Шварца становится Екатерина Ивановна Обух (1902-1988). С ней писатель знакомится на одном из творческих вечеров 1927 года, устроенном в доме друга по ОБЭРИУ. Для того чтобы выйти замуж за Шварца, Екатерина тоже уходит из семьи.


С Екатериной Ивановной Евгений Львович живет до самой смерти, но назвать этот брак счастливым сложно – Шварц по поводу и без ревновал свою жену, что негативно отразилось на его здоровье.

Смерть

Умер писатель и драматург 15 января 1958 года. Официальная причина – инфаркт, ставший следствием сердечной недостаточности, которая мучила Шварца в последние годы жизни.


Похоронен был в Ленинграде на Богославском кладбище.

Библиография

  • 1924 год – «Рассказ старой балалайки»
  • 1928 год – «Ундервуд»
  • 1931 год – «Товарный 717»
  • 1932 год – «Пустяки»
  • 1934 год – «Принцесса и свинопас»
  • 1934 год – «Голый король»
  • 1936 год – «На отдыхе»
  • 1938 год – «Доктор Айболит»
  • 1940 год – «Тень»
  • 1940 год – «Сказка о потерянном времени»
  • 1943 год – «Дракон»
  • 1947 год – «Золушка»
  • 1956 год – «Обыкновенное чудо»
  • 1957 год – «Дон Кихот»

Интересные факты из жизни русского советского прозаика и драматурга, поэта, журналиста и сценариста изложены в этой статье.

Евгений Шварц интересные факты

Родители Евгения Львовича были зажиточными и интеллигентными людьми, которые относились к православным евреям.

Одно время Шварц служил литературным секретарем у Корнея Чуковского.

Свои детские произведенья он писал под надзором, ибо в то время детская литература считалась пустым и ненужным явлением.

Был женат несколько раз. Первой женой Евгения Шварца была Гаянэ Халайджиева, актриса театра Ростова-на-Дону. В браке родилась дочка Наталья. Писатель в 1927 году знакомится с некой Екатериной, женой своего друга. Она с первого взгляда покорила сердце Шварца, и у них завязался тайный роман. Вскоре они оба освободились от своих браков и сочетались узами брака. Вместе прожили 30 лет.

Любимый писатель — Антон Чехов.

Ему всю жизнь поручали открывать собрания, на банкетах и званых вечерах он был тамадой, хозяином стола

Евгений Львович работал очень много , буквально с утра до ночи. В молодости он мог написать пьесу за две, за три недели

Евгений Львович Шварц; г. Казань; 09.10.1896 – 15.01. 1958

Книги Евгения Шварца приобрели популярность еще при жизни автора, писал преимущественно произведения для детей. В своих рассказах он разоблачает невежество и глупость, пытается показать, что добро и честность всегда выходят победителями. Многие сказки Шварца, читать которые мы можем сегодня в рамках школьной программы, автор написал по мотивам . Многие произведения, которые написал Шварц (сказки, пьесы, рассказы), были экранизированы в виде мультипликационных и художественных фильмов.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц, биография которого насыщена разными событиями родился в 1896 году в семье врача и акушерки. С самого детства мальчика его семья вынуждена была несколько раз менять место проживания, пока наконец не обстроилась в городе Майкоп Республики Адыгея. Именно здесь прошли детство и юность будущего писателя.

В восемнадцать лет Евгений окончил местное училище и решил поступать на юридический факультет в Москву. Но проучившись там два года, он понял, что не хочет всю жизнь заниматься юриспруденцией. С самого детства Шварц увлекался театральным искусством и литературой, но воплотить мечты об обучении на любимую специальность у Евгения не вышло – в двадцать лет его призвали в армию.

Чуть меньше года он числился рядовым запаса в нынешнем Волгограде. А осенью 1917 года его зачислили юнкером в Московское военное училище. Через год он поступил на службу в Екатеринодар (Краснодар). При штурме города во время Гражданской войны получил травму (тремор в руках), последствия которой ощущал на протяжении многих лет. Из-за полученной контузии Евгений Шварц был демобилизован. Он поступил в Ростовский университет и записался актером в «Театральную мастерскую».

Многие критики положительно отзывались об игре Евгения. Его считали талантливым актером с великим будущем на театральном поприще. В период работы в «Театральной мастерской» Шварц женился на актрисе Гаяне Холодовой. В 1921 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург, где, продолжая работу в местном театре, начинает подрабатывать секретарем у Корнея Чуковского и продавцом в книжном магазине.

Примерно в это время Шварц начинает писать первые фейлетоны и рассказы. В 1923 году ему представляется возможность попробовать себя в роли журналиста в Донецкой области. Тогда произведения Евгения Шварца читать стало возможно в местной газете. Проработав там целое лето, Шварц вернулся в Петербург, где в ближайшее время опубликовал свою первую сказку для детей – «Рассказ старой балалайки».

С 1925 года на постоянной основе писатель начинает сотрудничать с журналами «Ёж» и «Чиж» и продолжает выдавать отдельными книгами некоторые свои рассказы. Большинство своих произведений, которые мы сегодня можем читать, Шварц написал после 1929 года. Именно с этого момента начинается период активной творческой деятельности писателя. Он пишет пьесы («Голый король», «Красная шапочка»), сценарии («Разбудите Леночку», «Доктор Айболит»), стихи, повести, сатирические рассказы.

Пьесы Евгения Шварца ставили Московский и Ленинградский театры юного зрителя, театр «Современник», драмтеатр им. Станиславского. В 1947 году пьеса «Тень» была представлена зрителям Берлинского театра. Многие произведения автора были экранизированы. Последние фильмы, снятые по мотивам рассказов Шварца – фильм «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991) и мультфильм «Новогоднее приключение двух братьев» (2004).

Личная жизнь писателя также была насыщена событиями. После девяти лет брака Евгений и Гаянэ, у которых родилась дочь Наталья, приняли решение о разводе. Позже Шварц знакомится с женой своего товарища Екатериной Зильбер. После нескольких лет тайного романа пара решает пожениться. Евгений и Екатерина прожили вместе более двадцати лет, пока в 1958 писатель не умер от инфаркта на шестьдесят первом году жизни.

Книги Евгения Шварца на сайте Топ книг

Детские книги Евгения Шварца уже многие поколения вызывают самый живой интерес. Поэтому вполне закономерно, что они попали в наш , а так же в . И учитывая стабильность интереса к творчеству писателя мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Евгений Шварц список книг

Брат и сестра

Голый король

Красная шапочка

Кукольный город

Наше гостеприимство

Новые приключения кота в сапогах

Обыкновенное чудо

Одна ночь

Повесть о молодых супругах

Под липами Берлина

Его отец, принявший христианство еврей, окончил Казанский университет; принимал участие в деятельности левых социал-демократических организаций, подлежал гласному надзору полиции; мать, русская, была талантливой актрисой-любительницей, в юности играла в спектаклях драматического кружка известного театрального деятеля барона Н.В. Дризена. Детство Шварца прошло в Майкопе. В своих воспоминаниях писатель говорит об огромном значении для него «майкопских» лет жизни. Шварц окончил реальное училище (1905-1913 ).

В 1914 поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился только до 1916 . Весной 1917 Шварц был призван в армию. По некоторым воспоминаниям, принимал участие в «ледяном походе» Корнилова.

Творческая биография Шварца началась в 1919 , когда он стал актером Театральной мастерской под руководством П.К. Вейсбрема в Ростове-на-Дону. В 1921 Шварц вместе с Театральной мастерской переехал в Ленинград. Играл в различных ленинградских театрах, выступал в качестве конферансье, был известен как остроумный импровизатор и блестящий рассказчик. С 1923 Шварц начинает сотрудничать в различных журналах и газетах.

В 1923-1924 работает в Бахмуте (Артемовск) в журнале «Забой» и газете «Всероссийская кочегарка». В то время его публикации выходят под псевдонимом Щур. По возвращении в Ленинград становится секретарем журнала «Ленинград». В 1924 в журнале «Воробей» появилась написанная в стихах первая сказка Шварца «Рассказ старой балалайки». Сказка получила одобрение С. Маршака, ее отметил О. Мандельштам.

С 1925 выходит несколько небольших книжек для детей, в создании которых принимал участие Шварц - делал стихотворные подписи к рисункам: «Вороненок», «Война Петрушки и Степки Растрепки», «Лагерь», «Шарики», «Рынок», «Прятки», «Петька-петух - деревенский пастух». Шварц становится детским писателем. Его охотно печатают в журналах Ленинграда: «Воробей» («Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята», «Еж» и «Чиж».

С 1925 по 1931 Шварц является редактором детского отдела Госиздата. Шварц сближается с поэтами-обэриутами, их влияние сказывается на поэтике его произведений.

Первая пьеса Шварца «Ундервуд» была написана в 1928 и поставлена в Ленинградском ТЮЗе в 1929 А.А. Брянцевым. Спектакль имел успех у зрителей, однако критика («педологическое» направление) восприняла его в штыки. Это произведение, посвященное современной жизни, было лишь первым шагом Шварца к собственному месту в драматургии. Но уже в нем проявились черты, которые позднее составили существо его зрелого творчества - писателя-сказочника. Судя по воспоминаниям самого Шварца, сказочная реальность помимо его воли проникла в пьесу.

В 1933 вышла вторая пьеса Шварц - «Клад». Ее действие разворачивается в горах, где школьники помогают взрослым найти заброшенные медные рудники. А в 1934 в журнале «Звезда» была напечатана сатирическая пьеса «Похождения Гогенштауфена», рассказывающая о жизни одного из советских учреждений. В основе пьес Шварца лежали, казалось бы, привычные для современной литературы конфликты, но трактовки их были далеко не ординарны. Сосуществование правдоподобного и фантастического становилось все более явным, сочетание сказочной условности с проблематикой реальной жизни все более нарочитым.

Для стиля ранних пьес Шварца, еще не вполне совершенных, характерно юмористическое начало. Сказочные ситуации, в которые попадают «реальные» герои, постоянная игра слов, неожиданное столкновение несовместимых понятий в речи персонажей, названное критиками «приемом коротких соответствий» (Е. Калмановский), создают особую, неповторимую ткань драматургического повествования. В более поздних произведениях юмор сменится иронией.

Помимо общего конфликта, связанного с борьбой добра и зла, уже в этих пьесах Шварца начинает волновать проблема, которая во весь рост встанет перед ним во время работы над «Голым королем», «Тенью», «Драконом», - проблема взаимоотношений «редкого человека», героя и борца за справедливость, с обыкновенными людьми.

Пьеса «Голый король» была написана Шварцем в 1934 по просьбе главного режиссера Ленинградского театра комедии Н.П. Акимова. В самом замысле этого произведения угадываются своеобразные черты, глубоко характеризующие подход Шварца к изображению жизни в литературе. С одной стороны, «Голый король» - пьеса о современности. Одним из главных в ней оказывается образ диктаторского государства, в котором нетрудно угадать предвоенную Германию. С другой - в произведении на современную тему Шварц обращается к андерсеновским сюжетам («Свинопас», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине»). Действительность у Шварца вновь оказывается погружена в нарочитую условность поэтического мира сказки. Произведение перестает быть просто памфлетом на тему дня, пусть даже чрезвычайно актуальную. Оно выходит за границы узковременного, национального. Проблемы, поставленные в нем, обретают общечеловеческое звучание. «Голый король» не был поставлен при жизни драматурга, но именно это произведение впоследствии принесло автору всемирную известность.

Во второй половине 1930-х Шварц работает очень активно. В 1935-1936 написана пьеса «Брат и сестра». В 1937 состоялась премьера «Красной Шапочки»; 2 года спустя - показ «Снежной королевы». А в 1940 появилась первая сказка для взрослых - «Тень».

В «Тени» (в основу которой опять-таки положены андерсеновские мотивы) продолжается чрезвычайно важная для всей русской литературы нравственная тема двойничества. «Тень» - олицетворение скрытой, изнаночной стороны души человека. Она есть в каждом, и именно она становится подспорьем злу, творящемуся вокруг человека. Противостояние злу всегда оказывается противостоянием не только внешним обстоятельствам, но прежде всего самому себе.

В начале Великой Отечественной войны Шварц оставался в Ленинграде. Во время блокады записался в ополчение (приказ о зачислении был отменен, Шварца направили работать на радио). В тяжелой степени дистрофии эвакуирован в Киров, затем в Сталинабад. В это время он работает в Кировском областном и Ленинградском театре комедии. Пишет пьесы «Одна ночь» (1942 ) об осаде Ленинграда и «Далекий край» (1942 ) об эвакуированном из города детском доме.

В 1943 появляется пьеса «Дракон» (окончательный вариант - 1944 ). Она была поставлена Н.П. Акимовым, однако после первого же представления признана «вредной сказкой» (так называлась разгромная статья в газете «Литература и искусство») и снята. Пьеса «Дракон» - сложное произведение. Авторская позиция, выраженная в нем, не очевидна. Отвергнув «Дракона», официальная критика как бы подчеркнула политическое звучание пьесы, негативное по отношению к существующему положению вещей. Однако сам Шварц утверждал, что в его пьесе нет политического подтекста, что его сказки не аллегории и персонажи в них говорят отнюдь не на эзоповом языке. Философская сказка Шварца, в которой ставилась важнейшая проблема сохранения человеческой личности, противостояния свободолюбивого героя диктатору, вольно или невольно оказывалась ироническим зеркалом, отражающим реальность. Сильнейшее звучание приобретает в этой пьесе и тема «обыкновенного» человека, который оказывается ответственным за то зло, при котором он соглашается жить. Если вспомнить постоянное стремление Шварца к соединению в художественном мире условности и действительности, то неоднозначное восприятие «Дракона» современниками становится понятным. Сказка Шварца на этот раз оказалась слишком правдива и близка жизни.

В 1944 Шварц работал над пьесой «Медведь» (другое название - «Обыкновенное чудо»). В ней главное место занимает тема настоящей любви. Это чувство, по мнению автора, и является «обыкновенным чудом». В произведении фантастическое и жизненное как бы поменялись местами. Превращение медведя в человека оказывается менее удивительным событием, чем «обыкновенная» любовь, мешающая человеку вновь стать зверем. Шварц до конца жизни отличался удивительной работоспособностью. Последняя пьеса драматурга - «Повесть о молодых супругах» - вышла в 1957 . Шварц создал сценарии к множеству известных кинофильмов (1935 - «Разбудите Леночку»; 1936 - «Леночка и Виноград»; 1947 - «Золушка»; 1954 - «Царь Водокрут»; 1955 - «Дон Кихот»).