Леонид Агутин: "Я вечный поклонник своего отца". Леонид агутин отреагировал на негатив, который обрушился на него после интервью юрию дудю — В каких вопросах вы для нее советчик

Интервью музыканта Леонида Агутина видеоблогеру Юрию Дудю наделало много шума. Артист так и сыпал откровениями – рассказывал, как после адской попойки подрался в американском стриптиз-клубе, вспоминал о секс-игрищах с женой. "Я решил, что нужно поэкспериментировать в ванной, и чуть свою жену не утопил. Вот это было смешно. Еле откачал, правда. Есть что вспомнить", – например, признался артист. Словом, интервью вызвало большой резонанс. А как сам певец его оценивает?

ПО ТЕМЕ

"Очень популярный в интернете и, что уж там говорить, талантливый молодой журналист, – поделился впечатлением от встречи Леонид. – Уже знаковая фигура нынешнего времени. Пошел не совсем на свое поле. Я не диссидент, не рок, не рэп и не отчаянный матерщинник. В общем, ничего во мне честного. Признаюсь: согласился из-за того, что передача очень популярна. Конечно же, не обошлось без провокаций, скользких тем и политических вопросов, обсуждать которые я ненавижу. Как следствие, получил кучу негатива, хотя сам Юра – человек вежливый и воспитанный. Просто для всех хорошим быть невозможно".

"Если уж быть совсем честным, очень хотелось посмотреть, как это бывает. Разок почувствовать это на себе, когда за сутки передачу с твоим участием сморят 3000 000 человек и ставят 70 000 лайков. Правда, еще и 10 000 дизлайков. Но ведь и эти люди получили удовольствие. Потому что не любить, раздражаться и считать себя умнее – это тоже эмоция. Главное, что я такого должен был спеть, чтобы в YouTube меня столько народу за сутки посмотрело?! Нет у меня таких эпатажных песен", – резюмировал артист.

27 апреля 2016

Певец и композитор, автор «Босоногого мальчика», «Хоп Хэй Лала Лэй» и других бессмертных хитов давно уже не скачет по сцене без обуви. Теперь Леонид Агутин — солидный музыкант, верный муж, опытный отец и с недавних пор наставник .

— Насколько неожиданным было предложение прийти на детский «Голос»?

— Я и не мечтал об этом. Ничего против не имею, но маме никогда не завидовал — она учитель младших классов. Никогда не увлекался детскими песнями и не мечтал, например, стать детским композитором.

— И как отношения с детьми?

— Слава богу, сразу наладились замечательные взаимоотношения. Сложность в другом — дети 7 и 14 лет совершенно разные. По сути, маленькие дети соревнуются с маленькими взрослыми. Когда поет малыш, который пока еще не научился управлять голосом, это выглядит честнее и трогательнее по сравнению с подростковым пением. К малышу возникает умиление. И сопереживание. Ему хочется помочь. А к симпатичной девочке-подростку люди таких чувств не испытывают. Это не совсем справедливо, но, видимо, неизбежно.

— Коллеги писали, что гонорар наставника за сезон — миллион долларов. Это правда?

— К сожалению, никогда еще ни за какую работу не получал миллион долларов. Вообще не знаю, у кого из артистов возможен такой большой гонорар. Система финансовых отношений с каналом у меня такая. Существует мой концертный график. Он составляется на полгода, а то и год вперед. А об участии в «Голосе» мы узнаем внезапно. Соответственно Первый канал берет на себя обязательства. Перенос концертов, неустойки, гонорары — возмещение трат. Я говорю: «Да, я согласен участвовать, но у меня есть планы, гастрольный тур, семья и прочее. Я, может, и готов что-то не заработать, но терять я не готов». Они отвечают: «О’кей, мы оплатим». И я погружаюсь в процесс.

«И откуда в дочках столько таланта?»


Старшая дочь Леонида Полина (слева) живет во Франции, младшая Лиза — в США, но это не мешает им общаться виртуально.

— Чем вас заинтересовали непопулярные в нашей стране жанры — джаз, регги, боссанова, фламенко?

— Я делаю поп-музыку с элементами любимых стилей. Они придают некую одухотворенность и глубину настроения песням. Ну и потом, каждый должен делать свое дело, что-то свойственное ему. Кажется, почему бы не петь простые, незамысловатые песенки? Так же проще заработать, да и больше получится. Но для такой дороги есть свои счастливчики. Вот есть перед человеком много дверей. Все они железные, а одна из них — нарисованная и на самом деле бумажная. Чтобы пройти свой путь, надо отгадать, какая из дверей бумажная. Для Юрия Шатунова, например, эта дверь была в песне «Белые розы», потому что это его музыка. Бывает, что над дверью написано «Атомная энергетика», а ты петь хотел. Ну что поделать? Твоя дверь здесь — петь будешь для себя в кабинете инженера-энергетика (улыбается).

— Почему некоторые поют под фонограмму, а их не забрасывают помидорами?

— Им верят! Они рождены для того, чтобы петь под фонограмму. Это их стихия. В этом нет ничего неорганичного. Люди целенаправленно идут на концерт, чтобы послушать фонограмму и посмотреть на красивые костюмы. Это реальность! Войди в зал и крикни: «Люди, что вы делаете? Вас обманывают!» Тебя прогонят: «Уйди, не мешай, нам хорошо».

— Ваша новая пластинка — с живыми музыкантами?

— Как всегда. Это красивые мелодии и важные для меня тексты — о друге, о любви, о прошлом, настоящем, о родителях, потерях и радости. Но главное, что эта пластинка есть! Диск — это цельное, концептуальное произведение. В новой пластинке «Просто о важном» это слышно. Проблема в том, что достучаться даже до своей аудитории стало сложнее. Время такое…

— Ваша 17-летняя дочь Лиза в отличие от вас играет тяжелый рок. Это подростковый ход от противного?

— Не думаю. Я в ее возрасте тоже рок слушал. — это как бы круто, это своеобразное окружение. Ее парень тоже ортодоксальный рокер — волосатый, ходит в клешах, все как надо, соблюдают все обряды рокеров и хиппи 70-х. Я ездил с ней на концерты — это страшно! Меня чуть не затоптали. Выходят перед толпой четыре бедные маленькие девочки и поют рок. При этом у Лизы красивый тембр голоса, но когда она кричит, весь окрас пропадает. Объяснить или переубедить я не могу. Да и зачем? Она к этому придет. Сейчас она перешла с гитары на клавиши, начала использовать сложные аккорды, стилистически стала петь ближе к Эми Уайнхаус или . Почувствовала, как люди балдеют, когда она поет лирику.


Вместе с Федором Добронравовым (справа) артисту удалось выиграть шоу «Две звезды» с оглушительным успехом.

— В каких вопросах вы для нее советчик?

— Когда надо купить что-нибудь (смеется). На день рождения мы должны были купить ей комбик (комбоусилитель) для электрогитары. Поехали выбирать. Пытался тыкать в комбик за $700, Marshall, он хороший! Но нет, пришлось взять самый огромный Orange оранжевого цвета за $3500. Еле довезли его домой. Выставили на день рождения, приехали ее музыканты, и все выпали в осадок от зависти. Ей приятно — и мне тоже.

— Сложно осознавать тот факт, что она почти взрослая девушка?

— Мне нужны три вещи. Чтобы она была счастлива и здорова. Чтобы у меня была возможность иногда говорить, что это моя дочь. Чтобы она про меня никогда не забывала. Все остальное — делаю, как и другие отцы.

— Вторая дочь Полина, которой исполнилось 20, сильно отличается от Лизы?

— Лиза непростая. Она богемно-творческого склада. Эдакая. И так с раннего детства — фотографирует, снимает мини-фильмы, рисует. У нее особенное видение. Все должно быть талантливо и непопсово. Это ум гуманитарного склада. А Поля в этом смысле проще — у нее нет творческих закидонов. Играет на гитаре, да. Но без претензий. Основной ее талант — интеллект. Весь ее ум идет в науку и учебу. Говорит на пяти языках свободно. Переключается в секунду — и разговаривает. Сейчас учит японский — думаю, добьется своего.

— А где она учится?

— В Сорбонне на юридическом факультете. Причем поступала на филологический, но там ей показалось слишком просто. Перепрофилировалась, причем так, что из их потока отобрали только четверых. Ее в том числе. Очень узкая специализация. В общем, она у нас — Софья Ковалевская. И вот смотрю на обеих и не понимаю — откуда таланты? Почему умная, добрая и открытая — понимаю. Но почему настолько? От кого это перешло? Загадка…

— Они общаются?

— Крайне редко очно — все-таки одна во Франции, другая в США (Лиза с 2003 года живет и учится в Майами, где Агутины купили квартиру. — Ред.). Заочно — постоянно. Списываются, разговаривают. Несколько раз летом выбирались все вместе во Францию. Поля организовывала визит. Это еще один ее талант. В этом году подумываем о поездке в Лондон. Дети мечтают. Папа озадачен…

— Свадьба с Анжеликой была не первым вашим браком.

— Я до встречи с ней прошел и женитьбу, и разные романы (Леонид был женат до брака с Варум. — Ред.). У меня был большой, опустошающий опыт звездной вседозволенности. А потом встретил женщину, с которой встречи не ждал. Поначалу я не рассматривал ее как свою девушку. У нее был парень, и я уважал его. Мы просто общались и ездили вместе на гастроли.


Поначалу Леонид Агутин и Анжелика Варум играли в игру, скрывая чувства. Впоследствии забава переросла в крепкий брак.

— Она оставляла вам пространство для маневров?

— Уже потом, когда мы были вместе, она призналась, что ждала от меня активных действий. А не походов на бильярд, в котором она ничего не понимала. Или ресторан, в который она ходить не любит. Чего-то большего ждала. Ведь слухи про нас уже ходили. Но мы играли в эту игру — как будто мы не вместе. Нас фотографировали, но мы все равно были не вместе. И это был не обман журналистов. Только потом я понял, что играть в ту игру было жутко интересно. А когда мы стали вместе жить, то стали, наоборот, скрывать это.

— Зачем?

— Это было счастье, за которое страшно. Не хотелось его разрушать. Мы даже от родителей это скрывали! Не знал никто, кроме наших водителей. И когда уже Анжелика стала заметно беременна, пришлось сдаваться.

— Ваш друг , как он признался сам, «однажды увидел в зеркале прыгающую бабушку», и подстригся коротко. У вас так же?

— Я давно намеревался это сделать. Сначала обозначил рубеж в 50 лет. Потом приблизил отметку к 45. Понимал, что делать это необходимо. Жена до сих пор считает, что именно она меня подстригла. Конечно, если бы я не захотел этого сам, ничего бы не произошло. Мне длинные волосы перестали нравиться лет в 38. Как морда вширь пошла, сразу прическа стала смешной. Представьте себе Чиполлино, голову которого облегают длинные волосы. Это потешно. Когда молодое, поджарое, сухое лицо с такой прической и длинным носом, ты — Джон Леннон. А потом лицо расширяется, и прическа перестает быть идеей.


Избавившись от длинных волос, певец испытал блаженство, особенно купаясь в океане.

— Какие ощущения были без волос? Сила, как у Самсона, не ушла?

— Первый шок случился на океане. Мы поехали отдыхать с друзьями, я нырнул, и водичка начала так приятно шебуршить короткие волосики на голове. Стало так приятно-приятно! Выныриваю и кричу им: «И вы мне ни разу об этом не говорили?!» Ощущение безграничной свободы.

— Были в вашей жизни события, которые перевернули взгляд на жизнь?

— Таких было немало. Например, после объявления результатов конкурса «Ялта-92» смотрел на публику, которая вместе со мной высыпала на сцену без обуви петь «Босоногого мальчика», которого я исполнял уже третий раз на бис, причем за кулисами, так как места на сцене мне уже не хватало! Тогда и пересмотрел отношение к себе. Подумал: «А не так уж я и плох, как думал?» (Улыбается.) Говорят, что полезно с небес на землю себя опускать. Наоборот — тоже. Иногда.

Личное дело

Родился 16 июля 1968 года в Москве в семье музыканта и учительницы. С 1986 по 1988 год служил в Пограничных войсках. В 1992 году окончил Московский государственный институт культуры по специальности режиссер-постановщик. С 1989 года начал выступать. С песней «Босоногий мальчик» стал лауреатом нескольких крупных вокальных конкурсов. Записал около 20 студийных альбомов. Заслуженный артист России. В 2012 году выиграл шоу «Две звезды» (Первый канал). В качестве наставника участвовал в трех сезонах проекта «Голос», теперь учит вокалистов детского «Голоса». С первой женой Светланой Белых прожил около пяти лет. Потом встречался с балериной Марией Воробьевой, которая родила ему дочь Полину, живущую сейчас во Франции. В 2000 году женился на Анжелике Варум, с которой до сих пор счастлив. Пара воспитывает дочь Лизу.

Финал « »: Две малютки против всех

В третьем сезоне зрители увидели не только толпы талантливых детишек, но и нового старого наставника Леонида Агутина, который пришел на смену Максиму Фадееву, в кресле жюри. Сотни вокалистов прошли сито отбора, почти 50 артистов миновали слепые прослушивания, но до финала добрались всего девять детей*.

Кто же они? сделала ставку на маленькую блондинку с явными талантами в области народной музыки Таисию Подгорную (7 лет, стан. Кущевская) и Азера Насибова (14 лет, Сясьстрой). уверен в Еве Тимуш (13 лет, Кишинев) и Раяне Асланбековой (14 лет, Грозный). Но самый мощный состав, пожалуй, у Димы Билана: открытие проекта (7 лет, Гуково), первое выступление которой на «Голосе» набрало более 9 миллионов просмотров в интернете, и Данил Плужников (14 лет, Сочи), вероятно, главные претенденты на победу. Решать судьбу победителя в прямом эфире будут зрители. С помощью СМС- и телефонного голосования. Любопытно, что в этом году в финале практически не оказалось артистов среднего для детского «Голоса» возраста. То есть со взрослыми коллегами будут состязаться две малышки — Яся Дегтярева и Тая Подгорная. Характера девочкам не отнимать, но доверят ли им главный приз публика?

* На момент подписания номера мы не знали о результатах , по итогам которого зрители выбрали еще трех артистов для финала.

« »
Пятница/21.30, Первый

Леонид Агутин и Анжелика Варум прошли огонь, воду и медные трубы. Звезд не раз разводили, но, несмотря ни на что, они вместе уже 20 лет. Сегодня, 26 мая, у Леонида будет повод в очередной раз признаться жене в любви – у Анжелики день рождения. Накануне музыкант поделился со «СтарХитом», что до сих пор считает себя недостойным Варум, а также поведал, почему дочери Лизе неинтересно с ним общаться и в какие моменты «чувствует себя бабушкой».

Вечная нежность

Леонид, как вам с Анжеликой удается держаться на плаву столько лет?

Ваш роман развивался загадочно. Почему вы долго не переходили рамки дозволенного?

Наверное, считал, что недостоин. Слишком легкомысленный для нее. И до сих пор так думаю, кстати. Потом мы начали выезжать вместе на концерты. А когда возвращался, чувствовал пустоту. Начинал находить поводы ее увидеть, услышать. Вызывал на встречи, звонил. По сути ухаживал, но не думал, что это по-настоящему. Мы типа общались. У нее был парень, порядочный человек. Я хорошо к нему относился. Не отдавал себе отчета в том, что фактически отбиваю девушку. Вроде бы и не намеревался. Мне ее не хватало как воздуха. А люди ведь находят то, что ищут. Это закон. Как только пустота образуется, она заполняется, хочешь ты или нет.

Свадьба с Анжеликой была не первым вашим браком…

Я прошел и женитьбу, и романы. У меня был большой, опустошающий опыт звездной вседозволенности. И вот познакомился с женщиной, с которой встречи не ждал.

Как вы ее завоевывали?

Уже потом, когда мы были вместе, она призналась, что ждала от меня активных действий, а не походов в бильярдный клуб, где она ничего не понимала, или ресторан, в котором ей не нравилось. Слухи про нас уже распространялись. Но мы притворялись – как будто не вместе. Нас фотографировали, а мы все равно были порознь. И это был не обман журналистов. Только потом я понял, что играть в ту игру было жутко интересно. А когда начали вместе жить, то скрывались ото всех.

«Старперские» представления

Кстати, о детях. Ваша 18-летняя дочь Лиза играет тяжелый рок. Как так получилось?

В ее возрасте я тоже слушал подобную музыку. Тяжелый рок – это как бы круто, своеобразное окружение. Ее парень тоже ортодоксальный рокер – волосатый, ходит в клешах. Я ездил с Лизой на концерты – это страшно! Меня чуть не затоптали. Выходят перед толпой четыре маленькие девочки и поют рок. При этом у Лизы красивый тембр голоса, но когда она кричит, весь окрас пропадает. Сейчас она перешла с гитары на клавиши, начала использовать сложные аккорды, стала петь ближе к Эми Уайнхаус или Адель. Почувствовала, как люди балдеют, когда она исполняет лирику.

В каких вопросах она обращается к вам за советом?

Когда надо купить что-то. На день рождения мы должны были приобрести для нее комбоусилитель для электрогитары. Поехали выбирать. Пытался тыкать в комбик за $700, Marshall, он хороший! Но нет, взяли самый большой Orange за $3500. Еле довезли. Ее друзья выпали в осадок от зависти.

Старшая дочь Полина – от брака с балериной Марией Воробьевой - отличается от Лизы?

Лиза непростая. Она богемно-творческого склада. Фотографирует, снимает мини-фильмы, рисует. У нее особенное видение, гуманитарный ум. Все должно быть талантливо и не попсово. А Поля в этом смысле проще – без творческих закидонов. Играет на гитаре, но без претензий. Основной ее талант – интеллект. Весь ум идет в науку и учебу. Свободно говорит на пяти языках. Переключается за минуту. Сейчас учит японский. Думаю, добьется своего.

Какое у нее образование?

Она учится на юридическом факультете в Сорбонне. Поступала на филологический, но там ей показалось слишком просто. Перепрофилировалась, причем так, что из их потока отобрали только четверых, включая Полю. В общем, она у нас – Софья Ковалевская. Смотрю на обеих и не понимаю: откуда таланты? Почему умные, добрые – ясно. Но почему настолько? От кого это перешло? Загадка...

Они общаются?

Видятся крайне редко. Все-таки Поля живет с мамой и отчимом во Франции, Лиза – с родными Анжелики в США: мы купили квартиру в Майами. А вот заочно девочки общаются постоянно – списываются, разговаривают. Несколько раз летом выбирались все вместе во Францию. Поля организовывала. Это еще один ее талант. В этом году подумываем о поездке в Лондон. Дети мечтают, папа озадачен.

Период взросления у дочек проходит непросто для вас?

Чем дальше, тем тяжелее. Все умные, на эмоциях. Лиза всегда перехитрит нас. Она не особо любит что-то объяснять, просто уворачивается от того, что неудобно. Как и я! Родители иногда раздражают «старперскими» представлениями о жизни. Но я люблю их. Безумно. И ругаю себя потом: «Ну как так? Езжай, побудь с мамой и папой. Они ждут». Так и Лиза: не очень ей интересно общаться со мной, при этом она меня любит. Лучше провела бы время с парнем. Однако папа позвонил – значит, надо встретиться. «Ладно, – наверное, думает она, – посижу с отцом в кафе. Сейчас снова все придется рассказывать, читать стихи». А я чувствую себя бабушкой: «Ну давай, дочь, покажи, что написала». Лиза достает телефон и открывает стихи. Я читаю и восторгаюсь... Жена говорит: «Ты, главное, ее хвали!» А я и так это делаю. Но ведь кто-то и критиковать должен.

Первый сезон проекта «Голос. 60+» добрался до раунда нокаутов, который определит финалистов шоу. В первых двух эпизодах наставники на слепых прослушиваниях набрали себе команды. По правилам сезона, каждый из преподавателей должен был взять к себе четверых конкурсантов, однако Пелагея смогла добиться исключения и набрала пятерых участников.

Тем сложнее стало для нее в новом этапе. Что касается Леонида а, Льва Лещенко и Валерия , то они укомплектовали свои команды в соответствии с регламентом.

Правила этапа нокаутов очень просты. Каждый из участников исполнил песню, и половина из них прошла в финал. В случае с Пелагеей отсеялись трое.

Открыла раунд команда Валерия Меладзе. К слову, главным помощником Валерия был его брат Константин, который сам вскоре сядет в кресло наставника в седьмом сезоне основного «Голоса».

Первым на сцену вышел 61-летний Сергей Пивоваренок с песней «Вечная весна», которую впервые исполнил , а затем ее пел ВИА «Веселые ребята». Меладзе точно подобрал репертуар Пивоваренку, который отличается классическим советским эстрадным тембром. Конкурсант впечатлил публику, и его провожали со сцены криками: «Браво!»

Для Геннадия Кима наставник подобрал легендарную битловскую «Come Together», открывающую великий альбом «Abbey Road». И надо сказать, что Меладзе снова точно попал в образ участника проекта, который весьма органично смотрелся на сцене и вызвал еще более бурную реакцию зала.

Наталия Спевак исполнила песню «Звать любовь не надо» из фильма «Моя любовь» 1940 года. Этап нокаутов совпал с днем рождения участницы. Единственный профессиональный музыкант в команде Меладзе само собой исполнил знаменитый джазовый стандарт «All of Me», который исполняли такие легенды джаза, как Билли Холидей, и Элла Фитцджеральд.

Меладзе не стал долго интриговать зрителей и достаточно быстро объявил финалистов от своей команды. Ими стали Наталия Спевак и Сергей Манукян.

Следующей командой на сцене стали подопечные Пелагеи. открыл выступления своего коллектива песней «Слепили бабу на морозе» рок-группы «Воскресение». Ольга Муравина спела знаменитый романс «Гори, гори, моя звезда». Пожалуй, самое известное его исполнение принадлежит Анне Герман. Пелагея не стала менять имидж следующей участницы Лидии Музалевой и дала ей народную песню «Верила, верила, верю».

Олег Пастухов, который отличился нежным тенором на слепых прослушиваниях исполнил знаменитую итальянскую песню «Giamaica». Выбор Пелагеи не совсем понятен, потому что Пастухов не обладает классическим бельканто. Ну а сама композиция прежде всего ассоциируется с бесподобным . Наталии Бутусовой досталась песня «Не обижай меня».

Пелагея почувствовала на себе необычную ситуацию, в которой оказалась — отправлять домой сразу троих конкурсантов оказалось сложнее всего.

В итоге, после долгих раздумий наставница выбрала Лидию Музалеву и Ольгу Муравину.

После Пелагеи время солировать пришло и его подопечным. исполнил знаменитую «Ах, эта девушка», продемонстрировав уверенный и чистый баритон. С Виктором Зуевым наставник не стал экспериментировать и сохранил итальянский образ участника, предложив ему композицию «Buona Sera Signorina» американского джазового певца Луи Примы.

80-летний Евгений Стругальский спел известную песню «Три года ты мне снилась», которая была одной из любимых в репертуаре . Навруз исполнил «Серенаду Рикардо» из «Собаки на сене». В знаменитом фильме ее пел .

Лев Лещенко отметил выступление всех своих подопечных и выбрал Евгения Стругальского и . Выбывший из проекта Ахмедов, художник по профессии, подарил наставникам их портреты.

Под занавес ведущий шоу объявил самую интригующую команду Леонида Агутина, состоящую сплошь из профессиональных музыкантов. Первым на сцену вышел с песней «Я не умею танцевать», которую исполняют и . удивил всех песней «Fantasy» знаменитой фанк-группы «Earth, Wind & Fire». Отец Леонида Николай Агутин исполнил композицию собственного сочинения «Мама».

Завершил вечер один из самых известных блюзменов страны Николай Арутюнов. Он спел хит 70-х годов «Can"t Find a Reason» британских рокеров Atomic Rooster.

Агутин, выбрав себе очень сильный состав, поставил себя в очень непростую ситуацию — выбрать двоих. Николая Арутюнова наставник выбрал, не задумываясь, а со вторым промедлил.

Агутин долго думал и все-таки выбрал своего отца, объяснив это тем, что публика в зале больше всего хотела бы видеть именно его. Леонид посетовал, что его могут «обвинить в протежировании», но остановил выбор на Николае Агутине.

Откровенный разговор Леонида Агутина с главным редактором ОК! Вадимом Верником о становлении артиста, его семье, дочерях и планах.

Фотография: Анна Темерина Леонид Агутин

«Недавно Леонид Агутин отметил свой 50-летний юбилей,- пишет главный редактор ОК! Вадим Верник.- А мне кажется, что это человек без возраста. Лёня и сейчас восхищает и удивляет зрителей так же, как это было почти двадцать пять лет назад, когда он только появился на нашей эстраде. Возможно, популярность музыканта сегодня даже выше. Оставаться актуальным на протяжении стольких лет - это уже талант. Ну а музыкальный и поэтический дар Агутина вне конкуренции. Впереди его ждут юбилейные концерты. Первый состоится в Баку, на фестивале "Жара"»

Л ёня, мы сидим в твоем кабинете в продюсерском центре, а я сейчас вспомнил, как общался с тобой первый раз: я вел телепрограмму «Полнолуние» и в 1994 году записывал интервью с тобой.

Да, это было знаковое для меня время - девяносто четвертый год, всё только начиналось. Был поиск себя, попытка ответить на вопросы, кто я и чем могу удивить людей.

Слушай, а с какого возраста ты начал задавать себе такие вопросы?

Тогда и начал. В юности как раз всё было понятно. Я всегда занимался тем, что нравилось: играл в театре, песни сочинял.

А в каком театре ты играл?

В школе мы делали драматические постановки. Это были и музыкальные истории. Мне повезло. Папа моего одноклассника Васи Борисова был цирковым артистом, и он рассказывал нам про режиссуру и сценическое мастерство. Меня всё это увлекало, я прочитал много книг, Станиславского читал...

«Работу актёра над собой»?

Да. Еще книги про Мейерхольда и актрису Веру Комиссаржевскую.

А ты, однако, подкован!

Мне всё это было жутко интересно. А в пятнадцать-шестнадцать лет, когда я учился в музыкальной школе, у меня появилась группа- «Кредо» называлась.

Ты, конечно, был там лидером?

Ну да. Потом было джазовое училище. А когда встал вопрос о высшем образовании, я почему-то остановился на институте культуры.

Довольно странный выбор. Наверное, со своим бэкграундом ты мог рассчитывать и на более престижные вузы.

Меня прельщало, что в этот институт поступают в основном профессионалы - те, которые где-то работают и приходят сюда не просто за «корочкой», а чтобы повысить свою квалификацию. А мне всегда было интересно общаться с теми, кто постарше. Я хотел поступать на фортепианный факультет, но понял, что это бесполезно: на репетициях перед поступлением я увидел таких людей, как Валера Маклаков, Руслан Горобец...

Это тот Горобец, который руководил ансамблем у Пугачёвой?

Да. В общем, такие серьезные ребята. Я понял, что мне не пробиться, и переметнулся на режиссуру эстрады, тогда это называлось «режиссура театрализованных представлений». Я любил этим заниматься - в школе не только играл, но и ставил, так что был немножко осведомлен в этом деле.

При поступлении я хорошо себя проявил - например, надо было быстро придумать этюд, а у меня всегда были хорошие идеи, я даже делился ими с теми, кто поступал вместе со мной.

Щедрый парень.

Я был там самый молодой. В основном брали по направлению из совхозов, колхозов и тех, кто прошел армию.

Вот-вот. Интересно, а родители сразу одобрили твой выбор?

Мама одобрила, а с отцом мы тогда уже жили отдельно, и мне надо было доказать ему, что я самостоятельно могу поступить в институт, что я не бездарь. Меня ведь не сразу взяли, хотя баллы были очень высокие, но преимуществом пользовались те, кто «с направлением». А потом кто-то перешел на заочное обучение и меня приняли автоматически.

Ты, конечно, был счастлив.

Абсолютно. Сразу же поехал, как и полагается первокурсникам, на картошку в совхоз и там сколотил какой-то ансамбль.

Вокруг тебя всегда творческая жизнь бурлила?

Да, и в школе, и в армии тоже. Я служил на заставе и там организовал ансамбль, придумывал песни.

А вот это, Лёня, отдельная тема. Ты два года служил в пограничных войсках, на советско-финской границе. Неужели не было желания всеми возможными и невозможными путями обойти армию стороной?

А я сам хотел служить. Эмоциональный такой, любовь была безответная к однокурснице, прямо сердце рвалось, и я ничего не мог с этим поделать, так что надо было полностью поменять свою жизнь. В общем, я сам пришел в военкомат и попросился в армию. Но мне сказали, что набор заканчивается 15 июля, а поскольку 18 лет мне исполнялось шестнадцатого, то в военкомате посоветовали прийти осенью, что я и сделал.

А мама не говорила: одумайся, сынок, отучись сначала в институте?

Мама не знала, что я в армию собрался. Я пришел к ней, уже когда меня постригли наголо. Она долго не открывала дверь, потому что не могла узнать меня, когда смотрела в глазок: звонит какой-то незнакомый человек, да еще и на лестничной клетке было темно. (Улыбается. ) Ну а потом, что ей оставалось делать? В принципе мама с ранних лет уже относилась ко мне как к человеку взрослому и самостоятельному.

Скажи, Лёнь, когда ты почувствовал, что армия - это не убежище от личных проблем, а нечто гораздо более серьезное и жесткое?

Да сразу почувствовал. На призывном пункте, когда нас провожали, кто-то принес спиртное. В поезде, когда мы ехали в Карелию, я напился за компанию и меня заставили мыть весь этот поезд. Нас привезли в город Кемь, построили, было ужасно холодно, осень промозглая, ноябрь. И прапорщик говорит: «Значит так, бойцы. Сюда Екатерина ссылала людей к такой-то матери, а мы с вами поедем еще дальше». Нас запихнули в грузовик, и мы ехали целую ночь, в Калевалу- там, на учебной заставе, всё и началось. Я многого ожидал, но, конечно, было тяжело невероятно.

Что именно?

На дворе минус сорок, всего дефицит: одежда не по размеру (какая досталась), валенки - оба на левую ногу, баня раз в неделю, пробежки адские - по пятнадцать километров, причем с полной боевой (автомат, ящик патронов, химзащита), а вокруг снег, ты постоянно весь мокрый. Спишь по три-четыре часа, ешь какую-то баланду ужасную... Было очень тяжело.

То есть такой суровый курс молодого бойца. Что изменилось в тебе за эти два года? Можно сказать, что из армии ты вернулся другим человеком?

Да ничего не изменилось. Просто армия сделала меня взрослым человеком, который отвечает сам за себя. Меня, как гастролера, ничего не пугает. Я могу сам постирать, погладить, приготовить какую-то еду, а если возникает сложная ситуация, я могу себе сказать: «Спокойно, сейчас всё решим».

Потому что в армии с первого же дня все вопросы приходилось решать самому: как договориться с человеком, когда это кажется невозможным, как не остаться униженным, как победить, как быть сильным, как выжить. Ты начинаешь понимать, что ничего страшного нет, из любой ситуации есть выход.

Ты говоришь очень важные вещи... Но давай о музыке. До института ты окончил джазовое училище. Это для тебя было принципиально?

Меня всегда тянуло в эту сторону. Кстати, таких заведений, специализирующихся на джазе, в то время было всего два - в Москве и Питере. Искусство песенного жанра - это отдельная штука. Вот я сегодня днем записывался с «Би-2». Мне Лёва показал совершенно замечательную песню, в которой нет, конечно же, ни одного джазового аккорда, но есть такая рок-фанковая основа. У Лёвы свои мелодические ходы, он интересно это делает. Я четко сделал свою работу - грубо говоря, не изменил ни одной ноты, спел точно так, как придумал автор, а потом сел за пианино и говорю: «Для меня эта песня другая», - и гармонизировал мелодию так, как я ее видел. Получился какой-то Гершвин. (Улыбается. ) Просто я мыслю так, и мышечная память всё время срабатывает. И то, что ты любишь джаз, для тебя становится одним из средств выразительности: ты это используешь где-то либо открыто, либо чуть-чуть и всё делаешь ради конкретного произведения. Можно не использовать джаз - можно применять приемы фламенко, рок-н-ролл, да что угодно, можно применять сегодняшнюю электронную диско-музыку. Главное - настроение.

Вообще придумать простую, хорошую мелодию, которая была бы неглупой, осмысленной, с интересным текстом, не однодневной,- это же очень сложная работа.

Я именно к этому и стремился, еще когда учился в институте. Ведь качественная поп-музыка объемлет очень многое. Меня пригласили в попсовую передачу «50х50», я спел песню, куда напихал кучу сложных аккордов, пытался сделать это фирменно, фанково, слова были не очень, а музон хороший. Стихи у меня получались, а вот песенные тексты - нет, на это нужно было время. На следующее утро после эфира иду по институту, навстречу парень с другого курса: «Слушай, чувак, это ты был вчера или мне показалось?» Киваю и жду с нетерпением, что он скажет. «Я три минуты смотрел и не понял, когда смеяться?» Потому что он привык, что в институте мы всегда делаем что-то такое, где обязательно должен быть прикол, какой-то смыслообразующий трюк, чтобы зацепить внимание аудитории. «Так я не шутил», - говорю. Это было очень странно для ребят из нашего института: мы тут занимаемся серьезными вещами, режиссурой, а он - поп-музыкой.

Ты пытаешься сделать что-то простое, а само образование написано у тебя на лице. То, что мог сделать, например, Женька Белоусов, и это сразу был хит, никак не получалось у меня. Вот я и пытался найти себя: чем я могу быть интересен.

Фирменный стиль босоногого мальчика ты сам придумал? Длинные волосы, свободная одежда...

У меня была девушка в институте - скрипачка Света, замечательный совершенно человек, очень умная и талантливая. Она мне говорила: «Ты когда на сцену выходишь, у тебя такой вид, как будто студент физтеха собрался петь поп-музыку». А у меня после армии была такая короткая стрижечка. «Шрамы» зажили, снежный карельский налет сошел, а лицо московского интеллигента как было, так и осталось. (Улыбается. ) Так вот Света говорит: «Тебе нужно что-то с собой сделать - отрастить волосы, придумать какой-то хаер. Ты поешь и играешь на пианино, это как-то не сценично, лучше возьми в руки гитару», - и так далее.

В общем, девушка Света стала твоим первым имиджмейкером.

Точно. Волосы, зараза, долго росли, это был адский период. Сначала я был похож на Бонифация, потом стали немножко свисать букли. Я стал изображать какого-то мафиози, гелем зализывал волосы назад, много экспериментировал, пока не нашел стиль вот этого хиппи. И тогда всё сошлось. Музыка, стихия, внешний вид. По внутреннему состоянию мне совершенно понятна эта джазовая свобода - такое интеллигентское раздолбайство, когда ты прочитал целый шкаф книг, но при этом не гнушаешься из пластикового стаканчика портвейшку с нормальными людьми где-то вмазать. Еще я помню, мне один парень - танцор из какого-то коллектива - поставил Джереми Джексона: «Вот видишь, какую электронную музыку он делает. Он играет на гитаре, и как будто в комнате подуло настоящим ветром, это не пластмассовая музыка, а с каким-то объемом». Меня это прямо поразило. А я слушал своего любимого Эл Джерро и думал: «Вот бы соединить понятную людям движуху, интересные живые инструменты, а чтобы внутри был культурный пласт, и сразу бы появилась атмосфера - как будто на площади сидят уличные музыканты и классно играют. Это то самое настроение». Так постепенно я нащупал свой стиль: записал «Босоногого мальчика» и просто обалдел, насколько всё сошлось воедино.

Да-да, тогда была целая революция - стиль латино, который на нашу эстраду привнес Агутин. И это попало в десятку: ты сразу стал бешено популярным. А однажды наступил момент, когда ты вышел на сцену с аккуратной короткой стрижкой, в костюме-тройке, и это тоже была бомба - такого от тебя никто не ожидал.

Я считаю, длинные волосы мальчишки должны носить. Морда для этого должна быть молодая. В сорок три я радикально изменил свой образ, хотя хотел сделать это еще раньше. Хотел, но при этом думал: дождусь пятидесяти лет. Слава богу, не дождался, иначе были бы выброшенные из жизни семь лет. (Улыбается. ) И жена еще подначивала: «Ты со своими длинными волосами стал похож на армянскую бабушку. Просто уже смешно». И тут у нас появилась песня «Как не думать о тебе?». Я говорю жене: «Давай меня прямо в кадре подстригут, когда мы будем снимать клип?» Наш стилист Диана, бедная, волновалась больше меня, когда состригала мои волосы! Съемка была в Риге. После нее мы с друзьями сразу пошли плавать в море. Один мой друг совсем лысый, второй - с короткой стрижкой. И вот мы ныряем в воду, и волна так приятно начинает ласкать волосы. Я выныриваю и говорю: «И вы раньше умалчивали?!» У меня сразу наступило счастье, как будто отрезали промежуток мертвый, антеннки мои почистили, они заострились, и свежая волна дала прилив нового вдохновения.

Здорово. И костюм на тебе смотрится очень органично.

Знаешь, я себя нормально чувствую сегодня- как раз на свои пятьдесят лет. Я с радостью перестал выступать в джинсах, потому что у меня уже было ощущение, будто я забыл одеться на сцену, какой-то неряшливый вид, и в этом проявляется неуважение к зрителям. Я никогда раньше не замечал, в чем выступает Фил Коллинз, и где-то после сорока лет присмотрелся. Он исполняет в принципе рок. Вот он зажигает, у него стадионы огромные, он ведет себя абсолютно по-рокерски. И вдруг я обратил внимание, что он всегда работает в брючках и в такой рубашечке с воротничком, как будто он в гольф пришел играть. Главное - душа и песни, которые ни с чем не перепутаешь. Я понял, что такое настоящая органика на сцене. Недавно я выступал на рок-фестивале «Кинопробы» и чуть не попался, честно скажу. Там все - рок-имена, и почему-то меня позвали. На выступление я решил надеть майку, серые брюки, черные ботинки повыше. А перед самым выходом на сцену подумал: что я из себя идиота буду строить? Зачем я буду прикидываться? Ведь пригласили меня, а не какого-то другого человека.

Я надел обычную свою белую рубашку, синюю жилетку с брюками. А во время выступления поймал себя на мысли, что люди совершенно не обращают внимание на то, как я одет. Они увидели того Агутина, к которому привыкли за последние семь лет, они знают мои песни, подпевают мне - зачем мне быть другим человеком?

Абсолютно верно... Скажи, когда вы впервые встретились с Анжеликой Варум - с Маней, как зовут ее близкие, - тебе вначале ее голос понравился или то, как она выглядит?

Он у нее такой мягкий, вкрадчивый, обволакивающий...

Когда я разговариваю со своей женой по телефону, то понимаю, что без этого голоса просто не могу жить. Ей, конечно, сам бог велел стать звездой - даже говорит она так приятно! А увидел я ее впервые в «Лужниках», на «Звуковой дорожке». Меня участвовать тогда не взяли. Я зашел в самом конце зала, а на сцене в тот момент выступала девочка-дюймовочка, ее почти не было видно. Маня пела «Полуночного ковбоя». Попсовее песни быть не может, учитывая еще мои музыкальные пристрастия и требования, но я встал завороженный, и у меня мурашки на коже появились. У нее еще голосок такой детский, инфантильный. Вот эти мурашки я помню до сих пор. Позже я увидел ее по телевизору, потом познакомился и с ее отцом - Юрием Варумом.

А почему ты был таким нерешительным? Можно ведь было с девушкой сразу познакомиться?

Мой тогдашний администратор рассказал мне, что у нее есть молодой человек Максим, с которым они чуть ли не с детства, и всё такое. Ну и у меня была девушка на тот момент. Мы встретились с Маней на «Песне года», я подарил ей свою пластинку, позже она сказала мне, что песни ей понравились, потом мы встретились на какой-то съемке, я сделал ей комплимент. В общем, я старался произвести на нее впечатление как-то ненавязчиво. Мне она казалась совершенно недоступной. Я даже боялся нашего сближения. В то время я знакомился со всеми девушками подряд, пил всё, что давали, и при этом всё успевал. А она мне казалась ангелом, и я понимал, что такой парень, как я, вряд ли бы ее устроил... Однажды мой продюсер Олег сказал: «Хорошо бы тебе записать дуэт». И мы сразу решили, что это будет Анжелика Варум. Я приехал к ее отцу домой, предложил песню. С Юрой мы в результате проговорили всю ночь. А Маня появилась в комнате только один раз. Она собиралась на съемку и сказала папе: «Как тебе мой костюм?» Костюм был кружевной, немножко просвечивающий, короткая юбка, улетная просто. Я чуть с дивана не упал: Маня повернулась спиной как бы к отцу, а на самом деле к нам обоим. Я потом понял, что это был тактический ход, великолепно исполненный ею. Тогда этим костюмом она убила меня окончательно! Мы записали «Королеву», сняли клип, даже начали выступать вместе. Но у нее по-прежнему был Максим (они всегда приезжали вместе), он работал в ее команде осветителем. Еще через год я написал песню «Февраль», которая предполагалась для финала наших совместных концертов. Эта песня мне очень легко далась: любовь, какие-то назревающие близкие отношения - всё это давало крылья.

Мы поехали записывать песню в студию, и тогда у нас всё и началось. Позже, уже будучи моей женой, Маня мне сказала: «Я замучилась ждать, пока ты наконец-то сделаешь первый шаг, потому что «я сама не могу, я же дама».

А у тебя к тому моменту уже старшая дочь родилась, да?

Так получилось. С Машей Воробьёвой мы познакомились еще до встречи с Маней (Анжеликой). Я ей сразу сказал: «Маш, у нас всё хорошо, но я чувствую, что мы с тобой не муж и жена. Пока мы вместе, но если что-то в моей жизни произойдет...» А когда у нас с Маней начались отношения, я честно во всем признался. Сейчас мы с Машей в замечательных отношениях, у меня есть Полина, прекрасная дочка. Кстати, Маша и Маня родились с разницей в один день, обе Близнецы. Вот такая странная история.

Насколько Полина старше твоей младшей, Лизы?

На три года.

Девочки общаются?

Они стали общаться, когда Лизе было двенадцать лет. Причем Полька сама организовала эту встречу. Она хваткая девушка, говорит на многих языках, у нее очень подвижный ум. Поля продумала все детали нашей поездки в Париж, где она в тот момент жила: сама заказала гостиницу, все экскурсии. Девочки сразу подружились и с того момента постоянно переписываются. Каждый год в июле обе прилетают в Москву на мой день рождения: Поля по-прежнему живет во Франции, а Лиза уже много лет в Майами.

А по энергетике в какой из дочерей больше угадываются твои корни?

В младшей больше. Она очень музыкальная. У нее есть своя группа. На днях, кстати, Лиза выпустила первый клип. Мы как-то пытались записывать пластинку ее песен под моим руководством. Ей всё нравилось, но в конце она взмолилась: «Пап, ну это не я. Тут твой взгляд на аранжировки. Прости меня». О’кей, что я могу сделать? Я ее прекрасно понимаю, потому что сам такой же. Поэтому пусть ищет себя.

Ну и о том, чтобы спеть вместе с 19-летней Лизой, не может быть и речи.

Посмотрим. По крайней мере, мы договорились, что она будет выступать на моем юбилейном концерте в «Олимпийском» 10 октября.

А старшая дочь от музыки далека, так?

Полина учится в Сорбонне. Поступала в Ницце, сейчас переехала в Лион. Она занимается юриспруденцией. Ужас. (Улыбается. ) Для меня всё это абсолютная загадка. Она сама поступила в Сорбонну, прошла колоссальный конкурс. Поле было четыре года, когда ее мама уехала в Италию, и она некоторое время жила в Москве с бабушкой и дедушкой. Я периодически занимался с ней, учил ее читать, писать. Ей всё это так легко давалось, мы ее называли Софья Ковалевская.

Она, например, может мне так обыденно написать: я закончила школу с золотой медалью, или я закончила год лучше всех на курсе... Лиза меня, конечно, больше беспокоит. Она же музыкант, душа у нее мечущаяся, и эти проблемы я слишком хорошо знаю.

Лиза живет в Майами с раннего детства, и вы с Маней-Анжеликой часто там бываете. Что для тебя самое приятное в той части света? Прогулки на велосипеде, пробежки вдоль моря, что-то еще?

Ну, меня прежде всего насыщает океан. Я это знал про себя давно, море с детства люблю. Я когда первый раз на море оказался, лет в двенадцать, сразу понял, что это мое, и всё. Это было в Грузии, в Кобулети. Мы туда приехали отдыхать, потому что отец помог одному грузину пройти без очереди, - тот опаздывал на вокзал. «Ты мой лучший друг. Приезжай отдыхать». И мы поехали всей семьей. Жили там десять дней, в небольшом домике на берегу моря. Я помню, отец денег хотел оставить за еду, так хозяин воспринял это как кровную обиду... Помню, я впервые вышел на берег моря и просидел там целый день, родители не могли меня оттащить. Эта стихия - морская, океанская - меня спасает, оттягивает всё лишнее и обновляет. Часто говорят: «Ты в Америке, ты в Америке!..» А дело не в Америке, собственно, а в Гольфстриме. Если бы в Подмосковье был Гольфстрим, я бы отсюда вообще не уезжал. Никогда.

Лиза в Майами живет с вами или отдельно?

Отдельно. У нее дома студия небольшая. Я подъеду, сыграю что-нибудь - для меня это счастливые моменты. Лиза меня накормит, мы пообщаемся, но всё по делу. Так чтобы «дочь, давай поговорим по душам», мы стесняемся, это все-таки больше с мамой.

Есть две вещи. Во-первых, я очень многое получил от тех людей, которым много дал, от моих подопечных. Мне, кстати, здесь помогло и мое режиссерское образование - я ведь принимал участие в постановке почти всех номеров. А второе... В Майами есть легендарная студия Hit Factory, ее организовали в свое время Bee Gees - кто только там не записывался! Я записал там две пластинки: одну - англоязычную, другую - русскоязычную. Кто я такой? Певец из России, который играл с Эл Ди Миолой? Ну о’кей, это же не сам Ди Миола. А когда ты говоришь, что ты коуч из русской версии «Голоса», на тебя начинают иначе смотреть. Это как будто у тебя есть значок, что ты избранный.

А мне кажется, тебе одного значка достаточно, где было бы просто написано: «Леонид Агутин». Это и призвание, и высшая награда. Попутного ветра тебе, дорогой юбиляр!