Основные политические идеологии. Основные виды политической идеологии, типы, формы и признаки

Идеология - это логически связанная система идей и ценностей, которые непосредственно управляют деятельностью. Идеология отвечает на вопрос: “Для чего мы существуем?” Первоначально это понятие возникло в некоммерческой деятельности, но впоследствии постепенно стало использоваться и в предпринимательстве - по мере того как процесс непрерывного уточнения концептуальной основы показал свою полезность и иногда даже необходимость для развития.

Основной аргумент в пользу проведения дискуссий по идеологии состоит в том, что идеология - предпосылка существования организации. Организация, лишенная идеологии, сначала теряет опору, а затем рынок.

Необходимость поиска смысла существования убедительно показана Виктором Франклом в книге “Стремление к смыслу” (на русском языке выходила работа В. Франкла “Человек в поисках смысла”. М.: Прогресс, 1990. - Прим. ред.). Труд - самая продолжительная взаимосвязанная деятельность, которой мы себя посвящаем, поэтому правомерен поиск смысла в нем. Обычно этим занимаются руководители, поскольку они “отвечают” за смысл. Однако часто они пренебрегают разъяснением смысла деятельности сотрудникам организации. Поэтому последние часто оказываются в своеобразном вакууме и иногда нуждаются в психотерапии.

Некоторые лидеры обладают большими способностями к развитию и пониманию смысла деятельности своих организаций. В статье в “Гарвард бизнес ревью” (ноябрь - декабрь 1965 г.) Гарри Шраге описал подобных лидеров предприятий. Они зачастую занимались ранее наукой и отличались высокими умственными способностями. Нацеленность на высокую эффективность способствует пониманию запросов потребителей, что ведет к росту прибылей либо убытков по результатам деятельности. Сильное стремление к власти отвлекает от восприятия запросов потребителей. При этом сокращаются прибыли либо убытки.

Осознание возможности сбоев в сложных ситуациях (само- осознание) связано со способностью поставить себя на место потребителя. Самоосознание тесно связано со способностью зарабатывать прибыль. Чем выше уровень самоосознания, тем выше рентабельность.

Мотив власти отрицательно влияет на самоосознание. Сильно ориентированные на власть не замечают снижения эффективности работы в тяжелые времена. Урок прост: полное понимание значительно повышает прибыль.

Определение идеологической основы связано с попытками выразить видение (или цели организации) в четкой форме, чтобы люди могли понимать его однозначно.

Идеологические дискуссии могут показаться ненужной роскошью в ситуациях, когда предъявляется высокий спрос на продукцию. Понятие “продукция” используется здесь и в дальнейшем как собирательное обобщенное понятие для товаров, услуг и других благ, поступающих потребителям данной организации, т.е. покупателям, клиентам, членам и т.п.

Не было необходимости обращать особое внимание на основные структуры потребностей, которые обусловили высокий спрос на услуги информационно-консалтинговых фирм, появившихся в 70-х - начале 80-х годов. Основной проблемой было удовлетворение растущего спроса.

На начальной фазе развития кооперации было просто определить систему мотиваций (глубинных причин, ведущих к определенным действиям), приведших к ее возникновению и росту. В той ситуации дискуссии об идеологии выглядели бы излишней роскошью.

Возникновение и рост профсоюзного движения легко объяснить исходя из очевидных структур потребностей. Польза от профсоюзов была очевидной, спрос высоким, а идеологические дебаты вряд ли требовались.

Недооценка значения идеологической основы обычно проявляется у лиц, ориентированных прежде всего на власть. Согласно исследованиям Гарри Шраге, мотив власти действует как дурман. Ориентированные на власть люди более заинтересованы в организации как основе собственного благополучия, а не в удовлетворении потребностей потребителей. Они предпочитают расширять размер организации, а не улучшать качество. Это ведет к излишней бюрократизации - “слоновой болезни”, чрезмерной вертикальной или горизонтальной интеграции либо к диверсификации, не согласующейся со структурой потребностей рынка.

В мире бизнеса часто проявляется незаинтересованность в идеологической основе среди ориентированных на финансовые результаты управляющих портфелями, рассматривающих предпринимательскую деятельность как рыночный товар. Но и в подобных случаях четко проявляется идеология, в которой превалируют амбиции удовлетворения собственных потребностей в виде процентов с капитала или его прироста. Многие собственники портфелей все же понимают значение идеологии для обеспечения долгосрочной рентабельности входящих в портфель предпринимательских единиц.

Интерес к идеологическому элементу зависит от глубины, широты и направления видения.

То же относится и к политической деятельности. Некоторые политические партии оценивают свой успех исходя из результатов очередных выборов. Роль идеологии принижается по сравнению с выборами и принятием сиюминутных популистских лозунгов.

Хороший пример перемен в идеологии дает правящая социал-демократическая партия Швеции. С идеологической точки зрения она сейчас выступает скорее за выравнивание экономического жизненного уровня различных групп общества, а не за представление интересов сокращающегося рабочего класса. Это движение стоит перед дилеммой, которую осознают его наиболее вдумчивые члены. (Под дилеммой понимается выбор между двумя взаимоисключающими альтернативами.) Многие социал- демократы осознают, что далеко заходящее перераспределение богатства тормозит сам процесс его создания. В результате чрезмерного выравнивания доходов и собственности снижается способность общества производить доходы и собственность. Когда распределение богатства становится важнее его создания, про- цссс распределения может быть эффективным, но постепенно объем того, что можно распределять, уменьшается. Осознание:>того факта ведет к радикальному изменению политического курса и ориентации на создание богатства.

Аналогичное положение сложилось в настоящее время в странах Восточной Европы, Африки и Азии с плановыми экономиками. Их отличает то, что они потерпели провал как в распределении богатства, так и в его создании. Различия в доходах и собственности в этих странах намного больше, чем в Швеции и других государствах, где имеется сильная социал-демократия. Коммунистическим странам не удалось также придать экономикам динамичность. В результате страны Востока переживают идеологический коллапс Жесткость системы и то обстоятельство, что лидеры традиционно опираются на подавление, привели к сдерживанию или даже устранению сил, постоянно выступающих за перемены.

Обратимся еще раз к кооперации, которая первоначально создавалась в целях удешевления продовольствия для рабочих. Когда это утратило актуальность (по крайней мере, в Западной Европе), кооперация создала собственную автономную бюрократию с ограничением контактов с ее членами и у нее возникли сложности. В этом она виновата сама Ведь фактически она уже решила ту проблему, которая перед ней стояла Работники организации выработали собственное понимание личного и профессионального соответствия, борясь за реализацию идеалов движения. Если основа их существования вдруг исчезнет, то эта угроза мобилизует их на оборону. Они психологически не желают решать этот вопрос с точки зрения логики до тех пор, пока не найдут альтернативную основу для своего самовыражения. Опытные лидеры и специалисты видят смысл своей деятельности в сохранении профессии. Их не волнует угроза существованию их временного места деятельности. Менее надежно положение лидеров и специалистов, выросших в рамках одной системы и потому не уверенных в существовании альтернативы.

Приведенные примеры показывают значение идеологической дискуссии с точки зрения различных видов деятельности. Кардинальная проблема состоит в представлении, что идеологические дебаты не нужны в периоды высокого спроса Такие периоды обычно привлекают людей с ориентацией на власть. Эта личностная ориентация очень неэффективна, когда потребность в идеологии достигает наивысшего уровня. Восприимчивость к структуре потребностей потребителей не характерна для того типа людей, которые вовлечены в деятельность в условиях очень высокого спроса Михаил Горбачев представляет собой исключение. Он феномен в том смысле, что выжил, будучи сторонником перемен, в репрессивной и ориентированной на власть системе. Его можно назвать “политическим мутантом”, который может возникнуть даже в рамках относительно всеохватывающей идеологической системы (в данном случае - диалектического материализма). Люди сидят и разговаривают друг с другом, пытаясь толковать свое кредо, когда неожиданно возникает комбинация идей как логическое следствие принципов диалектического материализма, противоречащая традиционным методам производства Если эта комбинация возникает у человека, обладающего способностью целостного видения, то прокладывается путь чему-то новому. Тогда выбор Горбачева в лидеры Советского Союза произошел либо по ошибке ближайшего окружения, что маловероятно, либо по причине понимания ближайшим окружением значения радикального обновления.

Тема идеологии в политической сфере — это наверное, самая непростая тема. Она довольна абстрактна и включает множество тезисов, которые проверяются в том числе и на ЕГЭ по обществознанию. В этой статье мы разберем насколько это возможно полно эту тему и проведем параллели с общественной жизнью.

Определение простыми словами

Идеология — это система идей об устройстве общества и государства. Ничего проще нет и не будет. Идея — это некая система теоретических положений. Политико-социальная идея — объясняет общественное и государственное развитие и устройство. Идеология — система идей.

Хотя в Конституции России записано, что в РФ нет никакой официальной идеологии, это далеко не так. Любое общество и государство имеет идеологию. Она объясняет, что было вчера, что есть сегодня и что, вероятно, будет завтра. По направленности их различают: лево-радикальные, либеральные (центристские) и правые (консервативные).

Основные функции:

Экспликативная — они объясняют простому народу, что сегодня происходит. Например, сегодня в России идеология либерализма, которая выступает органичным продолжением капитализма. Народ знает, что все решают деньги, даже в тех случаях, когда такого происходить не должно.

Мобилизационная — они консолидируют граждан для каких-то общих целей. Например, послевоенная Япония представляла жалкое зрелище. Религиозная идеология (кокутай, синтоизм и прочее) сумела консолидировать народные массы и сегодня эта страна — третья по производству в мире.

Стратегическая — она задает обществу цель — к чему надо идти, что будет в стране через 20- 50 лет? К примеру в СССР государство знало к чему ведет общество — такому социальному строю, при котором будет изобилие товаров и услуг (коммунизм). Сегодня у России толком цели нет. Была олимпиада в Сочи 2014... А дальше что? Нет объединяющей общество идеи, нет идеологии, кроме потребления и культа денег. Разумеется есть примеры и негативных целей, задаваемых идеологией. Так фашизм выступал за уничтожение других наций и народов. Детальнее о нем .

Легитимации политического режима — она объясняет народу, почему существующая доминирующая политическая сила имеет право повелевать и властвовать. К примеру, в СССР была идеология марксизма-ленинизма, которая наглядно объясняла, что вот есть загнивающий Запад и есть процветающее советское общество.

Нормативная — она задает общие требования поведения в политике, которые приняты в данном обществе.

Основные направления

Лево-радикальные предполагают революционное развитие общества — через ломку старого и формирование принципиально нового строя. Левыми они называются так потому что впервые во время Французской революции слева от трибуны парламента сели те люди, которые выступали за радикальные меры. Самой левой идеологией выступает анархизм — учение о том, что любое государство есть зло, потому что представляет собой союз священника, кесаря (налогосборщика), полицейского и палача, который удовлетворяет только свои, государственные интересы.

Либеральные идеологии восходят к идеям либерализма. Детальнее об этой идеологии . Социальной базой этих идеологий является буржуазия (бизнес). Развитие либералы видят в реформировании существующего строя.

Правые идеологии (консервативные) — выступают за сохранение существующего строя и развитие через эволюцию — медленное поступательное развитие. Мы не знаем законов развития общества, поэтому чтобы не навредить, мы лучше сохраним то, что есть. Социальной базой правых выступает аристократия и высший класс.

Разумеется сегодня в социальной базой идеологий могут выступать и другие социальные слои. Необходимо отметить, что крайне радикальные формы идеологий существуют и с права. Например, фашизм, нацизм, фундаментализм — крайне правые примеры идеологий.

Разумеется в этой теме полно нюансов: например, какие партии в России к какому направлению относятся и почему? Кто был основателем тех или иных идеологий? Также надо разбираться с происхождением каждой, чтобы понимать, чем отличается либерализм от неолиберализма, консерватизм от неоконсерватизма? Все эти моменты разобраны в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

С уважением, Андрей Пучков

Идеология – это социально-философская категория, которая обозначает степень общественного сознания. Она представляет собой систему различных общественных взглядов, включая политику, право, эстетическую составляющую, нравственность, философию и религию.

Каждое из этих направлений является инструментом оценки и осознания того, как люди относятся к социальной действительности.

Применение термина «идеология» впервые имело место в XVIII веке с подачи мыслителя Дестю де Траси, который назвал так науку о всеобщих законах образования идей. Как полноценная дисциплина, она не должна была содержательно отличаться от любой другой науки, при этом существенно превосходя их за счет интегрирующей роли в социальном познании.

Какие бывают политические взгляды. Говорит эксперт Дмитрий Гусев

С начала своего существования понятие идеологии было предметом постоянной конфронтации – информационная война до сих пор идет между двумя противоборствующими сторонами, на одной из которых обосновались теоретики (идеологи), а на другой – практики (политики).

Основные идеологические концепции

В современном обществе гармонично уживаются разные идеологии. Некоторым направлениям уделяется большая часть внимания на протяжении долгого времени, в связи с чем, они успешно реализуются в социальной практике. Существует три ветви формирования идеологий:

Идеология. Ответы на вопросы

Левая – подразделяется на коммунизм и социализм, которые, в свою очередь, формируют ряд других идеологических ответвлений;

Центристская;

Правая – самыми распространенными ответвлениями являются либерализм и консерватизм.

Понятие идеологии – Арсений Хитров

Левые идеологии

Время возникновения термина «левые» совпадает с французской революцией в 1789-1799 гг., когда проводились Учредительные собрания. Именно в левом крыле парламента рассаживались депутаты, являющиеся приверженцами радикального изменения существующего строя. С тех пор принято считать левыми тех, кто относится к прогрессистам, радикалам, «реформаторам».

Коммунизм

В качестве фундамента для формирования коммунизма послужил марксизм, который в XIX веке в противовес либерализму сформировал популярное в то время учение о необходимости построения более справедливого общества. Согласно доводам данной идеологии, коммунизм способен покончить с эксплуатацией человека, преодолев все виды отчуждения простых людей от власти, собственности и результатов труда.


Социализм

Социализм, как идеология, преследует принципы равенства людей и справедливости в обществе. В данном случае равенство трактуется, как сохраняемые на государственном уровне равные возможности всех членов общества, с точки зрения социальной и экономической составляющих. Для социальной идеологии высшей ценностью является коллективное благо, достижение или сохранение которого допускает принесение в жертву любых индивидуальных интересов.

Левые и правые

Центристская идеология

Политическое воплощение центристской идеологии – социал-демократизм, который, по сути, зарождался, как одно из течений марксизма. По мнению социал-демократов, ряды которых все больше пополняют женщины-политики , достижение социального равенства в обществе не приемлет насилия и революционных мер – политические и экономические позиции буржуазии способны поддаться под действием демократического давления.

Правая идеология

Традиционно сложилось, что правая идеология ставит экономические или национальные цели выше общественного блага и эгалитаристских ценностей, таких как равные права человека или шансы в достижении целей, для всех слоев населения.


Во времена французской революции в 1789-1799 гг. правыми считались политики, предпочитающие консервативную точку зрения – те, кого устраивало текущее положение дел.

Либерализм

Приверженцы либеральных взглядов исповедуют индивидуальную свободу, даже если она противоречит обществу с его традициями. Базисная ценность либерализма – это свобода индивида, которая может быть ограничена только выражением свободы воли других индивидов. Данное идеологическое течение не приемлет предубеждений и предрассудков, отдавая предпочтение открытости всему новому и прогрессивному.


Консерватизм

Основой консерватизма, как идеологии, является принцип полного и безоговорочного следования традициям и обычаям, сложившимся в обществе. По мнению консерваторов, любое изменение – социальное зло, несущее за собой неприятности и катастрофы.

Механизмы формирования идеологий

Каждое политическое предпочтение носит сугубо индивидуальный характер, равно как и человек. Но в действительности, число предпочтений вовсе не равняется количеству людей, т. к. многие социальные группы схожи в своих взглядах. Даже несмотря на разногласия разной степени, касательно тех или иных вопросов, идеология способна объединять массы.

За все время существования человечества были выработаны разные социально-политические концепции, и каждая из них имела своих сторонников. Что касается приверженности различным политическим предпочтениям, то решающими факторами здесь являются социальный статус, образование, возраст и общественные традиции.

В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась философами.

Идея созревает и развивается в определенной интеллектуальной среде, воздействует на общественное сознание и реализуется в практике.

Однако единого определения категории «идеология» нет. Если быть еще более конкретным, то можно обозначить, что имеющиеся понятия порой даже противоречат друг другу. Судите сами, уважаемый читатель, о представленных в научной литературе следующих дефинициях.

Идеология-это:

· процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

· «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;

· постоянно искажаемая коммуникация;

· формы мышления, мотивированные социальными интересами;

· тип идентификации;

· социально необходимые иллюзии;

· совпадение установок власти с преобладающим общественно- политическим дискурсом;

· деятельно-ориентированная группа убеждений;

Почему же существует так много различных определений идеологии? Дело в том, что различные понятия идеологии, осознается это или нет, начинают свои истоки из многообразной палитры идейно-исторических традиций (это будет нами прослежено в следующей теме «Идеология и ее общественное предназначение»), которые в свою очередь произросли из разного опыта исторических условий зарождения и функционирования идеологии как потребности человеческого сообщества. Удовлетворение потребностей составляет основу человеческой жизнедеятельности. Потребности - это объективная необходимость человека в предметах материального и духовного производства. Потребность есть специфическая (сущностная) сила живых систем в окружающем нас мире. Осознанные потребности выступают как интерес.

Интерес любой социальной общности и отдельного индивида заключается в оптимизации своей жизнедеятельности. Интерес –это способность связи индивида с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей.



В реальной жизни интересы различных социальных субъектов могут совпадать, лишь частично совпадать или быть противоположными. Это и является тем жизненным механизмом, который объединяет, сплачивает или разобщает определенные группы людей. Следовательно, возникают коллективная и общественная потребность и интерес в регуляции волеизъявления граждан, в консолидации, гармонизации общества. Такую миссию способна выполнить сплачивающая общество идея - исходный пункт идеологии, воздействующая на общественное сознание и реализуемая в практике.

Таким образом, идеологию можно рассматривать как систему идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Приведенное определение объединяет три важных аспекта идеологии: систему политических, экономических, социальных, правовых идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), социальные концепции и теории; цель деятельности, которая побуждает людей стремиться к ее достижению; интегративную политико-экономическую и социальную программу , определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства.

ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Сущность идеологии

Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств, его внутреннее содержание. Сущность такого социального феномена, как идеология, выражается, прежде всего, в определении данного понятия, которое придает ему строго фиксированный смысл.

В определении идеологии как системы идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований, норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения терминологически обозначены суть, стержень рассматриваемого нами социального феномена. Но не только этим определяется сущность идеологии. Данное определение устанавливает также связь между мировоззрением и поведением людей. Кроме того, сущность идеологии состоит в понимании смысла (или в придании смысла) процессов и изменений, внутренних закономерностей их протекания, которые происходят в обществе. Раскрытие принципов самодвижения системы, алгоритмов ее саморазвития, что позволяет говорить о целенаправленности этих процессов и изменений, о внутренней необходимости порождения одного их состояния другим также раскрывает сущностную характеристику идеологии. Сущность идеологии включает и все то, с помощью чего мы воспринимаем окружающий нас и свой собственный мир. Это также объяснение и оправдание, защита или критика возникающих новых общественных явлений, отношений, структур через соотнесение их с принятой и одобряемой (либо не одобряемой) данной общностью (партией, народом, обществом) системой ценностей и идеалов. И если объединить вышеприведенные качественные характеристики идеологии и рассмотреть их во взаимосвязи и взаимообусловленности, в единстве, то мы тем самым сможем более или менее рельефно представить, в чем состоит сущность рассматриваемого социального феномена.

Структура идеологии

В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры, А.Н. Аверьянов, например указывает, что «структура в прямом смысле этого слова есть строение системы. Вне системы структур не существует». «Последняя, как утверждает С.Ю. Солодовников, представляет собой не что иное, как совокупность: а) наиболее устойчивых, сущностных, регулярно повторяющихся отношений между ее элементами и б) самих этих элементов. Структура системы может быть рассмотрена как по горизонтали (ординация), так и по вертикали (иерархия). Данное положение представляет собой один из принципов, которые состовляют сущность системного подхода. Использование этих принципов позволяет ученым сформулировать ряд исходных гносеологических оснований, которые должны создать условия для системного рассмотрения разнообразных социальных феноменов, в том числе и идеологии. Так, академик Национальной академии наук Беларуси Е.М. Бабосов осуществил структурно-компонентный, структурно-функциональный и структурно-динамический анализ идеологии. Структурно-компонентная ординация идеологии им представлена следующим образом.

1. Духовным основанием идеологии является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом и свое собственное место в этом мире, выраженных в аксиологических (ценностных) установках личности социальной общности, группы относительно смысла жизни и деятельности человека, судеб человечества в контексте развития природного и социального мира. Каков тип мировоззрения, такова и идеология.

2. Философско-мировоззренческие идеи воплощаются во втором
структурном элементе идеологической системы - в социально - политических взглядах и концепциях, концентрирующих в себе политические знания, убеждения, стремления, принципы, теории и программы действия.

3. С политическими концепциями органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории, включающий третий элемент идеологии.

4. Из политических и экономических концепций и теорий
выводится четвертый структурный элемент идеологии - правовые (юридические) теории и нормы, представляющие
собой специфический вид социальной регуляции общественных отношений, а именно система правил, норм, законодательных актов и т.п.

5. Взаимосвязаны с предыдущим элементом нравственные убеждения и принципы, вменяющие человеку, социальной группе определенные моральные нормы поведения. Этот срез человеческого опыта выражается терминами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «справедливость» и «несправедливость» и т.п. Мораль призвана обеспечить самостоятельность человека как члена сообщества и духовного существа (личности).

6. С нравственными принципами и нормами постоянно
взаимодействуют эстетические идеалы, воплощающие в себе всю многообразную эмоционально насыщенную область освоения и восприятия мира по законам красоты.

7. Элементом структурной дифференциации идеологии является
иерархия ценностей и ценных ориентаций. Ценности - это обобщенное представление людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, определяемые категориями должного, благородного, прекрасного, нравственного и т.п. Их предназначение - служить своеобразными критериями для выбора людьми самой важной и значимой для них альтернативы в процессе ориентации в окружающей изменяющейся действительности.

8. Восьмой элемент - целеполагание. Цель представляет собой
идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия.

9. Элементом структурной диференциации идеологии является воля и решимость индивида либо социальной общности активно и эффективно действовать в направлении достижения поставленной цели

Таким образом,ординация идеологии включает:

Мировоззрение;

Социально-политические взгляды и концепции;

Экономические теории;

Правовые нормы;

Эстетические идеалы;

Нравственные убеждения;

Иерархию ценностей;

Целеполагание;

Волю и решимость действовать для достижения цели.

Процесс реализации мировоззренческой структурно-компонентной ординации идеологии можно понять через рассмотрение ее вертикального строения (иерархии). Мировоззренческая основа идеологии воплощается в

лозунгах, заповедях, установках, которые вносятся в массовое сознание людей. Они отрожаются в представлениях, чувствах, верованиях, ценностных ориентациях. Чтобы лозунги и установки нашли
воплощение в массовом сознании, необходима деятельность идеологических служб и организаций. Только в процессе и в результате целенаправленной идеологической деятельности сформированные идеалы, чувства, представления, верования могут воплотиться в убеждения, жизненные стремления, политические ориентации, жизненные позиции отдельных граждан, социальных групп, движений, политических партий и организаций. Далее - практическая деятельность субъектов.

Таким образом,компонентная иерархия включает :

Лозунги, заповеди, установки;

Массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

Практическая деятельность идеологических служб;

Воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

Конкретная деятельность людей.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена выполняемыми ею функциями. Она содержит ценности, которые выступают в качестве политико-социального мировоззрения. Можно выделить следующие гуманитарные функции идеологии:

· теоретико-познавательная – позволяет вскрывать объективные тенденции социально-политического развития, реально оценивать идеологическую ситуацию;

· интеграционно-консолидирующая – обеспечивает преемственность идеалов, базисных ценностей общества и личности, способствует достижению целостности общества и формированию гражданского согласия;

· программная – служит основой формирования программ устойчивого общественного развития;

· инновационная - обновляет социальные ценности и нормы путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур;

· мобилизационная – мобилизует граждан, социальные группы на воплощение в жизнь социально-политических программ, проектов; национальной идеи, идеала более совершенного общества;

· ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

· мотивационная – дает внутренние импульсы в побуждении к действию;

· селективная – осуществляет отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества;

· воспитательная – является ценностной основой в определении целей и средств воспитания по формированию нравственной, социально активной и творческой личности;

· демпфирующая – способствует снятию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

Перечисленные функции идеологии связаны с приверженностью ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная : идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная : идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is - свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: Индивидуализм, свобода, разум , равноправие, толерантность, согласие, конституционализм.

В XX в. была разработана теория неолиберализма , согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare - охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:традиционность, несовершенство человека, иерархичность, порядок , патернализм, собственность.

В XX в. сформировался неоконсерватизм , в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности - защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом).

Социалистическая идеология (от лат. socialis - общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются: равенство ;приоритет общества ; коллективизм ; общественная собственность ; массовость ; плановое хозяйство .

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода - не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология - еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь - революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio - связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть - это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства - сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina - женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment - окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

Основные политические идеологии на рис. расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие - к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые - это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы - сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, - неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы - в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.