П сумароков произведения. А.П.Сумароков — литературное творчество и театральная деятельность

(1717 - 1777)

Сумароков Александр Петрович (1717 - 1777), поэт, драматург. Родился 14 ноября (25 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома.
В 1732 - 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г.Головкина и графа А.Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова.
Через некоторое время находит собственный жанр - любовные песни, которые получили признание публики и расходились в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях.
Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского классицизма.
От любовных песен Сумароков переходит к стихотворным трагедиям - "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756 - 61).
В 1759 издавал первый русский литературный журнал "Трудолюбивая пчела", выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II.
В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н.Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
В 1770, после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П.Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение.
В 1770-е он создал лучшие свои комедии ("Рогоносец по воображению", "Вздорщица", 1772) и трагедии "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники "Сатиры" (1774), "Элегии" (1774).
Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 н.с.) 1777 в Москве.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Александр Петрович Сумароков (1718 – 1777). Сын генерала и аристократ. В 14 лет поступил в Шляхетный кадетский корпус, открытый в 1732 году правительством Анны Иоанновны. В корпусе существенное место занимало искусство, в том числе литература. Сумароков – первый, кто взялся за литературное дело профессионально.

Жизнь Сумарокова была крайне печально. Это был нервный человек, остро реагировавший на окружающую дикость нравов; имел чрезвычайные понятия о служении Отечеству, чести, культуре, добродетели. Он был создателем нового типа драматургии, первым режиссером, директором театра.

Первые стихотворения Сумарокова – оды 1739 года в брошюре под заглавием: «Ее императорскому величеству, всемилостивейшей государыне Анне Ивановне, самодержице всероссийской поздравительные оды в первый день нового 1740 года от кадетского корпуса, сочиненные чрез Александра Сумарокова.

На него оказало влияние творчество Тредиаковского, а затем Ломоносова, с которым он был дружен. В конце 40х – нач. 50х – расхождение с Ломоносовым.

Сумароков считал, что его поэтическая деятельность является служением обществу, формой участия в политической жизни страны. По политическим взглядам он дворянин-помещик. Считал крепостное право необходимым, считал, что государство зиждется на двух сословиях – крестьянстве и дворянстве. Тем не менее дворянин, по его мнению, не имеет право считать крестьян своей собственностью, обращаться с ними, как с рабами. Он должен быть судьей и начальником своих вассалов и имеет право получать от них прокормление. Сумароков полагал, что царь должен подчиняться законам чести, воплощенным в государственных законах.

С января 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела». Выходил ежемесячно, печатался в АН. Издавался в основном одним лицом. В глазах правительства такой орган независимого дворянского общественного мнения был нежелательным, журнал пришлось закрыть.

Будучи одним из друзей Никиты Панина, после переворота, в результате которого у власти оказалась Екатерина Вторая, Сумароков был близок ко дворцу, получал поддержку как писатель. Однако к концу 60х годов оказался в опале, т.к. Екатерина начала расправу со всяческим вольномыслием. Сумароков постепенно наживал себе врагов. Была в жизни Сумарокова и несчастная любовь. Он полюбил простую девушку – свою крепостную, женился на ней. Родственники первой жены Сумарокова начали против него процесс, требуя лишить прав его детей от второго брака. Хоть дело и завершилось в пользу Сумарокова, оно нанесло ущерб его здоровью, он начал пить; обнищал так, что когда умер, денег не было даже на похороны. Гроб писателя несли на руках до кладбища актеры Московского театра. Кроме них провожать его пришло два человека.

Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе.

Сумароков много полемизирует с Ломоносовым, не соглашается с его грамматикой, словоупотреблением. Иногда обращается непосредственно к разбору произведений Ломоносова. Сумароков рассматривал изменение значения слова как нарушение правильности грамматического характера.

В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)

Сумароков писал трагедии и комедии. Он был ярким комедиографом, но вскоре в этом его превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист. Как автор трагедий он превзойден не был. Всего Сумароков написал 12 комедий: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем через 14 лет – «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс». Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям французского классицизма. Все его комедии написаны прозой, ни одна не имеет полноценного объема и правильного расположения композиции классической трагедии Запада в пяти действиях. Восемь комедий имеют одно действие, четыре – по три. Это маленькие пьески, почти интермедии. Сумароков весьма условно выдерживает и три единства. Единства действия нет никакого. В первых комедиях есть рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком. Состав комических персонажей в них определен составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Их оживляет язык Сумарокова – живой, острый, развязный в своей неприкрашенности.

Шесть комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались от первых трех. Сумароков переходит к типу комедии характеров. В каждой пьесе в центре внимания – один образ, а все остальное нужно либо для его оттенения, либо для создания фикции сюжета. Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его комедия «Рогоносец по воображению». (Вообще, я думаю, про комедию шибко подробно не надо, потому что проходили в основном трагедию, так что, думаю, хватит.)

Поэтическое творчество Сумарокова поражает своим разнообразием, богатством жанров, форм. Считая себя создателем русской литературы, Сумароков стремился показать своим современникам и оставить потомкам образцы всех видов литературы. Он писал исключительно много и, по-видимому, быстро. Сумароков писал песни, элегии, эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры, эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды торжественные, философские и т.д. Он также переложил Псалтырь.

Всего Сумароковым написано 374 притчи. Именно он открыл жанр басни для русской литературы. Он многое позаимствовал у Лафонтена. Притчи Сумарокова часто злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни его времени. Иногда они были очень малы по объему. Важнейшая тема басен – русское дворянство. Язык басен живой, яркий, пересыпанный поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное направление в развитии басни. 1-я модель: басня пишется средним стилем, александрийским стихом. Нравоучительный рассказ.2-я модель(модель Сумарокова): предлагает разностопный стих, элементы низкого стиля – басенный рассказ. В сатирических произведениях Сумарокова чувствуется желчность, самомнение, скандальный темперамент.

В Лирике Сумароков стремится дать обобщенный анализ человека вообще. Любовная лика дает изображение любви в «чистом виде». В песнях и элегиях Сумароков говорит только о любви счастливой или несчастной. Другие чувства и настроения не допускаются. Мы не найдем также черт индивидуальной характеристики любящих и любимых. В лирических стихах нет фактов, событий подлинной жизни. Сумароков писал песни от лица мужчины и женщины. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных специфики выражения характера. Сумароков создал язык любви как высокого чувства. Сумароков не печатал своих песен. В ряде песен и в идиллиях появляются пасторальные мотивы. Элегии и эклоги написаны шестистопным ямбом, песни дают всевозможные ритмические комбинации.

1747 г. «Эпистола о языке», «Эпистола о стихотворстве». В «Эпистоле о языке» даны общие принципы усвоения античности. В «Эпистоле о стихотворстве» - своя теория, образцовые писатели, жанры. (сначала общие характеристики, затем главные образцы, затем характеристики отдельных жанров.)

Трагедия Сумарокова.

Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.

Сумароков полагал, что «трагедия делается для того… чтобы вложить в смотрителей любовь к добродетели, а крайнюю ненависть к порокам.».Сумароковские пьесы стремятся возбудить в зрителе восторг перед добродетелью, подействовать на его эмоциональную восприимчивость. Она хотела исправлять души зрителей, а не умы, не государственный аппарат. Отсюда преобладание счастливых развязок. (Трагически для героев заканчиваются только «Хорев» и «Синав и Трувор».) Наличие отчетливой морально-оценочной характеристики. Перед нами или мудрые добродетельные герои (Семира, Димиза, Трувор) или же черные злодеи (Димитрий Самозванец, Клавдий в «Гамлете»), злодеи гибнут, добродетельные герои выходят из бедствий победителями.

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.

(1717-1777) русский поэт и драматург

Сумароков Александр Петрович принадлежал к тому поколению писателей, которые начали обновление русской литературы, ориентируя ее на европейский опыт. Именно с его произведений начинается новая русская драматургия. Кроме того, Сумароков вошел в историю культуры как талантливый баснописец, а также один из первых критиков.

С самого рождения Сумароков Александр Петрович находился в гуще исторических событий своего времени. Он появился на свет в небольшом финском местечке Вильманстранд (современная Лаппенранта), где в это время стоял полк, которым командовал его отец во время Северной войны.

Поскольку семья постоянно переезжала на новые места службы отца, мальчика воспитывала мать, а также домашние учителя. Только в 1732 году отец определил Александра Петровича в петербургский сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, куда принимали детей высшего дворянства.

Модель обучения в корпусе позже была заимствована при организации Царскосельского лицея, где, как известно, юноши получали самое широкое и всестороннее образование.

Александра Сумарокова, как и остальных воспитанников, готовили к государственной службе, поэтому он обучался гуманитарным дисциплинам, иностранным языкам, а также тонкостям светского этикета. Особенно поощрялись занятия литературой. В корпусе был даже создан собственный театр, причем занятые в нем воспитанники были обязаны посещать спектакли всех приезжавших в Петербург иностранных трупп. Не удивительно, что в такой обстановке Сумароков увлекся драматургией. Он считался первым учеником, и ему легко давалось сочинительство.

Первыми поэтическими опытами молодого литератора стали оды, посвященные императрице Анне Иоанновне. Однако Александр Сумароков вскоре понял, что они сильно уступают произведениям ведущих авторов того времени - Ломоносова и Тредиаковского. Поэтому оставил жанр оды и обратился к любовным песням. Они и принесли Сумарокову известность в придворных кругах.

После окончания корпуса он становится адъютантом вице-канцлера России графа М. Головкина. Талантливый и общительный юноша привлек к себе внимание всесильного фаворита императрицы графа А. Разумовского. Тот забрал Александра Петровича Сумарокова к себе в свиту и вскоре сделал его своим адъютантом.

По-видимому, Сумароков сумел расположить к себе Разумовского, поскольку менее чем через три года уже имел чин генерал-адъютанта. Отметим, что в это время ему еще не исполнилось двадцати лет.

Но открывавшаяся придворная карьера никогда не была целью жизни Сумарокова. Все свободное от службы время он посвящал литературе. Он посещает театральные спектакли, читает множество книг, в частности сочинения Расина и Корнеля, и даже подает императрице ученый трактат в стихах «Эпистола о стихотворстве». В нем автор говорит о необходимости создания русского литературного языка и о том, чем должны заниматься русские молодые люди, которые хотят посвятить себя словесности. Позднее трактат стал манифестом русского классицизма, на который позже опирались все писатели и поэты.

В том же, 1747 году Сумароков Александр Петрович сочиняет первое драматическое произведение - трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из русской истории. Ее представление состоялось на сцене любительского театра Шляхетного корпуса. Трагедия была восторженно принята зрителями, и слухи об этой постановке вскоре дошли до императрицы. По ее желанию Сумароков повторил постановку уже на сцене придворного театра в 1748 году на святки.

Ободренный успехом, драматург написал еще несколько трагедий на сюжеты из русской истории, а также переделку драмы У. Шекспира «Гамлет».

Поскольку в те годы одновременно с трагедией на сцене должна была идти развлекательная комедия, Сумарокову пришлось обратиться и к этому жанру. Он создает несколько развлекательных комедий в одном действии. Они так понравились императрице, что она назначила его директором придворного театра. По тем временем это была труднейшая должность, потому что директор должен был не только писать пьесы, но и руководить их постановками, а также подбирать актеров для сцены и обучать их.

Выделяемых из казны денег постоянно не хватало, и, чтобы продолжать работать, Александру Сумарокову приходилось жертвовать собственным жалованием. Тем не менее театр просуществовал целых пять лет. И только в 1761 году Сумароков перестал руководить им и ушел в журналистику.

Он начал издавать журнал «Трудолюбивая пчела». Это был первый в России чисто литературный журнал. Александр Петрович Сумароков также печатал переводы сочинений античных и современных европейских авторов - Горация, Лукиана, Вольтера, Свифта.

Постепенно вокруг него собралась группа литературно одаренных молодых людей. Они вели ожесточенную полемику о путях развития русской литературы с Ломоносовым, Тредиаковским, а также с М. Чулковым и Ф. Эминым. Сумароков считал, что нельзя насаждать в литературе культ древности, поскольку писатель обязан отзываться на все события современной ему действительности.

В середине шестидесятых годов он возвращается к драматургии и пишет цикл сатирических комедий под названиями «Опекун», «Лихоимец» и «Ядовитый». По-видимому, драматург хотел рассказать о тяжелых событиях собственной жизни. Как раз в это время внезапно умирает отец писателя, и Сумароков Александр Петрович оказывается вовлеченным в длительную тяжбу из-за раздела наследства. Только в 1769 году он получает свою часть и сразу же уходит в отставку.

Чтобы не отвлекаться в шумном и суетном Петербурге, Сумароков переезжает в Москву и целиком погружается в литературную работу. Несколько лет он прилежно работает с историческими источниками и пишет крупнейшее свое произведение - историческую трагедию «Димитрий Самозванец».

Сюжет пьесы был основан на подлинных событиях русской истории и звучал на редкость современно: совсем недавно в результате переворота к власти пришла Екатерина II. Вероятно, именно поэтому трагедия была почти сразу же поставлена на петербургской сцене и пользовалась большим успехом у публики.

Поскольку Александр Сумароков собрал большой исторический материал, он смог приступить к написанию собственно исторических сочинений. В них рассказывалось о восстании Степана Разина, стрелецких бунтах в Москве. В эти же годы Сумароков начинает новую страницу в своем творчестве - выпускает сборник басен. Они были написаны простым и даже грубоватым языком, но легко запоминались и поэтому стали образцом для многих авторов. Кстати, и И. Крылов обратился к басне только потому, что его вдохновил пример Сумарокова. Язвительное обличение всяческих пороков не нравилось московскому начальству. Известно, что в последние годы жизни писатель страдал от придирок московского градоначальника. Поэтому он так и не смог получить постоянной службы в Москве и жил в одиночестве и неизменной нужде. Но у него было много друзей и последователей, которые стали известными писателями, - Я. Княжнин, М. Херасков, В. Майков, А. Ржевский.

Когда Александр Петрович Сумароков умер, его скромно похоронили в Донском монастыре. Лишь через четыре года после его смерти, когда его друг Н. Новиков выпустил десятитомное собрание сочинений писателя, для всех стал очевиден тот вклад, который он внес в развитие русской культуры.

Писатель родился 14(25).XI.1717 г. в старинной дворянской семье, умер 1(12).X.1777 г. в Москве .

Его отец, Петр Панкратьевич, был военным петровского времени и дослужился до чина полковника. В 1737 Петр Панкратьевич перешел на гражданскую службу с рангом статского советника, в 1760 получил чин тайного советника, а при отставке в 1762 - действительного тайного советника.

Александр Петрович получил хорошее домашнее образование под руководством отца («должен я за первые основания в русском языке отцу моему») и иностранных гувернеров, среди которых называется имя И. А. Зейкана, обучавшего в это же время будущего Петра II .

30 мая 1732 Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхетский кадетский корпус («рыцарскую академию», как его еще тогда называли) - первое светское учебное заведение повышенного типа, готовившее своих питомцев к «должностям офицеров и чиновников». Преподавание в корпусе носило довольно поверхностный характер: кадетов обучали, прежде всего, хорошим манерам, танцам и фехтованию, но интерес к поэзии и театру, широко распространившийся среди воспитанников «рыцарской академии», оказался полезным для будущего поэта. Кадеты участвовали в придворных празднествах (выступали в балетных дивертисментах, драматических спектаклях), подносили императрице поздравительные оды своего сочинения (вначале без имени авторов - от всей «Шляхетской академии наук юношества», а затем к ним стали добавляться стихи за подписью Михаила Собакина).

В 1740 состоялся первый литературный опыт в печати, известны две поздравительные оды Анне Иоанновне «в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова.

В апреле 1740 Александр Петрович был выпущен из Шляхетского корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру гр. М. Г. Головкину, а вскоре после ареста последнего стал адъютантом гр. А. Г. Разумовского - фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны . Должность генерал-адъютанта майорского ранга открыло ему доступ во дворец.

В 1756 уже в чине бригадира, был назначен директором только что открывшегося постоянного Российского театра. На плечи Сумарокова легли почти все заботы о театре: он был режиссером и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял даже афиши и газетные объявления. В течение пяти лет неустанно трудился он в театре, но в результате ряда осложнений и неоднократных столкновений с К. Сиверсом, ведавшим придворной конторой, в подчинении, у которого оказался театр с 1759, вынужден был уйти в отставку в 1761.

С 1761 писатель больше нигде не служил, всецело отдав себя литературной деятельности.

В 1769 переехал в Москву , где, за редкими выездами в Петербург, прожил до конца своих дней.

Общественно-политические взгляды Александра Петровича носили явно выраженный дворянский характер: он был сторонником монархии и сохранения крепостного права в России. Но требования, которые он предъявлял и к монархам, и к дворянам, были очень высокими. Монарх должен быть просвещенным, для него превыше всего «благо» его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не поддаваться своим страстям; дворянство тоже должно оправдывать свои привилегии ревностным служением обществу («не в титле - в действии быть должно дворянином»), образованностью («а если не ясней ум барский мужикова, так я различая не вижу никакого»), гуманным отношением к крепостным («Ах! Должно ли людьми скотине обладать? Не жалко ль? Может бык людей быку продать?»). Но, так как со временем царствующая императрица и окружающее писателя дворянство все меньше соответствовали созданному Сумароковым идеалу, его творчество приняло более резкую сатирико-обличительную направленность. Будучи по своим философско-эстетическим взглядам в основном рационалистом, он был не чужд и сенсуализму.

«Трудится тот вотще,

Кто разумом своим лишь разум заражает:

Не стихотворец тог еще,

Кто только мысль изображает,

Холодную имея кровь;

Но стихотворец тот, кто сердце заражает

И чувство изображает,

Горячую имея кровь» («Недостаток изображения»).

Как и большинство поэтов XVIII в., Александр Петрович начал свой творческий путь с любовной лирики.

Любовные стихотворения (песни, эклоги, идиллии, элегии), которые он писал в течение всей своей литературной деятельности, были еще достаточно условны, но в лучших из них поэту удалось выразить искренние душевные переживания, непосредственность чувств

«О существа состав без образа смешенный»,

«Тщетно я скрываю сердца скорби люты»,

«Не плачь гак много, дорогая» и другие.

В некоторых своих песнях использовал элементы народной поэтики

«В роще девки гуляли»,

«О, ты крепкой, крепкой Бендерград»,

«Где ни гуляю, где ни хожу» и других.

Любовные произведения писателя завоевали большую популярность среди светского общества, вызвав немало подражателей, проникли они и в демократическую среду (в рукописные песенники). Разнообразные со стороны строфики, богатые в ритмическом отношении, простые по форме, песни его выгодно отличались от предшествующей любовной лирики и сыграли положительную роль в развитии русской поэзии. Наибольшую славу среди своих современников Сумароков завоевал как драматург, и в первую очередь как автор трагедий. Им было написано девять трагедий:

«Хорев» (1747),

«Гамлет» (1748),

«Синав и Трувор» (1750),

«Аристона» (1750),

«Семира» (1751),

«Демиза» (1758, позже переделанная в «Ярополка и Демизу»),

«Вышеслав» (1768),

«Димитрий Самозванец» (1771),

«Мстислав» (1774).

Трагедии Сумарокова выдержаны в строгих правилах поэтики классицизма, которые для русской литературы были сформулированы им же самим в «епистоле» о стихотворстве (в брошюре «Две епистолы». В первой предлагается о русском языке, а во второй - о стихотворстве», Спб., 1748).

В трагедиях писателя соблюдены единства действия, места и времени; резко проведено разделение персонажей на положительных и отрицательных; характеры статичны, и каждый из них являлся носителем какой-либо одной «страсти»; стройная пятиактная композиция и небольшое число действующих лиц помогали сюжету развиваться экономно и в направлении раскрытия основной идеи. Стремлению автора донести свои мысли до зрителя служил относительно простой и ясный язык; «александрийский» стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой), которым написаны все трагедии, порой приобретал афористическое звучание.

В трагедиях выводились лица из аристократической среды; сюжеты для большинства из них драматург брал из отечественной истории. Хотя историзм трагедий писателя был весьма условен и ограничивался в основном использованием исторических имен, все же историко-национальная тематика явилась отличительной чертой русского классицизма: западноевропейская классицистическая трагедия строилась преимущественно на материале античной истории. Основной конфликт в трагедиях Сумарокова А.П. обычно заключался в борьбе «разума» со «страстью», общественного долга с личными чувствами, и побеждало в этой борьбе общественное начало.

Подобная коллизия и ее разрешение были призваны воспитывать гражданские чувства у дворянского зрителя, внушить ему мысль о том, что государственные интересы должны быть превыше всего. К тому же общественное звучание сумароковских трагедий усугублялось еще тем, что они все больше стали получать политическую направленность, в них все резче подвергались обличению тиранствующие самодержцы («Вельможа ли, иль вождь, победоносец, царь Без добродетели презрительная тварь»), а в «Димитрии Самозванце» драматург потребовал свергнуть с престола царя-тирана: он «Москвы, России враг и подданных мучитель». При этом характерно, что низвергнуть властителя-злодея должен был «народ», впервые появившийся здесь на русской сцене.

Перенеся действие трагедии в сравнительно недалекое прошлое Русского государства, автор наполнил «Димитрия Самозванца» жгучими вопросами его современности - о характере политической власти в стране.

Конечно, Сумароков не мог открыто объявить правление Екатерины II деспотическим, но многими злободневными и достаточно прозрачными намеками вполне определенно выразил свое отрицательное отношение к екатерининскому режиму. Однако ярко выраженная тираноборческая направленность этой трагедии не должна восприниматься как осуждение С. самого монархического принципа правления: даже в самых патетических местах «Димитрия Самозванца» речь шла о замене царя-тирана «добродетельным» монархом.

Но объективное воздействие трагедии могло оказаться значительно шире субъективного, классово-ограниченного замысла драматурга. Поэтому нет ничего удивительного в той интерпретации, которая была дана ее переводу на французский язык, изданному в Париже в 1800 («сюжет ее, почти революционный, очевидно, находится в прямом противоречии с нравами и политической системой этой страны...»). «Димитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии.

К заслугам Сумарокова - трагедиографа следует отнести также создание им целой галереи разнообразных, привлекательных женских образов. Нежные и кроткие, мужественные и во левые, они отличались высокими нравственными принципами.

Кроме трагедий, Александром Петровичем в разное время было написано 12 комедий, драма «Пустынник» (1757), оперы «Цефал и Прокрис» (1755) и «Альцеста» (1758).

Его комедии пользовались меньшим успехом, чем трагедии, так как затрагивали менее существенные стороны общественной жизни и служили добавлением к основной части спектакля. Все же в процессе становления русской национальной драматургии его комедии заняли определенное место. Как и трагедия, комедия, по Сумарокова, преследовала воспитательные цели, сатирически осмеивала личные и общественные недостатки.

Ее персонажами чаще всего были лица, взятые из окружающей среды («подлинники»). Отсюда памфлетный характер большинства сумароковских комедий:

«Тресотиниус»,

«Третейный суд»,

«Ссора у мужа с женой»

«Опекун»,

«Лихоимец» и другие. На связь своих комедий с живой действительностью указывал сам драматург: «Мне прозаические комедии сочиняти... видя ежедневные в невежах глупости и заблуждения, очень легко». В комедийном творчестве Сумароков осмеивались невежественные дворяне, галломанствующие щеголи и щеголихи, взяточники-чиновники, скупцы, сутяжники, педанты- «латынщики». Это уже был мир обыденного, рядового человека, резко отличный от мира героев трагедии.

К числу лучших достижений в творческом наследии Сумарокова А.П. следует отнести и его басни («притчи»). Он создал 378 басен, большинство из которых было издано при его жизни (2 части «притч» напечатаны в 1762, 3 часть - в 1769). Наполненные злободневным сатирическим содержанием, написанные простым (с включением «низких» слов), живым языком, близким к разговорному, басни Сумарокова заслужили высокую оценку его современников: «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнасса; и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде» (Н. И. Новиков). Притчи Сумарокова во многом облегчили путь Крылова-баснописца.

Из других его произведений следует отметить сатиру «О благородстве» и «Хор ко превратному свету».

«Хор ко превратному свету» - пожалуй, самое резкое сатирическое произведение Сумарокова. В нем писатель осудил многие стороны социальной действительности.

Писатель-просветитель, поэт-сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом и людской несправедливостью, пользовавшийся заслуженным уважением и Н. И. Новикова, и А. Н. Радищева, Сумароков в истории русской литературы XVIII в. занимает видное место. Позже многие русские писатели отказывали писателю в литературном таланте, но все же прав был В. Г. Белинский, заявивший, что «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время».

Личная жизнь писателя сложилась неудачно.

С первой женой Иоганной Христиановной (камер-юнгферой тогда еще великой княгини Екатерины Алексеевны) он разошелся, последующий брак с крепостной девушкой Верой Прохоровной привел к скандалу и окончательному разрыву с дворянской родней. Незадолго до своей смерти писатель женился третий раз и тоже на крепостной девице Екатерине Гавриловне.

Последние годы жизни Александр Петрович провел в нищете, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов.

ВВЕДЕНИЕ

Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма,-- трагедия и комедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своих сатирах, баснях и комедиях.

Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.

По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом и на свое творчество смотрел как на своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции.

Изучению творчества этого выдающегося русского писателя и публициста посвящена эта курсовая работа.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И РАННЕ ТВОРЧЕСТВО СУМАРОКОВА

Краткая биография писателя

Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства -Сухопутный шляхетный корпус, который называли “Рыцарской академией”. Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны две Оды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. Ученики Сухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящая карьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который был выпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графа А.Разумовского.

В этот период Сумароков называл себя поэтом “нежной страсти”: сочинял модные любовные и пасторальные песенки (“Негде, в маленьком леску” и др., всего около 150), которые имели большой успех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65). Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г.Белинский писал, что автор “не думал быть соблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности”. Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, в котором автор писал: “В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойное сластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны”.

Работа в жанре эклоги способствовала тому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорному языку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своих эклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб -русская разновидность александрийского стиха.

В одах, написанных в 1740-е годы, Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Это не помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическим вопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма. В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии не постановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, по его мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а “приятной”. В 1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, который сам называл “вздорными одами”. Эти комические оды были в известной степени и автопародиями.

Сумароков пробовал свои силы во всех жанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другие оды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине 1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор (1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствии с канонами классицизма, в полной мере проявились политические взгляды Сумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главный герой, “идеальный монарх”, потворствовал собственным страстям -подозрительности и недоверчивости. “Тиран на престоле” становится причиной страданий многих людей - такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.

Созданию драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многом благодаря его энергии.

В годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др).

По своим философским убеждениям Сумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройство человеческой жизни следующим образом: “Что на природе и истине основано, то никогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется, похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякого рассудка”. Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящий некультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.

Одновременно с первыми трагедиями Сумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения - эпистолы. В 1774 издал две из них - Эпистолу о российском языке и О стихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной из важнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. В Эпистоле о российском языке он писал: “Прекрасный наш язык способен ко всему”. Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чем язык его современников Ломоносова и Тредиаковского.

Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Отличие состояло также в том, что во французских трагедиях сравнивался монархический и республиканский образ правления (в “Цинне” Корнеля, в “Бруте” и “Юлии Цезаре” Вольтера), в трагедиях Сумарокова республиканская тема отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом -- одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти -- любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности -- препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев (пьеса “Хорев”), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия “Синав и Трувор”) и ряд других.

Проблема обуздания, преодоления личного “страстного” начала акцентируется в репликах действующих лиц. “Преодолей себя и вознесися паче”,-- поучает Трувора новгородский боярин Гостомысл,

При жизни Сумарокова не было издано полное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку.

Сумароков умер в Москве, 59 лет от роду, и похоронен в Донском монастыре.

После смерти поэта Новиков дважды издавал Полное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).