Почему люди становятся бесчестными? Сочинение почему чичикова называют мертвой душой.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет двойной смысл: подразумевает покупку главным героем фактически мертвых крестьян, и указывает на то, что души помещиков уже зачерствели, умерли. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, является как раз одним из ранних предпринимателей, представителем нового сословия.
Родился Чичиков в небогатой дворянской семье, и был он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Он с детства не имел друзей, жизнь смотрела на него сквозь «мутное стеклышко». Когда же Чичиков пошел учиться, ему был дан отцом совет, определивший в каком-то смысле его будущее: «Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
В школе у Чичикова тоже не было друзей, однако его этот факт ничуть не удручает, он начинает практиковать то, что в современном мире называется бизнес: получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал; учил мышь различным трюкам, не жалея времени на это, чтобы потом получить за нее хорошие деньги. Тогда же Чичиков учится подстраиваться под требования начальства – на уроках он сидит неподвижно, тем самым заслуживая хорошие оценки. Однако впоследствии, когда его учитель нуждается в помощи, Чичиков не желает для него потратить хоть сколько-нибудь значимую сумму. Это говорит о том, что Чичикову чужды какие бы то ни было дружеские, теплые чувства, даже элементарная признательность, благодарность.
Когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свою роль. Тогда он и задумал свою первую аферу, но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил все – другой, но не Чичиков. Он идет в таможенную службу и добивается там повышения в должности. После этого он вступает в сговор с контрабандистами и за год получает около 400 тысяч рублей. Однако эта легкая жизнь заканчивается, когда напарник Чичикова после ссоры пишет на него донос. Чичиков чудом, опять же благодаря своей обходительности, избегает тюрьмы, и даже сберегает около десяти тысяч. Но главное, он не впадает в отчаяние, его честолюбивая натура жаждет обогащения, возвращения хорошей жизни.
По приезде в город N, Чичиков проявляет себя хорошим дипломатом, он прекрасно умеет подстроиться под собеседника, доставить удовольствие от общения с собой. Все его новые знакомые неизменно хорошо о нем отзываются. Он начинает скупать мертвые души, и остался бы неразоблаченным, если бы не допущенные им ошибки: он рассказал о мертвых душах Ноздреву и купил крестьян у Коробочки.
Несмотря на постоянное стремление Чичикова обогатиться за счет других, за счет чужого труда, он не совсем чужд душевным проявлениям. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном», то есть хочет создать семью. Он также увлекается губернаторской дочкой, красивой блондинкой.
Однако в Чичикове есть множество отрицательных качеств – лицемерие, безнравственность, эгоизм, - которые свидетельствуют об испорченности его души. Для Чичикова не существует ничего святого, он преследует лишь одну цель в жизни: обогатиться.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Исходя из всего этого я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой», но она ещё не совсем умерла для чувств. Таким образом получается, что духовное перерождение Чичикова вполне возможно, но для него необходим какой-то мощный стимул, как например, осознание собственной ничножности.

Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя «Мертвые души» представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой «галереи» выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков.

Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи. Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении Павлуши на учебу в город. На всю жизнь запали ему в душу слова отца: «Больше всего береги копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Другой отцовский наказ учил Павлушу «больше всего угождать учителям и начальникам, только так пойдешь в ход и всех опередишь…»

Павлуша так хорошо усвоил все наставления отца, что еще мальчишкой проявил смекалку и сумел приумножить оставленный отцом полтинник. Никому другому не пришло в голову вылепить из воска снегиря и продать его; дрессировать мышь, чтобы выгодно сбыть ее потом. И каким неприглядным ребенком выглядит Чичиков после того, как автор приводит многочисленные примеры его обогащения: «накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, кто побогаче, и как только подступал голод, продавал им пряники или булки подороже; когда товарищи его угощали (а он их никогда не угощал), он припрятывал полученное угощение, а потом продавал им же…».

Среди этих «невинных детских затей» уже проступает облик хитрого и бездушного подлеца. Именно таким Чичиков и проявил себя, когда его учитель умирал с голоду в жалкой конуре. Бывшие ученики, чтобы помочь ему, собрали для учителя кое-какие деньги, один только «Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи бросили ему, сказавши: «Эх ты, жила!». Узнав об этом поступке Чичикова, учитель произнес сокрушенно: «Надул, сильно надул…». Эти слова и определили основную психологию жизни главного героя поэмы.

Взрослея, Павлуша становится способным на большие подлости. И цель у него уже не хорошая оценка, а продвижение по службе любой ценой. На этом поприще расцветают и раскрываются все его низменные таланты: угодничество, карьеризм, жадность. Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошел к ним в безграничное доверие и вроде бы собирался жениться. А когда получил желаемую должность, перестал поддерживать отношения с этой семьей. И опять мы слышим те же слова обманутого повытчика: «Надул, надул, чертов сын!». Павел Иванович по-прежнему верен себе: он использовал человека для достижения корыстной цели, а после забыл о нем.

Еще много различных попыток получить должность и разбогатеть предпримет Чичиков за свою карьеру: будет служить в комиссии капитального строения, на таможне и т.д. Но все безуспешно. И тогда он придумывает самую большую аферу – аферу с покупкой «мертвых душ».

Павел Иванович приезжает в губернский город и встречается с местными помещиками. Сам он при этом играет тоже роль помещика, путешествующего по своим надобностям и, просто так, интересующегося умершими крестьянами.

С каждой новой встречей мы видим все новые «таланты» Чичикова. Он умеет удивительно перевоплощаться, скрываться под различными масками. С Маниловым этот герой очень любезен и деликатен; с Коробочкой – мелочен, настойчив и даже груб; с Ноздревым – немного трусоват; с Собакевичем он выглядит как купец, который никогда не упустит своей выгоды; с Плюшкиным играет роль доброго человека, который пожалел бедного старика и купил у него никому не нужных умерших крестьян. В конце концов, мы понимаем, что перед нами не хороший актер, а бессердечный мошенник и плут.

Чем больше знакомимся мы с Чичиковым, тем яснее становится одно – у этого человека нет души, у него есть только страсть к деньгам и накопительству. Только на это направлены его ум, действия силы и способности.

Но будущее России не за такими, как Чичиков. Его аферы все равно раскроются, и общество отвернется от таких людей. А Русь помчится подобно «птице-тройке» в светлую и прекрасную даль.

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного "класса" дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: "не слишком толст, не слишком тонок", "не красавец, но и не дурной наружности". То есть, иными словами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.