Преступление и наказание женские образы. Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Роман Ф.Достоевского многие считают не только художественным произведением. Эта книга помогает проникнуть в историю общества конкретной эпохи.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» связаны с главным героем, они не просто с ним общаются, они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь.

Соня Мармеладова

Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.

Старуха Алена Ивановна

Самая старая представительница женщин в романе – старуха-процентщица. Ей 60 лет. Она жертва, та, с помощью которой Раскольников пытается доказать свою теорию о человеке. Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь». Старуха маленькая и тщедушная, не понятно, как в таком теле создалось жестокое сердце. Алена Ивановна больна чахоткой. Здесь тоже возникает удивление. Как получила страшную патологию женщина? Она не выходит из дома, имея столько денег, может питаться только хорошими продуктами. Какие эпитеты подобрал автор для процентщицы: ведьма, стерва. Еще ярче характеризуют старуху прилагательные: глупая, ужасная, ничтожная, злая, гаденькая. Алена Ивановна жестока, ей не жаль приходящих за помощью людей. Главное - содрать с них три шкуры и нажиться на горе.

Лизавета

Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец. Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает. Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна - вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.

Сестра Раскольникова

Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.

Хозяйка Амалия Ивановна

Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.

Настасья

Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.

Жена Свидригайлова

Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» множество образов, которые зачастую противоречат друг другу, являются контрастными. Женские образы также раскрываются по разному, помогая читателю увидеть общество того времени со всех сторон.

Центральным и, вне всяких сомнений, самым значимым женским образом в романе является образ Сони Мармеладовой. С этой героиней автор также связывает библейские мотивы, поскольку на протяжении всего произведения евангельские истины рассматриваются через призму личности Сони. Непорочность, чистота, бескорыстие, самопожертвование ради семьи - вот главные черты, присущие характеру героини, то, что определяет ее отношение к жизни, ее взгляд на мир. Образ этой девушки вызывает у читателя очень теплые чувства, смешанные с безграничной жалостью к ней. Страшно перечитывать те строки, в которых автор описывает «падение» Сони: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» Несмотря на то что Соня становится «падшим существом» в глазах общества, в этом «падении» мы видим величайший подвиг ради близких.

Образ Сони помогает нам также раскрыть характер главного героя романа - Раскольникова. Духовность героини сталкивается с бесчеловечной, антигуманной теорией студента и в какой то степени направляет его на путь истинный, помогает излечиться от тяжкой болезни. Соня - высокоморальный человек. Если вспомнить текст романа, мы увидим, что именно в ее уста автор вкладывает одну из ключевых фраз произведения. На слова Раскольникова «Да я вошь убил!» Соня отвечает: «Это человек то вошь?»

отправляясь на каторгу.

«униженных и оскорбленных», не теряет своей веры, уверенности в возможности спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.

Еще одним значимым женским образом в романе становится сестра Раскольникова Дуня. В ней мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня собирается выйти замуж за чуждого ей, недостойного человека, ради того чтобы Родион Раскольников не опускался до нищенского существования. Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Обе героини безумно любят Родиона и готовы ради него на все. Об этом мы можем судить из письма, полученного Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше». Мать и сестра пытаются помочь герою, несмотря на то что самим им приходится очень плохо, - в этом заключается их слепая любовь. Однако не стоит осуждать ни Дуню, ни Пульхерию Александровну, поскольку мотив самопожертвования с их стороны звучит в романе наравне с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.

Еще одним образом, с которым Достоевский связывает евангельские мотивы, является образ Лизаветы. Тихая, скромная, кроткая, работящая, она никому и никогда не делала зла. Лизавета показана в романе как святая, беззащитная и невинная жертва Раскольникова. Эта героиня была необходима Достоевскому, поскольку она усиливает тяжесть преступления главного героя. Раскольников убивает того человека, ради которого, по его теории, он «переступает черту».

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Образ старухи отождествляется в романе со злом, несправедливостью, ничтожеством, однако он подтверждает идею о том, что «кровь по совести» невозможна, поскольку даже убийство такого человека заставляет героя страдать.

Итак, если рассмотреть женские образы в романе «Преступление и наказание», то хочется отметить, что, какими бы контрастными они порою ни были, каждый из них играет огромную смысловую роль в произведении, а потому не может быть пропущен или забыт.

Соня Мармеладова - это своего рода антипод Раскольникова. Ее "решение" состоит в самопожертвовании, в том, что она "переступила" себя, и основная ее идея - это идея "непреступаемости" другого человека. Преступить другого - значит для нее погубить себя. В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее "преступлением", стараясь оправдать себя. Он постоянно стремится доказать, что поскольку "решение" Сони не есть подлинное решение, значит, он, Раскольников, прав. Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве, именно ее судьбу берет он как аргумент в пользу своей теории преступаемости всего. С отношением Раскольникова к Соне переплетаются его отношения к матери и сестре, которым также близка идея самопожертвования.

Своей кульминации идея Раскольникова достигает в главе IV, четвертой же части, в сцене посещения Раскольниковым Сони и совместного с нею чтения Евангелия. Вместе с тем и роман достигает здесь своей переломной вершины.

Раскольников сам понимает значение своего прихода к Соне. "Я к вам в последний раз пришел", - говорит он, пришел, потому что все завтра решится, а он должен сказать ей "одно слово", очевидно решающее, если считает необходимым сказать его перед роковым завтрашним днем.

Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех ее иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.

Не позорная профессия делает Соню великой грешницей - к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, - а напрасность ее жертвы и ее подвига. "А что ты великая грешница, то это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!" (6, 273).

Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама. Сердце Раскольникова пронзено той же болью, что и сердце Сони, только он - человек мыслящий, он обобщает.

Он склоняется перед Соней и целует ей ноги. "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, - как-то дико произнес он и отошел к окну". Он видит Евангелие, он просит прочесть сцену воскрешения Лазаря. Оба впиваются в один и тот же текст, но оба понимают его по-разному. Раскольников думает, быть может, о воскрешении всего человечества, быть может, заключительную фразу, подчеркнутую Достоевским, - "Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него" - он понимает тоже по-своему: ведь и он ждет того часа, когда люди в него поверят, как иудеи поверили в Иисуса как в Мессию.

Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню. С точностью социолога он обрисовал узкие "просторы", которые оставила ей судьба для собственного "маневра". Но, тем не менее Достоевский нашел и в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных решений, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Профессию свою Соня "избрала" поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно. Д. Мережковский превратил реальную, жизнью определенную диалектику образа Сони в неподвижную психо-метафизическую схему. Используя терминологию, взятую из "Братьев Карамазовых", он находит в ней "две бездны", грешницу и святую, единовременно существующие два идеала - Содома и Мадонны.

Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Достоевский, несомненно, помнил об отношении Христа к евангельской проститутке, когда создавал образ Сони. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать "грешить", не могла не вступить на свой путь - единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

Достоевский сам не приравнивает Соню к Раскольникову. Он ставит их в противоречивое отношение сочувствия, любви и борьбы, которая, по его замыслу, должна закончиться утверждением правоты Сони, победой Сони. Слово "понапрасну" принадлежит не Достоевскому, а Раскольникову. Оно произнесено последним, чтобы переубедить Соню, чтобы перевести ее на свой путь. Оно не соответствует самосознанию Сони, которая, с точки зрения Раскольникова, "не раскрыла глаза" ни на свое положение, ни на результаты своего подвижничества.

Таким образом, мы видим, что образ Сони Мармеладовой может быть рассмотрен как религиозно-мифологический образ, связанный с Марией Магдалиной. Но на этом значение этого образа в романе не исчерпывается: она также может быть соотнесена и с образом Богородицы. Подготовление к тому, чтобы образ был увиден героем и читателем, начинается исподволь, но откровенно и явно - с того момента, где описывается взгляд каторжников на Соню. Для Раскольникова их отношение к ней непонятно и обескураживающе: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на Рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые клейменые каторжники этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали за что похвалить. К ней даже ходили лечиться" (6; 419).

Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы, что особенно ясно из второй его части. То, что описывается в первой части, при невнимательном чтении может быть понято как становление взаимоотношений каторжников и Сони. Но дело, очевидно, обстоит не так, ибо с одной стороны отношение устанавливается до всяких отношений: арестанты сразу "так полюбили Соню". Они сразу ее увидели - и динамика описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений.

Вторая же часть даже лексическими нюансами авторской речи указывает на то, что происходит нечто совсем особенное. Эта часть начинается с удивительной фразы: "И когда она являлась..." Приветствие каторжников вполне соответствует "явлению": "Все снимали шапки, все кланялись...". Называют они ее "матушкой", "матерью", любят, когда она им улыбается - род благословения. Ну и - конец венчает дело - явленный образ Богоматери оказывается чудотворным: "К ней даже ходили лечиться".

Таким образом, Соня не нуждается ни в каких промежуточных звеньях, она непосредственно осуществляет свои нравственные и социальные цели. Соня, вечная Сонечка знаменует не только страдательное начало жертвенности, но и активное начало практической любви - к погибающим, к близким, к себе подобным. Соня жертвует собой не ради сладости жертвы, не ради благости страдания, даже не для загробного блаженства своей души, а для того, чтобы избавить от роли жертвы родных, близких, оскорбленных, обездоленных и угнетенных. Подосновой жертвенности Сони оказывается начало бескорыстной преданности, социальной солидарности, человеческой взаимопомощи, человеколюбивой активности.

Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии и взаимного сближения, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову и ее нелегкой борьбе за душу Раскольникова.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество образов, которые зачастую противоречат друг другу, являются контрастными. Женские образы также раскрываются по-разному, помогая читателю увидеть общество того времени со всех сторон.
Центральным и, вне всяких сомнений, самым значимым женским образом в романе является образ Сони Мармеладовой. С этой героиней автор также связывает библейские мотивы, поскольку на протяжении всего произведения евангельские истины рассматриваются через призму личности Сони. Непорочность, чистота, бескорыстие, самопожертвование ради семьи – вот главные черты, присущие характеру героини, то, что определяет ее отношение к жизни, ее взгляд на мир. Образ этой девушки вызывает у читателя очень теплые чувства, смешанные с безграничной жалостью к ней. Страшно перечитывать те строки, в которых автор описывает «падение» Сони: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» Несмотря на то что Соня становится «падшим существом» в глазах общества, в этом «падении» мы видим величайший подвиг ради близких.
Образ Сони помогает нам также раскрыть характер главного героя романа – Раскольникова. Духовность героини сталкивается с бесчеловечной, антигуманной теорией студента и в какой-то степени направляет его на путь истинный, помогает излечиться от тяжкой болезни. Соня – высокоморальный человек. Если вспомнить текст романа, мы увидим, что именно в ее уста автор вкладывает одну из ключевых фраз произведения. На слова Раскольникова «Да я вошь убил!» Соня отвечает: «Это человек-то вошь?»
К сожалению, несмотря на ту огромную спасительную роль, которую Соня играет в произведении, мы понимаем, что она греховна. Героиня нарушила одну из самых важных заповедей и несет наказание вместе с Раскольниковым, отправляясь на каторгу.
Соня Мармеладова, являясь одним из наиболее ярких образов «униженных и оскорбленных», не теряет своей веры, уверенности в возможности спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.
Еще одним значимым женским образом в романе становится сестра Раскольникова Дуня. В ней мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня собирается выйти замуж за чуждого ей, недостойного человека, ради того чтобы Родион Раскольников не опускался до нищенского существования. Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Обе героини безумно любят Родиона и готовы ради него на все. Об этом мы можем судить из письма, полученного Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше». Мать и сестра пытаются помочь герою, несмотря на то что самим им приходится очень плохо, – в этом заключается их слепая любовь. Однако не стоит осуждать ни Дуню, ни Пульхерию Александровну, поскольку мотив самопожертвования с их стороны звучит в романе наравне с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.
Еще одним образом, с которым Достоевский связывает евангельские мотивы, является образ Лизаветы. Тихая, скромная, кроткая, работящая, она никому и никогда не делала зла. Лизавета показана в романе как святая, беззащитная и невинная жертва Раскольникова. Эта героиня была необходима Достоевскому, поскольку она усиливает тяжесть преступления главного героя. Раскольников убивает того человека, ради которого, по его теории, он «переступает черту».
Совершенно противоположным всем проанализированным образам является старуха-процентщица Алена Ивановна. Отвращение к ней просыпается в душе читателя, как только он встречается с ней впервые: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Образ старухи отождествляется в романе со злом, несправедливостью, ничтожеством, однако он подтверждает идею о том, что «кровь по совести» невозможна, поскольку даже убийство такого человека заставляет героя страдать.
Итак, если рассмотреть женские образы в романе «Преступление и наказание», то хочется отметить, что, какими бы контрастными они порою ни были, каждый из них играет огромную смысловую роль в произведении, а потому не может быть пропущен или забыт.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова) - -

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Женские образы

«Преступление и наказание» - одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского . Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре. В своем социально-философском романе автор наилучшим образом передает атмосферу в Петербурге в середине XIX века. Из-за нового режима и перехода на капиталистический уровень взаимоотношений, кругом нищета и разруха. В таком обществе даже самых адекватных людей посещают только мрачные мысли.

Описывая их взаимоотношения с героем, он мог в полной мере раскрыть свой персонаж, его достоинства и недостатки. Центральная роль среди женского контингента, конечно же, принадлежит 18-летней Соне Мармеладовой - дочери Семена Захаровича и Катерины Ивановны. Из-за бедности и пьянства отца, она была вынуждена пойти «по желтому билету», то есть выйти на панель ради заработка. Кому-то нужно было помогать Катерине Ивановне и младшим детям.

Читая произведение далее, мы видим, что мать девушки вскоре умирает от чахотки и трое детей остаются сиротами. Соня показана автором как сильный персонаж, несломленный. В конце произведения, получив три тысячи рублей от Свидригайлова на новую жизнь, она едет за Раскольниковым в Сибирь и начинает работать швеей. Еще один женский персонаж, чья жизнь в романе продолжается, это Дуня - младшая сестра Раскольникова. Девушке 21-22 года. Полное имя героини - Авдотья Романовна Раскольникова.

В свое время ей пришлось работать гувернанткой в богатой семье, где она пережила немало унижений. Самодур Свидригайлов часто издевался над девушкой и доводил ее до отчаянного состояния. До этого он довел свою жену Марфу Петровну, которая умерла при странных обстоятельствах. Дуне предлагает замужество Лужин из-за того, что она девушка бедная, без приданого, а его человека крайней степени расчетливого это устраивает. В конце концов, она ему отказывает и выбирает Разумихина .

Подводя итог, можно сделать вывод, что женские образы в произведении Достоевского построены на контрасте. Каждая из героинь имеет свою ярко-выраженную индивидуальность и уникальность. Даже старуха-процентщица со своей сестрой удостоены отдельно описания.