Проект «Цай Гоцян. Октябрь» в Пушкинском стал знаковым

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Главные экспозиционные площади Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) превратились в гигантскую инсталляцию, осмысляющую столетие революции в России, в рамках выставки китайского художника Цай Гоцяна, вернисаж которой состоялся в понедельник.

Китайский художник Цай Гоцян долгое время жил в Японии, сейчас работает в США. Чаще всего он творит в технике пороховой живописи, а также осуществляет масштабные пороховые шоу. Он специально приехал в Москву задолго до открытия выставки, чтобы вместе с многочисленными волонтерами создать уникальные картины для выставки "Октябрь".

Китайский художник Цай Гоцян во время предпоказа выставки "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина, приуроченной к 100-летию революции 1917 года в России. 11 сентября 2017

Эмоциональная выставка

Свои работы Цай Гоцян представляет в России впервые, поэтому к делу он, как всегда, подошел с размахом. Не только главные площади Пушкинского музея стали пространством для его работ: масштабная инсталляция под названием "Осень" во дворе полностью скрыла основное здание от глаз посетителей.

Эта огромная конструкция состоит из сотен детских колыбелек и колясок, внутри которых растут настоящие березы в кадках. Сейчас их листья уже пожелтели. Подвластные природе, они продолжат меняться, и в этом есть задумка автора.

"Колыбель — место, где зарождаются наши первые наивные мечты. Инсталляция "Осень" — это памятник мечтам человека о лучшей жизни и мавзолей общественных утопий", — рассказывают в Пушкинском.

На вернисаже в Итальянском дворике музея гостей приветствовали спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор музея Марина Лошак и сам Цай Гоцян.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Посетители на выставке "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

"Мы мечтали в течение двух лет о том, что нам удастся сделать на тему революции. Когда мы думали, что нам сказать на тему этой важной даты, то мы решили, что говорить об этом надо самым современным художникам, живым. Увидев и узнав все, что сделал Цай, мы поняли, что именно с ним мы должны войти в эту реку", — сказала Лошак.

По ее словам, работа, проделанная всеми причастными к выставке, была очень сложной, но невероятно интересной. "Мы сделали то, что мы хотели. Мы сделали очень эмоциональную, очень строгую выставку, которая заставит вас всех почувствовать нечто. Я надеюсь, что мы поразим вас", — подчеркнула директор музея.

Швыдкой признался, что завидует тем, кто выставку еще не видел, поскольку она принесла ему огромное удовольствие, которое он хотел бы пережить еще раз.

"Эта выставка — дань огромного уважения великой трагедии, которая принесла великую красоту. Это замечательный музейный проект, который свидетельствует о том, что русские и китайцы могут понять друг друга в каких-то фундаментальных ценностях, которыми мы живем", — сказал Швыдкой. Он подчеркнул, что экспозиция "Октябрь" станет важным этапом в культурных отношениях двух народов.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

Посвящение России

Цая Гоцяна на самом деле связывает с Россией не только продолжительная и очень плодотворная работа над экспозицией "Октябрь". Он признался, что с юных лет вдохновлялся творчеством русских художников, в частности, Исаака Левитана и Ивана Крамского.

"Я рос в далекой провинции, но на меня влияло русское искусство и культура. И особенно старательно я копировал картину "Неизвестная" Крамского, а лучшую копию подарил брату моей жены… Я помню, в молодости мы очень хотели подражать русским художникам, пытались воссоздать их картины", — сказал Гоцян. Кстати, его супруга также присутствовала на вернисаже. При трогательных воспоминаниях о годах юности она не смогла сдержать слез.

Экспозицию составляют двадцатиметровые полотна в трех техниках пороховой живописи — цветной, черно-белой и каллиграфической. Центральной частью выставки является трехчастная инсталляция под общим названием "Народ". Центр композиции — "Земля", символизирующая плодородную ниву, — представляет собой огромное поле колосьев, в центре которого вырезаны советские символы: серп, молот и звезды. Особенно хорошо разглядеть их можно в зеркале на потолке. По двум сторонам расположены пороховые картины черно-белая "Река" и яркий "Сад".

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Выставка "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


Грозное оружие как средство выразить любовь, показать красоту мира и создать произведения искусства. Кто бы мог подумать, что порох можно использовать в таких целях? Китайский художник Цай Гоцян покажет московской публике как рисовать пеплом, как взрыв сделать мирным и доказать, что слеза ребенка перевешивает все исторические катаклизмы.

Белый зал Пушкинского музея, каким вы его еще не видели. Под ногами - символ эпохи. Над головой - отражение эпохи. В одних местах колосок к колоску вытаптывали, в других выпрямляли. У тех, кто монтирует выставку, уже в глазах рябит. А тот, кто ее придумал, полон энтузиазма.

Вот так, под, кажется, бесконечным количеством углов, на советский серп и молот посмотрел китайский художник Цай Гоцян. Вдохновленный революцией 1917-го, привез в Москву выставку. Засеял зал Пушкинского музея - просо. И устроил несколько взрывов в одном из павильонов ВДНХ.

Несколько десятков зрителей и помощников. Ну, не может Цай Гоцян творить в маленькой мастерской. Называет себя мастером пороховой живописи. Взрыв. Полотно засыпано пеплом. Под пеплом трафарет, а значит рисунок появится только там, где надо.

Я дам знак, когда приступить к тушению, к участкам, которые не охвачены взрывом, подходить не нужно.

Родился в Китае. Жил в Японии. Сейчас творит в Нью-Йорке. Однажды предпочел холсту - воздух, а краскам - порох. Его пиротехнические шоу, словно вырвавшиеся из музейных рам полотна импрессионистов.

Холст «Река» - это тоже пороховая техника. Трафареты - 100 фотографий с главными событиями столетия. Смешал в один большой портрет эпохи: и лица солдат на фронте и глаза строителей светлого будущего. Но их тут надо еще отыскать. Думайте о смысле и ищите образы.

«Это про человеческую жизнь, индивидуальная жизнь очень важна. Как у Достоевского, слеза ребенка перевешивает все исторические потрясения», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Картина в картине. Здесь Цай спрятал «Портрет Незнакомки» Крамского. Русских художников обожает. Признается, в Третьяковке плачет от восторга. И все время фотографирует.

«В преддверии выставки я решил посмотреть снова картину в Третьяковке. Я был удивлен, когда увидел, что ее кто-то срисовывает и решил сделать селфи на фоне. И вчера, когда я нарисовал свою картину «Река», я решил это поставить в конец реки, чтобы объединить историю моей личной жизни с историей России», - рассказал Цай Гоцян.

Цай делает выставку о революции, а заодно и творит свою. В пространстве. Холодный классицизм здания Пушкинского музея тоже ведь взорвал своими объектами. Не только внутри, но и снаружи.

Классическое искусство спряталось за искусством современным. Вот так теперь выглядит вход в музе: десятки и десятки детских кроваток и колясок. Из них как бы растут березы. Сразу столько символов новой жизни. Этой огромной инсталляцией Пушкинский показывает: готов впустить в свои окна ветер перемен.

«Мы живем в храме, но храм обязательно нужно проветривать. И, конечно, должен быть живой воздух сегодняшней жизни, и конечно на лучших образцах», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Спрятанный фасад и теперь закрытый двор, в котором раньше выстраивалась очередь в музей, в Москве обсуждают не меньше, чем будущую выставку. Кто-то понимает, а кто-то нет. Обычное дело для современного художника.

«Был и Рембрандт, и Гойя. Когда они появлялись, они тоже вызывали много вопросов у своих современников. И тут вопрос в том, что художник опережает время, очень тонко чувствуя его», - говорит куратор выставки Александра Данилова.

Одни осуждают, другие помогают мастеру творить. Старые коляски и кроватки сюда принесли москвичи. Тех, кто когда-то качал эти колыбели и тех, кто когда-то в них спал, художник считает своими главными соавторами.

Уже за две недели до открытия выставки в сквере около главного входа в музей с вековой историей можно было наблюдать создание инсталляции «Осень»: гора высотой 16 метров, составленная из сотен детских колясок, кроваток и люлек, возвышалась, закрывая лестницу, портик и колоннаду. В течение трех дней подъемный кран поднимал специально выращенные березовые деревья высотой от 3 до 4 метров каждое, устанавливая их в кроватки или коляски, а молодые побеги - в детские автомобильные люльки. Большие деревья укрывали маленькие, превращая всю композицию в зеленую березовую рощу. Во время монтажа инсталляции деревья уже начали желтеть в преддверии наступающей осени; а во время выставки желтые листья полностью придут на смену зеленой листве, обнажив белые стволы берез, а также конструкцию самой инсталляции - структуру, напоминающую работы художников-конструктивистов.

Столкнувшись с закрытым главным входом, зрители вынуждены обойти «Осень», чтобы попасть внутрь, где они сразу начинают свое путешествие по выставке с непривычного визуального опыта. Внутри они обнаруживают, что художник трансформировал все пространство: над главной Розовой лестницей смонтирована работа «Звук» - шелковое полотно длиной 20 метров с пороховой каллиграфией делит просторное пространство пополам. Двухмерное полотно при помощи искусства каллиграфии и живописи трансформировалось в объемную поэтическую инсталляцию, наполненную энергией. Зрители поднимаются по Розовой лестнице под полотнищем «Звука», и, запрокинув головы, читают на белом шелке предостерегающие строки из «Интернационала» - «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!». Когда им кажется, что они максимально приблизились к этим словам под потолком, они оказываются около входа в Белый зал.

Здесь привычный потолок заменен зеркальным, увеличившим и без того просторное пространство вдвое. Художник заставляет зрительские ощущения трансформироваться в каждом новом музейном пространстве. Две пороховые картины по 20 метров в длину каждая, «Река» и «Сад», висят на стенах друг против друг, окаймляя инсталляцию «Земля», расположенную в центре Белого зала. Создавая свою «Землю», символизирующую русскую ниву, Цай надеялся воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве во время просмотра советских фильмов и советской живописи - солнечный свет пробивается через облака и освещает поле, демонстрируя романтические идеи, которые Цай испытывал к свободе и красоте жизни в свои юные годы. Только в отражении в зеркале потолка зрители могут разглядеть символы, «спрятанные» на поле. Также посетители видят в отражении многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики и советские плакаты, а также самих себя. Художник создает иллюзию, которая заставляет зрителей задуматься о собственных отношениях с его произведениями.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». По замыслу художника с Красной площади и берега Москва-реки один за другим запускаются дневные фейерверки, взрывающиеся в небе под музыку П.И. Чайковского в оркестровой аранжировке. Перформанс завершается 100-секундной канонадой оглушающих взрывов, оставляющих после себя ослепительно белую вспышку…

С 4 сентября Цай, при поддержке местных волонтеров, работал над созданием пороховых картин «Река», «Звук» и «Сад» на площадке павильона № 22 на ВДНХ. Волонтеры выкладывали масштабное полотно из сотни исторических фотографий, запечатлевших жизнь обычных людей. Они помогали Цаю, объясняя правильное написание кириллических букв, вырезали огромные трафареты с изображениями цветов, а после того, как Цай поджигал каждую из работ, они спешили гасить маленькие искорки, которые могли остаться и тлеть на холсте. Вместе с художником волонтеры переживали волнительные моменты перед взрывом и наблюдали за созданием новой работы.

К выставке готовится двуязычный русско-английский каталог, выход которого планируется в начале октября. Помимо многочисленных иллюстраций, рассказывающих о процессе создания выставки и о работах, вошедших в экспозицию, в каталог включены научные статьи и основополагающее эссе Цая «Октябрь одного мальчика». В издании затронуты основные темы и идеи выставки, которые рассматриваются в личном, историческом, художественном и политическом аспектах.

В ноябре в рамках выставки будет выпущен одноименный документальный фильм режиссера Шаньшань Ся. Фильм рассказывает не только о создании выставки - анализируя творчество Цая Гоцяна, а также советского живописца и педагога К.М. Максимова, оказавшего чрезвычайное влияние на становление китайской художественной культуры ХХ века, режиссер фильма покажет историю взаимоотношений китайских и русских художников последних десятилетий. Таким образом это будет откровенный рассказ о творческом наследии и изменении творческого подхода мастеров на стыке эпох.

Проект Цая Гоцяна в России продолжает историю совместных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Сбербанка. В ноябре 2016 года была открыта выставка «Видеть невидимое». Уникальный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. C февраоя 2017 года выставка начала тур по России - выставку уже посетили жители Казани, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга и Омска.

Куратор выставки - Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX - XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

  • Образовательная программа к выставке
  • Сборные экскурсии по выставке
  • Экскурсии медиаторов «Открытой лаборатории» ГМИИ им. А.С. Пушкина

      Место сбора - площадка перед Экскурсионным бюро. Вход на экскурсии бесплатный, необходима предварительная регистрация. Для посещения экскурсии нужно приобрести входной билет в Главное здание.

      20 сентября


      Зарегистрироваться

      21 сентября

      18:00 - Анастасия Лукша, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      Зарегистрироваться

      24 сентября

      Зарегистрироваться

      26 сентября


      Зарегистрироваться

      27 сентября
      17:30, 18:30 - Алёна Ищенко, тематическая экскурсия «Революция в современном искусстве Китая» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      Зарегистрироваться

      28 сентября
      17:00 - Анастасия Лукша, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      20:00 - Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      30 сентября
      16:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      1 октября

      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      3 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      4 октября

      5 октября
      17:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      7 октября

      8 октября


      15:00, 16:00 - Анна Вощинчук, тематическая экскурсия «Цай Гоцян. исторические утопии или назад в будущее» (продолжительность экскурсии - 45 мин)

      10 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      11 октября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      12 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      13 октября
      19:00 - Вероника Смирнова, тематическая экскурсия «Традиции. Место человека в революции» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      14 октября
      15:30, 16:30 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      15 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      17 октября
      16:30 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      18 октября
      18:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      19 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      20 октября
      19:00 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      21 октября
      15:30, 16:30 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      16:00 - Александр Лапкин, тематическая экскурсия «Миф и утопия: Человек авангарда перед лицом «Октября» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      16:10 - Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:00 - Вероника Смирнова, тематическая экскурсия «Традиции. Место человека в революции» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      22 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      24 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      25 октября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      26 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      20:00 Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      28 октября
      17:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      29 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      31 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      1 ноября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      2 ноября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      3 ноября

      5 ноября
      14:00 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      8 ноября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      9 ноября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      10 ноября
      19:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)
      20:10 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      11 ноября
      17:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      12 ноября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна», 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      14:00 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

  • Экскурсии на жестовом языке

      Время проведения: 19:00 - 20:30

      Количество мест в экскурсионной группе ограничено. Место сбора - площадка перед Розовой лестницей.
      Стоимость экскурсионного обслуживания - 100 рублей.
      В день экскурсии в кассе музея дополнительно к экскурсионной путевке необходимо приобрести входной билет в соответствии с категорией посетителя.
      Подробная информация о льготных категориях по ссылке .

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это - ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов - это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве - об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки - эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года

В Пушкинском музее открывается проект известного опытами с порохом китайского художника Цая Гоцяна, для которого музей все лето собирал детские коляски. Директор Марина Лошак рассказала Forbes Life о выставках Цая Гоцяна и Хаима Сутина, как устроен бюджет музея, где музей берет средства на миллионные выставки и почему так заинтересован в законе о меценатстве.

Огромная инсталляция перед входом в музей, созданная одним из самых известных современных художников Цаем Гоцяном - главное событие выставки «Октябрь». Гигантская конструкция представляет собой гору детских колясок и колыбелей, из которых растут березы. Этот проект является осмыслением революции 1917 года и готовится совместно с очень важным для нас партнером-Сбербанком, с которым уже была реализована выставка «Видеть невидимое».

В середине октября мы покажем графику крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века - Густава Климта и Эгона Шиле.

Затем откроется масштабная выставка-ретроспектива Хаима Сутина. Более 50 работ художника будут показаны в историческом контексте полотен старых мастеров, которые повлияли на его формирование, и современных авторов, вдохновлявшихся творчеством самого Сутина. Произведения на выставку предоставят крупнейшие музеи Франции (Центр Помпиду, Музей Оранжери, Парижский музей современного искусства) и частные коллекционеры из Европы и России.

Еще один из знаковых проектов осени – выставка, которую готовит Ирина Александровна Антонова, связанная с искусством импрессионистов.

Мы мечтаем бы сделать выставку вместе с Национальным музеем Дамаска, обладающим уникальной коллекцией древнего искусства, и мои сотрудники летали в Сирию изучать экспонаты в разгар боевых действий.

- Каков ежегодный бюджет ГМИИ и как он формируется?

В прошлом году бюджет нашего музея составил около 1 млрд рублей. Причем, с гордостью могу сказать, что мы вступили в удивительную фазу существования, когда только половина бюджета–это субсидии государства, а остальное – это те средства, которые мы сами зарабатываем или привлекаем.

Спонсорские средства и пожертвования составляют не более 15%, в основном зарабатывает музей самостоятельно: на входных билетах, магазине, лекциях, образовательных программах и пр.

Но нам есть к чему стремиться. Например, в США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Основной доход нью-йоркского музея Метрополитен, примерно 60-70% бюджета, поступает из эндаумент-фонда (один из крупнейших в США $2,7 млрд) и в виде пожертвований. Остальные средства идут от продажи билетов и музейного магазина. Кстати, их система попечительства очень хорошо продумана. Так, если вы жертвуете $60 в год, то получаете 10% скидки в музейном магазине, он один из лучших в мире, за $550 - право бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее, за $4000 в год - бесплатно завтракать до посещения музея, за $8 тыс. в год-посещать концерты, за $20 000 -доступ на приемы президента музея. А подобные концерты и приемы приносят музею порядка $20-30 млн. Естественно музею дарят не только деньги, но и картины. Самый крупный дар – от миллиардера и одного из наследников империи Estée Lauder Леонарда Лаудера. Он отдал музею Метрополитан 78 картин, включая работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоимостью более $1 млрд.

В прошлом году у другого крупнейшего нью-йоркского музея – МоМА доходы от фондов, включая эндаумент, составили $70 млн, от посещений – $30 млн и от магазинов и ресторанов – $50 млн.

Выставки такого уровня, как недавние «Венеция Ренессанса» с картинами Тициана, Тинторетто и Веронезе, ли предстоящая выставка Сутина по стоимости приближаются к €1 млн, откуда музей берет такие средства?

Как правило, мы делаем обменные выставки, что значительно удешевляет весь процесс. Но, несмотря на это, большие выставки, действительно стоят не меньше €1 млн. И делаются они за счет меценатов.

Прерафаэлитов и Тернера спонсировал фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова , а уникальные картины Кранахов зрители увидели благодаря финансовой поддержке ВТБ , банка–генерального спонсора музея. Пиранези и некоторые другие традиционные итальянские выставки поддерживает ЮниКредитБанк. Такое тематическое сотрудничество достаточно распространенная история. Коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, например, поддерживает Росбанк, как официальный партнер Галереи искусства.

Меня не удивляет, что на выставки дают охотно, - это престижно. Поражает другое, наши меценаты постепенно превращаются в филантропов. Они дают средства на образовательные программы, социальные проекты, причем, делая это, настаивают на анонимности. Эти люди не мотивированы ни законами, ни сниженными налогами, ни славой. Вообще ничем, кроме внутреннего, личной ответственности перед обществом, и это абсолютный тренд сегодняшнего дня.

Какие у ГМИИ есть источники пополнения коллекции? Например, в музее практически нет западного современного искусства .

Мы надеемся, что современное искусство станет важной частью нашего музея, а здание нового музея появится не на территории музейного квартала, а где-нибудь в городе. Мы планируем собрать экспертный совет, куда войдут представители международных музеев, который разработает концепцию коллекции современного искусства в ГМИИ, а уж потом будем искать средства. Учитывая цены на современное искусство, рассчитываем только на внешние деньги. Хочется показывать многих: Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Сидни Шерман, Марину Абрамович, Кристиана Болтански.

Мировая практика создания музейных коллекций разнообразна, у каждого свой путь. Плюс ко всему я верю в удачу, и надеюсь на то, что работа над репутацией в области современного искусства приведет к тому, что нам начнут и дарить. Рассчитывать только на щедрость сограждан трудно, но мы сделаем все возможное, чтобы захотели дарить именно ГМИИ.

К тому же, когда к 2024 году завершится масштабная стройка и реконструкция, появится музейный квартал-появится и пространство для современной скульптуры. В нашем музейном ландшафте будут работы Александра Кольдера, Генри Мура, Эмиля Антуана Бурделя и других важнейших скульпторов. Мы эти произведения будем арендовать сроком на пять – семь лет, а потом менять.

Кроме того, в планах музея предоставлять площади для временного хранения частных коллекций. К тому же я верю, что скоро будет закон о меценатстве, который значительно облегчит положение музеев.

Например, вся американская музейная система построена на дарах коллекционеров. Но у них совсем другая система налогов, и донаторы мотивированы.