Публичное или непубличное акционерное общество. Публичная компания

Вопрос: Какие акционерные общества являются публичными, а какие непубличными?


Ответ: Признаки публичного акционерного Общества установлены п. 1 статьи 66.3 ГК РФ.

Публичным является акционерное общество:

Устав и фирменное наименование которого, содержат указание на то, что общество является публичным, даже в том случае, если акции общества не размещаются по открытой подписке и не обращаются публично;

Акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки);

Акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. При этом устав такого общества и его фирменное наименование могут не содержать указание на то, что общество является публичным.

Акционерное общество, не отвечающее указанным выше признакам, признается непубличным (пункт 2 статьи 66.3 ГК РФ).

Статья 7. Федерального закона «Об АО». Публичные и непубличные общества (в ред. ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ) дает более полное определение публичного или непубличного общества.

1. Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
2. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.
3. .............................................................................................................................................

Итого можно сделать вывод, что публичным акционерным обществом можно признать:

1. АО, устав и наименование которого содержат указание на это (добровольная публичность). Требования к внесению таких изменений в устав общества отсутствовали до 01.07.2015г.

2. АО, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или размещались (п. 1 Письма ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06 - 52/6680).

3. АО, акции которого публично обращаются (на организованных торгах или путем предложения неограниченному кругу лиц) или обращались (п. 1 Письма ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06 - 52/6680).
4. АО, акции которого публично обращаются/обращались. Под публичным обращением понимается, в том числе, продажа акций в ходе приватизации способами, которые предполагали участие неограниченного круга приобретателей, например, продажа на:
- аукционе;
- коммерческом конкурсе;
- инвестиционном конкурсе (торгах);
- специализированном аукционе;
- специализированном чековом аукционе.
Для наличия признака публичного общества необходимо, чтобы состоялась хотя бы одна сделка в ходе торгов. Если план приватизации предусматривал продажу неограниченному кругу лиц, но по результатам торгов не было заключено ни одной сделки, то признак публичности отсутствует. Под публичным обращением понимается обращение, осуществлявшееся только в соответствии с законодательством о ценных бумагах. Т.е. не учитывается:
- продажа на торгах в ходе исполнительного производства;
- продажа на торгах в ходе конкурсного производства и т.п.

Которым внесены существенные изменения в в соответствии с которым акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества, то есть деление АО на закрытые и открытые упразднено. Иными словами, организационно-правовая форма "акционерное общество" сохраняется, но изменяются типы таких хозяйственных обществ.

По новым правилам АО делятся на два типа: публичные и непубличные.

В силу п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными .

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование, которое фиксируется в учредительном документе (в АО это устав) и ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО".

Непубличное общество становится (по своему усмотрению) публичным со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество следует считать публичным. Фирменное наименование непубличного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" или "АО" ().

Как следует из общей нормы (абз.3 п.1 ст.53 ГК РФ) учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом должны быть включены в ЕГРЮЛ.

На основании АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными, причем вне зависимости от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным. В связи с этим такие общества обладают правом публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, хотя в их наименовании может отсутствовать указание на то, что общество является публичным.

В целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России рекомендовал АО, отвечающим признакам публичных АО, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрывать информацию о соответствии компании признакам публичных обществ. Учредительные документы (устав) и наименования АО, созданных до 01.09.2014, нужно привести в соответствие с нормами ГК РФ в новой редакции при первом изменении учредительных документов. Это требование Федерального закона № 99-ФЗ.

В добавлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса не влечет возникновения необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Не нужна и перерегистрация юридических лиц, созданных до 01.09.2014. Следовательно, все выданные АО до 01.09.2014 правоустанавливающие, правоудостоверяющие, правопрекращающие и иные документы сохраняют свою юридическую силу, поэтому их замена в обязательном порядке не требуется. В частности, сказанное касается лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами (Письмо Росприроднадзора от 14.10.2014 № АА-03-04-36/16011).

В то же время юридические лица не лишены права обратиться в соответствующий орган за внесением изменений в выданные ранее документы (если соответствующим нормативным документом регламентирована процедура выдачи документа взамен ранее выданного). К примеру, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах, и при приведении наименования АО в соответствие с гл.4 ГК РФ замена указанных уведомлений по основаниям, предусмотренным НК РФ, не нужна (Письмо ФНС России от 16.09.2014 № СА-4-14/18715).

Перерегистрация ранее созданных юридических лиц, указанных в ст.ст. 8, 9 ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

Созданные до 01.09.2014 акционерные общества, отвечающие этим признакам, по умолчанию считаются публичными АО (по общему правилу фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным). Общество, по всем признакам относящееся к непубличным, может стать публичным, если указание на это будет зафиксировано в его фирменном наименовании.Устав обществ, созданных до 01.09.2014, и их фирменные наименования должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, что нужно сделать при первом изменении устава, осуществляемом на основании решения общего собрания акционеров.

Важно отметить, что при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.

Десять ключевых отличий публичного АО от непубличного

Понятия публичных и непубличных обществ

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.

Публичные акционерные общества - это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Непубличные акционерные общества - это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Мы представили основные отличия публичных АО от непубличных в удобной таблице

Отличие

Публичное АО

Непубличное АО

Норма законодательства

1 Размещение и обращение акций - главное отличие Акции и ценные бумаги, которые конвертируются в акции, размещаются путем открытой подписки и публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах Акции и ценные бумаги нельзя размещать по открытой подписке, они публично не обращаются


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Привычная аббревиатура ОАО начала уходить в небытие - согласно федеральному закону № 99 от 05.05.14 на смену этой организации приходят публичные акционерные общества. Стоит разобраться, а есть ли отличия в ОАО и ПАО, какие характерные признаки у такой формы организации деятельности и кто теперь может стать держателем акций. И сегодня мы поговорим про число участников публичного акционерного общества, органы управления, а также о том, как открыть публичное акционерное общество (его ).

Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

Понятие и суть

По сути ПАО является полным аналогом открытого акционерного общества - теперь это более уточняющая форма организации деятельности, указывающая степень публичности.

ПАО (Публичное акционерное общество) могут отличаться:

  1. Выбором деятельности.
  2. Количеством акционеров.
  3. Организацией управления.

Во всех остальных случаях у всех ПАО есть сходные черты. Признаки, характеризующие публичное акционерное общество, довольно специфичны, их невозможно спутать с другими формами организации деятельности.

Про акционерного общества читайте ниже.

Видео ниже рассказывает о том, как акционерные общества заменяются на ПАО и подобные организации:

Характерные особенности

Первое, чем отличается ПАО от , и нескольких других форм организации деятельности - это наличие акций. В то же время, их тоже имеет, но и здесь ПАО имеет свои особенности.

Два характерных признака ПАО:

  1. Свободная продажа акций.
  2. Неограниченное количество акционеров.

Имеет публичное акционерное общество (ПАО) также свои плюсы и минусы:

Недостатками такой формы является ответственность по обязательствам личным имуществом по долгам акционерного общества и необходимость ежег одного внешнего аудита деятельности. Важно знать, что личная ответственность напрямую зависит от объема пакета акций.

Плюсов у такой формы организации значительно больше - по факту любой акционер является совладельцем бизнеса. Любой человек может стать членом ПАО с малыми вложениями, не имея при этом никаких предпринимательских навыков.

Для главных инициаторов создания публичного акционерного общества такой подход в организации деятельности дает возможность привлечь в бизнес дополнительные материальные средства, максимально увеличивая шансы на успешное развитие предприятия.

Публичное акционерное общество несколько отличается от других форм предпринимательства своими управленческими органами. У таких компаний появились дополнительные возможности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В ПАО их собрания теперь вынуждены посещать регистраторы или нотариусы. В зависимости от вида деятельности, величины компании и наличия дочерних предприятий возможна различная структура органов управления.

Основа управленческой структуры выглядит так:

  • Общее собрание акционеров
  • Наблюдательный совет (директора)
  • Генеральный директор
  • Исполнительная дирекция
  • Ревизионная комиссия.

Структура может быть более разветвленной - законодательно допускается несколько директоров. Также в составе органов управление возможно участие юридических лиц.

Сейчас количество членов коллегиального органа управления не может быть менее пяти участников. Все члены правления не могут участвовать своими акциями во время принятия решений на общем собрании участников ПАО. Эти аспекты обычно отражены в учредительных документах.

Про учредительные документы на публичное акционерное общество, количество, состав и ответственность участников читайте ниже.

О регистрации ПАО расскажет специалист в видео ниже:

Учредительные документы и участники

В документах ПАО и его фирменном названии законодательно закреплена необходимость указания публичности организации. Главным учредительным документом ПАО является устав организации, определяющий полное и сокращенное названия компании, права акционеров, размеры уставного капитала, структуру управления и многое другое.

Раньше для участников ОАО была доступна возможность преимущественного приобретения акций, лицами уже являющимися их держателями. Публичные акционерные общества теперь руководствуются только федеральными законами, сейчас они не могут предусматривать такие особенности покупки в своих уставах. Это дает возможность любому желающему приобрести акции без оглядки на действующих акционеров.

Акционеры ПАО имеют те же права, что и участники открытых акционерных обществ. Это не зависит от размера пакета акций. Они могут:

  • Получать дивиденды
  • Изучать ряд документов
  • Входить в число органов управления
  • Распоряжаться собственными акциями
  • Участвовать в общем собрании акционеров
  • В случае ликвидации ПАО претендовать на часть имущества.

Вместе с этим, участники имеют и ответственность - долги ПАО распространяются на его участников согласно объему их пакета акций. Члены организации отвечают своим личными средствами, если имущества ПАО не хватает для погашения долговых обязательств. В то же время персональные обязательства акционеров не играют роли для акционерного общества, ПАО не отвечает за долги своих участников.

Про минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества читайте ниже.

Формирование капитала

Капитал ПАО обеспечивают его акционеры в разных пропорциональных долях. Для публичного акционерного общества установлены минимальные значения уставного капитала в размере 100 000 рублей. Также допустимы имущественные взносы - их стоимость назначает независимый оценщик.

Согласно изменениям от 2014 года теперь 3/4 уставного капитала необходимо внести до регистрации ПАО. Остальная часть вноситься в течении года.

Публичное акционерное общество заменило ОАО. В этой организационной форме деятельности появились новые нюансы, но принцип остался прежним - акционеры формируют капитал, имеют право голоса и возможность получать дивиденды. Также за ними осталась ответственность по погашению долговых обязательств акционерного общества. Структура управления получила возможность разветвления, а открытость данных стала еще более публичной.

До оплаты полного размера уставного капитала для ПАО невозможно организация открытой продажи своих акций.

О том, что могут скрывать акционерные общества, расскажет это видео:

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами - им нечего котировать на биржах*(23) .

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных "акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52 ) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3 ) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24) ) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.