Разуму не постичь надобностей. Сочинение на тему разуму не постичь надобностей сердца

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца. Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось. Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Что такое разум, и каково определение такого понятия, как “чувство”? Внутренний мир человека наполнен двумя этими важнейшими силами, испытывающими острую потребность друг в друге. Душевная человеческая организация считается достаточной сложной системой. Случается зачастую чувствам преобладать над разумом, иногда же разум побеждает чувства. По мнению Люка де Клапье Вовенарга, разум не обладает способностью к постижению надобностей сердца. В действительно человек не наделен талантом при всем его желании к управлению настоящими чувствами, затмевающими разум, противоречащий им.

Роман, созданный рукой И. С. Тургенева, “Отцы и дети”, повествует об отрицании главным героем Евгением Васильевичем Базаровым, прослывшим нигилистом, буквально всего вплоть до любви. Внутренним принципом персонажа было отсутствие факта романтики и чувств. По его мнению, это была “…непростительная дурь…”. Решающим фактором, перечеркнувшим все его убеждения, стало знакомство с Анной Одинцовой, отличавшейся от иных женщин, представительницей слабого пола. Героя угораздило искренне

в нее влюбиться, и этим чувствам суждено было превратиться для Евгения в неприемлемые и страшные переживания. Анна не переживала аналогичных чувствам Базарова, сердечных ощущений.

Герой стремился всячески это скрыть, так как раннее он обладал способностью к управлению собственной жизнью с помощью рассудка. Но теперь, герою не под силу было вести контроль над происходящим, ведь боролись между собой разум и сердце. После признания в любви Одинцовой, он получает отвержение, что становится для Базарова подтверждением правильности его первоначальных принципов, согласно которым душевные порывы – это просто вздор, если сравнивать их с рассудком. Хотя истинная любовь просто так не угасает, и в сердце Евгении все-таки она разгорается, встав против разума героя, и в итоге побеждает.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Так европейская культура постепенно готовилась перейти от культа разума к культу сердца, от веры в безусловную природу добра к мысли о необходимости постоянного воспитания и...
  2. МУЗЫКА МОЕГО СЕРДЦА Песня… К сожалению, в исполнении некоторых современ­ных певцов она давно утратила свой первозданный глубинный смысл. Просто на песни я последнее время вообще...
  3. Глава XVII В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” - Базаровым и Одинцо­вой. В данном...
  4. Произведения каких жанров о Великой Отече­ственной войне вы запомнили сразу, после первого чтения? Какое из них, как вам кажется, ярче всего передает героизм эпохи? Предлагаем...

Что такое разум, и каково определение такого понятия, как «чувство»? Внутренний мир человека наполнен двумя этими важнейшими силами, испытывающими острую потребность друг в друге. Душевная человеческая организация считается достаточной сложной системой. Случается зачастую чувствам преобладать над разумом, иногда же разум побеждает чувства. По мнению Люка де Клапье Вовенарга, разум не обладает способностью к постижению надобностей сердца. В действительно человек не наделен талантом при всем его желании к управлению настоящими чувствами, затмевающими разум, противоречащий им.

Роман, созданный рукой И. С. Тургенева, «Отцы и дети», повествует об отрицании главным героем Евгением Васильевичем Базаровым, прослывшим нигилистом, буквально всего вплоть до любви. Внутренним принципом персонажа было отсутствие факта романтики и чувств. По его мнению, это была «…непростительная дурь…».

Решающим фактором, перечеркнувшим все его убеждения, стало знакомство с Анной Одинцовой, отличавшейся от иных женщин, представительницей слабого пола. Героя угораздило искренне в неё влюбиться, и этим чувствам суждено было превратиться для Евгения в неприемлемые и страшные переживания. Анна не переживала аналогичных чувствам Базарова, сердечных ощущений.

Герой стремился всячески это скрыть, так как раннее он обладал способностью к управлению собственной жизнью с помощью рассудка. Но теперь, герою не под силу было вести контроль над происходящим, ведь боролись между собой разум и сердце. После признания в любви Одинцовой, он получает отвержение, что становится для Базарова подтверждением правильности его первоначальных принципов, согласно которым душевные порывы - это просто вздор, если сравнивать их с рассудком. Хотя истинная любовь просто так не угасает, и в сердце Евгении все-таки она разгорается, встав против разума героя, и в итоге побеждает.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Разуму не постичь надобностей сердца». (Вавенарг)

«Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе». С этой яркой метафоры русского философа А.И. Герцена я бы хотела начать своё сочинение-рассуждение. Мне кажется, что сравнение человеческой страсти с вулканом очень точно. Оно показывает, не только то, как прекрасны чувства, что они завораживают умы, что нам, людям разумным, не познать, чего же на самом деле жаждет наше сердце, но и то, как опасно следовать им, что они, если их не упорядочить, в любой момент могут привести к катастрофе. Но иногда надо больше доверять душе, ее надобностям. Так могут ли поступки человека быть нравственными, если он будет руководствоваться только душевными порывами?

В поэме А.А. Блока «Двенадцать», безусловно, можно найти ответ на этот вопрос. Главный герой произведения Петруха помогает мне задуматься о том, какую роль играют чувства в жизни человека. История безответной, сильной любви очень показательна. Красногвардеец готов на многое, лишь бы возлюбленная была с ним. Он «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил», его очаровывали ее огневые очи, он знал даже о её родинке возле плеча. Перед нами герой, всеобъемлющее чувство которого не покидает его, и когда он узнает о любовниках Катьки: об офицере, который не ушел от ножа, о Ваньке, которого тоже в скором времени ждет расправа. Но Петруха, живущий желанием отомстить за измену, разум которого затмила любовь, совершает, возможно, самую главную ошибку в своей жизни - убивает девушку: «Загубил я бестолковый, загубил я сгоряча…». Показательно, что от смерти Катьки красногвардейцу не становится легче: «Ох ты горе горькое, скука скучная, смертная!», ведь теперь новый камень лежит на его душе, новая злоба овладевает им: «Ужь я ножичком полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воронышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку…». А.А. Блок показывает, что герои живут в непростое время, когда царствует «черная злоба», которой они не в состоянии противостоять. Читая историю Петрухи, я понимаю, что противоборство важнейших составляющих внутреннего мира ни к чему хорошему не приведет. Полностью поддаваясь своим эмоциям, идя у них на поводу, человек не сможет трезво мыслить, и его поступки трудно будет назвать нравственными.

А как же хорошо, когда разум и чувство находятся в гармонии. Уверенность в этом я черпаю из произведения Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Автор знакомит нас с одним из главных героев - сиделкой, которая приходит присматривать за больными детьми в онкологическое отделение больницы. Анализируя поступки старенькой бабушки Розы (так ее называет главный герой 10-летний Оскар), мы понимаем, что в них сочетаются продуманные действия и сильные эмоции. И жизненный опыт, и чувство сострадания героини к больному раком мальчику помогают ей принимать разумные, соответствующие нравственным нормам решения, которые не дадут ребенку пасть духом. Забавные небылицы, легенда о двенадцати волшебных днях, предложение обращаться к Богу с письмами - думаю, именно взаимодействие невыносимой боли, чувства неизбежности, скорби и трезвого осознания того, что должна что-то изменить, помогают Розовой Даме сделать невозможное: за оставшиеся ему 11 дней мальчик прожил полноценную жизнь, свои сто десять лет. Э.-Э. Шмитт показывает, что в те моменты, когда мы хотим изменить жизнь, «переписать» судьбу и наш разум и чувства перестают противоборствовать, - именно тогда человек способен на лучшие свои мысли, действия.

Неслучайно я начала своё сочинение-рассуждение с метафоры: наши чувства, страсть, действительно, впечатляющая, будоражащая умы человечества составляющая внутреннего мира. Зачастую порывы души и голос рассудка противоборствуют между собой. Но, согласитесь, полагаясь только на сердце, мы бы уже давно подорвались на этой «мине». И благо человек - существо разумное, он прибегает не только к своим эмоциям, но и к продуманным умозаключениям, а значит, благодаря гармонии важнейших направляющих духовного мира, способен принимать решения, соответствующие моральным нормам.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.