Сочинение на тему: Как мы ходили в театр. Сочинение на тему: "поход в театр"

– Могло бы быть лучше, чем есть, но ничего, и на том спасибо, – сказала мама о нашем будущем и добавила: – У нас есть два билета, мы с тобой пойдем в театр.

Мне уже исполнилось восемь лет, но в театре я еще никогда не была. Я ходила в школу, кроме литовского знала русский и польский и только один раз видела во сне мертвого дедушку. Не открывая глаз, он сказал мне какое-то очень важное слово, но я его забыла, как только проснулась.

После школы мы с мамой по снегу пошли к реке. Это было подготовкой к театру. Пока мы дошли до симпатичного деревянного домика на берегу, ноги у меня совсем промокли. Здесь была баня. Мама сказала, что когда-то давно здесь бывал русский царь Петр Великий. Теперь посреди комнаты стоял деревянный стол, на нем блюдо с колбасой и огурцами, сыр и бутылка «Жубрувки». Мама выпила две стопки водки, заела кусочком сыра и сказала:

Потом разделась и в чем мать родила прошла в баню. Я сидела возле окна и смотрела на замерзшую реку. «Жубрувку» я не пью, она воняет, а сыр был какой-то противный.

Вдруг я увидела, что из второй двери, ведущей из бани прямо к реке, повалил пар. Окутанные этим паром голые мужчины и женщины побежали к деревянной лесенке, ведущей в воду. Я с трудом узнала маму. Она безуспешно пыталась прикрыть свою наготу деревянной скамеечкой, которой потом разбила лед, и бухнулась в эту прорубь. Поднялось облачко пара. Довольно быстро после этого она вернулась в комнату с деревянным столом, где я ждала ее. Она была в халате, раскрасневшаяся, теперь, одетую, я узнала ее сразу. Подойдя к столу, она, не садясь, опрокинула еще две стопки водки. Потом мы собрались и пошли домой.

Дома было тепло, и мама заснула. Спала она долго. В конце концов пришла тетка и, так как было ясно, что от мамы сегодня толку не будет, одела меня и повела в театр. Я смотрела во все глаза. На всех своих трех языках.

Мы вошли в просторное помещение, где стояли скамейки, вроде как у меня в школе, только красивые. По центру был оставлен широкий проход. Я еле успевала вертеть головой по сторонам.

– Сегодня показывают спектакль о жизни в деревне, – сказала тетка, и мы уселись.

Тут поднялся занавес, и я увидела деревянный стол, на котором стояла миска с огурцами, сыр и колбаса, а посредине бутылка «Жубрувки». Правда, я не могла разобрать, как она пахла, потому что то, куда мы смотрели (тетка сказала, что это называется «сцена» и что смотреть надо именно туда), было покрыто чем-то вроде дощатого пола, его недавно вымыли, и поэтому пахло мокрыми еловыми досками. По сторонам зала были очень красивые колонны. Оглядевшись вокруг, я увидела балкон. Когда-то он был позолоченным. Но все вместе никак не соответствовало друг другу и выглядело как корова под седлом.

– Это что, церковь? – спросила я тетку тихо.

– Раньше была церковь, теперь театр.

Тут на сцену вышли крестьянки и крестьяне, наряженные, как на ярмарку; к ним в гости из города приехали гости, трое, все в черном. Одна женщина и один молодой человек. Третий гость был неопределенного возраста и пола.

Только они появились, как тетка прошептала:

– Сейчас что-то будет!

– Где? – спросила я, но тут со скамьи у нас за спиной кто-то протянул нам две свечи и коробок спичек.

– Как – где? – продолжила тетка, беря свечи. – Видишь, на наших скамейках сидят только женщины, а там, за проходом, справа, одни мужчины. Как в церкви. Женская и мужская половина.

– И что? – спросила я.

Я заметила только, что у некоторых женщин лица были старее их задниц, а у других, наоборот, задницы выглядели старее, чем лица. Но я ничего не сказала, чтобы не получить подзатыльник.

Тут вдруг на сцену вышла девушка, похоже, что она была главным действующим лицом. Ей было около двадцати лет, на ней были очень красивая узкая синяя юбка, белая блузка с открытым воротом, у нее были сильно загорелые, почти красные, руки и шея. К тому же щеки ее были здорово нарумянены, а на голове длиннющая желтая коса и кудряшки надо лбом. Она была похожа на мою куклу Клару. Всех, кто ходил по влажным доскам, она просто очаровала, особенно молодого человека в черном костюме, который приехал из города. Она что-то спросила у него, люди вокруг нас начали зажигать свечи. Сначала в женской половине, потом и в мужской. Мы с теткой тоже зажгли.

Вся церковь – или театр, не знаю, что это было, – от этого озарилась. Те, что были на досках, продолжали свою историю, мы молчали, и тут к ним на доски поднялся ксендз. Он был в черном, только вокруг шеи белел воротничок. Поднял руки, потом перекрестился, перекрестил нас, сидевших на скамейках, и начал проповедь: сказал, что те, кто приходит в церковь, как мы сейчас, получат в награду Царство Небесное…

Пока он проповедовал, актеры на сцене, рядом с ним, продолжали разыгрывать свою хорошо отрепетированную историю (так сказала тетка), притворяясь, что не замечают ксендза, так же, впрочем, как и он делал вид, что театра в церкви нет. В этот момент сидевшая рядом с нами женщина (тоже с зажженной свечой) обратилась к тетке:

– Вы слышите, кто-то свистит?

– Господи, и это в театре!

– В каком театре?! В церкви! Коммунисты превратили церковь в театр! – отрезала женщина. Потом добавила: – Это же ваша девочка свистит!

Тетка, убедившись, что посвистываю действительно я, достала конфету и сунула мне в рот. Хочешь не хочешь, пришлось перестать свистеть. Я сосала конфету и смотрела на сцену. Румяная молодка протянула молодому человеку из города бумажный цветок, ксендз продолжал проповедь, а остальные – деревенские и городские вместе – ели колбасу и пили водку…

Что было дальше, не знаю. Я заснула. Ни те, что в церкви, ни те, что на сцене, и думать не думали о том, что ребенку нужно поспать. Тетка потом рассказывала, что вынесла меня на руках. Она несла меня домой по снегу, а я спала с конфетой во рту. Это было чем-то вроде обещания лучшей жизни. Которое быстро таяло.


В пятницу у нас в классе был необычный день, потому что три последних урока отменили из-за намеченного похода в театр. За несколько дней до этого учительница предупредила нас, что спектакль, который мы увидим, называется «Пигмалион». Она рассказала нам древнегреческий миф о легендарном скульпторе, влюбившемся в созданную им статую Галатею. Сила любви Пигмалиона была так велика, что статуя ожила.

Драматический театр встретил нас приглушенным гулом собирающихся зрителей, ярким светом многоламповых люстр и ощущением праздника. С волнением ожидали мы начала действия. Спектакль оказался очень поучительным. В роли Пигмалиона перед нами предстал ученый-лингвист, который за месяц обещал превратить бедную девушку цветочницу в светскую даму. Его задумка удалась, однако, будучи грубым и самоуверенным, он не испытывал никакой привязанности к своему «творению», не ощущал ответственности за коренные изменения в жизни девушки. Спектакль показал, как важно быть серьезным и неравнодушным при совершении важных поступков, особенно если они касаются судеб других людей.

Нам всем очень понравился поход в театр. Мне бы хотелось чаще бывать здесь и видеть постановки всех жанров. Еще я удивлялся, неужели можно так замечательно играть-совсем как в жизни. Этот таинственный и завораживающий мир высокого искусства никого не сможет оставить равнодушным.

Сочинение Поход в театр

В нашей большой стране много театров и музеев. А Если вы хотите посетить театр, вам конечно же придется купить билет. Ну и вот вы купили билет. Вы проходите главный вход и идете к гардеробу. Вообще, по законам этики, в театр лучше ходить в классической одежде. Ну например мне в детстве родители говорили сменную обувь брать). Ну и потом вы идете к залу. Здесь ряды сидений. Вы можете видеть партер около сцены. По обе стороны партера находятся ложи.
Бельэтаж выше партера. Балконы выше бельэтажа. В зале прекрасная люстра.
Ну например я сам любитель театра. Я предпочитаю посещать драматический театр ну это кому как. Так как я люблю сидеть в партере, я стараюсь купить билет заранее. Обычно я просматриваю афишу перед тем, как идти в театры. Думаю что все так делают. Два месяца назад я видел «Три сестры» Чехова в Московском театре искусств. Постановка была великолепной и актерская игра была очень талантливо сыграно. В главной роли была Татьяна Доронина. Она мне нравится эта актриса она очень талантлива и очень красиво играет свою роль. Когда занавес поднялся мы увидели красивые декорации и зрители начали аплодировать. Это была буря аплодисментов. По дороге домой мы обсуждали постановку. Обычно я хожу в театр с друзьями или же с родственниками!




Неделю назад мама пришла с работы и сказала, что купила билеты в театр и на выходных мы идем туда всем семейством. Я очень обрадовалась, потому что мы давно никуда не ходили, а сидеть дома на выходных скучно. Мне хотелось, чтобы эти выходные наступили скорее и всю неделю я жила приятным ожиданием. Наконец учебная неделя закончилась и уже на следующий день мы должны были посетить театр.

Утром я проснулась раньше всех, погладила свое любимое платье и придумала прическу. Мама сказала, что в театр принято приходить нарядными и джинсы для этого не подойдут. Папа надел костюм, а мама красивое платье и уложила волосы немного по-другому, чем каждый день. Мы все были такие красивые, что мне не хотелось отходить от зеркала, так мне нравилось любоваться собой. Но папа сказал, что мы можем опоздать, и я пошла обуваться.

Снаружи театр показался мне большим и величественным, как старинный замок на картинках. Мы вошли внутрь, разделись в гардеробе, поправили прически и пошли по коридору в зал, где давали спектакль. Внутри театра тоже очень красиво и пока не погас свет, я с восхищением разглядывала все вокруг. От папы я узнала, что в зале есть партер (где сидели мы), лоджия и балконы, а установленные на сцене предметы называются декорации.

Вместе мы смотрели кукольный спектакль «Обыкновенный концерт», который поставил Сергей Образцов. В зале было много детей и их родителей, и все они смеялись и аплодировали куклам, которые мне показались очень забавными. Они так смешно копировали людей, что удержаться от смеха было невозможно. Время первого акта пролетело как-то незаметно, я ничуть не устала и даже немножко пожалела, что такой интересный спектакль прервался.

Папа предложил не просто сидеть в зале, дожидаясь следующей части, а сходить в театральный буфет. Там мы очень здорово провели время, попробовав вкусное мороженое, которое понравилось мне не меньше, чем сам спектакль. Потом мы прогулялись по холлу, вокруг все были такие нарядные, веселые и красивые, что казалось сегодня какой-то праздник. После звонка мы прошли на свои места, и мама объяснила, что проходить по ряду нужно обязательно лицом к уже сидящим на своих местах людям.

Вторая часть спектакля со смешными куклами для меня пролетела незаметно, я бы даже посмотрела еще. Но зрители стали аплодировать артистам в благодарность за выступление, а папа сказал, что нам пора потихоньку спускаться в гардероб. Было даже немножко жалко уходить из такого прекрасного места с веселыми людьми и вкусным мороженым. Но мама пообещала, что теперь мы будем чаще ходить по выходным на разные спектакли.

После семейного похода в театр я поняла, как это интересно и полезно. Ведь в этот день я многое узнала не только из представления, но и от родителей, например, о поведении в театре. Теперь я точно уверена, что каждый наш поход в театр принесет мне новые знания и хорошие впечатления.

Вчера мы ходили в театр на постановку Изобретательной влюбленной Лопе де Вега.

Комедия была представлена в старинном коррале.

*Корраль – это особый тип театрального представления, который возник в Испании в конце XVI (то есть это судя по всему явление эпохи Возрождения…). Он связан с публичным театром, с традициями народных зрелищ, с фарсом и балаганом (подозреваю, можно говорить о низовой культуре смеха и всем таком прочем, что и определяет содержание корралей %)). Но не только манерой “изображения” отличается корраль от привычных нам театральных представлений, но своей структурой. В нем всегда наличиствует кроме трех актов комедии еще и следующие композиционные части: музыкальное вступление, лоа(пролог, обращение к публике), интермедии (где и начиналось самое буффонадное веселье, что теперь весьма смущает нашего зрителя %)), далее непременно должена быть интермедия-танец и заключительная мохигана (которая погружает нас в состояние карнавального веселья).

Молодежкинцы пришли с цветами, долго ходили по залу, в поисках своего места, а так как зашли они в зал после второго звонка, то некоторые из-за такого положения дел стали нервничать и ворчать (признаюсь, “некоторые” – это я)). Кстати, забыла сказать, что отец Алексей с матушкой Еленой тоже пришли на спектакль))).

Прозвучал и третий звонок, спектакль начался с танца! нашу Татьяну мы узнали не сразу))) Танцевала она так хорошо, так изящно!

Весь спектакль мы любовались ею. Наша Татьяна играла Фенису, то есть саму изобретательную влюбленную. и в роли этой была очаровательна))) здесь все комментарии излишни)))

Но… есть одно “но”…

О нет, это “но” не касается неиссякаемого очарования и игры Тани. Это касается самого содержания корраля… С точки зрения нравственности оно не безупречно… Поэтому многим ребятам не понравилось то, что они увидели…

Скажу сразу, я, как студент филфака, несколько по-другому оценивала произведение… то есть так, как заповедывал нам это делать Пушкин: судить произведение по его собственным законам. По сему говоря о своем мнении, утверждаю, вчерешний вечер я провела прекрасно!)))

Однако ситуация, которая создалась вчера сложна и не однозначна. А именно, с одной стороны, ребята, которые отнеслись негативно правы, здесь их нравственная оценка совершенно здоровая и правильная. Ведь православному, русскому вообще человеку, такое явление в искусстве совершенно чуждо.

Мы встретели сегодня в храме Ирину Ивановну и поделились своими впечатлениями. И Ирина Ивановна сказала, что это черезвычайно сложный вопрос, это проблема восприятия западной культуры, проблема ответственности автора за свое слово.

Ребята не восприняли этот корраль, так как он чужд русской духовности, русской красоте: красивым может быть только то, что доброе, у нас этическое и эстетическое как бы слиты.

Русские художники всегда трагичны в своем мировосприятии, они всегда в поиске источника этой трагедии… где же, где же причина этого раскола, этой неладности, нескладности, несогласия мира и человека – вот терзания русского человека, у нас не могло появиться Декамерона, к примеру, у нас не мыслим автор вроде Рабле и т. д.

А источник этого разлада скрыт в эпохе Возрождения. Ведь надо признать, эта эпоха сильно развратила культуру. В XIX в. это еще столь четко не могло быть видно человеку, сейчас это как никогда ясно.

Да, возможно православному человеку ни к чему ходить на подобные постановки, но это вопрос, как мне кажется, индивидуального выбора. Ведь с одной стороны, не все было так безобидно для глаза с точки нравственности, с другой стороны, это история искусства, часть человеческого опыта отношения к пороку, порок должен быть укрупнен и осмеян… как-то так…

Все, что я написала выше, это просто мысли, рассуждения, мнения, потому что должна побеждать всегда любовь. Мы пришли вчера поддержать Татьяну в новой роли, восхищались весь спектакль и позже в вестибюле делились впечатлениями. И мы все очень благодарны нашей Танюше за то, что она нас пригласила, дала возможность нам провести так замечательно вечер, наши сердца и порадовались и встревожились. И то и другое обратило наши мысли к Вечному.

Спаси, Господи, Татьяну!)

Спаси, Господи, дорогого читателя, что оставит свой ценный комментарий, чем поможет нам разобраться в создавшейся ситуации лучше! %)))

Олеся Яковлева