Сочинение на тему: “В мире, расколотом надвое. (По роману “Тихий дон”)”

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Слово преподавателя

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А. Шолохова»

Урок 4. «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ преподавателя.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

II. Анализ эпизодов книги второй

Находим и анализируем эпизоды:

Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12)

    Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов? (Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон.)

    Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

    Чем мотивированно поведение этих героев?

    Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров? (Автор наделяет их портретами; «поручик с красивейшими женскими глазами», «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер». Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные «враги» - перед нами люди.)

    Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова? (Описание казнимых офицеров делает поступок Григория психологически оправданным: он вступается не за врага, а за человека.)

    Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод? («...заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь спросил: - А ты думал - как?» В этой фразе Минаева - попытка оправдать насилие и жестокость высшими интересами, интересами революции, победившего класса - попытка утверждения так называемого революционного гуманизма».)

    Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», - думает Григорий о происходящем. (Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» - книга вторая, ч. 5, гл. 30).

    Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова? (Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чем свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтелкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»)

    Почему он уходит с площади? (Григорий уходит, не дождавшись казни, т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана.)

    В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

    В чем смысл такого «зеркального отражения»? (Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде - обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория.)

Переходим к анализу последнего эпизода второй книги.

    В чем символический смысл этого эпизода? (В этом эпизоде (старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь) сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное - и трагические реалии, ставшие «в годину смуты и разврата» привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)

    Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом? (Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа «Отцы и дети»: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы» они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…»)

III. Заключительное слово преподавателя

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова - главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки - дьявольское все-таки не побеждает божеское.

    Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа? (Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков - ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

IV. Домашнее задание

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

II. Проверка домашнего задания

Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?

Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами II части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года...». Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застает казаков за привычной работой - косили жито. И на сходе у людей одна тревога - мобилизация, одна мысль - «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя... говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

Первые смерти - нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):

«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). Это был «взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч. 3, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. Кстати, в этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой «говорит о черте между двумя неприятельскими войсками - черте неизвестности, как бы отделяющих живых от мертвых».

Как ведет себя в полку Листницкий?

(Листницкий пишет отцу: «Хочется живого дела и... если хотите - подвига... Еду на фронт» (ч. 3, гл. 14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч. 3, гл. 15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.)

Охарактеризуйте образ Чубатого.

(Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый («Убивай, руби, не думай!» - ч. 3, гл. 12). Вспомним подобных ему Бек-Агамалова и капитана Осадчего из «Поединка» Куприна. Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него волчиное сердце».)

Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с немцами?

(Григорий спасает человеческую жизнь. (См. ч. 3, гл. 20).)

С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое - что война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности бесчеловечности войны. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым - четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил» (ч. 4, гл. 4).)

Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?

(Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию - вот сущность характера шолоховского героя.

Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы положенные на алтарь чьего- то честолюбия) - вот о чем задумывается герой.)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра - казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку...»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»)

Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

Как отражается война на жизни мирных жителей?

(«Чудовищная нелепица войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» - «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.)

II I . Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра - солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Домашнее задание (по книге второй)

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

2. Новая власть и отношение к ней казаков.

3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для учителя 1

Первая мировая война. В ее изображении проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между двумя войнами. Не успели подернуться пеплом костры Первой - империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 14-го - милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» - бомбы и снаряды... Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и - с другой целью - для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки - фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германии.

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции - по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира - русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина - выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент - честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане - сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Шолоховская правда о войне - вот она. Русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы».

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства - это остается в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

Бездарность и безответственность командования... Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело...

Разваливался тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станицы, хутора обезлюдели, будто на покое на страду вышла вся Донщина».

Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:

Многих недосчитывались казаков, - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом.

Разоблачая жадных до власти карьеристов и авантюристов, привыкших распоряжаться чужими судьбами, всех, кто гонит свой народ на другие народы, прямо на минные поля и под пулеметный веер пуль, решительно протестуя против любого посягательства на право человека жить на земле, Шолохов противопоставил ужасам войны красоту человеческих чувств, счастье земного бытия. Страницы, посвященные дружбе, доверию, родственным чувствам, любви - всему истинно высокому, укрепляют веру в победу доброго начала.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

По Шолохову реальна только та программа, которая не расходится с интересами большинства народа. Обстановка сложилась так:

Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами...

Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требование выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития - а их очень много - даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.

Но мировая война для России - первый круг ада. Она пережила еще более неестественное - междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. «Тихий Дон» - повествование о той трагедии. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей, вольное поведение жалмерок. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи.

Урок 21(82). «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приемы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ учителя.

Ход урока

I . Слово учителя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Эпиграф: “В гражданской войне всякая победа есть поражение” (Лукиан)

Роман-эпопея “Тихий дон” был написан одним из величайших писателей ХХ столетия – Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны.

В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое резкой сменой

власти – большевики свергли царя Николая II. Сложившийся веками строй был разрушен до основания и народ не знал, как себя вести. Шолохов описывает метания народа на примере героя Григория Мелехова, который не может решить, какого цвета его идеология – красная или белая. Он “мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить”. Все окружающие беспрестанно предлагают Мелехову выбрать от или иной путь, что еще раз доказывает раскол и сумятицу, происходящие в обществе. В тоге, он приходит к выводу: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.

В романе есть два показательных

эпизода: глава 12, в которой описана казнь чернецовцев, и глава 31 повествующая о расправе над подтелковцами. Если сравнить образы белых офицеров и большевиков перед казнью, то они одинаковы. И белые и красные перед смертью обвиняют окружающих в глупости и недальновидности; и белые и красные уверены в своей правоте и не страшатся смерти. Показательно то, что и чернецовцы и подтелковцы – это донские казаки! Это люди, которые жили в соседних домах и ели один и тот же хлеб. Подтелков без доли сомнения отдает приказ убить 40 плененных белых офицеров, Чернецова отказываются поддержать союзники, оставляя на расправу красным, Дмитрий Коршунов расправляется с собственными односельчанами в надежде заработать звание офицера. Писатель-гуманист Шолохов показывает, что гражданская война – это братоубийственная война, по сути своей бессмысленная, ведь обе стороны сражаются за лучшее будущее для родины, а в народе всегда найдутся “двойные агенты”, ратующие только за собственное благополучие. В итоге звучит вообще абсурдное мнение одного из казаков: “Давайте биться и с красными и с кадетами! Всех сменим!”.

Символизм романа не только в противопоставлении красные-белые, но и в противопоставлении война-природа. Ужасы войны пересекаются с описаниями величия и спокойствия природы: орел, парящий над степью, березы с бурыми почками, и река Дон, разделяющая враждующие стороны. Писатель подчеркивает, что кто бы в результате не пришел к власти, природа останется неизменной, времена года продолжат сменять друг друга. Есть вещи гораздо более важные, чем борьба за власть. Есть любовь, есть честь, есть отвага. И проявлять их нужно каждый день, заботясь о своей семье и делая мирные дела для благополучия Родины.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой....
  2. В знаменитом романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами,...
  3. Роман “Тихий Дон” является не только центральным про­изведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых “громких”, узловых романов XX века. В центре романа -...
  4. Как в “Тихом Доне”, так и в “Поднятой целине” много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея “собственной” сюжетной линии....
  5. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  6. В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М. А. Шолохов показывает, что...
  7. Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная...

УРОК ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»

«В мире, расколотом надвое»

(Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)

Цель урока: создание условий для формирования ценностно-ориентированной компетенции обучающихся на примере творчества М.А.Шолохова.

Задачи:

Предметная : понимание трагедии Гражданской войны, войны братоубийственной, противоречащей нормам нравственности в результате изучения и систематизации информации.

Личностная : воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Метапредметная : развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.

Используемые технологии: развитие творческого и критического мышления в соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

1.Слово учителя

Здравствуйте, в декабре вы будете писать пробное сочинение, какие направления вы выберете? А кто из вас выбрал бы сочинение на тему войны? Какие аргументы вы использовали бы?

Посмотрите на экран (ролик «Русские рубят русских»)

Что же за война такая, где «Русские рубят русских»?

(Ответы учащихся)

Михаил Шолохов был одним из первых, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Он рассказал о многих человеческих судьбах и драматических событиях народной жизни. Как ковыль на ветру метались люди в поисках правды.

Вся сложность в том, что у каждого своя правда и в поисках ее люди часто «упирались в стену» и, к сожалению, оказывались врагами. «На бранном поле друзей не угадывают», - говорил Григорий Мелехов, герой романа «Тихий Дон». Он живет стремлением найти свое место в жизни, найти того, кому стоит служить (красным или белым?)

Ребята, кто такие красные? Кто такие белые? За что воевали эти люди?

(Красные, большевики, поддерживали Советскую власть, а белые (меньшевики) –выступали против Советской власти)

В романе «Тихий Дон» глазами главного героя мы наблюдаем две страшные сцены: расправа над чернецовцами и казнь подтелковцев.

2. Работа по группам.

Давайте обратимся непосредственно к тексту романа. (На столах у учащихся раздаточный материал - отрывки из романа).

Предлагаю вам прочитать и проанализировать два отрывка из этого романа: 12 главы, где описана расправа с черницовцами, белыми, и 31 главы, где описана казнь подтелковцев, красноармейцев. Ваша задача - прочитать, проанализировать отрывки, выбрать из текста и внести в таблицу следующее:

Подтелковцы (красные)

сопоставление

Черницовцы (белые)

Портретные: художественные детали, описание

2. Отношение друг к другу участников этих событий

И та и другая группа выполняют это задание. Ребята, у вас есть 4 минуты.

(Учитель приглашает ученика, который заполняет таблицу, она дублируется на экране)

Посмотрите на ваши портретные описания. Какие детали описывает Шолохов? («поручик с красивыми женскими глазами, «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер»). Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие «враги», перед нами люди.

Посмотрите на ваши выводы в табличной строке «Отношения друг к другу». Есть что-то общее у этих героев, объединяющее их?

(Да, прежде всего, это ненависть и злоба, ведь любая война – это горе и страдание, на казнь подтелковцев люди шли как на праздник, но убийство человека, даже врага, противоречит человеческой природе, и изначальная ненависть, триумф над врагом меняется на страх, ощущение чужой боли, сострадание).

За что воюют эти люди? (Все они выступают за будущее своей страны, за то, какой они ее представляют).

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в Гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека». На одной судьбе Григория Мелехова показан весь «излом» общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Вот ломка этого кормильца и есть Гражданская война.

Так кто же здесь победитель? (Русские режут русских)

(Нет ни победителей, ни проигравших, Гражданская война - война между гражданами одного государства, между членами одной семьи, между братом и братом, между отцом и сыном).

В последнем эпизоде 5 части романа Шолохов пишет:

Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.

И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.

Найдите в тексте образный ряд (часовня….)

Что символизируют эти строки? (Часовня-память, самка стрепета-жизнь и любовь.)

Ребята, в этом эпизоде Шолохов противопоставляет гармонию вечного бескрайнего мира со страшными братоубийственными сценами.

Для чего он показывает этот контраст?

Как вы считаете, что хотел сказать им Шолохов?

Ребята, мы рассмотрели «зеркальные эпизоды». Одинаковые события, одинаковые люди, одинаковые чувства они испытывают перед смертью, каждые считают себя правыми, а ведь не правы ни одни, ни другие. А для Шолохова, писателя- гуманиста, все равно, кто погибает, белый или красный, для него в этой страшной войне погибают люди. Внимание на экран

(Видео с песней Розенбаума)

3. Рефлексия

Ребята. Что расколола Гражданская война? «Через что прошла трещина»?

(ответы)

Самое главное, чтобы сохранилась память об этих событиях. Ребята, вы через несколько месяцев выходите в самостоятельную жизнь, знайте, что Гражданская война самая беспощадная и бессмысленная. Она раскалывает надвое самое дорогое - дом, семью, стол с хлебом.

детская стоматология