Социальные танцы – красивая разрядка.

Социальные танцы - многие слышали это понятие, а кто-то и очень тесно знаком с ним. Так называют определенную совокупность стилей танца, которые (в отличие от бальных) подразумевают большую долю импровизации, а занимаются ими в основном для развлечения, нежели для участия в соревнованиях. В социальные танцы идут ради живого общения, обмена эмоциями, яркого самовыражения.

Танцы для общества - танцы для всех

Разумеется, социальные танцы, как и любые другие, требуют определенных умений и навыков: даже чистая импровизация не означает полного хаоса. Однако здесь вы не увидите предельно строгих и сложных схем, которые должны быть заучены и исполнены с филигранной точностью. Главный принцип тут - ведение. Большинство социальных танцев парные, и партнер должен, прежде всего, уметь грамотно «вести» партнершу. А та, в свою очередь, – откликаться на его движения и помогать в танце.

К социальным танцам относятся такие, как аргентинское танго, сальса, бачата, линди-хоп, хастл, бальбоа, буги-вуги, кизомба, зук, меренге и многие другие.

Еще одно фундаментальное отличие социальных танцев заключается в том, что совершенствовать свое умение в этой области можно отнюдь не только на занятиях в зале или на сцене во время конкурсов и соревнований. Социальные - значит доступные всем. Танцевать их можно на любой вечеринке практически по всему миру, а также в тематических клубах, на фестивалях и опен-эйрах. Эти танцы существуют за счет стремления людей общаться, получать от этого удовольствия и заряжать друг друга энергией искренней радости. Кстати, это еще и красиво - костюмы и туфли для некоторых видов социальных танцев по нарядности порой не уступают концертным бальным нарядам. Но танцевать можно и в повседневной одежде!


Популярность в России

В нашей стране увлечение социальными танцами все шире распространяется с каждым годом. И это неспроста: существует мнение, что такая тенденция связана с ростом уровня жизни. Благосостояние населения повышается, а значит появляется потребность в развлечениях, творчестве, самовыражении и, в конце концов, просто в культурном отдыхе. Танцы подходят для удовлетворения этих человеческих нужд как нельзя лучше. И чем больше в них свободы - тем больше людей потянутся на танцпол.


В России есть и своя особенность развития этих направлений: танцами у нас больше занимаются представительницы прекрасного пола и, как многие знают, партнеров часто не хватает. А в европейских странах ситуация, как ни странно, противоположная. Но тут проявляется еще один плюс социальных танцев: вам не нужен постоянный партнер! Танцевать можно, так сказать, с первым встречным: главное, уметь при этом всякий раз подстраиваться под стиль, темп и характер движения другого человека. Партнеров можно менять и танцевать по очереди, а это решает проблему нехватки танцующих мужчин по меньшей мере в стенах клубов и на вечеринках.

Роль социальных танцев в обществе

Как заявляют основатели и участники ряда проектов, посвященных социальных танцам, их цели не ограничиваются обучением и организацией конкурсов. Подобные танцы помогают решить такие общечеловеческие проблемы, как одиночество и трудности социальной адаптации. Также такое увлечение позволяет популяризовать активный образ жизни и толерантность в обществе: ведь именно в непринужденном танце партнеры могут почувствовать поддержку и опору друг друга в полной мере. А чтобы в таком приятном деле не испытывать ни малейшего дискомфорта, стоит уделить особое внимание правильному подбору .

Социальный танец практически никогда не планируется полностью заранее. Нередко простота хореографии компенсируется живостью, эмоциональной яркостью исполнения. В приоритете здесь - контакт партнеров (если танец парный), выражение внутреннего состояния и чувство музыки.

Хотя многие из социальных танцев произошли из типично народных, они несут дух современности, сохраняя при этом долю аутентичности.

В наше время сальса, бачата или линди-хор - это не просто танцы, это общество людей, объединенных общими интересами, общим настроением и атмосферой, общими стремлениями в жизни. И если вы до сих пор не занимаетесь социальными танцами, подумайте: может, стоит начать прямо сейчас?

Представьте ситуацию - вы переезжаете в другой город, где у вас нет ни одного знакомого. С кем общаться? Где искать друзей? Ответ прост - в школе социальных танцев!

И даже если вы не собираетесь никуда переезжать, социальные танцы могут разнообразить ваш досуг и и добавить в жизнь "изюминку", которой вам, возможно, не хватало.

А теперь давайте разберемся, а что же это за зверь такой? Почему эти танцы называют социальными?

Любой социальный парный танец - это танец-общение. Он построен на контакте, взаимодействии между партнерами, ведении.

Лидером здесь выступает партнёр - он как бы приглашает партнёршу сделать какое-то движение, а она ему отвечает. И так весь танец. Получается своеобразный диалог между двумя людьми. Таким образом, для кавалера главное - уметь донести до дамы то, что он хочет сделать, для леди - понять и вовремя отреагировать. Каждая роль по-своему сложна, а в результате получается импровизация - всякий раз прямо на глазах рождается неповторимый танец. Поэтому чтобы танцевать социальные танцы, не нужен постоянный партнёр. Импровизация не предполагает заучивания движений, здесь все основано на взаимопонимании партнёров.

Каждый может найти себе танец по душе.

Вы жизнерадостный человек, обожает лето и латиноамериканские ритмы? Тогда вам подойдёт зажигательная сальса . Сам перевод слова salsa (с исп. "соус") как нельзя лучше характеризует этот танец. Как ни странно, он также подойдёт застенчивым особам и тем, кто не готов к тесным объятиями с незнакомыми людьми - физический контакт в сальсе практически всегда ограничивается либо руками, либо касанием талии или плеча.

Романтичным особам, а также людям, предпочитающим размеренность и неспешность, наверняка придётся по душе бачата . Танцуя бачату, можно вдоволь пообщаться с партнёром и насладиться сладкоголосым пением испаноговорящих исполнителей. Бачату нужно обязательно выбирать тем, кто жаждет влюбиться. Ничто на свете не располагает к романтическим отношениям лучше, чем бачата, ведь ее танцуют друг напротив друга, мечтательно глядя в глаза и держась за руки. Не хотите влюбляться? Флиртуйте! Бачата просто создана для этого.

Вы - активны, напористы и харизматичны? Любите быть в центре внимания восхищенной толпы? Считаете, что танцы - это не только развлечение, но еще и спорт? Тогда вам стоит обратить внимание на хастл (помните знаменитый фильм "Грязные танцы" с Патриком Суэйзи?). Хастл пришёл к нам из Северной Америки в конце прошлого века и завоевал невероятную популярность. Его танцуют под любую музыку, но лучше всего подходят современные популярные мелодии с чётким битом на каждый счёт. Это динамичный танец с довольно строгой линейной структурой. Танцуя хастл, вы почувствуете мощнейший выброс адреналина, что несомненно положительно скажется как на настроении, так и на фигуре. А для людей, которые не прочь показать свои успехи на публике, есть хорошая новость - по хастлу проводятся соревнования и присуждаются классы, как в бальных танцах.

Любите расслабленную, непринужденную атмосферу? Попробуйте WCS ! Американский танец West Coast Swing (с англ. "свинг Западного побережья") танцуется под приятную музыку - "кантри", что навевает мысли о Техасе и ковбоях, фанк и др. Вообще-то, в музыкальном плане WCS близок хастлу - и там, и там танцуют под музыку с тактовым размером 4/4 - но в отличие от хастла WCS более плавный, в нём совершенно отсутствуют резкие остановки.

Хотите, чтобы ваш танец напоминал полёт? Попробуйте бразильский зук ! Это сравнительно новое направление уже стали называть танцем ХХI века. Бразильский зук - это плавные волнообразные движения и красивые вращения, не только корпусом, но и... головой! Вращения головой выполняет партнерша, и это особенно эффектно смотрится, если она является обладательницей длинных волос. Выбирая бразильский зук, нужно помнить, что это достаточно близкий танец, в котором вам придется полностью доверяться партнёру.

Если вас не пугает близость, вам также подойдёт чувственная кизомба . Она напоминает танго - вы танцуете, тесно прижавшись друг другу. Кизомба родилась в Африке и уже стала невероятно популярной во всем мире. Этот танец абсолютно не рассчитан на зрителя, кизомба создана только для двоих. Танцуя, вы закрываете глаза и прислушиваетесь к собственным ощущениям.

Итак, вы нашли танец по душе. А вот теперь возникает закономерный вопрос. Где, кроме занятий, можно танцевать социальные танцы?

Школы Мир танцев регулярно организуют особые вечеринки. Там можно встретиться с такими же, как и вы, сальсеро или кизомберами, и потанцевать под "свою" музыку - под мелодии выбранного вами направления.

К тому же, социальные танцы - замечательное хобби для тех, кто любит путешествовать. Школы танцев по всей России и заграницей организуют танцевальные мастер-классы и конгрессы, где можно поучиться у известных преподавателей, встретиться с единомышленниками из других городов и танцевать-танцевать-танцевать до упаду!

Какое бы направление вы не предпочли, танцы откроют для вас яркий мир позитивных эмоций и новых знакомств, и в этот мир вам захочется возвращаться снова и снова.

Социальными сейчас называются парные танцы, в которых главное – общение между партнерами. Такой танец не для зрителей, он для себя, рождающийся спонтанно и иногда даже неожиданно, как способ отдохнуть и позволяющий выразить себя под любую музыку с любым понравившимся партнером в любой точке мира. Они доступны каждому.

Что такое социальные танцы и «с чем их едят»

В Социальном танце нет строгой, раз и навсегда заученной последовательности движений. От танцоров ожидается и всячески приветствуется импровизация. Ведь танец – это выражение чувств и вам незачем загонять их в какую-то определённую схему. Кроме полета души и импровизации важен основной шаг, который для каждого танца свой и должен быть известен танцующим, движения достаточно легко разучить всем желающим.

Социальные танцы, как правило, достаточно легко начать танцевать – надо всего лишь выучить основной шаг и базовые движения, хотя при желании можно продолжать совершенствоваться всю жизнь: они никогда не надоедают, потому что никогда не повторяются. Даже один и тот же набор движений, но исполненный с другим партнером и под другую музыку – породит новый танец, не похожий на все остальные.

Поскольку чёткой схемы нет, а танцуют двое, на первый план выходит такая важная вещь, как ведение. Партнёр, который продумывает танец, отвечает за себя и за свою партнёршу, за красоту её движений – он ведёт её. Естественно, этому надо научиться – необходимо уметь показать партнёрше, чего ты от неё ждёшь. У партнёрш, казалось бы, задача гораздо проще – слушать партнёра, но и это порой нелегко – привыкнуть делать не только то, что хочешь, а следовать чужим желаниям. Как правило, для того чтобы ходить на тренировки, свой партнёр или партнёрша не нужны, поскольку во время занятий пары всё время меняются – вам необходимо научиться танцевать с любым партнёром.

Каждый может найти себе танец по душе

К настоящему времени в социальных танцах образовалось достаточно много направлений. Все они похожи друг на друга, но в то же время, помимо стиля, отличаются динамикой, сложностью и близостью партнеров во время танца. Это позволяет найти каждому тот самый стиль, который позволит расслабиться, веселиться и получать удовольствие.

Сальса

Если вы жизнерадостный человек, обожает лето и латиноамериканские ритмы? Тогда вам подойдёт зажигательная сальса. Как ни странно, он также подойдёт застенчивым особам и тем, кто не готов к тесным объятиями с незнакомыми людьми - физический контакт в сальсе практически всегда ограничивается либо руками, либо касанием талии или плеча.

Бачата

Романтичным особам, а также людям, предпочитающим размеренность и неспешность, наверняка придётся по душе бачата. Танцуя бачату, можно вдоволь пообщаться с партнёром и насладиться сладкоголосым пением испаноговорящих исполнителей. Бачату нужно обязательно выбирать тем, кто жаждет влюбиться. Ничто на свете не располагает к романтическим отношениям лучше, чем бачата, ведь ее танцуют друг напротив друга, мечтательно глядя в глаза и держась за руки. Не хотите влюбляться? Флиртуйте! Бачата просто создана для этого.

Хастл

Вы - активны, напористы и харизматичны? Любите быть в центре внимания восхищенной толпы? Считаете, что танцы - это не только развлечение, но еще и спорт? Тогда вам стоит обратить внимание на хастл (помните знаменитый фильм «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи?). Его танцуют под любую музыку, но лучше всего подходят современные популярные мелодии с чётким битом на каждый счёт. Это динамичный танец с довольно строгой линейной структурой. Танцуя хастл, вы почувствуете мощнейший выброс адреналина, что несомненно положительно скажется как на настроении, так и на фигуре.

Бразильский зук

Хотите, чтобы ваш танец напоминал полёт? Попробуйте бразильский зук! Бразильский зук - это плавные волнообразные движения и красивые вращения, не только корпусом, но и… головой! Вращения головой выполняет партнерша, и это особенно эффектно смотрится, если она является обладательницей длинных волос. Выбирая бразильский зук, нужно помнить, что это достаточно близкий танец, в котором вам придется полностью доверяться партнёру.

Кизомба

Если вас не пугает близость, вам также подойдет чувственная кизомба. Она напоминает танго - вы танцуете, обнявшись друг с другом. Именно объятия — это основное здесь. Этот танец абсолютно не рассчитан на зрителя, кизомба создана только для двоих. Танцуя, вы закрываете глаза и прислушиваетесь к собственным ощущениям.

Аргентинское танго

Аргентинское танго любимо танцорами и зрителями за его красоту, страсть, драму и волнения. Социальное аргентинское танго основано на импровизации движений и уважении вашего партнера и других танцоров на танцевальном поле.

Любой из вышеперечисленных танцев – это не просто танец, это энергетический поток, попадая в который человек отдыхает от жизненных проблем …

Практика в Калининграде

Все эти танцы — для всех, и вы сможете их практиковать в любой точке мира. В нашем городе регулярно устраиваются особенные танцевальные дискотеки, где можно научиться чему-нибудь новому, найти подходящего партнёра для тренировок или, просто, новых хороших людей, поучаствовать в конкурсах, которые проводятся регулярно и получить заряд положительных эмоций. На латино–вечеринку приходят в клуб, приглашают совершенно незнакомого человека танцевать и… происходит волшебство — оказывается пара из незнакомых людей может танцевать слаженно, гармонично, подчиняясь лишь музыке и причудам фантазии ведущего!

К тому же, социальные танцы — замечательное хобби для тех, кто любит путешествовать. Школы танцев по всей России и заграницей организуют танцевальные мастер-классы и конгрессы, где можно поучиться у известных преподавателей, встретиться с единомышленниками из других городов и танцевать-танцевать-танцевать до упаду!

Современные социальные танцы - это не просто красивое действо, а ещё и хобби, полезная физическая нагрузка и отличный способ познакомиться.

Учитесь танцевать, творите свой танец, познавайте и общайтесь друг с другом. Море положительных эмоций и заряд бодрости вам обеспечен!

В Калининграде самыми популярными направлениями в социальных танцах являются Сальса и Бачата. Их преподают в большинстве студий и в основном танцуют на вечеринках. Соответственно можно без проблем выбрать удобную для себя школу по цене и месторасположению, а затем пойти в кафе на вечеринку и с легкостью найти себе партнеров для танцев. Кизомбу у нас также охотно танцуют, и многие из тех, кто научился азам Сальсы и Бачаты, берут Кизомбу себе в арсенал. Предложений научить и школ у нас хватает, выбор за вами. Весьма интересный и отдельностоящий от всех — это бразильский Зук. Его преподают только в одной школе, куда ходит заниматься много желающих. На вечеринках зукеры выглядят ярко и головокружительно. Остальные направления устраивают практики в своих студиях, наслаждаются танцами вечерами и даже при свечах.

Так же почти все танцевальные школы предлагают бесплатные пробные занятия, поэтому помимо просмотра роликов, вы сможете сходить и попробовать каждый стиль, а потом выбрать тот, который подойдет именно вам.

Corbis/Fotosa.ru

Считается, что социальные латиноамериканские танцы окончательно сформировались к концу XIX века. Ритмы африканских барабанов слились со звучанием испанской гитары, породив ча-ча-ча, сальсу, бачату, меренге и прочее. Первыми иностранцами, испытавшими на себе очарование новых стилей, были американские солдаты, высадившиеся на Кубе в 1898 году во время Войны за независимость. А во времена сухого закона (1919-1933), когда спиртное было под запретом в Штатах, американцы и вовсе стали частыми гостями на острове. Так латиноамериканские танцы из чисто кубинской забавы превратились в международное культурное явление, которое ассоциируется с выпивкой и страстями. Кстати, именно поэтому они запрещены в мусульманских странах.

«Латиноамериканские танцы делятся на два лагеря: бальные и социальные, — объясняет преподаватель школы 5 Life Анастасия Сазонова. — Бальные — это спорт, социальные — полная свобода». По словам Насти, социальная латина хороша в первую очередь тем, что танцевать ее может любой человек, не имеющий даже минимальной физической подготовки. «Эти стили построены на чистой импровизации, — объясняет она. — А это значит, что двое незнакомых людей могут слиться в танце, не особо заботясь, кто из них танцует лучше». Сама Настя Сазонова давно уже не использует танец как способ завязать новые знакомства: со своим партнером Александром Щербаковым она дружит уже много лет. При этом у нее за плечами школа классической хореографии, а Саша самоучка. Новых движений они не выдумывают, а танцуют, как умеют, сон, сальсу, меренге, бачату и ча-ча-ча.

Сон — это своеобразная импровизация африканской румбы. По этой причине вплоть до 1910-х годов белое население Кубы брезговало его исполнять. Со временем главное достоинство танца — достаточно медленный темп и незамысловатый ритмический рисунок — оценили широкие массы. Теперь это один из самых популярных танцев из семьи социальной латины.

САЛЬСА

В переводе с испанского salsa значит «соус». В сущности, сальса и есть этакий микс из разных музыкальных и танцевальных жанров стран Центральной и Латинской Америки. Колыбелью «соуса», однако, является Нью-Йорк, где в 1960-1970-х годах кубинские иммигранты взяли за основу танец сон и смешали его с джазом. Авторство названия приписывают королю мамбо, знаменитому американскому перкуссионисту и вибрафонисту Тито Пуэнте.

Исполняя сальсу, надо помнить, что верхняя часть туловища всегда неподвижна, работают только ноги. Но самое главное — танцевать нужно с чувством. По правде говоря, оставаться равнодушным тут невозможно: партнеры буквально прижаты друг к другу, и танец автоматически становится частью пусть и мимолетных (композиция длится около трех минут), но страстных отношений.

ЧА-ЧА-ЧА

Происхождение этого танца до сих пор вызывает вопросы. По одной версии, он в родственных отношениях с древним танцем гуарача, распространенным у народов Карибского бассейна, по другой — является плодом экспериментов кубинского композитора Энрике Хоррина, жившего в середине прошлого века. По третьей версии, англичанин Пьер Лавелль в 1950-х создал этот танец случайно: он подсмотрел на Кубе, как танцуют румбу, и стал преподавать ее в Англии. Однако, не разобравшись толком в технике румбы, он учил англичан не ей, а совершенно новому танцу.

Ча-ча-ча — очень энергичный танец. Колени нужно выпрямлять при каждом шаге, сопровождая его высокоамплитудными движениями бедер. Если практиковать ча-ча-ча хотя бы раз в неделю, через месяц будет заметен результат: ноги станут более стройными, а исчезнут. В программе бальных танцев тоже есть свое ча-ча-ча, но от социального варианта оно отличается более спортивной техникой.

БАЧАТА

Слово bachata в переводе с испанского языка означает «шумное веселье». Так в 1930-е годы называли все без разбору праздники в бедняцких кварталах Доминиканской Республики. Позднее бачатой стали называть парный танец, основанный на испанском болеро и кубинском соне и исполняющийся под грустные песни о неразделенной любви.

Танцевать бачату значительно проще, чем, скажем, сальсу или ча-ча-ча: нужно просто ритмично вышагивать влево-вправо и вперед-назад. Тесный контакт с партнером — основная цель танца. Бачату исполняют практически обнявшись, не размыкая рук.

МЕРЕНГЕ

Латиноамериканский танец с негритянскими корнями долгое время считался дурным тоном в аристократических кругах Кубы. В XIX веке его даже пытались запретить. Расцвету меренге во многом способствовал диктатор Доминиканской Республики Рафаэль Трухильо, пришедший к власти в 1930 году. За бесчисленные сексуальные связи в народе его прозвали El Chivo, то есть «козел». Трухильо очень нравился меренге, во время исполнения которого никто и ничто не мешало хватать партнершу за разные части тела.

Существует поговорка: «Умеешь ходить? Значит, можешь танцевать меренгу». Как и в случае с, в ее основе одно движение — перенос веса тела с ноги на ногу. Исполнение танца не требует большого пространства — хватит пятачка в один квадратный метр.

А что это такое?

Социальные танцы – это что-то про собес и пенсионеров?

Нет, конечно.

Сейчас «социальными» принято называть большую группу разных по происхождению танцев, которые танцуют для общения, отдыха и поддержания социальных связей.

Особенностью парных социальных танцев является то, что они могут быть исполнены непрофессиональными танцорами с любым партнёром. Особое значение при этом приобретает проблема импровизации и ведения-следования.

Термин «социальный танец» (social dance, в русском варианте – «соушл», иногда «сошиал») используется в работах англоязычных исследователей, начиная с 60-х годов XX столетия.

Какими бывают танцы, кроме социальных?

  • Ритуальными – чаще всего это про религию;
  • спортивными – это про разные соревнования, в том числе чемпионаты по бальным танцам и акробатическому рок-н-роллу;
  • сценическими — балет и номера на сцене;
  • другими.

Социальные танцы – это что конкретно и как в них разобраться?

Социальных танцев много, поэтому классификации бывают разные. Чаще всего их делят

по количеству исполнителей .

И тогда они могут быть

сольными – как, например, клубные танцы-соло,

парными – как подавляющее большинство социальных танцев,

коллективными – руэда де касино, сквэр и другие.

по происхождению танцы бывают самые разные.

Европейские – контрданс, вальс, полька, ирландские сетовые танцы, испанское фламенко.

Североамериканские — вест-кост-свинг, линди-хоп, стрит-дэнс, хаус-дэнс, брейк-данс, хастл, тверк.

Латиноамериканские — сальса, бачата, меренге, кубинские виды румбы, бразильская самба, аргентинское танго.

Африканские корни имеют популярные в португалоязычных странах зук и кизомба.

Жанры здесь мы перечислили не все.


Милонга. Фестиваль «Танго белых ночей» в Санкт-Петербурге. Фото с сайта kulturologia.ru

Это не бальные танцы? А в чём разница?

В России бальные танцы считаются спортивными. Их особенность – чётко разработанные правила выполнения отдельных элементов, наличие категорий, которые присуждаются спортсменам в зависимости от результатов соревнований и возраста, а также плотная сетка турниров, в которых нужно постоянно участвовать. Жизнь человека, который серьёзно занимается бальными танцами, похожа на график теннисиста: пропуск одного или нескольких турниров может привести к тому, что из элиты танцор вылетит навсегда.


Препод-пати 2012. Тематическая вечеринка «Цыплят по осени считают».

В то же время бальные танцы, изучаемые в формате хобби-клуба, то есть не для соревнований, а «для себя», могут быть отнесены к social. Но при этом надо понимать, что в студиях, где преподают, «бальную латину», изучать будут именно те жанры, которые предусмотрены бальной программой. Но сальса, а тем более разные американские уличные жанры в бальную программу никогда не входили и не входят. А, например, танго спортивное – на соревновательном паркете – и социальное – на вечеринках-милонгах – выглядит очень по-разному.

Задача танцора-спортсмена состоит в том, чтобы двигаться по правилам, демонстрировать скорость и амплитуду движений. Задача социального танцора – получать удовольствие от танца, двигаясь красиво, безопасно и грамотно – так, чтобы не получить травму самому и не нанести её партнёрше.

В последние годы в России появляются разнообразные соревновательные формы – чемпионаты, марафоны – по социальным жанрам. Но там, где речь идёт о действительно социальном танцевании, такие мероприятии имеют разовый характер и используются для популяризации. На плотную сетку бальных турниров, когда соревнования проводятся чуть ли не еженедельно, такие соревнования совсем не похожи.


Кроме того, в американских уличных жанрах (хип-хопе, хаусе, брейк-дансе) существует особая соревновательная форма – танцевальные баттлы – состязание групп в импровизации с победой, присуждаемой по решению зала. Иногда баттлы пытаются проводить и в других танцевальных жанрах.


Танцевальный buttle

У вас там танго упомянуто. Как всё-таки отличать – это соушл или спорт?

По месту исполнения. Соревнования или подготовка к ним – значит спорт. Отдых – значит соушл.

В большинстве стран, где традиция исполнения социальных танцев самобытна, это что-то вроде современного фольклора. Их танцуют если не все, то многие, чаще – с детства. Социальные танцы танцуют в кафе, на улицах, на концертах, на специальных вечеринках.

Кстати, кто не помнит, танцплощадки в СССР были, и ещё в 50-е годы наши бабушки танцевали довольно массово – в деревнях кадриль, а в городах – вальс, а то и танго с фокстротом.

Чемпионатов нет. А что вместо них?

Помимо обычных занятий в танцевальной школе, а также вечеринок, по социальным танцами устраивают фестивали или конгрессы.

Обычное расписание танцевального конгресса – это несколько дней (уик-энд или больше) мастер-классов днём и вечеринок ночью. Иногда вечеринки начинаются с концертов с живым исполнением музыки соответствующих жанров.


В отличие от привычных концертов классической или эстрадной музыки, во время которых зрители пассивно сидят в зале, на танцевальных фестивалях под живую музыку танцуют.


Информацию о некоторых российских танцевальных конгрессах можно найти в статьях из «Энциклопедии сальсы».

Когда это всё началось?

Энциклопедия Britannica использует термин social dance для обозначения европейских придворных танцев (court dances), а также более поздних испанских салонных танцев (los bailes de salon). Таким образом, умение танцевать, которое предписывал знати светский этикет, великосветские балы и прочее также можно отнести к социальным танцам.

Правда, что социальным танцам учиться не нужно?

Увы, нужно. Поскольку мы не испанцы, не латиноамериканцы и не танцуем с детства, учиться всё равно придётся.

Остаётся радоваться, что сейчас не старые времена и танцы нам нужны не для балов, где всё общество может обсудить «как он подал руку», «как она поставила ножку», и кто не держит счёт.

А то, знаете ли, в пушкинские времена в Москве были знаменитые классы танцмейстера Карла Ивановича Йогеля. И учиться там можно было лет десять.

Ладно, уговорили. А где найти партнёра?

А надо ли искать? В парных социальных танцах нет постоянных пар, а обучение настроено на то, чтобы научить вас танцевать с любым партнёром.

Да, в некоторых школах, особенно в небольших городах, где мальчики до сих пор неохотно идут на танцы, сохраняется правило «на занятия записываем парой», но оно не повсеместно.

Если о необходимости пары Вас не предупредили, просто приходите в школу. Даже если девочек будет чуть больше, пары на занятиях всё равно периодически меняют. А иногда (тссс!) мальчиков на классах бывает даже больше, чем девочек.