Страшные истории о мертвецах. Истории про кладбище

Это настоящая история написана со слов реального человека. Однако мой собеседник просил сохранить имя и некоторые подробности в тайне. Он - работник медицины, прошел две войны: Отечественную и Корейскую. Мы сидим в маленькой, уютной гостиной, и он рассказывает захватывающие, интересные истории, а их у него было немало за семьдесят восемь лет жизни.

Его блеск в глазах и ораторское искусство уносят нас далеко-далеко назад. Однако сейчас, рассказывая эту историю, на его лице лежала печать грусти, а глазах плескалась волна боли.

«Это произошло перед самой войной. Я только получил диплом хирурга, и меня направили работать на юг – в казахские степи. Работал в небольшом районом центре хирургом в приемном отдалении, однако иногда заменял патологоанатома.

Тот жаркий летний день глубоко врезался в память, было много пациентов и у меня не было минуты передохнуть. Ко мне прислали санитара с просьбой прекратить прием и срочно заняться вскрытием тела мужчины, привезенного родными на подводе, его ударило и убило молнией. Мои коллеги провели осмотр и констатировали смерть. Родственники торопились, ехать домой было далеко и долго. Сто километров в этих местах не считались большим расстоянием. Как раз в этот момент я вскрывал фурункул и не мог оставить пациента. Ответил, что смогу подойти через несколько минут, попросив сестричку наложить повязку. Только я направился к выходу, как услышал тихий, женский голос – «не ходи». Я обернулся, осмотрел все вокруг, в кабинете никого не было, медсестра находилась в перевязочной. Тут подвезли пациента с открытым переломом бедра, я принялся оказывать экстренную помощь. За мной опять пришел санитар, но я был занят. Когда я закончил оказывать помощь, вновь женский голос очень различимо сказал – «не ходи». Затем был пациент с острым кровотечением, и я задержался.

В кабинет зашел санитар и сказал, что главврач гневается. Я ответил, что скоро подойду. Закончив с больным, и уже подходя к двери, я услышал вновь женский голос – «не ходи». И я решил – три раза меня остановили, не пойду, и точка! Остался в кабинете и возобновил прием. Пришел главный – злой, вне себя: «Почему вы не выполняете мой приказ?» На что я спокойно говорю: «У меня много пациентов, а вот терапевт сидит и ничем не занят (я тоже вскипел и нагрубил), пусть идет, он тоже проходил это как и я. Главврач, разъяренный ушел за ним.

Через двадцать минут началось вскрытие. И произошло ужасное, коллега распилил грудную клетку и начал препарировать легкие, как вдруг покойник вскочил и брызгая кровью, принялся кричать, бросился на врача. Перепуганный коллега вылетел из анатомички, весь в крови и с безумными глазами прибежал ко мне в кабинет и закричал: «Быстрее, быстрее! Он живой!» Я осматривал больного и скептически ответил: «Кто? Покойник? «Да, он живой, берите инструмент и спасите его». Я не поверил, но взял чемоданчик с инструментами, поговорил с сестрой и пошел за ним. Догнав его, я увидел, что коллега стал абсолютно седой.

На полу анатомички лежал полумертвый мужчина. Он истекал кровью, было поздно уже что-либо делать, жизнь покидала его. Спустя несколько минут он умер по-настоящему. Коллега получил большой срок за преднамеренное убийство. Во время войны его освободили, и он погиб во время освобождения Варшавы. А я так до сего дня не знаю, кто меня звал и останавливал, уберег от большой беды. Может ангел-хранитель, а может предчувствие и интуиция?..» Он закончил повествование, так и не прикоснувшись к остывшему чаю. А я сидела и размышляла о том, как тонка грань между жизнью и смертью, как много загадочного и непостижимого вокруг.

Фильмы об оживших мертвецах, мы воспринимаем как страшилку, не более. Каждый уверен, что умерший не воскресает. Тогда почему непременно встречаются у самых разных народов, разделенных тысячами километров пространства? Не кажется ли вам это странным? (сайт)

Кладбища вампиров

В 1994 году в чешском городе Челяковицы раскопали древнее кладбище X-XI в. В 11 могилах лежали останки 13 человек. Это были мужчины 30-40 лет. Все были связаны. У многих отрублены руки и головы. У каждого с левой стороны сломаны ребра - здесь вбивали осиновый кол. Видимо, тысячу лет назад жители Челяковиц имели веские основания опасаться, что эти 13 человек поднимутся из могил и постарались обезопасить себя от визита опасных гостей. Многие газеты рассказывали о страшной находке и только некоторые удосужились упомянуть, что это не первая находка захоронений вампиров.

На Балканах часто находят захоронения с пронзенными телами. И не только на Балканах. В 2009 году в Италии нашли скелет женщины с кирпичом во рту (один из методов борьбы с вампиром). Да и сам обычай класть покойника в гроб, а потом крепко заколотить его гвоздями, наводит на мысль, что наши предки всерьез опасались, что покойник может восстать из гроба.

Воскрешение из мертвых

Перелистаем хронику последних воскрешений. В 2003 году итальянец Роберто де Симоне когда родственники уже собирались накрыть гроб крышкой прокашлялся и попросил воды. В 2007 году признанный умершим попавший в аварию 21-летний Зак Данлэп во время процедуры прощания зашевелил ногами. В 2010 году в Колумбии 45-летняя "покойница" когда сотрудники ритуального агентства начали готовить ее погребению, внезапно задышала. В 2011 году в дверь Симферопольского морга начал стучать один из оживших "покойников": откройте, сволочи, холодно!

А ведь смерть каждого из них была констатирована медицинским работником. Если даже сегодня медики ошибаются, то ранее при более низком уровне развития медицины такие случаи случались куда чаще! Итальянский поэт Франческо Петрарка в 1344 году впал в летаргический сон, был признан умершим. Через 20 часов он проснулся, шокировав всех присутствующих и еще 30 лет творил после "воскрешения".

В 1772 году герцог Меклебургский указом ввел обязательный трехдневный срок между смертью и погребением - слишком часты были случаи "восстания из гроба". В Англии до сих пор действует закон, обязывающий каждый морг иметь колокол, чтобы "оживший покойник" мог поведать миру о своем возвращении в мир живых. Как видим, преждевременные захоронения считались серьезной проблемой, которая требовала своего решения.

А ведь были несчастные, приходившие в себя уже после захоронения. Если по каким-либо причинам такое захоронение вскрывали, в нем находили покойника перевернувшегося в гробу, с искаженным лицом, с окровавленными руками, разорвавшего на себе одежды.

Покойник домой вернулся!

В средневековых деревнях, где врачей не было вообще никаких, случаев захоронения живых было куда больше, чем в городах, где присутствовал хоть какой-то медик. Гораздо чаще здесь "покойники" и воскрешали. Захороненный в саване на незначительной глубине "покойник" мог вполне разорвать саван, откопаться и вернуться домой.

А теперь представьте сцену, когда домой возвращается "воскресший" - обезумевший (понятно, что такое "приключение" не могло не отразиться на психике), с окровавленным ртом (в борьбе за жизнь несчастный мог искусать себе губы в кровь), в разорванном саване! Естественно, что первым желанием у людей было как можно скорее отправить родственника туда, откуда пришел. Его и отправляли, быстро и скоро: связывали, отрубали ноги, руки, голову, чтобы уж точно умер, и вбивали в грудь кол - для страховки.

Умер - так умер, не воскресай

Переживать такой ужас никому не хотелось. Поэтому, чтобы покойники не возвращались, люди стали тратиться на гробы, крепко их сколачивали. Если человек с замершими жизненными функциями, уже готовый к захоронению вдруг подавал признаки жизни - вместо того чтобы радоваться, спешили вбить в грудь "вампиру" кол. Каждый такой случай запоминался надолго, обрастал массой подробностей. Неудивительно, что сюжет о воскресшем покойнике можно найти в фольклоре любого народа.

Так что поводы к созданию страшилок о ходячих мертвецах были. Нам же остается только утешаться, что таких случаев становится все меньше, и каждый из них уже становится сенсацией. И верить, что - плод фантазии писателей и кинематографистов.

Жуткие истории о покойниках, смерти и кладбищах. На стыке нашего мира и потустороннего иногда случаются очень странные и необычные явления, которые трудно объяснить даже очень скептически настроенным людям.

Если Вам также есть что рассказать на эту тему, Вы можете абсолютно бесплатно .

Недавно у знакомой женщины умерла мама. Она очень переживала и поделилась своими размышлениями. Рассказала историю, что , она проснулась утром рано, встала с кровати и хотела включить свет. Включатель щёлкнул, лампочка загорелась и тут же потухла. Пробовала включать несколько раз, а она не загоралась, тогда решила заменить. Выкрутила, а она целая. Она подумала, что это знак и стала просить прощение вслух у души своей мама.

Недавно читала об усопшем при зажженной свече перед его фото. Читала поздно вечером и в конце молитвы почему-то ощутила страх. Это было на 9-й день после похорон. Закралась тревога.

До этого за день привиделся покойный человек, как во сне. Я вообще ничего не поняла, так как оно очень быстро промелькнуло, и я запомнила только образ зажигающий свечу и так ярко горящую.

Напишу про небольшие странные случаи, которые случились со мной, и о которых я услышала от свидетелей явлений.

Мама живет в частном доме. Когда была в силе, часто что-то пекла, у нее такие пироги замечательные получались. Прихожу как-то к маме. Она сидит за столом с дочкой моего брата. Сидят за столом возле окна, едят пирожки, пьют чай. Сразу с порога начинают мне наперебой говорить: «а мы такое видели! Только что! 5 минут назад пролетели мимо окна над грядками несколько идеально . Так неспешно, немного все отличаются размером, величиной как средний мяч. Легкие по виду, как мыльные пузыри. И такие все яркие, переливающиеся разными цветами. Летели целенаправленно, спокойно, как будто кто-то шел и вел их на ниточке. И улетели в сторону соседей, к бабе Поле. Из окна, сколько смогли, наблюдали, на улицу не вышли, так как, несмотря на то, что было лето, день, солнце, почему-то было страшно». Я помогла им есть пирожки, а через час-полтора мы с Леной пошли по домам. Вышли во двор, а у соседей какая-то суета, вышли со двора, на улице соседка из дома напротив говорит: «баба Поля умерла».

Батюшки не рекомендуют открывать гроб после того, как покойного отпели и крышку заколотили гвоздями. Я всегда знала об этом запрете, но не могла найти объяснения этому. Погуглив, я пришла к выводу, что как бы официальной версии, почему запрещено, нет. И сейчас даже, с позволения батюшки, иногда разрешается на кладбище крышку открыть, чтобы люди, которых не было в церкви на отпевании, смогли попрощаться с усопшим. Но все-таки нежелательно.

С этим вопросом я обратилась к своей 80-летней бабуле. На что она рассказала мне историю, которая произошла с ее родственниками в деревне.

В детстве каждое лето я отдыхала у бабушки с дедушкой в деревне. Но когда мне исполнилось девять лет, бабушка умерла от рака. Она была отзывчивым и добрым человеком, и очень хорошей бабушкой.

В четырнадцать лет я приехала в деревню к дедушке, которому было очень одиноко и грустно без жены. Утром мой дедушка пошел на местный рынок, пока я спала в уютной кровати.

Тут я сквозь сон слышу какие-то непонятные шаги по деревянном полу. Скрипит прямо отчетливо так. Я лежала лицом к стене и боялась пошевелиться. Сначала подумала, что это дедушка вернулся. Потом вспомнила, что утром он всегда на рынке. И вдруг мне на плечо опускается чья-то холодная рука, и затем я слышу голос покойной бабушки: «Не ходите на речку». Я даже пошевелиться не смогла от страха, а когда взяла себя в руки, ничего странного не происходило.

Я здесь , что живём рядом с кладбищем и у меня была молодая выпивающая соседка. К ней приходил её отец покойный, и мы рассуждали о жизни и смерти. Она в итоге умерла. Недавно был год со дня смерти.

Жила она в доме, расположенного вдоль главной улицы и мимо которого приходится проходить каждый день. И вот этот год, я ходила в магазин почти каждый день, мимо её дома, но не проходила спокойно, а пробегала быстрей не глядя. Всегда возникало нехорошее чувство и какой -то неживости. Я всё списывала на прошлую смерть и время.

Когда я получала свою профессию, то жила в общежитии не в родном городе. Домой ездила раз в две недели. В комнате общежития нас жило 3 девушки, их родной дом был ближе, чем мой и к родителям они ездили каждые выходные.

В январе 2007 умерла моя единственная бабушка. Хотя при ее жизни мы с ней не так уж часто общались, да и отношения у нас с ней были не такие близкие, как у многих, но после смерти, она какое-то время часто мне снилась. Но речь пойдёт об одном сне или явлении, не знаю даже как назвать.

По бабушке был сороковой день, но на поминки я не поехала, у нас как раз были экзамены (да и как я говорила, каких-то особо тёплых родственных отношений у нас с ней не было). Я оставалась одна в комнате и готовилась к экзаменам, время было уже около 2 часов ночи, и я решила ложиться спать. Свет я выключать не стала (мы часто с девочками спали со светом), закрыла дверь на шпингалет и, отвернувшись к стене, легла. Сон ну никак не хотел ко мне идти, и я лежала и думала о всяких экзаменах.

Я с детства жила в маленьком поселке возле железной дороги, а вокруг был лес. Родители работали в другом городе и приезжали редко, а я жила с дедушкой и бабушкой.

Когда я была совсем маленькой, мы жили не в самом поселке, а на отшибе возле кладбища. Там стояло несколько очень старых, наверное, девятнадцатого века постройки домов и в них еще жили люди. Потом дедушка построил новый дом в самом поселке, и мы переехали.

Я с детства привыкла к кладбищу и ничуть его не боялась и даже часто прогуливалась там. Кладбище тоже было очень старым, но на нем иногда еще хоронили. Небольшое совсем, легко обойти. Мне нравилось рассматривать фото и имена на надгробиях, представляя, какими людьми были лежащие здесь, что они повидали и пережили, о чем бы с ними можно было поговорить. Там неподалеку была примерно моего возраста, я к ней приходила и клала цветочки на могилу, было еще несколько могил пожилых людей, которые мне особо нравились. Может быть, от одиночества все это было. Других детей в посёлке не было, одни взрослые, играть не с кем. Но мне всегда казалось, что Мертвые, как я их называла мысленно — это вполне реальные существа, с которыми можно общаться, если постараться.

Как-то пришлось мне устроиться ночным дежурным в один из моргов. Работа не пыльная, сутки через трое, клиентура покладистая, без особых претензий.

Поначалу, конечно, было страшно и противно. Потом ничего, привык. Однажды заступаю на дежурство. К вечеру появился Митрич. Он в морге этом лет, наверное, двадцать проработал. Приходит и говорит:

— Ты сегодня на ночь в дежурке закройся и не выходи, чтобы там ни случилось. Ночь сегодня плохая. Первая ночь полнолуния, всякое может быть.

Я проснулся в шесть часов утра, чему способствовал храп мертвецки пьяного человека над моим ухом. Открыв глаза, я какое-то время пытался определить свое местоположение. Осмотрев комнату, вспомнил, что ночью приехал к другу на вечеринку, где намечалась грандиозная попойка. И, судя по необыкновенному хаосу в доме и спящим в разных местах людям, она действительно удалась. Стряхнув с себя храпящее тело товарища, поднимаюсь на ноги. К девяти утра мне следовало быть в одном месте, сделать дела. Холодный душ и кофе привели меня в порядок. Двадцать минут я пытался вызвать такси, но линия постоянно занята. Наконец я решил, что не могу больше ждать, и вышел из дома по направлению к дороге, надеясь поймать попутку.

Одна моя приятельница, звали ее Ольгой, сняла на лето дачку в Тульской области. Простенький бревенчатый дом на отшибе, старый яблоневый сад, живая изгородь из смородиновых и малиновых кустов, рядом небольшой, поросший камышами пруд, у соседа - козы, можно покупать свежее молоко. Ольга была довольна и весь июнь звонила, чтобы посвятить меня в новые подробности жизни в этой земле обетованной. Новости ее были бесхитростными (нашла в лесу земляничную поляну, была гроза, и она наблюдала за молниями с чердака - это было чертовски красиво, сосед пропорол ногу гвоздем, и она оказывала ему первую помощь, к ней прибился старый рыжий кот, и теперь она каждый день выносит на веранду блюдце со сметаной), а голос - довольный, и даже не видя ее лица, я понимала, что она улыбается.

Приезжай, - говорила Ольга. - Хоть на пару дней.

Наверняка в каждой деревне найдется пара местных «пугалок». Обычно такие рассказывают деревенские бабульки или ребятня во время костровых посиделок. Как правило, это скучные байки о домовых, пиковых дамах, гробах на колесиках и прочей суеверной фигне. В лучшем случае вам перескажут историю о местном маньяке, если таковой имелся — разумеется, со всеми подробностями и приукрашениями.

Меня это тоже стороной не обошло. И в лагерях наслушался всякого, и у костров, а в школе так у нас вообще чуть ли не соревнование было, кто расскажет страшилку покруче. Каждая была унылее и банальнее предыдущей. Однако среди всей этой белиберды мне попалась одна история, резко отличающаяся от привычных страшилок.
Необычность, даже экслюзивность этой истории я осознал лишь с возрастом.

В общем, эта история произошла очень давно..Живу я в обычной пятиэтажке, где друг напротив друга находятся обычно по три – четыре квартиры. И естественно звук из соседних квартир слышится ну очень хорошо.

Под нашей квартирой проживал алкоголик по имени дядя Саша. Не самая выдающаяся личность, таких в нашем районе очень много, потерял работу, жил под опекой матери. Но если говорить о его матери – замечательная женщина, всегда приветливая, слова плохого никогда не говорила, со всеми дружила. Да и сына очень любила. Как и он ее.Правда она очень переживала за своего сына (а кто за своих детей не переживает?), и в один такой момент когда ее «подарок” вернулся пьяный домой и начал буянить, маму его и застал сердечный приступ.
Мы всем домом скинулись на похороны, ведь очень жаль было - хорошая женщина была. Схоронили, как говорится, и забыли … А сына ее еще долго попрекали в том, что смерть родной матери – его вина. Дядя Саша тоже чувствовал свою вину. И очень изменился с момента похорон. Видеть его стали реже, он похудел и стал молчаливым, а звуков пьянки мы практически перестали слышать. Но у всего бывает свой конец. Так что дядя Саша все – таки дорвался до спиртного, сорвался.

Давным-давно, когда еще златоглавый наш Киев был во власти поляков, жила-была там одна старушка, вдова лесничего. Маленькая хатка ее стояла в лесу, где лежит дорога к Китаевой пустыни: здесь, пополам с горем, перебивалась она трудами рук своих, вместе с шестнадцатилетнею Горпинкою, дочерью и единою своего отрадою. И подлинно дочь дана была ей на отраду: она росла, как молодая черешня, высока и стройна; черные ее волосы, заплетенные в дрибушки, отливались как вороново крыло под разноцветными скиндячками, большие глаза ее чернелись и светились тихим огнем, как два полу-истухших угля, на которых еще перебегали искорки. Бела, румяна и свежа, как молодой цветок на утренней заре, она росла на беду сердцам молодецким и на зависть своим подружкам. Мать не слышала в ней души, и труженики божии,честные отцы Китаевой пустыни, умильно и приветливо глядели на нее как на будущего своего собрата райского, когда она подходила к ним под благословение.

Тихое постукивание грубой пластмассы неведомым образом успокаивало Павла. Мало того, погружало его сознание в некое подобие целебного полусна. Через пару часов он выйдет из своего полутёмного убежища с новыми силами. А силы ему понадобятся, особенно завтра. Утром ему предстояло здорово побегать: найти двух помощников и приступить к выполнению заказа, на завершение которого им отведено всего четыре дня.

Мой павильон (а не ларек, уж будьте добры) стоит на автобусной остановке. Зимой кто-то повадился окна бить - не взламывали, а просто хулиганили. И я поставил две камеры, смотрящие в те стороны, куда выходят окна - ну, естественно так, чтобы снаружи они в глаза не бросались.

Я поднимаюсь на ноги сам, родители - алкоголики, на образование ни денег, ни времени не было. И мой павильон - чисто моя заслуга. Я и на кассе, и товар закупаю, и бухгалтерскую отчетность сдаю. И вокруг павильона за порядком слежу - не собираюсь останавливаться на достигнутом, а потому надо уже сейчас держать марку.

Первое осеннее утро радовало бодрящей прохладой. Влажный ветерок трепал бантики дочери-первоклашки, и по-собачьи навязчиво лизал свежевыбритые щёки Андрея. Утренний холодок был как нельзя кстати после бессонной ночи. Супруга так и не смогла отпроситься с работы, вот и пришлось примерному папаше после ночной смены вести любимое чадо на первую школьную линейку.

Как запрограммированный, Андрей спускал затвор цифровой «мыльницы», выцеливая мило кривляющуюся дочурку. Торжественные речи учителей нагоняли сильнейшую дрёму. Немного взбодрить Андрея смогли лишь рослые старшеклассницы, как сачком ловившие лёгкие мотыльки мужских взглядов своими на удивление зрелыми формами. Но и эта гремучая смесь соблазна и невинности не стала неодолимой преградой для усталости, вязким клеем смыкавшей разбухшие веки Андрея.

Несколько лет назад журнал "Daily World News" опубликовал сенсационные рассказы людей, которые якобы стали очевидцами настоящей "демонстрации" выходцев с того света.

По их словам, это произошло в Австрии на деревенском кладбище недалеко от города Брукк-ан-дер-Мур. Будто бы мертвецы покинули свои могилы и на глазах у перепуганных жителей колонной прошествовали через соседнюю деревню. Эта ужасная процессия, от одного вида которой волосы вставали дыбом, состояла в основном из пожелтевших скелетов, но были в ней и полуразложившиеся трупы, источавшие немыслимое зловоние. Безучастные ко всему окружающему "демонстранты", словно повинуясь кому-то, подошли к озеру и, как показалось очевидцам, растворились в его воде. Многие видели в ту ночь в небе яркий свет, а некоторые утверждали, что в озеро упал метеорит. На следующий дань пришедшие на кладбище люди обнаружили, что все могилы пусты.

У исследователей паранормальных явлений отношение к историям с ожившими мертвецами неоднозначное. А вот появление призраков не только на действующих кладбищах, но и в местах давних захоронений считается вполне достоверным фактом. Причём в многочисленных рассказах об этом фигурируют не только деревенские погосты.

Среди наиболее известных - Весерфилдское кладбище в американском штате Коннектикут. Были случаи, когда призраки появлялись там в дневное время. Один фотограф безвылазно просидел на кладбище несколько дней и в конце концов сфотографировал привидение, возникшее на могиле человека, умершего от укуса змеи. Правда, впоследствии снимок сочли "недостоверным". Новых охотников подежурить с фото- или кинокамерой в "городе мёртвых" не нашлось.

Появление призрака было совершенно случайно зафиксировано в лондонской Национальной галерее. Там установили усовершенствованную систему охранной сигнализации. И почти сразу в одну из ночей она сработала. Поднялась тревога, однако воров, как ни обыскивали музей, не обнаружили. Охранник, на котором лица не было от страха, бормотал примчавшимся полицейским нечто невразумительное: "Призрак! Я видел, как он прошёл по залу старых голландских мастеров и рассматривал картины. А потом исчез. Растворился в воздухе..." Директор галереи распорядился проверить видеозапись, сделанную телекамерой охранной системы. И каково же было его изумление, когда на экране показался тёмный силуэт человека, действовавшего в точном соответствии с рассказом охранника. Специалисты, исследовавшие плёнку, пришли к выводу, что на ней запечатлено самое настоящее привидение.

Дальнейшее расследование выявило, что и раньше охранники, совершавшие в ночное время обход помещений музея, видели призраков в пустых запах. Администрация посчитала, что охранники из-за слабого освещения принимали за призраков причудливую игру теней. Но некоторые объясняли появление выходцев с того света в Национальной галерее тем, что музей построен на месте, где когда-то было старинное кладбище и большая глубокая яма, в которую без церковного отпевания сбрасывали тела умерших во время страшной эпидемии чумы в середине XVII века.

В Эдинбурге, столице Шотландии, призраки дают о себе знать в старинной церкви Грейфрайэрс. Этот храм, связанный с множеством различных исторических событий, посещают множество туристов. Их особенно интересует древнее церковное кладбище, где снимались многие очень популярные исторические фильмы. Именно туристы рассказывали, что во время экскурсий по старому кладбищу они слышали громкие негодующие голоса, видели призрачные фигуры и порой получали при этом от какой-то неведомой силы довольно болезненные толчки и удары.

За два года число подобных свидетельств и жалоб перевалило за полсотни, и туристические бюро с согласия церковных властей пригласили на кладбище двух экспертов-медиумов из шотландского отделения Общества по исследованию паранормальных явлений. Те установили, что вся территория старинного кладбища наполнена болью и страданиями. А в тех местах, где туристы видели привидения и ощущали физическое воздействие в виде толчков и ударов, приборы зафиксировали мощные энергетические выбросы.

Как сообщают средневековые хроники, в XVII веке на территории кладбища, при церкви Грейфрайэрс, находилась тюрьма, куда в 1679 году король Карл II бросил более тысячи своих противников. Многие были там же казнены и похоронены на местном погосте. Рядом со своими жертвами погребен и лорд Маккензи, выносивший смертные приговоры. Проводившие обследование эксперты убеждены, что именно дух кровожадного лорда терроризирует туристов энергетическими толчками и ударами.

"Каэры" с того света

Каэры - сокращённое от "контрреволюционеры". Так называли тех, кто проходил по 58-й статье, то есть обвинялся в контрреволюционной деятельности и пропаганде. Но был и такой уникальный случай, когда следствие по 58-й велось в отношении... привидений.

В довоенной Москве большие заводы нередко располагались по соседству с жилыми массивами. Авиамоторный завод № 24 в Сталинском районе находился неподалёку от нынешней станции метро "Семёновская". В конце тридцатых годов завод начал расширяться, и ему отдали территорию, где было старое кладбище. Никаких перезахоронений останков делать не стали, могилы просто сровняли с землёй и выстроили там огромный испытательный цех. На том заводе и приключилась загадочная история с привидениями.

Весной 1941 года техника-инструментальщика, старого партийца Ивана Храпова вызвали к секретарю парткома. Там рядом с партийным начальником сидел военный с чекистскими петлицами. Состоявшийся доверительный разговор немало удивил Храпова. По словам энкавэдэшника, кто-то пытается сорвать выполнение важного оборонного задания. В испытательном цехе появились загадочные личности, загримированные под призраков. Они до такой степени запугивают мотористов, что те отказываются выходить на работу в те дни, когда планируются испытания новых моторов. Дополнительная охрана, выставленная вокруг цеха, не помогла: "призраки" непостижимым образом ухитряются проникать внутрь.

Поскольку Храпов в своё время служил в "чрезвычайке", ему поручается секретное задание. Под видом стажёра его переведут в испытательный цех, где он должен установить, действительно ли там появляются личности, выдающие себя за призраков, или это придумано мотористами, возможно, членами контрреволюционной группы, задумавшей сорвать производство новой авиационной техники.

Храпов взялся за порученное ему дело. Но новых ЧП с призраками в испытательном цехе больше не происходило. До тех пор, пока после первомайских праздников не поступила на испытание партия новых моторов.

В первую же ночную смену начальник цеха срочно позвал Храпова к одному из стендов. Бледный как полотно дежурный моторист рассказал, что, как только он включил мотор, откуда-то вдруг возникший призрак стал душить его. Храпов обшарил весь цех. Никого. И привидение больше не появилось, хотя моторы "гоняли" на всех стендах.

В дальнейшем такие ЧП повторялись не реже одного раза в две недели, и только у стендов с новыми моторами. Но когда Храпов прибегал туда, никаких посланцев с того света уже не было. В конце концов он договорился с начальником цеха, чтобы несколько смен подряд злополучные моторы испытывали только на одном стенде, и стал круглосуточно дежурить возле него. И вот на третью ночь Храпов сидел, погружённый в свои мысли. Вдруг страшный грохот работавшего рядом мотора внезапно смолк. Иван Сергеевич повернулся к находившемуся у приборной панели мотористу и не поверил своим глазам: между ним и панелью была отчётливо видна полупрозрачная фигура человека, которую моторист пытался оттолкнуть от себя. Иван Сергеевич вскочил - но призрак тут же растаял в воздухе...

Храпов рассказал об увиденном чекисту. Тот был явно озадачен. Пообещал, что к расследованию привлекут соответствующих специалистов. Однако начавшаяся вскоре война помешала. Завод № 24 был эвакуирован в Куйбышев, там призраки больше не появлялись.

Эту историю мне рассказал сам Иван Сергеевич Храпов. А вот в одном из закрытых учебных заведений НКВД выходцы с того света взяли в оборот... самих чекистов!

Месть обитателей "Города мертвых"

На полпути из Ленинграда в Петергоф стоит Троице-Сергиев монастырь, основанный в 1732 году. На его кладбище почти два века хоронили знатных особ и монахов. После революции монастырь закрыли, а в тридцатые годы в его просторные здания въехала школа подготовки стрелков военизированной охраны. Новые хозяева начали с уничтожения "наследия времён самодержавия и мракобесия". Особое рвение проявил начальник школы товарищ Фельдман, собственноручно круша богатые надгробия на монастырском кладбище.

А через неделю после этого стали происходить странные вещи. По ночам в гулких коридорах слышались чьи-то шаркающие шаги, раздавалось невнятное бормотание и жалобные стоны. Дневальные замечали в служебных помещениях неясные тени и ощущали явственный запах тлена.

Через некоторое время все обратили внимание на то, как неузнаваемо изменился начальник школы. Фельдман перестал проводить еженедельные политинформации, осунулся, постарел, стал раздражителен и пуглив. По ночам запирался в своём кабинете, где, по слухам, пил водку. Иногда из-за двери доносились глухие голоса, но с кем мог разговаривать начальник, никто не знал. А в марте сорокового в кабинете Фельдмана грохнул пистолетный выстрел. В оставленной им записке была какая-то чушь: мол, уходит из жизни, потому что не в силах больше выносить преследований двух белых старцев. Присланная для расследования ЧП комиссия, конечно же, в привидения не поверила, а пришла к выводу, что чекист просто допился до чёртиков.

После войны в монастыре разместилась школа милиции, а на месте кладбища был устроен плац для строевой подготовки. И привидения опять дали о себе знать: по ночам в коридорах бродили призрачные фигуры, раздавались стоны и проклятия.

В начале девяностых годов в милицейскую школу начали принимать девушек.

Как и курсанты-юноши, они находились на казарменном положении. И вот в одну из ночей в женском корпусе раздался дикий визг. Дежурный офицер быстро выяснил причину. Оказалось, что кто-то тайком проник в казарму и полез в койку к одной из курсанток. О ЧП немедленно известили начальника школы.

Ты запомнила того мерзавца? Опознать сможешь? - спросил разгневанный начальник перепуганную, зарёванную девицу.

Да не курсант он вовсе. Старик какой-то. Бледный, вонючий и холодный, как ледышка!

Расследование этого дела с позиции материализма никаких результатов не дало, а местные старожилы шептались о мести тех, кто был захоронен на бывшем кладбище.

Что стоит за местью мертвых

Испокон веков на Руси существовала традиция хоронить в стороне от жилья и уважительно относиться к местам вечного успокоения. Наши предки знали, что разорение погоста может навлечь беду. То есть ещё в старину люди убедились, что наш материальный мир и тот свет связаны друг с другом. Но если существует подтверждаемая фактами связь между двумя мирами, значит, должен быть и механизм её реализации. Новейшие научные исследования подтверждают это и к тому же раскрывают сущность такого взаимодействия. И дело тут вовсе не в мести покойников.

Многие учёные, в том числе психологи, биологи и физики, считают, что человек, как личность, состоит из физического тела и души, или, как теперь говорят, энергоинформационной сущности. Исследованиями с применением сверхчувствительных приборов сегодня установлено, что после смерти человека душа покидает тело не сразу, а поэтапно, в течение определённого времени. Это, в частности, подтвердили опыты с использованием эффекта Кирлиана, поставленные санкт-петербургским физиком К. Коротковым. А британские исследователи, размещавшие на могилах специальные приёмники, зафиксировали энергетические всплески на девятый и сороковой день после кончины человека.

Учёные полагают, что при первом всплеске энергоинформационная сущность выходит из физического тела, а при втором отлетает от него в тонкий мир. Но и после этого она сохраняет информационную связь с оставшейся в могиле плотью, то есть скелетом человека. Благодаря наличию такой связи близкие, приходящие на могилы усопших, могут вступать в контакт с их душами, чтобы получить поддержку в критических жизненных ситуациях.

Вместе с тем именно связь души с оставшимся в земле прахом её бывшего биологического носителя приводит к своеобразной материализации энергетической сущности в виде призрака. Чаще всего это происходит, когда нарушается вечный покой останков. А катализаторами или субъектами, посылающими вызов в тонкий мир, являются души тех, кто безвременно ушёл из жизни в результате несчастного случая или насильственной смерти. Они не могут перейти в загробный мир и вынуждены оставаться на Земле рядом с живущими, перед которыми нередко предстают в виде привидений. Но вообще-то наука пока ещё только подходит к разгадке тайн "города мёртвых".