Татарские народные узоры. Дидактические игры по ознакомлению детей с татарским орнаментом

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

и его использование

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность - асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.


Странно, но только сейчас, я стала по-настоящему воспринимать национальные узоры и орнаменты. Вот, например, татарский орнамент. Всю жизнь прожила в Казани, по национальности татарка, а все народное как-то проходило мимо меня...

Все началось с предложения одного книжного издательства об иллюстрировании Корана (подарочный экземпляр), но только с татарским орнаментом. Сначала я подумала, что быстро с этим справлюсь, материала по восточным мотивам у меня много. Сделала эскизы, показала заказчикам, им понравилось, но они сказали, что с такими орнаментами, какие предложила я, они могли бы заказать Коран и в Арабских Эмиратах.

Вот здесь я и поняла «легкость» своего отношения к работе! И пошла в Ленинскую библиотеку! Обложилась книгами по татарскому орнаменту, историческими очерками о создании народных ремесел, благо у татарского народа их много! Одна кожаная мозаика чего стоит! А вышивка золотом на народном костюме, а вышивка на полотенцах!

Вот так, напитавшись настоящим, чем-то чистым, и правильным, я почувствовала в себе такой эмоциональный подъем! Что мне хочется творить и творить! Теперь я просто влюбилась в тему, и мне очень хочется показать всем красоту национальных узоров!

1. Здесь татарский орнамент создан по мотивам орнаментов кожаной мозаики, часто используемый в изготовлении национальных сапожек.

2. Татарские кожаные сапожки. Есть конечно красивее, но зато они лично мои.

3. В продолжение темы узоров из кожаной мозаики - отдельные фрагменты орнаментов, воспроизведенные мною на плитке 10х10 см.

6. Татарский узор на плитке 10х10 см.

7. Врата. Роспись по сусальному золоту, работа оформлена в багет.

8. Зеркало «Татарский узор». Вдохновением для росписи этого зеркала послужила увиденная мной вышитая скатерть 1884 года, в Национальном музее РТ. Скатерть конечно фантастически красива! Вышивка!

9. Мечеть Кул-Шариф в обрамлении татарского орнамента.25х35 см

Национальные сувениры очень востребованы. Убедилась в этом, когда на территории музея-заповедника "Казанский кремль", в главной мечети Кул-Шариф проходила моя персональная выставка "Восточные мотивы в росписи на керамической плитке". Интерес был очень большой, благо, кураторы выставки постоянно продлевали ее, за что им отдельное спасибо. Ведь поток туристов с весны до осени просто огромен. И я рада, что мои работы "вписались" в общий колорит сувенирной продукции и что можно предложить что-то еще, кроме классического набора - чак-чака и тюбетеек.

Мои новые работы, представленные на очередной персональной выставке в мечети Кул Шариф "Переливы узоров" татарский орнамент, в 2013 году.

Зеркало "Татарское окошечко" , выполнено по мотивам домовой резьбы в татарских деревнях.

Зеркало "Татарские переливы"

Панно из плитки " Татарская песня". Надглазурная роспись, обжиг 830 С. 50 х 50 см

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830


Набор тарелок с татарским орнаментом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

    познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна») ;

    активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

    закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

    обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации ;

    освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

    повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

    развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

    развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

    способствовать развитию художественного вкуса;

    развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

    воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

    воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический» . Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.


«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.


Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор ? (цветок, листок)

Как называется этот цветок? (Тюльпан)

Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей.

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Наряду с художественно-эстетическими сторонами в орнаменте довольно выпукло проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.

Узор на конце полотенца. Тамбур. Вторая половина XIX в. Коллекция НМ РТ. Узор на намазлыке. Фрагмент. Тамбур. Середина XIX в. Коллекция НМ РТ.

Эти корни связаны с типичными для кочевой культуры видами искусства, в которых разработка орнамента исходила в своей основе из техники аппликации и мозаики по коже и шерсти, тамбурной вышивки, войлоковаляния и др. Оказанные виды техники орнаментации, сохранившиеся до сегодняшнего дня в народном творчестве, способствовали развитию криволинейных мотивов, узоров и в целом своеобразного стиля, оказавшего значительное влияние на более поздний орнамент, связанный с другими видами техники орнаментации (резьба по камню, дереву, некоторые виды ювелирной техники и др.).

Устойчивость орнамента, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела к своеобразному сосуществованию орнамента двух типов - древнего скотоводческого и земледельческого, давших начало развитию ряда производных узоров. Различные исторические напластования обусловили многообразие и сложность орнамента, который в процессе своего длительного развития уже в первой половине XVI в. имел ярко выраженные стилевые признаки, связанные с художественными традициями волжско-камских булгар и золотоордынских татар.

Сравнительно-историческое изучение показывает, что при наличии в татарском орнаменте ряда общетюркских элементов в нем имеется и весьма архаическая группа, обнаруживающая связь с орнаментом древнего горно-алтайского искусства первого тысячелетия до н.э. Широко распространена большая группа орнаментов средневекового периода (начиная с булгарских времен), родственная орнаменту народов огузо-печенежского происхождения, что указывает на древнюю этногенетическую связь татарского народа с огузо-печенежской группой тюркоязычных народов. В то же время в орнаменте татар имеются элементы, обнаруживающие родственность с орнаментом племен и народов кипчакской языковой группы.

Несомненно, что сложные исторические условия формирования культуры и искусства народа предопределили наличие в татарском орнаменте элементов орнамента других племен и народностей, сыгравших определенную роль в культуре и этногенезе казанских татар. Поэтому изучение татарского орнамента требует использования материалов по народному искусству ряда других народов. К сожалению, искусствоведческая и этнографическая литература в области народного изобразительного искусства и особенно орнамента тюркоязычных народов Востока и финно-угорских народов Малочисленны материалы и по орнаменту волжско-камских булгар, от которых сохранились в основном произведения городских ремесленников-профессионалов (ювелиров, резчиков по кости, камню). Надо отметить, что в своих исследованиях мне приходится сравнивать народный орнамент казанских татар с орнаментом городских изделий волжско-камских булгар. Это вполне допустимо, так как творчество ремесленников-профессионалов в период средневековья тесно переплеталось с народным творчеством и отражало его художественные традиции и концепции.

Внимание к татарскому орнаменту вызывается не только проблемами, связанными с их научным характером и представляющими определенный интерес для искусствоведов, этнографов, историков, но и практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.

Реалистическая основа восприятия действительности, отраженная в народном орнаменте, придает произведениям татарских мастеров и мастериц особенно большую художественную и познавательную ценность. Реализм татарского орнамента базируется на его глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа, с теми техническими приемами узоротворчества, которые определяли органичность узора с материалом и назначением бытового изделия.

Елена Моторина

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по ознакомлению с татарским орнаментом детей среднего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с новыми требованиями к уголку «Туган ирем Татарстан » .

Дидактическая игра «Найди пару» (домино)

Цель игры :

Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента .

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

Дидактическая игра «Составь узор на салфетке»

Цель игры :

Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на салфетке .

Развивать умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей , названиями . Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Правила игры :

В игре используются «салфетки» белого, желтого и красного цвета, элементы татарского орнамента - тюльпаны , колокольчики, листики.

1 вариант. Каждый игрок берет по одной «салфетке» и выбирая элементы татарского орнамента выкладывает на ней узор.

2 вариант. Игроку дается «салфетка» с уже выложенным на ней узором. Ему необходимо выложить такой же узор на своей «салфетке» .

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель игры :

Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента : тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей , названиями татарского национального орнамента .

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки. Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.

1вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.

2 вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.

3 вариант Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.